Сейчас на борту: 
boxer,
Hemul,
jurdenis,
Yosikava,
Алтаец,
ВладимирФ
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 11.06.2019 16:53:38

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

4

В этой теме на основании румынских и других источников я планирую рассказать о боевых успехах авиации Черноморского флота в ходе бомбардировок вражеского судоходства на Дунае, а так же-о результатах бомбардировок Констанцы и Плоешти.

Начну с бомбардировок вражеского судоходства на Дунае.

До меня об этом много писал исследователь Сергей Вадимович Богатырев. От этого автора мне известны три версии потерь противника на Дунае в 1941 году.

Первая версия изложена в справочнике Богатырев, С.В.; Ларинцев, Р.И.; Овчаренко, А.В. Потери ВМФ противника на черноморском ТВД. 1941-1944 гг. 1998.

Вторая версия изложена в журнале "Авиация и Время" № 2 за 1999 год и выглядит она следующим образом:
https://a.radikal.ru/a15/1906/4f/9c9e9c395c13.jpg

Третья версия изложена в книге Дмитрий Владимирович Зубов, Дмитрий Михайлович Дёгтев, Сергей Вадимович Богатырев "Воздушная битва за Одессу. Советские асы против люфтваффе и королевских ВВС Румынии. 1941". Центрполиграф, 2019.

Продолжение следует

#2 12.06.2019 13:05:31

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

25 июня 1941 года в 4 час. 48 мин.  9 бомбардировщиков СБ из 78-й ОБАЭ ВВС ЧФ нанесли бомбовый удар по румынскому порту на Дунае Галацу ( сброшено 70 авиабомб "ФАБ-100" ).

По версии Богатырева 1998 года: потоплена румынская самоходная баржа ( по другим данным это паром "Зибель"-SF ).

По версии 1999 года:потоплен лихтер "S.Ferri".

По версии 2019 года:прямым попаданием ФАБ-100 был потоплен немецкий паром «Зибель» из состава отдельной команды паромов So. Kdo «В» саперно-десантного батальона вермахта Pi-Bau.86(SF).

То есть, Богатырев спустя 20 лет от версии гибели румынской баржи отказался ( в пользу версии гибели парома "Зибель" ).

Тем не менее румынские источники подтверждают гибель в Галаце 25.06.1941 года румынской несамоходной баржи SH Ferry Boat в результате налёта советской авиации. Баржа была деревянной ( поднята не была ).

#3 14.06.2019 16:10:40

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

1

Удары советской авиации по румынским кораблям и судам на Дунае 28 и 29 июня 1941 года.

В начале разберём версии Богатырева.

По версии Богатырева 1998 года:28-29( июня )-СБ ( 63АБ ) осущуствили 4 налета на корабли и суда противника в районе Сулинского гирла Дуная. По немецким данным румыны потеряли канлодку, буксир и две баржи, 20 человек погибло. Румыны признают гибель вооруженного буксира "Mantuira" 1903 г.,265 т ( позже был поднят ), буксира "Elena" 36 брт и барж SRD-2 и SRD-5 (обе по 700 т ).
29(июня)-8 СБ ( 78 ОАЭ ) атаковали корабли и суда у Тульчи. По немецким документам потоплены буксир и землечерпалка ( очевидно это была самоходная драга "Sir John Baldwin" 1923 г. 1164 т. ).Румыны признают повреждение монитора "Lascar Catargiu", погибло 7 чел. ( ранено 12 чел. ).

По версии 1999 года:28.06.1941 года в порту Сулина были потоплены плавбатарея MR-3, лихтер SNR-483 и  баржа SRD-2.

29.06.1941 года в порту Тулча были потоплены буксир ВМС "Mantuira" ( 263 т ), СКА  MR-5, драга "Sir John Baldwin" ( 1164 т ). Монитор "Catargiu" был повреждён. 

По версии 2019 года: 28.06.1941 года в 5 час. 50 мин. 17 бомбардировщиков (9 из 78-й ОБАЭ и 8 из 40-го СБАП ВВС ЧФ) в канале Чимурля около Сулины атаковали группу кораблей Румынской Дунайской речной дивизии. В результате были потоплены две тяжелые плавбатареи дивизии MR.2 (MR.492) и MR-5 (MR.495), которые были вооружены 120-мм и 152-мм орудиями, и буксир ВМС Mantuira. Потери личного состава на обеих плавбатареях только убитыми составили 20 человек.

29.06.1941 года 8 СБ из 78 ОБАЭ нанесли удар по Тульче, где потопили румынский речной буксир SRD-2 и землечерпалку Sir Joan Baldwin. Кроме этого, в результате прямого попадания ФАБ-100 в румынский монитор Laskar Catargiu из его экипажа 7 моряков было убито, а 12 ранено.

Сравнивая версии 1998 и 2019 годов сразу бросается в глаза то, что автор этих версий путал гражданские баржи SRD-2 и SRD-5 с баржами ВМС MR-2 и MR-5. В 2019 году эта ошибка была исправлена, но баржа SRD-2 в списке потерь была оставлена, хотя и была переименована в "румынский речной буксир". Как я понимаю, это было сделано потому, что автор этих версий так и не смог выяснить: о каком погибшем буксире у Тульчи в своих документах писали немцы. Вот таким нехитрым образом он этот буксир и "нашёл".
Однако, во-первых: SRD-2 это действительно баржа, что подтверждает выложенная ниже фотография.
https://c.radikal.ru/c37/1906/2d/c4410cb12a5f.jpg
Во-вторых:румынскими источниками гибель или повреждение баржи SRD-2 не подтверждается.

Продолжение следует.

#4 17.06.2019 06:49:24

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 180




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Кибардин Г.А. написал:

#1364080
25 июня 1941 года в 4 час. 48 мин.  9 бомбардировщиков СБ из 78-й ОБАЭ ВВС ЧФ нанесли бомбовый удар по румынскому порту на Дунае Галацу ( сброшено 70 авиабомб "ФАБ-100" ).

Согласно "Хронике..." в 8.18 бомбили румынские мониторы в Тульче.

Кибардин Г.А. написал:

#1363949
Первая версия изложена в справочнике Богатырев, С.В.; Ларинцев, Р.И.; Овчаренко, А.В. Потери ВМФ противника на черноморском ТВД. 1941-1944 гг. 1998.

Впервые Богатырёв писал про "С.Ферри" в совместном с К.Б.Стрельбицким справочнике 1994 года "Потери противника на восточноевропейских морских и озёрно-речных ТВД...". Подобное же название этой посудины с местом гибели Галац фигурирует в румынском трёхтомнике 1996 года выпуска. Время налёта 4.48 предполагаю родилось в результате очепятки.

Так, что может какой то несамоходный деревянный паром и утонул 25 июля в Галаце (возможно даже в результате действий армейской авиации), но натягивать его гибель на налёт на Тульчу не считаю возможным.

С уважением, Фёдор.

#5 18.06.2019 11:11:07

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Для "Фёдор 1979"

Во-первых, в книге Ванеев Г.И. Черноморцы в Великой Отечественной войне. М.: МО СССР, 1978. С. 17. написано следующее:"25 июня в 4 часа 48 мин. девять самолетов 78-й авиаэскадрильи (командир майор Ф. И. Бадербеков) с Николаевского аэродрома совершили налет на базу противника Галац. Было сброшено 70 ФАБ-100."

Ванеев имел доступ к "Хронике", но написал почему то иначе. Видимо на то были какие то причины.Я же открыл эту тему не для того, чтобы уточнять время вылета советских самолётов.

Во-вторых, я писал о первой версии в моём списке, а не о том когда эта версия впервые появилась. Для меня время первого появления этой версии принципиальным не является.

В-третьих, считаю Ваш пост бестолковым, так как он заставил меня уходить от основной темы и втягиваться в бессмысленную дискуссию о мелочах.

