Сейчас на борту: 
Yosikava,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 6

#51 18.07.2017 01:11:59

Umka-II
Участник форума
Сообщений: 67




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Botik Petra Velikogo написал:

#1186353
Мой вопрос был не по версиям эпопеи Щ-317, а конкретно о факте и координатах ее находки "шведскими поисковиками". Они-то сами, кстати, в курсе своего успеха? Может какой-то шведский сайт с фото имеется?

В конце 1990-х была такая информация в отечественной литературе. Никакого фото или видео подтверждения не было, но координаты находки указывались. Я сейчас не дома, поэтому не могу сказать откуда эти данные.

[

LEXX13 написал:

#1186500
http://town.ural.ru/ship/ship/h317.php3 Но по ссылке перейти не могу.

Сайт переехал, теперь эта страница находится здесь: http://www.sovboat.ru/ship/h317.php3 Правда, она требует переработки.

Отредактированно Umka-II (18.07.2017 01:26:41)


Umka, сомелье на фрилансе, по совместительству министр пива, каруселей и мороженного.

#52 18.07.2017 01:19:38

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

В шведских источниках нет данных об обнаружении ПЛ Щ-317.

#53 18.07.2017 02:21:53

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

LEXX13 написал:

#1185995
А что по поводу шведской версии гибели Щ-317? Ещё летом 1999 года шведские поисковики заявили об обнаружении потопленной Щ-317 в точке с координатами 57°52' с.ш./16°55' в.д.

В "Тайнах подводной войны" №4 за 1996 год в статье "Навечно остались в море" (П. Боженко, А. Смагин и К. Стрельбицкий) давались эти координаты, как возможное место гибели "щуки" после атаки шведского эсминца "Стокгольм" 12 июля 1942г севернее острова Эланд. Позднее уже сам К. Стрельбицкий заявлял о находке "щуки" шведами, но он часто горячится ...

Отредактированно maslopoop (18.07.2017 02:25:06)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#54 18.07.2017 10:33:14

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

1

LEXX13 написал:

#1186500
Только не смейтесь. Сперва в Вике.
http://town.ural.ru/ship/ship/h317.php3
Но по ссылке перейти не могу. Потому и интересуюсь.
Были и другие источники, но толку ноль.

Чтобы Вас не мучить скажу, что подлодка действительно найдена, но в другом районе. Ждем, когда поисковики решать официально поделиться этой информацией. По С-12 все аналогично.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#55 18.07.2017 14:24:50

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Botik Petra Velikogo написал:

#1186653
подлодка действительно найдена, но в другом районе.

В Финском заливе? Просто кивните  :)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#56 18.07.2017 16:01:06

LEXX13
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Botik Petra Velikogo написал:

#1186653
Чтобы Вас не мучить скажу, что подлодка действительно найдена, но в другом районе. Ждем, когда поисковики решать официально поделиться этой информацией. По С-12 все аналогично.

Интересно. Но ведь эта информация не на пустом месте появилась? И не в одном месте я её встречал. Вика, это только начало.
Дыма ведь без огня не бывает?
Что же там лежит, в этих координатах?
57°52' с.ш./16°55' в.д.

И ещё. по другому поводу.
Встречал информацию, что хотели поднять подлодку Щ-216. Этого не стали делать, так как корпус оказался очень сильно повреждён ГБ. И подъема не выдержал бы.
Вопрос. Если очень надо. Почему бы не поднять Щ-408, которая сохранилась почти идеально?

#57 18.07.2017 17:39:42

Valparaiso
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

LEXX13 написал:

#1186903
Почему бы не поднять Щ-408, которая сохранилась почти идеально?

Лет 6-7 назад мы готовили обоснование под подъем одной из ПЛ в Крыму. Изучали как опыт других музеев, так и подключали специалистов Музея Мирового океана,кто занимается консервацией... Поднять-не проблема, сохранить -проблема. Очень немалые средства на консервацию и поддержание ПЛ в нормальном состоянии. Иначе за 5-6 лет рассыпается ПЛ в пыль почти.

