Сейчас на борту: 
Lankaster,
LV1201,
me109k,
osliabya,
Yosikava,
Ольгерд,
Программист-любитель
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 15.10.2013 19:07:39

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Морские войны 1665-1713 гг. доказали важность единообразия классов и типов ЛК. Но улучшение шло очень медленно: в 1720 г. английский флот, ставший абсолютным лидером, все еще имел ЛК шести классов:
50-пуш. (18-9-6ф)
60-пуш. (24-9-6)
70-пуш. (24-12-6)
80-пуш. (32-12-6-6)
90-пуш. (32-18-9-6)
100-пуш. (42-24-12-6)
Позже, с 1740-х, появились новые подклассы –58- и 64-пуш. (24ф), с 32ф ГК – 64, 66, 68 и 70-пуш., далее – 74-пуш., 98-пуш., 80-пуш. 2-дечники. Во время войн Революции и Империи ЛК 1 ранга были 100-, 104-, 106-, 108-, 110-, 112-, 116- и 120-пушечные.
К концу 18 в. в английском флоте основным (базовым) типом ЛК стал 74-пушечником. Единообразие в классах ЛК было достигнуто, но внутри класса было много подклассов. Так, в 1790-х гг. класс 74-пушечников включал 8 подклассов: 78-пуш (24 или 18ф на опер-деке); 76-пуш. (также 24 или 18ф); собственно 74-пушечники – большие, средние и малые, да еще 74-пуш. с единым 24ф калибром. В период с 1785 по 1800 год, несмотря на то, что пост главного сарваера бессменно занимал один человек – Хенслоу, был заложен 41 74-пушечник 19 различных типов. 
Что касается французского флота, то огромный флот Людовика XIV был не  менее разнообразен, чем британский. К 1720 г. этот великолепный флот практически исчез. При воссоздании французского флота с 1720 г. удалось довольно быстро достичь единообразия в классах ЛК. К 1750 г. базовым ЛК для главных сил стал 74-пушечник, несколько 80-пушечников служили флагманами. 64-пушечники предназначались доя операций в колониях, но также – для главных сил, поскольку 74-пушечников еще было маловато; 50-пушечники использовались для конвойной службы. Но разнообразие внутри каждого класса было значительным. Так, в период с 1719 по 1782 год были заложены 74-пушечники 2-х подклассов:
1). 12 ЛК (26-36, 28-18, 16-8, 4-4) в 1719-35, их строили 8 кораблестроители, 6 типов   
2). 66 ЛК (28-36, 30-18, 16-8) в 1737-82 гг., их строили 18 кораблестроителей, 34 типов, т.е. в среднем каждый кораблестроитель строил по 3-4 ЛК 2-х типов.
80-пушечники:
В 1740-82 гг. заложено 12 таких ЛК, 8 кораблестроителей, 12 (!) типов
Трехдечники строили для престижа, поштучно, все – разные:
1723 – 1-110, 1740 – 1-124, 1757 – 1-90 и 1-116, 1765 – 1-100
В 1779-80 гг. – 4-110 (3-х типов, 3 кораблестроителя)
В 1781 г. французский морской министр маршал де Кастри и главный инспектор кораблестроения Борда разработали планы будущего флота: 9-118 (нового типа), 12-80, 60-74. Было решено строить в пределах каждого класса ЛК однотипные корабли. С этой целью были проведены конкурсы на лучший проект: в 1782 г. – по 74-пушечному, в 1786 – по 118п, в 1787 г. – по 80п. Все конкурсы выиграли проекты малоизвестного молодого кораблестроителя Санэ, который до этого построил всего 2 74-пушечника. С тех пор и до 1813 г. все ЛК закладывались по этим его проектам.
Это позволило унифицировать элементы, ускорило и удешевило постройку, а также последующие ремонты и тимберовки; Франция, несмотря на большие потери на море в ходе войн 1792-1814 гг., довольно оперативно восстанавливала эти потери (разумеется, когда этим вообще занимались).       
По проектам Санэ в 1782-1813 гг. были заложены:
74-пушечники: 93 «стандартных» ЛК, 2 «увеличенных» ЛК (с 24ф на опер-деке), 28 ЛК «малой модели» для мелководных гаваней Нидерландов и Венеции
80-пушечные: 35 ЛК
118-пушечники: 16 ЛК
Кроме того, по указанию Наполеона, желавшего иметь 3-дечники также в Антверпенской эскадре, в 1804-11 гг. были заложены 6 110-пушечников.
Для флотов-сателлитов (Италия, Нидерланды) ЛК также строились по проектам Санэ.
Санэ и далее продолжал свою полезную деятельность для французского флота: с 1820 г. он возглавлял комитет кораблестроителей, который выработал проекты 90- и 100-пушечных 2-дечников, а также 58-, 50- и 60-пушечных суперфрегатов. Единственная новинка – 120-пушечник («Вальми», 5500т, самый большой в мире), заложенный в 1838 г. по проекту внука Санэ и оказавшийся неудачным (плохо ходил в бейдевинд), так что в 1848 г. решили даже вернуться к 118-пушечникам Санэ 1786 г., но наступившая эпоха парового флота потребовала уже новые проекты.

