Сейчас на борту: 
Dianov,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 5 6 7

#151 04.04.2019 19:05:01

Dilandu
Участник форума
Откуда: Москва, Российская Федерация
Эсминец MSDF "Электра"
Сообщений: 6226




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Старый Судоремонтник написал:

#1351881
Это сегодня. А на конец ХХ века такой возможности не было.

...Что за феноменальная чушь?

https://d1kqib0uq4v1gs.cloudfront.net/wp-content/gallery/main_gallery/bat-glide-bomb-high-res.jpg

Знакомьтесь: планирующая бомба ASM-N-2 "Bat". Разработана в 1944, на вооружении с 1945. Дальность полета при сбросе - 32-37 км, активное радарное самонаведение.

Старый Судоремонтник написал:

#1351881
40 км дать залп без противодействия со стороны крейсера.

...Каким макаром пушки главного калибра крейсера мешают самолету? Они не способны следовать за его маневрами, т.е. если самолет самую малость меняет высоту и курс, то они неминуемо промахнутся. Все, что они могут - это вести заградительный огонь, т.е. тупо выбрать точку перед самолетом и лупить в нее, надеясь, что самолет отвернет и не успеет вернуться на курс для атаки.

Старый Судоремонтник написал:

#1351881
Поэтому плавучие батареи должны были охранять море и небо до расстояния 32 км. И даже меньше...

Господи, какой бред. Вы всеръез считаете, что 152-мм пушки могли попасть в воздушную цель на дистанции 32 км?

Старый Судоремонтник написал:

#1351881
Все же артиллерия крейсера должна была полагаться на оптику больше, чем на РЭБ. В этом преимущество крейсера перед остальными кораблями.

Какое еще преимущество? Что система не работает при не-идеальных условиях видимости?

Старый Судоремонтник написал:

#1351881
Да и вообще, я писал это в 2004 году и ничего не правил при выкладке на форум. Прошу принять это к сведению.

Ну и какого же фига вы тащите это на форум?

Старый Судоремонтник написал:

#1351881
А на счет линкор и других кораблей США. В 1960-е годы многие вопросы у них решались не так, как у нас. Но это отдельный вопрос и не на страницах этого фала их рассматривать.

Вы просто не знаете матчасти.

Отредактированно Dilandu (04.04.2019 19:12:36)


The damned tin can destroyer was never meant for sea!...

#152 04.04.2019 23:44:59

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6376




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Старый Судоремонтник написал:

#1351430
. Приказом командующего Черноморского флота № 0496 от 30 октября 1986 года крейсер «Михаил Кутузов» был вновь выведен из состава сил флота постоянной готовности и переведен в резерв 3-й категории. Личный состав сократили до 7 офицеров, 26 мичманов, 33 старшин и 70 матросов, который с 1 ноября приступил к постановке корабля на динамическую консервацию.

Что такое динамическая консервация и чем она отличается от других видов?
Резерв 3й категории - тоже если можно подробнее растолковать термин. Обычно 2-я категория уже печаль для корабля.
ЕМНИП у нас на действующем корабле отдельное арт. вооружение было выведено в резерв 3й категории, что означало - заварить и всё.

Dilandu написал:

#1351673
Это еще откуда? Признавайтесь: сами выдумали?

Это вполне могло быть. Чудотворцев в ВМФ у нас хватало. Консервация и резерв - разные понятия. При консервации есть конкретный срок, после чего нужно менять смазку и т.д., т.е. проводить переконсервацию. Могут быть обследования корабля различными комиссиями и решение может измениться к примеру на списание.

У меня возник еще такой вопрос: род тока на этих Кр переменный или постоянный. Везде указывается

Старый Судоремонтник написал:

#1338154
Для обеспечения корабля электроэнергией, на нем установили пять турбогенераторов ТГ-300 и четыре дизель-генератора ДГ-250, общей мощностью 2500 квт. Помещёние генераторов находилось в нос от носового котельного отделения.

а напряжение корабельной сети и род тока - нет. Корабли этого проекта строились как раз в "переходный период" от постоянного тока к переменному. Если постоянный, то начинается пересыхание кабельтрасс лет через 40, следствие замыкания или перегревы с возгораниями. Менять всю электросистему начиная с генераторов - очень затратно. Замена целых сетей кабельтрасс - тоже затратно и хлопотно. Но более-менее реально.

#153 05.04.2019 12:07:06

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Калининград-Камчатка-Кубань
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 20162




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

veter написал:

#1351998
Кр переменный или постоянный

по моему еще на постояяном все сделано было

veter написал:

#1351998
. Замена целых сетей кабельтрасс - тоже затратно и хлопотно.

Тут у нас потому кердык 1155 наМЕЧАЕТСЯ что срок службы кабельтрасс определен в 40 лет. Но думаю будут служить пока не сгорят или не проржавеют до дыр. Не повезло еще что служившие в ГШ ВМФ придурки от главкома и ниже угробили в нолевые еще 3 1155.


"Благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших, ввиду того что русское начальство, панически боясь потерь среди них, старается оберегает их от любых боевых столкновений, оставляя стоять в гаванях без пользы, зато свой москитный флот не жалеет и бросает его в огонь без всякой жалости" (с.) Эссен

#154 05.04.2019 13:34:44

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5865




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Старый Судоремонтник написал:

#1351613
Введение в США в 80-е годы в строй линкора «Айова», ветерана Второй мировой войны, имеющего 406–мм орудия г

ЕМНИП их повторно вводили в состав флота в качестве оппонентов наших 1144 (+1164), коих по расчетам американцев к 1986-89 должно было быть как раз 4 шт (про "внезапный" "Урал" после "Фрунзе" еще не знали), в большинстве учений НАТО второй половины 1980-х линкоры действовали в качестве отдельных РУГ (ракетных ударных групп), впереди АВ на расстоянии пары сотен миль  с целью "вызвать огонь на себя" (благо броня позволяла держать удар) и нанести ответный/встречный удар "Томагавками" с сопоставимых дистанций (400-450км) т.к. кроме линкоров "топоры" на надводные корабли особо не ставили (всего несколько единиц атомных КР УРО и 7 "спрюенсов" в самом конце 1980-х, а крейсера с ВПУ были ориентированы на задачи ПВО)

Dilandu написал:

#1351671
"Фарго" и "Уорчестер"

их наследник ("Роанок" 1949) проектировались уже  с 152мм универсальными орудиями, с досягаемостью 15/23км, послевоенный английский "Тайгер" туда-же, наша 130мм зенитка с 20/27км выпускалась до 1958г, так что удивляться идее "68-батарея ПВО" право не стоит, другое дело в какой ситуации?
В хреновой!
Когда, при развитии событий по плохому сценарию, после выноса "томагавками" и палубной авиацией позиций ЗУР ПВО и ВПП аэродромов ИА на Мурманск или Владивосток пойдут десятки Б-52 с свободнопадающими бомбами (на условный 1985г абсолютно реальная картинка) залпы 152мм орудий крейсеров на рейде станут последним доводом обороняющихся
...в 1992 на "военке" нам ("резервистам" БЧ-2 с уклоном в ПВО) на полном серьезе (мол, проводили опыты) рассказывали о достаточно высокой эффективности залповой стрельбы 152мм при отражении низколетящих ПКР, вроде как водяная стена (стоит 5-7 секунд, несколько метров высоты) из всплесков падающих снарядов могла изменить курс/"уронить" ПКР при ее прохождении сквозь оную

Отредактированно charlie (05.04.2019 13:39:27)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#155 05.04.2019 15:16:15

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Калининград-Камчатка-Кубань
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 20162




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

charlie написал:

#1352033
о достаточно высокой эффективности залповой стрельбы 152мм при отражении низколетящих ПКР, вроде как водяная стена (стоит 5-7 секунд, несколько метров высоты) из всплесков падающих снарядов могла изменить курс/"уронить" ПКР при ее прохождении сквозь оную

Да про это шла речь. А высота всплеска 152 мм в районе 30 метров....


"Благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших, ввиду того что русское начальство, панически боясь потерь среди них, старается оберегает их от любых боевых столкновений, оставляя стоять в гаванях без пользы, зато свой москитный флот не жалеет и бросает его в огонь без всякой жалости" (с.) Эссен

#156 08.04.2019 13:07:46

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Г  Л  А  В  А  8
                                     Спасение корабля.

