Сейчас на борту: 
anton,
Reductor1111,
Алекс,
Буйный,
капитан,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4

#51 20.02.2018 10:38:54

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1252367
говорится именно о выходе за пределы полосы

mikkoi написал:

#1252317
Был ли это выход из протраленной полосы, или сорванная при тралении мина, мы вряд ли узнаем. Финские тральщики доложили, что "Фён" вышел из полосы, но что другое они могли сказать?


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#52 20.02.2018 11:54:01

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

1

Много что могли сказать. Например, что сигнальщики буксира проворонили подсеченную мину - они за это ответственности не несли.
А вообще с буксира были спасшиеся и версия финских ТЩ при расследовании не была единственной.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#53 20.02.2018 19:19:56

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1252342
Разве потребность в перевозках в ФЗ не была острой уже в октябре?

Проблема стала острой не позднее сентября. 1-е встретившееся мне упоминание о решении Skl выделить "Hohenhörn" для перевозки вагонов - 27 сентября. Видимо, проблема вызревала с самого начала войны, но до конца августа немцы и финны надеялись, что с падением Таллина Ханко и др.выдвинутые позиции будут эвакуированы или сданы (не говоря уже о надежде на скорое падение Ленинграда), и снабжение наладится. А в сентябре терпеть стало совсем невмоготу.

"Hohenhörn", кстати, был довольно ценным судном с мощными грузовыми стрелами, позволявшими погружать/выгружать вагоны без портовых кранов. Это для разрушенного таллинского порта было актуально. Жаль, что М-97 по фашисту промахнулась. Вообще коммуникация Таллин - Хельсинки в 1941 была отличным местом для работы "малюток". Могли бы сделать финнам и немцам очень больно. Но увы.

Отредактированно А. Кузнецов (20.02.2018 19:20:18)

#54 20.02.2018 19:32:43

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

mikkoi написал:

#1252318
а разве оцифрованный архив Merivoimien esikunta не дает ответа по составу караванов?

Конкретно Merivoimien esikunta (штаб ВМФ) вроде бы не дает. Во всяком случае, я не нашел. Моё знание финского пока близко к нулю, но названия судов я всё же осиливаю :)

А у финнов не было ЖБД каких-нибудь аналогов немецких Seetransportstelle? Особенно интересны Турку, Эрэ, Хельсинки, Котка и т.п.

#55 20.02.2018 19:39:32

savera
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2682




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Уважаемый han-solo написал:
что такое пинасс?

Вот пинассы с MRS-11 в Рижском заливе. По мне, так просто большие моторные лодки.
https://c.radikal.ru/c27/1802/67/50f20f2fdaa4t.jpg
С уважением,

#56 23.02.2018 15:45:25

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1251995
как после проводки "Пассата" возвращались в ФЗ оба финских ЗМ-ТЩ - сопровождая конвой или "пустыми"?

Посмотрел ЖБД "Руотсинсалми". Оба минзага с тральщиками M4 и M7 провели на восток 4 парохода, но уже после эвакуации Ханко, в ночь на 3 декабря.
До этого минзаги вроде бы оставались на западе.

Переходя к ситуации в целом - новые переходы транспортов (помимо упомянутых выше в этой ветке) не обнаруживаются. Относительно того, считать ли реально существовавшим фарватером путь через МАП (который каждый раз получался разным), в немецких командных инстанциях мнения были разные. После проводки "Hohenhörn" сгоряча появились записи, что теперь путь открыт. Однако же этот путь по факту не функционировал, любой переход проходил как форсирование минного поля. Одновременно встречаются рассуждения о том, как хорошо станет, когда будет захвачен Осмуссар и мимо него можно будет пробить фарватер.

После отказа от захвата Осмуссара (конец октября) появляются записи о том, что ущерб от этого решения очевиден, и МАП продолжает блокировать порты южной Финляндии. Точнее всего ситуацию сформулировало Skl - что "по большому счету" создание фарватеров возможно только после "устранения" Ханко и Осмуссара.

