#951 29.01.2018 17:53:16

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 35711




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

https://a.radikal.ru/a01/1801/85/875d8f1db756t.jpghttps://d.radikal.ru/d25/1801/bf/facca80153b8t.jpg


С фото "Рюрика" Морская газета ошиблась.Это второй  "Рюрик"


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#952 08.02.2018 18:18:04

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

http://i102.fastpic.ru/thumb/2018/0208/23/58dbba03c1030b72337fca96c07b8123.jpeghttp://i100.fastpic.ru/thumb/2018/0208/bf/30b2534719366681f3b9a285145c8fbf.jpeg
Наш земляк Андрей Хрисанфович Ерёмичев (Еремеев) родился 10 октября 1876 г. в селе Низовка Красавской волости, Балашовского уезда Саратовской губернии. К своим 22 годам Андрей выучился грамоте, но ремесла не знает. Осенью 1898 г. призывается на флот. 1 января 1902 г. матрос А.Ерёмичев производится в матросы 1 статьи. Его срочная должна была закончиться в январе 1904 г., однако в связи с мобилизацией домой он не поехал, оставшись на РЮРИКЕ.

Рулевому крейсера Андрею Ерёмичеву посчастливилось пройти весь бой 1 августа без единой царапины. В бою он стоял на штурвалах в румпельном отделении до его затопления, спокойным выполнением команд способствовал маневрированию крейсера. Будет неверным утверждать, что рулевой находился под броневой палубой. Потому что, во-первых, румпельное отделение спустя час уже было затоплено, а во-вторых, в бою из 10 рулевых трое было убито, а четвёртый остался инвалидом, а из двух рулевых унтер-офицеров один был убит, тогда как второй не был ранен. За бой Андрей Хрисанфович Ерёмичев награждён Знаком отличия Военного ордена 4 степени №178372.
https://forums-su.com/viewtopic.php?f=9 … d8d66174a9
http://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=266023

Отредактированно Боярин (17.02.2018 10:42:41)

 

#953 12.03.2018 05:53:53

rkbob
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 682




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

http://mirknig.su/knigi/military_histor … sarov.html

Название: Русско-японская война 1904–1905 гг. Потомки последних корсаров
Автор: Дмитрий Goblin Пучков, Б. Юлин, С. Самченко
Язык: русский
Издательство: Питер
Год: 2018
Страниц: 190 стр. 57 иллюстраций
Формат: pdf
Размер: 10,9 Мб

 

#954 12.03.2018 09:50:27

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

http://i103.fastpic.ru/thumb/2018/0312/d4/dc5e58fd66a7460c7d2e3a514bdf54d4.jpeg
Книга довольно слабая. Позабавило, что книга, написанная в середине 90-х прошлого века Светой Самченко, ко 2-му десятилетию 21 века сменила автора. Теперь какой-то Goblin. Почему-то в новой книге не написано, что это 2-е издание, испр. и доп. или стереотипное.
Ничего с издания 1996 г. не изменилось. Книга о 1 августа, но в числе ссылок РГАВМФ приведены довоенные плавания эскадр Скрыдлова и Старка, и вообще плавание "России" на Дальний Восток, и нет ссылок на документы периода войны. Ссылка же на 763 фонд вовсе битая, такого дела нет в этом фонде. Отсюда выводы авторов неверные.

 

#955 12.03.2018 13:02:27

Kronma
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 3625




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

Боярин написал:

#1258472
сменила автора. Теперь какой-то Goblin.

Судя по обложке автором числится какой-то Борис Юлин.
От Пучкова только предисловие.


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

 

#956 18.03.2018 05:12:22

rkbob
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 682




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

2

Решил запостить здесь- грусно
Военные события на Дальнем Востоке. Разгром японского укрепления и города Хакодате [Изоматериал] : Подвиг пяти русских крейсеров Владивостокской эскадры... : [лубок]. - Москва : Лит. И.А. Морозова, 1904. - [1] л. : цв. литогр.; 47 х 65,5 (разм. изобр.), 60,5 х 88 (разм. л.) см.
https://c.radikal.ru/c04/1803/5e/2478309261bbt.jpg

 

#957 02.04.2018 14:49:29

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

Реконструкция носового украшения крейсера. ЦВММ
А вообще, что помешало болванку под украшением превратить в носовую оконечность крейсера?, всего-лишь добавив порты с 47-мм орудиями и ставни для прожектора.
http://i103.fastpic.ru/thumb/2018/0402/81/6f33b94804636a225735dac8ba371a81.jpeg

Strannik4465 написал:

#1215355
ЦВММ

Strannik4465 написал:

#1130980
Из буклета выставки "Архитектура корабля" ЦВММ 2016 год

Отредактированно Боярин (02.04.2018 15:02:43)

 

#958 10.04.2018 14:57:37

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

http://i105.fastpic.ru/thumb/2018/0410/41/3fc0b1ac84a78fde3ccfc13dbeb5b341.jpeghttp://i104.fastpic.ru/thumb/2018/0410/11/d099018df1c30beabb6fe5045d14a911.jpeg Из книги Пахомов Н.А. Океанский крейсер Рюрикъ. М., 2017