то, как поднимали Щ-216, так это хочется обнять и плакать...Вырванная кусками рубка (=не пойми как), которая в итоге валялась во дворе музея на улице... Не знаю, смогли ли там хоть что-то от нее толком спасти.

Отредактированно Valparaiso (18.07.2017 17:42:09)

#58 18.07.2017 18:06:42

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

LEXX13 написал:

#1186903
57°52' с.ш./16°55' в.д.

maslopoop написал:

#1186513
место атаки шведского эсминца "Стокгольм" 12 июля 1942г севернее острова Эланд

Вот здесь бы посмотреть: " в четырнадцати милях западнее острова Вайндло (59о 52,7 с.ш. / 26о 00 в.д.) "

Отредактированно maslopoop (18.07.2017 18:24:18)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#59 18.07.2017 18:26:13

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Valparaiso написал:

#1187028
Не знаю, смогли ли там хоть что-то от нее толком спасти.

Вроде бы речь шла об обратном затоплении большинства поднятого


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#60 18.07.2017 18:39:35

Valparaiso
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

maslopoop написал:

#1187059
Вроде бы речь шла об обратном затоплении большинства поднятого

тоже интересный спорт)) Ну хоть Коммуна будет чем-то занята)

#61 18.07.2017 20:41:49

LEXX13
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

maslopoop написал:

#1187059
Вроде бы речь шла об обратном затоплении большинства поднятого

ЕМНИП, собирались рубку "возложить" обратно, а орудия оставить.

http://s02.radikal.ru/i175/1707/40/606fc6ee3c6d.jpg
http://s018.radikal.ru/i517/1707/45/a3e666813448.jpg

#62 18.07.2017 20:54:49

Valparaiso
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Просто для справки: в Великобритании подводную лодку, поднятую с дна моря, свыше 7 лет только вымачивали в растворе соды... Просто вымачивали все 7 лет, после чего начали работы...

#63 18.07.2017 21:18:22

LEXX13
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Valparaiso написал:

#1187175
Просто для справки: в Великобритании подводную лодку, поднятую с дна моря, свыше 7 лет только вымачивали в растворе соды... Просто вымачивали все 7 лет, после чего начали работы...

просто так....
http://fishki.net/2330347-zabroshennye- … ml?from=fb

#64 18.07.2017 22:29:52

Valparaiso
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

LEXX13 написал:

#1187182
просто так....

и?))

#65 18.07.2017 23:24:31

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

LEXX13 написал:

#1186903
Что же там лежит, в этих координатах?
57°52' с.ш./16°55' в.д.

Я там не нырял, так что не знаю.
Знаю только то, что Щ-317 находится совсем в другом месте и шведы к ее гибели отношения не имели.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#66 19.07.2017 10:06:02

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Для LEXX13

В координатах 57°52' с.ш./16°55' в.д. ничего не лежит. Скорее всего атака шведского эсминца против ПЛ 12.07.1942 г. это-ложный контакт. В этом районе действовала ПЛ "С-7", однако я не встречал данных, что 12.07.1942 г. эту ПЛ кто-то бомбил. Дело в том, что за день до этих событий недалеко от этого места ПЛ "С-7" потопила шведское моторное судно "Лулео". Топливо, вытекшее из потопленного судна, покрыло пятнами обширный район  и скорее всего эти пятна и послужили "доказательством" успешности атаки шведского эсминца.

для Umka-II

Мне очень нравится Ваш сайт, но к сожалению в нём есть ошибки. Вот и сейчас заглянув на Ваш сайт, я обнаружил, что у Вас ПЛ "С-7" топит судно "Лулео" 14.07.1942 г.,а не 11.07.1942 г. Надо исправить.

#67 19.07.2017 14:53:34

Umka-II
Участник форума
Сообщений: 67




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Кибардин Г.А. написал:

#1187262
Надо исправить.