В конце сентября 1941 группа армий "Север" просила завезти морем 3 000 тонн угля в Нарву. Не дождалась.

В целом картина вроде бы уже понятна, нужно еще кое-что посмотреть и можно будет делать "твердые предварительные выводы" о влиянии МАП на снабжение немцев и финнов.

Отредактированно А. Кузнецов (23.02.2018 15:46:12)

#57 24.02.2018 11:30:21

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

А. Кузнецов написал:

#1253408
Оба минзага с тральщиками M4 и M7 провели на восток 4 парохода, но уже после эвакуации Ханко, в ночь на 3 декабря.

Думаю, что этот конвой нужно считать, как прошедший до эвакуации. Последний эвакуационный конвой вышел с Ханко именно в эту ночь, противник не знал об этом и свой конвой организовывал по всем правилам действующей МАП.

А. Кузнецов написал:

#1253408
Однако же этот путь по факту не функционировал, любой переход проходил как форсирование минного поля.

Это понятно. Не понятно почему нельзя было создать тральный отряд для прокладки фарватера ранее 25 ноября. Почему нельзя было осуществить прокладку этого фарватера - ведь в Ирбенском проливе немцы смело тралили в светлое время на виду у 315-й батареи. Почему до эвакуации Ханко было проведено только четыре конвоя при большой потребности в перевозках?

А. Кузнецов написал:

#1253408
В конце сентября 1941 группа армий "Север" просила завезти морем 3 000 тонн угля в Нарву. Не дождалась.

Они и в 1942 г. не дождались - разве Нарва была действующим портом?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#58 25.02.2018 17:53:34

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1253613
Думаю, что этот конвой нужно считать, как прошедший до эвакуации. Последний эвакуационный конвой вышел с Ханко именно в эту ночь, противник не знал об этом и свой конвой организовывал по всем правилам действующей МАП.

Считать так, наверное, можно при желании, но ...
Я смотрю на это дело с точки зрения, выраженной в названии ветки - "... МАП и крах Барбароссы". К 3 декабря "Барбаросса" уже заняла почетное место на свалке истории рядом с планом Шлиффена. На ленинградском направлении динамизм закончился с провалом немецкой попытки окончательно отрезать Ленинград через Тихвин. Декабрьские перевозки - это уже рутина затяжной войны, другая история. Да и МАП в ночь на 3 декабря уже не существовала, от нее остались только мины.

Кстати, противник понял, что Ханко будет эвакуирован, когда наши в начале 20-х чисел ноября начали без видимой причины интенсивно расстреливать артбоезапас по финнам.

Botik Petra Velikogo написал:

#1253613
Почему нельзя было осуществить прокладку этого фарватера - ведь в Ирбенском проливе немцы смело тралили в светлое время на виду у 315-й батареи

Возможно, ответ можно найти с помощью факторного анализа в самом его примитивном виде.
Чем отличались с точки зрения перевозок в 1941 году Ирбенский пролив от устья Финского залива?
1. В Ирбенском проливе использовались каботажники, в устье - крупные (по меркам Балтики) транспорты. Я выше по ветке уже предполагал, что каботажниками немцы рисковали легко, крупными судами - нет.
2. В проливе один берег был немецкий. Сначала к нему можно было прижаться, не опасаясь воздействия с этой стороны, потом еще и немецкие батареи там появились. В устье оба берега были враждебны немцам.
3. Навигация. Вдоль курляндского берега можно было точно проложить маршрут, полно навигационных ориентиров. В устье без обвехования фарватера точно пройти рекомендованными курсами было нереально, тем более ночью.

Может, еще какие-то отличия упущены.

Botik Petra Velikogo написал:

#1253613
Они и в 1942 г. не дождались - разве Нарва была действующим портом?

Я 1942 год в деталях с точки зрения перевозок еще не разбирал. Но осенью 1941 года немцы собирались возить грузы не только в Нарву, но и в Лужскую губу. Планировали ходить советским прибрежным фарватером. Его и от мин очистить было бы проще, чем вконец замусоренные "Юминдой" другие маршруты. В 1941 немцы банально не успели из-за несоответствия между наличными тральными силами и сложной общей минной обстановкой на ТВД. Но что помешало немцам возить грузы в Нарву в 1942 - интересный вопрос.