С глубоким сожалением узнаём мы сегодня, что Виктор Васильевич Селезнёв, внук героя-рюриковича Ивана Филиповича Селезнёва, скончался. А небольшой семейный архив теперь путешествует из родной тульской деревни Новой Федосовки по России, не зная времени и расстояний. К счастью, весь архив в сборе.
https://www.frontmedal.com/catalog/ross … jurik.html
https://vk.com/georgievskii_krest?w=wall-77267650_12351

Боярин написал:

#1066499
Иван Филиппович Селезнёв

Отредактированно Боярин (10.04.2018 14:58:22)

 

#959 30.04.2018 22:07:37

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

В ноябре 2012 года по инициативе моряков и на их средства в сквере у 33-го причала Владивостока открыт памятник
МОРЯКАМ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ОТРЯДА КРЕЙСЕРОВ.
На гранитной плите начертано: ВОЛЕЙ ВСЕВЫШНЕГО НЕ СУЖДЕНО БЫЛО УВЕНЧАТЬ ВАШ ПОДВИГ УСПЕХОМ, НО БЕЗЗАВЕТНЫМ МУЖЕСТВОМ ВАШИМ ОТЕЧЕСТВО ВСЕГДА БУДЕТ ГОРДИТЬСЯ.
Памятник был поставлен на берегу Корабельной набережной благодаря усилиям двух замечательных командиров - капитанов 1 ранга НЕЛИДИНА Андрея Борисовича и АХМЕРОВА Ильдара Фердинандовича. Спасибо и низкий поклон за сохранение памяти о моряках - тихоокеанцах.
http://i104.fastpic.ru/thumb/2018/0430/b4/fd2ce6d8c78807a7775d09005291b8b4.jpeg
http://i105.fastpic.ru/thumb/2018/0430/8f/_b8eba34933f3ffd677f3181a796f738f.jpeg
http://shturman-tof.ru/Morskay/morskie_ … serov.html
http://shturman-tof.ru/News/OldNews_6_2012.html

Отредактированно Боярин (30.04.2018 22:16:28)

 

#960 30.04.2018 22:32:49

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 11469




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

а какое отношение имеет изображение крейсера Дмитрий Донской последнего десятилетия 19 века
к боевым действиям отряда крейсеров РЯВ ?


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#961 30.04.2018 23:24:32

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

Владивостокский отряд крейсеров символизирует корабль, похожий на крейсер ДМИТРiЙ ДОНСКОЙ
Можно добавить ещё, что делает Холл у бывшего пьедестала Ильичу?

 

#962 30.04.2018 23:35:37

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 11469




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

МЫ УШЛИ ОТ ОТВЕТА ?:)


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#963 01.05.2018 10:37:02

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

А.К.Беггров Спуск на воду крейсера «Рюрик». 1892.
http://i105.fastpic.ru/thumb/2018/0501/a2/_bc6e497126975fea158411d2c66316a2.jpeg Ленинград город морской славы. 1990

 

#964 01.05.2018 13:31:00

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 11469




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

Боярин написал:

#1273807
символизирует корабль, похожий на крейсер

ненашлось нормальных фото крейсеров именно из отряда  ?
https://d.radikal.ru/d21/1805/68/84b7209a2225.jpg


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#965 01.05.2018 18:44:46

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

Понятия не имею.
Очевидно, это показатель знания современными моряками истории России и её флота.

 

#966 11.05.2018 15:40:21

сарычев
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 5679




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

Анатолий написал:

#1273916
ненашлось нормальных фото крейсеров именно из отряда  ?

В порядке фантазии. Есть достаточно известное фото Донского в владивостокском доке. Оно и в альбоме "Старый Владивосток". Ну и чего париться? Крейсер? - да. Во Владивостоке?-да. И время примерно совпадает, и красивый.


Sapienti sat

 

#967 14.05.2018 17:31:08

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 35711




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

https://a.radikal.ru/a13/1805/d6/bfe3ea49da64t.jpg     Крейсер «Рюрик», масштаб 1:100, Олеся Выгловская, г. Волгоград.

Фото с Открытого Конкурса Гильдии Судомоделистов на кубок Университета 2014г. Санкт-Петербург. 28-31 мая 2014 г.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#968 14.05.2018 17:57:43

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 6828




Вебсайт

Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

Фотки возвращаются по второму кругу))

 

#969 27.05.2018 16:26:27

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 35711




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

https://b.radikal.ru/b39/1805/20/484adb412413t.jpg


"Гибель "Рюрика "

Он спит теперь, герой, сном вечности объят,

И имя Рюрика звучит бессмертной славой.

Не далее ж того, как год тому назад

Он пышный бал давал, красавец величавый.

Пускай же этот бал останется в сердцах

Участников его прекрасным сновиденьем.

Пусть вспомянут они его в своих мечтах,

Как жизни горестной отрадное мгновенье.

