Сейчас на борту: 
invisible
   [Подробнее...]

#226 08.09.2017 14:24:18

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

Наливной пароход "Метеор"

http://s013.radikal.ru/i324/1709/72/49d83e02a03at.jpg

http://s008.radikal.ru/i305/1709/12/5b832e87d8c5t.jpg

http://i053.radikal.ru/1709/87/60a968851f84t.jpg

http://s019.radikal.ru/i638/1709/37/ff19f5698db3t.jpg

http://s019.radikal.ru/i638/1709/41/1b2a179dce0ft.jpg

09 сентября (27 августа) 1910 года

"Русское Слово"
ВЛАДИВОСТОК, 25 августа. 20-го августа сюда прибыл для товарищества братьев Нобель первый во всем Востоке русский наливной пароход с керосином под названием "Метеор", Судно  спущено на воду в Англии. [...]
Это обстоятельство отразилось тот час же на ценах, и теперь пуд наливного керосина можно иметь во Владивостоке за 1 руб. 60 коп.

Отредактированно Strannik4465 (08.09.2017 14:51:03)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#227 08.09.2017 14:50:04

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

http://i062.radikal.ru/1709/76/ebc306e8ec2et.jpg  Транспорты в Носси БЕ.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#228 08.09.2017 16:53:09

сарычев
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 5525




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

А еще в Носсибейске была Эсмеральда. Но на каких условиях она обслуживала 2ТОЭ - ?


Sapienti sat

 

#229 08.09.2017 17:19:40

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

Уважаемый Сарычев, давайте не опережать события. Сейчас я делаю линию судов непосредственно привязанных Морским Ведомством фрахтом ко 2 ТОЭ.  Кроме них еще были "добровольцы"и суда, в основном-угольщики нанятые М.А.Гинзбургом, я о нем тоже дам информацию.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#230 11.09.2017 13:10:55

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Линейный ледокол "Ермак"

Ерма́к — ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса. Назван в честь русского исследователя Сибири — Ермака Тимофеевича.

http://s010.radikal.ru/i312/1709/a1/43c563a49b72t.jpg

В ноябре 1897 года правительство выделяет деньги на постройку ледокола и комиссия во главе с вице-адмиралом С. О. Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский, Р. И. Рунеберг, Ф. Я. Поречкин, адмирал Ф. Ф. Врангель и другие.

Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре 1897 года по заказу России. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. «Ермак» был спущен на воду на месяц позже контрактного срока и после заводских испытаний был принят в эксплуатацию.

Класс и тип судна    Ледокол
Изготовитель    Armstrong Whitworth
Спущен на воду    17 октября 1898
Введён в эксплуатацию    1899
Выведен из состава флота    1963
Статус    затоплен 17 декабря 1965
Награды и почести    Орден Ленина

Основные характеристики
Водоизмещение    8 730 т
Длина    97,5 м
Ширина    21,6 м
Осадка    7,3 м
Двигатели    паровые машины
9 000 л.с.
Скорость хода    12 узлов
Дальность плавания    4 400 миль
Экипаж    102 человека


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#231 11.09.2017 13:16:23

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

19 февраля 1899 на корабле был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). 21 февраля ледокол вышел на родину, в Финском заливе его ждал сплошной лёд (в ту зиму лёд в заливе был необычайно тяжёлым толщиной до метра). 1 марта достигли кромки льда. Некоторое время ледокол продвигался очень легко со скоростью 7 узлов, но в районе острова Гогланд корабль остановился: ледяное поле оказалось слишком тяжёлым, его пришлось обходить. 4 марта корабль прибыл в Кронштадт. Корабль встречали с особым торжеством: стечение людей, военный оркестр, высокий приём

http://s014.radikal.ru/i327/1709/03/3c91e2d9ef5et.jpg  «Ермак» в гавани подходя к месту стоянки. 4 (15) марта 1899 г. , Кронштадт.

29 мая 1899 года «Ермак» вновь вышел из Ньюкасла на север — в своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут Шпицберген, проверку прошли механизмы машины в тяжёлых условиях Заполярья. Выявленные недостатки были устранены в Англии в течение месяца (убран передний винт, укреплён корпус). 14 июня того же года «Ермак» снова вышел в полярное плаванье. Экипажем корабля во главе с С. О. Макаровым была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне океана. Однажды, наткнувшись на торосы, корабль получил пробоину, которая была заделана, но корабль уже не мог продолжать интенсивных исследований и вернулся в Англию для ремонта.

К лету 1900 года Макаров добился разрешение на проведение третьей арктической экспедиции, маршрут которой был до устья Енисея. После очередной модернизации ледокола 16 мая 1901 года «Ермак» вышел из Кронштадта навстречу полярным льдам. Но в районе Новой Земли корабль был затёрт во льдах и дрейфовал с 14 июля до 6 августа. Время было потеряно и Макаров принял решение изменить планы и обследовать Землю Франца-Иосифа. По итогам экспедиции 13 октября 1901 года министерство финансов распорядилось: «1) ограничить деятельность ледокола „Ермак“ проводкой судов Балтийского моря и 2) передать ледокол в ведение Комитета по портовым делам с освобождением вице-адмирала Макарова от лежащих на нём обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах…»

Принимал самое активное участие в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд. Во время этой акции «Ермака» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова — радиотелеграф. Благодаря связи судовой радиостанции с береговой (Котка) была спасена группа унесённых на льдине рыбаков.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#232 11.09.2017 13:26:02

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

«Ермаку» довелось принять некоторое участие в Русско-японской войне 1904–1905 гг. При отправлении на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры предполагалось, что она после прибытия на место назначения будет базироваться в замерзающем порту Владивостока. Именно поэтому наместник Его Императорского Величества на Дальнем Востоке генерал-адъютант Е. И. Алексеев в телеграмме от 12 августа 1904 г., адресованной генерал-адмиралу великому князю Алексею Александровичу, писал: «…нельзя упускать из вида, что свобода действий эскадры, имеющей базой Владивосток, должна быть обеспечена сильными ледоколами и не может находиться в зависимости от исправности одного парохода „Надежный“: почему присылка „Ермака“ представляется крайне необходимою».
В итоге ледокол включили в состав эскадры. Вскоре после выхода из Либавы, 5 октября 1904 г., по приказу адмирала З. П. Рожественского была предпринята попытка организовать траление по маршруту движения эскадры. В качестве тральщиков адмирал назначил «Ермак» и буксирный пароход «Русь». Однако опыт оказался неудачным, так как при маневрировании трал лопнул.
Вообще, «Ермака» в том походе постоянно преследовали неудачи: постоянно происходили поломки машин, причем у мыса Скаген кормовая машина отказала окончательно. Когда же командир ледокола Р. К. Фельман (капитан 2 ранга М. П. Васильев погиб вместе с адмиралом Макаровым под Порт-Артуром при взрыве броненосца «Петропавловск») отправился на вельботе к флагманскому броненосцу с тем, чтобы доложить о состоянии судна и результатах траления, он был обстрелян артиллерийским огнем с «Князя Суворова». Именно после этого эпизода на эскадре родилась частушка, которую привел А. С. Новиков-Прибой в «Цусиме»:
«Мы у Скагена стояли,
Чуть „Ермак“ не расстреляли
И, страшась японских ков,
Разгромили рыбаков».

