Вы не зашли.
Невозможно установить - КТВ 24-й дес флотилии за период с 1.7 по 16.8.1943 отсутствует. Могу сказать только, что в эти сутки на "Зееигеле" дежурили отдельно группы из 1.) четырех тральщиков 3-й флотилии и 2.) трех САТ 24-й флотилии.
Спасибо! Ну теперь хоть понятно, сколько их было.
С уважением,
Доброго всем вечера!
Сейчас пробую разобраться с атаками финских ТКА осенью 1941. К сожалению, в документах подробностей почти нет, приходится довольствоваться финской литературой. Если будет интересно, результаты потом выложу. Есть ряд неясностей с нашей стороны:
1. Потопление транспорта Мееро в ночь 1/2 сентября у Койвисто - с нашей стороны подробностей вообще никаких - может хоть какие-нибудь детали происходившего известны?
2. Нападение на наши корабли на Гогланде 1 октября - про атаку на Л-3 известно достаточно, а подвергся ли удару кто-то ещё? Финны пишут, что атаковали 2 корабля, и вроде на Л-3 пришлись только 2 торпеды из 4.
С уважением,
savera написал:
#1046322
2. Нападение на наши корабли на Гогланде 1 октября - про атаку на Л-3 известно достаточно, а подвергся ли удару кто-то ещё? Финны пишут, что атаковали 2 корабля, и вроде на Л-3 пришлись только 2 торпеды из 4.
Там рядом БТЩ стояли, ЕМНИП даже огонь открывали.
Посмотрел документы - да, БТЩ-215, 218. Торпеды прошли под БТЩ и взорвались у стенки.
Большое спасибо!
С уважением,
savera написал:
#1027092
1. Потопление транспорта Мееро в ночь 1/2 сентября у Койвисто - с нашей стороны подробностей вообще никаких - может хоть какие-нибудь детали происходившего известны?
п/х Мееро (Meero), 1918 г.постройки, 1866 брт, дедвейт 2880 т. быв.эстонский, с 07.1941 в составе КБФ, как ВТ-542 (№542), капитан В.А.Цибулькин (варианты-Цибульник, Цибульский)
В 22.00 1.09.41г вышел в балласте из Кронштадта вместе с ВТ-506 (Барта), ВТ-507 (Отто Шмидт) в сопровождении ТЩТЩ "Фурманов", "Клюз", № 179, МО-501 и МО-218 в Койвисто для эвакуации л/с сдсд. Перед входом в пр.Биерке-зунд был подорван и затонул. Экипаж спасен кораблями.
Запись в ЖБД штаба КБФ на 2.09.41: 12.10 "....прибыло 9 чел команды транспорта № 542. Тр погиб в р-не Стирсудден от подлодки"
Как-то так....
Спасибо! Примерно те же сведения были и у меня, вопрос возник потому, что это не очень бьёт с финским описанием - они всё время видели только два транспорта безо всякого эскорта, причём трижды выходили на них в атаку.
С уважением,
Из Эдлинского (Балтийский транспортный флот в Великой Отечественной войне 1941-1945) про переход транспортов:
"...Шли кратчайшим курсом, без лоцмана, держась почти вплотную друг к другу. " Возможно, корабли были э-э-э... несколько в стороне????
К сожалению, найти какие-либо документы в архиве пароходства пока (надеюсь) не удалось...
Да, возможно пошли каждый сам по себе.
Будем надеяться, Вам повезёт в поисках. А то много белых пятен, как, например, вот это:
31.08 финские VMV в 21.00 выпустили одну торпеду (мимо) по нашему конвою у Вайндло. Это явно был Казахстан с эскортом, а вот несколько ранее в тот же день (время и место неизвестно) они же пытались захватить наш большой буксир, но были отогнаны истребителям. Конечно, узнать, кто это был, шансов мало - но вдруг?
С уважением,
Сделал небольшое обобщение по обсуждаемым выше эпизодам, правда получилось оно весьма однобоким из-за скудности наших данных, но пусть будет хоть так. Выбрал только случаи с пуском торпед. Заранее прошу прощения за возможные ошибки при переводе технических терминов.
