Сейчас на борту: 
Doctor Haider,
Elektrik,
seaberserk,
serezha,
Yosikava,
Алекс,
Аскольд,
ЮРОН
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 13.02.2020 12:42:11

Старый Судоремонтник
Гость




Бронепоезда Новороссийска

2

В этот теме я хочу рассказать о бронепоездах Новороссийска, воевавших в Гражданскую и Отечественную войны. Что-то узнал больше, что-то меньше, но мне кажется, что не плохо получилось.
Надеюсь, что Вы оставите свои замечания, дополнения в выложенному материалу.

#2 13.02.2020 21:58:27

NIK 43
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

ждем !

#3 14.02.2020 13:51:20

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

1

Начало 1918 года. Гражданская война в России только разгоралась.
         7 января 1918 года казаки разгромили Екатеринодарский городской комитет большевиков. Часть его руководителей бежала в Новороссийск, остальных арестовали. Власть перешла в руки Кубанского правительства. Героический штурм Екатеринодара, предпринятый 19 и 22 января сводным отрядом, сформированным из большевиков Новороссийска, станиц Крымской, Верхне-Баканской и других, общей численностью 600 человек при четырех орудиях и пулеметах, был отбит, а отряд разгромлен на подступах к  Екатеринодару.
         24 января в Новороссийске прошло расширенное заседание ЦИК Советов Черноморья, представителей отрядов, участвовавших в боях за Екатеринодар, а так же членов Екатеринодарского комитета большевиков и Кубанского военно-революционного комитета. Были проанализированы причины поражения, создан единый Кубано-Черноморский военно-революционный комитет и единое командование во главе с Михаилом Иосифовичем Бушко-Жук, начальником полевого штаба Мариным, проведены другие организационные мероприятия. Последним пунктом принятого на заседании решения было:
       «6/ Считать необходимым обеспечить Красную гвардию боевой техникой. Просить товарища Худанина предпринять шаги для организации и проведения работ по постройке в Новороссийских железнодорожных мастерских двух бронепоездов».
       Наличие в Новороссийске 41-го артиллерийского мортирного дивизиона и батареи 21-го Кавказского горного артдивизиона, возвращающихся с Кавказского фронта, и навело на мысль построить бронепоезда.
А.Е. Худанин в начале 1918 года был секретарём городского комитета РСДРП(б) и заведующим отделом призрения (по современному – соцзащиты) Городского Совета.  После создания единой Кубано-Черноморской Советской Социалистической республики, как части великой Российской Социалистической республики, А.Е. Худанин был назначенный одним из комиссаров Совнаркома республики.
      Новороссийский комитет большевиков обратился к начальнику  железнодорожных мастерских инженеру Леонтович с предложением построить два бронепоезда. Но тот ответил, что средств на оборудование бронепоездов нет, не было ни материалов, ни денег на оплату труда рабочим. Тогда большевики провели митинг в мастерских. Рабочие горячо поддержали это предложение, единогласно приняли решение построить два бронепоезда и потребовали арестовать начальника мастерских инженера Леонтовича за саботаж.
    Строительство возглавил военный моряк-артиллерист  Н.И. Ефимов. Документы об этом человеке и о строительстве бронепоездов мне найти не удалось. Но сохранились воспоминания, а в романе Артёма Весёлого «Россия, умытая кровью», об этом говориться так:
        "...За столом сидели Максим, Васька, Ильин, шкипер Суворов, китай и деповский слесарь Егоров.
          Максим к Морякам:
     - Вася, Илюшка, обратите внимание: товарищ Егоров, черствая рука... В неделю два бронепоезда сгрохали; добре нам те бронепоезда на Тамани  помогли... Законный пролетариат из рабочего строю... Глаза стращают - руки делают, руки не достают - ребрами берут... Братишки обратите внимание.
Вытирая продранными локтями залитый стол, Егоров хрипло смеялся:
        -... начальник мастерских против - мы его в тюрьму ! Листового дюймового железа нет - добыли ! Шестеро суток не спамши, не жрамши задували и действительно поставили на колеса два бронепоезда... И наша копейка не щербата... И мы, значит, могем соответствовать... Тридцать годов работаю, а такого азарту в работе не видывал..."
         В начале февраля строительство бронепоездов было закончено. Комплектация составов была простой: две платформы с установленными на них открыто по одной 6-ти дюймовой (152 мм) гаубицы и двух 3-х дюймовых (76,2-мм) горных орудий на каждой, товарный вагон-теплушка с 8 пулемётами, бронированный паровоз и контрольные платформы без вооружения. Возможно, броня устанавливалась внутри теплушки, по бортам которой были прорезаны бойницы для пулемётов. Были ли подкреплены платформы для возможности ведения с них огня гаубицами – не известно, скорее всего, нет. В экипажи бронепоездов вошли моряки-артиллеристы, солдаты 41-го мортирного дивизиона и Варнавинского пехотного полка, рабочие железнодорожных мастерских и красногвардейцев и состояли из 16 артиллеристов, 16 пулемётчиков, 21 красноармейца, числившихся сапёрами, 4 машиниста и кочегара, 2 телефониста, командира и комиссара. Всего 61 человек, вооружённых винтовками с достаточным запасом патронов, гранат и бомб. Каждому бронепоезду придавался вспомогательный состав из классных и товарных вагонов.
На этих бронепоездах воевали новороссийские железнодорожники Долик Михаил Томашевич, Гвоздев Владимир, Звеков Федор Михайлович, Артюхов, Островерхов Степан Григорьевич, Рябцев Иван, Колодка Яков Михайлович, а так же красноармеец И. Фисанов, знаменитый дед Фисан, ставший командиром партизанского отряда.
         Но не всё могли сделать в мастерских. Поиски оснащение бронепоездов велись по всему городу. Так, телефонные аппараты нашли на винном складе на Станичке.