Напоминаю, что я открыл эту тему для того, чтобы "рассказать о боевых успехах авиации Черноморского флота в ходе бомбардировок вражеского судоходства на Дунае". Если у Вас есть какие то новые данные по этой теме, то пишите, а если у Вас таких данных не имеется, то тогда наверное Вам следовало бы дослушать меня до конца и лишь потом говорить о том, с чем Вы не согласны.

#6 21.06.2019 13:08:39

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

3

Удары советской авиации по румынским кораблям и судам на Дунае 28 и 29 июня 1941 года ( продолжение ).

По румынским данным советская авиация 28 июня 1941 года потопила или повредила следующие корабли и суда:

В Сулине была потоплена баржа "MR-5" ( плавучая батарея ). Потерь в людях не было

Повреждения получил вспомогательный минный заградитель "Aurora" ( водоизмещение 237 тонн ). Погибло 3 члена команды, ещё 3 члена команды получили ранения ( все раненые умерли на следующий день ).

В Сулинском канале ( 14-я миля ) была потоплена баржа "MR-2" ( плавучая казарма ). При этом 11 румынских военнослужащих погибло.

Там же ( 14-я миля ) был потоплен баркас "Elena" ( погиб 1 солдат ).Размеры судна 14,40x3,65x2,00 метра, тоннаж 36 тонн ( позже поднят ).


На Дунае ( 62-я миля ) был "потоплен" буксир "Mantuirea" ( 266 брт ).При этом 2 члена команды погибло. Фактически буксир был лишь повреждён.

В немецких документах говорится о канлодке ( имеется ввиду "Aurora" ), буксире ( имеется ввиду "Mantuirea" ) и двух баржах ( имеютя ввиду баржи "MR-2" и "MR-5" ).

Далее, в немецких документах, как пишет Богатырев, говорится, что 29 июня 1941 года у Тульчи советская авиация потопила буксир и землечерпалку.

По румынским данным был "потоплен" буксир "Mantuirea" ( 22-я миля у левого берега ). Погибших не было. Однако и на этот раз буксир был лишь повреждён ( очевидно выбросился на берег ). Фактически этот буксир погиб в июле 1941 года.

Теперь что касается якобы потопленной землечерпалки.

Богатырев в 1998 году по этому поводу пишет следующее: очевидно это была самоходная драга "Sir John Baldwin" 1923 г. 1164 т.

В 2019 году он об этом пишет уже с полной уверенностью. Получается, что за 20 лет исследований был найден какой то источник информации, который данный факт подтвердил.

Однако по румынским данным в 1941 году советская авиация лишь повредила 2 землечерпалки.

Причём эти данные, по запросу советской стороны, румыны сразу после войны передали советскому командованию ( это так называемые данные Союзной Контрольной Комиссии ). Советские историки эти данные приняли как достоверные, после чего они были опубликованы в книге Н. П. Вьюненко «Черноморский флот в Великой Отечественной войне» Москва, 1957 г. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР.
Правда в этой книге повреждённые землечерпалки названы тральщиками. Ошибка была вызвана тем, что по-румынски слова "тральщик" и "драга" ( землечерпалка ) пишутся почти одинаково.

В румынской исторической литературе указывается, что землечерпалка "Sir John Baldwin" ( 1164 брт ) была повреждена советской авиацией 14 июля 1941 года. После чего, судно было вооружено зенитной артиллерией, которую обслуживала немецкая военная команда.

Поэтому лично я считаю, что 29 июня 1941 года советская авиация у Тульчи вероятнее всего нанесла повреждения румынской землечерпалке "Carl Kühl" ( 749 брт ). Хотя  по данным румынской исторической литературы это произошло в июле 1941 года.

Таким образом 28 июня 1941 года советская авиация потопила плавучую батарею, плавучую казарму и баркас. Повреждения получили вспомогательный минный заградитель и буксир. Погибло 17 румынских военнослужащих ( ещё трое умерли от ран на следующий день ).

29 июня 1941 года советская авиация повредила буксир ( второй раз один и тот же ) и землечерпалку.

Кроме того, в этот день по румынским данным в результате прямого попадания авиабомбы получил повреждения  монитор "Lascar Catargiu", из команды которого 7 чел. было убито, а 12 чел. получили ранения.

По другим румынским данным на этом мониторе 6 чел. погибли 29 июня 1941 года, а седьмой член команды погиб (скорее всего умер от ран ) 6 июля 1941 года.

P.S.Небольшое уточнение по румынской информации: "на Дунае ( 62-я миля ) был "потоплен" буксир "Mantuirea".

Первое повреждение буксира "Mantuirea" 28 июня 1941 года ( буксир выбросился на берег,откуда был снят ) не могло произойти на 62-й миле,так как на 67-й миле расположен порт Рени,на который базировались советские корабли.Скорее всего эти события ( как и повреждение этого буксира 29 июня 1941 года ) происходили на 22-й миле Сулинского гирла.

Отредактированно Кибардин Г.А. (20.08.2019 14:06:23)

#7 21.06.2019 21:12:37

Skagerrak
Участник форума
Сообщений: 205




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

1

Кибардин Г.А. написал:

#1365326
В румынской исторической литературе указывается, что землечерпалка "Sir John Baldwin" ( 1164 брт ) была повреждена советской авиацией 14 июля 1941 года

Эта землечерпалка ухитрилась даже попасть на почтовую марку - https://shipstamps.co.uk/forum/viewtopi … #!lightbox[gallery]/0/

https://media4.allnumis.com/19416/215-lei-draga-sulina_19416_23699571119a2eM.jpg

https://scontent-frx5-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/22154558_853220904853232_7631832590570598498_n.jpg?_nc_cat=105&_nc_oc=AQllbqN7uY0iSSNNOim9Q43_La26uPkUVrZYxkjvvxngJict0B9Fxek3o0PJzWlbjzY&_nc_ht=scontent-frx5-1.xx&oh=5822bcd6c47ad9a8ce75dbae0f6ce9dc&oe=5DC43718

#8 21.06.2019 21:17:42

Skagerrak
Участник форума
Сообщений: 205




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Кибардин Г.А. написал:

#1365326
29 июня 1941 года советская авиация у Тульчи вероятнее всего нанесла повреждения румынской землечерпалке "Carl Kühl" ( 749 брт )

Фото этой землечерпалки:

https://scontent-frx5-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/23518938_874788486029807_5787549025672599317_n.jpg?_nc_cat=106&_nc_oc=AQnSrM5yLrHucZnsJOCve6JvIJTOkDl9mtt7pRjNDYT0lhJEXGU23JgND25kvRhLAJU&_nc_ht=scontent-frx5-1.xx&oh=1a12458a9432b0f6cc30ed4d77bd71e3&oe=5D83464A

https://scontent-frx5-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/23561737_874788549363134_2372964057931363289_n.jpg?_nc_cat=109&_nc_oc=AQn_lxVrqKJyNWdkwBzChn3pWTUvNokjSkQqJfh-chdASp8sdf5DE1vZZd5AQdH_gTA&_nc_ht=scontent-frx5-1.xx&oh=17df1303a2cabb4fc7747bdb10ab475e&oe=5D8EE79D

Источник - https://www.facebook.com/52276132789919 … 619363127/

#9 21.06.2019 23:17:31

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

https://b.radikal.ru/b28/1906/ef/a1755cf19eab.jpg
Вспомогательный минный заградитель "Aurora".
https://b.radikal.ru/b42/1906/39/55fd7c870aa9.jpg
Буксир "Mantuirea".
https://d.radikal.ru/d12/1906/3a/c0d02a364e21.jpg
Фотография землечерпалки "Carl Kühl" более высокого качества,на которой отчётливо видно, как правильно пишется название этого судна.
https://c.radikal.ru/c43/1906/07/5e8d3a119936.jpg
Фотография землечерпалки "Sulina" ( впоследствии "Sir John Baldwin" ) более высокого качества.

Отредактированно Кибардин Г.А. (26.06.2019 14:36:42)

#10 26.06.2019 18:04:21

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

4

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 4 июля 1941 года.

