Сейчас на борту: 
veter,
Аскольд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 53 54 55 56 57 … 60

#1351 28.01.2018 11:57:18

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Старый Судоремонтник написал:

#1242637
Как и в участии в Гражданской войне на Черном море

Надо сознаться, и с Отечественной - не особо. Так сказать - in being


Sapienti sat

#1352 29.01.2018 10:33:42

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Книги Сирченко Ильи Тимофеевича написаны и изданы: первая в Краснодарском издательстве, вторая - в Москве, после его смерти. Работал над ней сын, что правил согласно требований редакции. Так что, надо грешить на редакцию, а не на автора.
Первая книга Сирченко И.Т. издана не большим, по тогдашним понятиям, тиражом, и почти вся осталась в Краснодарском крае. И вся почти погибла из-за возраста. Да и дети постарались, повыбрасывали библиотеки родителей...

#1353 06.02.2018 11:10:45

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Но была и еще гибель эскадры - оставшейся в Севастополе. Я не об А3. Но бригаду ЛК - додредноутов угробили славные союзники по Антанте. ПЛ, обратно, потопили. Дерзкого, вроде, не пожалели. И т.д.
Услуга белым союхникам - не особая. Да, додрежноуты свое отжили. Но - как плавбатареи могли пригодиться - от Новороссийска до Одессы. Да и в Крыму - барону, кстати, и для эвакуации. Если уж Победоносец в дело пошел.


Sapienti sat

#1354 18.06.2018 15:03:06

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4821




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Сегодня ровно 100 лет Гибели Эскадры в Новороссийске 18 июня 1918 года!
Во избежания захвата их Германией, были затоплены
Линкор «Свободная Россия»
Эсминец «Громкий» (17 июня)
Эсминец «Калиакрия»
Эсминец «Гаджибей»
Эсминец «Фидониси»
Эсминец «Пронзительный»
Эсминец «Лейтенант Шестаков»
Эсминец «Капитан-лейтенант Баранов»
Миноносец «Стремительный»
Миноносец «Сметливый»
Эсминец «Керчь» (19 июня, Туапсе)

Отредактированно Азов (18.06.2018 16:49:01)


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#1355 21.06.2018 14:19:19

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43227




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

1

https://c.radikal.ru/c13/1806/75/a1691222e440t.jpghttps://c.radikal.ru/c03/1806/ac/c333673a7947t.jpg

https://b.radikal.ru/b10/1806/dc/b60e62301757t.jpghttps://c.radikal.ru/c26/1806/a1/fc098496f27dt.jpg

https://b.radikal.ru/b21/1806/45/cca1be384d4bt.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#1356 29.06.2018 09:28:21

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Азов написал:

#1288358
Во избежания захвата их Германией, были затоплены

Воспользовались Калиакрией (ненадолго) и турбинами с Керчи для Туапсинской электростанции. А вот ГК обоих дредноутов - все-таки 24 ствола - как им распорядились (все 24 что-то не распределяются)?


Sapienti sat

#1357 29.06.2018 22:45:45

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Игорь! А за что расстреляли Кукеля..орденоносца ?


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#1358 30.06.2018 10:42:17

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4821




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Анатолий написал:

#1291902
Игорь! А за что расстреляли Кукеля..орденоносца ?

"Но это уже совсем другая история..."


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#1359 15.07.2018 13:38:53

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Анатолий написал:

#1291902
Игорь! А за что расстреляли Кукеля..орденоносца ?

Так он же в ГВ при Раскольникове.  И орденоносец через это. И орденоносец - дважды. КР.З и КЗ.


Sapienti sat

#1360 26.07.2018 16:23:19

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

сарычев написал:

#1291749
А вот ГК обоих дредноутов - все-таки 24 ствола - как им распорядились (все 24 что-то не распределяются)?

Все стволы "Воли" уплыли за границу. Потом часть из них захвачена немцами и пошли на батарею "Мирус",часть стволов переданы финнам,и даже 3 вернулась потом в СССР.
С "Свободной России" подняты две башни,две остались в глубине.
Куда пошли стволы-не знаю.
Говорят,что одна башня оставалась на территории Новороссийского СРЗ до захвата его немцами. Некоторые рабочие прятались в нее при налетах немецкой авиации,чтобы меньше бегать до бомбоубежища.

#1361 01.08.2018 12:04:58

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

sezin написал:

#1297723
часть стволов переданы финнам,и даже 3 вернулась потом в СССР

На транспортер, что оставили на Ханко, подорвав стволы. С Кабанова - когда транспортер вдруг стал обстреливать Ленинград, стали спрашивать, пока разведка не донесла. С Волей - то понятно. А вот башни Марии - а их ЭПРОН поднимал, даже в книге Чикера фото есть - и Екатерины - понятно не особо. Секретность, видать. Или просто пофигизм


Sapienti sat

#1362 01.08.2018 23:48:26

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

сарычев написал:

#1299392
А вот башни Марии - а их ЭПРОН поднимал, даже в книге Чикера фото есть - и Екатерины - понятно не особо. Секретность, видать. Или просто пофигизм

А толку -то с них? В наличии были еще четыре башни "Полтавы",к тому же на дне не лежавших.
Их-то и использовали,но две башни ставились на заново сделанные сооружения,а два после войны поставили на массив на место береговых башен.
А эти не пошли. Впрочем, башен было больше,чем возможности построить батареи для них.Больно дорогая вещь,строить башенные батареи .
Стволы же мирно ждали своей очереди,вроде как два из них живы и сегодня.

#1363 06.08.2018 13:54:55

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

sezin написал:

#1299587
Стволы же мирно ждали своей очереди,вроде как два из них живы и сегодня.

Ну, там еще и 12 с Севастополя, столько же с Октябрины и на 3 меньше с Волхова. Так что, "чья" это пара стволов, можно догадываться


Sapienti sat

#1364 09.11.2018 11:45:09

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43227




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

https://a.radikal.ru/a31/1811/13/7a3d90ba53c7t.jpghttps://a.radikal.ru/a29/1811/73/f93865a77acbt.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#1365 21.11.2018 08:23:59

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Баткин потом и в Ледяном походе поучаствовал, и в продаже стволов А3 "засветился. Потом, ЕМНИП, врангелевских офицеров из Стамбула обратно агитировал. И все - по убеждениям


Sapienti sat

#1366 21.06.2019 16:10:29

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4821




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

1

Ровно 100 лет назад

21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу во избежания захвата союзниками по Антанте был затоплен своими экипажами Германский Флот Открытого Моря.

https://a.radikal.ru/a37/1906/10/19b717bfa1f4.jpg


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#1367 22.06.2019 18:47:20

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13844




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

сарычев написал:

#1291749
Воспользовались Калиакрией (ненадолго) и турбинами с Керчи для Туапсинской электростанции. А вот ГК обоих дредноутов - все-таки 24 ствола - как им распорядились (все 24 что-то не распределяются)?