Отредактированно А. Кузнецов (25.02.2018 17:56:14)

#59 25.02.2018 18:21:00

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

А. Кузнецов написал:

#1254027
Считать так, наверное, можно при желании

Дело не в желании, а в оценке обстановки с военной точки зрения. Перед каждой операцией пишется директива на ее проведение или боевой приказ. Там, как правило, в 1-м пункте даются данные о противнике. Если в той операции в приказе писалось, что существует МАП с батареями на северном и южном берегу и все обеспечение планировалось на основе этого, то это значит, что конвой проводился в условиях наличия МАП.

А. Кузнецов написал:

#1254027
В 1941 немцы банально не успели из-за несоответствия между наличными тральными силами и сложной общей минной обстановкой на ТВД.

При этом у немцев хватало тральных сил на то, чтобы тралить окрестности Моонзундских островов, свой собственный "Вартбург" и оборонительные МЗ у входов в порты южной Балтики. С точки зрения распределения тральных сил снабжение ГА "Север" и Финляндии явно было не самой приоритетной задачей.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#60 25.02.2018 19:00:09

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1254037
в оценке обстановки с военной точки зрения

Конвой-то возможно проводился так, как будто МАП еще была (хотя это нужно уточнять). Но самой МАП уже не было. Впрочем, это частности. Главное, что из-за МАП практически не было перевозок в то время, когда противник в этих перевозках нуждался.

Botik Petra Velikogo написал:

#1254037
При этом у немцев хватало тральных сил на то, чтобы тралить окрестности Моонзундских островов, свой собственный "Вартбург" и оборонительные МЗ у входов в порты южной Балтики.

Траление Моонзунда было важно в т.ч. с точки зрения снабжения ГА "Север". А от траления своих заграждений у портов южной Балтики отказаться было невозможно - слишком велики были потери на них. Кстати, любопытно было бы сравнить эти потери с теми, которые наши нанесли немцам известными минными постановками в южной Балтике в 1914-15.

Botik Petra Velikogo написал:

#1254037
С точки зрения распределения тральных сил снабжение ГА "Север" и Финляндии явно было не самой приоритетной задачей.

Это стоит в одном ряду с решением использовать летом 1941 основные силы флота против Англии. Авантюристы херовы. Ударом по СССР поставили всё на карту, а флот почти не привлекли без серьезных к тому оснований. Оставили бы против Англии подлодки, минимально необходимые эскортные силы и то, что застряло в Бресте, а всё остальное бросили бы на Балтику - неизвестно, устоял бы тогда Ленинград, или нет. С вытекающими отсюда тяжелейшими последствиями. Нам повезло, что немцы неадекватно подошли к выделению сил.

#61 25.02.2018 19:10:21

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

А. Кузнецов написал:

#1254051
из-за МАП практически не было перевозок в то время, когда противник в этих перевозках нуждался.

Не скажу ничего нового, но мне кажется, что немцы с финнами больше повинны в том, что через МАП прошло так мало судов, чем сама МАП.

А. Кузнецов написал:

#1254051
Траление Моонзунда было важно в т.ч. с точки зрения снабжения ГА "Север".

Позволю себе усомниться. Моонзунд и Соэлавяйн можно было без потерь для перевозок оставить до следующей, а то и после следующей весны - ни в Ригу, ни в Таллин по ним суда не ходили.

А. Кузнецов написал:

#1254051
Ударом по СССР поставили всё на карту, а флот почти не привлекли без серьезных к тому оснований.

А вот тут полностью согласен.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#62 25.02.2018 19:35:50

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1254054
немцы с финнами больше повинны в том, что через МАП прошло так мало судов, чем сама МАП

Так ведь с точки зрения конечного результата нет разницы - испугались ли немце-финны слабой МАП, или же МАП оказалась достаточно сильна для наличных сил противника, чтобы практически воспретить перевозки.

