Сейчас на борту: 
serezha,
shuricos,
Strannik4465,
Боярин,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 04.07.2017 22:22:32

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

В 2010 году, в районе д. Большое Тишово Глинковского района Смоленской области, поисковым отрядом был обнаружен фрагмент боевой машины САУ СУ-122 - люк механика-водителя.
http://s019.radikal.ru/i642/1707/69/b60bc21b827d.jpg

http://s019.radikal.ru/i632/1707/4a/e741dfe8c38b.jpg

http://s018.radikal.ru/i518/1707/b7/d7443cc79cca.jpg

Согласно исторической справке, в 1943 г., в этом районе действовал 1819 САП 2 Гв. ТК, имевший на вооружении СУ-122 и СУ-85. В ОБД Мемориал найдено донесение о боевых потерях на 02.09.1943 г.
В бою погибли 6 человек:
1. Зорин Борис Калинович, сержант, наводчик     
2. Мясников Сергей Владимирович, сержант, механик-водитель     
3. Кузнецов Михаил Николаевич, рядовой, замковый
4. Попов Владимир Дмитриевич, рядовой, заряжающий
5. Неупокоев Николай Васильевич, рядовой, заряжающий
6. Шешуков Федор Сидорович, рядовой, замковый
Видимо, это экипажи 2-х машин. Согласно донесению, погибшие были захоронены в д. Нежода.
Ближайшим, к месту обнаружения обломков, населенным пунктом (правда ,уже не существующим) является урочище д. Малая Нежода. Однако, указанным в донесении населенным пунктом, могут также являться д. Большая Нежода, ст. Нежода и урочище Нежода.
Возникает вопрос, можно ли привязать найденные обломки к донесению о гибели бойцов, тем более, что в истории 1819 САП, упоминания о бое 02.09.1943 г. - отсутствуют?

http://s019.radikal.ru/i631/1707/ea/651a557991f4.jpg

http://s018.radikal.ru/i510/1707/c3/f541b7112835.jpg

#2 04.07.2017 22:35:02

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

Если посмотреть историю боевых действий в этом районе в 1943 году, получается следующая картина:

...Продолжая наступление, передовые части советских войск уже к исходу 2 сентября вышли на линию фронта, проходившую по р. Устром, Малая Нежода, Леоново, р. Стряна. Завязались бои на тыловой оборонительной полосе, подготовлявшейся немцами около месяца и заблаговременно ими занятой. В этот период (с 28 августа по 4 сентября) немецкая авиация значительно усилила налеты на боевые порядки и коммуникации наших войск, стремясь задержать наступление.
Усилия советских войск прорвать этот рубеж схода не увенчались успехом, и перед командованием 10-й гвардейской армии встал ряд задач. Прежде всего, надо было подтянуть отставшую артиллерию усиления и обеспечить ее снарядами. Танковым частям и соединениям необходимо было развернуть профилактический ремонт и пополнить материальную часть. Пехоте требовалось пополнить свои ряды и сколотить подразделения. Нужно было также перебазировать все армейские тыловые части и учреждения, пополнив их запасы (станция снабжения армии – Волоста-Пятница – была удалена от боевой линии войск на 150 км), наконец, надо было произвести тщательную разведку оборонительного рубежа противника.
Учитывая создавшуюся обстановку, командующий Западным фронтом приказал:
•    7 сентября перейти к обороне, оставив на фронте минимум войск;
•    главные силы армии отвести на 8-10 км в тыл и, пополнив войска, приступить к их обучению;
•    тщательно готовиться к прорыву, уделив особое внимание организации тыла и обеспечению войск;
•    прорыв наметить на 15 сентября.