Спасибо за поправку. Исправлю в конце недели.


Umka, сомелье на фрилансе, по совместительству министр пива, каруселей и мороженного.

#68 22.07.2017 15:36:06

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

4

Вернемся к поиску балтийских подлодок.

Щ-302

История гибели этой подлодки представляется наиболее запутанной и загадочной. И, тем не менее, изучение немецких документов и данных обследований морского дна в районах форсирования подлодками КБФ неприятельских противолодочных рубежей дают возможность выстроить гипотезу относительно последнего похода Щ-302.
Как известно данная подлодка входила в состав 3-го эшелона подводных сил КБФ, развертывавшегося в кампании 1942 г. Последний раз своими силами она наблюдалась около 4 часов утра 11 октября, когда, не подчинившись сигналу эскорта следовать в бухту о. Лавенсари, погрузилась и начала самостоятельно форсировать Финский залив. В донесении командира бригады ПЛ о гибели субмарины указывалось, что «сигнала о выходе в Балтийское море от ПЛ получено не было и она была запрошена о действиях (РДО №2033 от 21.10.42 г.). На данную радиограмму, передававшуюся на протяжении трех ночей, ответ от ПЛ получен не был». Далее сообщалось, что 8 ноября «щуке» приказали покинуть позицию, а 10 ноября передали рекомендованные курсы. На Восточном Гогландском плесе ее безуспешно ждали с 12 по 14 ноября. Исходя из вышеизложенного, комбриг сделал вывод, что лодка погибла в период с 11 по 14 октября при следовании в район позиции.
Рассмотрим маршрут выхода Щ-302 и оценим вероятность ее гибели по тем или иным причинам. Сразу оговоримся, что на сегодняшний день нет никаких оснований считать, что подлодка погибла в результате атаки кораблей или самолетов противника. Все их контакты можно уверенно связать с другими подлодками КБФ. Некоторые сомнения можно испытывать разве что по случаю атаки финскими сторожевыми катерами VMV-13 и VMV-15 советской субмарины поздно вечером 12 октября западнее о. Гогланд в точке 60.01 с.ш./26.15 в.д. По моему мнению, в этом эпизоде с нашей стороны участвовала другая не вернувшаяся из похода подлодка – Щ-311, поскольку зарядка в этом районе больше совпадает с ее графиком форсирования Финского залива, чем шедшей на сутки раньше Щ-302. В любом случае данный район уже давно проверен финскими гидрографами и никакой погибшей подлодки там нет. А это значит, что Щ-302 могла погибнуть только на минах.
Первое заграждение, находившееся на пути у подводников, было расположенное в 8 милях западнее о. Лавенсари активное «Зеехунд IV». Оно было выставлено в ночь на 4 августа по немецкому плану финскими минзагами «Риилахти» и «Руотсинсалми». Заграждение, лежавшее между точками 60.07,4 с.ш./27.33,7 в.д. и 59.57,3 с.ш./27.37,6 в.д. состояло из 90 мин ЕМС с противотральными трубками КА, выставленными с углублением 1,5 метра. Таким образом, мины представляли угрозу не только для кораблей и катеров, но и для подлодок, идущих на глубине до 30 метров (длина трубки КА 27 метров). Мины стояли в два ряда, однако расстояние между ними в одном ряду было довольно большим – 600 м. 8 августа в районе заграждения погиб наш дозорный охотник МО-211, после чего заграждение было обнаружено разведывательным тралением. В последующие месяцы при выводе наших подлодок в точку погружения на Восточный Гогландский плес тральщики вытралили на «Зеехунде» несколько мин, проделав в нем, таким образом, довольно широкий проход. Отказавшись от движения вместе с эскортом за тралами, командир Щ-302 капитан-лейтенант В.Д. Нечкин поставил свой корабль в рискованное положение. Нельзя исключить, что не зная точного начертания протраленного фарватера он попал на загражденный участок, где и погиб. Доскональной проверки дна данного района пока не проводилось, однако последующие обнаружения неизвестной подлодки противником, о чем речь пойдет ниже, свидетельствуют в пользу того, что Щ-302 тогда избежала встречи с минами.

