Сейчас на борту: 
Буйный,
Сибирский Стрелок
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 19.08.2019 07:18:48

turkish
Забанен




Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

2

Ю. Мацусита. Авианосец Сёкаку погибает у Мариан. т.1, ч.4. изд. Ниппон бунгэй, серия Современное чтение, 1956 г.

                              https://d.radikal.ru/d35/1908/98/54aa98f99b9d.jpg                    https://c.radikal.ru/c27/1908/32/509bacff5ee2.jpg
                                                 Штаб округа Йокосука                                                                 Штаб авиаполка Оппама

Учебка

После трех месяцев в учебке ВМС округа Йокосука весной предвоенного сорок первого года я готовился уйти в строевую часть, но с разочарованием был расписан на доподготовку в авиаполк Оппама. Я знал, что война – работа для настоящего солдата. Мы слышали о боях в Шанхае, где успел понюхать пороху морпехом взводный Тэрасима. Впервые я обратился к нему сразу после прихода в полк в прокуренной комнате инструкторов:

- Хантё, дзэхи дзиссибутай ни ятте кудасай! (Командир, прошу отправки на фронт!) 

- Коноярро, намаики юна! Омээтати-но маку ка ё!! (Урод, посмотри на него! Кому ты там нужен, обезьяна!) – сплюнув, доходчиво ответил взводный. Через короткое время он сам ушел старшиной на авианосец Кага и в горячем сорок втором погиб на нем у атолла Мидуэй.

Полк был основной частью корабельного техсостава авиации. Старшины с опытом Китая приступили к дедовщине уже на второй день. После изнурительной подготовки бачкование и ужин в роте проходили в страхе перед палочной дисциплиной. Перед поверкой на взлетку выходил ротный старшина с ножевым шрамом на лице.
                                https://d.radikal.ru/d11/1908/71/543bbfc14aad.png                https://c.radikal.ru/c02/1908/e1/7fb45a1d3206.gif
                                                Повара на камбузе                                                                          Прием пищи

Кикэ! Cюрё ситараба, соин кампан сейрецу!! (Прием пищи закончить! Построение!).

От голоса главстаршины у молодых бегут мурашки, слышен грохот сдвигаемых столов. Группы строятся на взлетке, годки командуют:

Данихан сейрецу!! (Второй взвод, равняйсь!)
Дайсанхан... (Третий... равняйсь!)
Дайгохан... (Пятый... равняйсь!)

Секунда, и слышно как в кубрике летает муха. В тишине звучит доклад:

- Дайни бунтай сейрецудзуми!! (Вторая рота построена!)

Старшина не удостаивая никого взглядом, ходит по взлетке, где начинают летать палки годков. Лупцевание продолжается по часу, упавших обливают из ведра и продолжают лупить под брань главстаршины:

- Тикагоро омэтатино ёсу-о миру то наника вакаран га тарэдарэ ситэру! Орэтати га амаякасите иру ка, омэтатига дзикёкунинсики-о какэтэру. Има иттай доитта токи дэ ару ка орэтатига ититито ивадзу вакарикиттэру даро. Дзэнсэн дэ тига мидорони натте моноо кангаэте миро! Соно тарэтэ иру сейсин ни нецутецу о ирете яру дзо!! (Я не буду повторять дважды! Я не понимаю, кто расслабился и почувствовал себя как дома! Кому, бля, нужно повторить, что прямо сейчас на фронте льется кровь! Если кто решит расслабиться, буду выжигать каленым железом!)

                              https://b.radikal.ru/b14/1908/6e/df85482ce9a8.gif
                                                Катер с пополнением в море     

Все когда-то заканчивается, даже береговая дедовщина. После доподготовки я и стармос Ямамото были отправлены в округ для оформления на корабль. Повидавшись с приехавшими родителями и получив копию приказа с указанием отправки на АВ «Сёкаку» из округа я сразу вернулся в полк. В день отправки в строю дивизиона мы попрощались со старшинами и погрузились в грузовики. Грузовики доставили пополнение к волнолому рейда Оппамы, откуда катерами новобранцев перебрасывали на полуостров Идзу, где в бухте курорта Атами стояли авианосцы. Несмотря на влажную южную жару, мы спешили насладиться ярким утром и лазурью утреннего океана.  Желание сбылось - я еду в боевую часть, но страх годковщины не отпускает. В морских брызгах исчез волнолом Оппамы, катер углубился в океан, рассекая буруном водную гладь. Прибыв через три часа в бухту Атами, на рейде острова Хацу мы увидели бесчисленные ряды кораблей в серой военной окраске. Ямамото ткнул меня кулаком:

- Ой, миро ё. Аре га Сёкаку нанда! (Эй, глянь - вон Сёкаку!) - среди рядов темнела грозная громада
- Э-э, арэга на! Дзуйбун дэккай ндана! (Здоровая дура!) – я поразился огромным размерам авианосца на фоне немаленьких кораблей.
- Одоройтаро, моттомо! Хадзимете дзя атаримаэ да. Орэ вана гисо ситэта токини иппэн бунтайтёто иссёни итта кото анда! (Я на нем был со старшиной еще в заводе! Когда первый раз увидел, сам обалдел!) - Ямамото ходил в любимчиках старшины, ему везло на события в серых курсантских буднях.

Поднимая бурун, катер ошвартовался у серого борта. Экипаж с высоты рассматривал пополнение, которое пулей взбегало на борт стальной громадины. Со скаткой в двадцать килограммов по стальному трапу с дрожью в ногах я взбежал на железо:

- Мама, папа! Обещаю Вам, что стану тут настоящим военным! - прошептал я про себя, но в голове крутилась другая мысль:
- Кокодэ куби цуро ка? (Вешайся!)

Отредактированно turkish (23.08.2019 09:04:02)

#2 19.08.2019 07:19:28

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Служба
                                 https://d.radikal.ru/d22/1908/66/948d66b34136.jpg                https://a.radikal.ru/a07/1908/2d/b2b288092123.png
                                                      Арткомплекс ПВО                                                                  Батарея МЗА

Всего из учебки пришло восемьдесят человек. На второй день нас развели по группам, провели инструктаж и выдали красную повязку молодого матроса. Несмотря на приписку к ТЭЧ, я был назначен трюмным подающим дивизиона МЗА. Жилые помещения были сосредоточены на средней палубе - где-то в механической БЧ служил мой земляк, главстаршина Такахаси. В суматохе карасевки я так и не смог пробраться в  кубрик механиков. В один из вечеров вечер я даже удрал с корабельного концерта, но не нашел земляка в незнакомых коридорах. Расположение кубриков я узнал только через несколько недель, а через месяц старшина сам как-то вечером зашел к нам в дивизион.
После недели карасевки нам позволили снять повязку и расписали по корабельным дивизионам. Что на корабле было  так же, как в учебке, так то, что постоянно нужно было следить за отданием чести старшинам и офицерам.