Операции предшествовала разведка боем, проведенная 13 сентября силами частей переднего эшелона под личным руководством командиров дивизий. Эти боевые действия оказались успешными. Врагу был нанесен чувствительный удар, были захвачены пленные, получены дополнительные сведения, отрепетированы сценарии боевых действий.
Сама операция началась 15 сентября 1943 г. в 8 часов 15 минут. После мощной артиллерийской подготовки в 10 часов пошла в атаку пехота.
Полки первого эшелона 29-й и 85-й гвардейских дивизий, уничтожая уцелевшие после артиллерийской подготовки огневые средства противника, заняли сильно укрепленные пункты на первой позиции его обороны в секторе, протяженностью от железной дороги до Большого Тишова включительно. Однако через полтора-два часа после начала наступления противник подтянул дополнительные войска и попытался контратаковать силами трех батальонов при поддержке танков. Контратаки огнем артиллерии и пехоты были отбиты, но наступление наших войск затормозилось. Теперь основной задачей являлась организация своевременной переправы через реку Устром танковых частей. Эта задача была решена успешно и к 17 часам 153-я танковая бригада и 119-й танковый полк вышли к расположению частей первого эшелона.
Утром следующего дня наступление частей наших войск возобновилось, но теперь вместе с пехотой в атаку шли танки.
В районе боевых действий 29-й и 85-й гвардейских стрелковых дивизий при поддержке танков 153-й танковой бригады и 119-й танкового полка сопротивление врага было сломлено и его части были отброшена с правого берега реки Устрома.

#3 04.07.2017 23:27:54

Игнат
Мичманъ
michman
Откуда: М. О./Тамбов
Обьедененный флот "Адзума"
Сообщений: 8529




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

КВ-14 написал:

#1181071
люк механика-водителя.

поправка - смотровой люк.

пробел как понимаю - после боев за Ельню.
До 13 сент
Вы написали

КВ-14 написал:

#1180557
Далее сказано: "после освобождения Ельни, полк несколько дней проводил занятия в районе д. Лапухово"

в боях за Ельню был ранен командир САП.
новый командир назначен 11 сент. 13-го САп перебросили.
может ли быть такое что в это время часть сау "раздергали" придав тбр?

КВ-14 написал:

#1181071
В бою погибли 6 человек:
1. Зорин Борис Калинович, сержант, наводчик     
2. Мясников Сергей Владимирович, сержант, механик-водитель     
3. Кузнецов Михаил Николаевич, рядовой, замковый
4. Попов Владимир Дмитриевич, рядовой, заряжающий
5. Неупокоев Николай Васильевич, рядовой, заряжающий
6. Шешуков Федор Сидорович, рядовой, замковый

кстати Камрад
еще возможно в списки потерь 1819
Бушуев Федор Григорьевич мехвод
пропал без вести   
Дата выбытия    04.09.1943   
Место выбытия    Смоленская обл., Ельнинский р-н, с. Нежода,

Караченцев    Петра Акимович Заряжающий -там же

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id … mp;page=13
две фамилии

как предположение - экипаж одной из САУ мог быть пострелян при эвакуации.
потому судьбу 2-х человек и не установили записав пропавшими без вести - те кто ранен были подобраны или доползли, но судьбу товарищей не прояснили. в машине думаю пропавшие без вести вряд ли остались - иначе бы по останкам и номеру машины идентифицировали


Итого с пропавшими без вести
механик водитель  -2
заряжающий -3
наводчик- 1
замковый -2

два экипажа- явно м.б даже члены 3х экипажей

Зы подпись под обоими донесениями о потерях комполка Иванова. если верно прочел а он назначен 08.10.43.

Отредактированно Игнат (05.07.2017 00:32:23)


самый лучший "Громобой" -это" Пересвет"

#4 05.07.2017 09:33:26

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

Прсмотрел наградные листы 1819 САП за интересующий период. Ни в одном, Нежода и Тишово не упоминаются. В основном - награды за бои в р-не Ельня ,Никольское, Плешаково, Разбойники.
Для примера - наградные листы комполка ФИЛИППОВ Василий Иванович, майор (тяж. ранен 30.08.43) и временно исполняющего обязанности комполка     ПОСТАЛАК Спиридон Дмитриевич, капитан (тяж. ранен 31.08.43)
http://s013.radikal.ru/i323/1707/cc/635abd6cc9ae.jpg

http://s018.radikal.ru/i516/1707/0f/9ec947a5272f.jpg

Игнат написал:

#1181083
комполка Иванова. если верно прочел а он назначен 08.10.43.