20 октября 1904 г. вместе с миноносцем «Прозорливый», имевшим неисправные холодильники и поврежденную носовую часть, ледокол был отослан обратно в Россию. Впоследствии З. П. Рожественский обвинил Фельмана в преднамеренном неисполнении приказаний.
В годовом отчете о работе ледокола и в одном из частных писем его командир Р. К. Фельман писал следующее: «В Либаву прибыла 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала Рожественского. В пути у „Ермака“ сильно грелись средний и левый валы в дейдвудной части, а при входе в аванпорт левая машина совсем стала.
Имея приказание состоять в распоряжении адмирала Рожественского, командир ледокола „Ермак“ явился к адмиралу и доложил о случае с дейдвудными валами. Адмирал на это не обратил никакого внимания, а приказал немедленно готовиться к походу.
„Ермак“ готовился день и ночь, выгружая привезенный груз и принимая уголь. Так продолжалось до вечера 1 октября.
Получались разнообразные приказания, противоречащие одно другому. То было приказано сдавать груз, то опять оставлять его, то выходить из бассейна, то оставаться в нем и переменить только место».

http://s008.radikal.ru/i306/1709/4c/d2b47a9f2b4bt.jpg

1 октября. «В 6-м часу вечера „Ермак“ снялся из бассейна на наружный Либавский рейд, где стояла уже большая часть эскадры».
2 октября. «С рассветом командир снялся, чтобы стать по диспозиции, но в это время суда эскадры уже начали сниматься и выстраиваться в походную колонну, в которой „Ермак“ занял назначенное ему место в кильватер крейсеру „Аврора“. Так шли до входа в Бельты, где эскадра утром 4 октября стала на якорь для пополнения запаса топлива».
Задул очень свежий ветер, мешавший погрузке. На переходе до Факьеберга левый и кормовой дейдвудные валы, в особенности первый, сильно нагревались.
У Факьеберга было получено приказание адмирала «Ермаку» и буксирному пароходу «Роланд» во время прохода Бельтами идти впереди эскадры и тралить фарватер. Для этого были присланы стальные перлиня, несколько десятков людей и несколько офицеров эскадры.
5 октября вечером подошли к месту, откуда должно было начаться траление, и изготовили трал. По мнению командира ледокола, трал был слаб и неправильно устроен, но офицеры эскадры, заведовавшие этой работой, нашли его удовлетворительным.
На рассвете 6-го началось траление. Но только что «Ермак» тронулся, как случилось то, что предсказывал командир ледокола – трал лопнул. По указаниям офицера эскадры бросили трал на попечение буксира «Роланд». «Ермак» вместе с судами эскадры по указаниям лоцмана пошел к мысу Скаген, куда прибыли 7 октября.
7 октября. «В ночь, чтобы разойтись с парусным судном, пришлось застопорить машины, а когда хотели вновь дать ход, кормовая машина окончательно отказалась.
В 3 часа дня был поднят сигнал [флагами] на судах эскадры, который вследствие штиля на ледоколе не могли разобрать. В то же время с флагманского корабля раздавались выстрелы, и снаряды ложились довольно близко от ледокола.
Командир ледокола в это время ехал к адмиралу, чтобы доложить о состоянии машин и о результате траления. Когда шлюпка приближалась к флагманскому кораблю, несколько снарядов просвистели над самым вельботом.
Оказалось, что адмирал Рожественский, предполагая со стороны ледокола „Ермак“ преднамеренное неисполнение приказания, приказал стрелять по вельботу. Командир ледокола, явившись к адмиралу, хотел доложить о состоянии машин, но адмирал не дал сказать и слова и сделал строжайший выговор за преднамеренное неисполнение приказаний и неумение управляться.
Затем он приказал принять почту и вернуться в Россию вместе с миноносцем „Прозорливый“, получившим повреждения. Стоя на вельботе у трапа, командир ледокола получил около 2000 писем, между ними много денежных. Много денег было просто брошено в вельбот, и во всем надо было расписываться, не считая и не проверяя суммы и числа полученных пакетов.
К вечеру 7-го эскадра снялась и ушла в Немецкое море.
8 октября приняли весь оставшийся на двух транспортах уголь, не принятый эскадрой, а затем снялись вместе с миноносцем „Прозорливый“».
13 октября Фельман в частном письме писал из Копенгагена: «Плавание было весьма тяжелым, так как положение с машинами было совершенно не выяснено. Приказания передавались большей частью словесно, и сделанные распоряжения часто отменялись. В тяжелое положение ставила ледокол (в особенности ночью) невозможность понимать эскадренные сигналы. Частые дурные погоды, поспешность самого ухода и дальнейшего следования до Скагена измучили команду, которая, несмотря на тяжелые условия, работала с большим рвением, желая поддержать добрую славу ледокола „Ермак“. Не будь случая с машинами, исполнение поручения вышло бы блестяще, при данных же обстоятельствах ледокол в награду за двухнедельные труды заслужил лишь строгий выговор от адмирала Рожественского».
«Ермак» провожал в поход и 3-ю Тихоокеанскую эскадру. 24 января 1905 г. он вышел из Риги в Либаву, куда прибыл на следующий день. И в дальнейшем, как следует из документов официальной истории Русско-японской войны на море, «при его помощи броненосцы береговой обороны выходили в море, пробовали машины, производили пробную стрельбу и определяли девиацию, после чего вновь вернулись в канал». 2 февраля 1905 г. ледокол принял участие в выводе кораблей на рейд перед началом похода, закончившегося трагедией Цусимы. Можно предположить, что техническая неисправность уберегла первый в мире линейный ледокол от гибели.

С. Макаров, Н. Кузнецов, С. Долгова Ледокол «Ермак»


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#233 11.09.2017 13:33:52

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

14 ноября 1914 года ледокол был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе.

http://s011.radikal.ru/i316/1709/bf/d5802778d45ft.jpg

Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс. Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив. Руководитель похода и одновременно наморси Балтийского флота — каперанг Щастный тем самым спас всё боевое ядро Балтийского флота. За участие в «ледовом походе» «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК, а Щастный был обвинен в измене и расстрелян.

После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 1920—1940 годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в Арктике и Белом море.

http://s018.radikal.ru/i516/1709/2d/c4e55d4fa9e0t.jpg

4 октября 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован. На него установили два 102-мм, четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм зенитных орудия, четыре пулемёта. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки.

В июне 1944 г. ледокол был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.

26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награждён орденом Ленина за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути.

В 1955 году в июле-сентябре провел по Северному морскому пути караван кораблей во главе с крейсером «Адмирал Сенявин» (в состав каравана входили крейсер «Дмитрий Пожарский», 10 подводных лодок и около 15 гражданских судов).

В 1963 году ледокол был списан, попытки сохранить его как памятник-музей успеха не имели и в следующем году он пошёл на слом

Отредактированно Strannik4465 (11.09.2017 13:40:38)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#234 11.09.2017 13:40:17

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

"Океан" транспорт (учебный корабль)

28 мая 1901 года,  на стапелях судостроительной фирмы "Говальдсверке" в Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и. в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава, "Океан" в те годы был крупнейшим представителем своего класса.