Комдив провел нас по кораблю, разъяснив порядок дивизионов. С первого четвертый дивизион шла  артБЧ (№1–2 – арткомплексы ПВО, №3-4 – арткомплексы МЗА), до седьмого – ТЭЧ (авиационный, оружейный и электротехнический дивизионы). Построив дивизион на верхней палубе, комдив объяснил что задача ста стволов дивизиона МЗА не допустить противника непосредственно к кораблю.

- Корэга кокакухо да! Омээтати ва, коно тайкуин тоситэ, тэкино сюгеки ёри вага кан-о мамору хайти дадзо!! Ий ка? (Повторять не буду, внимайте! Это наш арткомплекс ПВО! От вашей работы на нем и умения сбивать противника зависит безопасность всего экипажа!).

Корабль щетинится шестнадцатью стволами арткомплекса, на наших глазах ведутся отработки расчетов. Я был ошеломлен, когда комдив довел нам, что численность экипажа две тысячи человек, но по некомплекту на борту находилось не более тысячи семисот  – в нашем родном селе жило меньше тысячи человек. 

                                 https://d.radikal.ru/d17/1908/e9/b8e7043c9dcc.png
                                                     Подъем флага

Какой бы тяжелой ни была учебка, мало общего она имеет с корабельной службой. Корабельный подъем в шесть: за пять минут звучит трансляция, после чего в шесть секунда в секунду вылетаешь из гамака, сворачиваешь его и гамак годка и мухой делаешь приборку кубрика. Поверка в десять минут седьмого - после построения и зарядки по громкой связи звучит приказ:

- Суйхей, кампан араэ!! (Утренняя приборка!)

Утренняя приборка самая тяжелая. Молодые попарно тащат тяжеленные обрезы с водой, остальные драят проходы до трюмной палубы. В каждом проходе за спиной годки с шестигранными палками и отборной бранью:

- Осой дзо!! (Шибче, мля!)
- Коноярро, кэцу такай!! Урод, кто жопу задрал?!) – по хилой ягодице от здорового годка тут же прилетает палка-выручалка.

Полы и медяшка надраены до блеска, молодые хватают широченные флотские тряпки и вытирают проходы насухо. Сзади все время палки и годки:

- Осээ!! (Быстрее, сука!)

После сухой приборки группы повзводно идут в умывальник. Впереди умываются годки, но вода на корабле на вес золота, и молодым ничего не достается. Немытая шея карася – выговор старшинам, за что молодой вечером получит палок. В семь экипаж строится на флаг и гюйс. В присутствии коменданта под звуки горниста комендантский взвод в полной выкладке поднимает флаг. Это самое торжественное время суток и единственная передышка перед напряженным днем, как и прием пищи с пятнадцати минут восьмого. Во время завтрака по трансляции вахтенный помощник доводит суточный план – в восемь развод.

                  https://a.radikal.ru/a16/1908/25/4cebc2c84bde.png                                https://a.radikal.ru/a07/1908/59/3a5abd4a9137t.jpg
                                             Бачкование                                                                                               Прием пищи на корабле

Отработки в дивизионе жестче других БЧ. Меня приписали номером пулеметного расчета, позже номером батареи МЗА. Пулеметных станков ПВО четыре на весь корабль, мой на надстройке. В нос и корму от надстройки виднелись большие подъемники, которыми доставлялась на палубу авиатехника – всего у нас более восьмидесяти машин. Собачья работа  молодых – подача боезапаса из трюмов, куда попал и я. Боезапас находился в  трех отсеках с корабельной вентиляцией, откуда в самую сильную жару дул холодный воздух. Деревянные укупорки по полметра весом в двадцать пять килограммов были разложены в двухметровые штабеля. В укупорках продолговатые картонки под однодюймовые патроны. Многокилограммовые укупорки необходимо бегом таскать по стальным трапам, для чего требуется немалая физическая сила. В ходе отработок надо было приучиться быстро таскать боезапас и запомнить дорогу из трюмов до расчета. Ежедневно отрабатывались заедание орудия, поломка систем наведения и работа в химзащите с жестовыми командами.

Через месяц я был переназначен вторым номером спаренного станка МЗА, отвечая за левый кранец. Равенством в дивизионе не пахло – молодые и в шторм, и качку набивали шишки в трюмах, безостановочно бегая по стальным трапам с тяжеленными ящиками. Ветераны же шли непосредственно в бой, но имели возможность видеть море и полеты авиации, особенно в солнечную погоду. Как бы быстро ни работал расчет, последнего из трюмов ждали палки и поднимание укупорки до изнеможения. Уронишь на палубу – укупорка сдетонирует, замешкаешься – по заднице прилетает палка-выручалка.

После ужина и спуска флага в отсеках холодящий страх вечерней поверки. Страх внушает не обход, а проверка годков. Каждый годок по причине и без пускает в ход граненую палку, перед поверкой палки так и мелькают в свете отсеков. После месяца в кубрике с годками ягодицы и спины молодняка в таких мозолях, что менее трех ударов считается, что тебя почесали. Куда страшнее встретиться взглядом с озлобленным годком.

Без четверти девять проверка на живучесть. По трансляции разносится:

- Дзюнкен дзюгомаэ!! (Пятнадцатиминутная готовность!)

В отсеках и кубриках тишина, слышно только чье-то покашливание и удары волн в стальные борта.  И через много лет в голове эхом гремит трансляция ровно в девять:

- Дзюнкен кирицу!! (На поверку!).

Полутемные отсеки с фонарями осматривают старпом, вахтенный помощник и комендантский взвод.

- Дзюнкен овари! Табакобон дасэ! (Конец поверки! Вечерний перекур!)