#2 15.10.2013 19:19:56

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Флот Елизаветы и ранней Екатерины тоже был достаточно однородным - одиночный 100 пушечник, серия 80 пушечных трехдечников одного проекта, серия 66 пушечников и 54 пушечников. В частности, из 9 ЛК Спиридова 8 были однотипные.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#3 15.10.2013 19:46:44

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Олег написал:

Оригинальное сообщение #753202
Флот Елизаветы и ранней Екатерины тоже был достаточно однородным

Ну да, 50 лет строили по проектам Петра Великого. Спасибо Ноульсу, он хоть немного увеличил размеры ЛК (с помощью Екатерины). А дальше стало сложнее.

#4 17.12.2014 16:32:59

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Подскажите пожалуйста, чем с точки зрения общепринятой классификации являлись "новоизобретённые корабли" - кораблями 6 ранга, может быть, прамами или же они никак не вписывались в классификацию?

Аналогичный вопрос по палубным ботам ЧФ - что это было? Каково их парусное вооружение? К чему ближе эти корабли - к шнявам может быть?

Заранее спасибо!

#5 17.12.2014 18:10:31

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

H-44 написал:

#899040
Подскажите пожалуйста, чем с точки зрения общепринятой классификации являлись "новоизобретённые корабли" - кораблями 6 ранга, может быть, прамами или же они никак не вписывались в классификацию?

Аналогичный вопрос по палубным ботам ЧФ - что это было? Каково их парусное вооружение? К чему ближе эти корабли - к шнявам может быть?

Наш форум иногда посещают специалисты по ЧФ того периода, они могли бы дать Вам квалифицированный ответ.
Вообще, «новоизобретенные корабли» (т.е. ни на кого не похожие), были попыткой построить на Дону корабли для действий на Азовском море (с учетом речных и морских мелководий), ЕМНИП, есть мнение, что образцом послужил шведский прам Элефантен (гангутский приз 1714 г.), так что это – вроде как мореходный прам для прибрежных плаваний. Скорость была соответствующей. В 1773 г. Кинсберген с 2-мя такими кораблями после 6-часового боя обратил в бегство турецкую эскадру, но «легче было бы поймать Луну, нежели догнать парусные суда с моими двумя плоскодонными машинами».
Бот – маленький, одномачтовый с прямым вооружением, те, что покрупнее – с палубой и небольшими пушками и фальконетами. Очень похож на одномачтовые голландские «яхты» 17 века, которые активно участвовали в сражениях периода 1652-76 гг. Шнявы (похожи на более поздние бриги) -  более крупные, двухмачтовые, некоторые даже имели три мачты