    Пока крейсер «Михаил Кутузов» готовился к консервации, в стране произошли большие политические изменения. Новый партийный лидер Михаил Горбачев провозгласил новые лозунги: ускорение, перестройка, гласность, построение «социализма с человеческим лицом». Вся пресса посчитала своим долгом печатать только негативные материалы по истории нашей Родины, ругая социализм и восхваляя царскую Россию, «капитализм с человеческим лицом». В союзных республиках начались движения за независимость, за выход из СССР. Неспособность (или не желание?) высшего руководства управлять процессами, происходившими в стране, привели к резкому развалу Советского Союза. Неожиданно Украина и Россия стали двумя враждебными друг другу государствами. Начался дележ Черноморского флота.
    5 декабря 1991 года состоялось приведение к присяге первого президента Украины Л. Кравчука. Он сразу же сделал заявление, что Украина будет независимой страной и выйдет из состава СССР. А на следующий день Верховным Советом Украины были приняты законы «О вооруженных силах» и «Об обороне», предусматривающие создание собственных вооруженных сил и военно-морского флота. После чего было решено: с 3 января 1992 года во всех частях Вооруженных сил бывшего СССР, дислоцирующихся на ее территории, начать прием присяги на верность народу Украины. Был расписан ритуал ее приема, текст разослан в воинские части, в Севастополь понаехали агитаторы из Киева.
    Трудно объяснить, почему старший помощник командира капитан 2 ранга В.Г. Шишов, служивший на крейсере «Михаил Кутузов» с декабря 1988 года, решил в тайне от командира провести присягу личного состава крейсера на верность Украине. Военная присяга – это не просто обещание. Это клятва воина честно и добросовестно выполнять свой долг по защите Отечества, клятва военнослужащего быть до конца преданным своему народу. По договоренностям между правительствами независимых государств Черноморский флот входил в состав Стратегических сил СНГ и не подлежал разделу в 1992 году. Более того, в отличие от остальных флотов, на его кораблях до 1997 года развевались советские военно-морские флаги. Поэтому, действие агитаторов из Киева в тот период были явно провокационные, а решение В.Г. Шишова – необдуманный и безответственный шаг. На что он надеялся, организуя проведение присяги? Деструктивным силам на Украине не нужен был крейсер, стоящий в консервации. Им нужны были боевые корабли, что бы ослабить Черноморский флот. В то время националистической прессе появлялись заявления типа:
    «...Сильный российский Черноморский флот является орудием войны и дестабилизирующим фактором для всех соседних государств, в то же время украинский флот станет орудием мира и фактором стабильности во всем Причерноморском регионе ...»
    Дальнейшие события в Югославии показали, чего стоят такие заявления. Только сильный Советский Черноморский флот смог бы предотвратить агрессию США против этой страны.
    Присяга на верность Украине на крейсере «Михаил Кутузов» прошла никем незамеченной. В феврале В.Г. Шишов был отозван в распоряжение командующего Черноморским флотом, а на его место назначен капитан 2 ранга Дмитрий Владимирович Кашин. Над крейсером продолжал развеваться Военно-морской флаг Советского флота.
    Корабли, стоящие на консервации, стали продавать на слом. В 1992 году ушли в Индию крейсера «Жданов» и «Адмирал Ушаков». Это грозило и крейсеру «Михаил Кутузов». Но за корабль вступились ветераны.
    В 1994 году отмечалось 40-летие подъема военно-морского флага на крейсере. По этому случаю приветствия личному составу прислали первый заместитель главкома ВМФ Российской федерации, и должностные лица из администраций президентов России и Украины. Ободренный этим Совет ветеранов крейсера «Михаил Кутузов», при поддержке командования корабля и всего личного состава обратился России и главкому ВМФ с предложением и просьбой сохранить корабль в составе флота и на его основе создать военно-морской корабельный музей, который бы стал центром научно-исторической, военно-патриотической, ветеранской и туристско-экскурсионной деятельности. Он установил связь с «Кутузовским Союзом», историко-культурной ассоциацией потомков великого фельдмаршала, где нашел поддержку своим планам. В 1995 году над кораблем установила шефство администрация города Ижевска. Она стала присылать  призывников из Удмуртии для прохождения воинской службы на крейсере «Михаил Кутузов», оказывала реальную материальную помощь, в частности окрасочными материалами.
    25 января 1996 года директивой штаба Черноморского флота № М-04 крейсер «Михаил Кутузов» был исключен из схемы мобилизационного развертывания флота. Стало ясно, что судьба крейсера решена. Но ветераны продолжали обращаться во все инстанции, стучаться во все двери. Накануне 42-й годовщины подъема военно-морского флага на крейсере, 4 августа 1996 года состоялась встреча президиума Совета ветеранов с командующим Черноморским флотом адмиралом В.А. Кравченко. Он довел до их сведения решение главнокомандующего ВМФ России об оставлении в резерве крейсера «Михаил Кутузов» до 1997 года, что продолжается проработка идеи создания на базе крейсера филиала военно-морского музея, рассматриваются варианты базирования его в Севастополе, Санкт-Петербурге и Калининграде. В ответ на это ветераны написали обращение к министру обороны России с предложениями оставить корабль-музей в Севастополе.
    11 августа была торжественно отмечена 42-я годовщина подъема флага. На борт корабля прибыли около 170 ветеранов крейсера, шефская делегация из г. Ижевска во главе мэром города А.И. Салтыковым, мэр г. Севастополя В.М. Семенов с чиновниками городской администрации, директор «Кредо-банка» А. Дейкин и Ю. Голенищева-Кутузова, прямой потомок Михаила Илларионовича. После торжественной части Ансамбль песни и пляски Черноморского флота представил вниманию гостей праздничную программу. Завершились торжества фуршетом, что было весьма неожиданно для ветеранов. В то трудное время, когда денежное содержание было весьма низким, да и выдавали его с большими задержками, ветеранов порадовали шефы. В канун 300-летия флота моряки и ветераны крейсера возложили венки к памятнику М.И. Кутузова под Алуштой.
    22 декабря 1996 года был отдан приказ Главкома ВМФ Российской федерации, в котором говорилось, что по указанию правительства Российской федерации оставить в составе флота наиболее выдающиеся корабли, чтобы на их базе организовать государственные  корабельные центры музеи для целей военно-патриотического воспитания молодежи. На Черноморском флоте таким кораблем стал крейсер «Михаил Кутузов».

#157 08.04.2019 14:02:06

Dilandu
Участник форума
Откуда: Москва, Российская Федерация
Эсминец MSDF "Электра"
Сообщений: 6226




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Старый Судоремонтник написал:

#1352709
Дальнейшие события в Югославии показали, чего стоят такие заявления. Только сильный Советский Черноморский флот смог бы предотвратить агрессию США против этой страны.

...А при чем тут сорокалетний крейсер?...


The damned tin can destroyer was never meant for sea!...

#158 09.04.2019 13:34:15

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Господин Diiandu!
Вы, видимо, не совсем поминаете, то, что я хотел сказать. Итак:
"...В то время националистической прессе появлялись заявления типа:
    «...Сильный российский Черноморский флот является орудием войны и дестабилизирующим фактором для всех соседних государств, в то же время украинский флот станет орудием мира и фактором стабильности во всем Причерноморском регионе ...»
    Дальнейшие события в Югославии показали, чего стоят такие заявления. Только сильный Советский Черноморский флот смог бы предотвратить агрессию США против этой страны
..."
Наверное надо было дать, что Украина не собиралась воевать ни на чьей стороне, так как ещё не было, да и нету, у неё сил для международного отпора. Далее, я не думал, что события в Югославии будут не понятны нашим современникам. Увы, ошибся. Видимо надо было бы и их расписать. И предположить, что бы было, если бы крейсер сняли с консервации и привели в боевую готовность. Но российский флот справился с событиями в Югославии имеющимися силами. Кстати, командир крейсера Серенко в 2000 - 2004 годах, в это время был командиром небольшого корабля, не помню какого, первым высадившим бойцов в Югославии... Да, были успехи у нашего флота... Но мало кто про них знает...