В ясную погоду пепельницы ставятся на палубе, в шторм - внизу, у гальюнов. Комсостав предпочитает гражданские сигареты и латунные зажигалки, матросы от спичек прикуривают флотскую «Славу» из корабельного чипка. Отбой комсостава в одиннадцать, матросов и старшин в десять (летом на полчаса позже). После отбоя по трансляции, многие сонно покидают гамаки, куда забрались несколько минут назад - за счет короткого сна заняться личными делами после отбоя. Дела делаются, не нарушая тишины кубриков - в ночных корабельных проходах бдят комендантские посты.

                           https://a.radikal.ru/a27/1908/02/159be12316ba.png                                           https://a.radikal.ru/a29/1908/89/ee334a2bd622.png
                                                        Перекур                                                                                               Самокрутки «Слава»
                           https://d.radikal.ru/d24/1908/68/d58a83858f53.png                        https://b.radikal.ru/b25/1908/26/e8c4953b7001.png
                                                  Офицерская «Летучая мышь»                                                                   Офицерская зажигалка

Отредактированно turkish (23.08.2019 17:59:10)

#3 19.08.2019 07:19:55

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

2

Бои в Коралловом море
В сорок втором году заместителем командующего 4-го Флотом по авиации был назначен вице-адмирал Такаги, под чьим командованием наша пятая дивизия вынесла тяжесть боев за Новую Гвинею. Командующий считал, что мы должны превзойти вторую дивизию, но после сорок второго года военная удача не поворачивалась к нам лицом. Наш корабль внешне сильно напоминал погибшие корабли второй дивизии, но наше водоизмещение было в полтора раза больше (двадцать шесть тысяч тонн у нас против семнадцати у Хирю).

Весной сорок второго в Коралловое море Новой Гвинеи для противодействия нам подошли огромные авианосцы Йорктаун и Лексингтон (двадцать и тридцать тысяч тонн). Историки считают, что это была первая авианосная война, но тогда мы просто тянули тяжелую корабельную лямку. Не уступая противнику в решимости, в первом же бою мы потеряли наш легкий авианосец Сёхо, который погиб, получив десять торпед в борт и пять прямых бомбовых попаданий сверху. Горя жаждой мести за товарищей, пикировщики и торпедоносцы дивизии поднимались в небо до заката, но так и не смогли найти противника в море.

                               https://b.radikal.ru/b39/1908/e8/11d6773c381d.jpghttps://a.radikal.ru/a43/1908/4c/86b910e4fb8a.jpg
                                                                                             Гибель АВ Сёхо                                                                                       

                                                                   https://d.radikal.ru/d26/1908/5f/5d5724d63c26.png
                                                                                           Взлет корабельного пикировщика

И сейчас помню, с каким трудом разлеплялись веки теплой весенней ночью седьмого мая, через день после гибели экипажа Сёхо. С рассветом я и годок Есиока несли визирную вахту батарейной наводки, через окуляры ища противника в перистых разывах облаков. В красных от недосыпа глазах стояло утреннее море Новой Гвинеи. Стрелки подошли к семи, когда в утреннем небе показалась эскадрилья - я уже кричал в трубку батарейного поста:

-Тэки канко-о!! (Возду-ух!)

По трансляции разнеслись горны воздушной тревоги, задвигались стволы арткомплексов. Эскадрилья вынырнула из щели в облаках, словно стая стервятников. 

- Кусо, кой!! (Ближе, гады!)
- Сягеки хадзиме-е!! (Ого-онь !) -  правый борт дал первый залп.

Тройки начали пикирование, ордер покрыли водяные столбы от града полутонных бомб. Над палубой раздался визг осколка - стармос Ёсиока упал с разорванным горлом прямо передо мной. Дивизия на полном ходу резала лазурь моря сквозь мелькающие тени самолетов, столбы воды и дым разрывов. Часть эскадрилий плавно зашла в нос - это подошли торпедоносцы. Небо с безумным грохотом чертили дымные трассы: спонсоны ПВО и МЗА вели беглый огонь. Пробный налет занял у противника не более двадцати минут,

Через полчаса пошел второй, еще более безжалостный налет на избитую дивизию. Показывая боевой опыт, противник делает заход с мертвых углов от солнца, слепя глаза расчетам. Носовые расчеты до боли вглядывались в голубеющее небо: задача противника превратить нас в пыль этим ярким весенним днем. Девятым валом на нас навалились десять эскадрилий. Группы заходят сверху и в лоб с резким отворотом, целя торпедами в широкий борт. Сменивший погибшего Ёсиоку старшина Ямагути чуть не разбил кулаком окуляры визира: 

Тикусё! Кондо косова умини татакиконде яру!! (Вот он, гад! Вали его в море!) – носовые автоматы выплюнули снопы яркого огня. - Ё-ошь! Конаттара иккидзю иккигэцуй дадзо!! (Давай-давай, по машине с каждого ствола!!)

- Попадание в корпус!

Одна бомба разорвалась на миделе левого борта, вторая ближе к спонсону ПВО. Нас сбило с ног горячей волной - сквозь гул в голове и вкус крови во рту, я увидел, что спонсон разворотило в клочья. Третий номер Миноура, рядом со мной прикусил губы в отчаянии: от расчетов носового арткомплекса остались только пятна крови на горячем рваном металле.

Так же внезапно трассы и водяные столбы сместились в сторону, эскадрильи с переворотом уходили в сторону, пикируя  на соседние марсы. Корабль продолжал бешеный огонь - арткомплекс ПВО бил завесой над водой, МЗА работала по всем, кто попадал в поле зрения. Подносчики на подгибающихся ногах подносили тяжеленные укупорки, расчеты не отпускали гашетки ни на секунду - стоило прерваться, и мы бы получили новое  попадание. Все же огонь начал слабеть, потери расчетов были велики. Крики стихали, на палубе лежали убитые, наш визирный пост прекратил целеуказание. Чувствуя затишье, по палубной трансляции понеслись доклады БЧ живучести:

- Кансю, дзёкампан хасо-он!! (Повреждение корпуса в районе полетной палубы!!) 

По палубе забегали люди, но дивизионы ПВО не могли позволить себе расслабиться. Всматриваясь в море и небо, мы ждали следующую волну огня и смерти. И она не заставила себя ждать.