Игорь Северянин (Игорь Лотарев)

Дозволена цензурой к печати брошюра «Гибель „Рюрика“: Стихотворение». СПб.: Тип. К. Шлегельмильх. 1904. 6 с. 200 экз. Датировано: 27 сентября 1904 г.

Весной 1903 года бывший морской офицер, вышедший в отставку, отец поэта Василий Петрович Лотарев, получив место коммерческого агента в КВЖД, отправился в далекий Квантун, взяв сына с собой. Прогулки по горам, поездки в Порт-Артур, увлечение молодой японочкой. В памяти остались навсегда увиденные русские корабли эскадры. Война уже приближалась, это напряжение чувствовал и юный Игорь. Ему запомнился роскошный бал на «Рюрике» устроенный генерал-лейтенантом Кондратенко (позже погибшим при обороне Порт-Артура), как бы осознанно, бросая вызов японцам. Мол, у нас все спокойно, пьем шампанское. А в трюмах кораблей в это время считали снаряды. В декабре 1903 года он, поссорившись с отцом неожиданно решает в шестнадцать лет, в одиночку вернуться в Россию, к матери. Проездом он посещает Владивосток, где наблюдает знаменитый владивостокский отряд крейсеров.В романе «Падучая стремнина» Игорь-Северянин упоминает о том, что в Гатчине у него была собрана большая коллекция открыток с изображением российских боевых кораблей, принадлежавших к двум Тихоокеанским эскадрам. Игорь был настолько потрясен драмой, разыгравшейся на Дальнем Востоке, гибелью еще недавно виденных им красавцев крейсеров и линкоров, что написал целый цикл стихотворений, посвященных битвам в океане: «Бой при Чемульпо», «Гибель «Рюрика», «Подвиг «Новика», «Взрыв «Енисея», «Потопление «Севастополя», «Захват «Решительного», «Конец «Петропавловска». Именно с этих своих стихов Игорь Северянин отсчитывал уже всегда начало своей профессиональной поэтической деятельности, к тому же, их публикация была дебютом поэта в печати. Кроме стихов Игорь начал собирать открытки с изображениями всех кораблей обоих Тихоокеанских эскадр.Он смотрел на свои открытки и писал трагические и вместе с тем героические стихи. «За эти годы, — писал позже Северянин, — мне посчастливилось напечататься только в немногих изданиях. Одна „добрая знакомая“ моей „доброй знакомой“, бывшая „доброй знакомой“ редактора солдатского журнала „Досуг и дело“, передала ему (генералу Зыкову) мое стихотворение „Гибель Рюрика“, которое и было помещено 1-го февраля 1905 г. во втором номере (февральском) этого журнала под моей фамилией: Игорь Лотарев. В то же время я стал издавать свои стихи отдельными брошюрками, рассылая их по редакциям — „для отзыва“. В 1908 г. промелькнули первые заметки о брошюрках. Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать».
25 июля 1904 г. командующий эскадрой в Порт-Артуре адмирал Витгефт получил от наместника на Дальнем Востоке адмирала Алексеева последнюю депешу: «Вновь подтверждаю… к неуклонному исполнению вывести эскадру из Порт-Артура… не выход эскадры в море вопреки высочайшей воле и моим приказаниям и гибель ее в гавани в случае падения крепости лягут тяжелой ответственностью перед законом, лягут неизгладимым пятном на Андреевский флаг и честь родного флота. Настоящую телеграмму сделать известной всем адмиралам и командирам».
Как известно, прорыв всей эскадрой не удался. В начале боя погиб адмирал Витгефт, что, к сожалению, привело к потере управления. Часть кораблей, в основном броненосцы, кроме одного, возвратились в Порт-Артур, крейсера и миноносцы прорвались и в дальнейшем были интернированы в иностранных портах.

Историк В.Жилин пишет: «Во время боя японских эскадр под Порт-Артуром вице-адмирал Камимура с броненосными крейсерами находился в Корейском проливе. Он имел приказ адмирала Того не допустить в Желтое море прорыва отряда владивостокских крейсеров.

В ночь на 30 июля получил командующий ТОФ адмирал Скрыдлов во Владивостоке телеграмму от адмирала Алексеева следующего содержания:

«Порт-артурская эскадра вышла в море сражаться с противником, крейсера пошлите в Корейский пролив».

Российское командование намеревалось силами отряда владивостокских крейсеров поддержать прорыв порт-артурской эскадры, но приказание о его выходе к Корейскому проливу поступило во Владивосток поздно — 29 июля. К этому времени ни Алексеев, ни Скрыдлов не знали, что уже 28 июля порт-артурская эскадра проиграла бой и в море отправлять крейсера уже не надо.

Утром 30 июля броненосные крейсера «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышли в Японское море. Через двое суток, 1 августа, при подходе к Корейскому проливу отряд обнаружил четыре военных корабля. Первоначальное чувство радости встречи с кораблями порт-артурской эскадры сменились чувством тревоги, так как по силуэтам судов стало ясно, что это японские крейсера адмирала Камимуры. Завязался бой, вскоре к ним подошли еще два легких японских крейсера.

