Сейчас на борту: 
Foxbat,
Маринист,
Эд
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 19.04.2018 19:52:00

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Реальные линейные силы Англии в войну 1778-83 гг.

2

Еще когда я был студентом и мне попался Коломб, меня удивило следующее:
Коломб привел на стр. 483 оригинала численность вооруженных английских ЛК по разным театрам, по годам - летом и зимой:
1778 - 77-80
1779 - 93-92
1780 - 102-107
1781 - 115-119
1782 - 129-127 (!)
Было непонятно, как же Англия, имевшая "под ружьем" столько линкоров, все же проиграла войну.
Мэхен писал, что в 1760 г. Англия из 130 ЛК имела вооруженными 120. Вообще, по Navy List получалось 111. Я подсчитал все английские эскадры , но получил только 62. А где остальные?
Адм. Ричмонд в годы ВМВ преподавал в своем ВВМУ военно-морскую историю, в частности, от отметил, что в конце Наполеоновских войн английский флот имел свыше 200 ЛК.
Положение прояснил только Джеймс в своей истории войны на море в 1793-1815 гг. В приложениях он представил по годам данные по всем судам английского флота - отдельно - для морской службы (cruisers) и для портовой службы.
Мэхен, Коломб, Ричмонд брали данные из ежеквартальных Navy Lists (с 1778 г.). А там были указаны вообще все корабли "в кампании" без указания их статуса.
Так вот, по данным Джеймса, в 1800-х гг. "для морской службы" годились только 118-122 ЛК, из них, за исключением тех, что были в ремонте и т.п., ежегодно готовых к бою было 90-95-100, максимум 105.
Остальные были - для портовой службы:
портовые адмиралы, на которых сидели чиновники Адмиралтейства,
госпитали, тюрьмы, блокшивы с порохом и т.п., плашкоуты со стрелой (краны), УСЧУ, иногда - плавбатареи.
И самое главное - ПКЗ.
Если в мирное время  ВМФ требовалось 3-5 тыс. моряков, редко - 10 тыс., то в венное время - до 120-130 тысяч. ПКЗ были лучшим средством для их содержания, береговые казармы - дороги и не нужны в мирное время, ПКЗ - как раз хороши как временная мера, а поскольку большинство моряков были завербованы принудительно (pressing), моряками были поневоле, плавать не умели (впрочем, и многие профессиональные моряки не умели плавать), с ПКЗ им деваться было некуда. По окончании войны ПКЗ и блокшивы массово продавали за ненадобностью.  Что-то сохраняли на будущее (на приколе).
По войне на море в 1778-83 гг. есть хорошая работа:
J.R. Dull, The French Navy and American Revolution (1975); тот же автор написал схожую работу по 1756-63 гг. (эта есть в сети).
Автор приводит данные по годам на наиболее важную дату по всем флотам, приведены только ЛК-комбаттанты; следует учесть, что у Англии было много 50-пушечников, которые давно уже в линию баталии не ставили и использовали только в качестве конвоиров.

1 июля 1778 г.
АНГЛИЯ (66 ЛК)
Европейские воды: 1-100, 6-90, 1-80, 15-74, 7-64
Идут в Америку: 1-90, 11-74, 1-64
В Сев. Америке: 8-64, 6-50
Вест-Индия: 1-74, 1-70, 2-50
Левант: 1-60
Конвой на . Св. Елены: 1-64
Индия: 1-60
Идет в Индию: 1-64
Идет на Ямайку: 1-64
ФРАНЦИЯ (52  ЛК)
Европа: 1-110, 1-90, 3-80, 12-74, 1-70, 11-64, 1-60, 2-50
Идут в Америку: 2-80, 6-74, 3-64, 1-50
Левант: 2-74, 2+1(идет в Стамбул)-64
Индийский океан: 1-64, 1-56
Идет в Европу: 1-64
Потом продолжу по следующим годам.