#159 10.04.2019 12:59:42

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

12 июня 1997 года на крейсере «Михаил Кутузов» был торжественно спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский Военно-морской флаг Российской федерации, освященный в Свято-Клементовской монастыре города Инкермана. На торжественном подъеме флага присутствовали командир 63-й бригады ремонтирующихся кораблей капитан 1 ранга А.В. Троян, ветераны крейсера, делегация из города Ижевска. Военно-морской флаг СССР крейсера был сдан 19 июня на хранение в музей Черноморского флота. Корабль полностью перешел под юрисдикцию России.
    На празднование 43-й годовщины подъема флага 10 августа на корабль прибыли гости - начальник штаба Краснознаменного Черноморского флота вице-адмирал П.Г. Святошов и делегация шефов из города Ижевска во главе с заместителем мэра Г.А. Архаровой
    В декабре 1997 года крейсер «Михаил Кутузов» был переведен в 46-й отдельный дивизион строящихся и ремонтируемых кораблей, а в феврале 1998 года штат крейсера был сокращен и составил 7 офицеров, 26 мичманов, 27 старшин и 36 матросов. В июне ещё два раза сокращали штат корабля. В конце месяца он состоял  из 7 офицеров, 26 мичманов, 23 старшин и 23 матросов. В апреле 1998 года крейсер был переведен в 30-ю дивизию надводных кораблей Черноморского флота.
    В июне 1998 года делегация крейсера «Михаил Кутузов»  в составе командира корабля капитана 1 ранга А.В. Супонина, заместителя командира капитана 2 ранга Ю.И. Наумова, мичманов Г. Чепышко и В Соломатова, комендора В. Семеновых побывала в Ижевске на праздновании 238-й годовщине основания города. Они были приняты представителем Президента России в Удмуртии В.В. Балакиным, бывшим вице-мэром Ижевска. Он хорошо знаком «кутузовцам» по шефским связям прошлых лет. Встречался с ними действующий вице-мэр С.В. Протозанов, бывший главный корабельный старшина морской пограничной охраны, другие официальные лица. На встречах шел деловой разговор о конкретной шефской помощи города кораблю. Делегация посетила школу юных моряков в Ленинском районе города, ознакомилась с учебной и спортивной базой, на которой готовят пополнения для военно-морского флота! Интересной была праздничная программа самого Дня города. Несмотря на большое число приглашенных официальных гостей, администрация города черноморцев не обходила вниманием.
    Вернувшегося в Севастополь командира ждал весьма неприятный сюрприз. Постановлением Совета министров Российской федерации № 820-32 от 28 июля 1998 года крейсер «Михаил Кутузов» был исключен из состава Военно-морского флота Российской федерации, а приказом министра обороны № 053 от 28 августа того же года переведен в разряд военного имущества для реализации...
    Совет ветеранов крейсера не опустил руки после таких приказов и продолжил борьбу за спасение крейсера как исторического памятника-экспоната. Он обратился к Президенту Российской федерации Б. Н. Ельцину:
   «...Получена директива Министерства обороны, предписывающая продать последний крейсер, бывший флагман Черноморского флота, на котором должен быть создан государственный музей истории отечественного флота, центр военно-исторического воспитания молодежи.
    Решение унижает величие России, честь и достоинство фельдмаршала Михаила Кутузова, офицеров флота, прерывает преемственность поколений матросов флота.
    Просим Вас отменить директиву, сохранить крейсер – живой памятник фельдмаршалу Кутузову, символ России, взять его под покровительство Президента, присвоить крейсеру статус корабельного центра-музея истории флота».
    Более пространная телеграмма ушла Председателю Государственной Думы Российской федерации Г.Н. Селезневу:
    «...По аналогии с судьбой фельдмаршала, который трижды был ранен и два из ранений, по заключению врачей, были «несовместимы с жизнью», крейсер, носящий его имя, также в третий раз подвергается риску уничтожения... Парадоксально и прискорбно то, что это делается руками российских военных, тогда как украинский министр обороны и командующий ВМС Украины выразили готовность сохранить крейсер как корабельный музей...»
    Ходатайство ветеранов поддержало командование Черноморского флота, редакция газеты «Флаг Родины», освещавшая все перипетии борьбы за спасение корабля, офицеры и ветераны флота, шефы корабля из города Ижевска. Командир Новороссийской военно-морской базы вице-адмирал Е.В. Орлов изъявил готовность принять крейсер в состав базы и приложил для этого много усилий. По его инициативе прошли консультации с руководством администраций Новороссийска и Краснодарского края, на которых были достигнуты соглашения о переводе крейсера в Новороссийск, создания на нем корабельного музея и на его базе Регионального центра морского офицерства Черноморского флота. Борьба за спасение корабля увенчалась успехом. 2 июня 1999 году Главный штаб ВМФ издал директиву № 730/1/1143:
    «...В целях развития сети культурно-досуговых учреждений флота, а так же для усиления военно-патриотического воспитания молодежи и жителей Краснодарского края, организовать работы по созданию в Новороссийске филиал музея КЧФ на базе крейсера «Михаил Кутузов...»
    14 июля командующий Черноморского флота издал приказ об организации на крейсере филиала музея Черноморского флота. Тем не менее, в октябре штат крейсера сократили в очередной раз, оставив 7 офицеров, 19 мичманов, 14 старшин и 21 матроса.
    9 августа 1999 года торжественно отметили 45-летие подъема флага на крейсере. На борту корабля были ветераны, жены и вдовы моряков, служивших на крейсере, представители командования флота, заместитель главы администрации Алушты С. Колот. Поздравления кутузовцам прислали мэр г. Ижевска А. Салтыков, президент, Санкт-Петербургской академии наук и искусств академик Майборода, сотрудники музея крейсера «Аврора» и Малоярославского музея 1812 года, издательства «Гангут» и редакции газеты «Земля русская». Командующий Черноморским флотом адмирал В. Комоедов поздравил личный состав крейсера и вынес ему благодарность:
    «...В этот торжественный день Военный Совет Черноморского флота благодарит весь экипаж крейсера за добросовестную службу и желает крепкого флотского здоровья, счастья, благополучия, новых успехов в выполнении своего патриотического долга по защите Южных рубежей Российской Федерации».
    После официальной части гостей провели маршрутами экскурсий,  которые были разработаны с учетом особенностей корабля.   
    Газета Черноморского флота «Флаг Родины» подготовила специальный номер, рассказывающий о выдающемся полководце Михаиле Илларионовиче Кутузове, о кораблях музеях, о крейсере «Михаил Кутузов». Приведено много фотографий и занимательных случаев из жизни крейсера.

#160 11.04.2019 13:08:40

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

В октябре 1999 года проходила пресс-конференция заместителя главнокомандующего ВМФ России И.В. Касатонова. В ней принимал участие начальник Морской администрации порта Новороссийск В. Попов. Среди вопросов, касающихся судьбы флота были и вопросы о сохранения крейсера «Михаил Кутузов». На них отвечал И.В. Касатонов:
   «Крейсер – это история флота. Его нужно сохранить. Помимо того, что он имеет историческую ценность, на его базе можно создать многофункциональный центр, в том числе, решающий коммерческие вопросы. Немаловажно то, что «Михаил Кутузов» будет решать задачи военно-патриотического воспитания. И если крейсер «Аврора» является символом кораблестроения рубежа Х1Х – ХХ веков, то это корабль стал символом 50-х годов. Аналога ему в мире нет, надо приложить все силы, чтобы его сохранить. Если мы это сделаем, потомки нам будут благодарны».
    В. Попов рассказал о конкретных мероприятиях, проводимых для этого в Новороссийске:
   «В настоящее время отработан порто-проект, практически начат ремонт Западного мола с подготовкой площадки на берегу и подходов к кораблю посетителей. В рамках этой программы в Новороссийске находится судно ЧФ КИЛ-158, которое осуществляет подъем затонувших судов в районе западного мола. Определено: после снятия на крейсере винто-рулевой группы корабль носом на север максимально близко будет расположен к берегу и посажен на мягкую подушку, которая будет сделана вдоль западного мола. Таким образом, крейсер стационарно будет установлен в этом месте. Мы предполагаем создать на нем военно-морской музей. Так же ряд помещений будет использоваться. Корабельные механизмы в резервном варианте так же будут использоваться вплоть до выработки электроэнергии на это  район...»   
    16 июня 2000 года командиром крейсера был назначен капитан 1 ранга Константин Васильевич Хоружевский. Капитан 1 ранга Анатолий
Васильевич Супонин, отдавший крейсеру 12 лет своей жизни и сохранивший корабль для России, был уволен в запас и вышел на пенсию. В том году штат корабля снова два раза подрезали, оставив  к концу года 6 офицеров, 12 мичманов, 6 старшин и 36 матросов.
    В июне 2000 года ижевчане пригласили моряков крейсера на празднование Дня города и 85-летия завода Ижмаш. К ним приехали командир эскадры надводных кораблей контр-адмирал В.Л. Васюков и заместитель командира крейсера по воспитательной работе капитан 2 ранга А.А. Серебренников. 12 июня они подписали с мэром города протокол и соглашение о сотрудничестве и партнерстве. Моряки встретились с легендарным конструктором стрелкового оружия М.Т. Калашниковым. Несмотря на свои 80 лет, Михаил Тимофеевич продолжал активно трудиться над созданием новых образцов стрелкового оружия. Ответная делегация из Ижевска прибыла на крейсер на празднование дня Военно-морского флота. Её возглавил заместитель главы администрации города Г.А. Архаровой. Из-за большой занятости не смог приехать М.Т. Калашников. А в ноябре на празднование 80-й годовщины образования Республики Удмуртия в Ижевск ездила делегация крейсера, возглавляемая командиром корабля капитаном 1 ранга К.В. Хоружевским. На общегородском торжественном собрании он вручил мэру Ижевска А.И. Салтыкову морской кортик и картину. Во время церемонии возложения венков к мемориалу героев, павших за Родину, были вручены Андреевский флаг и герб корабля президенту республики Удмуртия А. Волкову. Несмотря на праздничные заботы, мэр Ижевска принял командира крейсера. На деловом совещании были обсуждены вопросы  помощи крейсеру в предстоящим доковании. Городской военкомат обещал направить на крейсер очередной отряд призывников.
    В августе 2000г. началась новая жизнь крейсера «Михаил Кутузов» - жизнь корабля-музея. Его стали посещать экскурсии, туристские группы, жители и гости города-героя, оставляя восторженные записи в книге посетителей.

