Вы не зашли.
ВПинской флотилии был мобилизованный из НКРФ буксир "Москва" иКЛ "Кремль".Может быть у кого-нибудь есть сведения ифотографии. Буду благодарен за любую информацию.
Спасибо большое!
Боцман
Ув. Pinskflot владеет вопросом гораздо глубже меня, но раз он молчит... Пока примерно так: КЛ "Кремль" - бывший речной колесный буксирный пароход Днепровского речного пароходства, один из серии 400-сильных буксиров, строившихся в Киеве на з-де "Ленинская кузница" в 1933 - 1936 гг. (сам "Кремль" построен в 1933 г.) с широким применением электросварки. Проект, возможно, назывался СБ-16 (подтверждения этому в сборнике документов, относящихся к истории завода, я не нашел). Водоизмещение 220 т, размерения 56,4 (по другим данным 61,8) х 8 (12,8 по кожухам колес) х 1.1 м. ГЭУ котломашинная 400 (по другим данным 450) л.с., два колеса, скорость 8 уз. Вооружение: 2 х 120-мм/50, 1 х 76,2-мм/30 (Лендера), 2 счетверенных 7,62-мм пулемета. Мобилизован в конце июня 1941 г. , принят от Наркомата речного флота, переоборудован на заводе-строителе (завод к тому времени, если не ошибаюсь, носил №300) и 22.07.1941 г. вошел в состав Пинской военной флотилии. Потоплен 27.08.1941 г. в р-не Окуниново - Сваромье (в некоторых работах называется р-н с. Тарасовичи) прямым попаданием немецкой авиабомбы. 20.08.1947 г. поднят и сдан на слом. Последнее нуждается в проверке: немало днепровских кораблей и судов, по официальным данным разделанных на металл, до сих пор покоятся на дне.
С уважением -
Отредактированно Б.Г.Мот (04.01.2009 09:11:18)
С новым годом!
Не подскажете ли где найти ответы на следущие вопросы. В ноябре - декабре 1944 г. в Дунайской военной флотилии вошли 3 болгарских спомагательных тральщиков. Они числились как ЭМТЩ-659, 662 и 663. Не подкажете ли какой был номер тральной бригаде в то время.
Еще меня интересует что за корабли передал СССР в 1949 г. Болгарии на Дунае (официально числятся 10 бронекатера, по ними все более-менее ясно, хотя номер БКА проекта 1025 в советской дунайской флотилии неизвестен, 4 спомагательные катера и 4 КАТЩ). Вот что за катера именно и передал СССР непонятно. Болгарские справочники туманно говорят о том что катера были "сторожевые" катера типа "СК", хотя "СК" - это понятно не проект, а литерное обозначение. В "Противоминные корабли России и СССР 1914-1990 г." в разделе о трофейных катеров типа KFKсказано что некоторые из них были переданы союзникам в Юговосточной Европе. Нет ли гдето подробнее об этом?
33. "Ударный"
Речной монитор. Заложен 21.11.1930 г.
Спущен на воду 17.05.1932 г.
Вступил в строй 1.06.1934 г.
Водоизмещение: 252,5 т
Длина: 55,4 м
Ширина: 11,0 м
Осадка: 0,6 м
Мощность двигателей: 400 л.с.
Скорость: 9 / 7,5 уз.
Вооружение: 2 130-мм и 2 45-мм орудия,
4 7,62-мм пулемета.
Экипаж: 74 человека.
19 сентября 1941 г. мониторы Дунайской военной флотилии "Железняков" и "Ударный" (командир капитан-лейтенант М. Д. Прохоров), прикрывая отход наших войск за Днепр, обстреливали расположение войск противника в районе Ивановки. Подверглись атаке авиации противника. Зная, что средства ПВО на "Ударном" сконцентрированы в основном в корме, самолеты заходили с носовых углов и сбросили на корабль 13 бомб. От прямого попадания одной из них вышла из строя правая машина. Во время налета на "Ударном" закончился зенитный боезапас и противнику удалось достичь еще 11 прямых попаданий в корабль. Произошла детонация артиллерийских погребов главного калибра, и монитор затонул. Погибли 56 человек.