                           https://b.radikal.ru/b17/1908/fe/8c8f0070d626.jpghttps://c.radikal.ru/c21/1908/7d/a8814373e08b.jpg
                                                                                                                           Попадания в АВ Сёкаку

                          https://c.radikal.ru/c32/1908/2f/8cc76a574a98.gif           https://c.radikal.ru/c39/1908/08/92c269437612.gif
                                            Работа расчета МЗА                                                               Патроны МЗА                     

Оригинал
https://kamikaze.wiki.fc2.com/wiki/
Фотографии
http://cb1100f.b10.coreserver.jp/ikou_m … yuu_1.html
http://cb1100f.b10.coreserver.jp/ikou_m … yuu_2.html
https://nihonmasamasa.militaryblog.jp/e463306.html
https://japaneseclass.jp/img/軍&# … 0;こ

Отредактированно turkish (26.08.2019 12:41:10)

#4 23.08.2019 00:27:05

UBL
АдмиралЪ
admiral
stasik3
Сообщений: 4212




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish  -камрад, спасибо !
Охрененно !

#5 23.08.2019 06:28:17

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

UBL написал:

#1376195
Охрененно !

Спасибо за отзыв. Это пока проба пера, не все получается. Возможно, когда-то хватит сил на продолжение.

#6 23.08.2019 13:46:21

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish
Забавное описание, спасибо.
Жалобы "молодого" как его угнетали на службе "дедушки" :)

Только, сдаётся, Мацусита-сан малость "заливает", как говорят на флоте ;)

Ну, вот:

turkish написал:

#1375511
Собачья работа  молодых – подача боезапаса из трюмов, куда попал и я. Боезапас находился в  трех отсеках с корабельной вентиляцией, откуда в самую сильную жару дул холодный воздух. Деревянные укупорки по полметра весом в двадцать пять килограммов были разложены в двухметровые штабеля. В укупорках продолговатые картонки под однодюймовые патроны. Многокилограммовые укупорки необходимо бегом таскать по стальным трапам, для чего требуется немалая физическая сила. В ходе отработок надо было приучиться быстро таскать боезапас и запомнить дорогу из трюмов до расчета.

turkish написал:

#1375511
Молодые в шторм и качку набивали шишки в трюмах, безостановочно бегая по стальным трапам с тяжеленными ящиками.

На "Сёкаку" - как, впрочем, и на остальных японских авианосцах - были элеваторы боеприпасов, в том числе и 25-миллиметровых патронов.
Всего для них было 16 элеваторов. Половина из них (нижние элеваторы) подавала патроны из погребов на нижнюю палубу, где их вручную переносили к бортам корабля в верхние элеваторы, которые уже подавали патроны в перегрузочные отделения на самой верхней палубе, в непосредственной близости от самих автоматов.
Бегать по трапам никому не надо.

Или вот:

turkish написал:

#1375511
Уронишь на палубу – укупорка сдетонирует

Всенепременно сдетонирует!

По дивизионам тоже что-то непонятное. По известной боевой организации однотипного "Дзуйкаку" артиллерийскую боевую часть образовывали 3 дивизиона:
1-й - 12,7-см универсальные орудия
2-й - 25-мм автоматы
3-й - управления огнём и наблюдения.

Отредактированно Сидоренко Владимир (23.08.2019 13:47:10)

#7 23.08.2019 15:06:53

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376251
На "Сёкаку" - как, впрочем, и на остальных японских авианосцах - были элеваторы боеприпасов.

Подозреваю, что и отсеков боезапаса могло быть чуть больше трех...

Сидоренко Владимир написал:

#1376251
Всего для них было 16 элеваторов. Бегать по трапам никому не надо.

Если уж заставляли в противогазах подносить, могли разок вежливо попросить пробежаться по трапу.

Отредактированно turkish (23.08.2019 15:38:27)

#8 23.08.2019 15:17:07

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376251
По дивизионам тоже что-то непонятное.

Рядовой матрос только с берега мог в строю толком не уяснить доводимого состава БЧ.

Дословно в тесте примерно вот так:第一分隊、第二分隊が高角砲、第三分隊、第四分隊が機銃分隊、第五、第六、第七分隊が艦載機の整備分隊その他であった。

Отредактированно turkish (23.08.2019 15:44:31)

#9 23.08.2019 16:10:06

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish

turkish написал:

#1376261
Сидоренко Владимир написал:
#1376251
На "Сёкаку" - как, впрочем, и на остальных японских авианосцах - были элеваторы боеприпасов.

Подозреваю, что и отсеков боезапаса могло быть чуть больше трех...

Да, так.
Плюс у авиационных боеприпасов свои погреба.

turkish написал:

#1376261
Сидоренко Владимир написал:
#1376251
Всего для них было 16 элеваторов. Бегать по трапам никому не надо.

Если уж заставляли в противогазах подносить

Отработка нормативов в химзащите - это стандартная практика всех мировых флотов.

turkish написал:

#1376261
могли разок вежливо попросить пробежаться по трапу.

Могли. Даже если элеватор будет разбит попаданием бомбы - то и тогда проще воспользоваться соседним рабочим элеватором и пополнить запас патронов своей группы (батареи) автоматов, чем посылать людей вниз на 7 палуб, в погреба. Это просто очень долго.
А вот показать дорогу в погреб и заставить молодого матроса её выучить - это жизненная необходимость. Так что может пару раз и прошёл с патронным ящиком. Но чтобы на это тратить всё время боевой подготовки... как-то нерационально. Матросу и так надо много чего изучить.

turkish написал:

#1376264
Сидоренко Владимир написал:
#1376251
По дивизионам тоже что-то непонятное.

Рядовой матрос только с берега мог в строю толком не уяснить доводимого состава БЧ.

Дословно в тесте примерно вот так:第一分隊、第二分隊が高角砲、第三分隊、第四分隊が機銃分隊、第五、第六、第七分隊が艦載機の整備分隊その他であった。

Да, я прошёл по ссылке, посмотрел.
Ну, воспоминания они и есть воспоминания :)

Вот там про воду для умывания, что мол молодым не доставалось.
Ну, пресную воду на боевых кораблях экономят, это верно.
Но забортную воду не экономят, она в умывальниках постоянно. Никакие нормальные старшины не дадут молодому матросу ходить грязным. Ему могут не дать спать, но он постирает свою форму и вымоет свою шею :)

#10 23.08.2019 17:43:17

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376270
Ну, воспоминания они и есть воспоминания

Безусловно. В первую очередь, конечно, интересна атмосфера.

