Сейчас на борту: 
John Smith,
Боярин,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 09.05.2017 07:46:53

Елкин А В
Гость




Киттихаук в Керченском проливе

4

Друзья нужна помощь.
Подняли самолет в проливе. Номера будут позже.
Вероятно это самолет 3 а/э 30-го РАП. Летчик Крайний Николай Семенович, 1921 г.р. Был сбит огнем ЗА противника 15.11.1943. Летчик остался жив. Продержался на воде около 4-х часов.
Рассказ может быть к нему привязан. Только координаты не бьются
http://i057.radikal.ru/1705/aa/cb2cb9a31290.jpg

http://s019.radikal.ru/i633/1705/e0/93e603a97440.jpg

http://s019.radikal.ru/i623/1705/e1/a5e66a1a6c97.jpg


http://s016.radikal.ru/i337/1705/73/f81070d9e4ef.jpg

#2 09.05.2017 17:30:39

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Киттихаук в Керченском проливе

2

Рассказ выше - это о 1944, когда Крайнего 2-й раз сбили в море.

По 1943 году: 15.11.43 при разведке переднего края мотор "Киттихаука" Крайнего был поврежден зенитным огнем. Тянул через пролив, но сел на воду не доходя до косы Тузла. За ним послали катер, который его и спас. С момента приводнения до спасения прошло часа полтора, если не больше. Лётчик отделался легкими ушибами. Судя по тому, что самолет нашли практически целым, это с вероятностью около 100% самолет Крайнего. Можно координаты узнать? Теперь, наверное, это уже не секрет.

Отредактированно А. Кузнецов (09.05.2017 18:03:28)

#3 11.05.2017 05:02:04

Елкин А В
Гость




Re: Киттихаук в Керченском проливе

1

45° 12.774'С  36° 31.116'В

#4 11.05.2017 11:58:51

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Киттихаук в Керченском проливе

Спасибо! По тому, как это описано в оперсводках, создавалось впечатление, что он был ближе к косе Тузла. Интересно.

#5 11.05.2017 14:30:45

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13847




Re: Киттихаук в Керченском проливе

Елкин А В написал:

#1161013
Рассказ может быть к нему привязан. Только координаты не бьются

А. Кузнецов написал:

#1161160
Рассказ выше - это о 1944, когда Крайнего 2-й раз сбили в море.

18 апреля сорок четвертого года, в разведывательном полете над вражескими кораблями, машина командира звена Николая Крайнего была сильно повреждена осколками зенитного снаряда. Мотор работал с перебоями, потом заклинился совсем. Николай возможно дальше отлетел от кораблей, искусно приводнился километрах в пятнадцати от мыса Тарханкут. Быстро вылез из кабины, соскользнул с плоскости, отплыл от тонущего самолета. Его ведомый Борис Крылов тщательно нанес место на карту и поспешил к своим. Кстати, и сам Крайний, планируя на воду, успел не только сообщить на аэродром, что подбит, но и кратко передать добытые разведданные.

— Карпов, у тебя уже есть опыт спасения своего земляка,- сказал капитан Новиков.- Как только сядет Крылов, уточни место и вылетай в паре с Гавришем. Катер выходит с мыса Тарханкут.

Море было спокойно, видимость отличная. Но и в этих условиях найти крохотную резиновую лодчонку — задача не из легких даже и для опытных воздушных разведчиков. Минут тридцать бороздили море впустую. И вдруг доклад Гавриша:

— Вижу "Гамбург", захожу в атаку! Помоги завалить каракатицу!

Каракатицей они прозвали Га-138-огромный четырехмоторный, до зубов вооруженный гидросамолет. Это его "завалить". Ишь как просто! Но и характер друга был Александру известен: раз решил, не отстанет.

Алексей уже атаковал. Первые очереди не произвели на "Гамбург" никакого впечатления: продолжал лететь как ни в чем не бывало, коротко отплевываясь из пушек и пулеметов. Попробуй подойди! Карпов представил себе лицо друга и чуть не расхохотался.

Однако в следующий момент не поверил своим глазам. "Гамбург" лежал на воде и горел. От него отходила большая шлюпка, в ней шестеро гитлеровцев...

— Саша!- услышал в наушниках еще хриплый от злости голос Гавриша.- У меня мотор... сильно трясет...

— Тяни домой! Пусть вышлют смену...

Оставшись один, продолжил поиск по курсу "Гамбурга": вероятно, тот и летел, чтобы забрать сбитого советского летчика.

Так и оказалось.

Вернувшись к катеру, увидел, что моряки уже снимают со шлюпки экипаж каракатицы. Затем подняли на борт и Николая.

— Ну уж теперь-то тебя ни огонь, ни вода не возьмут!- поздравлял друга Карпов, когда они встретились вечером на аэродроме.

И в самом деле не взяли.

...Отдав многие годы жизни военной авиации, подполковник в отставке Николай Семенович Крайний перешел в гражданскую, где трудится и по сей день. Живет в Минводах, с нетерпением ждет каждой встречи со своим верным другом, дважды выручившим его из беды... http://militera.lib.ru/memo/russian/minakov/23.html

Елкин А В написал:

#1161013
Вероятно это самолет 3 а/э 30-го РАП. Летчик Крайний Николай Семенович, 1921 г.р. Был сбит огнем ЗА противника 15.11.1943. Летчик остался жив. Продержался на воде около 4-х часов.

Едва Карпов закончил доклад о полете, к комэску подбежал адъютант:

— Сообщение с ВПУ: над Керчью сбит наш истребитель! Летчик держится на воде в проливе. Это младший лейтенант Крайний, товарищ капитан! Моряки выслали катер, но...