#161 12.04.2019 12:50:46

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

В конце 2000 года началась подготовка к переходу в Новороссийск. В декабре крейсер поставили в плавучий док ПД-30 91-го судоремонтного завода Черноморского флота для проведения конвертации – подготовке корабля для установки на постоянную стоянку. С него сняли винты и валы, установили заглушки на дейдвуды, заглушили приемные патрубки донно-бортовой арматуры. Были сделаны замеры остаточных толщин наружной обшивки. Коррозионный износ не превышал 2 мм! Работниками судоремонтного завода состояние корпуса корабля было оценено как хорошее. Поводились работы по подготовке днища к постановке на «мягкую постель» в Новороссийске. Силами личного состава была проведена очистка корпуса корабля от ракушки, водорослей, ржавчины и окраска по полной схеме – грунтовка в два слоя и четыре слоя краски. Вся ремонтная бригада «кутузовцев» состояла из 6 офицеров, 9 мичманов и 12 матросов срочной службы.
     По информации, приведенных в газетах, бронза винтов и дейдвудных втулок пошла на оплату работ по докованию крейсера.
     3 января корабль вывели из дока и постановили у стенки. Но работы по конвертации были продолжены. Они касались механизмов, систем и другого оборудования. На борту установили дизель-генератор постоянного тока мощностью 37 кВт, переданный заместителем командующего флотом по строительству и расквартированию генерал-майором В.М. Ким для обеспечения питания корабля на переходе.
    В марте 2001 года командиром крейсера стал капитан 2 ранга Юрий Алексеевич Сиренко. В 1985 г. после окончания ВВМУ им. М.В. Фрунзе он был направлен на Черноморский флот в бригаду противолодочных кораблей. Служил командиром БЧ-3, старшим помощником командира МПК, сторожевого корабля, командиром сторожевого корабля СКР-110. Выходил на боевое дежурство в Средиземное море. В 1992 году, когда вся 17-я бригада сторожевых кораблей приняла украинскую присягу и подняла украинские флаги, только СКР № 110 остался под советским военно-морским флагом. Состоялся разговор командира бригады с командиром строптивого корабля:
-    Что же ты, сам хохол, а украинский флаг поднимать не хочешь?
-    Не могу – отвечал Ю.А. Сиренко – у меня на корабле 70% узбеков и они требуют поднять зеленое знамя ислама.
Так для Российского военно-морского флота был сохранен боевой
корабль. Через два месяца по приказу президента Узбекистана И. Каримова матросов-узбеков отправили домой, а СКР-110 перевели в Феодосию. В 1994 году Юрий Алексеевич был переведен в 39-ю дивизию десантных кораблей старпомом, стал командиром десантного корабля БДК-69. В 1999 г. участвовал в первом броске десанта в Греческий порт Салоники, откуда российские войска перешли в Македонию. Эта дерзкая операция показала всему миру, что Российский Черноморский флот существует и способен решать боевые задачи.
    Переходя на крейсер «Михаил Кутузов» Юрий Алексеевич представлял стоящие перед ним задачи связанные с перебазированием корабля в Новороссийск и созданием музея. Ему предстояло закончить ремонт и подготовить корабль к переходу.
    Командующий Черноморским флотом адмирал В.П. Комоедов издал 20 апреля 2001 года приказ «О подготовке к переводу и установке в п. Новороссийск крл «Михаил Кутузов». В этом большом по объему приказе были поставлены задачи всем заместителям командующего и командирам управлений и соединений. Среди них были такие как:
-    на основании ремонтных ведомостей, представленных личным составом, открыть заказы на проведение работ по обеспечению живучести, обитаемости покраске и буксировке крейсера к месту постоянной дислокации;
-    совместно с экипажем крейсера и музеем ЧФ создать экспозицию музея по маршруту проведения экскурсии;
-    персонально разобраться с перспективой дальнейшей службы офицерского и мичманского состава крейсера в связи с передислокацией из п. Севастополь в п.  Новороссийск к постоянному месту базирования;
-    подготовить предложения по расквартированию семей военнослужащих крл «Михаил Кутузов»;
и многие другие, в которых учтено все до мелочей. Впрочем, на флоте мелочей не бывает.
    В июле командир крейсера капитан 2 ранга Ю.А. Сиренко приехал в Новороссийск, чтобы на месте ознакомится с положением дел. Он присутствовал на совещании городской администрации под руководством заместителя главы В.Н. Шейко. Оказалось, что обещанная «мягкая подушка» для установки крейсера на Западном молу не изготовлена. Установка крейсера на место учебно-тренировочного судна «Руза» требовала не менее 1,5 миллионов долларов, которых не было в городском бюджете. По предложению капитана порта В. Ерыгина было решено ВРЕМЕННО установить крейсер «Михаил Кутузов» у причала № 33 Морского вокзала. В расстроенных чувствах уезжал Юрий Алексеевич в Севастополь. А тут еще не оказалось билетов на автобус до Севастополя. Лето! Он первый раз в жизни воспользовался своим служебным положением и обратился к диспетчеру автовокзала. Узнав, что перед ней командир крейсера «Михаил Кутузов» диспетчер сказала, что в городе давно уже ждут крейсер и, пользуясь своей властью, нашла ему место в автобусе, попросив побыстрее привести корабль.
    В августе работы по подготовке крейсера «Михаил Кутузов» для перехода в Новороссийск были закончены. Только в день перехода личный состав крейсера, всего 48 человек, перешел с плавказармы на корабль. Для 13 матросов это был первый выход в море. Для усиления команды на переход была направлена аварийная партия из 28 человек с большого противолодочного корабля «Керчь». Это символично. В 1918 году эсминец «Керчь» вынужден был затопить эскадру кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте. А в 2001 году – матросы с БПК «Керчь» сопровождали крейсер на вечную стоянку в ту же бухту.
    23 августа для прощания с крейсером «Михаил Кутузов» на причале в Троицкой бухте был выстроен личный состав кораблей 30-й дивизии надводных кораблей во главе с командиром дивизии контр-адмиралом В.Л. Васюковым, прибыл командующий Черноморским флотом адмирал В.П. Комоедов, офицеры и ветераны флота, сотрудники музея КСФ, флотская общественность, представители прессы.   
    Государственная комиссия во главе с командующим флотом поднялась на борт корабля и ознакомилась с готовностью крейсера к переходу. После этого состоялся небольшой митинг. Все выступавшие отмечали заслуги крейсера «Михаил Кутузов» перед Родиной и желали экипажу счастливого плавания и успехов в будущей благородной деятельности – музейной, просветительской, воспитательной.
    В 15 часов 20 минут был убран трап, а в 15 часов 45 минут отданы швартовые. «Михаила Кутузова» взяли на буксиры рейдовые буксиры РБ-136, РБ-244 и РБ-247, морской буксир МБ-23 и буксир-спасатель «Шахтер». На «Шахтере» находился штаб перехода во главе с начальником УПАСР ЧФ капитаном 1 ранга В.В. Васильчуком. Здесь же находилась группа моряков из 167-й аварийно-спасательной партии под командованием лейтенанта Е. Таранухи. На крейсере шел начальник технического управления Черноморского флота капитан 1 ранга О.И. Бендус, ответственный за безопасный переход.
    При подъеме якоря буксир пересыпал левую якорь-цепь крейсера,  зацепился за нее своим якорем. Пришлось буксиру снова отдавать якорь, отходить от крейсера и снова поднимать якорь. На все это ушло около полутора часов. Очень не хотел Севастополь отпускать «Михаила Кутузова».
    Наконец крейсер двинулся. На постах наблюдения и связи на водной станции и Константиновского равелина взвились взвили флаги «юниформ» и «уиски» - пожелания «Михаилу Кутузову» счастливого пути. В 17 часов 55 минут «Шахтер» подал гудки, поблагодарив рейдовые буксиры за работу. «Михаил Кутузов» прощался с Севастополем и покинул главную базу Черноморского флота, где прошла его вся служба в течении сорока семи лет!
    На переходе в Новороссийск, на крейсере несли ходовую вахту по 4 часа. В темное время суток включали ходовые огни. Командир корабля капитан 2 ранга Ю.А. Сиренко постоянно находился на ходовом мостике.
    Переход проходил без происшествий, но были непростые бытовые условия. Установленный на борту дизель-генератор мог обеспечить подачу тока только на ходовые огни и швартовые механизмы. Мощностей для обслуживания камбуза у них не хватало. Пищу пришлось готовить в армейских походных кухнях, стоявших на палубе юта. Для них моряки заранее заготовили дрова. Воду выдавали по норме, в бутылках.
    Переход крейсера в Новороссийск осуществляли командир корабля капитан 2 ранга Ю.А. Сиренко, помощник командира корабля капитан 2 ранга С.А. Назаров, помощник командира корабля по воспитательной работе капитан 2 ранга А.А. Серебренников, командир БЧ 5 капитан 2 ранга А.М. Трегубенко, старшие мичмана старший боцман В.Б. Клицунов, электрик А.А. Кудинов, артиллерист П.А. Попов, старший баталер В.А. Саломанов, коки И.П. Пантелеев м А.Б. Власов.
    После перехода в Новороссийск две моряков старшина 2 статьи А. Семаков и старший матрос А. Макиенко остались служить на крейсере по контракту.