#6 18.12.2016 15:15:01

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

В качестве иллюстрации огромного разнообразия французских 74-пуш. ЛК, строившихся до принятия стандартного проекта Санэ в 1782 г., привожу этот список. Среди них нет и двух совершенно идентичных, кроме нескольких более поздних, они имели различные обводы и коэффициенты полноты; строительство и ремонт после принятия стандартного проекта Санэ значительно упростились.
http://s019.radikal.ru/i620/1612/3a/8b3c29c6a51dt.jpg
http://s56.radikal.ru/i154/1612/ec/7f699596583ct.jpg

#7 18.12.2016 15:47:35

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9784




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Немного Четверухина
http://s8.hostingkartinok.com/uploads/thumbs/2016/12/58435f43410125a579ade931e10f83cf.png
http://s8.hostingkartinok.com/uploads/thumbs/2016/12/ebbcf1061f3469dc50d5d1f6ff1b34db.png
http://s8.hostingkartinok.com/uploads/thumbs/2016/12/e14139f3ea993b3fd60df7bc2167d18e.png
http://s8.hostingkartinok.com/uploads/thumbs/2016/12/af5b0ebe148cfa29d53a3a5d3457bdc9.png

Отредактированно Юрген (18.12.2016 15:48:51)

#8 18.12.2016 17:36:30

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1296




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

А на третьем листе - похоже, не Чесменское, а Синопское сражение. Или я ошибаюсь?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#9 20.12.2016 21:43:47

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Эд написал:

#753196
разнообразие внутри каждого класса было значительным. Так, в период с 1719 по 1782 год были заложены 74-пушечники 2-х подклассов:

Не могло ли большое разнообразие типов внутри одного класса опредедяться большими сроками службы британских ЛК? Возможно, что при длительной службе единиц ранней постройки, позже появлялись корабли построенные в соответствии с несколько изменившимися взглядами на роль и конструкцию корабля?
В русском флоте при службе кораблей порядка 10 лет проще было их унифицировать.

#10 20.12.2016 22:57:51

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Агриппа написал:

#1118991
большое разнообразие

До 1793 г. тот или иной проект кораблей разрабатывал очередной обер-сарваер, но в ходе войн 1793-1815 гг., когда сразу закладывалось много кораблей, появилось необычно много вражеских призов, нередко превосходивших британские, были предприняты попытки использовать иностранный опыт для улучшения качеств своих кораблей, что и привело к большому разнообразию проектов.

#11 24.12.2016 20:27:47

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Олег написал:

#753202
Флот Елизаветы и ранней Екатерины тоже был достаточно однородным - одиночный 100 пушечник, серия 80 пушечных трехдечников одного проекта, серия 66 пушечников и 54 пушечников.

Типизация внутри штатов заложена при Петре I. С учётом некоторых изменений в штатах, которые естесственны, в каждое царствование. Коренные изменения произошли только при Екатерине II, как в штатах, так и в типах, но это связано и с изменением внешней политики, и с наметившимся серьёзным отставанием в технике. "Сонливость" российского правящего дома не могла не сказаться на всех сторонах жизни страны, в т.ч. и состоянии кораблестроения.

Эд написал:

#753216
50 лет строили по проектам Петра Великого. Спасибо Ноульсу, он хоть немного увеличил размеры ЛК (с помощью Екатерины). А дальше стало сложнее.

По пропорциям. Проекты (внешний вид и теоретическая база) менялись, но пропорции и связанная с ними унификация кораблестроительных элементов (см. Кротов, Крайнюков) оставались прежними. Ноульс окончательно "добил" русскую школу, которая к его появлению обросла бурократическим равнодушием со стороны руководства и тотальным отставанием уровня образования со стороны исполнителей (мастеров). Имея все шансы и возможности к росту, этими двумя факторами школа просто разлагалась, к ьлиу же задавливаемая приглашёнными англичанами. Понятно, что отечественную школу кораблестроения ни изучать, ни развивать надменные англо-саксы не собирались, приходили со своими проектами и взглядами. дальнейшее же показало, что особенного передового ни в проектах, ни во взглядах не было.

