Вы не зашли.
Уважаемые коллеги по форуму, хорошо знающие флаги и вымпелы российского флота, или имеющие книги по вексиллологии, где подробно описано применение флагов и вымпелов русского флота.
Прошу помочь выяснить какие же флаги и вымпелы были в дивизиях и эскадрах русского военного флота времен Петра 1,
я пользовался только книгами:
Басов А.Н.- История военно-морских флагов. М., 2004, стр. 42-47
Семенович Н.Н. История русского военно-морского флага. Л., 1946
Морским Уставом 1720 года, а также сайтами по вексиллологии в инете, и везде разностороняя информация.
Я сделал две таблицы на период 1716-1797, по двум различным версиям, какая из них правильная прошу в этом помочь разобраться.
Первая выложенная мной таблица - периода 1716-1720, когда за дивизиями флотов были закреплены цветные кормовые флаги,
а корабли первой эскадры в каждой дивизии несли на грот-стеньге белый вымпел с Андреевским флагов в головке, корабли второй эскадры - синий вымпел
с Андреевским флагом в головке, корабли третьей эскадры - красный вымпел с Андреевским флагом в головке.
Правда конкретными источниками не нашел подтверждения, все с сайта по вексиллологии.
А вторая таблица - периода 1720-1797, то что описывается в Морском уставе 1720 года.
Высказывайте свое мнение, по данным таблицам, которые могут быть неверны, пожалуйста с указанием источников.
Зарегистрировался не давно, с работой на форуме еще не освоился, до этого по морской тематике выкладывал таблицы по знакам различия и форме Российского императорского флота на форуме "Кортик".
С уважением...
Вопрос к А.Иванову. В Вашей стать о ЛК "Ласка" вы не привели чертеж бокового вида этого корабля. Существуют ли они вообще? В архивах остались
чертежи или рисунки кораблей Азовского флота Петра? (Особенно интересны его 60-80-пушечные корабли)
Коллеги, может кто подскажет почему первые русские галеры построенные в 1696 г называли фурукатами?
Алтаец написал:
#1248503
Коллеги, может кто подскажет почему первые русские галеры построенные в 1696 г называли фурукатами?
Азовский флот, позаимствовали у турок термин "фирката" - небольшая легкая галера. Но у самих турок - "фирката" - заимствовано от "фрегата". А парусных фрегатов у турок не было до 1770-х гг., так что термин фирката у них долго относился к гребному флоту.
Спасибо. Вам известно о обстоятельствах взятия турецкого форуката в 1695 г у Азова?
У турок об этом ничего нет. Надо смотреть Елагина и Историю ЧФ в журнале Одесского об-ва древностей.
Известно только, что в 1696 г. Петр 1 использовал ее во время 2-го похода к Азову.
Я о ней и узнал у Елагина. Где-то встречал, что она зимовала в Азове и наши ее там захватили.
Посмотрю еще в журнале Одесского общества.
Алтаец написал:
#1242834
Вопрос к А.Иванову. В Вашей стать о ЛК "Ласка" вы не привели чертеж бокового вида этого корабля. Существуют ли они вообще? В архивах остались чертежи или рисунки кораблей Азовского флота Петра? (Особенно интересны его 60-80-пушечные корабли)
Прошу извинить, не сразу заметил вопрос - редко стал включать интернет.
Чертежа "Ластки" мною не обнаружено. Чертёж, скорее всего, существовал. Сужу об этом по смыслу переписки Скляева. Существуют ли чертежи Воронежских судов вообще - очень не простой вопрос. До настоящего времени, если они и существуют, никаким образом никем они не явлены. Собственно, как и балтийские чертежи. Но с последними определённый просвет появился, есть тонкая ниточка, за которую пока не удаётся потянуть в полную силу, но время покажет...
А.Иванов написал:
#1251330
До настоящего времени, если они и существуют, никаким образом никем они не явлены.
В таком случае, дополнительный вопрос: какой из известных в настоящее время сохранившихся чертежей судов отечественного флота самый ранний, и какого он года? (Имеются в виду не только чертежи линейных кораблей и фрегатов, но и других судов, пусть даже невоенных)
"Выборг", да, пожалуй, два проекта Гардли (несмотря на ряд замечаний, Гардли всё-таки стал мастером в Казани).
Забыл))) - воронежский " Транспорт", прообраз балтийских фрегатов.
Отредактированно А.Иванов (17.02.2018 21:51:17)
А.Иванов написал:
#1251387
"Выборг", да, пожалуй, два проекта Гардли (несмотря на ряд замечаний, Гардли всё-таки стал мастером в Казани).
Забыл))) - воронежский " Транспорт", прообраз балтийских фрегатов.