Сидоренко Владимир написал:

#1376270
Но забортную воду не экономят, она в умывальниках постоянно.

Какая вода в умывальниках была в надводных силах ВМС Японии, сказать не могу.
В гальюнах ПЛ Самообороны на смыв забортная.
Что могли экономить для тонуса  вновь прибывшего состава, это время утренней помывки.

Отредактированно turkish (23.08.2019 18:00:04)

#11 23.08.2019 17:54:23

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376251
Мацусита-сан малость "заливает"

У меня сложилось впечатление, что у него по какой-то причине многое смешалось. В ВМС Японии поощрялась ротация личного состава по специальностям, но вряд ли до такой степени. Из текста так и не понятно, куда конкретно он был приписан. То это учебка авиатехников и корабельная ТЭЧ, то это пулеметная рота, то дивизион МЗА. А окончилось все якобы визирной вахтой ПВО, где нужна приличная квалификация, которую одними палками не получить. Возможно, он многое выпустил в тексте из своей подготовки, или это есть в других частях книги.

Отредактированно turkish (23.08.2019 18:01:32)

#12 24.08.2019 03:22:41

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish

turkish написал:

#1376281
Сидоренко Владимир написал:
#1376270
Ну, воспоминания они и есть воспоминания

Безусловно. В первую очередь, конечно, интересна атмосфера.

Ага. Жуууткая атмосфера :)
Правда, когда он сам после госпиталя стал старшиной в учебном отряде - атмосфера сразу стала нормальной ;)

turkish написал:

#1376281
Сидоренко Владимир написал:
#1376270
Но забортную воду не экономят, она в умывальниках постоянно.

Какая вода в умывальниках была в надводных силах ВМС Японии, сказать не могу.
В гальюнах ПЛ Самообороны на смыв забортная.
Что могли экономить для тонуса  вновь прибывшего состава, это время утренней помывки.

Время определено распорядком дня, его не сократишь.

turkish написал:

#1376284
Сидоренко Владимир написал:
#1376251
Мацусита-сан малость "заливает"

У меня сложилось впечатление, что у него по какой-то причине многое смешалось.

Вполне возможно. Вообще характерный признак мемуаров.

turkish написал:

#1376284
В ВМС Японии поощрялась ротация личного состава по специальностям, но вряд ли до такой степени. Из текста так и не понятно, куда конкретно он был приписан. То это учебка авиатехников и корабельная ТЭЧ, то это пулеметная рота, то дивизион МЗА. А окончилось все якобы визирной вахтой ПВО, где нужна приличная квалификация, которую одними палками не получить. Возможно, он многое выпустил в тексте из своей подготовки, или это есть в других частях книги.

Ну, он пишет, что на корабле он сперва был распределён в дивизион зенитных орудий на подачу в погреба боезапаса (私の配置は、最初高角砲分隊の弾薬庫であった。)
Потом был переведён на подачу в дивизион МЗА (правда, он при этом пишет чего-то о спаренных 13,2-мм пулемётах, которых на "Сёкаку" отродясь не было).
Потом был назначен заряжающим (левый второй номер) на зенитный автомат.
А в бою в Коралловом море он уже наблюдатель на КП ПВО.

Ну, и жаргонизмы странноватые: "взлетка", "карасевка", "стармос"... у нас так не говорят :)

#13 24.08.2019 05:35:10

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376344
Ага. Жуууткая атмосфера :) Правда, когда он сам после госпиталя стал старшиной в учебном отряде - атмосфера сразу стала нормальной

У страха глаза бывают великоваты. У меня до второй части руки пока не дошли, может быть попозже.

Сидоренко Владимир написал:

#1376344
Ну, он пишет, что на корабле он сперва был распределён в дивизион зенитных орудий на подачу в погреба боезапаса (私の配置は、最初高角砲分隊の弾薬庫であった。)

Этот момент я пропустил, посчитав, что он попал сразу в МЗА (видимо, принял 高角砲 за 高角機銃). В таком случае получается, что он успел побывать во всех дивизионах, кроме того, который по специальности (ТЭЧ).   Как именно была устроена подача к калибру ПВО на авианосцах не могу сказать, но он говорит, что ему поставили задачу доставлять из отсеков к расчетам пятидюймовые снаряды, что выглядит не очень понятно.
(この高角砲の弾丸を、一番下の弾薬庫から射撃の位置まで安全にしかも迅速に届けるのが、私たちの任務であった。).

Сидоренко Владимир написал:

#1376344Потом был переведён на подачу в дивизион МЗА (правда, он при этом пишет чего-то о спаренных 13,2-мм пулемётах, которых на "Сёкаку" отродясь не было).
Потом был назначен заряжающим (левый второй номер) на зенитный автомат.

Да, сначала речь идет о надстроечном пулеметном расчете, потом станок МЗА. При этом про отработки в дивизионе ПВО и на пулеметном расчете в тексте ничего нет, только про переноску дюймовых патронов в укупорках. У меня сложилось впечатление, что он должен был быть приписан к МЗА,  а остальные посты и дивизионы ему, возможно, показывали.

Сидоренко Владимир написал:

#1376344А в бою в Коралловом море он уже наблюдатель на КП ПВО.

Я сначала обозначил сикисё как КП ПВО, посчитав, что речь идет о крыше надстройки, но потом заменил на визир (один из батарейных ВМЦ-95 МЗА). Насколько я понимаю, сикисё - это полноценный КДП или визирный пост, наблюдатель на КП был бы,скорее,  михарисё. Могу ошибаться, конечно. 

Сидоренко Владимир написал:

#1376344
Ну, и жаргонизмы странноватые: "взлетка", "карасевка", "стармос"... у нас так не говорят

"Взлетка" - центральный проход между койками в береговом расположении, "карасевка" - КМБ, "стармос" - старший матрос.

Отредактированно turkish (24.08.2019 06:21:16)

#14 24.08.2019 07:10:09

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish

turkish написал:

#1376346
Сидоренко Владимир написал:
#1376344
Ага. Жуууткая атмосфера  Правда, когда он сам после госпиталя стал старшиной в учебном отряде - атмосфера сразу стала нормальной

У страха глаза бывают великоваты.