http://s011.radikal.ru/i316/1707/70/cc7c74520743.jpg

В 12 милях западнее Лавенсари находилась точка, где расходились маршруты рекомендованных вариантов прорыва через Гогландский противолодочный рубеж. Таких, врученной 24 сентября боевой инструкцией, предусматривалось два: вариант № 1 — через северный гогландский проход и вариант № 2 — между банкой Викала и островом Б. Тютерс. Командиры пяти первых подлодок третьего эшелона форсировали рубеж по первому варианту, но 29 сентября в штабе бригады стало известно о попадании Д-2 в противолодочную сеть в 4 милях севернее Гогланда. Официально 1-й вариант не был запрещен, однако командиры следующей пары подлодок, – Щ-303 и Щ-320 – как теперь доподлинно известно, выбрали 2-й вариант. Обе эти лодки ранее входили в состав 1-го эшелона и, таким образом, уже имели опыт прорыва – именно через проход между банкой Викала и островом Б. Тютерс, что, по всей вероятности, повлияло на их выбор во вторых походах. Нечкин такого опыта не имел. В июле 41-го он совершил один боевой поход в дозор у своего побережья, командуя «малюткой», сразу после чего был назначен командиром Щ-302. Эта лодка с начала войны и до октября 42-го ни одного боевого похода не совершила. С учетом отсутствия у Нечкина боевого опыта форсирования противолодочных рубежей в Финском заливе, сомнительно, чтобы он избрал не 2-й, а 1-й вариант, на котором, как тогда считалось, имелись серьезные препятствия для плавания подлодок в подводном положении.
Таким образом, с высокой степенью вероятности можно предположить, что «щука» в течение ночи, утра и дня 11 октября прошла в подводном положении от о. Лавенсари до Западного Гогландского плеса, форсировав МЗ «Зееигель» между Викалой и Большим Тютерсом. В 15.15 11 октября финский бомбардировщик СБ (SB-9) в квадрате 118А54 бомбил масляный след, а еще раньше, около 09.20 береговой пост на о. Большой Тютерс зафиксировал взрыв мины. Ранее на основании этих данных я считал, что данные события были непосредственно связаны с гибелью Щ-302, однако экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» 2017 г. расставила все на свои места. Место выделения топлива, зафиксированное самолетом, совпадает с местом нахождения остова погибшей 2 октября 1942 г. Щ-320 и никаких других остовов в этой точке нет. Таким образом, Щ-302 не могла погибнуть при форсировании «Зееигеля» и пошла дальше на запад.
(продолжение следует)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#69 23.07.2017 15:08:04