6 декабря 1928 года в ходе специальной операции эсминец «Гаджибей» был поднят Черноморской партией ЭПРОНа и в ноябре 1929 года был на буксире отведён в Николаев для проведения восстановительного ремонта. По причине наличия очень больших повреждений корпуса восстановление корабля было признано нецелесообразным. Корпус «Гаджибея» в 1930 году был сдан Рудметаллторгу для разборки и реализации. Главные и вспомогательные механизмы корабля хорошо сохранились и в 1930—1932 годах были установлены на эсминец «Петровский» (бывший «Корфу») во время капитального ремонта последнего  https://ruwikiorg.ru/wiki/%D0%93%D0%B0% … %B5%D0%B9_(%D1%8D%D1%81%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%86)


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#1368 28.02.2020 20:16:47

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43227




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

ПЯТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПРОГРАММЫ «МОРЕ И ФЛОТ»
РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
К 100-ЛЕТИЮ КРАСНОГО ФЛОТА
Санкт-Петербург
2018
Центральный военно-морской музей
19 апреля 2018 г.


Л.А. Семёнова
ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ ЭСКАДРЫ
ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В ЦЕМЕССКОЙ БУХТЕ
18 ИЮНЯ 1918 г.

22 марта 1918 г. стало ясно, что германские интервенты,
с суши оккупируя Крым (захват Николаева и Херсона обеспе-
чил возможность движения к Перекопу), предпримут попытки
захватить Черноморский флот. По предложению В.И. Ленина
Коллегия Морского комиссариата за подписями И.И. Вахраме-
ева, Ф.Ф. Раскольникова и помощника начальника Морского
генерального штаба В.М. Альтфатера представила в Высший
военный совет доклад, в котором всесторонне обосновывалась
необходимость эвакуации судов и запасов Черноморского фло-
та из Севастополя в Новороссийск.
Исходя из данных обстановки и в целях сохранения Черно-
морского флота и его запасов от захвата с сухого пути, Высший
военный совет согласно представлению Коллегии Морского ко-
миссариата постановил:
«1. Немедленно приступить к вывозу запасов и имущества
флота в Новороссийск, перевезти в первую голову все необхо-
димое для обеспечения базирования Черноморского флота на
Новороссийский порт.
2. Немедленно подготовить все исправные суда Черно-
морфлота к переходу в Новороссийск по первому к тому тре-
бованию.
3. Теперь же приступить к переводу в Новороссийск всех
ремонтирующихся и неисправных судов и плавучих средств
Черноморфлота.
4. Немедленно донести коллегии Морского комиссариата
о необходимых для исполнения сего средствах, а равно план и
срок выполнения указанных задач.
5. Переход исправных судов флота в Новороссийск выпол-
нить в случае явной угрозы Севастополю.
132
6. Все имущество и запасы флота, кои не смогут быть пере-
везены в Новороссийск из Севастополя, надлежит подготовить
к уничтожению.
7. Ответственность за успешное и своевременное выполне-
ние директивы возлагается на Центрофлот».
28 марта 1918 г. В.М. Альтфатер вел разговор по прямому
проводу с председателем Центрального комитета Черномор-
ского флота С.С. Кнорусом, комиссаром по демобилизации и
укомплектованию флота В.В. Роменцом и помощником коман-
дующего флотом по оперативной части А.А. Нищенковым.
Было особо подчеркнуто, что поскольку военные действия
с государствами германского блока прекращены, «Черномор-
ский флот, входящий в состав вооруженных сил государства,
подписавшего мирный договор, также не должен принимать
участия в военных действиях. Неосмотрительные действия
в данном случае могли бы повлечь за собой срыв мира и объяв-
ление нам новой войны. Очередная задача Черноморского фло-
та сводится к тому, чтобы немедленно приступить к эвакуации
флота из Севастополя в Новороссийск».
Утром 1 мая 1918 г. в Цемесской бухте появились кораб-
ли Черноморского флота, вышедшие из Севастополя 29 апре-
ля. Это были эскадренные миноносцы «Керчь», «Калиакрия»,
«Гаджибей», «Пронзительный», «Беспокойный», «Пылкий»,
«Поспешный», «Громкий», «Живой», «Жаркий», «Лейтенант
Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Сметливый»,
«Стремительный», а также 10 сторожевых катеров.
Вечером 2 мая в сопровождении эсминца «Дерзкий» при-
были линейные корабли «Воля» и «Свободная Россия». Они
вышли из Севастополя 30 апреля. 3 мая из Керчи пришел мино-
носец «Летчик».
Таким образом, в первых числах мая 1918 г. на Новорос-
сийском рейде сосредоточилось 20 военных судов — основное
боевое ядро Черноморского флота: линейные корабли «Воля»
и «Свободная Россия», вспомогательный крейсер «Траян»,
10 эскадренных миноносцев нефтяных, 6 угольных и один
старый миноносец, 10 сторожевых катеров. Кроме того, в Це-
месской бухте находилось до 30 пароходов и транспортов, при-
чем лишь восемь из них пришли из Севастополя с некоторыми
запасами.
Личный состав военных кораблей насчитывал около
3500 моряков, в том числе до 100 представителей командного
состава. Это были главным образом бывшие мичманы и мич-
маны военного времени. Кадровых офицеров царского флота
насчитывалось всего 15–20. Кроме того, в Новороссийск было
эвакуировано около 1500 моряков торгового флота, 15 тысяч
беженцев, красногвардейцы, руководящие партийные и совет-
ские работники из Одессы, Симферополя, Севастополя, Ялты,
Феодосии, Керчи и других городов, оккупированных немцами.
Прибытие флота в Новороссийск укрепило Советскую
власть. Моряки удалили из города анархистски настроенные
воинские части, отказавшиеся следовать по назначению. В го-
роде был установлен революционный порядок. Но флот оказал-
ся в трудном положении. Новороссийский порт, оборудованный
под погрузку зерна, цемента и других товаров, был совершен-
но не приспособлен для долговременной стоянки большого
количества военных кораблей. Здесь не было необходимых
флоту мастерских, запасов топлива (уголь, нефть), боеприпа-
сов, продовольствия. Поэтому флот мог рассчитывать только
на то, что было вывезено из Севастополя. Особенно остро сто-
ял продовольственный вопрос. Доставленного из Севастополя
продовольствия не хватало, так как на довольствии у флота на-
ходились прибывшие вместе с ним красноармейские отряды и
беженцы.
Из письма в СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. Н.И. Островской
(председатель севастопольской организации большевиков):
«…матросы Новороссийской эскадры еще не очнулись от па-
ники, навеянной стараниями пораженцев в Севастополе и по-
спешным отступлением эскадры, попали всецело под влияние
Саблина… Адмирал приказал поднять Андреевские флаги, и