#162 15.04.2019 13:12:59

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Г   Л  А  В  А  9

                                        У причалов Новороссийска


    Через 45 часов после выхода из Севастополя, пройдя 250 миль, в 13 часов 24 августа 2001 года крейсер «Михаил Кутузов» на буксире «Шахтера» вошел в Цемесскую бухту. На рейде его встретили командующий Новороссийской военно-морской базой вице-адмирал Е.В. Орлов и начальник штаба базы капитан 1 ранга, ныне контр-адмирал, А.В. Безмельцев, офицеры штаба. Они поднялись на борт крейсера по штормтрапу и командир крейсера «Михаил Кутузов» доложил о прибытии.
    Заходом крейсера в бухту руководил заместитель капитана порта Новороссийск В.А. Василенко. Четыре буксира Портофлота НМТП «Способный», «Старательный», «Туман» и «Торнадо» приняли крейсер у «Шахтера» и повели его к причалу. Швартовка больших кораблей для них - дело привычное. Но на это раз – получилось как на боевых учениях: крейсер не мог подрабатывать своими машинами и дул ветер 24 метра в секунду. Корабль стало сносить, и он пошёл боком. Возникла реальная угроза, что он может навалиться на мол. Вызвали ещё два буксира. После прохождения входных ворот молов, буксиры развернули крейсер и он шёл уже по линии ветра. Буксиры с ювелирной точностью подвели крейсер к причалу № 33. Тут же были поданы на берег бросательные и швартовные концы, спущен трап. Вся швартовка заняла не более 15 минут. 
    На причале крейсер «Михаил Кутузов» встречали глава администрации Новороссийска В.Г. Прохоренко с чиновниками, офицеры военно-морской базы, представители общественности, Православной церкви, казаков, сотни горожан. Командир крейсера капитан 2 ранга Ю.А. Сиренко легко сбежал по трапу и отдал первый свой рапорт на новороссийской земле. Он доложил главе администрации:
   «...Крейсер «Михаил Кутузов» прибыл в город-герой Новороссийск на вечную стоянку».
   Растроганный Валерий Георгиевич, по старому русскому обычаю,  вручил командиру корабля хлеб да соль,  поблагодарил личный состав  за успешно выполненный переход. После этого почетные гости поднялись на борт крейсера. На небольшом митинге, прошедшем на ютовой палубе, В.Г. Прохоренко заверил всех:
    «...Мы приложим все усилия, чтобы этот заслуженный корабль-ветеран стал активно действующим центром военно-патриотического воспитания молодежи не только Новороссийска и Краснодарского края, но и всей России...»
    Готовность помочь военным морякам в завершении создания полноценного музея выразили более двадцати руководителей предприятий города. После митинга по кораблю прошла первая экскурсия для почетных гостей. Для новороссийсцев первая экскурсия состоялись на День города 12 сентября. У трапа стояла большая очередь желающих попасть на корабль, многие из них были с детьми. А вездесущие мальчишки так и старались пролезть на трап без очереди.
    На борту крейсера была торжественно отмечена 7-я годовщина создания Новороссийской военно-морской базы.
   В тот год празднование годовщины подъема флага на крейсере «Михаил Кутузов» приурочили ко дню города. На корабль прибыли его бывшие командиры Н.И. Малинка, А.В. Супонин, офицеры Л.П. Шапошников, П.С. Волгин и другие. Они приняли участие в торжественном возложении венков на площади Героев к могилам, погибших при освобождении Новороссийска в сентябре 1943 года. От имени Совета ветеранов они передали памятный знак крейсера «Михаил Кутузов» главе администрации Новороссийска В.Г. Прохоренко, а тот вручил личному составу крейсера подарок от города – телевизор. Этот телевизор стоит в столовой матросов.
    3 августа Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота В. Куроедов издал директиву:
   «...1. Командующему Черноморским флотом в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской федерации от 11 сентября 1997 г. № 343 и на основании зарегистрированного Устава военного музея Черноморского флота организовать работу по разработке, утверждению и юридической регистрации необходимых документов о создании на базе крейсера «Михаил Кутузов» филиала музея Черноморского флота...
   3. Начальнику Центрального военно-морского музея оказать консультативную помощь коллективу военно-морского музея в вопросах экспозиционной, просветительской и фондовой деятельности музея...»
   Но командование Новороссийской военно-морской базы было настроено не так оптимистично. На состоявшейся пресс-конференции заместитель командира НВМБ капитан 1 ранга А.Н. Томилин сказал:
    «...Затраты на содержание корабля будут большие. Назвать конкретную цифру сейчас трудно. Однако известно точно, что без финансовой поддержки городского, федерального и краевого бюджета совершить все задуманное не возможно...»
     Это беспокойство разделяли и ветераны корабля. Они обратились к Главкому ВМФ с просьбой вернуть крейсеру «Михаил Кутузов» статус корабля 1 ранга, такого же, как у крейсера «Аврора» на Балтике. 28 ноября 2001 года заместитель главкома ВМФ адмирал М. Захаренко направил им ответ № 727/1285:
     «... В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.07.1998 г. № 820-32 крейсер проекта 68-бис «Михаил Кутузов» исключен из состава ВМФ. Возвращение ему статуса корабля 1 ранга, т.е. введение в состав ВМФ, планом строительства Военно-Морского Флота не предусматривается и представляется нецелесообразным в силу целого ряда причин экономического и оперативного характера...
    В целях изыскания средств на переоборудование крейсера в музей Главным командованием ВМФ в Правительство РФ направлен проект распоряжения о разрешении Военно-морскому флоту произвести реализацию одного из списанных судов и вырученные от продажи денежные средства использовать на финансирование работ по переоборудованию корабля...
    Оснований для предоставления филиалу музея Черноморского флота крейсеру «Михаил Кутузов» особого статуса Министерство культуры России в настоящее время не видит...»
    А ведь строились большие планы: переставить крейсер на место учебно-тренировочного судна «Руза», открыть на нем учебный центр как для военных моряков, так и для курсантов Новороссийской морской академии и курсантов навигационных училищ и мореходных школ Краснодарского края. И даже казачий кадетский корпус! И многое другое... Но, как следует из ответа, крейсер «Михаил Кутузов» продолжает числиться не кораблем, а имуществом Министерства обороны и денег на его переоборудование нет. Не заинтересовал крейсер и Министерство культуры. Финансирование музея на крейсере «ведется по соответствующим статьям военного бюджета», то есть из федеральных средств.