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

4

продолжаем о Щ-302

В ночь на 12 октября подлодка должна была произвести зарядку батареи на Западном Гогландском плесе и в течение дня форсировать центральную часть Финского залива. В ночь на 13 октября субмарина должна была снова зарядиться перед форсированием МЗ «Насхорн» и в течение дня форсировать его. Рекомендованный курс лежал через центральную часть заграждения там, где в последние годы были обнаружены остовы Щ-311 и Щ-306. 302-й там нет, так что следует считать, что и этот противолодочный рубеж был форсирован ей без потерь. Это же подтверждается и данными противника. В КТВ Адмирала Остланд имеется запись о том, что в 2 часа ночи 14 октября полупогруженная ПЛ, шедшая курсом на запад, наблюдалась в 8 милях севернее о. Найсаар. В 09.35 пенный след от перископа и пятно топлива длиной 250 метров был замечен в квадрате 114D99 (в 7 милях севернее м. Пакринем). Сообщение аналогичного содержания было сделано финской широковещательной радиостанцией открытым текстом и перехвачено радиоразведкой КБФ. К сожалению, ни запись в КТВ, ни радиосообщение не содержат никакой информации относительно того, какими силами было сделано это наблюдение, и потому мы не можем оценить его достоверность. Эта информация не могла относиться ни к какой другой советской подлодке – ближайшая к месту событий С-13, форсировавшая Финский залив в обратном направлении, прошла меридиан м. Пакринем в ночь на 14 октября в надводном положении. Днем 14-го на поиски неизвестной ПЛ вылетал «арадо» 196-й эскадрильи из Таллина, но ничего найти не смог.
Дальше согласно боевой инструкции Нечкин должен был доложить о выходе из залива. После прочтения донесения комбрига БПЛ КБФ нельзя не задаться вопросом, почему этого сделано не было. Однако на самом деле нет никаких оснований утверждать, что Нечкин такого сообщения не сделал. Хорошо известны случаи, когда лодки делали сообщения, но в Кронштадте их не принимали. Так было в 1941 г. с Щ-320 и Щ-319. Последняя из названных неоднократно выходила на связь, о чем свидетельствуют данные немецкой радиоразведки, но от нее не приняли ни одного доклада. В 1941 г. командование также считало, что подлодка не смогла вырваться из залива, но обнаружение остова «319-й» в 2012 г. у Паланги, полностью опровергло это утверждение. Есть большие сомнения в том, что в 1942 г. ничего подобного не происходило. В частности история со Щ-306, которую вызывали 1 и 5 ноября, но так и не получили ответа. Лодку услышали только вечером 11-го, хотя почти наверняка она выходила на связь и раньше, пытаясь ответить на запросы командования и доложить о своей успешной атаке против судна «Эльбинг-IX». Увы, проверить эти догадки через документы радиоразведки противника не представляется возможным: немецкая в 1942 г. на Балтийском море не велась, документы финской отсутствуют в общедоступном интернет-архиве.
Также следует упомянуть о том, что за время своей службы, начиная с 1933 г., Щ-302 не прошла ни одного серьезного ремонта. Радиосредства на ней скорее всего оставались старыми, относящимися к системе «Блокада-1», что могло быть одной из причин неприема сообщений с нее.
Но вернемся непосредственно к самому походу «щуки». В соответствии с боевой инструкцией подлодка должна была занять позицию на выходах из Ирбенского пролива и пролива Соэлавяйн (северная граница по мысу Ристна, южная – по Виндаве). Присутствие советской подлодки в этом районе по документам противника никак не фиксировалось до 29 октября, когда корабли немецкого конвоя зафиксировали атаку. Приложение к КТВ 3-й флотилии СКР (пер. с нем. С.А. Липатова):

«Донесение об атаке ПЛ на северный конвой 29 октября 1942 г.

29 октября в 22.45 когда я шел в качестве корабля охранения, пароход «Гордиас» дал сигнал противолодочной тревоги и открыл огонь из бортовой зенитной пушки по всплывшей подводной лодке. Сам я нес вечернюю вахту и ПЛ не наблюдал. Я сразу же повернул к месту обнаружения, по которому «Гордиас» еще сделал пару выстрелов, пройдя по большой дуге. Несмотря на тщательный поиск ПЛ мной обнаружена не была. По запросу на «Гордиас» его капитан подтвердил мне, что наблюдалась всплывшая ПЛ и что она выпустила две торпеды в «Гордиас», которые прошли за кормой. Я слышал пуски торпед на своем борту, как два глухих удара незадолго до объявления тревоги. Затем в предполагаемое место нахождения ПЛ я сбросил на коротком расстоянии друг от друга 10 глубинных бомб. Из-за темноты результаты противолодочной атаки наблюдать не смог. Затем я еще раз описал круг, чтобы воспретить ПЛ заход с кормы и снова присоединился к конвою.
капитан-лейтенант Зуль (командир СКР-303)»

Схема из донесения:
http://s010.radikal.ru/i313/1707/51/a3fb6845871d.jpg
К этому нужно добавить следующее: конвой состоял из транспортов «Гордиас», «Иллер», «Леда», СКР-303, 305, 313. Кроме СКР-303 глубинные бомбы (две штуки) сбрасывал СКР-305. Результат атаки не наблюдался из-за темноты, но можно не сомневаться, что к гибели Щ-302 она отношения не имеет – потопить так подлодку можно было разве что случайно, тем более, что немецкие СКР использовали бомбы с малым количеством ВВ. В последующие дни район атаки неоднократно просматривался немецкими кораблями и самолетами, но они не обнаружили ни подлодки, ни следов ее поражения.