кроме транспортов, их везде подняли». Здесь следует пояснить,
что М.П. Саблин, бывший контр-адмирал, исполнял обязанно-
сти командующего Черноморским флотом.
В середине мая 1918 г. чрезвычайно обострилось между-
народное и внутреннее положение Советской республики. Од-
нако в Тезисах о современном политическом положении, напи-
санных 12–13 мая 1918 г., В.И. Ленин отмечал: «Наша военная
подготовка еще не закончена, и потому общим лозунгом оста-
ется по-прежнему: лавировать, отступать, выжидать, продол-
жая эту подготовку изо всех сил».
11 мая 1918 г. главнокомандующий немецкими войсками на
Восточном фронте генерал-фельдмаршал Эйхгорн радиограм-
мой сообщил народному комиссару по иностранным делам
Г.В. Чичерину требование германского правительства о немед-
ленном возвращении находившихся в Новороссийске кораблей
в Севастополь. Эйхгорн мотивировал это тем, что якобы суда
Черноморского флота неоднократно принимали участие в боях
против немецких войск на Украине. Если это требование не
будет выполнено, то «главнокомандующий Восточным фрон-
том будет вынужден продолжать наступательные действия
в районе Черноморского побережья против судов Черномор-
ского флота, вышедших из Севастополя».
В ответ В.И. Ленин пишет гневный «Протест германскому
правительству против оккупации Крыма». 13 мая в полном со-
ответствии с ленинским «Протестом...» народный комиссар по
иностранным делам Г.В. Чичерин направил ноту министерству
иностранных дел Германии. В ноте Советского правительства
всесторонне обосновывалась явная несостоятельность требова-
ния германского военного командования возвратить суда Чер-
номорского флота в Севастополь. Но чтобы добиться прочного
мира на всех фронтах, Советское правительство готово было
пойти на уступки Германии. В качестве невмешательства Чер-
номорского флота в войну Советское правительство предлагало
разоружить флот, но при условии, что он останется в Новорос-
сийске. Советское правительство было согласно на возвраще-
ние судов в Севастополь, если Германия примет его условия.
Во-первых, соглашение по этому вопросу станет частью об-
щего соглашения о немедленном и безусловном прекращении
военных действий, а также об установлении окончательных
пределов германской, австро-венгерской и турецкой оккупа-
ции во всех частях Советской России и границ Финляндии и
Украины. Во-вторых, Севастополь будет полностью освобож-
ден от оккупации войсками Германии, Турции, Австро-
Венгрии и Украины.
После ультиматума 11 мая 1918 г. германское военно-мор-
ское командование открыто установило разведку района Ново-
российска и прибегало к провокациям против советского флота.
По утрам почти ежедневно над городом и гаванью появлялся
гидроплан, который вначале летал на значительной высоте,
а через несколько дней начал снижаться до 500 м. С утра и до
захода солнца у входа в бухту дежурили в надводном положе-
нии германские подводные лодки. Они и германо-турецкие
эсминцы обстреливали и захватывали быстроходные катера,
лайбы и торговые пароходы, выполнявшие рейсы между совет-
скими портами.
Действия германо-турецких военно-морских сил носили
явно выраженный провокационный характер и преследовали
цель заставить команды советских кораблей открыть огонь,
чтобы затем обвинить Черноморский флот в военных действи-
ях против Германии и ее союзников. Советский флот Брест-
ским договором был обречен на бездействие. С самого начала
командованию флотом был дан категорический приказ, кото-
рый строго выполнялся всем личным составом флота: не под-
даваться на провокации, не открывать огня.
Советское правительство решительно протестовало против
провокационных действий германо-турецких военно-морских
сил на Черном море. В ноте народного комиссара иностран-
ных дел Г.В. Чичерина германскому послу Мирбаху от 26 мая
1918 г. указывалось на очевидные нарушения Турцией и Гер-
манией условий Брестского договора без всякого на то повода
с советской стороны: ни суда, ни батареи не открывали огня.
В ноте подчеркивалось, что вопреки Брестскому договору и
другим своим обязательствам Германия захватила Севасто-
поль и часть судов Черноморского флота и рассматривает их
как свою собственность, так как на оставшихся в Севастополе
судах подняты германские флаги. Правительство кайзеровской
Германии отвергало законные требования Советского прави-
тельства и настаивало на безоговорочном возвращении Черно-
морского флота в Севастополь.
В связи с дальнейшим осложнением военно-политической
обстановки в районе Новороссийска и усилением провокаци-
онных действий германо-турецких военно-морских сил 14 мая
1918 г. Высший военный совет приказал начальнику морских
сил М.П. Саблину:
«1. Безотлагательно принять меры к оборудованию защиты
с моря входа в Новороссийскую бухту, используя для сего, если
понадобится, часть орудий судов по Вашему усмотрению.
2. Принимая меры к содержанию судов в готовности, над-
лежит принять все меры к уничтожению судов, если бы обста-
новка этого потребовала. Подготовку к уничтожению надлежит
провести как расписание на всех судах, причем надлежит иметь
список лиц, коим поручена та или иная работа по уничтожению
судов, надлежит разъяснить этим лицам всю важность и ответ-
ственность возложенных на них обязанностей.
3. Ежедневно доносить об обстановке и положении на
флоте».
16 мая 1918 г. состоялся разговор по прямому проводу чле-
на коллегии Морского комиссариата В.М. Альтфатера с началь-
ником морских сил М.П. Саблиным и начальником оператив-
ного отдела флота М.В. Паруцким. Последний сообщил, что
техническое состояние почти всех судов удовлетворительное,
но нет никаких средств для его поддержания. В Новороссийске
совсем нет нефти и угольных брикетов; на судах, транспортах
и в порту имеется около 1 млн пудов (свыше 16 тыс. т) курного
угля, но для поддержания стоянки судов необходимо до 1 млн
пудов нефти и брикетов. Екатеринодарская и майкопская нефть
совершенно не годится, поэтому необходимо организовать
доставку мазута через Царицын из Баку. Принимаются меры
к организации обороны Новороссийска, но необходимы сети
для защиты от мин и подводных лодок. Бухту легче защищать
с моря, чем с суши, так как оборона Керченского пролива чрез-
вычайно слаба. Настроение в войсковых частях неустойчивое,
для поднятия боевого духа необходимы вооружение и снаряже-
ние, поскольку их фактически нет.
Все попытки Советского правительства решить вопрос
о судьбе Черноморского флота дипломатическим путем натал-
кивались на упорное сопротивление кайзеровской Германии.
Лицемерно заверяя советских дипломатов, что флот в Сева-