Александр поднял с земли парашют, вернулся к комэску.

— Товарищ капитан...

О дружбе Карпова и Крайнего комэск, конечно, помнил, но... третий полет, без передышки...

— Очень прошу...

Комэск колебался какие-то секунды.

— Ладно,- махнул рукой.- Беру на свою ответственность. А-а, какая там ответственность... Друг в беде! Машину проверить не забудь только...

Таманский полуостров был недавно освобожден от врага. Керченский еще занят. Ширина пролива в том месте, где ориентировочно приводнился Николай, около десяти километров. Немало! Одно дело знать квадрат на карте, другое — найти его в море, где нет никаких ориентиров. Да и в квадрате, среди осенних бушующих волн, отыскать крохотную точку...

Пройдя Тамань, обогнал катер, спешащий в том же направлении. Снизился, покачал крыльями: "Скоро вернусь!"

Первый галс сделал вдоль своего побережья — ничего. Сдвинулся к середине пролива, вернулся — безрезультатно...

Волнение на море усиливалось, близился вечер. Всматривался до боли в глазах в будто застывшие полосы волн, вздрагивал от мысли, что может оставить здесь друга на ночь...

Галс за галсом, все ближе к вражескому берегу. Теперь нельзя забывать и про воздух. И все равно забывал. Хоть понимал, что связаться с "мессерами" сейчас значило потерять уже всякую надежду...

Когда в пестрой свинцово-белой глади внизу мелькнула оранжевая искорка, не поверил глазам, решил, что от усталости. Но она показалась вновь. Александр осторожно, как бы боясь спугнуть ее, развернулся, снизился до бреющего. Николай лежал в спасательной лодке на спине, махал рукой с зажатым в ней шлемом.

— Держись, дружище!- изо всех сил закричал Александр.- Сейчас приведу катер!

Опомнился, сделал круг, покачал крыльями. Сколько раз в этот день ему пришлось пользоваться этим универсальным сигналом...

Катер нашел быстро, подал тот же знак, на этот раз говорящий: "Следуй за мной!" Казалось бы, все сделано, можно расслабиться. Но получилось наоборот. Вдруг охватила тревога, почудилось, что моряки не торопятся, а к другу в любую минуту может подойти вражеский катер: гитлеровцы наверняка проследили, где приводнился сбитый летчик. Снизился, увидел мощный бурун за кормой спасателя, это несколько успокоило. Чтобы не исчезать из виду и не отрываться далеко вперед, делал "горки" по курсу, то круто взмывая, то опускаясь к самой воде.

Должно быть, эти маневры и привлекли внимание вражеских артиллерийских наблюдателей. С берега ударил залп, султаны воды поднялись на пути катера. Он замедлил ход и, показалось, начал разворачиваться. Неужели повернет обратно? Что делать, как дать знать морякам, что немцы их не видят, что залп случайный...

"Эх, не обидятся братишки!" Александр решился и выпустил очередь из всех стволов перед катером.

Такой сигнал был понят моментально. Через четверть часа основательно промокшего и продрогшего Николая благополучно подняли на борт... (Там же)
Сформирован 25.05.1943 г. в составе ВВС ЧФ на базе 27-й ораэ в трехэскадрильном составе.

Две эскадрильи полка были вооружены дальними разведчиками Пе-2, "Бостон-3" и А-20, одна - ближними "Киттихаук".

Базировался на аэродромах Адлер и Алахадзи.

В мае 1944 г. за отличия в боях за освобождение Севастополя полку присвоено почетное наименование Севастопольский. http://allaces.ru/sssr/struct/p/rap30.php

Отредактированно helblitter (11.05.2017 15:21:15)


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#6 11.05.2017 20:12:28

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Киттихаук в Керченском проливе

Действительно, 18.4.44 при поиске Крайнего "Киттихауки" 30 орап сбили BV138 из SAGr125, пять человек подобраны нашим торпедным катером. На следующий день 2 спасательных Do24 вылетали на его поиски, но уже ничего не нашли, естественно, зато один Do24 был атакован истребителями и легко поврежден.
У "Киттихауков" 30 орап 19 апреля числится сбитым еще один BV138. Я этот период подробно не разбирал и сходу не нашел, действительно еще один "башмак" сбили, или это тот эпизод, в котором получил повреждения Do24.

Отредактированно А. Кузнецов (11.05.2017 20:38:42)

#7 15.05.2017 13:23:08

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13847




Re: Киттихаук в Керченском проливе

Кстати, если известна точка приводнения "Гамбурга", то реально его поднять?
Пока известен только один "Гамбург" в музее:
С вопроса про эту летающую лодку Blohm & Voss BV 138 - дальний морской разведчик Люфтваффе - я начал свой рассказ о музее. Ей там отведен отдельный сектор - как-никак, единственный сохранившийся образец, пусть и в не подлежащем реставрации состоянии. "Пушка", как правильно заметил Танкер - это оригинальный трубчатый лонжерон крыла, в котором размещались топливные баки. Сохранившаяся более длинная часть подвешена под потолком, а более короткая лежит на полу. http://miniaviamodel.ru/viewtopic.php?id=1816


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#8 21.05.2017 12:57:12

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Киттихаук в Керченском проливе

helblitter написал:

#1163188
Кстати, если известна точка приводнения "Гамбурга", то реально его поднять?

Пропустил это сообщение.
Точку приводнения по документам скорее всего найти можно. Но с учетом того, что дело было в открытом море, точность координат наверняка такая, что поиску они не помогут.

Страниц: 1


Board footer