Ага. А потом слушатели/читатели таких воспоминаний думают, что это на самом деле так было :)

turkish написал:

#1376346
Сидоренко Владимир написал:
#1376344
Ну, он пишет, что на корабле он сперва был распределён в дивизион зенитных орудий на подачу в погреба боезапаса (私の配置は、最初高角砲分隊の弾薬庫であった。)

Этот момент я пропустил, посчитав, что он попал сразу в МЗА (видимо, принял 高角砲 за 高角機銃). В таком случае получается, что он успел побывать во всех дивизионах, кроме того, который по специальности (ТЭЧ).   Как именно была устроена подача к калибру ПВО на авианосцах не могу сказать, но он говорит, что ему поставили задачу доставлять из отсеков к расчетам пятидюймовые снаряды, что выглядит не очень понятно.
(この高角砲の弾丸を、一番下の弾薬庫から射撃の位置まで安全にしかも迅速に届けるのが、私たちの任務であった。).

Подача 12,7-см боезапаса устроена была так:
https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2019/08/ef2b91654d75695fbadc7c1313c38a68.jpg

https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2019/08/c822e09d2167d3d98baa6d4c2268914b.jpg
Стрелочками показано движение патронов на подаче.
(Это "Хирю" но принцип один и тот же, только на "журавлях" элеваторы были двойными).

turkish написал:

#1376346
Сидоренко Владимир написал:
#1376344Потом был переведён на подачу в дивизион МЗА (правда, он при этом пишет чего-то о спаренных 13,2-мм пулемётах, которых на "Сёкаку" отродясь не было).
Потом был назначен заряжающим (левый второй номер) на зенитный автомат.

Да, сначала речь идет о надстроечном пулеметном расчете, потом станок МЗА. При этом про отработки в дивизионе ПВО и на пулеметном расчете в тексте ничего нет, только про переноску дюймовых патронов в укупорках. У меня сложилось впечатление, что он должен был быть приписан к МЗА,  а остальные посты и дивизионы ему, возможно, показывали.

Или же он последовательно послужил на нескольких смежных должностях для лучшего их освоения и в целях выработки взаимозаменяемости личного состава внутри боевой части.

turkish написал:

#1376346
Сидоренко Владимир написал:
#1376344А в бою в Коралловом море он уже наблюдатель на КП ПВО.

Я сначала обозначил сикисё как КП ПВО, посчитав, что речь идет о крыше надстройки, но потом заменил на визир (один из батарейных ВМЦ-95 МЗА). Насколько я понимаю, сикисё - это полноценный КДП или визирный пост, наблюдатель на КП был бы,скорее,  михарисё. Могу ошибаться, конечно.

Ну, из его описания вообще сложно что-либо толком понять.

Но если говорить о японских авианосцах вообще и о "журавлях", то КП ПВО (<бо:ку: сикисё>) занимал верхний, открытый ярус островной надстройки. По боевой тревоге на нём находился старший артиллерист и командиры дивизионов зенитных орудий и МЗА. По периметру этого яруса устанавливались бинокуляры наблюдателей.
В тыльной части КП ПВО, по совместительству, располагался и один из КДП тип 94 - кормовой батареи левого борта 12,7-см зенитных орудий.
А вот визирные колонки 25-мм автоматов были расставлены по бортам ниже кромки полётной палубы рядом со своими автоматами (по одной колонке на 2 строенных автомата). На надстройке их не было.

turkish написал:

#1376346
Сидоренко Владимир написал:
#1376344
Ну, и жаргонизмы странноватые: "взлетка", "карасевка", "стармос"... у нас так не говорят

"Взлетка" - центральный проход между койками в береговом расположении, "карасевка" - КМБ, "стармос" - старший матрос.

Я это понял :) Другое дело что я никогда на флоте такого не слышал. Центральный проход между койками в береговом расположении (в кубрике училища) у нас так и был "средний (реже - центральный) проход" :)
КМБ заканчивается на берегу, ну, а "стармос" это я даже вообще не представляю :)
Тем более, что это в нашем флоте две ступени матросских званий, а в императорском флоте было четыре.

Отредактированно Сидоренко Владимир (24.08.2019 07:19:13)

#15 24.08.2019 10:20:20

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376348
А потом слушатели/читатели таких воспоминаний думают, что это на самом деле так было :)

Ну, надеюсь, большинство все же делают скидку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376348
Подача 12,7-см боезапаса устроена была так. Стрелочками показано движение патронов на подаче.
(Это "Хирю" но принцип один и тот же, только на "журавлях" элеваторы были двойными).

Спасибо, имел в свое время удовольствие прочитать, хотя не артиллерист.

Сидоренко Владимир написал:

#1376348
Или же он последовательно послужил на нескольких смежных должностях для лучшего их освоения и в целях выработки взаимозаменяемости личного состава внутри боевой части.

Да, вариант возможен. Довоенные ВМС весьма активно ротировали строевой комсостав, вне зависимости от специальности (механики несколько отдельная статья), поэтому и личный состав также, наверняка перебрасывали по кораблю. У меня, правда, возник вопрос, не много ли получилось смен дивизионов за полгода (осень сорок первого-весна сорок второго).

#16 24.08.2019 10:27:01

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

С сикисё не совсем ясно, насколько автор грамотно употребляет этот термин. У Т. Хасэгавы  в «Механизмах» крыша корабельного КП (КП ПВО) - боку сикисё  или дзёку тёкуэй сикисё  ( 防空指揮所 или 上空直衛指揮所, какой термин более официален, не могу сказать).

Насколько я знаю, у артиллеристов довоенных ВМС система наведения кратко делилась на сикисё ( 指揮所) и  хацурэйсё (発令所) - КДП и ЦАП. На авианосцах, если я не ошибаюсь, арткомплекс ПВО наводился при помощи побортных башенных КДП-94 (ВМЦ-94 со стереодальномером ДМ-94) с расчетом данных от ЦАС-92. МЗА наводилась вручную побатарейно ВМЦ-95 с сельсинными электроприводами (без автомата стрельбы).

Поскольку автор все же пишет, что приписан был к МЗА, то можно предположить визирную вахту на ВМЦ-95 (на АВ  Сёкаку, кажется, были открытые без башенок). Командир поста (сикикан) рядом с автором — старшина (дзёсо), что может быть похоже на батарейный визир. Можно предположить и вахту ВНОС на КП ПВО (окуляры), но оттуда далековато до палубы и спонсонов и должны где-то рядом быть офицеры (комдивы).