стополе останется собственностью РСФСР, германское прави-
тельство тайно вело переговоры с гетманом Скоропадским и
обещало ему передать суда, находившиеся в Новороссийске.
Грубо нарушая Брестский мирный договор, не считаясь с про-
должавшимися мирными переговорами, германское правитель-
ство стало на путь провокаций и открыто стремилось силой
захватить флот. Советская республика не располагала тогда во-
оруженными силами, способными дать сокрушительный отпор
германским милитаристам. Поэтому Советское правительство
было вынуждено отстаивать Брестский мирный договор, чтобы
не довести дело до вооруженного конфликта.
24 мая 1918 г. начальник Морского генерального штаба
Е.А. Беренс представил в Высший военный совет доклад, где
всесторонне охарактеризовал политическую и военную обста-
новку, в которой оказался Черноморский флот в Новороссий-
ске, и глубоко обосновал необходимость его уничтожения.
«Германия и Турция, — говорилось в докладе, — ведут
явную охоту за нашими судами, нарушая при этом самым бес-
церемонным образом Брестский договор. Ими занят Севасто-
поль, захвачена там часть наших судов, на которых подняты
германские флаги. Они требуют возвращения судов из Ново-
российска в занятый ими Севастополь, не мотивируя это аб-
солютно ничем и грозя захватить Новороссийск… Германия
желает во что бы то ни стало завладеть нашим флотом и не со-
гласна даже на уступку его Украине…
Дальнейшие с нашей стороны попытки разрешить вопрос
переговорами при вышеизложенных условиях дают только Гер-
мании возможность выиграть время и явно ни к чему не приве-
дут. Наши суда в Новороссийске попадут в руки даже не Укра-
ине, а Германии и Турции и создадут в будущем господство их
на Черном море…
Все эти условия показывают, — говорилось в заключении
доклада, — что уничтожение судов в Новороссийске надо про-
извести теперь же, иначе они несомненно и наверно полностью
или в части попадут в руки Германии и Турции… Вполне осоз-
наю, что решение это очень ответственное и его принять труд-
но, но и обстановка в Черном море сейчас совершенно исклю-
чительная».
После ознакомления с докладом Е.А. Беренса и резолюци-
ей Высшего военного совета председатель Совета Народных
Комиссаров В.И. Ленин дал указание Высшему военному со-
вету: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими
военными авторитетами, флот уничтожить немедленно».
28 мая 1918 г. В.И. Ленин подписал секретную директиву
Совнаркома командующему и главному комиссару Черномор-
ского флота: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда
Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невоз-
можности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перево-
да в другой порт Совет Народных Комисаров, по представле-
нию Высшего военного совета, приказывает вам с получением
сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие
пароходы, находящиеся в Новороссийске». В тот же день было
утверждено постановление Высшего военного совета о направ-
лении заместителя народного комиссара по морским делам
И.И. Вахрамеева в Новороссийск с инструкцией приступить
к выполнению приказа правительства о потоплении флота.
Коллегия морского комиссариата отозвала в Москву на-
чальника Морских сил М.П. Саблина, который по прибытии
2 июня И.И. Вахрамеева категорически отказался выполнять
приказ Советского правительства.
Вахрамеев и главный комиссар Черноморского флота
Н.П. Авилов-Глебов не смогли преодолеть сопротивление кон-
трреволюционного командования флотом, стали запрашивать
новых директив, продолжая совещаться с высшим командо-
ванием флота. Члены ЦИК Кубано-Черноморской республики
требовали активной помощи со стороны флота сухопутным
войскам, которые вели ожесточенные бои с немцами под Батай-
ском и на Таманском полуострове.
В это время германское правительство предъявило Сове-
ту Народных Комиссаров новый ультиматум с категорическим
требованием возвращения Черноморского флота в Севастополь.
Германия заявила, что признает право собственности Россий-
ской республики на эти суда и возвратит их России после за-
ключения всеобщего мира. Германское правительство заверило,
что немецкие войска не перейдут линию Батайск — Дон —
Донец — Лайтва до Дегтево — Осиновка — Новобелая —
Валуйки— Грушевка — Белгород — Суджа — Рыльск, если
суда прибудут в Севастополь в течение 6–10 дней.
9 июня 1918 г. народный комиссар иностранных дел
Г.В. Чичерин сообщил в Москве германскому послу Мирбаху,
что Советское правительство принимает эти условия и выра-
зил уверенность, что «полное прекращение военных действий
в южной России будет непосредственным результатом этого
соглашения».
Советское правительство, чтобы не осложнять отноше-
ний с Германией и сохранить Брестский мир, лишь формально
согласилось на перевод Черноморского флота в Севастополь.
9 июня коллегия Народного комиссариата по морским делам
послала в Новороссийск И.И. Вахрамееву и Н.П. Авилову-Гле-
бову шифрованную телеграмму за № 13, в которой говорилось:
«Германское правительство заявило Комиссариату инодел, что
оно ожидает ответа на вопрос о возвращении наших судов из
Новороссийска в течение 6 дней, т. е. до 14 сего июня. Это
ультимативное заявление германцев вновь подтверждает всю
необходимость безусловного исполнения возложенного на вас
поручения. Всякое промедление означало бы передачу флота
Германии. Разъясните страшную ответственность, которую бе-
рут на себя сопротивляющиеся».
В связи с формальным согласием Советского правитель-
ства на возвращение Черноморского флота в Севастополь
Коллегия Народного комиссариата по морским делам поздно
вечером 9 июня отправила вторую шифрованную телеграмму,
№ 14: «Так как срок немецкого ультиматума истекает 14 июня
и так как флот защитить себя не в силах, то единственным ис-
ходом является своевременное уничтожение судов. Ввиду гер-
манского ультиматума правительство сочло себя вынужденным
формально согласиться на возвращение судов в Севастополь.
В этом смысле вам будет послан нешифрованный телеграфный
приказ. Но вы обязуетесь его не исполнять и считаться только
с отданным ранее предписанием и настоящей телеграммой.
Флот должен быть уничтожен. Моряки обязаны понять, что
правительство решается на эту страшную меру только потому,
что другого исхода нет».
Германия юридически не имела бы оснований использо-
вать факт потопления флота для развития наступления против
Советской республики, так как Совнарком не мог быть ответ-
ственным за неисполнение его приказа командами кораблей.
Последняя телеграмма была получена в Новороссийске
10 июня. На вечернем совещании на линкоре «Воля» с испол-