Японские корабли превосходили русские не только по численности, но и по скорости хода и бронированию. На «Рюрике» заклинило руль, и корабль начал циркулировать. Пытаясь прикрыть его, остальные два крейсера начали маневрировать, отвлекая огонь вражеской артиллерии на себя. Трижды они подходили к «Рюрику» в надежде, что ему удастся устранить повреждения, но он потерял и ход. Тогда командир отряда контр-адмирал Иессен приказал двум крейсерам лечь на курс отхода. Японцы решили захватить поврежденный «Рюрик». Командование корабля погибло. Оставшись за командира, лейтенант Константин Петрович Иванов пытался управлять вначале крейсером с помощью машин, но после того, как все орудия были разбиты и четыре котла вышли из строя, приказал открыть кингстоны. В 10 часов 42 минуты 1 августа 1904 г. «Рюрик» скрылся под водой. В истории Тихоокеанского флота «Рюрик» по праву занял место рядом с «Варягом», «Стерегущим» и «Страшным»…"

Мне интересно, что как и в случае с песней «Варяг», в стихотворениях Игоря Северянина, посвященных русско-японской войне, нет уныния и пораженчества, нет проклятий в адрес бездарного командования и всего царского правительства.

Поэт Игорь Северянин как начал свою поэтическую карьеру откровенно патриотическими стихами, став единственным русским известным поэтом, воспевшим подвиги и гибель русских моряков в войне 1904−5 г.

в 2005 году  Михаил Петров издает в Таллине отдельной книжечкой к 100-летию со дня начала литературной деятельности Игоря-Северянина «Девять стихотворений о русско-японской войне», включая запрещенное цензурой стихотворение «Сражение при Цусиме».

Отредактированно Strannik4465 (27.05.2018 16:50:33)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#970 27.05.2018 17:33:19

Strannik4465
Вице-Адмиралъ
v-admiral
stasik3
Сообщений: 35711




Re: Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ

1

Бой 1 августа 1904 г. в Японском море.

Состав сил России и Японии.      Таб. 3.2.1-5.


            Название корабля, класс, год спуска на воду, экипаж штатн.-- Водоизмещение  тн, измерения  (длина, ширина, осадка)  метры -- Мощность машин л.сил, скорость  (узлы)-- Вооружение: всего кол-во орудий, их калибр (мм)-- Количество орудий на борт-- Бронирование (в мм)--

Россия  ----Отд-ный от-д крейсеров 1-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирал Иессен---
Броненосный кр-р «Россия»         1896     
895 чел.// 12190  144,2х20,9х7,9= 18400
19,7// 4-203, 16-152, 12-76,  18-47, 5 та //  2-203, 7-152, 6-76// Борт 127-203, палуба 51-76, боевая рубка 305, //
Броненосный  кр-р «Громобой» 1899      927 чел.// 12460  144,2х20,9х7,9= 15500
20,1// 4-203, 16-152, 24-76, 12-47  4 та// 2-203,  7-152,  12-76// Борт 152, палуба 51-76, боевая рубка 305, каз.  171//
Броненосный  кр-р «Рюрик»           1892     
821 чел.// 11930  132,6х20,4х8,3= 13600
18,8// 4-203, 16-152, 8-120,  10-47,  6 та// 2-203,  8-152,  6-120// Борт 203-254, палуба 51-76, боевая рубка  152//
Всего: 3 ед.   2643 // 36580  = 47500
18,8-20// 12-203, 48-152, 8-120, 36-76, 40-47,   15 та   на борт  6-203,  22-152,  6-120,  18-76///