#4 14.02.2020 14:48:14

NIK 43
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Продолжайте

#5 14.02.2020 15:35:19

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13844




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1418473
Комплектация составов была простой: две платформы с установленными на них открыто по одной 6-ти дюймовой (152 мм) гаубицы и двух 3-х дюймовых (76,2-мм) горных орудий на каждой, товарный вагон-теплушка с 8 пулемётами, бронированный паровоз и контрольные платформы без вооружения.

https://naukatehnika.com/files/journal/ … vagona.jpg
https://popgun.ru/files/g/36/orig/5031888.jpg


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#6 18.02.2020 12:39:32

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Господин helblitter!
К сожалению, картинка не соответствует описанию Новороссийских бронепоездов. Это были, Новороссийские бронепоезда, платформы, покрытые с бортов котельным железом, которое нашлось в ж.д. мастерских. Ни какого шатра над ними не было.
Фото, присланное Вами весьма хорошие, но, к сожалению, не Новороссийского бронепоезда.

#7 19.02.2020 12:54:28

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Бронепоезда поучили название «Борец за свободу», командир Н.И. Ефимов, и «Большевик», командир Ф.Ф. Алексанкин. На бронепоезде "Большевик" были работники Локомотивного депо станции Новороссийск машинист А.А. Пирожный и помощник машиниста Ф.М. Зевков.
    Сведений о Фёдоре Федоровиче  Алексанкине, сыгравшим большую роль в создании  отечественных бронепоездов, сохранилось до обидного мало.
    Известно, что он родился в 1891 году в бедной крестьянской семье. Участвовал артиллеристом в Первой мировой войне на Кавказском фронте, стал фейерверкером. Это звание присваивалось лучшим бомбардирам и канонирам.  В 1917 году, при демобилизации фронта, прибыл в Новороссийск и вместе с юнкером А.А. Яковлевым создавал Новороссийский отряд, а после гибели А.А. Яковлева под Екатеринодаром, принял командование и сумел вывести отряд из боя, не дав казакам его полностью разгромить.
    В конце февраля войска Крымско-Новороссийского формирования двинулись на Екатеринодар. Одна колонна, возглавляемая бронепоездом «Борец за свободу» шла прямым путём через Крымск – Абинск. Вторая колонна с бронепоездом «Большевик» – кружным путём через Славянск – Полтавскую – Тимашёвск, разгоняя огнём пушек и пулемётов казачьи отряды.
    В Тимашёвске на бронепоезд пришла медсестра 1-го Славянского красногвардейского отряда Антонина Денисовна Вареница. Пройдет время и она станет женой лихого командира бронепоезда Ф.Ф. Алексанкина.
    Бронепоезда не успели к штурму Екатеринодара. В ночь с 13 на 14 марта ( 28 февраля на 1 марта) Кубанское правительство, трезво оценив обстановку, покинуло город со своими воинскими частями, отойдя к аулу Шенджей. Первыми в город вошли отряды под командованием И.Л. Сорокина. Бронепоезда подошли позднее и стали нести охрану Кубано-Черноморской железной дороги, то есть того направления, куда отошло Кубанское правительство.
    Красногвардейские отряды, не имевшие общего командования, не смогли  организовать преследование Кубанского правительства. Это позволило ему 24 (11) марта в районе станицы Калужской соединиться с частями Добровольческой Армии. Всего  в обеих армиях, как оценивал генерал Л.Г. Корнилов, «не наберётся людей, чтобы составить два полных полка военного времени». Тем не менее, было решено штурмовать Екатеринодар.