няющим обязанности командующего флотом и флагманами
И.И. Вахрамеев ознакомил их с последними директивами пра-
вительства. Он настаивал на принятии решительных мер для
уничтожения судов до получения формального приказа возвра-
тить флот в Севастополь. Исполняющий обязанности команду-
ющего флотом А.И. Тихменев возражал, ссылаясь на необхо-
димость делегатского собрания для выяснения мнения команд.
Флагманы поддержали Тихменева. Тот стремился выиграть
время, прилагая все усилия к уводу кораблей в Севастополь.
Для этого им был послан тайный агент на Дон к генералу Крас-
нову, чтобы узнать его мнение о флоте и согласовать с ним свои
действия.
Утром 11 июня 1918 г. на линкоре «Воля» открылось де-
легатское собрание. На нем Тихменев, чтобы подорвать ав-
торитет представителей Советского правительства, нарушая
согласованное ранее решение не оглашать для всеобщего све-
дения текст телеграммы, содержащей государственную тайну,
зачитал не ему адресованный секретный документ. Это было
открытое предательство.
Телеграмма № 14 без предварительной подготовки и разъ-
яснительной работы произвела на участников собрания оше-
ломляющее впечатление.
И.И. Вахрамееву и Н.П. Ампилову-Глебову в обстановке
острой борьбы на многочасовом собрании пришлось дока-
зывать необходимость немедленного осуществления данной
Совнаркомом директивы. В результате Вахрамееву, Авило-
ву-Глебову и их сторонникам удалось принять большинством
голосов решение о потоплении флота: «за» голосовали 79 че-
ловек, против 29, воздержались 28 человек. Но собрание не
сочло себя полномочным решать столь ответственный вопрос
и постановило: решение делегатского собрания о потоплении
флота выполнить после выявления мнения всего флота в поряд-
ке голосования. В 12 ч ночи на «Воле» было созвано собрание
всех судовых команд для выяснения окончательного решения
о судьбе флота. Собрание продолжалось до 6 ч утра 12 июня.
За потопление флота проголосовали 600 моряков; за про-
должение борьбы с немцами до последней возможности и за-
топление флота в случае сдачи Новороссийска — 700; воздер-
жались от голосования 600 человек. За поход в Севастополь не
было подано ни одного голоса.
Несмотря на результаты голосования, утром 12 июня Тих-
менев открыто заявил Вахрамееву и Авилову-Глебову о своем
намерении идти с флотом в Севастополь, ссылаясь при этом на
нешифрованную радиограмму № 28. Действительно, 12 июня
в 5 ч утра Тихменеву была послана из Москвы радиограмма,
в которой открытым текстом излагалась нота народного комис-
сара иностранных дел по поводу категорического требования
германского правительства возвратить корабли Черноморско-
го флота в Севастополь до 14 июня 1918 г. Также сообщалось
условное предписание Народному комиссариату по морским
делам «безотлагательно отдать командованию Черноморского
флота приказ о переводе находящихся в водах Новороссийска
военных кораблей в Севастопольский порт». В радиограмме
был и приказ Тихменеву: «Во исполнение этого предписания
коллегия Народного комиссариата по морским делам приказы-
вает Вам немедленно принять меры к переводу судов из Ново-
российского порта в Севастопольский с таким расчетом, чтобы
закончить перевод всего флота не позднее 19-го сего июня».
Однако этот приказ не подлежал исполнению, о чем Тихменев
был заранее осведомлен шифрованной телеграммой № 14.
Тихменев решил использовать радиограмму № 28 в своих
целях — выдать фиктивный приказ за действительный. В Цари-
цын в адрес комиссариата Северо-Кавказского военного округа
была послана телеграмма об отказе команд выполнять приказ
коллегии Морского комиссариата о переводе судов Черномор-
ского флота в Севастополь. В агитацию за поход в Севастополь
включилось подавляюще большинство контрреволюционно на-
строенных офицеров из окружения Тихменева.
Было оказано сопротивление и со стороны Новороссийско-
го совета рабоче-крестьянских депутатов. 12 июня на вечернем
заседании Совета была принята резолюция: «от потопления
флота воздержаться до результатов совещания военных стра-
тегов в городе Екатеринодаре и Центрального исполнительно-
го комитета. Это совещание заявит свое мнение перед цент-
ральной властью». В тот же день на экстренном заседании
Новороссийского окружного Совета приняли резолюцию, что
«потопление флота явится решительным последним ударом
по Советской власти на Кубани» и вынесли решение: «…флот
в Севастополь не уводить и пока не уничтожать».
Не добившись принятия конкретных мер для немедленного
потопления флота на собраниях моряков и не получив поддерж-
ки от Новороссийского Совета, Вахрамеев и Авилов-Глебов
сочли свое дальнейшее пребывание в Новороссийске нецеле-
сообразным и 12 июня, покидая город, отправили в Совнарком
РСФСР телеграмму. В ней сообщалось о том, что выполнить
поручение оказалось невозможно. Делегатское собрание вы-
несло предварительное решение о затоплении кораблей, но
собрания команд решили в Севастополь не идти, а сражаться
с немцами в Новороссийске. На общих собраниях ничего сде-
лать было нельзя. Тихменев в последнюю минуту согласился
идти в Севастополь, чему активно противились представители
Кубани и оказали решающее отрицательное влияние. Вахраме-
ев и Авилов-Глебов считают дальнейшее пребывание в Ново-
российске бесполезным и выезжают в Москву.
13 июня в Москву председателю ВЦИК Я.М. Свердлову
была передана телефонограмма председателя Новороссийско-
го окружного Совета М. Лучина. В ней заявлялось об отказе
выполнять распоряжения Совнаркома относительно флота и
о намерении Новороссийского окружного Совета комиссаров
созвать в Екатеринодаре совещание представителей ЦИК Ку-
бано-Черноморской республики, флота и города Царицына для
обсуждения создавшейся ситуации на Юге России.
В тот же день в 23 ч 10 мин в Новороссийск Тихменеву была
послана секретная радиограмма № 49 за подписями В.И. Ле-
нина и Я.М. Свердлова с категорическим требованием немед-
ленно уничтожить корабли Черноморского флота. Копию этой
радиограммы направили председателю делегатского собрания
в Новороссийске Миткевичу и главному комиссару Черномор-
ского флота Н.П. Авилову-Глебову. Учитывая исключительную
важность радиограммы № 49, В.И. Ленин приказал повторить
ее содержание 14 июня.
14 июня на линкоре «Воля» состоялось делегатское собра-
ние с участием делегации из Екатеринодара в составе предсе-
дателя ЦИК Кубано-Черноморской республики А.А. Рубина,
военного комиссара А.С Силичева и представителя фронта.
Рубин уговаривал матросов не выполнять правительственное
распоряжение о потоплении флота. После делегатского со-