Япония    ----- 2-я эскадра Соединенного флота  флагман  вице-адмирал Камимура ------
Броненосные крейсера    2-й боевой отряд  контр-адмирал  Мису
Броненосный кр-р «Идзумо» 1899     
726 чел. // 9700 121,9х20,8х7,4 = 17300
20,7// 4-203, 14-152, 12-76, 8-47,  4 та// 4-203,  7-152,  6-76// Борт 89-178, пал. 51-63, б. рубка 356 башни  152, казем. 76-152///
Броненосный кр-р «Адзума»  1899       670 чел// 9400 121,9х20,8х7,4= 17300
20,0// 4-203, 12-152, 12-76, 7-47   5 та// 4-203,  6-152,  6-76// Борт 89-178, пал. 51-63, б. рубка 356 башни  152, казем. 76-152///
Броненосный кр-р   «Токива»  1898
726 чел.// 9700 135х20,65х7,9= 19000
21,5// 4-203,  14-152, 12-76,  7-47,  5 та// 4-203,  7-152,  6-76// Борт 89-178, пал.  51-64, б. рубка 356, башни 152, казем. 76-152///
Броненосный кр-р  «Ивате»  1900     
726 чел.// 9800  121,9х20,8х7,4= 17300   
20,7// 4-203, 14-152, 12-76,  8-47,  4 та// 4-203,  7-152,  6-76// Борт 89-178, пал. 51-63, б. рубка 356 башни  152, казем. ///
Всего: 4 ед.   2848 38600= 70900
20-21,5 16-203, 54-152, 48-76, 30-47, 18 та,  на борт 16-203,  27-152,  24-76,  15-47
Бронепалубные крейсера    4-й боевой отряд  контр-адмирал  Уриу --------
Бронепалубный кр-р «Нанива»  1895     352 чел.// 3700
91,5х14,0х5,64= 7600 
18,7/ 17,8/ 8-152, 6-47,  4 та/// 5-152, 3-47// Палуба 51-76, боевая рубка  51//
Бронепалубный кр. «Такачихо»  1895      352 чел.// 3700 
91,5х14,0х5,64= 7600 
18,0// 8-152, 6-47,   4 та// 5-152, 3-47// Палуба 51-76, боевая рубка  51///
Бронепалубный кр-р «Нийтака»  1902      320 чел.// 3600
102,2х13,4х5,0= 9500 
20,0// 6-152,  10-76, 8-47// 4-152, 5-76,      4-47// Палуба 38-64, боевая рубка 102//
Всего: 3 ед   997// 11000= 24700
18-20,0/// 22-152, 10-76, 20-47, 8 та,  на борт 14-152,  5-76,  10-47 ///
Итого: 7 ед.  3845// 49600= 95600
18-21,5// 16-203, 76-152, 58-76, 50-47, 26 та,  на борт 16-203, 41-152, 29-76, 25-47///

         

Броненосные крейсера адмирала Камимура превосходили русские броненосные крейсера числом (четыре против трех), и в количестве 203 мм и 152 мм орудий. Особенностью русских крейсеров было то, что 203 мм орудия располагались не в орудийных башнях как на японских крейсерах, а в казематах по бортам. Ввиду этого превосходство японцев в количестве 203 мм орудий на стреляющий борт было трехкратным. Примерно в 1,2 раза они превосходили русские крейсера и по 152 мм орудиям. После выхода из строя крейсера «Рюрик», это превосходство в количестве  203 мм орудий с одного борта стало четырехкратным, а в количестве 152 мм орудий это превосходство стало почти двукратным.  Сам бой протекал так. 

          Для встречи кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры вышедших из Порт-Артура,  Владивостокские крейсера были направлены 30 июля 1904 г. в Корейский пролив. Известия о неудаче прорыва эскадры из Порт-Артура во Владивостоке вовремя так и не получили. Предполагалось, что крейсера будут находиться в проливе до 16 час 1 августа, после полным ходом немедленно вернутся во Владивосток. При встрече с японскими броненосными крейсерами, в виду явного превосходства противника, в бой было приказано не вступать и только отвлечь противника к северу. 

          В 4 час. 30 мин. утра 1 августа русские крейсера пришли к назначенному месту. Повернули на запад, чтобы, крейсируя со скоростью 7 узлов поджидать русскую эскадру.  Сразу через 10 минут после поворота, в 4 час. 40 мин. справа обнаружились силуэты четырех боевых кораблей. Во втором из идущих с севера кораблей быстро опознали очень характерный силуэт японского броненосного крейсера «Адзума».  Немедленно  русские крейсера повернули на восток. Японские крейсера, оказавшись слева  в 8 милях, постепенно приближались. Бой начался  5 час. 10 мин на дистанции 6 миль. В 5 час. 23 мин. «Россия» из-за повреждений сбавила ход с 15 до 10 узлов.  В 5 час. 38 мин. обнаружились подходившие с востока японские бронепалубные крейсера Уриу. Оказавшись под огнем русских крейсеров, они отошли и в первой половине боя держались в стороне. В 5 час. 45 мин. отряд начал маневр с целью прорваться вдоль корейского берега на север. Исполняя этот маневр, «Рюрику» пришлось уменьшить и даже на время застопорить ход. Именно в это время крейсер «Рюрик» получил повреждения от огня противника, в результате вышел из строя рулевой привод. Руль поставили в нейтральное положение и стали управляться машинами. К 6 час. 28 мин. «Рюрик» отстал от своего отряда на 20-30 каб. и попал под сосредоточенный огонь японских кораблей. В 6 час. 38 мин., отказавшись от уже почти удавшегося прорыва, «Громобой» и «Россия» повернули обратно на выручку.

          Дальнейший бой свелся к многократным и отчаянным попыткам «России» и  «Громобоя» отвлечь огонь врага на себя, дать «Рюрику» возможность исправить повреждения, чтобы вместе со своими прорваться во Владивосток.  В течение почти двух часов «Россия» и «Громобой» держась около «Рюрика», сделав шесть резких поворотов. Крейсера противника, стреляя по «Рюрику» получили возможность одновременно поражать «Россию» и «Громобой» на недолетах и перелетах. В 7 час. 00 мин от взрыва сразу двух 203 мм снарядов на полубаке «России» были выбиты расчеты пяти орудий носовой группы. Начался опасный пожар, грозивший взрывом в ближайшем погребе 203 мм боеприпасов. С большим трудом с этим пожаром на полубаке справились. В течение всего боя расчеты орудий нестрелявшего борта на «России» старались держать в укрытии, совсем другая картина была на «Громобое», где по уставу все расчеты без исключения занимали свои боевые места. На лучше забронированном «Громобое» погибших оказалось 82 человека, против 47 погибших на «России». Еще в 6 час.10 мин. на «Громобое» на юте взрывом снаряда были убиты 50 человек. К концу боя раненых на «Громобое» было свыше 200 человек.