В этот день один бомбардировщик Пе-2 бомбил Сулину ( данные о результате отсутствуют ), а один СБ бомбил баржи в районе Сулины. В последнем случае экипаж наблюдал прямое попадание в баржу.

6 СБ в первой половине дня бомбили суда противника в районе города Махмудия.

Во второй половине дня:

3 СБ в 15 час. 25 мин. атаковали суда противника в районе города Махмудия.

3 СБ в 16 час. 19 мин. бомбили баржи в районе города Махмудия.

Богатырев в версиях 1998, 1999 и 2019 годов об этих налетах пишет одно и тоже, поэтому, ради экономии времени, я процитирую лишь последнюю версию.

В книге Дмитрий Владимирович Зубов, Дмитрий Михайлович Дёгтев, Сергей Вадимович Богатырев "Воздушная битва за Одессу. Советские асы против люфтваффе и королевских ВВС Румынии. 1941". Центрполиграф, 2019.С.33 написано следующее:

"6 СБ из армейского 8-го СБАП и 1 Пе-2 из 40-го СБАП ВВС ЧФ в канале Махмудие в районе Супины потопили 4 румынские грузовые лайбы (две из которых имели водоизмещение по 80 т, а еще две – по 60 т каждая)".

Прежде всего я хочу отметить, что советские самолёты не могли бомбить румынские суда в "канале Махмудие", так как этот канал находится в Египте. Цитирую "Википедию", статья "Муххамед Али Египетский":"между Александрией и Каиром был прорыт канал Махмудие".

В Румынии есть город Махмудия, который расположен на берегу рукава Сфынту Георге ( Георгиевское гирло Дуная ).
Канала Махмудие в Румынии не существует.

Порт Сулина относится к Сулинскому гирлу Дуная.

То есть, в первом случае одиночный бомбардировщик СБ добился прямого попадания авиабомбы в баржу в Сулинском гирле, а во втором случае в течение этого дня ( 4.07.1941 г. ) 12 СБ бомбили румынские суда в Георгиевском гирле близ города Махмудия.

Что об этих налётах говорят румынские источники.

В известном румынском трёхтомнике о действиях румынского флота во Второй мировой войне утверждается следующее:

4 июля 1941 года в Сулинском канале ( гирле ) советской авиацией было потоплено 2 баржи и ещё 2 баржи были потоплены в рукаве ( гирле ) Св. Георга ( Георгиевское гирло, оно же рукав Сфынту Георге ).

Однако в румынских источниках вышедших после 2000 года данные факты не подтверждаются.

По советским данным 4.07.1941 года в Сулинском гирле одиночный бомбардировщик СБ добился прямого попадания лишь в одну баржу, а не в две. По румынским данным в июле 1941 года небольшая несамоходная баржа "Big" получила повреждения в Сулинском канале ( гирле ) в результате бомбардировки советской авиации. С большой степенью уверенности можно утверждать, что именно эта баржа 4 июля 1941 года была повреждена советской авиацией.

Что касается Георгиевского гирла, в котором в этот день 12 СБ отбомбились по каким то судам, то в румынских источниках на этот счёт написано следующее:

в июле 1941 года в рукаве ( гирле ) Св. Георга ( он же рукав Сфынту Георге ) советская авиация повредила буксирные катера "Lastunul", "Nufarul", "Pescarusul" и "Zefirul".

Лично я считаю, что эти 4 буксирных катера были повреждены советской авиацией именно 4 июля 1941 года.

По версии Богатырева 1999 года из журнала "Авиация и время" ( выше я выкладывал ) эти 4 буксирных катера ( у него названия катеров написаны с орфографическими ошибками ) были повреждены советской авиацией 14 июля 1941 года в Килии.

С этим утверждением Богатырева лично я не согласен. В румынских источниках чётко сказано, что эти 4 буксирных катера были повреждены советской авиацией именно в Георгиевском гирле, а Килия находится в Килийском гирле Дуная. То есть, румынские источники факт повреждения этих катеров в Килии не подтверждают.

Как я понял, водоизмещение этих четырёх буксирных катеров было около 40 тонн ( для сравнения: буксирный катер "Bistretul", который не был повреждён, имел водоизмещение 37 тонн ). На это также указывают и размеры  буксирного катера "Zefirul" ( 15,24x2,74x1,45 метра ).

Подведём итог:

анализ румынской исторической литературы показывает, что 4 июля 1941 года советская авиация в Сулинском гирле могла повредить баржу "Big". В Георгиевском гирле в этот день советская авиация могла повредить буксирные катера "Lastunul", "Nufarul", "Pescarusul" и "Zefirul".

Утверждение в румынском трёхтомнике о том, что в этот день советская авиация потопила 4 баржи, другими румынскими источниками не подтверждается. Как я понял, за 4 баржи авторы трёхтомника выдают 4 буксирных катера, которые были повреждены. Возможно, катера выбросились на берег, что и послужило основанием для утверждения, что эти якобы 4 "баржи" были потоплены.

Данные Богатырева,кстати, нельзя исключить, что это данные Союзной Контрольной Комиссии,о том, что в этот день советская авиация якобы "потопили 4 румынские грузовые лайбы (две из которых имели водоизмещение по 80 т, а еще две – по 60 т каждая)", также являются интерпретацией случая, когда  повреждения получили 4 буксирных катера,которые затем возможно выбросились на берег.

По румынским данным все повреждённые суда позже были отремонтированы.

Судя по всему, эти суда имели разное назначение.
https://b.radikal.ru/b10/1907/0d/3da355f6cfed.png
На этом фото написано, что "Pescarusul"-это спасательная лодка.
Мощность двигателя на "Pescarusul" составляла 75 л.с.
А вот "Nufarul"-точно буксирный катер,хотя мощность двигателя на нём составляла всего лишь 27 л.с.По румынским данным "Nufarul" 2 июля 1941 года вышел из Тулчи в Олтеницу, ведя на буксире караван лодок.

Отредактированно Кибардин Г.А. (05.07.2019 14:35:49)

#11 04.07.2019 19:05:30

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 7 июля 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:7(июля)-тот же отряд ( имеются ввиду 6 СБ ) в Тульче потопил понтоны SHTF 33 и SHTF 42 и повредил буксир "Elena Doanina"

По версии Богатырева 1999 года:7.07.1941 в порту Тулча были потоплены буксир "Elena Doamna" ( 70 т ) и понтон SHTF 33

По версии Богатырева 2019 года:7 июля 1941 года "6 СБ из 40-го СБАП в районе Тульчи атаковали «два судна противника идущих вверх по течению Дуная… Бомбардировщики в качестве цели выбрали концевое судно, которое шло на буксире. При противодействии зенитного огня с берега на третьем заходе оба судна были потоплены». По документам противника, в этом налете были потоплены румынские речной буксир Elena Doamnina и паром SHTF-33".

Во всех трёх версиях Богатырева речь идёт о румынском буксире "Elena Doamna", который в румынских списках потопленных или тяжело повреждённых судов не значится. Этот буксир мог получить лишь лёгкие повреждения от осколков авиабомб.
https://a.radikal.ru/a03/1907/7f/cc06011dc399.jpg
Буксир "Elena Doamna"

По тем румынским данным, что я обнаружил, понтон SHTF 33 в июле 1941 года был потоплен советской авиацией в порту Измаил ( порт был оставлен советскими войсками лишь  в ночь на 19 июля 1941 года ),а понтон SHTF 42  26 июля 1941 года был потоплен советской авиацией в порту Килия.

Оба понтона позже были подняты.

На Дунае понтон-это плавучий причал или судно гидрографической службы.
https://d.radikal.ru/d19/1907/a9/f020a9bb465c.jpg
На этом фото виден типичный дунайский понтон, возле которого пришвартован румынский пассажирский пароход "Principele Mircea".

Кстати, 11 июля 1941 года пароход "Principele Mircea", который использовался как госпитальное судно, был атакован четырьмя советскими самолётами. Судно повреждений не получило, однако советская сторона 14 июля 1941 года официально поспешила заявить, что советские самолёты к этой атаке не причастны.