#8 20.02.2020 00:08:09

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

https://d.radikal.ru/d18/2002/1a/cb2850daab78t.jpg[/url]
Фото из Новороссийског музея.

Отредактированно sezin (20.02.2020 00:08:42)

#9 20.02.2020 00:13:36

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: Бронепоезда Новороссийска

sezin написал:

#1419706
Фото из Новороссийског музея.

Нихрена не видно.


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#10 20.02.2020 12:52:33

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Л.Г. Корнилов провёл реорганизацию частей, сведя их в две пехотные и одну кавалерийскую бригаду при шести артиллерийских батареях, обще численностью до 6 тысяч человек. Ни бронеавтомобилей, ни бронепоездов у них не было. 4 апреля (22 марта). Добровольческая армия двинулась на Екатеринодар и 9 апреля (27 марта) начала штурм города. [13]
    Все войска в Екатеринодаре были объединены под общее командование штаба войск Северного Кавказа, возглавляемого Автономовым. В составе гарнизона города было три бронепоезда: два Новороссийских, базировавшихся на Черноморский вокзал, и «Истребитель № 1» , который прикрывал мост через реку Кубань. Сведений о бронепоезде «Истребитель № 1» найти не удалось. Этому бронепоезду по Георге-Афипской пришлось сражаться с 1-й бригадой под командованием С. Маркова.
    «Большевик» и «Борец за свободу» находились с северо-восточной стороны Екатеринодара. С них сняли 6-ти дюймовые гаубицы и часть пулемётов и установили на позициях. Бронепоезда курсировали межу городом и Садами, ведя непрерывный огонь из оставшихся орудий и пулемётов по наступавшим частям 2-й бригады под командованием А.П Богаевского и конной бригадой под командованием Эрдели. 11 апреля (28  марта) белым кавалеристам удалось занять Сады и закрепиться там, а передовым частям Добровольческой армии ворваться на улицы Екатеринодара.
Самые тяжелые бои прошли на следующий день 12 апреля (29 марта). Бронепоезда подверглись обстрелу сразу нескольких батарей. Было разрушено полотно, «Борец за свободу» получил повреждения паровоза. По приказу штаба оба бронепоезда прекратили огонь. Железнодорожники, входившие в команды бронепоездов, быстро исправили повреждения полотна.
Решив, что бронепоезда уничтожены, белая конница лавой понеслась на город. Подпустив кавалеристов, бронепоезда открыли огонь в упор из всех орудий и пулемётов, перенесенных на один борт. Кавалеристы отступили, но один эскадрон прорвался в тыл. Артиллерийским батареям белых удалось вновь нанести повреждения бронепоезду «Борец за свободу» и тот прекратил огонь. Против прорвавшегося эскадрона вступили в бой команды бронепоездов. В пешем строю, защищаясь винтовками от сабельных ударов,  матросы и солдаты валили кавалеристов на землю. Неожиданно на помощь подошла красная конница под личным руководством командующего обороной города И.Л. Сорокина. Разбив эскадрон, красные конники вырвались вперёд. Против них двинулась белая кавалерия. Больше трёх часов шла жестокая рубка - сабельный бой. И только когда уже рубиться было не кому, остатки белые стали отступать, а красных отходить к городу, бронепоезда открыли огонь из всех пулемётов.
        Этот бой, приведший к разгрому конной бригады Эрдели, спас Екатеринодар. Отступили, понесшие большие потери, и пехотные части белых.
В ночь на 13 апреля на ферме за Садами на совещании командования Добровольческой армии большая часть командиров высказалась за прекращение штурма из-за больших потерь. Но Л.Г. Корнилов решил дать войскам день отдыха и продолжить штурм. Утром ферму, где размещался штаб, обстреляла артиллерия. Л.Г. Корнилов был убит осколками разорвавшегося в комнате снаряда.
Этот «подвиг» присваивали себе многие артиллеристы, в том числе и команда бронепоезда «Большевик».
       Вступивший в должность главнокомандующего, А.И. Деникин приказал прекратить штурм и отойти от города. И снова красные войска не стали преследовать деморализованную Добровольческую армию, хотя её можно было окончательно разбить.