В 1963 г. корабль был обнаружен аквалангистами первой украинской подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии затонувший корабль аквалангисты спортивного клуба "Садко" из г. Николаева, в своем отчете отмечали, что "Ударный" стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе. Впоследствии эта башня была поднята и установлена в г. Николаеве перед Музеем судостроения и флота. В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Фактические координаты 46°25'N 31°53'E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра.
33. "Ударный"
Речной монитор. Заложен 21.11.1930 г.
Спущен на воду 17.05.1932 г.
Вступил в строй 1.06.1934 г.
Водоизмещение: 252,5 т
Длина: 55,4 м
Ширина: 11,0 м
Осадка: 0,6 м
Мощность двигателей: 400 л.с.
Скорость: 9 / 7,5 уз.
Вооружение: 2 130-мм и 2 45-мм орудия,
4 7,62-мм пулемета.
Экипаж: 74 человека.
19 сентября 1941 г. мониторы Дунайской военной флотилии "Железняков" и "Ударный" (командир капитан-лейтенант М. Д. Прохоров), прикрывая отход наших войск за Днепр, обстреливали расположение войск противника в районе Ивановки. Подверглись атаке авиации противника. Зная, что средства ПВО на "Ударном" сконцентрированы в основном в корме, самолеты заходили с носовых углов и сбросили на корабль 13 бомб. От прямого попадания одной из них вышла из строя правая машина. Во время налета на "Ударном" закончился зенитный боезапас и противнику удалось достичь еще 11 прямых попаданий в корабль. Произошла детонация артиллерийских погребов главного калибра, и монитор затонул. Погибли 56 человек.
В 1963 г. корабль был обнаружен аквалангистами первой украинской подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии затонувший корабль аквалангисты спортивного клуба "Садко" из г. Николаева, в своем отчете отмечали, что "Ударный" стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе. Впоследствии эта башня была поднята и установлена в г. Николаеве перед Музеем судостроения и флота. В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Фактические координаты 46°25'N 31°53'E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра.
Отредактированно Geomorfolog (06.01.2009 11:11:17)
Присоединяюсь к благодарностям за статью про заградители. По КЛ КРЕМЛЬ - насколько мне известно, в природе существует фото как буксира. К великому сожалению, пока что видеть не доводилось...
Не стоит благодарности: всего-то делов - выбраться в библиотеку (я живу и работаю на противоположном конце города), найти журнал, убедиться, что его не кастрировали "любители флота", снять ксерокопию (экз. единственный, домой не выдается), отсканировать ее, "вытянуть" и выложить .
В одном из официальных изданий о ВМФ СССР нашел вот такое фото, подписанное "Канонерская лодка на р. Припять".
Это, конечно, не "Кремль", но вполне возможно, что однотипная из Припятского отряда ПВФ. На мой взгляд то, что под ветками, гораздо больше похоже на киевский буксир, чем на "Передовой" и уж тем более на "Верный". Последние упоминаю на случай, если на фото вовсе не Припять
Отредактированно Б.Г.Мот (06.01.2009 12:20:17)
По поводу камуфлированной КЛ - уважаемый Б.Г.Мот, если отбросить географическую привязку - а почему Вы считаете, что это не может быть ПЕРЕДОВОЙ? (я не лезу в бесполезный спор, мне интересно Ваше мнение)
По фото КЛ типа БЕЛОРУСС - попадались только польские фотки. На данной картинке - осень 1939, ещё до введения в строй, корабль ещё в польском виде. Присоединяюсь к уважаемому Шарнхорсту - кто нибудь видел советские фото БЕЛОРУСС или ТРУДОВОЙ?...
Отредактированно Klaus (07.01.2009 19:07:19)
Уважаемый Klaus, спор с Вами не может быть бесполезным, хотя я не настолько владею вопросом, чтобы спорить с Вами. Вот мои соображения. Очевидно, что это не "Верный" - одна труба. Под ветками, набросанными на палубу, достаточно хорошо "читается" привальный брус - у "Передового" его либо не было вообще, либо он был не столь "развит". Угадывается фальшборт в носу - у "Передового" он был выше и короче. Дымовая труба ощутимо "завалена" назад - это как раз характерно для днепровских буксиров поздних серий, а у "Передового" дымовая труба на всех фото выглядит вертикальной. И, наконец, "уши" вентиляторов у самой дымовой трубы - точно такие же были на амурской КЛ-36, переоборудованной из 400-сильного буксира киевской постройки. КЛ типа "Димитров", упомянутые ув. Scharnhorst'ом, и есть те самые канлодки, к которым относился "Кремль" - переоборудованные буксиры киевской постройки, - но тут я не обольщаюсь: автор подписи к фото мог руководствоваться теми же догадками, что и я.