Отредактированно Кибардин Г.А. (06.07.2019 16:29:33)

#12 09.07.2019 16:53:47

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

2

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 9 июля 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:в Сулинском гирле повреждены речные пароходы "Izmail" и "Principal Karl".

По версии Богатырева 1999 года:в порту Сулина повреждены "Principal Carl" и буксир "Izmail".

По версии Богатырева 2019 года:9 июля ( 1941 года ) "В 02:30 6 СБ из 40-го СБАП в очередной раз атаковали плавсредства противника в Сулинском гирле и Исакче. Днем удар повторили 12 МБР-2 из 119-го ОМРАП ЧФ. По данным противника, прямыми попаданиями ФАБ-100 были повреждены румынские речные пароходы Izmail и Principal Karl II".

Прежде всего хочу сказать, что в румынском речном флоте не было судов с названиями "Principal Karl", "Principal Carl" или "Principal Karl II", но были пассажирские пароходы "Principele Carol" и "Regele Carol II".

По румынским данным под удар советской авиации попал пассажирский пароход "Principele Carol", который использовался как госпитальное судно. Произошло это 4 июля 1941 года в порту Брэила, когда три советских самолёта с высоты 100 метров сбросили на румынские суда 6 бомб. Бомбы упали в воду и лес не причинив ущерба. Затем эти же самолёты обстреляли госпитальное судно "Principele Carol" из пулемётов, добившись попаданий в трубу и верхнюю палубу судна ( среди людей пострадавших не было ).

Этот факт некоторые румынские историки интерпретируют даже как "уничтожение госпитального судна", что однако не соответствует действительности ( пароход "Principele Carol" отсутствует в румынских списках потопленных или повреждённых судов, нуждающихся в ремонте ).

Таким образом, румынские источники подтверждают факт лёгкого повреждения парохода "Principele Carol" 4 июля 1941 года в порту Брэила. Однако, это был результат действий ВВС Красной армии, так как авиация Черноморского флота Брэилу в этот день не бомбила.

Но может быть, это судно было повреждено ещё 9 июля 1941 года в Сулинском гирле или в порту Сулина, как пишет Богатырев?
Лично я считаю, что такого не могло быть. Для того, чтобы из порта Брэила попасть в Сулинское гирло, а затем- в порт Сулина, госпитальному судну "Principele Carol" надо было пройти мимо порта Рени, который был занят румынскими войсками лишь 20 июля 1941 года. Попытка такого перехода могла привести к реальному уничтожению судна советской артиллерией, поэтому, я считаю, что такая задача команде госпитального судна не могла быть поставлена.

Далее, по румынским данным в июле 1941 года в Сулинском гирле советская авиация повредила буксир "Ismail" ( 145 брт, мощность двигателя 500 л.с.  ), который затем был поставлен в ремонт. Этот буксир мог быть повреждён 9 июля 1941 года.

Лично я считаю, что версии Богатырёва 1998, 1999 и 2019 годов взяты не из румынских источников, так как названия обоих румынских судов написаны с грубыми ошибками. Возможно, что Богатырёв использовал материалы Союзной Контрольной Комиссии ( румынские данные, которые были переданы советской стороне ), в которых названия румынских судов при переводе были написаны буквами русского алфавита. При обратном переводе на румынский язык без уточнения по румынским источникам, как раз и могли возникнуть такие ошибки. Хотя для того, чтобы проверить, как по румынски пишется название "Ismail", достаточно было бы лишь заглянуть в "Википедию". Однако за 20 лет исследований это так и не было сделано.
https://a.radikal.ru/a09/1907/15/69d5f57bd7c2.jpg
Пароход "Principele Carol".

P.S.Хотя при обстреле судна "Principele Carol" пострадавших не было,однако,в городе один человек был убит, а ещё один человек-ранен.
На следующий день ( 5 июля ) армейская авиация вновь бомбила Брэилу.При этом, частично было разрушено здание железнодорожной станции ( 5 человек было убито,а трое человек-ранено ).

Предыдущие посты я тоже дополнил новой информацией, а в ряде случаев внёс незначительные исправления. Я исправил место гибели баркаса "Елена", так как из двух румынских версий ( Сулина или 14-я миля ) я считаю наиболее достоверной вторую версию.

Отредактированно Кибардин Г.А. (04.10.2019 16:37:38)

#13 11.07.2019 12:19:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

К сожалению, чтобы разобраться с этой темой не хватает самого главного - достоверной информации о вылетах советской авиации на бомбардировку судов на Дунае. "Хроника" весьма неполна и неточна, как и оперсводки ВВС ЧФ, на основе которых она писалась. Нужно поднимать полковые дела, благо они сохранились. Но даже это не даст всей картины, поскольку в бомбардировках принимали участие и части ВВС КА.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#14 16.07.2019 18:50:25

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

2

Удары советской авиации по румынским кораблям и судам на Дунае 11 июля 1941 года.

В этот день 3 бомбардировщика СБ утром бомбили суда противника в районе Сулины,а 18 бомбардировщиков СБ и 22 ДБ-3 в течение дня бомбили суда и корабли противника в порту Сулина и в районе Сулина- Тулча.

По версии Богатырева 1998 года:11 ( июля )-15 СБ и 23 ДБ-3 ( 63 АБ ) потопили в Сулинском гирле баржу "SRD-4" и катер в 15 т.

По версии Богатырева 1999 года:9 СБ в порту Сулина потопили баржу "SRD-4".

По версии Богатырева 2019 года:"11—12 июля бомбардировщики СБ малыми группами выполнили 40 самолето-вылетов для атак плавсредств противника в районе Сулина – Тульча. В результате в Сулинском гирле Дуная был потоплен лихтер SRD-4, который еще летом 1940 г. был мобилизован в состав флота, где получил номер MR-4 (Marine Romane 4). После установки на лихтере орудий МЗА его передали в состав Румынской речной дивизии в качестве зенитной плавбатареи".

Если такие данные румыны после войны передали советской стороне, то они существенно занизили свои потери.

Современные румынские источники приводят следующие данные о потопленных советской авиацией 11 июля 1941 года румынских кораблях и судах:

в порту Сулина

плавучая батарея "MR-3" ( у правого берега на мелководье,где окончательно была уничтожена в ходе налёта 15 июля 1941 года )

плавучая батарея "MR-4"

магона № 1

магона № 3

шаланда № 8

Сулинское гирло ( 19-я миля )

баржа "NFR-926" ( грузоподъёмность 962 тонны )

По румынским данным при гибели обеих плавучих батарей никто не погиб.

Отредактированно Кибардин Г.А. (18.07.2019 20:56:03)

#15 24.07.2019 14:17:19

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

1

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 13 июля 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:13 ( июля )-15 СБ ( 40 БАП ) и 9 ДБ-3 ( 2 МТАП ) потопили в Георгиевском гирле Дуная буксир "Salamis" 135 т.,,баржу SRD-9,повредили у Тульчи буксиры "Georgiu" ( 190 л.с. ) и "Tyzla" ( 150 л.с. ),баржи NFR-773, NFR-778, NFR-779, NFR-781 и  NFR-783.

По версии Богатырева 1999 года:13 июля ( 1941 года ) 9 ДБ-3 в порту Тулча потопили буксир "Salamis" ( 135 т ), в этот же день 15 СБ в порту Сулина повредили лихтеры ( все по 821 т ) NFR-773, NFR-778, NFR-779, NFR-781 и  NFR-783,а так же- буксиры "Tuzla" и  "Gheorgiu".

По версии Богатырева 2019 года:"15 СБ из 40-го СБАП и 9 ДБ-3 из 2-го МТАП потопили в Тульче буксир Salamis, а в Сулине лихтер SRD-9. Кроме этого, были повреждены еще 2 буксира – Tuzla и Gheorgiu и 5 лихтеров NFR-773, NFR-778, NFR-779, NFR-781, NFR-783."