           Около 7 час. 12 мин. «Рюрик» справился с повреждениями, и какое то время удерживал заданный курс на Владивосток. В 7 час. 20 мин. «Россия» и «Громобой» повернули на северо-запад, но «Рюрик» снова стал быстро отставать, японские броненосные крейсера повернули к нему и открыв жестокий огонь на дистанции 5,3-5,8 км. В 8 час. 10 мин. «Россия» и «Громобой» снова возвращаются к «Рюрику».  В это время крейсер «Идзумо» стрелял главным образом по «России», «Адзума» по «России» и «Громобою», «Токива» смотря по обстоятельствам стрелял по всем трем русским кораблям. «Ивате» стрелял только по «Рюрику». В 8 час. 25 мин. контр-адмирал Иессен приказал взять курс на север, чтобы отвлечь крейсера противника в погоню за отрядом. Все надеялись, что «Рюрик», который уже не мог следовать за отрядом, в одиночку сможет отбиться от появившихся бронепалубных крейсеров противника. Замысел удался, все четыре броненосных крейсера противника начали преследование «России» и «Громобоя». Камимура был совершенно уверен, что вчетвером они легко справятся с двумя русскими кораблями. Крейсер «Громобой», идущий за «Россией» стойко принимал на себя тяжесть артиллерийского  огня врага.

           Большая часть 203 мм и 152 мм орудий на русских крейсерах вышла из строя. Поэтому «Россия» и «Громобой» сократив дистанцию, стали стрелять в противника бронебойными снарядами из 76 мм орудий. На обоих крейсерах выпустили более тысячи стальных 76 мм бронебойных снарядов. Русские корабли дважды повторяли этот маневр, японские крейсера дважды уступали более слабейшему противнику и отходили, сохраняя прежнюю дистанцию боя. Эта холодная решимость русских стоять до последнего («в команде начинает замечаться какое то озлобление – дороже бы продать свою жизнь»), точный огонь из уцелевших орудий, ощутимо поражавших японские крейсера, убедил Камимуру, что победы ему не добиться.   

            В 9 час. 05 мин. через визирные просветы  все в боевой рубке «Громобоя» оказались пораженными осколками снарядов, включая и командира капитана 1-го ранга Н.И.Дабича. Командование кораблем взял на себя старший офицер капитан 2-го ранга И.А.Виноградский. В 9 час. 20 мин. крейсер «Адзума» идущий вторым после крейсера «Идзумо» из-за повреждений временно вышел из строя, затем он стал в колонне противника третьим. «Ивате» (флаг контр-адмирала Мису) продолжат идти концевым, а крейсер «Токива» в строю эскадры стал вторым. На русских крейсерах исправили и ввели в действие часть ранее вышедших из строя 203 мм и 152 мм орудий. Исход боя уже не вызывал опасений. Была заметна картина сильных повреждений на японских крейсерах. На флагманском крейсере «Идзумо» после взрыва 203 мм снаряда вышла из строя носовая башня, стволы орудий опустились в нижнее положение. В это время все башни 203 мм орудий на «Идзумо», «Адзума», «Ивате» бездействовали (вышли из строя или берегли последние снаряды). Из башенных 203 мм орудий по русским кораблям стрелял только «Токива».

          В 9 час. 30 мин. четыре крейсера противника сблизившись на дистанцию до 30 кб., резко увеличили интенсивность огня, предприняв последнюю попытку сломить упорство русских. Это последнее усилие не дало результата. В 9 час. 50 мин. крейсер «Идзумо» сделал последний залп и отвернул на обратный курс, за ним последовали остальные. К вечеру 3 августа «Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток.

          «Рюрик», шедший концевым, с началом боя  принял на себя огонь японской эскадры. Первые же попадания снарядов врага вызвали опасные пожары и тяжелые потери в экипаже. В 5 час. 20 мин. от взрыва 203 мм снаряда на баке возник пожар грозивший распространиться на погреб 203 мм боеприпасов. Под руководством старшего офицера Н.Н.Холодовского пожар потушили. Почти сразу разорвавшимся снарядом Н.Н.Холодовский был тяжело ранен. Едва успели потушить пожар на юте, как и заменить поредевшие расчеты орудий кормовой группы, как взрывом 203 мм снаряда перебило расчет носового 203 мм орудия, орудие тоже вышло из строя.  Осколками снаряда были убиты или ранены все бывшие в боевой рубке, в том числе командир крейсера капитан 1-го ранга Е.А.Трусов. Вскоре выяснилось,  что рулевой привод от штурвала перебит, и управление из боевой рубки стало невозможным. Так как кормовой мостик был уже тоже разбит, то управление рулем было переведено в рулевое отделение на паровой боевой штурвал. Серьезно раненый Е.А.Трусов продолжал оставаться на ногах, но скоро силы покинули его, и командование крейсером было передано  старшему минному офицеру лейтенанту Н.И.Зенилову.