Год спустя.
1 июля 1779 г.
АНГЛИЯ (90 ЛК)
Англия, в портах и в Канале: 3-100, 4-98, 2-90, 1-80, 18-74, 3-64
Вооружаются: 1-98, 4-74, 2-64, 1-60
Вест-Индия: 1-90, 11-74, 1-70, 7-64, 1-60, 2-50
Ямайка: 1-64, 3-50
Идет на Ямайку: 1-74
Идут в Европу: 1-64, 1-50
Идет на о. Св. Елены: 1-50
Сев. Америка: 2-74, 3-64, 2-50
Ньюфаундленд: 1-50
Левант: 1-60, 1-50
Англ. Канал: 2-50
Индия: 1-74, 6-64, 1-60
В портах годны только для ближнего плавания: 1-90, 1-80
ФРАНЦИЯ (64 ЛК)
У Орвилье (из Бреста): 1-110, 1-100, 3-80, 13-74, 9-64, 1-60
Корунья: 2-74
Вест-Индия: 2-80, 11-74, 1-70, 7-64, 4-50
Индийский океан: 1-74, 2-64
Левант: 3-64
Вооружаются в Тулоне: 1-80, 2-74
ИСПАНИЯ (58 ЛК)
У Кордовы, идут из Кадиса в Ферроль: 1-114, 3-80, 26-74, 1-64, 1-60 (затем 1-80 и 3-70 - на Азоры)
Корунья: 2-80, 4-74, 1-64, 1-54
Ферроль: 2-74, 1-64
У Гибралтара: 7-74 (в т.ч. 4-74 на подходе)
В Гаване: 5-74
В Лиме: 3-64

Еще год спустя - 1 июля 1780 г.
АНГЛИЯ (95 ЛК)
Флот Канала: 3-100, 5-98, 3-80, 2-80, 12-74
Вест-Индия: 2-90, 13-74, 1-70, 5-64, 1-60, 2-50
Идут в Вест-Индию: 6-74
Ямайка: 2-74, 2-64, 2-50
Сев. Америка: 1-74, 2-64, 1-50
Гибралтар: 1-50
Лиссабон: 1-50
Индия: 1-74, 4-64
Ньюфаундленд: 1-50
Идут в Сев. Америку: 1-98, 3-64, 2-60
С конвоем: 4-50
Идут из Индии: 2-64, 1-60
РЕМОНТ
В Англии: 1-74, 3-64, 1-60
В Вест-Индии: 2-74
На Ямайке: 1-74
В Сев. Америке: 1-50
ФРАНЦИЯ (69 ЛК)
В портах Атлантики: 2-110, 1-100, 3-80, 4-74, 2-64
Идут в Кадис: 1-110, 1-108, 3-74, 2-64, 1-50
В Кадисе: 8-74
Вест-Индия: 2-80, 13-74, 1-70, 9-64, 1-60, 2-50
Идут в Сев. Америку: 1-80, 2-74, 4-64
ИСПАНИЯ (48 ЛК)
Кадис: 1-114, 1-112, 4-80, 17-74, 1-60, 1-54
Ферроль: 2-70, 1-60
Гавана: 5-74
Гваделупа: 2-80, 8-74, 2-64
Лима: 3-64
На ремонте в Кадисе: 5-74
На ремонте в Ферроле: 1-74, 1-64
Англичане имели преимущество в медной обшивке кораблей: если в 1778 г.  ЛК ее не имели, то в 1779 г. во флоте Канала она была уже на 8 ЛК, а в 1780 г. все ЛК флота Канала имели медную обшивку.  Но с 1780 г. отмечается снижение качества экипажей, особенно, "в домашних водах", в итоге - болезни и эпидемии на флоте.

