Вы не зашли.
Страниц: 1
Интересуют подробности атаки нашей авиацией эсминца "Рихард Байтцен" 10 августа 1941 года.
В конце операции, когда нем. эсминцы уходили, над ними появились 3 Ме.110. Время было 04.11. Противник набросал французских дымовых буев и уходил под их прикрытием, когда в 04.49 RICHARD BEITZEN заметил на 120 гр. 2 неопознанных самолета на средней высоте. В их сторону он выстрелил 2 белые ракеты, указывая направление своим истребителям, но те ничего не заметили и спокойно улетели в 04.55, никто их не сменил.
Через 5 минут после отлета мессеров те два самолета приблизились, оказавшись лет. лодками МБР-2. Контакт они удерживали до 05.27, когда скрылись на ЮВ.
Еще через полчаса показались 3 сухопутных самолета, типа СБ-2 или ДБ-3. Они вылетели из облаков с севера. Сбросив 4-6 бомб по RICHARD BEITZEN, они улетели. В 06.30 RICHARD BEITZEN и FRIEDRICH ECKOLD были отпущены в Нарвик, на профилактику машин (это было запланировано еще до начала набега). Сразу после того, как они начали отваливать, такая же как раньше машина выпала из облаков, с севера, и отбомбилась по FRIEDRICH ECKOLD. Эсминец, уворачиваясь, даже вышел на контркурс. По наблюдениям командира 6 флотилии, бомбы упали очень близко к кораблю. Затем пришло сообщение по УКВ с FRIEDRICH ECKOLD: разрывы в 80 и 50 м по правому борту, в 20 м и совсем рядом с бортом по левому. Сильные сотрясения, близкая бомба разорвалась на уровне 1 орудия. Сначала вышли из строя руль и правая машина, но все быстро починили. Это на самом деле оказалось путаницей: почему-то на флагманском LODY радисты подумали, что сообщение, хотя и было передано с RICHARD BEITZEN, касалось FRIEDRICH ECKOLD. Прояснилось только после телетайпа от RICHARD BEITZEN 11 числа про то, что он стал небоеготов из-за того самого разрыва 2 бомб по левому борту. По мнению командира ЭМ, его атаковали два бомбера типа "потез". Попал первый, бомбивший с пологого пикирования. Второй такой же самолет сбросил бомбы далеко. Ну и наблюдения командира флотилии были совершенно неправильные: в последней атаке опять же бомбами хорошо обложили RICHARD BEITZEN
Позже было установлено, что повреждения от бомбы, упавшей на уровне 14 и 3 (13?) отсеков так велики, что RICHARD BEITZEN надо отправлять на ремонт на родину (вмятины на верхней палубе, трещины, течи, шумы в обеих турбинах на скорости более 24 уз., многочисленные неполадки всп. механизмов). 14.8 RICHARD BEITZEN через Берген ушел в Германию.
Про советскую сторону точно не скажу, документы путаные и без подробностей. Высылалось не то 2 пары Пе-2 и 7 СБ, не то пара Пе-2 и 5 СБ. Данные немцев про "потез" и пикирование вроде говорят за пешек, но каноническая версия вроде как говорит об СБ. В "Хронике" вообще описана только последняя атака Пе-2, которая явно и стала результативной. В принципе, в книге А. Марданова описания точно следуют скупым сводкам. Александр правильно разобрался и записал повреждение "пешкам". Удача пришла, потому что использовались бомбы ФАБ-250 и -500.
Выходит так, что первая пара СБ бомбила неудачно, потом тройка вообще не нашла цель. И только "пешки" все сделали как надо. Почти. Жаль что не утопили, хотя конечно, одной ФАБ-250 для ЭМ мало.
Стесняюсь напомнить, но я подробно описывал этот эпизод в этой книге 2007 г. http://bookre.org/reader?file=752493
"На этом испытания для 6-й флотилии не кончились. В 4.49 над кораблями появилась первая пара летающих лодок, но на этот раз в отличие от обычной практики они не сбрасывали бомб, а попытались установить длительное наблюдение за отрядом. Первая атака тройки СБ завершилась падением шести бомб между “Лоди” и “Байтценом”. В 6.30 близ Вардё отряд разделился: “Лоди” с командиром флотилии направился в Киркенес, а два его мателота в Нарвик, где им предстояло пройти плановый осмотр силовых установок. Спустя шесть минут из облаков внезапно вывалилась пара бомбардировщиков Пе-2, уложивших свой бомбовой груз (четыре ФАБ-250) почти точно на “Байтцен”. Две бомбы упали в 50 и 80 м от правого борта, зато две других непосредственно у левого борта в районе XIV и III отсеков. Их взрывы произошли с некоторым замедлением и по своему эффекту больше напоминали результат воздействия неконтактных мин. Мгновенно оказался заклинен руль и правая турбина, в результате чего корабль описал полную циркуляцию. Вышли из строя, хотя и временно многие вспомогательные механизмы. Многочисленные разрывы в обшивке привели к попаданию воды в топливные танки, так что использовать топливо пришлось очень осторожно. К счастью для немцев третий налет, произведенный парой СБ, повреждений не добавил. Но их и так оказалось немало. Осмотр, проведенный в Нарвике, показал, что при числе оборотов, соответствующем 24 уз., турбины начинают работать с большим шумом (результат искривления линии валов при сдвижке турбин с фундаментов), а вспомогательные механизмы работают с повышенной нагрузкой. Устранить такие повреждения в условиях норвежской ремонтной базы не представлялось возможным, вследствие чего корабль убыл на ремонт в Германию. Не повезло и шедшему ему на смену “Теодору Риделю” – 12 августа он выскочил на камни в районе Бергена и распорол себе двойное дно. Его ремонт в Киле продолжался до мая 1942 г. В конце августа за ними последовал “Шёман”, у которого произошла поломка турбозубчатого агрегата".