Ну и о "польках" - на фото, возможно, "Завзьонта", которую поляки взорвали столь капитально, что от нее в лучшем случае остались отдельные запчасти. Фото этих КЛ в Пинской флотилии я не видел. Может быть, их и нет в природе, хотя на основе чего появились утверждения о том, что после восстановления их вид кардинально изменился ? Была эфемерная надежда, что одна из этих лодок изображена на фото, которые выкладывал на Авиабазе ув. Доктор, однако, во-первых, оказалось, что эти фото сняты во время маневров КВО в 1935 г. (в это время все три "Z" благополучно пребывали в составе польской Пинской флотилии), а во-вторых, это оказался БКА №136 (впоследствии №206). Возможно, искомое фото окажется в книге ув. Pinskflot'а.
С уважением -
Отредактированно Б.Г.Мот (07.01.2009 21:08:45)
Уважаемый Б.Г.Мот, благодарю за высказанные Вами соображения.
По полькам - помнится, Стрельбицкий упоминал о снятии надстройки - как к этой информации относиться?... С другой стороны- на корабле 18м длиной куда втиснуть 3ю 76мм АУ...
Видимо, нет смысла, не имея достаточно конкретики, развивать данную тему - наплодим очередную альтернативу...
Отредактированно Klaus (08.01.2009 00:18:53)
И вот ещё... Решил всё-таки упомянуть. Лет 20 назад в гостях у одного старика встретил его приятеля - сказал, что был на Пинской флотилии. На расспросы кой-чего отвечал, страшно ругался, мол продали командиры нас немцам... Я пытался записывать, но беседа велась под бутылку, конкретики почти не было - служил, мол, на колёсном пароходе, из мобилизованных, возле трубы была здоровенная зенитка, были мелкие катера с ДШК, мониторы были сильно разные по размерам, упоминался некий монитор с башней, за которой опять-таки здоровенная зенитка торчала... На вопрос о наиболее опасном противнике - однозначно самолёты. Мол, его пароход утопили с воздуха. На вопрос, что было дальше - мать-перемать. Как звали старика - увы, запись не сохранилась. Сейчас уже не узнаешь...
Отредактированно Klaus (08.01.2009 00:45:28)
Klaus написал:
наплодим очередную альтернативу
Это точно. В свое время на Авиабазе я уже рисовал, как из из КЛ типа "Z" может получиться нечто похожее на БКА типа "Н". Был неправ, признаю.
С уважением -
Ув. Буйный. Про мемуары командира Риона АзВФ - Т. Перекрест "Не славы ради". Воениздат, 1970. 4 ордена. из них -2 Кр. знамени. из них - один на винте. Пишет. что видел. С уважением
Возвращаясь к теме КЛ "Кремль". Есть вот такое фото буксира "Донбасс" предыдущей серии (не удивляйтесь одному "с" в названии - это по-украински) из сборника документов к юбилею "Ленкузни". На мой взгляд все характерные признаки замаскированной КЛ налицо - привальный брус, фальшборт, дымовая труба и вентиляторы возле нее. Особенно если учесть, что следующая серия отличалась, в основном, цельносварным корпусом и более мощной машиной.
Кстати, если не ошибаюсь, буксир "Донбасс" был придан Пинской флотилии, не входя официально в ее состав.
Чтоб тема не угасала - подниму такой вопрос.
Как известно, командование флотами на протяжении Великой Отечественной войны менялось в минимальной степени - на три действующийх флота за всю войну насчитывается 4 командующих. С флотилиями (не только речными) ситуация противоположная. Неизменными оставались только командиры Пинской и Днепровской флотилий, остальных тасовали, где-то реже, где-то чаще. Особенно на Волге (5 командующих за неполных три года).