Класс и тип судна    учебный корабль
Изготовитель    «Ховальдсверке», Киль
Спущен на воду    27 января 1902 года
Введён в эксплуатацию    5 марта 1903 года
Статус    Сдан на слом 28 марта 1961 года

http://s019.radikal.ru/i620/1709/4a/e5fe8eb14264t.jpg

Основные характеристики
Водоизмещение    11 897 т
Длина    149,4 м
Ширина    17,4 м
Осадка    7,62 м
Двигатели    2 паровые машины
17 котлов
Мощность    12 830 л. с.
Движитель    2
Скорость хода    18,8 узла
Дальность плавания    6800 морских миль
Экипаж    250 человек

Отредактированно Strannik4465 (11.09.2017 13:41:55)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#235 11.09.2017 14:30:03

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

В 1903 году "Океан" выдержал первое серьезное испытание, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель профессор Морской академии А. Н. Крылов.

С началом Русско-японской войны в качестве судна снабжения сопровождал до Средиземного моря корабли 2-й Тихоокеанской эскадры.  "Океан" вошел в состав отряда капитана 1 ранга Добротворского (крейсер 1 ранга "Олег", крейсера 2 ранга "Изумруд" , "Днепр", "Рион", миноносцы "Громкий", "Грозный","Пронзительный", "Прозорливый".
3 ноября 1904 года корабли вышли из Либавы.

http://s008.radikal.ru/i303/1709/60/3f69baaf6d5ct.jpg

7 ноября подошли к Скагену, заправка углем и провизией с Немецкого парохода.
11 ноября пошли . "Океан", "Олег" и "Изумруд" шли отдельной группой.
В ночь с 13 на 14 ноября крейсера прняли воду с "Океана" в районе Дувра.
С 14 по 17 ноября "Океан" вел "Изумруд" на буксире.
17 ноября крейсера принимали уголь с "Океана" в бухте Понтеверо.

http://s019.radikal.ru/i641/1709/5d/f8cad0eaaecct.jpg  "Океан", "Олег", "Изумруд"

19 ноября пошли и по прибытию в Танжер крейсера перегрузили с "Океана" все необходимое, для дальнейшего плавания.

24 ноября "Океан" приняв на борт тяжелобольных ушел в Россию.

Работа Исторической комиссии.

Отредактированно Strannik4465 (11.09.2017 14:58:09)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#236 11.09.2017 14:52:22

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

29 августа 1909 был переклассифицирован в транспорт.
Участвовал в 1 Мировой войне.
16 марта 1918 года исключен из состава БФ и передан в распоряжение Красного Креста, как Госпитальное судно.

http://s015.radikal.ru/i333/1709/99/7ebc8a994544t.jpg
С ноября по декабрь 1918 года вывозил русских военнопленных из Дании и Германии, возвращенных по условиям Бресткого мира.
29 января 1919 года возвращен в сстав РККФ.
15 октября 1922 года перименован в "Комсомолец."

http://s018.radikal.ru/i506/1709/60/b85e9ff2aaeet.jpg

Настало лето 1924 года. Для обеспечения практики курсантов училища комсостава в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, в который вошли легендарный крейсер "Аврора" и "Комсомолец". Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, советские корабли вновь пронесли Военно-морской флаг СССР по зарубежным водам.

Летом 1933 года во время очередного плавания в Заполярье "Комсомолец" прибыл в Мурманск, где по просьбе командования создаваемой Северной военной флотилии был оставлен на год и превращен в штабной корабль, а в конце 1934 года, вернувшись на Балтику, опять стал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ.

В июне 1941 года корабль находился в учебном плавании недалеко от Ханко. Здесь его застала Великая Отечественная война. Возвратившись в Ленинград, "Комсомолец" на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы гражданской войны, почти весь его экипаж сошел на берег защищать колыбель Октября, а на борту корабля в годы суровой блокады разместилась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота.

В конце 1944 года поступил приказ ввести корабль в строй, и снова ожили палубы "Комсомольца". Уже к 1 мая победного, 1945 года корабль, залечив фронтовые раны (в его палубах и надстройках разорвалось двенадцать фашистских снарядов), смог приступить к ходовым испытаниям.

Началась хлопотливая, насыщенная многочисленными плаваниями мирная жизнь "Комсомольца", ежегодно на его палубу поднимались будущие офицеры советского флота, чтобы пройти все азы морских наук.

В 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму, а затем исключен из состава флота.

Отредактированно Strannik4465 (11.09.2017 15:07:46)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#237 11.09.2017 15:04:42

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

Командиры и капитаны вспомогательных судов 2ТОЭ.

http://s019.radikal.ru/i600/1709/a8/b53df8ff02bet.jpg
http://s018.radikal.ru/i528/1709/9d/995b018f299ft.jpg
http://s019.radikal.ru/i613/1709/d2/2b8ba076bc71t.jpg
http://s018.radikal.ru/i509/1709/fe/10ff9aae5f1et.jpg

И.Смирнов. Русские военные моряки на Тихом океане.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#238 12.09.2017 13:03:34

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Я закончил линию, "приписанных" к эскадре транспортов. Прежде чем переходить дальше, хочу остановиться на биографии человека, который обеспечил эскадру всем необходимым и создал систему снабжения на всем маршруте движения 2 ТОЭ.

http://s019.radikal.ru/i641/1709/b7/b637cd4e40adt.jpg

Гинзбург Моисей Акимович
(1851–03.07.1936) — действительный статский советник (1904), поставщик русских эскадр на Дальнем Востоке. Уроженец местечка Радзивилово Волынской губернии. В возрасте 17 лет уехал в Америку, через пять лет переехал в Японию. С 1877 года являлся поставщиком всех русских эскадр, находящихся на Дальнем Востоке. В 1904–1905 годах организовывал снабжение в пути 2-й эскадры флота Тихого океана. После Русско-японской войны жил в Санкт-Петербурге, с 1915 года — в США. В эмиграции оказывал материальную помощь бывшим офицерам флота. Скончался в Париже.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#239 12.09.2017 13:17:12

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

В историю отечественного военно-морского флота М.А.Гинсбург вошел как главный поставщик российской тихоокеанской эскадры в 1880-х — 1905 гг. Различных поставщиков и подрядчиков у российского военно-морского ведомства хватало, но он сумел занять среди них совершенно особое место. Хотя в среде офицеров флота в отношении разного рода дельцов и коммерсантов бытовало весьма критическое отношение, но в адрес Моисея Акимовича звучал дружный хор восхвалений. Великий князь Кирилл Владимирович, поднявший весной 1898 г. андреевский стяг над Порт-Артуром, писал о Гинсбурге, что "он был нашим благодетелем, от которого зависел весь наш Тихоокеанский флот" . О том, что чеки, выписанные его рукой, "ходили в Маньчжурии не хуже золота", вспоминал офицер, защищавший Порт-Артур и участвовавший затем в Цусимском сражении. Даже тогда, когда речь шла о коррупции в морском ведомстве, к чему Гинсбург и его сотрудники, по слухам, были причастны, о нем продолжали говорить и писать в восторженных тонах. Когда же Моисеи Акимович скончался, то статья, посвященная его памяти, была помешена в военно-морском отделе эмигрантского журнала "Часовой" .