(продолжение следует)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#70 24.07.2017 13:44:07

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

2

окончание про Щ-302

Предположим, что 8 ноября она получила приказ оставить позицию, а 10 ноября – рекомендованные курсы для форсирования Финского залива, так, как это указывал в своем донесении комбриг. Текста непосредственно этих радиограмм мне в архиве найти не удалось, но по всем известным материалам получается, что лодке должен был быть рекомендован тот же маршрут, который я уже описывал в статье про Щ-308: через центральную часть «Насхорна», вдоль финского побережья, а затем без всплытия от о. Вайндло до точки рандеву западнее Лавенсари через Нарвский залив в проход между о. Б. Тютерс и банкой Намси. Такой же курс был рекомендован 6 ноября С-12, 8 ноября Л-3 и Щ-303, 11 ноября Щ-306. Возвращение последних подлодок 3-го эшелона должно было происходить в следующей последовательности: Щ-303 (8 – 12 ноября), С-12 (10 – 14 ноября), Щ-302 (с 11 ноября), Щ-306 (с 12 ноября), Л-3 (15 – 18 ноября). Что же в этот период наблюдал противник?
11 ноября в 14.20 по финскому времени финский СБ бомбил перископ и масляное пятно в квадрате 115D11. Не вызывает сомнений, что атаке подверглась С-12, которая за час до этого подорвалась на мине МЗ «Насхорн» (В.А. Тураев посчитал, что лодка подорвалась на мине вторично). Следующий самолет спустя еще час сбросил бомбы в то же пятно топлива, третий бомбить не стал. Никаких других обнаружений не было. Но вот 12 – 13 ноября таких обнаружений было несколько.

Донесение по отряду «Вяйнемяйнен» (пер. с фин. А. Перестронина)
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5236&p=9

«Отчёт о торпедной атаке 12-13.11.42
Минзаг Руотсинсальми, выполнявший приказание командира отряда Вяйнямёймен по тралению в квадрате 85920, в 15.35 12.11.42 обнаружил торпедную дорожку на расстоянии около 400 м от носа корабля. Так как главной задачей был поиск подводных лодок, отделился от тралящих кораблей и на высокой скорости начал движение вдоль ясно видимой торпедной дорожки. Восточнее следа остановился для прослушивания, однако ничего особенного не обнаружил. Затем на высокой скорости прошёл до другого конца, где также остановился для прослушивания. След совершил средний изгиб, который виден на ниже приложенной схеме.
Так как ничего особенного не услышали и не увидели, начали поиск с прослушиванием на ходу (4,5 узла).
В 17.30 снова увидели в 20 м перед носом торпедную дорожку. Руотсинсальми тогда находился в квадрате 85895. Прошли по следу на высокой скорости на восток к его начальной точке, где намеревались произвести бомбардировку глубинными бомбами по обнаруженному месту подлодки. Позже прослушали на месте бомбардировки, но ничего не услышали. Из-за темноты видимость была около полумили.
Определили место по мели Хельсинки, поблизости опустили светящийся буй, после чего снова совершили обход квадрата 85860 с прослушиванием на ходу.
В 02.27 (13.11.42), находясь в квадрате 85835 с остановленными машинами, заметили торпедную дорожку в направлении мостика корабля, которая завершилась под бортом корабля.
Так как направление выхода торпеды было установлено, прошли сначала вдоль следа курсом 57º 1 милю и затем назад в противоположном направлении 4,1 мили. Подлодка не найдена. Крейсировали в районе поиска до 06.30, ничего не обнаружив».