Меня, кстати, немного удивило, что у автора перед КП располагается авиаподъемник — он там точно по борту.

Отредактированно turkish (16.09.2019 20:49:31)

#17 24.08.2019 10:27:25

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376348 Я это понял :) Другое дело что я никогда на флоте такого не слышал. Центральный проход между койками в береговом расположении (в кубрике училища) у нас так и был "средний (реже - центральный) проход" :)
КМБ заканчивается на берегу, ну, а "стармос" это я даже вообще не представляю :)

Настаивать не буду. Знаю, что в училище использование сленга и вольности с терминами не слишком поощряются. «Караси» и «стармос» слышал в неофициальной обстановке. «Взлетка» - это сленг ДВОКУ 1980 гг., но они не совсем мореманы, а морпехи.

Сидоренко Владимир написал:

#1376348
Тем более, что это в нашем флоте две ступени матросских званий, а в императорском флоте было четыре.

Ну, это гражданский, если можно так выразиться, текст и форум. Для облегчения понимания хотелось все несколько приблизить к обычным реалиям. Безусловно, и у матросов должно быть четыре статьи, и учебка — это береговая бригада ВМС, и авиаполк не авиаполк, и округ не округ. Если соблюдать термины, лучше написать официальную ОШС, но задачи не стояло. Богу богово, а кесарю кесарево все же.

Отредактированно turkish (24.08.2019 10:44:16)

#18 24.08.2019 14:07:00

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish

turkish написал:

#1376369
Сидоренко Владимир написал:
#1376348
А потом слушатели/читатели таких воспоминаний думают, что это на самом деле так было

Ну, надеюсь, большинство все же делают скидку.

Вы слишком хорошо думаете о наших людях :)
Вот увидите - на Ваш перевод будут ещё ссылаться, говоря: - Ну, ничоси у японцев был жесткач! Вот - сам же японец написал!!! ;)

turkish написал:

#1376369
Сидоренко Владимир написал:
#1376348
Подача 12,7-см боезапаса устроена была так. Стрелочками показано движение патронов на подаче.
(Это "Хирю" но принцип один и тот же, только на "журавлях" элеваторы были двойными).

Спасибо, имел в свое время удовольствие прочитать, хотя не артиллерист.

Спасибо на добром слове :)

turkish написал:

#1376369
Сидоренко Владимир написал:
#1376348
Или же он последовательно послужил на нескольких смежных должностях для лучшего их освоения и в целях выработки взаимозаменяемости личного состава внутри боевой части.

Да, вариант возможен. Довоенные ВМС весьма активно ротировали строевой комсостав, вне зависимости от специальности (механики несколько отдельная статья), поэтому и личный состав также, наверняка перебрасывали по кораблю. У меня, правда, возник вопрос, не много ли получилось смен дивизионов за полгода (осень сорок первого-весна сорок второго).

М-м... Ну, это же предположение вызванное неконкретностью мемуара?
А так, собственно говоря, эти должности были такими, что не требовали какой-то особенной специализации. Взял ты из стеллажа 12,7-см выстрел и засунул его в элеватор или взял ты со стеллажа ящик с 25-мм патронами и засунул его в элеватор, принципиальна ли разница?
"Бери больше - кидай дальше
Пока летит - отдыхай".

Наблюдатель на верху? Так там тоже не нужно быть семи пядей во лбу - нужны хорошее зрение (бинокуляр в помощь) и внимательность.

turkish написал:

#1376371
Сидоренко Владимир написал:
#1376348
Но если говорить о японских авианосцах вообще и о "журавлях", то КП ПВО (<бо:ку: сикисё>) занимал верхний, открытый ярус островной надстройки. По боевой тревоге на нём находился старший артиллерист и командиры дивизионов зенитных орудий и МЗА. По периметру этого яруса устанавливались бинокуляры наблюдателей.
В тыльной части КП ПВО, по совместительству, располагался и один из КДП тип 94 - кормовой батареи левого борта 12,7-см зенитных орудий.
А вот визирные колонки 25-мм автоматов были расставлены по бортам ниже кромки полётной палубы рядом со своими автоматами (по одной колонке на 2 строенных автомата). На надстройке их не было.

С сикисё не совсем ясно, насколько автор грамотно употребляет этот термин. У Т. Хасэгавы  в «Механизмах» крыша корабельного КП (КП ПВО) - боку сикисё  или дзёку тёкуэй сикисё  ( 防空指揮所 или 上空直衛指揮所, какой термин более официален, не могу сказать).

Да, верно. У японцев подобный разнобой встречается даже на официальных чертежах кораблей.
Но смысл понятен и надо просто принять это.

turkish написал:

#1376371
Насколько я знаю, у артиллеристов довоенных ВМС система наведения кратко делилась на сикисё ( 指揮所) и  сирэйсё (指令所) - КДП и ЦАП.

"Cирэйсё (指令所)?"
Обычно <хацурэйсё> (発令所) - центральный артиллерийский пост.

turkish написал:

#1376371
На авианосцах, если я не ошибаюсь, арткомплекс ПВО наводился при помощи побортных башенных КДП-94 (ВМЦ-94 со стереодальномером ДМ-94) с расчетом данных от ЦАС-92. МЗА наводилась вручную побатарейно ВМЦ-95 с сельсинными электроприводами (без автомата стрельбы).

Поскольку автор все же пишет, что приписан был к МЗА, то можно предположить визирную вахту на ВМЦ-95 (на АВ  Сёкаку, кажется, были открытые без башенок). Командир поста (сикикан) рядом с автором — старшина (дзёсо), что может быть похоже на батарейный визир. Можно предположить и вахту ВНОС на КП ПВО (окуляры), но оттуда далековато до палубы и спонсонов и должны где-то рядом быть офицеры (комдивы).

Вполне возможно, но... очень неконкретное описание.

turkish написал:

#1376371
Меня, кстати, немного удивило, что у автора перед КП располагается авиаподъемник — он там точно по борту.