#163 16.04.2019 13:18:24

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

25 сентября 2001 года начальник Главного штаба МФ адмирал В. Кравченко отдал долгожданный приказ № 730/1/0653:
    «...ИСКЛЮЧИТЬ легкий крейсер – корабль 2 ранга «Михаил Кутузов» из состава 30 дивизии надводных кораблей ЧФ и ВКЛЮЧИТЬ в состав Новороссийской военно-морской базы с 25 августа 2001 года с переводом на постоянное место дислокации из п. Севастополь (Республика Украина) в п. Новороссийск (Российская Федерация)».
    С этого дня крейсер «Михаил Кутузов» стал новороссийцем.
    Закончились праздники, наступили суровые будни. Никто морякам крейсера не приготовил жилье. Если в Севастополе они жили на плавказарме, то в Новороссийске – продолжают жить на крейсере. Но все бытовые системы были выведены из строя. Умываться и для прочих нужд морякам приходилось бегать на морвокзал. Питьевую воду привозили на автомашинах. После подключения электроэнергии  по временной схеме, пищу стали готовить на камбузе.   
    Постепенно все налаживалось, корабль обживался, моряки своими силами создавали условия для постоянного размещёния личного состава. В октябре приступили к подключению сточно-фановой системы, работы по которой было профинансированы московским ООО «Флоту быть!». Оно прислало рабочих и, под руководством мичмана В.П. Потапенко, все работы были выполнены. Но подключение систем питьевой воды до сих пор не произведено и воду продолжают подвозить на автомашинах и хранить в котлах на камбузе.
    ООО «Флоту быть!», президентом которого является адмирал И.В. Касатонов, планировало создание на крейсере Учебной базы по типу школы боцманов на 150 – 200 человек, музей, а так же культурно-развлекательный комплекс. Представителю общества на корабле была выделена каюта, от общества работало два экскурсовода, проводивших экскурсии по крейсеру. Экскурсии были подготовлены совместно с помощником командира корабля по воспитательной части капитаном 2 ранга А.А. Серебренниковым.
    По поручению главы администрации Новороссийск муниципальное управление культуры заключила проект с НИИ-23 в Санкт-Петербурге на разработку проектно-сметной документации на установку крейсера, за что НИИ запросил около 2 миллионов рублей. Ещё 400 тысяч рублей из городского бюджета было выделено на оплату изыскательских работ, выполненных МорНИИпроектом, необходимых для установки крейсера на месте учебно-тренировочного судна «Руза». Но против этого выступило руководство рыбного порта. В начале 2004 года Рыбный порт, как обанкротившееся предприятие было продано с торгов, но крейсер так и не перешел на новое место, продолжая оставаться ВРЕМЕННО у причала № 33. У заместителя главы администрации города В.Н. Шейко постоянно проводились совещания по проблемам стоянки крейсера с приглашением заинтересованных сторон. Были предложения переставить корабль к причалу № 35, где стоял пассажирский теплоход «Екатерина II», превращенный в развлекательный комплекс, но и от этого предложения отказались. Предлог простой – нет денег.
    Штат корабля-музея сократили до 36 человек, из них три офицера и 8 мичманов, что явно не достаточно для достойного содержания корабля-музея.
    В зиму с 2001 на 2002 год крейсер «Михаил Кутузов» прошел крещёние новороссийской борой. Холодный северо-восточный ветер вызвал обледенение корабля от клотика до ватерлинии, на корпусе образовалась ледяная корка толщиной около 15 мм. Но это не повлияло на остойчивость.
   В начале 2002 года у крейсера «Михаил Кутузов» появились новые шефы. В марте Краснодарский комбинат хлебопродуктов из города Славянск-на-Кубани заключил с командованием крейсера договор о шефстве. Его директор Г. Акопов передал личному составу крейсера в подарок продукцию своего комбината: муку, крупу, макаронные изделия. На празднование дня 1 мая в Славянск-на-Кубани к шефам ездила делегация от личного состава и ветеранов корабля. Продовольственную помощь шефы осуществляют регулярно. По просьбе шефов призывников из Славянска направляют служить на крейсер.
   К сожалению, в мае 2002 года пришлось расстаться с ООО «Флоту быть!», выполнявшим ремонтные работы на корабле. Руководство Общества не нашло общего языка с новым командованием НВМБ и было удалено. Прекратились и экскурсии по кораблю.
    Но с ветеранскими организациями флота «Михаил Кутузов» связь не прерывает. Из Севастополя постоянно приезжают на корабль ветераны, привозят исторические материалы, советуются с командованием как лучше создать экспозицию музея.
   С первых дней прихода крейсера в город, установились творческие связи корабля с Новороссийским Государственным историческим музеем-заповедником. Музей постоянно приглашает командование корабля, сотрудников корабельного музея на все свои мероприятия. В июне 2002 года прошла совместная конференция, посвященная 85-летию подвига моряков Революции, затопивших корабли Черноморского флота в Цемесской бухте, чтобы не сдавать ее Германскому командованию. 11 февраля 2004 года - научно-практическая конференция «Из глубин Цемесской бухты к событиям забытой истории», посвященная истории подводного флота на Черном море.
   По просьбе жителей города, как и в Ленинграде, ровно в полдень стала стрелять 45-мм пушка крейсера. Но это продолжалось не долго. Вскоре восемь человек написали жалобу главе администрации о том, что выстрелы пугают пенсионеров, мешает детям днем спать и т.д. и т.п. В.Г. Прохоренко вынужден был прислушаться и запретить старую морскую традицию. Интересно отметить, что в жалобе не упоминалось, что от выстрела крейсера срабатывала охранная сигнализация автомобилей. Ни один автовладелец не жаловался на это.

#164 17.04.2019 13:26:58

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Накануне дня военно-морского флота 27 июля 2002 года на борту крейсере был открыт филиал музея Черноморского флота. На открытии музея присутствовали командир НВМБ контр-адмирал В.И. Рогатин, офицеры базы, директор Новороссийского государственного исторического музея-заповедника Л.А. Колбасина, творческая интеллигенция города, представители прессы. После рапортов и небольшого митинга, командир корабля капитан 2 ранга Ю.А. Сиренко и председатель Совета ветеранов крейсера в Новороссийске А.М. Шишов перерезали ленточку перед входом в музей. Первую экскурсию провел сам командир крейсера Ю.А. Сиренко. Экспозицию подготовили силами личного состава. В носовом кубрике сохранили часть обстановки с застеленными матросскими койками, чтобы посетители имели представление о быте моряков. Во второй части кубрика развернули экспозицию к 300-летию Российского флота, представленную Центральным военно-морским музеем.
    В связи с трауром на Украине по погибшим зрителям на авиашоу во Львове, президент России В.В. Путин не рекомендовал проведение праздничных мероприятий в день Военно-морского флота 28 июля, поэтому ограничились только официальными мероприятиями. Утром ветераны крейсера в парадной форме собрались у кафе «Витязь». Самый старший по званию контр-адмирал И.ф. Санько, служивший на крейсере ещё лейтенантом, сам ставший командиром крейсера нового поколения, авианесущего, отдал команду:
    «Становись ! На флаг – смирно!»
   Капитан 1 ранга запаса В. Мухамедов поднимает бело-голубой советский военно-морской флаг корабля, под которым корабль прошел не одну сотню миль. Помощник главы администрации города И. Клепанчук тепло поздравил ветеранов с праздником и объявил благодарность за активную работу Совета ветеранов. К назначенному времени все подошли к причалу. Орудийный выстрел известил о начале праздника. Торжественно был поднят Андреевский флаг корабля и флаги расцвечивания. У трапа корабля состоялся не большой митинг. Командующий НВМБ контр-адмирал В.И. Рогатин поблагодарил командный и личный состав баз за усердие и хорошую выучку, обеспечивающих безопасность южный морских границ России. От имени губернатора Краснодарского края выступил казачий атаман В. Громов. Он отметил, что моряки-черноморцы не раз на деле доказывали свое мужество и беззаветную храбрость в боях с врагом. Исполняющий обязанности главы администрации города В. Романченко пообещал от имени администрации сделать все, чтобы наш флот был боеспособным и эффективным. Лучших моряков базы наградили почетными грамотами и подарками. Прозвучали праздничные приказы министра обороны России, главкома ВМФ, представителя Президента РФ по Южному федеральному округу. В завершение торжества оркестр НВМБ исполнил различные музыкальные произведения.
   Затем ветераны, моряки и гости торжественно возложили цветы к мемориалу на площади Героев.
   9 августа 2002 года крейсер отметил свою 48-ю годовщину. Но в связи со стихийными бедствиями, обрушившимися на город, праздничные мероприятия были отменены.
   В августе были утверждены и переданы на корабль штаты на сотрудников музея, как филиала музея Черноморского флота, находящегося в Севастополе. Они были скромными, всего два человека: заведующий музеем, им стала Озолина Ирина Александровна, и хранителя фондов – Наталья Николаевна Гетта. Они же проводили экскурсии. К ним на помощь, в период наплыва экскурсантов, подключились мичмана и ветераны крейсера, ставшие внештатными экскурсоводами. Севастопольские ветераны корабля вновь обратились к главкому с просьбой о придании крейсеру статуса государственного музея. Ответ гласил:
    «...Ваше предложение об определении крейсеру федерального статуса государственного корабля-музея, о переводе его на баланс федерального бюджета и взятии его под охрану государства не может быть реализовано в настоящее время, так как не отвечает положения ст. 34 Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в ПФ» от 26.05.1996 года, требованиям приказа МО РФ № 343 от 11.09.1997 г.
         Заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом   
                                   Адмирал М. Захаренко
                            27 сентября 2002 года  № 727/038»
    Не удовлетворившись таким ответом, ветераны написали президенту Российской Федерации. Ответ был получен от начальника Управления Воспитательной работы Военно-морского флота № 727/1228 от 4 декабря 2002 года:
    «...Оснований для предоставления филиалу музея Черноморского флота крейсеру «Михаил Кутузов» особого статуса Главком ВМФ в настоящее время не видит.
                          С уважением
                  Капитана 1 ранга        Ф. Смуглин».
    Но перед подписью стоит черточка и подпись не разборчива. Так что установить кто готовил это письмо не возможно. И не знают ветераны, читал ли их обращение президент В.В Путин, или оно, как в старые добрые времена, было отписано канцелярией по инстанциям.
    25 октября в газете «На вахте», органе НВМБ было напечатано интервью с командующим базой контр-адмиралом В.И. Рогатиным. Касаясь крейсера «Михаил Кутузов» он говорил:
    «...К сожалению, не все удалось сделать так, как хотелось бы. Главная причина, разумеется, отсутствие финансирования. Приходится рассчитывать на внебюджетные средства объединения и энтузиазм офицеров...»
    Заявление В.И. Рогатина вызывает недоумение, так как та же газета «На вахте» в номере от 26 марта писала:
   «...По решению Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова из средств, поступивших после реализации списанных кораблей Черноморского флота, выделена сумма в размере 21 миллиона рублей на переоборудование помещёний крейсера «Михаил Кутузов» под музей».