Botik Petra Velikogo написал:

#1254054
Моонзунд и Соэлавяйн можно было без потерь для перевозок оставить до следующей, а то и после следующей весны - ни в Ригу, ни в Таллин по ним суда не ходили.

Когда немцы начали траление, они еще думали, что Осмуссар вот-вот будет захвачен, и грузы хлынут потоком в Таллин, Нарву и Лужскую губу.

#63 25.02.2018 19:45:46

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

А. Кузнецов написал:

#1254060
Так ведь с точки зрения конечного результата нет разницы

Вопрос что считать конечным результатом: то, что было в действительности или выводы, которые будут в нашей книге? :)

А. Кузнецов написал:

#1254060
Когда немцы начали траление, они еще думали, что Осмуссар вот-вот будет захвачен, и грузы хлынут потоком в Таллин, Нарву и Лужскую губу.

Но водили бы они их туда по "желтому" (№80)/"фиолетовому" фарватерам, а не по ФВК №100, так что зачем после "Беовульфа" тралили вокруг Моонзундских островов, когда тралить нужно было в другом месте, мне не понятно.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#64 26.02.2018 00:14:40

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1254064
Вопрос что считать конечным результатом

То, что следует из анализа документов. Осталось подумать, какие еще документы нужно почитать.

Botik Petra Velikogo написал:

#1254064
Но водили бы они их туда по "желтому" (№80)/"фиолетовому" фарватерам, а не по ФВК №100, так что зачем после "Беовульфа" тралили вокруг Моонзундских островов, когда тралить нужно было в другом месте, мне не понятно.

Может, в открытом море уже погода тралить мешала, всё-таки осень. Может, хотели продлить фарватер через Моонзунд пока хотя бы до Хаапсалу для каботажников. Нужно посмотреть. Опять же был твердый расчет на захват Осмуссара, тогда бы каботажники по закрытым водам ходили бы в Таллин. При этом им эскорт большую часть пути не был бы нужен - большой плюс для немцев в их стесненных обстоятельствах.

#65 26.02.2018 03:32:56

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

А. Кузнецов написал:

#1254159
Может, в открытом море уже погода тралить мешала, всё-таки осень.

Раумботы 2-й флотилии были чуть крупнее и современнее, чем 5-й. Если тройка раумботов 5-й справлялась с проводкой конвоев в ФЗ с точки зрения погоды, то вся 2-я флотилия справилась бы тем более. Но у нее нашлись более важные дела.
Сдается мне, одной из главных проблем немцев после 22.10.1941 стало отсутствие на Балтике единого командования. Силы между ФдМ Норд и Морским штабом связи в Финляндии были распределены, с точки зрения имевшихся задач, неверно. Группа ВМС "Север" имела слишком много подчиненных и ТВД, чтобы все это эффективно отслеживать.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#66 26.02.2018 14:40:20

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1254189
й. Если тройка раумботов 5-й справлялась с проводкой конвоев в ФЗ с точки зрения погоды, то вся 2-я флотилия справилась бы тем более

Раумботы справлялись, когда позволяла погода. Переходы конвоев регулярно откладывались из-за непогоды. Видимо, с точки зрения траления перед немцами стоял выбор - в открытом море по условиям погоды можно тралить 10 (условно) суток в месяц, а в закрытых водах - почти каждый день. Очевидно, они выбрали вариант с возможностью более интенсивного использования тральщиков.

Botik Petra Velikogo написал:

#1254189
Группа ВМС "Север" имела слишком много подчиненных и ТВД, чтобы все это эффективно отслеживать.

Точно, MGK Nord отвечала за несколько ТВД с сильно разными условиями. Но до 21 октября был BdK, занимавшийся исключительно восточной половиной Балтики. А подход к тралению и перевозкам был тот же.

#67 02.03.2018 21:29:30

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

1

Да, перевозок в Нарву в 1942 году не видно. Любопытно. Фарватер до Нарвы был пробит. Потребности 18 А по сравнению с осенью 1941 года должны были снизиться, но всё равно странно отказываться от подвоза грузов морем поближе к фронту.