Таким образом, все три группы наших бомбардировщиков нашли цель, что, ЕМНИП, подтверждается и немецким донесением.
В КТВ 6-й флотилии только два налета: 05.57 и 06.36. У ФР. ЭККОЛЬДТА - 05.59 и 06.36. КТВ самого БАЙТЦЕНА у меня нет к сожалению, однако сомневаюсь, что там есть третий налет. Находившийся рядом ЭККОЛЬДТ не мог его не заметить.
К тому же, и наши документы говорят: 2 СБ, чуть погодя еще 3 СБ, потом Пе, потом никого. Один налет СБ по-любому выпадает, на мой взгляд, второй.
Отредактированно igor (05.07.2018 06:53:26)
Сложно прокомментировать без оперсводки 72-го ап. Согласно ОС ВВС СФ за сутки 9 самолето-вылетов БА при этом никаких других целей кроме ЭМ не называется. Сброшены 1 ФАБ-500, 7 ФАБ-250, 16 ФАБ-100. Это могли сделать примерно 7 но никак не пять бомбардировщиков. Возможно одна группа бомбила в облака и не была замечена немцами, но бомбила она ЭМ. У меня просто нет других объяснений.
В "Хронике" написано, что в 13.30 для бомбежки ЭМ выслали еще раз пару Пе-2, но они цели не нашли и бомбили вражеский транспорт около Эккерё.
Так же пара СБ бомбила одиночный ЭМ, двигавшийся в Вардё, в некое время после 08.20. Это мог быть только ЛОДИ, который добрался до Киркенеса к 10.45, но в журнале 6 ФЭМ про это молчок, а у самого ЭМ КТВ только с 1943 года. Получается 3+2+2+2=9 самолетов, правда это не совпадает с описаниями вылетов в оперсводке.
Интересно, откуда все это взяли авторы "Хроники", если ни в ОС, ни в Ист. журнале ВВС нет ничего на это похожего. Впрочем, допускаю, что все так и было.
Хз. Немецким данным не противоречит, хотя и с оговорками
интересно заметить, что на немецких эсминцах стояли 37 мм зенитки, которые являлись не вариантом сухопутных 37 мм флаков, а были гораздо мощнее (нач. скорость 1000 м/с, длина гильзы 382 мм)
Читая "Подводная война Гитлера, Жертвы" Блэйера часто натыкаешься на "... самолет сбросил в месте погружения ПЛ торпеду ФИДО и лодка погибла...". Получается что торпеда MARK 24 Fidо имела чуть ли не 100% эффективность. Хотя в других источниках приводиться цифра - 22%. Эта торпеда всё таки имела такую эффективность или некоторые случаи гибели ПЛ ей приписывались?
Ромик написал:
#1345208
Эта торпеда всё таки имела такую эффективность или некоторые случаи гибели ПЛ ей приписывались?
это было новое оружие, перспективное, но еще не совершенное. А с подлодками, поди пойми, погибла или имитировала ?
В англоязычной Вики - https://en.wikipedia.org/wiki/Mark_24_m … at_history
приводится вот такая таблица:
Number of attacks in which Mark 24s were launched 264
Total number of Mark 24 torpedoes launched - all targets 340
Number of Mark 24s launched against submarines 204
Number of Mark 24 attacks on submarines by US aircraft 142
Number of Mark 24 attacks by Allied (primarily British) aircraft 62
Number of German U-boats sunk by FIDO 31
Number of German U-boats damaged by FIDO 15
Number of Japanese submarines sunk by FIDO 6
Number of Japanese submarines damaged by FIDO 3
Total number of submarines sunk by FIDO (German & Japanese) 37
Total number of submarines damaged 18
Источником указано US Navy OEG Study No. 289, 12 August 1946
Таким образом по данным на 1946 г. конкретно по ПЛ было выпущено 204 "Фидо", которыми было потоплено 37 ПЛ (31 германская, 6 японских)
и повреждено 18 ПЛ (15 герм., 3 яп.) - итого поражено 55 целей.
Откуда взялась цифра 22% (также упомянутая в статье) не совсем понятно, т.к. 55 / 204 = 27%.
По данным на 2019 с учетом корректировки судьбы многих ПЛ картина
может измениться, но вряд ли можно говорить о 100% эффективности.
Хотя в целом оружие выглядит достаточно эффективным, 27% пораженных целей
при низких собственных потерях (ЕМНИП не особо много самолетов было сбито ЗА ПЛ при таких
атаках) не самый плохой результат.
Отредактированно Skagerrak (10.03.2019 18:15:22)
Интересно, а немецкое морское командование не предъявляло претензий люфтваффе за то что истребительный эскорт проморгал наших пару разведчиков, а потом и вообще оставили эсминцы без прикрытия с воздуха?
А истребительное прикрытие изначально планировалось? Иными словами кригсмарине было за что винить люфтваффе?
Оно туда и не долетело бы.
Страниц: 1