Возможно, лучше всего выразил бытовавшее на русском Дальнем Востоке восторженное отношение к личности Гинсбурга бывший служащий его торгового дома Михаил Миронович Таненбаум. За шесть месяцев до начала русско-японской войны в одном разговоре он так отозвался "о значении и величии" своего бывшего хозяина: "Вы не знаете, что такое господин Гинсбург? Это очень великий человек! Его сам Государь знает лично. Господин Гинсбург хотел было ликвидировать свои дела и уйти из Дальнего Востока, то его не пустили. Сам Государь не позволил. И что русское правительство сделает без Гинсбурга на Дальнем Востоке?...".

Начало жизненного пути Моисея Акимовича было довольно обычным для российского подданного иудейского вероисповедания. Он родился в бедной еврейской семье 5 декабря 1851 г. в местечке Радзивилов Волынской губернии. С 11 лет начал зарабатывать на жизнь писанием ярлыков на местной таможне по 20 копеек в день. Весь свой заработок он аккуратно отдавал своей матери. В 15 лет Моисей Гинсбург отправился в Одессу в поисках лучшей доли, но не найдя себе прибыльного занятия, решил искать счастья за океаном. Тайно от родных, зарабатывая себе на пропитание по дороге, он добрался до Гамбурга. Сумев скопить по дороге немного денег на билет, он переправляется в Англию. В туманном Альбионе Моисей Гинсбург сколачивает свое первое состояние — пять фунтов, которые пошли капитану парусника, шедшего в Америку.

По прибытии в Сан-Франциско Моисею Гинсбургу удалось занять у одного из своих единоверцев доллар, который послужил ему "основным капиталом" для начала торговли в разнос. Уже через несколько дней он смог вернуть долг. Но в США он не остался. Через три года, скопив 90 долларов, он покупает билет третьего класса на пароход, направлявшийся в Китай. По пути этот пароход зашел в Иокогаму. Япония понравилась Моисею Гинсбургу, и он, всего с пятью долларами в кармане, решил здесь остаться. Благодаря тому что он с детства знал русский и немецкий языки, а в Америке изучил еще и английский, он в 1875 г. нанялся в магазин корабельных припасов. Прослужив в нем полтора года, скопив 250 иен, приобретя доверие населения и заручившись кредитом у местных коммерсантов он, наконец, начинает собственное дело.

Покинув работу в магазине в 1877 г., Гинсбург выступил с предложением поставки различных припасов на находившийся Тогда в японских водах российский клипер "Гайдамак". Благодаря умеренным ценам он "оставил конкурентов за флагом" и так хорошо произвел поставку, что был рекомендован другим русские: военным судам и вскоре стал главным поставщиком корабельных припасов для русской тихоокеанской эскадры.

В это время он был "единственным в Японии русским, вполне знакомым с местными условиями". Главная база русского флота — порт Владивосток, еще только начинала развиваться. Его портовые учреждения не могли организовать снабжение флота даже самым необходимым. Поэтому огромную роль в снабжение российских военно-морских сил на Тихом океане играли порты Японии. Естественно, что М.А.Гинсбург оказался практически незаменимым для русской Тихоокеанской эскадры человеком. Кроме того, он прекрасно изучил нужды флота и заранее самостоятельно производил заготовку всего необходимого, когда узнавал о приближении нового корабля, отряда или эскадры к дальневосточным водам.

В течение почти трех десятков лет М.А.Гинсбургу поручались все наиболее значительные дела по снабжению все возраставшей эскадры. При этом надо учесть, что со дня начала его деятельности коммерция на Дальнем Востоке сделала поразительные успехи. Как в японских, так и в китайских портах у него появилось много сильных конкурентов в лице различных европейских и японских фирм. Нельзя отнести его успех и к привязанности дальневосточного морского начальства к одному поставщику. Командующие Тихоокеанской эскадрой менялись каждые два года. Вместе с ними менялись и чины их штаба. Следовательно, каждые два года М.А.Гинсбургу приходилось налаживать отношения снова. Правда, при этом в лице нового командующего эскадрой он часто встречал старого знакомого — многие из них ранее командовали кораблями в дальневосточных водах, и Моисей Акимович уже имел с ними дело.

В конечном итоге успех М.А.Гинсбурга и созданного им пред" приятия зиждился на его деловых качествах. Великий князь Кирилл Владимирович, служивший в 1897-1898 гг. на крейсере "Россия" вахтенным начальником, так вспоминал о нем: "Все — от булавки до корабельного якоря и от заклепки до дымовой трубы — приходилось доставать с помощью барона Гинзбурга. О нем на Дальнем Востоке знал каждый — у него было все. Его агентства и склады располагались по всему китайскому побережью и в Японии. Случись кораблю повредить винт или цилиндр, понадобись кому-то отправить письмо в полной уверенности, что оно дойдет до назначения, — неизменно обращались к еврею Гинзбургу, зная, что он поможет. Стоило лишь передать заказ через его агентов, и все необходимое доставлялось в срок".

Последняя треть XIX в. не была спокойным периодом для русского флота в Тихом океане. Здесь, вблизи берегов богатейшего из азиатских рынков — Китая, все ведущие морские державы старались иметь значительные эскадры. Для России, кроме того, было важно защитить от чьих-либо посягательств свои собственные дальневосточные владения. Вскоре после того как началось сотрудничество М.А.Гинсбурга с русскими военно-морскими силами на Тихом океане, в 1880 г. разразился так называемый Илийский кризис, грозивший военным столкновением с Китаем. Россия не имела тогда на Дальнем Востоке значительных сухопутных сил, и быстро пополнить их в случае войны было невозможно. Приходилось полагаться главным образом на флот и в дальневосточных водах была сосредоточена сильная эскадра вице-адмирала С.С.Лесовского. Затем, в 1885 г., когда из-за занятия Кутки обострились отношения с Англией, здесь готовилась вступить в борьбу с английским флотом эскадра контр-адмирала АЕ.Кроуна. В самом конце ХIX — начале XX столетия, когда на арену выходит новая морская держава — Япония, ситуация на Дальнем Востоке становится еще более сложной. Всего за десять лет трижды (в 1894, 1900 и 1904 гг.) дело доходило до войны.

Такая международная обстановка на Дальнем Востоке не могла не сказаться на том, как флот будет организовывать свое снабжение и какие требования он будет предъявлять к своим поставщикам. Гинсбург сам не забывал подчеркивать особый характер своей коммерции. Когда к нему обращались представители иностранных флотов с какой-либо просьбой, то он, "желая подчеркнуть свое русское подданство, не без гордости отвечал, что все его склады находятся в распоряжении адмирала, командующего русской Тихоокеанской эскадрой, и поэтому он считает себя вправе производить такой отпуск только в том случае, если получит приказание своего адмирала". Вряд ли это была дежурная фраза. В условиях острой конкуренции различных морских держав за влияние в азиатско-тихоокеанском регионе Гинсбургу приходилось руководствоваться не одними лишь коммерческими расчетами, но и военно-политическими соображениями.

Созданный Гинсбургом торговый дом не был обычным предприятием — он был неразрывно связан с морским ведомством и существовал за счет его заказов. За счет своих собственных капиталов он не мог проводить все коммерческие операции — как оборотный капитал он должен был использовать средства морского ведомства, выделяемые в виде авансов. Такого рода подрядчики работали с морским ведомством и на Балтике, и на Черном море. Но если там у морского ведомства был довольно широкий выбор фирм, специализирующихся, например, на поставках угля, то на Дальнем Востоке выбирать не приходилось — крупных торговых фирм было мало. Впрочем, и таких солидных потребителей, как Тихоокеанская эскадра, на русском Дальнем Востоке тоже не было, поэтому возникновение симбиоза военного флота и торговой фирмы было естественным в этих условиях.