1 апреля 1782 г.
АНГЛИЯ (94 ЛК)
Флот Канала: 3-100, 1-98, 2-90, 3-80, 8-74, 2-64, 1-50
Конвои: 3-50
Идут в Индию: 1-80, 2-74, 3-64
Вест-Индия: 4-98, 1-90, 20-74, 1-70, 11-64
Сев. Америка: 1-64, 7-50
Ньюфаундленд: 1-50
Ямайка: 2-98, 3-74, 1-64, 2-50
Индия: 3-74, 1-70, 6-64, 1-50
ФРАНЦИЯ (73 ЛК)
Атлантические порты: 4-74
Кадис: 3-110, 2-64
Возвращаются из Вест-Индии: 1-74, 4-64
Вест-Индия: 1-104, 6-80, 21-74, 1-70, 5-64, 2-50
Индия-Цейлон: 3-74, 7-64, 1-56, 1-50
Идут в Индию: 3-74, 2-64, 1-60
Готовятся для плавания в Индию: 2-74, 1-64
Готовятся в Тулоне: 2-74
ИСПАНИЯ (58 ЛК)
Кадис: 1-114, 1-112, 4-80, 24-74, 5-64/60, 1-54
Картахена: 1-74, 1-60
Лима: 3-64
Гавана: 2-74
Готовятся в Гаване: 3-74, 1-64
Сан Доминго: 5-74, 1-68
В море у Сан Доминго: 2-80, 4-74
НИДЕРЛАНДЫ (19 ЛК)
Готовятся в портах: 1-76, 4-68, 3-64, 9-54/56
Кюрасао: 1-64, 1-56
Англия потеряла Америку еще в минувшем году, против 36 ЛК де Грасса у Грэвса было всего 18. Результатом была капитуляция генерала Корнуоллиса, к власти в Англии пришли виги, выступавшие за заключение мира и признание независимости Колоний.
Но союзники продолжали войну; в 1781 г. Испания вернула себе Флориду, в 1782 г. - Менорку, и Англия с трудом отстояла Гибралтар и владения в Индии. Ямайка была под сомнением, и если бы де Грасс не ввязался в бой с Роднеем при неблагоприятных обстоятельствах, а присоединился к поджидавшему его испанскому флоту (12 ЛК+возможно, еще 4, если бы успели их подготовить), то в этом случае против англичан (36-37 ЛК) был бы очередной бурбонский жупел - 48 или даже 52 ЛК, которые Родней едва ли решился бы атаковать.
Видно, что и в конце войны у Англии было всего 94 ЛК, а за вычетом 50-пушечников и старых 60-пушечников - едва 80 против примерно 70 французских.
Недостаток сил на море привел к тому, что Англия, которая большую часть 18 в. позиционировала себя как морскую сверхдержаву, потерпела унизительное поражение, все сражения оказались нерешительными, победы Роднея - в 1780 г. над испанцами (20 англ. ЛК против 11 испанских) и при Доминике в 1782 г. были связаны со счастливым для англичан стечением обстоятельств, имели частный характер и на итоги войны не повлияли.
После этой войны престиж Англии на морях резко снизился, стало ясно, что ее можно побороть, если континентальные страны:
1). Не будут воевать друг с другом, и
2). Займутся всерьез своими флотами.

#2 19.04.2018 21:32:11

Mihael
Лейтенантъ
let
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 1948




Re: Реальные линейные силы Англии в войну 1778-83 гг.

Спасибо, очень интересная информация.


"Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться"

#3 19.04.2018 22:18:44

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Реальные линейные силы Англии в войну 1778-83 гг.

При этом следует также учесть, что размеры и водоизмещение английских кораблей было меньше, чем у Франции и Испании.

#4 23.04.2018 15:56:02

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Реальные линейные силы Англии в войну 1778-83 гг.

Скажем, в 1780 г. у Англии в кампании было 117 ЛК, у Франции - 7, у Испании - 59, да еще в конце 1780 г. Англия предпочла иметь Нидерланды противником, поскольку та имела самый большой торговый флот, чем и пользовались Франция с Англией. Впрочем, 26 голландских ЛК были небольшие, однако Англии приходилось держать против них эскадру в Северном море.
Сравнение же британских ЛК с союзниками было явно в пользу последних.
У Франции и Испании было 12 крупных ЛК в 3001-5000 т, у Англии таковых - ни одного; самые большие английские (11) были лишь в 3001-3500 т, у союзников таких было 6. Далее, в 2501-3000 т Англия имела всего 14 ЛК против 38, в 2001-2500 т - 51 против 64, зато небольших в 1001-2000 т - 41, у Франции и Испании таких - всего лишь 9. Та же картина с фрегатами:
крупных в  1001-1500 у Англии - только 13 против 62, малых в 501-1000 т - 97 против 26.

Страниц: 1


Board footer