#11 20.02.2020 16:46:31

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

РыбаКит написал:

#1419710
Нихрена не видно.

Мне видно.
Попробую еще раз.
https://b.radikal.ru/b40/2002/01/7c43cb7c53fbt.jpg[/url]

#12 20.02.2020 17:02:40

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

Это модель бронепоезда из Новоросийского музея.
Насколько я помню,она изображает очень упрощенный брнепоезд.
Имеется бронепаровоз, вагон (или два) с пулеметами ( четыре штуки в амбразурах довольно низко над полом) -возможно,это тоже и десантный брневагон, и два или три "пушечных". Пушечный броневагон- это вагон с открытым верхом,где на штатном лафете стоит пушка.Из деталировки вроде как только яшики со снарядами.Стенка вагона может быть усилена .
Укорачивались ли лафеты( такая практика была для увеличения гор.обстрела)- не знаю.

Отредактированно sezin (20.02.2020 17:04:20)

#13 20.02.2020 17:10:49

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1419803
Этот «подвиг» присваивали себе многие артиллеристы, в том числе и команда бронепоезда «Большевик».

Кавычки здесь лишние.
Когда в 1675 году ядром при реконгсцировке  был убит Тюренн, немецкий канонир своим выстрелом очень гордился.
В условиях гражданской и подобных войн личность руководства играет большую роль,потому смерть его может погубить все дело.

#14 21.02.2020 15:45:36

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Бронепоезд «Борец за свободу» был отправлен в Новороссийск на ремонт. После передачи его армии И.Л. Сорокина, многие новороссийсцы покинули бронепоезд, оставшись в Новороссийске. Большую часть команды составили жители станицы Абинской.  В 60-е годы ХХ века в этой станице еще были живы командир батареи бронепоезда К.Т. Щербенко, замковый П.А. Кутаков, пулеметчик Д.М. Карик.
          Разведчиком на бронепоезде воевал Тимофей Иванович Гушлевский, машинист гидроавиакрейсера «Император Николай». По окончании  Гражданской войны он вернулся на флот. В 1926 году окончил Военно-морское училище им. Ф.Э. Дзержинского, служил на Черноморский флот старшим механиком подводной лодки " Политработник " АГ-26. В 1929 году был направлен на головную строящуюся на Черном море подводную лодку Д-4. После этого работал в военной приемке. Вышел в отставку капитаном 1 ранга инженером, кавалером двух орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды. В 70-е годы ХХ века проживал в Ленинграде.
          Дальнейшая судьба бронепоезда «Борец за свободу» по документам однозначно не просматривается. После сдачи Екатеринодара бронепоезд отходил на Армавир, вёл бои под Невиномысском с конницей Шкуро, отходил на Георгиевск – Кизляр. И где-то на этой линии был брошен из-за повреждения пути. Команда бронепоезда отходила через пески на Астрахань. [19]
    Бронепоезд «Большевик», под командованием Ф.Ф. Алексанкина, остался в Екатеринодаре. 21 апреля Ф.Ф. Алексанкин получает из штаба Главнокомандующего войсками Северного Кавказа два противоречивых приказа. Первый - от начальника штаба с приказом немедленно выступить на станцию Черноморку и курсировать до станции Титаровской. Второй - за подписью исполняющего главкома
        «Вам поручается общее проведение военными операциями на линии от ст. Порошинская до Белоглинской.
          Предписываю Вам сконцентрировать, по возможности, все силы к Белоглинской и правым флангом установить связь с войсками Южного фронта, находящие в станице Ильинской».
          Оба приказа имели одну и ту же треугольную печать "Главнокомандующий Революционными войсками Северного Кавказа ".
    Станция Порошинская находится восточнее Тихорецкой.
    Последний приказ был вызван тем, что по данным разведки в районе станиц Ильинской и Успенской находились части Добровольческой армии. Но к тому времени они уже успели пересечь железную дорогу между станциями Белая Глина и Ново-Покровской и ушли в Донскую область. Неоднократный  переход через полотно железной дороги при отступлении от Екатеринодара породило в рядах добровольцев шутку:
    «Большевики движутся вдоль полотна железных дорог, а добровольцы ходят поперёк».
    Так возник Белоглинский фронт от Тихорецка до Кавказской, командовать которым поручили Ф.Ф. Алексанкину. Но командовал фронтом Федор Фёдорович не долго.