Агриппа написал:

#1118991
В русском флоте при службе кораблей порядка 10 лет проще было их унифицировать.

Возможно, но унификация как явление порождена другими причинами.

Эд написал:

#1119019
До 1793 г. тот или иной проект кораблей разрабатывал очередной обер-сарваер

Видимо, поэтому никак не удавалось провести полную унификацию. В России изначально руководил этим царь, а после него даже размеры боялись увеличить, пока не стало ясно, что дальше просто некуда - жизнь "по башке" постучала.
Кстати, а никого не заинтересовало, что "Императрица Анна" Броуна имеет те же размеры, что и "Виктори"? Так кто у кого "слизал"?))

Отредактированно А.Иванов (24.12.2016 20:29:26)

#12 24.12.2016 22:35:52

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

А.Иванов написал:

#1120008
"Императрица Анна" Броуна имеет те же размеры, что и "Виктори"?

Я давно заметил, что ее размеры очень схожи с екатерининскими трехдечниками. Кстати, Императрица Анна имела 110 (114) пушек или все же 100? На верхней палубе у нее было 16-6-фунт. пушек.

#13 25.12.2016 15:54:02

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Считается, что 110 пушек.
Дело в том, что известный ныне чертёж в РГА ВМФ, выдаваемый за "Императрицу Анну", в действительности таковым не является, что следует из надписи на чертеже «Чертежъ противъ карабля Императрици Анны» и указанных на чертеже размеров: 179.8 х 49.8 х 21.6 футов. Да и пушек показано там чуть более 90. нет пока и модели, которая бы соответствовала полностью характеристикам корабля, но это совсем отдельная тема. Гребенщикова считает, что резкое увеличение длины против положенной по пропорциям Петра I произошло под воздействием принесенного Окуневым и Рамбургом сообщения о французском 110-пушечном "Foudrogant" заложенном в 1723 г. с длиной 177 французских футов. Но тут у неё нет логической связки: во-первых, прошло уже практически 10 лет (большой срок), во-вторых в английских футах длина француза составит 188 3/5 фут, длина не сопоставима с 186 футам "Анны". Думаю, что добавка 5 фут к длине, увеличение калибра и числа пушек было вполне в духе петровской школы кораблестроения и французы здесь не причём. Другое дело, что Броун самовольно увеличил глубину интрюма и осадку, что сказалось потом самым негативным образом в мелководном бассейне Финского залива.

#14 26.12.2016 01:59:46

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Интересно, а почему не пошла в серию "Благодать" 130-п, которую вроде бы очень хвалили?

#15 26.12.2016 10:22:42

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

H-44 написал:

#1120258
почему не пошла в серию "Благодать" 130-п,

Во-первых, такие «царь-корабли» были штучного изготовления. Далее:
1). Высокая стоимость, Благодать стоила 500 тыс. руб. серебром, а, скажем, архангельский 66-пушечник из лиственницы – всего 60 тыс.
2). Большой экипаж (ок. 1100 чел.), почти вдвое больше 74-пушечника.
3). Большая осадка ограничивала применение в мелководной Балтике.
Введение коротких (и более легких) пушек в 1803-05 гг. позволило ставить самые большие орудия (36- и 24-фунт.) практически на любые линейные корабли; возможно, поэтому в последующих штатах число трехдечников было сокращено до трех.

#16 26.12.2016 11:03:35

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Ув. Эд, благодарю за исчерпывающий ответ. 500 т.р., конечно, фантастическая сумма, я думал примерно 300. Да и при нашей недолговечности кораблей выкладывать столько на 10 кампаний максимум, несколько расточительно. Но корабль очень интересный, а уж на фоне шведских - просто монстр. Жаль, что наши трехдечники мало поучаствовали в сражениях.

#17 26.12.2016 14:54:27

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

H-44 написал:

#1120280
Жаль, что наши трехдечники мало поучаствовали в сражениях.