Вечером 31 августа 2-я полуфлотилия ТКА (сторожевые катера VMV, вооружённые торпедами), вышла в поиск по маршруту Гогланд-Родшер-Пыхья Ухти-Мохни-Каллбадагрунд. В 21.00 между островами Вайндло и Родшер был обнаружен следующий на буксире транспорт в 3000 т в охранении 8 небольших военных кораблей, из которых 4 тральщика. Почему-то в сводке значится, что конвой следовал на запад, чего в реальности быть не могло. VMV-10 выпустил по транспорту одну торпеду, но с такой большой дистанции, что в цель не попал. Объектом атаки наверняка был транспорт Казахстан, который примерно в это время с помощью спасателя Метеор снялся с мели у о. Вайндло и переходил к Гогланду с эскортом из 4 тральщиков и 3 катеров МО. Скорее всего, с наших кораблей финская атака вообще не была замечена, по крайней мере, никаких упоминаний об этом не встречалось.
Потопление ВТ-542 Мееро.
В 23.10 1 сентября ТКА Сюёксю и Винха вышли в море с задачей, подойдя с юга, произвести поиск у гавани Койвисто. Обойдя с запада остров Бьёрке, катера повернули на восток к южной части острова. Рёв главных двигателей был услышан с берега, на котором включился прожектор, начавший прочёсывать море, но катера к тому времени уже успели миновать опасный район. Подойдя к проливу Бьёрке-зунд, чтобы не быть обнаруженными, катера включили крейсерские двигатели, и далее двигались под ними. В 01.45 2 сентября они неожиданно наткнулись в темноте на два транспорта, следовавших по направлению к Койвисто. Так как скорость катеров в момент обнаружения цели не позволяла произвести торпедный выстрел, а дистанция была уже очень мала, ТКА развернулись на обратный курс, чтобы затем иметь возможность произвести атаку на высокой скорости. При этом они потеряли в темноте транспорты и друг друга, после чего Винха больше уже не смог найти цель и в дальнейших атаках не участвовал. Флагманский Сюёксю, развернувшись и пройдя дальше, снова обнаружил силуэты транспортов и в 01.55 произвёл торпедный выстрел по головному судну. Торпеда, однако, не вышла из аппарата, а начала елозить в нём, после чего бухнулась в воду. Последующей проверкой было установлено, что автомат стрельбы вышел из строя из-за сильного волнения. Тем временем транспорты снова скрылись в темноте. Вскоре в устье Бьёрке-зунда замигал маяк, мимо которого неминуемо должны были пройти транспорты, и Сюёксю перешёл ближе к нему, опять обнаружив суда. Так как те вели себя совершенно спокойно, финны решили, что их приняли за свой СКА. В 02.05 они выстрелили вторую торпеду с близкой дистанции в транспорт приблизительно 2000 т и, уже отходя на полной скорости, видели поднявшийся в его стороне высокий столб взрыва.
Согласно записи в сводке, во время обратного перехода катера вновь искал прожектор с Сааренпяя и обстреляла береговая артиллерия, но подробностей нет.
В 05.45 21 сентября финским самолётом СБ 6-й воздушной флотилии в гавани Гогланда были обнаружены ледокол и сторожевой корабль. Финским командованием было принято решение следующей ночью (02.00-06.00) произвести разведывательный выход в направлении Гогланда двумя ТКА.
В 01.30 22 сентября с задачей разведки гавани Гогланда в море вышли ТКА Сюёксю и Винха. В 04.30, находясь приблизительно в одной миле от мола Сууркюля, с катеров обнаружили патрулирующий северо-восточнее гавани сторожевой корабль водоизмещением приблизительно 500 т. ТКА Сюёксю сразу же попытался занять позицию для атаки, приблизился к кораблю на дистанцию около одной мили и вышел в атаку, включив главные двигатели. Сюёксю произвёл по сторожевому кораблю двухторпедный залп с дистанции приблизительно 800 м, добившись попадания одной торпедой в среднюю часть ближе к корме. Двумя минутами позже, в 04.45 вражеский корабль затонул кормой вперёд. Флагманский катер Винха, который подошёл к гавани Сууркюля обследовать место потопления, взял в плен плавающего на спасательном поясе моряка, от которого узнали название корабля – тральщик Киров, и что остальные 35 членов экипажа погибли.
В 07.20 катера вернулись в базу.
В 06.35 1 октября финским самолётом СБ 6-й воздушной флотилии в гавани Гогланда и на рейде были обнаружены стоящие на якоре 2 буксира, позади каждого из которых находились по 2 баржи, 1 тральщик т. Фугас, 1 большая подлодка, 1 сторожевой корабль и 1 транспорт.
