Сейчас на борту: 
han-solo,
Mitry,
Алексей Логинов,
Вальчук Игорь
   [Подробнее...]

#1 04.04.2019 11:02:34

Ник
Участник форума
Сообщений: 30




Кража японского кода на борту японского теплохода весной 1941

Здравствуйте. такой вопрос. может быть кто нибудь располагает информацией об этом событии? В разных источниках оно пересказывается по разному. Но мне кажется речь идет об одном и том же событии. В книге Крах операции Тени Ямато об этом событии рассказывается так:

Незадолго до начала войны, еще в марте 1941 года, эти коды были выкрадены на пассажирском теплоходе, следовавшем по маршруту из Японии в США. Находившиеся на судне под видом туристов два офицера японского военно-морского генерального штаба везли в чемодане багаж, который направлялся в посольство и состоял из шифровальной машинки, настроенной на будущие тексты радиокодов. В результате принятых американцами мер японские «путешественники» не без чуткой помощи корабельного стюарда, желавшего как можно лучше угодить своим богатым клиентам и, естественно, подкупленного разведчиками, во время продолжительного и крепкого сна якобы «проморгали» снятие отпечатков из шифровальных знаков печатного кода. Для японцев потом это сыграло колоссальную негативную роль в их противоборстве против англо-американского флота на всем Тихоокеанском театре военных действий в течение всего периода второй мировой войны.

В обстановке надвигающегося нападения императорской Японии на США подлинную шифровальную установку с нетерпением ожидал в Вашингтоне японский посол, а комитет начальников штабов — оттиски и скопированные детали веселой «шарманки», как окрестил ее один из членов «поисковой команды» из разведуправления.

В этой проведенной с необычайным блеском шпионской операции участвовали профессиональные разведчики из Управления стратегических служб и два высочайшей квалификации «медвежатника» — взломщика, специально для этого выпущенные из тюрьмы, которым было обещано крупное денежное вознаграждение и немедленная свобода — в случае успешно проведенного дела. Это первый вариант поисания этой операции.

Второй вариант в книге Яковлева Перл Харбор быль или Небыль

С 1938 года контрразведчики округа систематически тайком проникали в служебные помещения японских фирм, вскрывали сейфы и т. д. В 1940 году они загорелись желанием раздобыть код, на который перейдет японский торговый флот после объявления мобилизации. Они ухитрились подбросить наркотики в сейф капитана японского судна, стоявшего в порту Сан-Педро в Калифорнии. Затем при таможенном досмотре контрразведчики "нашли" наркотики и, несмотря на яростные протесты капитана, отправили содержимое сейфа на берег. Там в складе у причала книгу с кодом быстро сфотографировали и вернули впавшему в прострацию капитану. Конечно, как только он вернулся в Японию и доложил о случившемся, код был изменен, но все равно обладание полным текстом старого кода было неоценимой помощью при дешифровке нового.

По сей день специалисты в США спорят по поводу того, чья разведка оказалась эффективнее в канун войны - американская или японская. С учетом случившегося вскоре в Пёрл-Харборе ответ очевиден. Американские объяснения профессиональных промахов выдержаны, однако, в духе отборной риторики насчет демократии. Как с величайшей серьезностью написал тот же Э. Лейтон: "Американский успех (с описанным похищением кода на торговом судне. - Н. Я.)

И наконец третий вариант описан в книге: Маслов Зубков Перл Харбор ошибка или провокация.

Как и в 1920-е годы, американские спецслужбы не гнушались ничем для добывания новых японских кодов. В ход шли проникновение в консульства и посольства, подкуп, вскрытие сейфов на кораблях, проходящих таможенный досмотр. (На жаргоне шифровальщиков все это называлось «прямые методы».) Через расшифровку перехваченных сообщений американцы, как правило, знали, когда и каким именно маршрутом в японские посольства и консульства будут прибывать книги с модификациями шифров или их новыми аналогами. И во что бы то ни стало стремились перехватить курьеров. Так, ВМС перехватили следующее сообщение: «Курьер Фукида будет на борту «Явата Мару», прибывающим в Ваш город 24 апреля 1941 г.»[675] Курьер вез новые коды в Сан-Франциско. Офицеры ВМС, представшие в качестве агентов таможенной службы, поднялись на борт «Явата Мару» в день его прибытия. Далее они вскрыли ящики, в которых хранились шифровальные книги, быстренько все сфотографировали и положили на место, как будто ничего и не произошло, и пропустили груз на территорию США. Теперь японским дипломатам «можно» было пользоваться новыми шифрами. Но этого было мало, американцы умудрились заодно подкупить главного радиста «Явата Мару». Т. Харада продался за 40 000 долларов, безумные по тем временам деньги, и передал противникам Японской империи код коммерческого флота «Шин»[676]. Эта система шифрования должна была вступить в действие в случае начала военных действий. Сколько японских судов было перехвачено американскими субмаринами в результате этой удачной сделки, известно только Богу, но можно с уверенностью предположить, что много.

Подскажите пожалуйста есть какая нибудь книга желательно конечно на русском языке, но можно и на английском где можно прочитать об этом инциденте более подробно?? А то как вы сами видите три источника, а история здорово разнится. На англо-американских сайтах я ничего об этом не нашел. Заранее спасибо.


С Уважением
Николай

 

#2 04.04.2019 14:07:25

WindWarrior
Участник форума
Тяжёлый крейсер ЯИФ 妙高
Сообщений: 521




Re: Кража японского кода на борту японского теплохода весной 1941

3

Все три перечисленных источника - пересказ американской конспирологической литературы, это раз.
Во всех случаях идёт искажённый пересказ истории с похищением 28 мая 1941 года агентом Таможенной службы США Джорджем Мюллером и офицером ВМФ США Ричардом МакКаллоу с борта стоявшего в Сан-Франциско китобойного судна "Ниссин-мару № 2" шифровальных книг, с которых затем в офисе военно-морской разведки сняли факсимиле и вернули назад. Что привело к вскрытию кода японского торгового флота (JN-39 по американской классификации), а в связи с тем, что японцы обнаружили следы проникновения - к дипломатическому скандалу и замене шифровальных книг на использующих новый код JN-40. Это два.
Я нашёл подробности этой истории в Timothy Wilford (2001). Pearl Harbor Redefined: USN Radio Intelligence in 1941.
Что касается шифровальной машинки Министерства иностранных дел Японии тип 97 (Purple по американской классификации), то её код был вскрыт криптографами Службы разведки сигналов Армии США под руководством Вильяма Фридмана осень 1940 года.

 

#3 05.04.2019 12:16:22

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 569




Re: Кража японского кода на борту японского теплохода весной 1941

По ссылке https://ruor.uottawa.ca/handle/10393/6396 желающие смогут скачать книгу Timothy Wilford . Pearl Harbor Redefined: USN Radio Intelligence in 1941 ( 2001 ).Ссылка на скачивание будет в конце страницы.

Отредактированно Кибардин Г.А. (05.04.2019 12:27:00)

 

#4 06.04.2019 11:41:10

Ник
Участник форума
Сообщений: 30




Re: Кража японского кода на борту японского теплохода весной 1941

Спасибо огромное за все!!

 

Board footer