По официальным советским данным эти налёты осуществлялись следующим образом:

13 июля 1941 года  12 бомбардировщиков СБ утром атаковали транспорта противника в районе Сулина- Тульча. Лётчики наблюдали три попадания в два транспорта.
В этот же день 9 бомбардировщиков ДБ-3 и 3 СБ вечером бомбили транспорта  противника в районе Тульчи. При этом  один ДБ-3 был сбит ( самолет сел в 6 км от Измаила ).

По румынским данным советские лётчики 13 июля 1941 года добились следующих успехов :

В Сулинском гирле был атакован ранее повреждённый буксир ВМС "Mantuirea" ( погибло 3 члена команды ).  Буксир должен был получить как минимум лёгкие повреждения.

В Георгиевском гирле между речными портами Махмудия и Тулча был потоплен буксир "Salamis" ( позже был поднят ). Так же в Георгиевском гирле были потоплены две плавучие мастерские: баржи "Sulina" и "SRD-9".
По состоянию на конец 1942 года плавучая мастерская "Sulina" была поднята и поставлена в ремонт, а плавучая мастерская "SRD-9" поднята не была.
Я считаю, что все эти успехи были достигнуты группой из 12-ти бомбардировщиков СБ, лётчики которых видели три попадания в два судна ( скорее всего прямые попадания были достигнуты в баржи "Sulina" и "SRD-9", а буксир "Salamis" затонул от близких разрывов авиабомб ).

Далее, по румынским данным 13 июля 1941 года при налёте на речной порт Тулча были повреждены баржи
NFR-773, NFR-778, NFR-779, NFR-781 и NFR-783 ( все грузоподъёмностью по 821 тонны ). То есть, в этой части данные Богатырева полностью подтверждаются.
Данными о повреждении двух буксиров я не располагаю. Это может объясняться с одной стороны тем, что те румынские данные, что я нашёл, могут не включать в себя суда, получившие лёгкие повреждения. С другой стороны это может также объясняться и тем, что ксерокопия страницы книги, которую я сделал, имеет технический брак и я не могу полностью прочесть необходимый мне текст.
Я считаю, что Богатырев использовал данные румын, которые были переданы Союзной Контрольной Комиссии ( эти данные скорее всего нашёл Стрельбицкий, который затем передал их своему соавтору по первому справочнику о потерях-Богатыреву ) и в данном случае он ничего не придумал.
Вообщем я считаю, что буксиры "Tuzla" и "Gheorghiu" ( именно так правильно пишется название этого судна )   
действительно были повреждены советской авиацией в ходе налёта на порт Тулча 13 июля 1941 года.
Повреждение пяти барж и двух буксиров в порту Тулча- это явно успех вечернего налёта девяти  бомбардировщиков ДБ-3 ( 2 МТАП ) и трёх СБ.

Подведу итог : 13 июля 1941 года советская авиация на Дунае потопила один буксир и две плавучие мастерские, повреждения получили 3 буксира и 5 барж.

Особенно тяжёлой потерей для румын была утрата плавучей мастерской "Sulina", стоимость которой составляла 50 миллионов лей ( для сравнения: например, стоимость деревянной баржи SH Ferry Boat, которую советские лётчики 25 июня 1941 года потопили в Галаце, составляла 600 тысяч лей ).Это было самое ценное судно из тех судов, которые были потоплены советскими лётчиками на Дунае в 1941 году.
Однако, столь крупный успех советских лётчиков для российских историков и читателей до сих пор остаётся неизвестным! А, почему?
Обратите внимание как описывается налёт 13 июля 1941 года в версии Богатырева 2019 года ( напоминаю, что речь идёт о книге Дмитрий Владимирович Зубов, Дмитрий Михайлович Дёгтев, Сергей Вадимович Богатырев "Воздушная битва за Одессу. Советские асы против люфтваффе и королевских ВВС Румынии. 1941". Центрполиграф, 2019 ):"15 СБ из 40-го СБАП и 9 ДБ-3 из 2-го МТАП потопили в Тульче буксир Salamis, а в Сулине лихтер SRD-9".

То есть, у Богатырева название баржи "Sulina" переводится как географическое название, что приводит к тому, что одна потопленная баржа вообще исчезает, а другая баржа ( SRD-9 ) тонет в Сулине ( то есть, в Сулинском гирле ), а не в Георгиевском гирле, как это было на самом деле. И это результат двадцатилетних исследований уважаемого исследователя!

Отредактированно Кибардин Г.А. (06.08.2019 16:07:35)

#16 30.07.2019 19:06:01

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

1

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 14 июля 1941 года.

В этот день 3 бомбардировщика СБ бомбили суда противника в Георгиевском гирле Дуная.Вечером этого же дня 6 СБ бомбили суда противника в районе речного порта Тулча ( тоже Георгиевское гирло ). В обоих случаях попаданий в суда не было.

По версии Богатырева 1998 года:14 ( июля )-3 СБ утром в Георгиевском гирле и 6 СБ вечером у Тульчи атаковали суда противника,потоплены рум.ГИСУ Randuchoi ( 390 л.с. ),катер SH-4; повреждены буксиры Lastunul,Nuferul,Pescolul,Zefrul и пароход Vasil Lupu.

По версии Богатырева 1999 года:14.07. (1941 ) 3 СБ в Георгиевском гирле повредили гидографический катер SH-4, а 6 СБ в Килии потопили лоцманский бот Randunica;повредили пароход Vasil Lupu,катера Zefrul,Lastunul, Nuferul и Pescolul.

По версии Богатырева 2019 года:"утром над Георгиевским гирлом Дуная традиционно появились 3 СБ из 40-го СБАП, которые потопили гидрографический катер Речной дивизии SH-4, а вечером 6 СБ этого же полка возле Килии потопили лоцманский бот Речной дивизии Randuniza. Еще 4 румынских судна (пароход Vasil Lupu и буксирные катера Lastunul, Nuferul и Zefrul) получили повреждения разной степени тяжести".

В версии 1998 года было написано правильно: все СБ бомбили суда противника только в Георгиевском гирле. Однако, с 1999 года Богатырев стал писать,что 6 СБ бомбили суда противника в Килии ( то есть,в  Килийском гирле ).

Румынские источники о результатах этих налётов приводят следующие данные:

Гидографическое судно ( лоцманский катер ) "Randunica" был потоплен советской авиацией в Килийском гирле. То есть,получается,что этот успех принадлежит ВВС Красной Армии.

Гидографический катер "S-4" был потоплен советской авиацией в Георгиевском гирле ( по другим румынским данным,катер S-4 был потоплен тоже в Килийском гирле ).

Таким образом,румынские источники признают,что 14 июля 1941 года на Дунае советская авиация потопила два небольших судна ( катера ).

Что касается повреждённых судов,то в румынских источниках на этот счёт говорится следующее:

В июле 1941 года в Георгиевском гирле советская авиация повредила катера "Lastunul", "Nufarul", "Pescarusul" и "Zefirul".

Эти катера могли быть повреждены 14 июля 1941 года,но только в Георгиевском гирле,а не в Килии ( Килийское гирло ),как пишет Богатырев.

Я допускаю,что эти 4 катера могли быть повреждены советской авиацией 4 июля 1941 года и это,возможно, и есть, те 4 безымянные потопленные баржи, о которых говориться в румынском трёхтомнике о действиях румынского военно-морского флота во второй мировой войне.

Кроме того, как я уже писал, землечерпалка "Sir John Baldwin" ( 1164 брт ) была повреждена советской авиацией 14 июля 1941 года в Георгиевском гирле Дуная.

Что касается повреждения советской авиацией румынского речного парохода "Vasile Lupu" ( так правильно пишется название этого судна ),то я в румынских источниках таких сведений не обнаружил.Есть небольшая вероятность того,что этот пароход мог получить лишь лёгкие  повреждения.