В 18.10 с Улко-Таммио для атаки кораблей в гавани Гогланда вышли ТКА Нуоли и Сису. На расстоянии около 2 миль от острова финны смогли рассмотрели в бинокль силуэты двух стоящих на якоре кораблей.
Флагманский катер Нуоли выбрал целью находящийся левее вражеский корабль и пошёл на него, перед этим просигналив на Сису приказ на торпедную атаку. В тот момент, когда цель, которой являлась подлодка Л-3, включила сигнальную лампу, запрашивая у катера опознавательный, командир Нуоли в 21.10 выстрелил левой торпедой с дистанции около километра, забыв в пылу атаки отдать приказ снять торпеду с предохранителя. Исправив свою ошибку в отношении правой торпеды, он выстрелил ею с расстояния 600 м. В тот же момент стоящий правее вражеский корабль открыл по отходящему Нуоли огонь из автоматического орудия, а затем к стрельбе присоединились расположенные в северной части гавани зенитная и лёгкая береговая батареи.
Нуоли остался крейсировать севернее гавани, пытаясь отвлечь на себя внимание противника от Сису, который всё ещё приближался к цели. Командир Сису направил катер на цель, оценил свою скорость в 15 узлов и в 21.12 выстрелил первой торпедой с дистанции полукилометра. Уклоняясь вправо после выстрела, командир Сису обнаружил ещё одну стоящую на якоре цель, на носу которой для введения в заблуждение был нарисован белый бурун. Поставив дымовую завесу для защиты от ожесточённой стрельбы, он вновь приблизился и выпустил вторую торпеду в середину корабля. Обе торпеды прошли под БТЩ-215 и 218 и взорвались у берега.
Прожектора на Гогланде зажглись только тогда, когда ТКА были уже на безопасном расстоянии от острова. От орудийного огня катера получили несколько незначительных осколочных пробоин.
Отрываясь от противника, финские ТКА отметили два взрыва, поэтому, вернувшись в 23.30 в базу, доложили о потоплении либо одного СКР т. Ураган и одного ТЩ т. Фугас, либо двух Фугасов. Л-3 финны вообще опознать не смогли.
На следующий день в 10.20 самолётом СБ 6-й воздушной флотилии в гавани Гогланда и на рейде были обнаружены стоящие на якоре 2 тральщика т. Фугас, позади каждого из которых находилось по небольшому катеру, 1 сторожевой корабль и 1 транспорт. Видимо по этой причине финны на победу в данном эпизоде особенно не претендовали.
Имеется информация, вроде бы с ссылкой на мемуары Грищенко, что невзорвавшаяся торпеда была найдена нашими на берегу, но я её не проверял.
В 03.00 12 октября 2 ТКА (Винха и Сюёксю) вышли для патрулирования района моря у Гогланда, где накануне вечером береговыми постами было замечено несколько кораблей. В 05.45 катера находились перед гаванью Гогланда, которая оказалась пуста. За молом мог находиться какой-нибудь небольшой корабль, но ничего обнаружить не удалось. Весь район моря был совершенно пуст, кроме замеченного у Лавенсари идущего на восток тральщика т. Ударник, который, по-видимому, вышел с Соммерса. Корабль был настолько далеко, что пытаться атаковать его уже не имело смысла.
В 08.00 катера вернулись, на Винха в походе сломался левый вал.
Днём береговыми постами также было отмечено оживлённое движение наших кораблей в районе Гогланд-Лавенсари, и в 18.00 в дозор был отправлен ТКА Сюёксю.
В 18.50 севернее Лавенсари он обнаружил корабль, который был опознан как тральщик т. Ударник, и с дистанции 500 м выстрелил в него две торпеды, однако не попал. Корабль уклонился от атаки ТКА поворотом и открыл орудийный огонь, выстрелив 3 раза в трёх различных направлениях.
В заключении отмечу, что атакованным кораблём был СКР Коралл, который доложил, что в 20.30 при подходе к Лавенсари дважды был безрезультатно атакован торпедными катерами противника.
С уважением,
Отредактированно savera (18.03.2016 21:28:13)
savera написал:
#1048051
Имеется информация, вроде бы с ссылкой на мемуары Грищенко, что невзорвавшаяся торпеда была найдена нашими на берегу, но я её не проверял.
Интересно, с чего он взял ( в мемуарах), что после войны, выяснилось, что командир финского ТКА был смертельно ранен, а одна торпеда получила повреждения и не выщла.
"Кто к нам пожаловал? г-н US2002 он же Kazachka? Обещаете не повторять прежних ошибок?"