           Поворот в 6 часов, когда отряд прорвался позади строя японской эскадры, чтобы уйти на север вдоль корейского побережья, для «Рюрика» оказался роковым. Несколько крупнокалиберных снарядов попали в корму крейсера и разбили рулевой привод. Румпельное отделение быстро стало заполняться водой, которая появилась уже и в рулевом отделении. Рулевая машина стала, лишив «Рюрик» возможности управляться с помощью парового боевого штурвала. Сообщить руль с ручным приводом боевого штурвала не удалось, румпельное отделение заполнилось водой. Поставили руль прямо, и перешли на управление кораблем с помощью машин. Некоторое время крейсер хорошо держался в строю и следовал за «Громобоем». Но скоро разорвавшийся в румпельном отделении снаряд сбил рулевые тяги, и руль оказался заклиненным в положении на правый борт. На полном ходу крейсер вышел из строя вправо, развернувшись носом в сторону японской эскадры. Работая левой машиной на полный назад, а правой машиной – вперед, выровняли крейсер на прямой курс. Но увеличить скорость хода не удавалось, крейсер сразу становился неуправляемым. Скорость составляла уже не более 3-4 узла, и крейсер сразу же отстал от шедших полным ходом «России» и «Громобоя». Сразу весь огонь четырех японских броненосных крейсеров сосредоточился на «Рюрике». Крейсером были получены самые крупные разрушения, повреждения и потери в команде. Многие орудия вышли из строя, а кормовые погреба боеприпасов оказались затопленными. На крейсере были перебиты главные паропроводы и выведены из строя два паровых котла. Пар из разбитых труб поднял температуру на батарейной палубе до 50°С. Несмотря на отчаянно тяжелое положение, крейсер «Рюрик» продолжал сражаться.  В 6 час 45 мин. когда русские крейсера в первый раз возвращались к нему, огонь с «Рюрика» вызвал взрыв на концевом корабле японской эскадры – крейсере «Ивате». Вышло из строя три 152 мм орудия и одно 76 мм орудие, были убиты 40 и ранены 37 человек. Крейсер «Ивате» из-за начавшегося большого пожара временно вышел из строя. В 6 час. 57 мин.  крейсер «Рюрик» на короткое время шел средним ходом и удерживался на курсе. Но скорости на прорыв,  который в 7 час. 20 мин предприняли «Россия» и «Громобой» не хватило. В восьмом часу в боевой рубке  осколком был смертельно ранен командовавший крейсером лейтенант Н.И.Зенилов. В командование вступил следующий по старшинству мл. артиллерийский офицер лейтенант К.П.Иванов. В 8 час. 10 мин. «Россия» и «Громобой» еще раз вернулись к «Рюрику» на выручку, а в 8 час. 25 мин окончательно повернули на Владивосток, отвлекая за собой в погоню 4 броненосных крейсера противника. В 9 час они скрылись за горизонтом. Все попытки следовать за уходящими крейсерами оказались безуспешными. Скорость с заклиненным и положенным набок рулем оказалась ничтожной. Крейсер «Рюрик» мог совершать только круговые движения, описывая в зависимости от оборотов машин ту или иную циркуляцию.

        Около «Рюрика» остались бронепалуб. крейсер «Нанива» под флагом контр-адмирала Уриу и присоединившийся к нему в 8 час. 30 мин. бронепалубный крейсер «Такачихо». Эти крейсера продолжили бой с «Рюриком», израненным и утратившим большую часть своей артиллерии. Сначала «Нанива» и «Такачихо» начали стрельбу с дистанции 40 каб, затем сократили ее до 25 каб. Выбрав место за кормой крейсера «Рюрик», японцы поражали его продольным  артиллерийским огнем, дистанция боя уменьшилась до 20 каб.  Меняя радиус циркуляции крейсера, лейтенант К.П.Иванов поочередно вводил в действие уцелевшие орудия правого или левого бортов. Когда дистанция до крейсеров противника сократилась до 15-18 каб. он воспользовался взаимным расположением кораблей, на очередной циркуляции дал полный ход с целью таранить ближайший  японский крейсер. Одновременно по другому крейсеру была выпущена торпеда из уцелевшего левого кормового аппарата.  Крейсера противника, уклонившись от торпеды и таранного удара, вышли за переделы круга его циркуляции. Отойдя на дистанцию 25 каб. «Нанива» и «Такачихо»  продолжали расстреливать «Рюрик». В это время в боевой рубке осколками вторично был ранен в голову командовавший крейсером лейтенант К.П.Иванов. Временно передав командование штурманскому офицеру капитану М.С.Салову, лейтенант К.П.Иванов направился в перевязочный пункт. Затем, вернувшись, он продолжал командование. В носовой и кормовой артиллерийских группах остались действующими по одному 152 мм орудию. Используя эти орудия продолжали бой. Новый снаряд, проникший в просвет боевой рубки, разорвался внутри, уже в третий раз был ранен лейтенант К.П.Иванов, были также убиты или тяжело ранены все находившиеся в боевой рубке. Машинный телеграф и приборы управления крейсером окончательно вышли из строя. Командующий крейсером лейтенант К.П.Иванов спустился на верхнюю палубу, чтобы голосом передавать приказания в машинное отделение.