Отредактированно Кибардин Г.А. (06.08.2019 16:01:45)

#17 06.08.2019 20:39:11

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

3

Удары советской авиации по румынским кораблям и судам на Дунае 15 июля 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:15 ( июля )-11 СБ ( 40 БАБ ) потопили у Сулины всп.минзаг Aurora, лихтер Daniel-17 ( 1480 т ), баржу SRD-3, повреждены лихтеры NFR 7113,7116,7117;6 СБ ( 40 БАБ ) у д.Прислава ( у Исакчи ) потопили лихтер NFR-7114 ( 769 брт ) и понтон SHTF 41.

По версии Богатырева 1999 года:15 июля ( 1941 ) 14 СБ в порту Сулина потопили минзаг Aurora ( 237 тонн ), баржу № 3, лихтер NFR 7113, повредили лихтеры NFR 7116 и NFR 7117. Самоходный лихтер Daniel-17 потоплен или повреждён.В пр.Флорине потоплен лихтер SNR-714, в речном порту Исакча потоплен понтон SHTF-41.

По версии Богатырева 2019 года:15 июля 1941 года "5 СБ из 78-й ОБАЭ потопили в Исакче лихтер SNR-714 и паром SHTF-11, all СБ из 40-го СБАП потопили в канале Домнита Мария около Сулины плавбатарею Румынской речной дивизии MR-3 и самоходную баржу-лихтер Daniel-17 водоизмещением 1480 тонн. Кроме этого, еще 3 лихтера (NFR-7113, NFR-7116 и NFR-7117) были повреждены."

Прежде всего я хочу остановиться на ошибках связанных с географическими названиями.

Деревня Прислава находилась в Георгиевском гирле, между городами Тулча и Махмудия, а не у Исакчи ( Килийское гирло ).
На самом деле утром 15 июля 1941 года 3 бомбардировщика СБ бомбили суда противника в районе деревни Периправа ( Килийское гирло ). Советские лётчики попаданий в суда не наблюдали.

Флорине-это деревня, а не пр. ( пролив/протока ) Флорине.

Домнита Мария-это тоже деревня, которая находилась на берегу Георгиевского гирла Дуная между городами Тулча и Махмудия,а не "канал около Сулины" ( канала Домнита Мария в Румынии не существует ).

Далее, в этот день 15 июля 1941 года 11 СБ бомбили суда противника в районе Сулина- Тулча. Советские лётчики отметили попадание авиабомбы в судно противника,на котором произошёл взрыв и пожар.

В этот же день 5 СБ бомбили портовые сооружения в речном порту Исакча. Советские лётчики наблюдали  взрыв и пожар на барже.

По румынским данным результаты налётов советской авиации 15 июля 1941 года были следующими:

В Килийском гирле в порту Исакча был потоплен понтон SHTF-41 ( позже был поднят ).Это-результат налёта пяти бомбардировщиков СБ.

В Сулинском гирле была окончательно уничтожена плавучая батарея MR-3 ( затонула на мелководье 11 июля 1941 года после бомбардировки советской авиацией ).В порту Тулча авиация повредила баржу CNR-820 грузоподъёмностью в 841 тонну.

В Георгиевском гирле у деревни Домнита Мария были потоплены минный заградитель Aurora ( водоизмещением 237 тонн ) ,баржи Daniel-17 ( грузоподъёмностью 769 тонн ) и Agapia ( грузоподъёмностью 593 тонны ).Баржа Agapia затонула на мелководье, в связи с чем считалась лишь повреждённой.

Теперь что касается повреждения барж NFR-7113, NFR-7116 и NFR-7117 ( все грузоподъёмностью по 821 тонны ). Румынские источники подтверждают повреждение баржи NFR-7113, но далее из-за плохого качества ксерокопии я текст разобрать не могу. Считаю,что повреждение советской авиацией барж NFR-7113, NFR-7116 и NFR-7117 действительно имело место.

Что касается гибели баржи SNR-714,о которой пишет Богатырев, то тут ситуация складывается следующим образом:название этой баржи правильно пишется как NFR-714.
Румынские источники подтверждают гибель этой баржи от советской авиабомбы. Однако, тут существует один очень важный нюанс, на который уважаемый исследователь Богатырев не обратил внимание.
В румынских источниках гибель барж Daniel-17 и NFR-714 никогда не описывается вместе. Румынские историки пишут либо только о барже Daniel-17, либо только о барже NFR-714.
Эта ситуация объясняется тем,что 20 июня 1941 года баржа Daniel-17 была переименована в баржу NFR-714.
То есть, одни румынские историки учитывают эту баржу под старым названием, другие-под новым.
Господин Богатырев, в книге Дмитрий Владимирович Зубов, Дмитрий Михайлович Дёгтев, Сергей Вадимович Богатырев "Воздушная битва за Одессу. Советские асы против люфтваффе и королевских ВВС Румынии. 1941". Центрполиграф, 2019, написал оба названия этой баржи, тем самым утопив одно и тоже судно дважды.

https://c.radikal.ru/c26/1908/04/5c1ffc460ee4.jpg
Отрывок из официального румынского сообщения за 20 июня 1941 года, в котором говорится,что баржа Daniel-17 грузоподъёмностью 769 тонн переименовывается в баржу NFR-714. Аббревиатура NFR была указана в начале таблицы.
В версии Богатырева 1998 года говорится о гибели  лихтера NFR-7114 ( 769 брт ).Однако, это тоже баржа Daniel-17 грузоподъёмностью 769 тонн,которая фигурирует под названием NFR-7114 ( неправильно написано новое название баржи: NFR-714 ).
Фактически баржа Daniel-17 своё новое название так и не носила.
Уже 15 июля 1941 года баржа была потоплена и лишь через год поднята.Затем последовал длительный ремонт, после которого эта баржа вновь вступила в строй под своим прежним названием Daniel-17 ( грузоподъёмность баржи не изменилась ).
Баржа Agapia тоже была отремонтирована.

Минный заградитель Aurora тоже был поднят. После ремонта это судно использовалось как буксир.
После прекращения военных действий буксир Aurora был передан СССР в счёт репараций.

Таким образом, 15 июля 1941 года советская авиация на Дунае потопила минный заградитель, баржу и понтон,уничтожила ранее затонувшую  плавучую батарею, повредила 5 барж.


P.S. По советским данным 15 июля 1941 года авиация флота наносила удары по судам противника у румынского побережья и потопила 6 барж, буксир и тральщик "Карл Кюхе".

Румынские историки подтверждают повреждение румынской землечерпалки "Carl Kühl" ( 749 брт ) в июле 1941 года в результате налёта советской авиации.Возможно, это произошло 15 июля 1941 года,хотя я считаю что весьма вероятно,что землечерпалка "Carl Kühl" была повреждена ещё 29 июня 1941 года.

15 июля 1941 года советская авиация на Дунае потопила минный заградитель, баржу и понтон,уничтожила ранее затонувшую  плавучую батарею, повредила 4 баржи.

Почему я из списка успехов изъял одну повреждённую баржу, я объясню ниже.

Отредактированно Кибардин Г.А. (21.08.2019 14:38:24)

#18 14.08.2019 12:10:00

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 16 июля 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:16 ( июля ) -12 СБ ( 40 БАБ ) потопили катер N 25 у Тульчи.

По версии Богатырева 1999 года:16.07. ( 1941 ) 12 СБ ( 40 БАБ ) в речном порту Тулча потопили СКА MR 25.

По версии Богатырева 2019 года: налёт не отмечен.

По румынским данным патрульный катер MR 25 был потоплен советскими самолётами в порту Тулча 18 августа 1941 года.

Что касается налёта на город Тулча,то румынские историки описывают этот налёт следующим образом:

16 июля 1941 года город Тулча подвергся атакам 14-ти советских самолётов ( первая атака была ночью,а вторя атака-днём ),которые сбросили 33 бомбы.В результате налёта 17 жителей погибло,а ещё двое- получили серьёзные ранения.

По советским данным в этот день 12 бомбардировщиков СБ бомбили суда противника в районе речного порта Тулча. Советские лётчики зафиксировали  попадание авиабомбы в одно вражеское судно.