К началу XX в. у торгового дома "М. Гинсбург и К" имелся обширный опыт снабжения флота во время различных военных и политических кризисов. В 1880 г. он снабжал эскадру Лесовского, в 1885 г. поставлял уголь и материалы на суда эскадры Кроуна, но особенно большую роль играл он в событиях 1895 г. Тогда в Чифу были сосредоточены Тихоокеанская и Средиземноморская эскадры под общим командованием вице-адмирала С.П.Тыртова. Они готовились, в случае необходимости, силой подтвердить российскую точку зрения на Симонсекский мирный договор и принудить Японию умерить свои аппетиты относительно Китая. М.А.Гинсбург находился в это время при соединенных эскадрах в Тихом океане на борту парохода Добровольного флота "Хабаровск". "Тогда, благодаря только исключительной энергии господина Гинсбурга и его умению преодолевать все препятствия, главным образом со стороны враждебных нам англичан, коммерческих хозяев на Дальнем Востоке, — эскадра в кратчайший срок была вполне обеспечена углем, провизией и всеми необходимыми материалами судового хозяйства".

... Запасы его росли и могли бы удовлетворить потребности не только русского флота, но и других, нуждавшихся в них; но когда случалось, что какое нибудь иностранное командование обращалось к нему с предложением об отпуске, Гинсбург, желая подчеркнуть свой патриотизм, не без гордости отвечал, что все его склады находятся в распоряжении адмирала, командующего Русской эскадрой, и что поэтому он сочтет себя в праве произвести такой отпуск только в том случае, если получит приказание своего адмирала. И такой ответ был не только красивым жестом. В Тихом океане составы и взаимоотношения военных флотов разных нации являлись показателем вожделенных взоров Европы и Америки на Дальний Восток, где потому всегда можно было ожидать столкновений между находящимися там их вооруженными силами. Моисей Акимович Гинсбург это понимал и поэтому отдавал все свои силы, служа только своему родному флоту. Такие не коммерческие действия М. А. были правильны и своевременны.

...М. А. Гинсбург, имея точные сведения из японских источников о настроении в Японии, был из числа немногих, определенно предвидевших скорое наступление военных действий. Он доложил кому следует об имевшихся у него по этому поводу сведениях и узнав, что власть имущие не разделяют его опасений, начал на свой страх и риск (как это неоднократно делал и раньше) заполнять свои магазины и склады запасами материалов, провизии, медикаментами и перевязочными средствами. Для успешности этой операции ему приходилось фрахтовать пароходы. На одном из этих пароходов, еще не разгруженному М. А. Гинсбург 26 января отправил в Шанхай семьи служащих у него и многих других лиц, не желавших подвергать своих жен и детей разным случайностям. И это было своевременно: через шесть часов японскими миноносцами была произведена атака на стоявшую на внешнем рейде нашу эскадру и таким образом военные действия внезапно начались. На следующий день М. А. содействовал отъезду из Порт-Артура многих семей, снабжая их за свой счет железнодорожными билетами и деньгами на дорогу до Европейской России.

27 марта, перед отьездом М. А. в Петербург, адм. Макаров прощаясь, дал ему письмо к морскому министру адм. Авелану, в котором указывал цель поездки М. А. в столицу. Но нужды в этом письме не было. При одном из очередных докладов о состоянии работ по снаряжению в плавании эскадры Рожественского, морской министр адм. Авелан доложил Государю, что Морское Министерство встречает затруднения в организации снабжения эскадры во время предстоящего ей долгого перехода из Балтийского моря в Тихий океан, на что Государь заметил: "У вас есть Гинсбург"..

...Снабжение углем судов эскадры, как уже сказано, представляло операцию чрезвычайно сложную...
С целью ускорения выполнения всего плана Морское Министерство пыталось привлечь к делу и некоторых других крупных коммерческих деятелей, заслуживающих доверия; однако, после ознакомления с предстоящей им задачей, все они находили ее непосильной и отказывались.

Справедливость требует отметить, что успех беспримерного в истории флотов похода 48 вымпелов, составлявших эскадру Рожественского, в значительной мере обязан своевременно и добросовестно выполнявшимся поставкам Гинсбурга.

За снабжение 2-й Тихоокеанской эскадры Моисей Акимович Гинсбург был Высочайше награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и чином действительного статского советника. Низшее ордена М. А. к этому времени уже имел. Со своей стороны М. А. наградил с отменной щедростью своих служащих. Печальное известие о падении Порт-Артура и уничтожение там уцелевших судов 1-й эскадры достигло в Петербурга до перехода эскадрой Рожественского Индийского океана.

Создавшаяся обстановка породила у многих сомнение в целесообразности дальнейшего преследования эскадрою Рожественского поставленной ей цели, вследствии чего явились разные предложения относительно ее использования. Одним из них было: довести эскадру до одной из бухт Индо-Китая, откуда она могла бы держать Японию в блокаде. М. А. Гинсбург разделял это мнение и вызвался организовать снабжение там эскадры всем ей необходимым...

По окончании этой войны М. А. переселился на постоянное жительство в Петербурге и занялся благотворительными делами...особым его вниманием пользовалось в этом отношении его родное местечко Радзивилов, в котором он строил общественные здания и давал средства на их содержание...где он, например, построил баню с тем условием, что два дня в неделю ею может пользоваться еврейское население местечка, а остальные дни она находится в распоряжении квартировавшего в Радзивилове казачьего полка; тогда же он построил там синагогу, но одновременно и православный храм.

Но вот наступила Великая война и М. А. Гинсбург устраивает в принадлежащем ему доме на Петербургской стороне (Уральская улица, 17) морской лазарет и убежище для жен и детей матросов, ушедших на войну.

Большевицкий переворот лишил М. А. около 95% его состояния.

А былую Россию М. А. сильно любил. Он видел, а отчасти испытывал на себе, многие недочеты режима того времени, но считал их извинительными ошибками, которые при прогрессивном темпе развитая России постепенно сгладились бы и исчезли бы сами собою без помощи разного сорта благодетелей, оказавшихся, кстати сказать, совершенно не состоятельными. Умудренный жизненной школой, которую ему пришлось проходить во многих странах под руководством людей разнообразных нации, М. А. никогда не был сторонником "штурма власти» и теперь оплакивает царскую Россию и ее последнего Монарха, так зверски и безвинно убитого со всею Его Семьей.

Использованы материалы сайта "Белая Россия." и Пилипенко А.С.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#240 12.09.2017 13:20:58

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

А. Д.  журнал "Часовой" 1930 год.

М. А. Гинсбург

Двадцать пять лет на исходе со времени тяжких испытаний, выпавших на долю России в связи с Японской войной. Вспоминая об этих событиях, нельзя не вспомнить и о людях, принявших в ни непосредственное участие. Целя плеяда крупных государственных, военных и морских деятелей так или иначе отмечена на страницах истории; но были, кроме того, лица, о которых пока ничего не сказано и которые свое знание, опыт и силы отдали русскому делу; и заслуга их перед родиной -- немалая.