#165 18.04.2019 13:01:45

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

В феврале 2003 г. на крейсер «Михаил Кутузов» прибыл из Севастополя старший научный сотрудник музея Черноморского флота Эдуард Дычко. Он привез методические материалы по организации работы корабля-музея, оказал помощь сотрудникам музея в подготовке новых экспозиций и проведении экскурсий. Вернувшись, Э. Дычко встретился с ветеранами и рассказал о положении дел на «Михаиле Кутузове».
    В день военно-морского флота 27 июля 2003 года командование НВМБ впервые выставило у борта крейсера образцы вооружения десантных и береговых ракетно-артиллерийских частей. Эта выставка вызвала большой интерес у новороссийсцев.
    В 9 часов утра выстрелом из орудия начался праздник. После торжественного подъема Андреевского флага состоялся парад личного состава базы и небольшой митинг, на котором выступило командование НВМБ, руководители города и представители администрации края. Командующий военно-морской базой контр-адмирал В.И. Рогатин зачитал поздравления с праздником от главкома ВМФ, командующего Черноморским флотом. После чего произвел награждения отличившихся офицеров и мичманов базы с вручением памятных подарков т объявил приказы о производстве офицеров в следующие воинские звания. Закончилась официальная часть праздника выступлением духового оркестра военно-морской базы. Новороссийский Клуб истории флота подарил музею крейсера копию с картины художника-мариниста А.А. Боголюбова «Бой у острова Эзель» об одной из первых побед Российского Флота на Балтике. Выполнил копию председатель клуба  В.С. Шикин.
    В это день у крейсера появились новые шефы. Делегация администрации г. Майкопа подписала с командованием крейсера договор о шефстве и сделала первый подарок – видеодвойку, которую установили в кают-компании. В бюджет города на 2004 года городская администрации Майкопа заложила 250 тысяч рублей на шефскую помощь кораблю-музею.
    9 августа, в день 49 годовщины, крейсера произошло знаменательное событие для всего Новороссийска. На борту крейсера прошло Учредительное собрание Новороссийского городского исторического общества. На этом собрании присутствовали представители Государственного исторического музея-заповедника, музея цементной промышленности, краеведы, историки, творческая интеллигенция города. Были избраны правление и ревизионная комиссия нового общества, утверждены устав и основные направления деятельности общества. Регистрация общества в краевых органах юстиции затянулась на долгие девять месяцев и только 22 апреля 2004 года были получены долгожданные документы. Историческое общество планирует плотное сотрудничество с кораблем и музеем по вопросам военно-морской истории Новороссийска.
    Командиру корабля пришлось разрываться между собранием и приемом ветеранов, приехавших из Севастополя.
    В октябре 2003 года в Новороссийске, по приглашению командования НВМБ, была А.И. Пикуль, вдова писателя. В Доме офицеров флота прошла встреча моряков, на которой Антонина Ильинична рассказала о своем муже, о его творчестве. Она посетила тральщик «Валентин Пикуль», а 20 октября - крейсер «Михаил Кутузов» и в книге почетных посетителей корабля оставила запись:
   « В год 75-детия со дня рождения писателя-романиста Валентина Пикуля желаю командиру крейсера «Михаил Кутузов» приумножить славные морские традиции Российского флота и хранить верность Российскому флагу, как это делал в своих произведениях Валентин Пикуль, воспитывая в моряках гордость за нашу Родину и наше Отечество».
    В декабре 2003 года краевая газета «Вольная Кубань» подвела первые итоги стоянки крейсера в Новороссийска:
    «...На сегодня уже десятки тысяч человек побывали на крейсере. Это подчёркивает интерес новороссийцев и гостей города к истории военного флота. И вполне очевидно, что уже в ближайшем будущем легкий крейсер «Михаил Кутузов», некогда флагман Черноморского флота, признанный шедевром мирового станет символом южного морского форпоста России».
«Вольная Кубань» от 5 декабря 2003 года.
    Хорошие отношения устанавливаются у музея с Управлением образования города. В феврале 2004 года в музее крейсера прошли уроки мужества, посвященные истории Российской армии и флота. На них присутствовали учащиеся многих школ города. Такая форма уроков вызвала неподдельный интерес не только у мальчиков, но и у девочек. Ведь крейсер – настоящий боевой корабль, можно было походить по кораблю, полазить по надстройкам, потрогать руками настоящие морские орудия !
    В феврале состоялось заседание Совета ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» в Севастополе. На нем присутствовали ветераны крейсеров «Жданов», «Дзержинский», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов». Их очень обеспокоило состояние корабля-музея. С докладом выступил бывший командир крейсера «Михаил Кутузов» капитан 1 ранга в отставке Н.И. Малинка. В своем докладе он отметил, что в настоящее время на крейсере служит всего 3 офицера, 8 мичманов и 20 матросов. В связи с тем, что все шпигаты заварены, то пожарная система корабля не встрою, системы жизнеобеспечения не работают, то такое количество личного состава не может обеспечить пожаровзрывобезопасность корабля и его нормальное техническое состояние. Тем более, что большую часть времени матросы заняты на хозработах. (Отметим, что высота крейсера от киля до клотика 54 м, на покраску корабля надо 3,5 тонны краски). Недостаточно и двух сотрудников для обеспечения нормальной работы музея. Свои опасения высказали ветераны-«кутузовцы» подполковник в отставке Л. Шапошников, капитаны 1 ранга в отставке А. Мурзаев, П. Пилипко, капитан 2 ранга в отставке П. Волгин, ветераны других крейсеров. В ходе дискуссии было решено провести ряд общественных акций, которые заставили бы обратить внимание российской общественности на техническую и историко-культурную ценность крейсера «Михаил Кутузов», обрести поддержку у меценатов. Ветераны решили сделать все, зависящее от них, чтобы крейсер-музей служил флоту и России.
    В мае был заключен договор о шефстве между командованием крейсера «Михаил Кутузов» и компанией «Кубань-GSM». Компания обещала помочь с ремонтом корабля.
    В июне командир крейсера капитан 2 ранга Ю.А. Сиренко ездил к шефам в Ижевск и Майкоп с отчетом о проделанной работе. В Ижевске он встречался с создателем советского стрелкового оружия М.Т. Калашниковым. Михаил Тимофеевич вновь высказал свое желание посетить крейсер и обещал приехать на юбилей, если не подведет здоровье.