Не он же, вот сейчас я заглянул. Каких ошибок? Кому обещать? ...что за бред...
Dianov написал:
#1048176
Интересно, с чего он взял ( в мемуарах), что после войны, выяснилось, что командир финского ТКА был смертельно ранен, а одна торпеда получила повреждения и не выщла.
В конце войны наши подлодки базировались в Финляндии ,и офмцеры могли общаться с финнами-участниками предыдущих боев.Есть рассказ,как охмуряли командира финского ТКА(достоверность его мне неизвестна),потопившего "Красное Знамя" демонстрацией ему его жертвы в боеспособном виде.
Потому кто-то что-то мог услышать и передать Грищенко ( со множеством искажений).
Us2002 написал:
#1092563
вот сейчас я заглянул. Каких ошибок? Кому обещать? ...что за бред...
Для Вас, то что пишет модератор не бред, а информация к размышлению. Хотите работать на форуме - работайте, возьметесь за старое - отправитесь назад в баню. Выбор за Вами. Предупреждать больше не буду.
sezin написал:
#1092598
В конце войны наши подлодки базировались в Финляндии ,и офмцеры могли общаться с финнами-участниками предыдущих боев.Есть рассказ,как охмуряли командира финского ТКА(достоверность его мне неизвестна),потопившего "Красное Знамя" демонстрацией ему его жертвы в боеспособном виде.
Потому кто-то что-то мог услышать и передать Грищенко ( со множеством искажений).
Думаю, все прозаичней. С марта 1943 г. Грищенко продолжил службу в разведотделе штаба КБФ. С конца 1944 г. Союзная контрольная комиссия в Финляндии, возглавляемая нашими, взяла на себя труд сбора с финнов материалов по боевым действиям в 1941-1944 гг. Все эти материалы шли в штаб КБФ, в т.ч. и в РО, т.е. Грищенко мог их не только читать, но и заказывать у СКК. Есть там и донесение к-ра флотилии ТКА об атаке кораблей на рейде Гогланда вечером 1.10.1941. Ну а об остальном можете догадаться сами.
В документах различных немецких береговых служб нашёл некоторые упоминания о дальнейшей судьбе МО-311:
31.10
Отделение Локса произвело снятие с борта находящегося в Локса повреждённого русского охотника за подлодками 4,5-см орудия вместе с боеприпасами и установило орудие на берегу рядом с гаванью. Орудийный расчёт обучается.
1.11
Буксир Пирита с русским охотником за подлодками на буксире 13.10? в 11.30 вышел в Ревель.
В последней строчке скорее всего цифры в дате перепутаны местами (явно должно быть 31.10), так как 13.10 его пытались вывести раумботы, и в другое время.
С уважением,
savera написал:
#1189769
Буксир Пирита с русским охотником
Что за буксир такой? .................... откуда он появляется в Таллинне у немцев осенью 1941 года? Проходит только по КТВ у немцев. В ЭНА по нему за 1941-1944 ничего нет. Как и после войны глухо. У Грёнера его тоже нет (P.S.).....................
Отредактированно Гайдукъ (03.08.2017 11:25:52)
Что-то на данной схеме слишком много финских катеров. А Вы не пробовали в реконструкции схемы учесть то, что происходило в реальности?
Да, ещё по действиям береговых батарей - финны не подтверждают стрельбу со своей стороны. Наоборот, пишут, что стреляли наши от Шепелевского маяка.
С уважением,
Отредактированно savera (02.12.2017 00:22:25)
savera написал:
#1226503
Что-то на данной схеме слишком много финских катеров.
Финны перемещались одной кильватерной колонной в 5 катеров, наши их просто принимали за разные группы катеров.
savera написал:
#1226503
А Вы не пробовали в реконструкции схемы учесть то, что происходило в реальности?
Здесь приведена схема по нашим так сказать "официальным данным", для того, что происходило на самом деле, нужно больше данных (боевые донесения, ЖБД) из разных источников. Материалы собираются.
savera написал:
#1226503
Да, ещё по действиям береговых батарей - финны не подтверждают стрельбу со своей стороны. Наоборот, пишут, что стреляли наши от Шепелевского маяка.
Катера же воевали не в одиночку, нужно посмотреть данные Ижорского сектора и других подразделений поблизости.
Интересно было бы найти финский отчёт о бое. Но, видимо, не реально.
С уважением,
Что-то не попадалось. Имею в виду нормальный отчёт, а не упоминание в сводках.
С уважением,