Среди этих последних выделяется личность М. А. Гинсбурга, и достойна внимания биография этого незаурядного человека.

Часто приходилось читать биографические очерки о заморских миллионерах, поражающие совершенно сказочной обстановкой. Обычно, юношей, с грошами в кармане, такое лицо начинает свою самостоятельную жизнь и благодаря своему природному уму, выдающейся выдержке, энергии и умению пользоваться обстоятельствами, претерпев подчас самые невероятные случайности, постепенно создает себе независимое положение; в конце концов достигает богатства, известности и становится крупным деятелем в жизни своей страны. По большей части такие типы людей принадлежат американской нации; случается иногда слышать и о других странах; о русских же людях такой складки было слышно очень мало.

М. А. Гинсбург в этом отношении составляет редкое исключение. Помимо того, что самые условия его жизни с юных лет были совершенно исключительного характера, его деятельность впоследствии вышла за пределы его специальности и за целый ряд лет была тесно связана с важными событиями, происходившими в России. Среди данных о нем имеются, как видно будет дальше, факты, представляющие историческую ценность.

Моисей Акимович Гинсбург родился в 1851 году в местечке Радзивилове, Волынсокй губернии, в бедной еврейской семье.

Уже с 11-летнего возраста он зарабатывал в местной таможне писанием ярлыков по двадцать копеек в день, которые и передавал своей матери. Подрастая, он начал понимать, что эта помощь является далеко недостаточной и потому просил их отпустить его в Одессу, где он рассчитывал найти более прибыльное занятие.

Прибыв в 1866 году в Одессу, пятнадцатилетний, к тому времени, Гинсбург не нашел и там достаточного заработка и решил попытать счастья за океаном. Тайно добирается он в Германии до Гамбурга и ухитряется даже скопить к этому времени необходимое на переезд в Англию, где он постепенно «сколачивает» себе сумму в пять фунтов.

Работал Гинсбург во время плавания из Англии в Америку только за стол. Работа была несложная, но каторжная: на протяжении 46 суток, отделявших порт отправления (Ливерпуль) от порта прибытия (Нью-Йорк), надо было выкачивать ручной помпой воду из трюма деревянного парусника.

В Нью-Йорке сородичи Гинсбурга хотя и отнеслись к нему дружелюбно, но существенной помощи не оказали и потому он скоро понял, что Америка не явится ему, как он ожидал, обетованной землей и что ему придется искать подходящих его мечтам условий где-то еще дальше от родного места. Но где именно?

В то время в Америке носились слухи, что в Китае можно найти выгодное дело, и девятнадцатилетний Гинсбург, не колеблясь, зашагал по направлению к Сан-Франциско; зашагал потому, что на иной способ передвижения у него не было денег.

В Сан-Франциско один из его единоверцев дал ему в долг один доллар. Этот доллар послужил ему основным капиталом для начала торговли вразнос, которая дала ему возможность через несколько дней погасить свой долг, а через три года на скопленные 90 долларов купить себе билет 3 класса за 85 долларов на пароход, отбывавший к берегам Китая. По пути туда пароход зашел в Японию, в Иокогаму. Эта страна Гинсбургу понравилась, и он решил тут поселиться. От всех сбережений, сделанных им в Сан-Франциско, у него осталось только пять долларов; но при знании русского и немецкого языков, которыми он владел с детства, а также, английского, которому он научился за пятилетнее пребывание в Америке, ему нетрудно было наняться (в 1875 году) в иностранный магазин корабельных припасов в Иокогаме.

В этом магазине он прослужил полтора года, в продолжение которых скопил 250 иен; но что гораздо важнее, сумел приобрести доверие среди местного населения. С этими деньгами и заручившись у местных коммерсантов кредитом, М. А. Гинсбург решил завести свое дело.

Покинув работу в магазине, в 1877 году он уже выступил с предложением поставки снабжения на находившийся в то время в одном из японских портов русский клипер «Гайдамак».

Благодаря своим умеренным ценам он оставил конкурентов за флагом и в первую же поставку произвел настолько хорошо, что был рекомендован на другие суда отряда, и вскоре затем стал признанным поставщиком русского тихоокеанского флота.

За этот период М. А. Гинсбург основательно ознакомился со всеми потребностями кораблей и, благодаря постоянному общению с ними, сблизился с флотом, живя его интересами.

Запасы его росли и могли был удовлетворить потребности не только русского флота, но и других, нуждавшихся в них; но когда случалось, что какое-нибудь иностранное командование обращалось к нему с предложением об отпуске, Гинсбург не без гордости отвечал, что все его склады находятся в распоряжении адмирала, командующего Русской эскадрой, и что поэтому он сочтет себя вправе произвести такой отпуск только в том случае, если получит приказание своего адмирала. И такой ответ был не только красивым жестом. В Тихом океане составы и взаимоотношения военных флотов разных наций являлись показателем вожделенных взоров Европы и Америки на Дальний Восток, где потому всегда можно было ожидать столкновений между находящимися там их вооруженными силами. Моисей Акимович Гинсбург это понимал и поэтому отдавал все силы, служа только своему флоту. Такие некоммерческие действия М. А. были правильны и своевременны.

С 1880 года наступает ряд осложнений на Востоке. В этом году, вследствие натянутых отношений между Россией и Китаем, в водах Тихого океана сосредотачивается более сильная эскадра Адмирала Лисовского. М. А. Гинсбург снабжает и эту эскадру, заслуживая благодарность как адмирала, так и командиров судов. Потом он поставляет уголь и другие материалы на эскадру адмирала Кроуна, бывшую в Тихом океане в 1885 году, когда предполагался разрыв между Россией и Англией.

В 1894 году, для понуждения японцев покинуть Порт-Артур, взятый ими у китайцев, в Чифу в виде угрозы находилась эскадра из 18 вымпелов под флагом адмирала С. П. Тыртова.

М. А. Гинсбург, находясь там все время на пароходе Добровольного флота «Хабаровск», по распоряжению командующего эскадрой, снабжал ее углем и всеми необходимыми материалами, справляясь, к общему удовлетворению, с этой уже более сложной задачей.

Затем Моисей Акимович продолжал так же добросовестно служить флоту; но начиная с 1898 года, когда русская эскадра заняла Порт-Артур, его полезная деятельность становится более широкой. Адмирал Дубасов, командовавший в то время эскадрой в Тихом океане, поручает М. А. Гинсбургу устройство в Порт-Артуре для нужд эскадры материальных складов, послуживших впоследствии для образования экипажеских магазинов военного флота.

Вскоре начал прибывать гарнизон крепости, который также пользовался услугами складов Гинсбурга. До окончательной организации военного округа в Порт-Артуре Гинсбургу все еще приходилось отправлять снабжение эскадре по месте ее назначения. Так, во время так называемого боксерского восстания в Китае, в 1900 году, когда наша эскадра под, флагом адмирала Гильтебрандта стояла в составе союзного флота в Печилийском заливе на высоте китайских фортов, М. А. прибыл туда на своем пароходе с запасами. В ночь на 4 июня, накануне, произошел бой между канонерскими лодками, стоявшими в реке Пейхо и фортами Таку, запиравшими вход в нее.