Кстати, а тот чертеж прама, что опубликовали в юбилейном гангутском сборнике в Первом томе? Там стоит дата 1712 год, но эта надпись сделана явно позже, может быть даже в 19 веке. Ну и всего 18 пушек - более поздние прамы были покрупней и помощней... Это не может быть чертежом для первых петровских "ковчегов"?
Отредактированно STEFAN (18.02.2018 11:05:03)
Я понимаю, о чём Вы говорите, но подлинника не видел, а чужие комментарии вызывают недоверие. Вообще, чертежам Меншикова повезло больше, чем других мастеров - они были переданы в модель-камеру после смерти мастера, потому сохранились. А вот в период обер-сарваерства Броуна большинство чертежей исчезло. Те же, что сейчас активно эксплуатируются как петровского времени, свою идентификацию получили при Николае I, о чем свидетельствуют надписи в левом верхнем углу. Государю загорелось знать, что осталось от того времени, и ему браво доложили.))
Эд, подскажите, а есть какие-нибудь сведения с турецкой (!) стороны об отправленных в 1672-1678 гг. в Азов кораблях с подкреплениями? Многочисленный нарратив с нашей стороны (в основном - пересказы вестей от донских казаков) мне известен
А.Иванов написал:
#1251706
подлинника не видел, а чужие комментарии вызывают недоверие. Вообще, чертежам Меншикова повезло больше, чем других мастеров - они были переданы в модель-камеру после смерти мастера, потому сохранились.
А разве это чертеж Меншикова? К сожалению, у меня пока нет оборотного листа, но там вроде бы много всяких подписей...
Отредактированно STEFAN (18.02.2018 20:07:14)
Gromoboy1 написал:
#1251725
сведения с турецкой (!) стороны об отправленных в 1672-1678 гг. в Азов кораблях
Нет, ничего не нашел. Известно только, что парусные корабли "на европейский манир" в Турции стали строить (с помощью европейских ренегатов) только с 1682 г. До этого основные боевые суда были гребные. В Азовское море турки чаще посылали полугалеры-калите (гребные галиоты) и перкенде (гребные бригантины).
Нет, я вообще имел ввиду чертежи петровского времени, что больше всех повезло Меншикова. Этот прам не похож на его руку, больше напоминает ученика Острецова. Меншиков сопровождал свои чертежи декором, и модели декорировал, потому их и покрали еще в 18 веке.
Отредактированно А.Иванов (18.02.2018 19:35:23)
А.Иванов написал:
#1251823
Этот прам не похож на его руку, больше напоминает ученика Острецова. Меншиков сопровождал свои чертежи декором, и модели декорировал, потому их и покрали еще в 18 веке.
Есть у меня один такой... С декором. Думаю, что "Бык".
А кто этот Острецов? В какие годы работал?
Нашел про Острецова, что в середине 20-х годов он был подмастерьем "от мастера Скляева" - т. е. его ученик? А в какие годы начинал?
Взят в корабельную архитектуру в 1715 году.
Эд написал:
#1251762
В Азовское море турки чаще посылали полугалеры-калите (гребные галиоты) и перкенде (гребные бригантины)
Спасибо. По русскому нарративу (казаки и выходцы) везде проходят "каторги"
Эд написал:
#1252469
стандартные галеры - катрига (испорч. каторга).
а что из себя представляла стандартная "каторга"? длина, вооружение, экипаж, кол-во банок? сколько она могла примерно перевезти солдат (в качестве транспортного судна)?
Gromoboy1 написал:
#1253100
то из себя представляла стандартная "каторга"? длина, вооружение, экипаж, кол-во банок? сколько она могла примерно перевезти солдат (в качестве транспортного судна)?
Данные по турецким галерам из книги Ахмета Гюрельюза о турецких парусных и гребных судах (он также соавтор Истории османского парового флота).
Турецкие гребные суда в 17-18 вв.:
......
Кадирга (галера), 25 банок, вооружение: на носу (куршее) – от 3 до 5 орудий, самая большая – до 24/28 фунтов – была в середине, по бокам 6-8-фунтовые, кроме того, 8-16 фальконетов по бортам, размеры в 17 в. (в 18 в.): длина 41,7 (42,45), ширина 5,3 (5,55), высота кормы (от воды) 2,53 (4,55), носа – 2,53 (2,78), борта 1,35 (1,6) метров. Экипаж – 35 моряков, 196 гребцов (по 4 на весло), 100 солдат.
.......
Кстати, у турок были и более крупные баштарды, число которых было немногим меньше, чем кадирга; эти имели по 120 солдат, а флагманская баштарда капудан-паши - даже 216 солдат.