Наиболее вероятно,что советские лётчики в этот день повредили румынскую баржу  CNR-820 грузоподъёмностью в 841 тонну,которая по румынским данным была повреждена советской авиацией в порту Тулча 15 июля 1941 года.

Ни в советских,ни в румынских источниках я не обнаружил никаких сведений о том,что город Тулча бомбили 15 июля 1941 года.Скорее всего эта дата является ошибочной и в действительности баржа CNR-820 была повреждена 16 июля 1941 года.

Отредактированно Кибардин Г.А. (14.08.2019 13:48:51)

#19 21.08.2019 21:54:53

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

1

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 18 июля 1941 года.

По советским данным в этот день три бомбардировщика СБ бомбили суда противника у деревни Флорине. Советские лётчики доложили об одном попадании в вражеское судно.

По румынским данным в результате этого налёта была потоплена баржа Aristide грузоподъёмностью 1188 тонн ( позже была поднята и отремонтирована ).
Кроме того,на землечерпалке Sturdza погиб кочегар ( землечерпалка должна была получить как минимум лёгкие повреждения ).

В версиях Богатырева говорится лишь о гибели  баржи Aristide 1188 тонн.

По версии 1998 года это произошло у д.Флорине.

По версии 1999 года это произошло в порту Сулина.

По версии 2019 года это произошло "около пристани Флорине в Сулинском гирле Дуная".

К сожалению румынские источники указывают аж четыре места,где погибла эта баржа.

1 версия:канал Флорина

2 версия:3,45 миля Сулинского гирла

3 версия:34,5 миля Сулинского гирла

4 версия:45 миля

К настоящему времени деревня Флорине и канал Флорина как географические названия с румынских карт исчезли ( возможно,были переименованы ),поэтому место гибели баржи Aristide я определил как 34,5 миля.
То есть,это произошло почти в том самом месте,где Тулчинское гирло расходится ( 33,5 миля ) на Сулинское и Георгиевское гирла.

3,45 миля и 45 миля-это явные ошибки.

Если речь идёт о половине мили,то румыны пишут 3,5 мили,а не 3,45 мили ( очевидно,хотели написать 34,5 мили,но не там поставили запятую ).

45 миля - это зона господства советской Дунайской флотилии.В эту зону,преодолев советское минное заграждение на 43-й миле,мог сделать вылазку румынский военный корабль,но не несамоходная баржа ( очевидно,хотели написать 35-я миля,но произошла опечатка ).

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 19 июля 1941 года.

По румынским данным в этот день в Сулинском гирле близ городка Кармен Сильва ( находится на 12-й миле, современное название Кришан ) советская авиация потопила буксир Mantuirea ( 266 брт ),который позже был поднят и отремонтирован.Напоминаю,что буксир Mantuirea 28 и 29 июня 1941 года был повреждён ( выбросился на мель,с которой позже был снят ) советской авиацией на  22-й миле Сулинского гирла.
Если гибель буксира Mantuirea действительно произошла 19 июля 1941 года,то это-успех армейской авиации, так как авиация Черноморского флота в этот день бомбовых ударов по судам на Дунае не наносила.

Я допускаю,что буксир Mantuirea мог быть уничтожен авиацией ещё 13 июля 1941 года,когда на нём погибло три члена команды.

#20 27.08.2019 18:54:24

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Удары советской авиации по румынским кораблям и судам на Дунае 21 июля 1941 года.

В этот день 3 бомбардировщика СБ безуспешно атаковали баржи противника в районе речного порта Тулча.
В этом же районе 9 СБ днем бомбили мониторы противника.Советские лётчики доложили об одном попадании авиабомбы  в носовую часть румынского монитора.В ходе этого налёта один СБ совершил вынужденную посадку на воду и затонул.

В версиях Богатырева 1998 и 2019 годов данный налёт не рассматривается.

По версии Богатырева 1999 года ( напоминаю,что речь идёт о журнале "Авиация и Время" № 2 за 1999 год ) в результате этого налёта был потоплен монитор Ardeal,а бронекатер V3 и штабной корабль Avram Iancu были повреждены.

По румынским данным в этот день одна авиабомба разорвалась близко от монитора Ion C.Bratianu,в результате чего на мониторе один член команды был убит.Возможно монитор получил лёгкие повреждения.Однако следует учитывать,что когда  29 июня 1941 года советские лётчики добились прямого попадания авиабомбы в  монитор Lascar Catargiu,то этот корабль тоже отделался лишь лёгкими повреждениями.Следовательно, повреждения монитора Ion C.Bratianu от осколков, могли быть крайне незначительными.
Других успехов в этот день советскими лётчиками достигнуто не было.

#21 31.08.2019 16:48:32

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

1

Имеются румынские данные о том,что буксир "Bikaz" на Дунае 25 июля 1941 года был потоплен советской авиацией.
Однако,в остальных румынских источниках написано следующее:румынский буксир "Bikaz" 25 июля 1941 года на 61-й миле Дуная подорвался на мине и выбросился на мель ( позже с мели был снят и отремонтирован ).
Теоретически советская авиация в этот же день могла повредить буксир "Bikaz" на мели.Однако я считаю,что скорее всего советская авиация к происшествию с буксиром "Bikaz" никакого отношения не имеет ( то есть,кто то из румынских исследователей ошибся ).

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 26 июля 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:налёт не отмечен ( однако написано,что 7 июля 1941 года в Тулче советская авиация потопила понтоны SHTF 33 и SHTF 42 ).

По версии Богатырева 1999 года:26.07.( 1941 ) самолёты МБР-2 119 РАП в Килии повредили понтон SHTF 42, а в Измаиле потопили понтон Т-3.

По версии Богатырева 2019 года:26 июля ( 1941 ) "Во время налетов бомбардировщиков 40-го СБАП в Старой Килии (Килия-Векки) был потоплен паром SHTF-42, а в Измаиле паром Т-3".

По румынским данным понтон SHTF 33 был потоплен советской авиацией в Измаиле в июле 1941 года.Это могло произойти после 22 июля 1941 года,так как именно в этот день советские войска оставили Измаил.
Понтон или паром Т-3-это и есть понтон SHTF 33,название которого написано не полностью.
Далее, по румынским данным понтон SHTF 42 был потоплен советской авиацией 26 июля 1941 года в Новой Килии.Там же,в июле 1941 года советская авиация потопила понтон SHDF 5. Все понтоны позже были подняты и отремонтированы ( принадлежали гидрографической службе и стоили по 4 миллиона лей каждый).

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 2 августа 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:2 августа ( 1941 ) 9 СБ ( 40 БАБ ) потопили в Сулине немецкий катер-тральщик MR6;6 Пе-2 и 3 СБ повредили у Вилково рум.буксир Kalorachi и лихтер NFR 790

По версии Богатырева 1999 года:2.08.( 1941 ) 6 Пе-2 ( 40 БАБ ) в Вилково  потопили буксир Calarasi и повредили лихтер NFR 790

По версии Богатырева 2019 года:налёт не отмечен

По румынским данным 2 августа 1941 года в Сулине советской авиацией была тяжело повреждена румынская баржа ВМС "MR 6".По советским данным в этот день 9 бомбардировщиков СБ бомбили Сулину ( в порту был отмечен пожар ).
Далее,по румынским данным в этот день советская авиация в Килийском гирле на 67 километре повредила румынский буксир Calarasi ( 30 брт ) и баржу NFR 790 ( грузоподъёмность 821 тонна ).По километражу тех лет,это произошло в 9 километрах ниже по течению от города Пардина ( находится на 76-м км ).Это явно успех шести бомбардировщиков Пе-2, которые в этот день бомбили баржи,хотя по советским данным это произошло у Вилково.

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 9 августа 1941 года.

По советским данным в течении ночи 9 августа 1941 года 2 бомбардировщика МБР-2 бомбили Сулину.