Я бы не сказал, что мало.
При Гогланде 1788 Ростислав заставил вице-адм. Принц Густав спустить флаг.
В 1790 г. при Ревеле тот же Ростислав принудил сдаться Принц Карл.
В 1790 г. при Красной Горке пять 100-пушечников Круза, несомненно, весьма способствовали отражению шведской атаки.
В 1790 г. при блокаде Выборга семь стопушечников Чичагова определенно сильно влияли на психику шведов, мечтавших вырваться любой ценой.

#18 18.09.2017 00:58:43

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Еще о унификации
На рубеже 18-19 вв датский кораблестроитель Хохленберг предложил иметь во флоте один тип ЛК (74 пушечник) и один тип фрегата (полученный срезанием одного дека у ЛК). Что-то мне кажется, что больно уж монструозные фрегаты получаются. Интересно, Россия могла обойтись только 74 пушечными кораблями и 44 пушечными фрегатами? Или все равно для архангельских лиственничных кораблей пришлось бы разрабатывать отдельные проекты?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#19 18.09.2017 09:27:45

Mihael
Лейтенантъ
let
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 1961




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Олег написал:

#1204505
Что-то мне кажется, что больно уж монструозные фрегаты получаются.

Т.е. получаются razee, только специальной постройки, а не из ранее построенных линкоров?


"Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться"

#20 18.09.2017 10:29:52

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Олег написал:

#1204505
Россия могла обойтись только 74 пушечными кораблями и 44 пушечными фрегатами? Или все равно для архангельских лиственничных кораблей пришлось бы разрабатывать отдельные проекты?

Смысл в том, что такие ЛК должны иметь одинаковые размеры, т.е. один чертеж хоть на сто 74-пушечников, как во Франции с 1782 г.
Дубовые корабли были тяжелее лиственничных, это вопрос к технарям.

#21 18.09.2017 21:52:18

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Эд написал:

#1204546
Смысл в том, что такие ЛК должны иметь одинаковые размеры, т.е. один чертеж хоть на сто 74-пушечников, как во Франции с 1782 г.

Это понятно. Вопрос, можно ли построить корабли по одному чертежу из разного дерева?

Эд написал:

#1204546
Дубовые корабли были тяжелее лиственничных,

Совсем не факт - чем крепче дерево, тем легче корабль. Аналогия с самолетами - аллюминиевые были легче деревянных. Встречались упоминания, что соснове ЛК тяжелее на ходу, чем дубовые.

Mihael написал:

#1204536
Т.е. получаются razee, только специальной постройки, а не из ранее построенных линкоров?

Ну да, не очень понимаю, какой смысл такой стандартизации - в реальности никто ее не осуществил.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#22 18.09.2017 22:18:09

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Олег написал:

#1204777
что соснове ЛК тяжелее на ходу, чем дубовые.

Видимо, все зависело от размеров. Но ты прав: однотипные (типа Трех Святителей): сосновый Трех Святителей - водоизмещение 3093,25 т, дубовый Нептунус - 2897,2 т. Сосна слабее, поэтому некоторые элементы приходилось делать толще.

#23 19.09.2017 00:32:13

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Эд написал:

#1204782
Но ты прав: однотипные (типа Трех Святителей): сосновый Трех Святителей - водоизмещение 3093,25 т, дубовый Нептунус - 2897,2 т. Сосна слабее, поэтому некоторые элементы приходилось делать толще.

Видимо у соснового больше осадка и меньше высота батареи? Или они все-таки не настолько однотипные?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#24 19.09.2017 09:51:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Унифицирование классов и типов линейный кораблей в 18 веке

Олег написал:

#1204819
Видимо у соснового больше осадка и меньше высота батареи?

Поскольку дуб тяжелее (и прочнее) сосны, он требуется в меньших количествах. Эти корабли строились вроде по одному чертежу.

Страниц: 1


Board footer