Так у автора много что удивляет :)

turkish написал:

#1376372
Сидоренко Владимир написал:
#1376348 Я это понял  Другое дело что я никогда на флоте такого не слышал. Центральный проход между койками в береговом расположении (в кубрике училища) у нас так и был "средний (реже - центральный) проход"
КМБ заканчивается на берегу, ну, а "стармос" это я даже вообще не представляю

Настаивать не буду. Знаю, что в училище использование сленга и вольности с терминами не слишком поощряются. «Караси» и «стармос» слышал в неофициальной обстановке. «Взлетка» - это сленг ДВОКУ 1980 гг., но они не совсем мореманы, а морпехи.

А, ДВОКУ! Знаю-знаю. Эти - могут :D

На флоте термин "взлётка" не употреблялся, а о полётной палубе что наших недоносков пр.1143, что настоящих авианосцев, так и говорили "полётная палуба" или "полётка" (ведь с неё не только взлетают, но на неё ещё обычно и садятся).

"Карась(и)" - да. В плавсоставе это до года службы (это при последней советской системе в 3 года срочной службы (а от года до полутора - "борзый карась")).
В офицерском училище, соответственно, 1-й год и 2-й год (но последнее определение употреблялось редко, ну, насколько я помню).

Ещё "караси" - это носки.
Старшина: - Всем перед сном постирать караси!
*позже* - Ты почему *мать-перемать* не постирал караси?! На гальюн!
(Команда "На гальюн!" означает, что виновный после общего отбоя отправляется драить казарменный гальюн. Как отдраит - моется и ложится спать. Чем быстрее управится - тем больше поспит).

Так что дело не в том, что поощрялось в училище или нет, а в том что было на флоте, а что флоту приписали сухопутчики.
Хотя... оскотинивание флота с начала 90-х я и сам застал, так что сленг мог где-то и видоизменится...

turkish написал:

#1376372
Сидоренко Владимир написал:
#1376348
Тем более, что это в нашем флоте две ступени матросских званий, а в императорском флоте было четыре.

Ну, это гражданский, если можно так выразиться, текст и форум. Для облегчения понимания хотелось все несколько приблизить к обычным реалиям. Безусловно, и у матросов должно быть четыре статьи, и учебка — это береговая бригада ВМС, и авиаполк не авиаполк, и округ не округ. Если соблюдать термины, лучше написать официальную ОШС, но задачи не стояло. Богу богово, а кесарю кесарево все же.

Спасибо за пояснение, замысел я понял.
Но вот тут я с Вами категорически не соглашусь. Ибо если подделываться под убогие понимания "гражданских", то они ещё больше уверятся в своей "правоте".
Их (гражданских) надо просвещать, учить и тянуть к знаниям.
Да, это непросто. Да, они будут упираться, но... "палка-выручалка" ;)

#19 24.08.2019 14:40:54

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376404
"Cирэйсё (指令所)?" Обычно <хацурэйсё> (発令所) - центральный артиллерийский пост.

Спасибо, поправил.  Сикисё (指揮所) - КДП, хацурэйсё (発令所) - ЦАП.

Отредактированно turkish (25.08.2019 03:39:20)

#20 24.08.2019 14:47:35

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376404
"Караси" в плавсоставе это до года службы (это при последней советской системе в 3 года срочной службы (а от года до полутора - "борзый карась")).
В офицерском училище, соответственно, 1-й год и 2-й год (но последнее определение употреблялось редко, ну, насколько я помню).

В русскоязычной традиции карасИ, в японоязычной - карАсу (вороны). Если верить книге Т. Умэкуры (https://www.amazon.co.jp/%E6%B5%B7%E8%B … 4769804806) личный состав, в отличие от комсостава, именовали еще дзёмпэра («гюйсы»).

#21 24.08.2019 14:56:49

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

-

Отредактированно turkish (24.08.2019 17:53:40)

#22 24.08.2019 15:01:02

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376404
Но вот тут я с Вами категорически не соглашусь.

Иногда говорят, что мудрость человечества сосредоточена в Боевых уставах, но не все считают необходимым жить по ним.

Отредактированно turkish (24.08.2019 15:22:13)

#23 25.08.2019 04:54:21

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish

turkish написал:

#1376421
Иногда говорят, что мудрость человечества сосредоточена в Боевых уставах

Интересное мнение, никогда такого не встречал :)

Спойлер :

#24 25.08.2019 13:59:39

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Калининград-Камчатка-Кубань
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 20162




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

turkish написал:

#1376421
мудрость человечества сосредоточена в Боевых уставах, но не все считают необходимым жить по ним.

Верное мнение в целом. Сразу вспоминается такой момент сражения под Москвой, где генштаб оценивая успешные действия бригады Катукова, которая за это стала 1-й гвардейской, особо отмечал успешные действия согласно боевого устава.

PS рассказ прочел с интересом.

Отредактированно Cobra (25.08.2019 14:01:38)


"Благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших, ввиду того что русское начальство, панически боясь потерь среди них, старается оберегает их от любых боевых столкновений, оставляя стоять в гаванях без пользы, зато свой москитный флот не жалеет и бросает его в огонь без всякой жалости" (с.) Эссен

#25 26.08.2019 03:31:32

turkish
Забанен




Re: Ю. Мацусита. Воспоминания о службе на АВ Сёкаку.

Сидоренко Владимир написал:

#1376517
Ответ на вопрос о 25-мм боезапасе уже не нужен, я правильно понял?

Спасибо, вопрос был второстепенный, поэтому решил не отнимать Ваше время. У Т. Хасэгавы в «Механизмах авианосцев» на стр. 260 есть разрез и схема элеваторов АВ Тиёда. На схеме виден идущий из трюма на палубу МЗА элеватор  в ДП (элеваторы калибра ПВО побортные), но не очень ясно расположение отсеков и схема переноски (и это не схема проекта Сёкаку).

Из вот этого момента

Сидоренко Владимир написал:

#1376404
Взял ты из стеллажа 12,7-см выстрел и засунул его в элеватор или взял ты со стеллажа ящик с 25-мм патронами и засунул его в элеватор, принципиальна ли разница?

я понял так, что из трюмного отсека патронные ящики по транспортеру поднимались на палубу МЗА, распаковывались в палубном отсеке и по мере необходимости подносились побортно к кранцам МЗА. У К. Мори в «Механизмах крейсеров», кажется, есть рисунок палубного кранца.

В любом случае, спасибо.

Отредактированно turkish (26.08.2019 05:33:13)

Страниц: 1 2


Board footer