брания матросы начали покидать свои корабли. Дезертирство
с каждым днем усиливалось.
14–16 июня немцы высадили на Таманском полуострове
десант в 2500 человек с артиллерией и 150 пулеметами, акти-
визировав свои действия на Таманском полуострове, угрожая
захватом Новороссийску и находившимся там судам Черномор-
ского флота. Белогвардейские части Деникина усилили нажим
на войска Северо-Кавказской Красной Армии.
Контрреволюционеры во главе с Тихменевым воспользова-
лись сложившейся обстановкой и усилили агитацию за поход
в Севастополь. 16 июня на линейном корабле «Воля» Тихменев
созвал делегатское собрание и пригласил на него представите-
лей Новороссийского Совета. Председатели судовых комите-
тов «Воли» и «Свободной России» сообщили, что 15–16 июня
с линкоров дезертировало свыше 200 человек и корабли пред-
ставляют собой железные коробки, лишенные боеспособности.
Выступивший на собрании командир эскадренного мино-
носца «Керчь» В.А. Кукель заявил, что главные силы флота не
способны оказать сопротивление неприятелю хотя бы потому,
что некому стрелять из пушек. А поскольку и речи быть не мо-
жет о каком бы то ни было сопротивлении флота немцам, вы-
ход остается один — сейчас же разработать план затопления
кораблей и приступить к его осуществлению. Но Тихменеву
удалось навязать мысль провести новый референдум на ко-
раблях и обсудить их возвращение в Севастополь в срок (выход
из Новороссийска не позже 18 июня, при этом превозносились
«бумажные гарантии» Германии). В силу возросшего дезертир-
ства с кораблей в голосовании участвовало около 2500 моряков,
причем часть из них от голосования отказалась.
По результатам голосования Тихменев принял решение
уходить в Севастополь. Кукель убедительно доказывал необ-
ходимость выполнить директиву Советского правительства об
уничтожении флота. За потопление флота высказались коман-
диры миноносцев: «Лейтенант Шестаков» — С. Аннинский,
«Сметливый» — Панфилов, «Гаджибей» — В. Алексеев, пред-
седатель судового комитета линкора «Воля» М.П. Глаз, пред-
ставитель торгового флота Н.А. Кремлянский. Но вопрос об
уходе в Севастополь объявили исчерпанным и был дан приказ
подготовиться к походу в Севастополь к 9 ч утра 17 июня.
За несколько часов до этого Тихменев получил ответ ата-
мана Краснова. Тот категорически предлагал Тихменеву при-
нять все зависящие от него меры к уводу флота в Севастополь
и ни в коем случае не допустить его уничтожения. Тихменев
послал командиру Севастопольского порта телеграмму, в кото-
рой сообщал, что во исполнение предписания русского прави-
тельства он принимает меры к переводу флота в Севастополь
с расчетом закончить поход не позднее 19 июня. Командующий
германскими военно-морскими силами Ребейр-Пашвиц отве-
тил Тихменеву, что в 9 ч 19 июня корабли должны находить-
ся перед Севастополем с орудиями, закрепленными по-поход-
ному, открытыми орудийными затворами и с боевым запасом
в погребах.
После собрания острая борьба разгорелась с новой силой.
Коммунисты призывали моряков не подчиняться предательско-
му приказу Тихменева. Так как на всех кораблях были сторон-
ники и потопления, и ухода, в обстановке всеобщего недоволь-
ства начался массовый уход матросов с кораблей.
Во главе сторонников немедленного исполнения директи-
вы В.И. Ленина о потоплении флота стояла героическая коман-
да эскадренного миноносца «Керчь». Она единодушно поддер-
жала решение своего командира и судового комитета затопить
свой эсминец и те корабли, команды которых из-за некомплек-
та будут не в состоянии это сделать сами. В знак безгранично-
го доверия и уважения к своему командиру команда «Керчи»
предложила В.А. Кукелю единолично командовать операцией
по потоплению. Эскадренный миноносец «Керчь» стал фак-
тически штабом по организации затопления боевых кораблей
Черноморского флота. Команда миноносца была укомплекто-
вана полностью и насчитывала 134 человека. На «Керчи» под-
держивался строгий боевой порядок.
Важную роль в выполнении директивы Советского прави-
тельства о потоплении флота сыграла и команда эскадренно-
го миноносца «Лейтенант Шестаков» во главе с командиром
С. Аннинским, председателем судового комитета коммунистом
С.М. Лепетенко.
К 9 ч утра 17 июня, к сроку, назначенному Тихменевым для
выхода в Севастополь, на линкоре «Воля» был поднят сигнал
о подготовке к походу. На него ответили линкор «Свободная
Россия», вспомогательный крейсер «Траян», эскадренные ми-
ноносцы «Дерзкий», «Беспокойный», «Пылкий», «Поспеш-
ный», «Громкий», «Жаркий», «Живой».
В 12 ч 17 июня на Соборной площади на многотысячном ми-
тинге член исполкома окружного Совета комиссар труда Пудан
выступил с разъяснением, что 16 июня в Новороссийске была
получена радиограмма военкома Северо-Кавказского военного
округа К.Я. Зедина. В ней приводился текст телеграммы воен-
ного руководителя Высшего военного совета М.Д. Бонч-Бруе-
вича от 15 июня 1918 г., подтверждавший невозможность воз-
вращения флота в Севастополь для сдачи его немцам.
Текст телеграммы К.Я. Зедина был отпечатан в виде листов-
ки и расклеен по всему городу, а также опубликован 17 июня
в «Красной газете», органе Новороссийского Совета. Комму-
нисты флота и советские организации в Новороссийске про-
должали вести борьбу против ухода кораблей в Севастополь.
Тихменев понял, что если корабли простоят еще немного на
внутреннем рейде, выход в море станет невозможным, и около
часа дня приказал поднять сигнал: «Сняться с якоря и выйти на
внешний рейд».
На внешний рейд вышли и стали на якорь «Воля», «Тра-
ян» и шесть эсминцев, ответивших на сигнал о походе. Выход
кораблей на внешний рейд команда эскадренного миноносца
«Керчь» заклеймила позором. На «Керчи» взвился флажный
сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам
России!» Затем этот сигнал подняли на всех судах, оставшихся
в бухте. В ответ на «Воле», где развевался флаг командующего,
и на судах, стоявших на внешнем рейде, появился сигнал «Ясно
вижу», но ответа не последовало.
Вечером 17 июня 1918 г. на эсминце «Керчь» под руковод-
ством Владимира Андреевича Кукеля инициативной группой
по затоплению судов в составе командира и председателя су-
довых комитетов эскадренного миноносца «Лейтенант Ше-
стаков» Алексеева и Гернета, старшего помощника командира
эсминца «Пронзительный» Депиша был разработан план зато-
пления кораблей. Чтобы не повторить ошибку Порт-Артура,
когда суда затопили на мели и их без особого труда подняли и
увели японцы, было решено топить корабли на большой глу-
бине и так, чтобы противник не мог ими воспользоваться. Для