Схема, прилагавшаяся к донесению
http://s009.radikal.ru/i309/1707/9d/139da3518dddt.jpg

Ранее я связывал эти атаки с возвращением Щ-306 и совершенно напрасно. Во-первых, командир Щ-306 Н.И. Смоляр в своем последнем радиосообщении докладывал, что он планирует начать форсирование Финского залива в 20.00 12 ноября. Таким образом, он никак не мог оказаться в районе острова Кери уже днем 12-го. Во-вторых, как мы теперь точно знаем, Щ-306 просто не дошла до района, где был атакован «Руотсинсалми», подорвавшись на мине МЗ «Насхорн». Таким образом, единственной кандидатурой на атаки по финскому минзагу, если, конечно, они не являлись ложными контактами (вызывает подозрение отсутствие шумов винтов, которые минзаг пытался запеленговать при помощи современной ШПС), является Щ-302. В том, что лодка несколько раз атаковала один и тот же корабль в разных районах, если разобраться, нет ничего необычного. Если предположить, что Щ-302 форсировала «Насхорн» не рекомендованным курсом 24 градуса, а близким к 70 вдоль берега о. Найсаар (так сделали при возвращении несколько командиров лодок 3-го эшелона), то она как раз и должна была выйти в район северо-западнее о. Прангли – о. Кери (см. схему). После этого в любом случае командиру стоило повернуть на север, к шхерам у Хельсинки, чтобы обогнуть считавшийся опасным с 1941 г. район МЗ «Юминда». В этом случае лодка могла повторно встретиться с минзагом и произвести его атаку.
Необходимо отметить, что эти атаки соответствуют примерному графику движения подлодки через Финский залив: 11 ноября прошла от Тахкуна до Осмусаара, 12 ноября утром форсировала МЗ «Насхорн», 13 ноября прошла от Хельсинки до Вайндло, а 14-15-го должна была форсировать МЗ «Зееигель» и прибыть в точку рандеву западнее Лавенсари.
Командир бригады считал, что лодка должна была прибыть в точку рандеву 12 - 14 ноября, но не понятно, как бы она успела к 12-му, если рекомендованные курсы на нее были отправлены только 10-го. Впрочем, возможно он считал, что к моменту их получения лодка уже находилась в районе Осмусаар – Палдиски и только ждала команды, чтобы начать форсировать «Насхорн». Но если это так, то «щука» должна была прорываться одновременно с С-12 и не могла атаковать «Руотсинсалми», поскольку для этого ей пришлось бы специально задержаться в данном районе. Впрочем, поскольку С-12 прибыла в точку рандеву 14 ноября, сомнительно, чтобы Щ-302 со старой аккумуляторной батареей удалось сделать это раньше.
С некоторым нарушением хронологии событий нужно рассказать о еще одном возможном месте гибели «щуки». В 09.30 16 ноября финский СБ обнаружил свежее и крупное пятно топлива в квадрате 116А68. Пятно имело ширину 50 м и длину 200 м. Следующий самолет, пролетавший днем, подтвердил наличие пятна и также сбросил на него бомбы. С-12 прошла этот район еще утром 12 ноября и вряд ли пятно из ее поврежденных ЦГБ могло держаться так долго. Л-3 также прошла через этот квадрат и именно 16 ноября, но она сделала это только около 18 часов вечера. В донесении П.Д. Грищенко о взрывах 16 ноября ничего не говорится. Нельзя исключить, что топливо могло подниматься с погибшей тут за несколько суток до того Щ-302, а ветер и волнение придали ему форму движущегося масляного следа. Проверить это предположение могло бы обследование района, которое если и проводилось эстонскими исследователями, то его данные не обнародованы. К этому нужно добавить, что значительное количество мин на МЗ «Юминда» продолжали стоять и в 1942 г., а действия по тралению его остатков были предприняты противником только в 43-м.
Наконец, Щ-302 могла погибнуть при форсировании «Зееигеля» маршрутом через Нарвский залив 14 – 16 ноября. Немецкие и финские документы не содержат упоминаний о фактах, которые можно было бы связать с ее гибелью, но, как уже отмечалось в статье про Щ-308, до настоящего времени район обследован весьма поверхностно и может таить в себе много загадок.