#15 21.02.2020 20:21:44

Kozima
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: С.Петербург
сорокатрубный крейсер "Красный Кирпич"
Сообщений: 2985




Re: Бронепоезда Новороссийска

А имело ли смысл заводить отдельную ветку? Неужели в Новороссийске бронепоезда клепали по семь штук каждый день?Давайте тогда отдельно про одесские,Киевские,Московские БеПо


Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:
— На лапти еще налогу нет...
— Истинно, истинно, — зашумели бояре, — мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей, — вот и побьем хана...
А.Н. Толстой. "Петр Первый".

#16 25.02.2020 12:53:58

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

А кто против?
В Новороссийске бронепоезда делались для Белой Армии и достаточно много. Но об этом потом, когда будет написано про два Советских бронепоезда.

#17 26.02.2020 12:54:50

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Обе стороны готовились к боям, формировали новые подразделения. ЦИК Кубано-Черноморской республики 29 апреля создал Чрезвычайный штаб обороны из шести человек, членов ЦИК. Этот штаб командующий войсками А.И. Автномов рассматривал как контроль над своими действиями и игнорировал решения штаба. Конфликт со штабом перерос в конфликт командующего с ЦИК Кубано-Черноморской республики. В это конфликт оказались втянутыми командиры отдельных воинских подразделений. По приказу А.И. Автономова 20 мая командир 154-го Дербентского полка Павлюченко арестовал членов Чрезвычайного штаба и оцепил здание ЦИК. Но оставшимся на свободе членам ЦИК удалось убедить А.И. Автономова отменить приказы, снять осаду и освободить членов штаба. Крайним в этой авантюре оказался Павлюченко.     Спасая свою жизнь, Павлюченко захватил состав с казной и стал уходить на Царицин, где, в то время,  находилось командование Северо-Кавказским военным округом. Объявив его анархистом, А.И. Автономов послал вдогонку за ним бронепоезд «Большевик». Ф.Ф. Алексанкин догнал поезд Павлюченко под самым Царициным, на разъезде Конный, это между станциями Гумраком и Котлубанью Грязе-Царицинской железной дороги. Что бы не открывать, стрельбу «Большевик» таранил поезд Павлюченко, разбив платформу и повредив свой бронированный вагон и паровоз. Двадцать человек из команды бронепоезда получили ранения.
    Штаб обороны Царицына был несказанно рад такому подарку. 22 мая председатель штаба обороны г. Царицина С.К. Минин докладывал по прямому проводу в Наркомвоен:
    «...Бронепоезд «Большевик» спешил на помощь Саратову. Наполовину поезд сохранил боеспособность и сейчас направляется на Калач... Бронепоезд под названием «Большевик», прибывший из Екатеринодара,… изготовлен, кажется, в Ростове чуть ли не за трое суток. Работали над ним свыше 1.000 человек».    
         Бронепоезд «Большевик» на Северный Кавказ так и не вернулся. Сначала он охранял железнодорожный мост через Дон в районе Калача в составе отряда Черемухина. После выхода к Калачу 3-й и 5-й Украинский армий под командованием К.Е. Ворошилова, бронепоезд отвели в Царицын. Здесь на Орудийном заводе, при Советской власти завод бурового оборудования «Баррикады» был полностью перебронирован и перевооружён. На нём установили 7 орудий (три 6-ти дюймовых и четыре 3-х дюймовых) и 14 пулемётов, после чего он стал самым мощным бронепоездом на Царицынском фронте. Команду увеличили до 102 человек, а так же добавили десантную роту в 85 штыков с пятью пулемётами и  четырьмя 3-х дюймовыми орудиями на контрольных платформах, которые можно было снимать с поезда.
    На этом заканчивается боевой путь новороссийского бронепоезда «Большевик» и начинает боевой путь царицынского бронепоезда «Большевик».