этого решили подложить на нефтяных миноносцах под турби-
ны, а на угольных под цилиндры машин не менее чем по одно-
му 18-фунтовому (8,2 кг) подрывному патрону и взорвать их
с помощью бикфордова шнура.
Планом предусматривалось, что оставшиеся суда должны
выходить на внешний рейд в 5 ч 18 июня самостоятельно или
на буксире миноносцев и портовых судов. На внешнем рейде
корабли становятся на якорь и ждут, когда линейный корабль
«Свободная Россия» подойдет к параллели Дообского маяка.
Тогда по сигналу с эскадренного миноносца «Керчь» или после
взрыва торпедой с «Керчи» эсминца, на котором совершенно
не окажется команды, начнется общее затопление судов. «Кер-
чь» топит торпедным залпом линкор «Свободная Россия». За-
топление кораблей производится путем открытия кингстонов
и клинкетов и отдраивания всех иллюминаторов на предвари-
тельно накрененном борту. Перед самым сходом участников
потопления с эсминцев зажигается бикфордов шнур для взрыва
заложенных под турбины и главные машины подрывных патро-
нов. Было решено передать лишний запас подрывных патронов
с эскадренного миноносца «Керчь» на те эсминцы, которые их
не имели. На каждом корабле создали подрывные группы из
пяти-шести человек, главным образом из коммунистов. Опыт-
ный лоцман К.Е. Пучко должен был осуществить вывод судов
к месту потопления. После уничтожения судов В.А. Кукель
предложил уйти в Туапсе и там затопить свой эскадренный
миноносец «Керчь».
Тихменев, убедившись в безуспешности операции по выхо-
ду на внешний рейд оставшихся в гавани кораблей с целью сле-
довать за ним в Севастополь, отдал приказ о походе в Севасто-
поль. В 11 ч 30 мин стоявшие на внешнем рейде линкор «Воля»,
эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», «Пылкий»,
«Поспешный» и вспомогательный крейсер «Траян», имевший
на буксире миноносец «Жаркий», снялись с якорей и взяли
курс на Севастополь. Несколько позже к ним присоединилась
яхта «Креста».
Эскадренный миноносец «Громкий» утром 17 июня, от-
ветив на сигнал «Воли», начал разводить пары и вечером вы-
шел на внешний рейд. Но команда корабля приняла решение
отказаться выполнять приказ Тихменева и после ухода эскадры
в Севастополь затопить эсминец в районе Новороссийска. Тих-
менев послал к «Громкому» эсминец для буксировки, полагая,
что на «Громком» мало команды и своим ходом он не может
идти. Командир «Громкого» Н.А. Новаковский ответил, что у эс-
минца достаточно команды, чтобы довести его туда, куда нужно.
На траверзе Мысхако на воду были спущены катер и шлюпка,
куда погрузили вооружение, продовольствие и команду. Радист
передал открытую радиограмму: «Всем, всем, всем! Миноно-
сец «Громкий», носящий название своего геройского собрата
(русский миноносец «Громкий» геройски погиб в Цусимском
бою. — Авт.), верный традиции русского флота, не сдается не-
приятелю, а топится. Призываем матросов других кораблей
последовать нашему примеру. Председатель судового комитета
Гобелко». После этого на миноносце были открыты кингстоны
и клинкеты. Последние члены команды сошли на шлюпку и от-
правились на берег. Через некоторое время миноносец затонул.
Команда эскадренного миноносца «Громкий» в количес-
тве 20 человек первой, на 12 ч раньше других, затопила ко-
рабль, честно выполнив свой революционный долг и приказ
В.И. Ленина.
С вечера 17-го и до утра 18 июня заседание ЦИК Куба-
но-Черноморской республики с запозданием одобрило дирек-
тиву ВЦИК и Совнаркома о потоплении флота и разработало
мероприятия по его осуществлению.
Ранним утром 18 июня 1918 г. началось осуществление пла-
на по выводу кораблей на внешний рейд. В связи с тем, что со
всех портовых буксиров, с катеров и даже коммерческих судов
команды сошли на берег, для буксировки кораблей пришлось
использовать эсминец «Лейтенант Шестаков».
В 5 ч 30 мин «Лейтенант Шестаков» начал выводить
корабли к месту их затопления. Первым был отбуксирован
эсминец «Капитан-лейтенант Баранов». Когда «Лейтенант
Шестаков» взял на буксир эсминец «Гаджибей», над ним
взвился сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!» Примеру «Гаджи-
бея» последовали все остальные корабли. Этот сигнал
свидетельствовал о беспредельной доблести и мужестве со-
ветских моряков.
К 16 ч эскадренный миноносец «Керчь», стоявший в га-
вани, вышел на внешний рейд. Обойдя все эсминцы, В.А. Ку-
кель отдал приказание подрывным командам приготовиться к
затоплению. Когда эскадренный миноносец «Фидониси» был
выведен из бухты, эсминец Керчь» подошел к нему и с рассто-
яния 4 кабельтовых с установкой на глубину в полтора метра
произвел выстрел торпедой. Эсминец перевернулся на правый
борт и через 12 мин затонул. Взрыв «Фидониси» послужил об-
щим сигналом к затоплению судов. Последним остался линкор
«Свободная Россия», который был установлен на параллели
Дообского маяка, в нескольких кабельтовых от него, на глуби-
не 22 саженей (47 м). Шестью торпедами «Керчь» потопила
линкор «Свободная Россия». Затем эскадренный миноносец
«Керчь» дал полный ход, взяв курс на Туапсе.
В 22 ч 18 июня при подходе к Туапсе эсминец послал ра-
диограмму: «Всем, всем, всем! Погиб, уничтожив часть судов
Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной
сдаче Германии. Эскадренный миноносец “Керчь”».
Таким образом, благодаря усилиям Советского прави-
тельства и революционных моряков, руководимых коммунис-
тами, в районе Новороссийска было затоплено 13 боевых кора-
блей, составлявших боевое ядро Черноморского флота: линкор
«Свободная Россия» (бывший «Императрица Екатерина II»,
водоизмещение 23783 т), эскадренные миноносцы «Гаджи-
бей» (1326 т), «Гневный» (1 460 т), «Громкий» (1 460 т),
«Заветный» (350 т), «Калиакрия» (1 326 т), «Капитан-лейте-
нант Баранов» (802 т), «Лейтенант Шестаков» (780 т), «Прон-
зительный» (1320 т), «Фидониси» (1326 т), миноносцы «Смет-
ливый» (240 т), «Стремительный» (240 т) и посыльное судно
«Летчик» (104 т).
22 июня Г.В. Чичерин сообщил в Берлин А.А. Иоффе:
«Получено извещение: часть наших судов из Новороссийска
вернулась в Севастополь, остальная же часть взорвана».
28 июня 1918 г. на IV конференции профсоюзов и фабрич-
но-заводских комитетов Москвы в заключительном слове сво-
его доклада В.И. Ленин дал глубокий анализ причин, побудив-
ших Советское правительство пойти на уничтожение кораблей
Черноморского флота. Владимир Ильич указал, что это был
единственно правильный выход из создавшегося положения:
лучше понести тяжелые жертвы, но не отдать флот — это гроз-
ное оружие —германским империалистам, которые бы исполь-
зовали его в борьбе против Советской власти.