На следующее утро, как только прилив позволил, адмирал Гильтебрандт послал офицера в реку Пейхо с приказанием привести оттуда возможно большее количество плавучих средств для высадки сухопутных сил. Вернувшись на эскадру, посланный доложил, что единственный бывший на плаву буксирный пароход им выведен через бар реки; для завладения же остальными плавучими средствами, необходимо некоторое число людей, которых канонерские лодки уделить из своих составов не могут вследствие большого числа убитых и раненых на них. Тогда адмирал предложил младшему флагману адмиралу Веселаго перенести свой флаг на отряд лодок, отдав вместе с тем приказ о пополнении на них убыли.

М. А. Гинсбург вызвался сопровождать адмирала Веселаго. В реке он своим знанием нравов и обычаев китайцев, с помощью данных в его распоряжение людей, быстро привел указанные плавучие средства в пригодное состояние и тем содействовал успеху военной операции своза сухопутных войск на берег с кораблей, стоявших в нескольких милях от него.

Вскоре после подавления боксерского восстания, по представлению Министерства Гинсбург был награжден званием Коммерции Советника.

Отношения нашего правительства на Дальнем Востоке с Японией за это время становились все более и более натянутыми, и начали носиться слухи о надвигающейся войне между Россией и Японией. Однако, одни попросту не верили в возможность столкновения этих двух стран, другие не придавали этим слухам особого значения, полагая, что все уладится; но М. А. Гинсбург, имея точные сведения из японских источников о настроении в Японии, был из числа немногих, определенно предвидевших скорое наступление военных действий.

Он доложил кому следует об имевшихся у него по этому поводу сведениях и узнав, что властьимущие не разделяют его опасений, начал на свой страх и риск заполнять свои магазины и склады запасами материалов, провизии, медикаментами и перевязочными средствами. Для успешности этой операции ему приходилось фрахтовать пароходы. На одном из этих пароходов, еще не разгруженном, М. А. Гинсбург 26 января отправил в Шанхай семьи служащих. И это было своевременно: через шесть часов японскими миноносцами была произведена атака на стоявшую на внешнем рейде нашу эскадру.

На следующий день М. А. содействовал отъезду из Порт-Артура многих семей, снабжая их за свой счет железнодорожными билетами и деньгами на дорогу до Европейской России. К началу войны в Порт-Артуре было достаточно запасов, по крайней мере, на первое время; не доставало только продовольственного скота, пригон которого был затруднен. Адмирал Алексеев поручил М. А. Гинсбургу заготовить для крепости живность, и надо отметить, что он даже не поднял вопроса о том, когда ему будет уплачено за эту поставку, а ведь он был купец и вел коммерческое дело!

В феврале прибыл в Порт-Артур Адмирал Макаров, и к М. А. Гинсбургу он отнесся с большим вниманием. Имея в виду намечавшееся отправление эскадры Адмирала Рожественского, С. О. Макаров предложил М. А. отправиться в Петербург, считая, что опыт М. А. может быть полезен в связи с отправлением эскадры.

27 марта, перед отъездом М. А. в Петербург, адм. Макаров, прощаясь, дал ему письмо к морскому министру адм. Авелану, в котором указывал цель поездки М. А. в столицу. Но нужды в этом письме не было. При одном из очередных докладов о состоянии работ по снаряжению в плавание эскадры Рожественского, морской министр адм. Авелан доложил Государю, что Морское Министерство встречает затруднения в организации снабжения эскадры во время предстоящего ей долгого перехода из Балтийского моря в Тихий океан, на что Государь заметил: «У вас есть Гинсбург».

Он был призван в Морское Министерство, где ему было предложено представить ведомости материалов, которые он берется доставлять по пути следования эскадры; М. А. Гинсбург, зная, как уже упоминалось, до мелочей нужды военных судов, без промедления представил свои соображения в Министерство и ему был выдан аванс в размере десяти миллионов рублей.

Справедливость требует отметить, что успех беспримерного в истории флотов похода 48 вымпелов, составлявших эскадру Рожественского, в значительной мере обязан своевременно и добросовестно выполнявшимся поставкам Гинсбурга. За снабжение 2-й Тихоокеанской эскадры Моисей Акимович Гинсбург был Высочайше награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и чином действительного статского советника.

Печальное известие о падении Порт-Артура и уничтожение там уцелевших судов 1-й эскадры достигло Петербурга до перехода эскадрой Рожественского Индийского океана. Создавшаяся обстановка породила у многих сомнение в целесообразности дальнейшего преследования эскадрою Рожественского поставленной цели, вследствие чего явились разные предложения относительно ее использования. Одним из них было: довести эскадру до одной из бухт Индо-Китая, откуда она могла бы держать Японию в блокаде. М. А. Гинсбург разделял это мнение и вызвался организовать снабжение там эскадры всем ей необходимым, невзирая на то, что выполнение этой сложной операции и в менее отдаленных от Европы местах наталкивалось на затруднения, создаваемые нашими, так сказать, официальными доброжелателями; так, например, на пароходе-холодильнике, на котором было отправлено большое количество замороженного мяса, умышленно были испорчены рефрижераторные машины, и все мясо прибыло на эскадру в совершенно непригодном для употребления виде.

Затем пароход, нагруженный материалами, стал у Мадагаскара на мель настолько прочно, что М. А. Гинсбургу пришлось отправить туда другой пароход, который перегрузил к себе эти материалы; или — при погрузке угля в открытом море у восточных берегов Африки капитаны пароходов чинили препятствия к отпуску угля, хотя и не значившегося у них по документам, но фактически бывшего в наличии на угольщиках.

Проект блокады Японии, как известно, не был осуществлен и эскадра Адмирала Рожественского была направлена к Цусимскому проливу, где и погибла в бою, предвозвестив своею гибелью печальный для нас исход войны с Японией.

Следовавшие за эскадрой и дошедшие до Индо-Китая пароходы с углем и прочими запасами были по требованию Морского Министерства отправлены из Сайгона в Кронштадт без захода в какой-либо промежуточный порт. Это распоряжение было вызвано желанием Министерства проверить наличие грузов на этих пароходах, так как возникало сомнение, мог ли в действительности Гинсбург в такой короткий срок (три недели) погрузить столь огромное количество запасов, требовавшееся для эскадры.

Для поверки этого срока был даже вызван эксперт-англичанин, который, ознакомившись с обстоятельствами дела, высказал мнение, что погрузка в такой короткий срок могла быть произведена при условии, что оплачивалась она по очень большой цене. Поверка же самого наличия грузов на пароходах, по прибытии их в Кронштадт, показала, что товаров на них находилось на сумму около трех миллионов рублей более, чем значилось в уже представленных Гинсбургом счетах.

Шло время. Наступила Великая война, и М. А. Гинсбург устраивает в принадлежащем ему доме на Петербургской стороне (Уральская улица, 17) морской лазарет и убежище для жен и детей матросов, ушедших на войну.

В 1915 году Моисей Акимович отправляется из Петрограда через Архангельск в Америку, имея поручение от трех министерств: Военному Министерству нужны были ружья, Морскому — стальной трос, а Министерству Финансов — конечно, деньги. Возлагались эти миссии на испытанного своей преданностью Родине еврея, по всей вероятности, не без умысла.

В Нью-Йорке представитель нашего Военного Ведомства отнесся к появлению М. А. Гинсбурга весьма сдержанно, не желая, видимо, посредника в делах, отнесенных к кругу его обязанностей.