Если верить сайту "Танковый фронт":
01.09.43 - 24.11.43    ИВАНОВ Серафим Михайлович, майор

#5 05.07.2017 11:31:05

AAG
Мичманъ
michman
Откуда: Москва
Трехпалубный танчик линкорного типа Pisez-1000
Сообщений: 4031




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

КВ-14 написал:

#1181165
01.09.43 - 24.11.43    ИВАНОВ Серафим Михайлович, майор

Очень часто, когда автор не владеет точной датировкой, скажем имелась информация, что назначен 9.1943, указывается с первого числа. Поэтому в данной ситуации за это цепляться не стоит


"То strive, to seek, to find, and not to yield. / Стремиться, искать, находить, а не сдаваться." Альфред Лорд Теннисон

#6 05.07.2017 12:29:49

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

AAG написал:

#1181216
когда автор не владеет точной датировкой, скажем имелась информация, что назначен 9.1943, указывается с первого числа. Поэтому в данной ситуации за это цепляться не стоит

Понял, спасибо!

#7 05.07.2017 13:27:14

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

Там где нибудь рем бригада не могла стоять?


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#8 05.07.2017 14:45:47

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

РыбаКит написал:

#1181270
Там где нибудь рем бригада не могла стоять?

Думаю, маловероятно. Это практически поле боя - в 300 м от места находки люка, окопы с останками погибших бойцов (не понятно только, по 41-му или по 43-му году), фрагмент опорного катка от Т-34 (СУ-122?). Еще метров 300 восточнее - найдена кормовая башенная броня Т-70. Возле дороги в д. Тишово - буксирная цепь танка БТ.
http://i066.radikal.ru/1707/15/f8b484b9dd40.jpg

#9 06.07.2017 00:17:54

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

почему такой большой разброс останков бронетехники ??
за гды растащили все ?
/но все немогли особо крупные и тяжелые..может после ВОВ технику на металл здавали ..


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#10 06.07.2017 08:10:33

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

По словам местных жителей, после войны, технику оставшуюся на полях ликвидировали несколькими способами. Самый простой вариант - вытащить сцепкой тракторов (была даже инструкция для колхозов по эвакуации техники с полей). Часть машин просто порезали: как нам рассказали в Рославльском районе, ездили на телеге муж с женой и припомощи газосварки потихоньку резали танки на куски. Ну и самый простой вариант: в танк загружаются снаряды и мины собранные по округе, и разводится костер. После взрыва, что можно вывозится, а остальное закапывается на месте. Многое посдавали на металлолом в 90-е годы. Есть у меня фото из Сычевского района, где в куче сельскохозяйственного металлолома валяются люки и траки от КВ, Т-34, Т-70

Отредактированно КВ-14 (06.07.2017 08:10:45)

#11 06.07.2017 11:15:47

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

спасибо


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#12 08.04.2018 00:20:02

NIK 43
Гость




Re: Разбитая САУ СУ-122 в районе д. Большое Тишово и ее экипаж

КВ-14 написал:

#1181797
По словам местных жителей, после войны, технику оставшуюся на полях ликвидировали несколькими способами. Самый простой вариант - вытащить сцепкой тракторов (была даже инструкция для колхозов по эвакуации техники с полей). Часть машин просто порезали: как нам рассказали в Рославльском районе, ездили на телеге муж с женой и припомощи газосварки потихоньку резали танки на куски. Ну и самый простой вариант: в танк загружаются снаряды и мины собранные по округе, и разводится костер. После взрыва, что можно вывозится, а остальное закапывается на месте. Многое посдавали на металлолом в 90-е годы. Есть у меня фото из Сычевского района, где в куче сельскохозяйственного металлолома валяются люки и траки от КВ, Т-34, Т-70

И до сих пор "войну" вместо музеев сдают в металлолом!

Спасибо и Поклон автору за статью!!!

Страниц: 1


Board footer