Таким образом, можно предположить пять возможных вариантов нахождения остова Щ-302. Перечислю их в порядке убывания вероятности так, как мне это представляется на сегодняшний момент:

1. Нарвский залив – фарватер между о. Б. Тютерс и банкой Намси.
2. Квадрат 116А68 на МЗ «Юминда».
3. МЗ «Зеехунд-IV» западнее о. Лавенсари. Если это так, то получается все последующие обнаружения неизвестной подлодки и несколько торпедных атак - только плод воображения моряков противника.
4. Район, прилегающий к о. Найсаар – южная часть заграждения «Насхорн». В этом случае ложными контактами являются только атаки на "Руотсинсалми".
5. Северный Гогландский проход – заграждение «Рукаярви». Если это так, то все контакты после 11 октября - мнимые, а Нечкин - самонадеянный командир, решивший при отсутствии боевого опыта форсировать сложный в навигационном отношении маршрут без крайней на то необходимости.

Хотелось бы подчеркнуть, что обнаружение Щ-302 одними только координатами позволит разгадать большинство из многочисленных загадок первого и последнего боевого похода этой «щуки».


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#71 25.07.2017 11:05:37

han-solo
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Botik Petra Velikogo написал:

#1188667
Таким образом, единственной кандидатурой на атаки по финскому минзагу, если, конечно, они не являлись ложными контактами (вызывает подозрение отсутствие шумов винтов, которые минзаг пытался запеленговать при помощи современной ШПС), является Щ-302. В том, что лодка несколько раз атаковала один и тот же корабль в разных районах, если разобраться, нет ничего необычного. Если предположить, что Щ-302 форсировала «Насхорн» не рекомендованным курсом 24 градуса, а близким к 70 вдоль берега о. Найсаар (так сделали при возвращении несколько командиров лодок 3-го эшелона), то она как раз и должна была выйти в район северо-западнее о. Прангли – о. Кери (см. схему).

Очень интересно, спасибо!

#72 25.08.2017 02:16:56

LEXX13
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Ув. Мирослав Эдуардович.
Возвращаясь к вопросу о месте гибели ПЛ М-98.
Вы привели документ с немецкого наблюдательного поста на мысе Юминданина и процитировали перевод пункта №2
Не будете ли Вы так любезны, перевести для незнающего немецкий, пункт №5 из этого же сообщения.

Отредактированно LEXX13 (25.08.2017 02:17:37)

#73 25.08.2017 02:37:27

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Вроде все просто и очевидно: "С о. Кери сообщают о детонации мины в 07.50 по пеленгу 10 градусов на удалении 10 морских миль".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#74 26.08.2017 00:21:48

LEXX13
Гость




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Botik Petra Velikogo написал:

#1197181
Вроде все просто и очевидно: "С о. Кери сообщают о детонации мины в 07.50 по пеленгу 10 градусов на удалении 10 морских миль".

Премного благодарен.

#75 17.03.2018 15:27:01

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

2

Получил сегодня от эстонского коллеги Андруса Кютта:


today was published article about submarine find in Finnish Bay.
I read from article that location is north from Naissaar, "near finnish sea border", at depth ca 75 meters.

Measurements of submarine, probably from sonar pictures are - length 57-59 meters, width 6-7 and height 7 meters.

Sonar picture from newspaper "Postimees" attached, claimed taken in December 2017.

https://d.radikal.ru/d32/1803/87/157f68d0af1c.png

Предполагаю, что эстонцы нашли Щ-308 или, что на мой взгляд менее вероятно, Щ-302.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

Страниц: 1 2 3 4 5 6


Board footer