Трос для флота М. А. купил и отправил в Россию, а относительно займа для России вступил, при содействии известного поборника еврейства L. Marshall'a, в переговоры с группой американских финансистов. Представитель этой группы банкир J. Schiff выразил готовность на предоставление займа в двести мил. долл. из 6%, причем, ответил, что заем этот может быть впоследствии значительно увеличен; но для заключения займа ставилось предварительное и непременное условие дарования евреям в России прав наравне с прочими ее гражданами.

Результаты своих переговоров о займе, с упоминанием поставленного условия, М. А. передал Правительству через адмирала Григоровича, но никакого ответа на сообщение он не получил. М. А. понял это в смысле молчаливого отклонения условий займа и был очень огорчен тем, что удачно начатым им переговорам не суждено было получить дальнейшего развития.

Умудренный жизненной школой, которую ему пришлось проходить во многих странах под руководством людей разнообразных наций, М. А. никогда не был сторонником «штурма власти» и теперь оплакивает царскую Россию и ее последнего Монарха, так зверски и безвинно убитого со всею Его Семьей.

Воспоминание об этом убийстве вызывает возмущение в душе М. А., не только как монархиста, каковым он постоянно был и остается по своим убеждениям, но как вообще человека необычайно доброго. Ему всегда было больно видеть страдания людей и слышать об их нужде и, обладая весьма крупным состоянием, он не жалел его для улучшения положения окружающих и для оказания помощи нуждающимся. Для этой цели, а также, из чувства патриотизма, он свои средства, не находящиеся в обороте, держал в России и во время войны, и даже в начале революции, хотя, имея по роду своей деятельности текущие счета во многих иностранных банках, ему не представляло труда перевести их в сохранное место.

Большевистский переворот лишил М. А. около 95% его состояния. Осталось только находившееся на текущих счетах за границей. Ликвидировав эти остатки, М. А. продолжает оказывать из них и сейчас помощь нуждающимся, причем, часто вспоминает о своем былом богатстве. Вспоминает о потере его с сокрушением, но сокрушается не по причине ущерба, нанесенного ему, как и многим, большевиками, а потому, что утрата им почти всего его состояния лишает его теперь возможности приходить на помощь нуждающимся соотечественникам и притом в размерах, подсказываемых его сердобольностью.

Помимо пользующихся его особым вниманием чинов русского флота, с которыми он связан полувековыми воспоминаниями. М. А. продолжает оказывать посильную помощь и другим лицам, прибегающим к нему за ней, причем не делает различия ни в положении, ни в религии и, будучи правоверным евреем, руководствуется словами: «несть эллин, ниже иудей».

Отредактированно Strannik4465 (12.09.2017 13:21:39)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#241 13.09.2017 13:29:20

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

В шестом номере "Морского сборника" за 1905 год, дана одна из первых  хроник похода, в которой появились элементы анализа обеспечения эскадры на пути следования.

http://s019.radikal.ru/i603/1709/48/5b9e03b7cf17t.jpg

http://s015.radikal.ru/i332/1709/b8/431fb04a5c04t.jpg

http://s018.radikal.ru/i523/1709/e8/8692899d60eft.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#242 13.09.2017 14:02:38

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

http://s016.radikal.ru/i337/1709/4b/7fbd9dd042eat.jpg

http://s009.radikal.ru/i308/1709/b9/7d5d73cb87ddt.jpg

http://s018.radikal.ru/i525/1709/0a/35a4b2117bf1t.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#243 14.09.2017 17:55:12

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

http://s019.radikal.ru/i634/1709/44/68e25234db3at.jpg
Кронштадт-главный военный порт России. СПБ 1999 г.

Отредактированно Strannik4465 (14.09.2017 17:56:44)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#244 14.09.2017 18:10:12

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

В заключительной части работы попробовал составить небольшой фотоотчет с элементами погрузки угля на разных этапах движения эскадры.

Март 1904 года начало формирования эскадры в Кронштадте.

http://s019.radikal.ru/i612/1709/15/fb4bfd2b099at.jpg

1 августа на флагманском броненосце "Князь Суворов" поднят флаг Командующего эскадры.

29 августа выход эскадры в Ревель

http://s008.radikal.ru/i303/1709/df/0418b51a3bf8t.jpg  большой Кронштадский рейд корабли уходят.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#245 14.09.2017 18:19:57

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

30 августа  эскадра в Ревеле. Высочайший смотр. Сплачивание эскадры.

http://s41.radikal.ru/i091/1709/65/1700a206471ft.jpghttp://s48.radikal.ru/i119/1709/60/0d6acd9e1c71t.jpg Боевые корабли и транспорты в Ревеле.

8 сентября транспорт "Хабаровск" доставил в Ревель 5210 выстрелов для практической стрельбы. Выход на стрельбы. Отработка совместного плавания. Погрузка угля.

28 сентября выход в Либаву.

2 октября уход из Либавы.

Отредактированно Strannik4465 (14.09.2017 18:21:45)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#246 14.09.2017 18:25:52

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

7 октября 1904 года Эскадра у Скагена. Погрузка угля.

http://s013.radikal.ru/i323/1709/1d/9a06bcb5c8e1t.jpg

http://s02.radikal.ru/i175/1709/1c/fe956cc9feb2t.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#247 14.09.2017 18:31:30

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

13 октября эскадра пришла в Виго.  Погрузка угля с 5-ти немецких пароходов-угольщиков.

http://s019.radikal.ru/i621/1709/f9/aedcf8e8ba7bt.jpg

http://s019.radikal.ru/i608/1709/d1/c9225b8e6565t.jpg

http://s018.radikal.ru/i524/1709/85/6960ecb2b25at.jpg

http://s019.radikal.ru/i609/1709/5a/39b8da967ecet.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#248 14.09.2017 18:34:41

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

16 октября. Эскадра в Танжере. Погрузка угля с немецких угольщиков.

http://s019.radikal.ru/i610/1709/0c/6f7e363eaac7t.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#249 14.09.2017 18:47:03

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

30 октября Эскадра в Дакаре.  Работают: 11 немецких угольщиков кампании "Гамбург-Американ Лайн" ( один из них "Провиданс"  ),  английский пароход с углем, пароход - рефрежиратор "Эсперанс" с провизией, под французским флагом.

http://s018.radikal.ru/i512/1709/b4/f59cce148f24t.jpg

http://s41.radikal.ru/i093/1709/4a/39e3f0787299t.jpg  Погрузка угля на броненосцы.

Отредактированно Strannik4465 (14.09.2017 18:47:35)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#250 14.09.2017 19:00:58

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 33093




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

13 ноября. Эскадра в Габуне. Уголь с немецких угольщиков и провизия с "Эсперанс".

23 ноября. Эскадра в Грейт Фиш Бэй. Уголь с трех намецких угоьщиков и двух английских ( одно судно "Тентон"). Провизия с "Эсперанс".

28 ноября  Эскадра в Ангра Пеквена. Уголь с немецких и английских угольщиков. Припасы доставили три транспорта,  пароход "Раценталлер Дармунт"

http://s011.radikal.ru/i316/1709/3e/e98f4fd768a4t.jpg

Отредактированно Strannik4465 (14.09.2017 19:01:21)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

Board footer



Rambler's Top100