#166 19.04.2019 12:54:48

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Командиры воинских частей, расположенных в районе Новороссийска, на борту крейсера принимают присягу молодых солдат. В дни воинской славы, особенно в День Победы и День Военно-морского флота многие новороссийцы приходят на крейсер, с детьми, выстаивая большую очередь. А ведь в обычный выходной день – и очереди-то нет. Но тогда некогда, все дела, заботы. А в воинский праздник – обязательно надо. Так в городе рождаются новые ритуалы.
    Посещёние крейсера «Михаил Кутузов» теперь уже обязательно входит в программу для высоких гостей города. На нем были министр обороны Сингапура, представители правительств Москвы, республик Саха, Адыгеи, Ижевская, ответственные работники министерств и ведомств, Южного федерального округа, Краснодарского края и города.
    Осмотр крейсера предусматривается экскурсиями по городу. Приезжают из Анапы, Геленджика, разных домов отдыха, привозят детей из бывшего пионерского лагеря «Орленок», просто приходят отдыхающие. Для многих, живущих вдали от моря, посещение крейсера «Михаил Кутузов» единственная возможность ознакомиться с относительно современным боевым кораблем. Посещают крейсер и иностранные моряки с боевых кораблей, заходящих с дружескими визитами в Новороссийск. Для них «Михаил Кутузов» так и остался символом могучего Советского военно-морского флота. Швартовая команда встречает и провожает заморских гостей. Крейсер стал местом встреч ветеранов не только крейсера, но и всего военно-морского флота.
    Крейсер «Михаил Кутузов» стал визитной карточкой города. Все  фотографируются на фоне крейсера. Умельцы от полиграфии печатают массовыми тиражами календари с видами корабля, которые быстро расходятся в продаже. Художники рисуют крейсер на своих картинах. 
    Крейсер «Михаил Кутузов» живет одной жизнь с городом.
Год 2004.

Вот и закончилась моя повесть о крейсере "Михаил Кутузов".
Сегодня корабль готовиться с ремонту, который планируется со дня на день.
Посмотрим, что после ремонта будет. Где будет корабль стоять с Новороссийске или в Севастополе.

#167 22.04.2019 13:32:24

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Статья в газете в 2013году:

На палубе нас встретил капитан корабля боевой славы «Михаил Кутузов» – заведующий филиалом Центрального военно-морского музея Сергей НАЗАРОВ. На крейсере он далеко не новичок, так как служил на нем старшим помощником командира корабля и отсюда в 2010 году уволился в запас.

– С 1 августа этого года воинская часть 99005 была преобразована в филиал ФГУ Министерства обороны РФ «Центральный военно-морской музей-корабль боевой славы «Михаил Кутузов». Два месяца формировался экипаж из гражданских специалистов и осуществлялся прием-передача имущества, – рассказал капитан. – В начале ноября военные моряки оставили крейсер, причем сделали это мирно, без всяких громких заявлений о нежелании покинуть корабль, как происходило примерно в ту же пору на «Авроре». Так получилось, что все матросы срочной службы на «Кутузове» уже отслужили к ноябрю положенный срок и с корабля отправились прямо домой.

Кто не в курсе, экипаж крейсера «Аврора» долго не хотел покидать свой корабль и сходить на берег. За матросами даже приехал спецтранспорт, чтобы увезти их в Выборг для дальнейшего прохождения службы. Однако военные моряки стояли на своем, утверждая, что это не забастовка и не акция протеста, а, скорее, дань уважения легендарному судну, пережившему несколько войн и революций.

Напомню, что еще 26 декабря 2010 года по распоряжению министра обороны Ленинградская военно-морская база передала крейсер «Аврора» Центральному военно-морскому музею. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга дважды обращались к президенту России с просьбой отменить этот приказ и вернуть «Аврору» в состав Военно-морского флота России. Однако, как заявил главком ВМФ Виктор ЧИРКОВ, судьба легендарного корабля уже решена и не может быть пересмотрена.

А «Михаил Кутузов» за годы своей стоянки на морвокзале стал визитной карточкой Новороссийска. Еще год назад «НР» писал о том, что на крейсере побывал уже 500-тысячный посетитель, к сегодняшнему дню по его палубе наверняка прошло около миллиона человек. И несмотря на то, что жизнедеятельность крейсера теперь поддерживают гражданские люди, свою активную музейную миссию он не прекратил, говорит Сергей Назаров. Если сказать точнее, то на корабле трудятся сейчас в основном бывшие военные моряки, либо те, кто близок к морскому делу. А уж совсем новичков для обретения необходимых навыков отправляют в Южный региональный центр переподготовки.

– В штате у нас предусмотрено 58 человек, – говорит Сергей Алексеевич, – но пока набрали 32. Это матросы, специалисты по музейной деятельности, маляры, инженерно-технический состав.

Оклады у нынешнего экипажа – как у работников культуры, скромные, не скрывает завфилиалом, но многими движет желание помочь крейсеру остаться на плаву.

Не в обиду будет сказано капитану и его экипажу, но, когда-то грозный, «Михаил Кутузов» вызывает сейчас откровенное чувство жалости: дырявая в некоторых местах палуба, облупившаяся на обшивке и деталях краска. В общем довольно мрачный вид. Не зря среди новороссийцев ходил какое-то время упорный слух о том, что крейсер спишут на металлолом.

Меж тем Сергей Назаров верит, что судьба корабля решена окончательно, и относится к нему не иначе, как к живому существу.

– Крейсер «Михаил Кутузов» – большой молодец, он все понимает, – с особым чувством утверждает капитан. – Десять лет его только лишь подкрашивали, а он терпеливо ждал, зная, что Родина-мать его все равно любит. Просто не находилось средств на его содержание.

К сожалению, корабль за десять лет не прошел ни одного профилактического ремонта. И его ватервейсы пропускают воду, когда идут дожди, не говоря о других накопившихся с годами проблемах.

На 2013 год уже составлены планы и смета по поддерживающему ремонту, обнадежил Сергей Назаров. Запланирована частичная замена палубного настила, покраска корпуса корабля, ремонт фундаментов надстроек. Но в первую очередь отремонтируют те самые дырявые ватервейсы (для несведущих в морском деле – это канавки, по которым должна стекать палубная вода – авт.).

Но экскурсии на крейсере проходят ежедневно, даже в некурортное время. Приезжают санаторные группы из Геленджика, Анапы, Туапсе и других городов, приходят гости новороссийцев. Причем, если захотят посмотреть крейсер всего несколько человек, то и для них обязательно проведут экскурсию по кораблю. Как сообщил капитан Сергей Назаров, крейсер-музей работает каждый день, кроме понедельника, с 10 до 17 часов.

Матрос Владимир ПАЛЬДЕЕВ провел нас, корреспондентов, почти до самой верхней точки корабля. Чуть позже мы услышали о ней из уст экскурсовода Александра ЛАПТЕВА, который водил по крейсеру юных экскурсантов из анапского санатория «Бимлюк».

– Верхняя точка называется клотик, – указал наверх увлеченный своим рассказом Лаптев. За движениями его руки внимательно следили с палубы дети. – От воды до клотика – 52,5 метра, а до киля корабля – целых 60!

Расстояние – грандиозное, и мысленно его измерить получилось не сразу.

Сергей Назаров меж тем сообщил, что сегодня крейсер выполняет функцию военно-технического музея, где посетители знакомятся с техникой и вооружением корабля, бытом личного состава 1950-х годов. Прежняя передвижная экспозиция, в которую входят модели кораблей, военно-морские знамена, архивные фотодокументы и прочее, будет развернута после ремонта.

Но «в пушку затолкать бычок», как в той песне, здесь, к счастью, не получится. Башня главного калибра, которую не только удалось потрогать руками, но и заглянуть в ее нутро, ухожена, смазана и находится под присмотром.

Безусловно, крейсер-музей требует немалых финансовых вливаний.   Это огромный и сложный живой механизм. И очень хочется верить, что все планы и надежды нынешнего экипажа оправдаются, и «Михаил Кутузов» получит новую жизнь.

Гордый крейсер, занесенный ЮНЕСКО в список сорока известнейших кораблей-музеев мира, не должен оставаться жалким подобием прославленного корабля. Он должен быть достойным своего высокого звания. Думаю, что жители города-героя с этим согласятся.

Оксана МАШКАРОВА.


2013 год

#168 23.04.2019 12:09:29

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

3

Вот и все мои труды про крейсер "Михали Кутузов"
Надеюсь, понравилось?

#169 11.05.2021 12:28:31

FOBOS.DEMOS
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Харьков
далеко аднака Арквеллианский линейный крейсер на орбите вот именно твоей планеты
Сообщений: 5672




Re: Крейсер "Михаил Кутузов"

Ну и схемго:
https://b.radikal.ru/b14/2105/90/2c0b77b6b456t.jpg

Отредактированно FOBOS.DEMOS (11.05.2021 12:31:31)


С ув. Вячеслав

Страниц: 1 … 5 6 7


Board footer