Литература и источники
1. Антипин Ю.Р. Пролог новороссийского судоподъема // Исторические
записки — Исследования и материалы. Вып. 8. Новороссийск: Ново-
российский исторический музей-заповедник, 2013. С. 128–135.
2. Бойко Н.Г. О потоплении миноносца «Громкий» 18 июня 1918 г. Ру-
кописный фонд Новороссийского исторического музея-заповедника.
3. Гамов Н.Д. О потоплении Черноморского флота. Рукописный фонд
Новороссийского исторического музея-заповедника.
4. Пахомов В.Б. Собр. соч. в 6 томах. Т. 4. Исторические драмы Цемес-
ской бухты: Очерки. Новороссийск: Одиссей, 2014. С. 73–83.
5. Сирченко И.Т. Выполняя приказ В.И. Ленина (Потопление Черномор-
ского флота в 1918 г.) М.: Мысль, 1979. С. 16–41, 67–112, 155–249
.

Отредактированно Strannik4465 (28.02.2020 20:47:54)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#1369 02.03.2020 16:24:38

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Хорошие ссылки. Я кроме Сирченко - особо ничего


Sapienti sat

#1370 02.03.2020 19:04:15

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

1

Да, когда так без боя обидно...
http://b.radikal.ru/b01/2003/40/12be02961c53.jpg
Орден получил, не за потопление своей эскадры
http://a.radikal.ru/a42/2003/c5/05b19fd21dbb.jpg

#1371 03.03.2020 10:02:24

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Юрген написал:

#1422098
Да, когда так без боя обидно...

Бунич назвал события 18 года на ЧМ "Черноморской Цусимой" - в смысле - книга


Sapienti sat

#1372 03.03.2020 14:58:38

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Юрген написал:

#1422098
Орден получил, не за потопление своей эскадры

и всеодно был расстрелян./интересно что иму впаяли ?


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#1373 03.03.2020 15:34:51

marynarz 347
Участник форума
Сообщений: 323




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Анатолий написал:

#1422320
и всеодно был расстрелян./интересно что иму впаяли ?

Обвинён по статьям 58-1б, 58-8, 58-9, 58-11 УК РСФСР.

#1374 04.03.2020 16:51:18

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Анатолий написал:

#1422320
Юрген написал:
#1422098
Орден получил, не за потопление своей эскадры

и всеодно был расстрелян./интересно что иму впаяли ?

Если про Кукеля , то КЗ - за Энзелийскую операцию, он у Раскольникова за НШ был. Потом к 20лет РККА/РККФ - Кр.Зв. А уже потом - как врага народа... IMHO, мутая личность. И Керчь какой-то странный корабль. Сначала команда кошмарила город. Потом почти в полном составе осталась на ЭМ - для потопления эскадры. Если учесть, что Кукель перевелся с БФ и сразу на Керчь, да вспомнить, что асеи за потопление любых российских кораблей стервинги обещали - ваще шпиён с 20- летним стажем. А еще в 38-м Ракольников в невозвращенцы подался. За него, например, Колбасьева шлепнули. Так что, ничего, кроме стенки Кукелю и не светило

Отредактированно сарычев (04.03.2020 16:56:49)


Sapienti sat

#1375 13.03.2020 13:22:37

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Севастополь и "Гибель эскадры"

Почитал высказывания контр-адмирала Сарычева. Особенно понравилось:

"...Если учесть, что Кукель перевелся с БФ и сразу на Керчь, да вспомнить, что асеи за потопление любых российских кораблей стервинги обещали - ваще шпиён с 20- летним стажем..."

Лихо!
Это если не учитывать событий июня 1918 года. Там всего лишь немцы требовали вернуть корабли назад. И у Кукеля был выбор или идти к немцам добровольно или топить флот. И ни каким шпиёнством здесь не пахнет. Правда, французы хотели, что бы корабли вышли и дали бой немцам... Но... команды уже разбежались...
И так, что делать надо было бы?
Вот, хорошо бы через сто с лишним лет, господин Сарычев дал совет: что делать Кукелю в начале июня 1918 год: топить или не топить флот?

Что было потом, это потом. Что делать было Кукелю в начале июня 1918 года: топить флот или уходить к немцам? Других стран в то время в той стороне не было...

Страниц: 1 … 53 54 55 56 57 … 60


Board footer