Пока гипотез две:
1. Проблемы с погрузо-разгрузочными возможностями нарвского порта (если в 1942 сил хватило только на восстановление таллинского порта)
2. Удачный налет ВВС КБФ 31 мая на раумботы и БДБ показал, что запускать транспорты в восточную часть залива рискованно. Но это предполагает, что немцы за год сильно оробели.

Попутно обнаружил любопытный момент. FdM по итогам траления в мае 1942 с изумлением отметил, что в Финском заливе не встретилось ни одной немецкой мины. В тралы попадали наши мины, а из немецких средств - только защитники. Получается, что основная масса немецких мин (формально говоря - вообще все) не пережили штормов/ледостава/ледохода. Немецкие защитники обнаружились на тех местах, где их поставили в 1941.

Отредактированно А. Кузнецов (02.03.2018 21:30:57)

#68 02.03.2018 23:46:05

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

А. Кузнецов написал:

#1255561
Проблемы с погрузо-разгрузочными возможностями нарвского порта....

Интересно, а почему немцы не использовали то, что было понастроено в Лужской губе?
Рельсы там они ведь только в 43-м году поснимали, если не ошибаюсь....

#69 03.03.2018 00:09:54

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Они пытались использовать. 31.5.42 им как раз в Усть-Луге от ВВС КБФ и прилетело.
А в 1941 году у них были планы возить туда грузы.

#70 03.03.2018 12:09:37

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Спасибо,
Но все же "погрузо-разгрузочные возможности нарвского порта" вызывают сомнения...
Или речь идет о Усть-Нарве?

#71 03.03.2018 13:08:04

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

bell написал:

#1255690
Усть-Нарве?

Да. Усть-Нарова, она же Нарва-Йыэсуу, она же Гунгербург

Отредактированно А. Кузнецов (03.03.2018 13:11:07)

#72 04.03.2018 01:14:03

Suvso
Участник форума
Сообщений: 60




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

У немцев были проблемы и с железнодорожным сообщением с 18 армией. Все снабжение "висело" ,по крайней мере в 41-42 годах, на линии Даугавпилс-Псков-Луга-Гатчина. Железнодорожный мост в Нарве долго не восстанавливался, т.е. прямого жд сообщения Гатчина-Таллин не было.  Получается был смысл возить морем в Усть-Лугу. Но что там к тому времени оставалось из сооружений порта?

#73 04.03.2018 23:45:01

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Suvso написал:

#1255891
Получается был смысл возить морем в Усть-Лугу. Но что там к тому времени оставалось из сооружений порта?

Надо найти, где-то встречалась немецкая бумага с анализом состояния захваченных портов. Но, насколько можно судить, главный недостаток портов Лужской губы был в том, что они находились слишком близко к местам базирования нашей авиации.

Отредактированно А. Кузнецов (04.03.2018 23:48:11)

#74 05.03.2018 00:12:20

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

А. Кузнецов написал:

#1255561
FdM по итогам траления в мае 1942 с изумлением отметил, что в Финском заливе не встретилось ни одной немецкой мины. В тралы попадали наши мины, а из немецких средств - только защитники. Получается, что основная масса немецких мин (формально говоря - вообще все) не пережили штормов/ледостава/ледохода.

Посмотри отчет за 1943 год. На "Юминде" в октябре - декабре вытралили 10 ЕМС и 10 финских мин.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#75 05.03.2018 00:23:57

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Прожектор на Осмуссаре, МАП и крах "Барбароссы"

Botik Petra Velikogo написал:

#1256153
На "Юминде" в октябре - декабре вытралили 10 ЕМС

Да понятно, что что-то должно было остаться. Но всё же видимо живучесть немецких заграждений (конкретно в Финском заливе в 1941) оказалась ниже наших, что и вызвало удивление FdM. А финские мины в значительной части (если не в большинстве) - это русские мины и их нелицензионные копии.

Страниц: 1 2 3 4


Board footer