          Когда  в 10 час. 05 мин. в кормовой группе вышло из строя последнее орудие, ответная стрельба по противнику прекратилась. Мнение оставшихся офицеров было единым: немедленно затопить корабль для недопущения захвата его противником. И в 10 час. 20 мин. 1 августа 1904 года крейсер «Рюрик» исчез под волнами Японского моря… Из всех 796 матросов и 22 офицеров крейсера «Рюрик» погибли 9 офицеров и 193 матроса. Ранены были  9 офицеров и 229 матросов крейсера. Из 374 матросов не получивших ранений, строевых было не более 100 человек. Противник, убедившись, что «Рюрик» тонет, прекратил стрельбу. Подошедший крейсер «Нийтака» и два миноносца совместно с «Нанивой» и «Такачихой» приняли участие в спасении команды погибшего русского корабля.
          Источники: Р.М.Мельников  «Рюрик» был первым». стр.174-204.  Л.Л.Поленов «Крейсер «Аврора». стр.248-263. Р.М.Мельников  «Крейсер «Варяг» стр. 186-187.


       Японские крейсера 4-х кратно превосходив по огневой мощи русские корабли, так и не смогли добиться в артиллерийском бою уничтожения крейсеров  «Россия» и «Громобой». Роковое стечение обстоятельств – выход из строя рулевого управления корабля и отсутствие возможности исправить в бою управление повлекли за собой гибель «Рюрика». Несомненно, что с исправным рулевым управлением «Рюрик» выдержал бы бой, так же как выдержали его «Россия» и «Громобой».   

        Цитата: «Победа далась японцам не легко: броненосные крейсера Камимуры получили более 40 попаданий. "Идзумо"поразили более 20 русских снарядов. Двое погибли, еще 17 были  ранены. В 6.17, когда стороны разделяло 9000 м, русский 203-мм снаряд чуть не решил судьбу флагманского корабля, пробив броню носовой башни главного калибра. По всей видимости, он не взорвался, так как ни о каких последствиях этого попадания в японских источниках не упоминается. Зато крейсер младшего флагмана "Иватэ", шедший концевым, получил самые тяжелые повреждения из всех, какие понесли японские броненосные крейсера за всю войну. Примерно в 7.00 8-дюймовый снаряде "Рюрика", выпущенный с дистанции 5000 м, пробил крышу каземата 152-мм орудия №1, расположенного на уровне верхней палубы. Попав в стеллаж с боезапасом, находившийся непосредственно около 6-дюймовки, он вызвал его детонацию. В результате мощного взрыва каземат был полностью уничтожен: броневые плиты отвалились от борта, а расчет орудия просто испарился. Помимо 6-дюймовки №1 из строя до конца сражения вышли 152-мм пушки - в нижнем каземате №3 и установленная за щитом на верхней палубе №9. Также получила повреждения 76-мм артустановка №3. В результате взрыва мгновенно погиб 31 человек, причем 13 пропали бесследно. Еще 8 матросов умерли вскоре после боя. Медицинская помощь потребовалась 36 членам экипажа. В числе раненых: старший артиллерийский офицер, старший минный офицер, старший лейтенант, гардемарин. Другое попадание поразило крейсер в кормовую часть. Взрыв разрушил одну из офицерских кают "Иватэ", а осколки, пронзившие кают-компанию, разбили висевший там корабельный хронометр. "Адзума" получил более 10 попаданий. Было ранено 8 человек. В 9.30 на крейсере случилась поломка в машине, и он покинул строй. Это повреждение устранили очень быстро, так что фактически корабль лишь переместился со второго места в колонне на третье. Из всей четверки броненосных крейсеров в этом сражении наименее пострадал "Токива". В японской официальной истории войны отмечено, в крейсер попало несколько снарядов. Ранения получили всего 3 человека. Общие потери на японских кораблях, включая подошедшие позже бронепалубные крейсера "Нанива" и "Такачихо", составили 44 убитых и около 80 раненых. На русских крейсерах только убитых, утонувших и умерших от ран было 341, еще 626 человек попали в японский плен (из них двое позже скончались).    Источник: А.С.Александров, С.А.Балакин «Крейсер "Асама"и другие. Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г»
***                                                                     А.Рифеев
****
Источник:http://www.proza.ru/2018/05/27/953  Памяти Цусимы. 113-й год... Александр Рифеев 3


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

Board footer