По версиям Богатырева 1998 и 1999 годов в ходе этого налёта была повреждена баржа или лихтер NFR 626

По версии Богатырева 2019 года:налёт не отмечен

В румынских источниках я не обнаружил сведений о повреждении баржи NFR 626.

Отредактированно Кибардин Г.А. (31.08.2019 19:12:56)

#22 03.09.2019 23:23:36

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

4

Удары советской авиации по румынским судам на Дунае 10 августа 1941 года.

По версии Богатырева 1998 года:10 августа ( 1941 ) -6 Пе-2 ( 40 БАБ ) повредили у Чернаводского моста ( Дунай ) рум.речные пароходы Grigore Manu и Stefanul Mare.

По версии Богатырева 1999 года:написано то же самое.

По версии Богатырева 2019 года:налёт не отмечен.

По румынским данным речной пароход Grigore Manu 10 августа 1941 года был повреждён советской авиацией в речном порту города Карансебеш. Этот успех мог принадлежать лишь дальнебомбардировочной авиации.

А вот речной пароход Stefan cel Mare ( так правильно пишется название этого судна ) по румынским данным был повреждён именно в речном порту Чернаводэ.Так как этот эпизод тесно связан с бомбардировкой Чернаводского моста,то я об этой операции расскажу более подробно.

По советским данным 10 августа 1941 года Чернаводский мост бомбили 5 бомбардировщиков ДБ-3, 4 истребителя И-16 и 6 бомбардировщиков Пе-2, которые сбросили 4 авиабомбы "ФАБ-500" и 17 авиабомб "ФАБ-250".

Следовательно, загрузка самолётов была следующей:

4 ДБ-3 несли 4 "ФАБ-500"

1 ДБ-3 нёс 3 "ФАБ-250"

4 И-16 несли 8 "ФАБ-250"

6 Пе-2 несли 6 "ФАБ-250"

Первыми ещё ночью произвели атаку 5 ДБ-3.

По румынским данным из этой группы 2 самолёта сбросили бомбы в Дунай,так и не долетев до Чернаводского моста.Один самолёт сбросил одну авиабомбу,а другой самолёт сбросил до четырёх авиабомб   ( фактически три ).Причём в тех местах,где были сброшены авиабомбы,никаких мостов не было.Взрывы этих авиабомб,которые никакого ущерба не причинили,были зафиксированы полицией.
Три оставшихся самолёта долетели до цели,но бомбы сбросили не на мост,а на город.
Одна бомба попала в виноградник,не причинив большого ущерба,а вот две другие "ФАБ-500" разорвались на территории фабрики по производству металлоизделий ( шурупов,болтов,гаек и заклёпок ),которая после начала войны стала выполнять и военные заказы ( в декабре 1943 года на фабрике трудилось около 170 человек ).В результате двух взрывов авиабомб фабрике был причинён большой ущерб,а именно:было разрушено три здания,в том числе здание,в котором проживали фабричные рабочие.Погиб один человек, 5 человек получили тяжёлые ранения ( из них,трое вскоре умерли от ран ),а 8 человек получили лёгкие ранения.

Утром мост атаковали 4 И-16,сбросившие 8 авиабомб,из которых одна авиабомба попала в мост. Взрывом было разрушено крепление моста и пешеходная дорожка,но железнодорожные пути не пострадали.
Этим же взрывом был перебит нефтепровод,который проходил по мосту,начался пожар.
Ещё одна авиабомба взорвалась у второй опоры моста,причинив менее тяжёлые повреждения.Осколками были повреждены нижние конструкции моста,а также вновь был перебит нефтепровод,который загорелся.
Первый пожар был потушен сразу же,а второй-через полтора часа.
Из-за опасения того,что конструкции моста могут не выдержать,движение поездов по мосту было запрещено.
По оценке немецких специалистов ремонт моста мог занять не менее 45 суток.Фактически движения поездов по мосту не было около четырёх месяцев и люди были вынуждены передвигаться по мосту лишь пешком.

Из 6 Пе-2 третьей группы к Чернаводскому мосту сумели выйти лишь два самолёта.Четыре Пе-2 безуспешно сбросили свои бомбы на мост у городка Фетешти ( находится в 17 километрах от Чернаводэ ).
Два Пе-2, которые бомбили Чернаводский мост,в сам мост не попали,однако ущерб противнику нанести смогли.Одна бомба "ФАБ-250" взорвалась между мостом и железнодорожной станцией.В результате этого взрыва было разрушено железнодорожное полотно и перебит пролегающий рядом нефтепровод,который загорелся.
Вторая бомба "ФАБ-250" пролетев мимо моста,взорвалась недалеко от парохода Stefan cel Mare,который стоял у причала речного порта.Осколками бомбы на судне были выбиты стёкла и убит один член команды ( кроме того,один пассажир получил тяжёлые ранения ).Пароход отделался лишь лёгкими повреждениями.

В российских публикациях ( например,в книге Дмитрия Хазанова "1941.<Сталинские соколы> против люфтваффе" ) часто цитируется отчет немецкой военно-воздушной миссии в Румынии,в котором якобы говорится,что 10 августа 1941 года в ходе бомбардировки Чернаводского моста "нефтеперерабатывающий завод также получил легкие повреждения".Однако в действительности в этом отчёте говорится,что "фабрика по производству винтов  также получила легкие повреждения".То есть,основные производственные цеха фабрики по производству металлоизделий,о которой я выше упоминал,не пострадали.

13 августа 1941 года Чернаводский мост бомбили 6 истребителей И-16 которые сбросили 12 авиабомб "ФАБ-250".По донесениям советских лётчиков в мост попало 5 авиабомб,хотя на самом деле все бомбы пролетели мимо цели,а сам мост не пострадал ( о разрушении Чернаводского моста в результате этого налёта до сих пор настойчиво пишут в российской исторической литературе ).Однако этот налёт ущерб противнику всё таки причинил: взрывом одной авиабомбы на суше был уничтожен зенитный пулемёт ( погибли капрал и три солдата ),две другие авиабомбы разрушили служебный домик моряков в порту ( один моряк получил ранения ).
https://d.radikal.ru/d39/1909/7e/58dd17936abe.png
Чернаводский мост.В правом верхнем углу видны суда у причалов речного порта.
https://a.radikal.ru/a27/1909/8f/a354edcbd411.jpg
Красными стрелками показаны места падения авиабомб.Вторая авиабомба взорвалась в воде.
https://a.radikal.ru/a15/1909/9e/596e9e4f986b.jpg
Повреждения Чернаводского моста.
https://a.radikal.ru/a40/1909/0a/96047c9d88cd.jpg
На этой фотографии хорошо виден разрушенный нефтепровод на Чернаводском мосту,а также видно оторванное и загнутое во внутрь крепление моста.
https://c.radikal.ru/c15/1909/43/8f1050513d61.jpg
Пароход Stefan cel Mare
https://a.radikal.ru/a01/1909/36/4257385356f0.jpg
Пароход Grigore Manu

Отредактированно Кибардин Г.А. (06.09.2019 11:17:27)

#23 04.09.2019 16:51:43

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 5487




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Кибардин Г.А. написал:

#1377875
о разрушении Чернаводского моста в результате этого налёта до сих пор настойчиво пишут в российской исторической литературе

При этом еще и утверждают, что  "по фотоснимкам удалось установить, что в результате бомбометания была полностью разрушена одна ферма моста".

#24 04.09.2019 18:08:46

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Unforgiven написал:

#1377968
При этом еще и утверждают, что  "по фотоснимкам удалось установить, что в результате бомбометания была полностью разрушена одна ферма моста".

век живи,век учись..


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#25 06.09.2019 11:23:19

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Боевые действия авиации Черноморского флота в 1941 году

Кибардин Г.А. написал:

#1369180
Современные румынские источники приводят следующие данные

А что подразумевается под "современными румынскими источниками"? Появилось ли что-то типа известного 3-томника 90-х годов, но более современное?
Было ощущение, что румыны не очень любят ходить в свои архивы.

Страниц: 1 2 3


Board footer