С чем это связано?
Scharnhorst написал:
С чем это связано?
Отличный вопрос - бум выяснять!
Scharnhorst написал:
Особенно на Волге (5 командующих за неполных три года).
Примерно так:
Волжская флотилия:
КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ
Сапожников Самуил Григорьевич, капитан 1 ранга — 28.10—10.11 1941
Воробьев Сергей Михайлович, контр-адмирал — 10.11 1941—16.02 1942
Рогачев Дмитрий Дмитриевич, контр-адмирал — 16.02 1942—14.05 1943
Пантелеев Юрий Александрович, контр-адмирал — 14.05—16.12 1943
Смирнов Петр Андреевич, капитан 1 ранга— 24.12 1943—30.06 1944
Сапожников – ничего про него не знаю, что для каперанга на глубоко тыловой должности и неудивительно…
Воробьев - контр-адмирал (1940) 24.09(06.10).1904 д. Батеевка Весьегонского района – 08.08.1974 начальник морского отдела Главного управления пограничных войск НКВД СССР. С 17 по 19 июня 1941 года находился в устье Дуная, прибыв туда на "морском охотнике" – после назначения Рогачева до февраля 1943 г. командовал на Волге различными соединениями Волжской флотилии.
Рогачев – опытнейший речник, участник боев на КВЖД, в 1941 г. командовал Пинской флотилией до самого конца…То, что он сменил Воробьева – совершенно обосновано и объяснимо. В 1943 снят с должности за гибель баржи с нефтью…(есть подробная биография Рогачева).
Пантелеев – фигура известная, опытный штабист, чем для него являлось назначение на Волжскую флотилию – временным повышением или временным понижением я не разгадал, далее с дек. 1943 по июнь 1944 он был пом. нач-ка Гл. штаба ВМФ…
Смирнов – с авг. 1942 по дек. 1943 возглавлял на флотилии соединения тральщиков. Учитывая, что с 1943 основной задачей флотилии было траление, его назначение совершенно оправдано.
Так, что по Волжской флотилии особой чехарды не замечается, все переназначения объяснимы.
Ладожская военная флотилия (входила в состав Балтийского флота)
КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ
Барановский Владимир Павлович, капитан 2 ранга — 22—30.06 1941
Земляниченко Сергей Васильевич, капитан 2 ранга — 30.06—18.07 1941
Трайнин Павел Алексеевич, контр-адмирал— 18—24.07 1941
Боголепов Виктор Платонович, капитан 1 ранга — 24.07—07.08 1941
Хорошхин Борис Владимирович, капитан 1 ранга — 07.08—13.10 1941
Чероков Виктор Сергеевич, контр-адмирал — 13.10 1941—25.09 1944
По ЛВФ чехарда была с июня по октябрь 1941, когда флотилия создавалась под жестким прессингом обстановки:
Барановского и Земляниченко ничего не знаю, да и были они, видимо, «проходными» фигурами.
Трайнин известен хорошо, командуя ЛВФ был ранен, а затем ещё и осужден за Либаву (есть биография)…
Боголепов и Хорошхин опытные командиры, бывшие офицеры РИФа, претензий к их командованию ЛВФ никто не предъявлял (есть биографии).
Коллеги, в журнале "Судостроение" в начале 1980-х была обзорная статья о советских речных мониторах. Там еще была таблица с ТТХ мониторов по состоянию на 1945 год. Нет ли у кого этого журнала? - очень хотелось бы скан статьи....
Наверное речь об этой статье: Лысенок В.И. Советские речные мониторы (1984 №7). К сожалению, в НБУ им. Вернадского НАН Украины все журналы за этот год выпотрошены: шла серия статей о "Новиках".
С уважением -
"Ленин" - флагманский корабль Амурской флотилии. Фото, надо полагать, примерно 1945 года.
А вот этого Майстер выдает за "Свердлова", однако в кормовой башне довольно четко просматриваются два ствола... Может быть, кто-нибудь сможет опознать?
Это не реклама Амурской флотилии, а попытка поклянчить еще фотографий амурских мониторов
Отредактированно Scharnhorst (09.02.2009 18:16:52)