#18 26.02.2020 13:06:51

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: Бронепоезда Новороссийска

sezin написал:

#1419854
Попробую еще раз.

Реально крохотная фото, да еще и стык колпака закрывает.


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#19 26.02.2020 16:43:26

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1420940
В Новороссийске бронепоезда делались для Белой Армии и достаточно много.

Туркул пишет, что когда они арьергардом в конце 19-го 2- офицерским Дроздовским полком отходили к Новороссийску и уже ни на что не надеялись, Кутепов выслал на помощь до 20 бронепоездов.


Sapienti sat

#20 27.02.2020 13:29:50

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

На счёт Туркул будет написано позднее. На счет того, что Кутепов выслал в конце 1919 года до 20 бронепоездов - это фантазия Туркула. Бронепоезд были высланы, но не 20 шт., и не в конце 1919 года.
А так - все верно.

#21 28.02.2020 13:28:22

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Продолжаем.

          Ф.Ф. Алексанкин продолжал командовать бронепоездом. 14 октября на участке  Ляпичево – Кривая Музга бронепоезд «Большевик» в течение десяти часов артиллерийским и пулемётным огнём отбивал наступление белоказаков. Приказом № 3105 от 19 октября 1918 года РВС Южного фронта наградил командира бронепоезда Ф.Ф. Алексанкина золотыми часами. [26]
          11 ноября 1918 года в Германии произошла революция. 15 ноября германские войска стали покидать Украину. Вслед за ними двинулись 1-я и 2-я Украинские повстанческие дивизии. 30 ноября из этих дивизий была сформирована Украинская Советская армия.
          Командующий 10-й армией К.Е Ворошилов, обороняющей Царицын, был назначен членом Временного революционного комитета правительства Украины. По его приказу штаб 10-й армии направил в распоряжение Украинского правительства Фёдора Федоровича Алексанкина. Он сдал бронепоезд «Большевик» Крикуну, который выдал расписку:
              «Сею расписку даю бывшему командиру бронированного поезда "Большевик" тов. Алексанкину в том, что от него получено мною авансовые деньги наличными двенадцать тысяч девятьсот семьдесят семь рублей  сорок пять копеек, а так же щетов на сумму семь тысяч двадцатьдва рубля сорок пять копеек.
         Принял сумму на двадцать тысяч аванса:
           наличными          12 977 руб. 45 коп.
           щетов          на   7 022 руб. 45 коп.
                          ------------------------
           Итого              20,000 руб. 00 коп.
         Принял я как назначенный командиром, что удостоверяю подписью и приложением штампа».
         После освобождения Киева, Ф.Ф. Алексанкин был назначен комиссаром по наблюдению за постройкой бронепоездов на киевском заводе «Греттера и Кривёнок», при советской власти завод «Большевик». В выданном ему удостоверении, подписанном Е. Щаденко, говорилось:
         «Всем революционным и советским организациям предлагается оказывать тов. Алексанкину помощь при выполнении им служебных обязанностей.
           Вышеуказанное подписом и приложением печати удостоверяется».                         
           Ф.Ф. Алексанкин предложил свою конструкцию броневагона с шестью башнями: двумя орудийными с 3-х дюймовыми орудиями  и пятью пулемётными. В Киевских паровозных и вагонных мастерских ремонтировались паровозы и вагоны, а на заводе «Арсенал» изготовляли для бронепоездов орудия и пулеметы. Несмотря на тяжелое продовольственное положение и отсутствие топлива, рабочие находились в цехах круглосуточно. В короткий срок Красная армия получила пять мощных бронепоездов, покрытых тройной броней. Все они поступили в распоряжение 1-й Советской Украинской армии. Названия двух известны «Коростеньский коммунист» и «Карл Либкнехт», остальных трёх – мне установить не удалось.
          После этого Ф.Ф. Алексанкин командовал колонной бронепоездов Украинской группы войск, доходившей до 13 бронепоездов, заградительным отрядом, был командиром по особым поручениям при командире 1-й Украинской армии. И всюду его сопровождала жена.
          По окончании Гражданской войны супруги Алексанкины вернулись на Кубань. Фёдор Фёдорович не кичился своими заслугами в Гражданской войне и занимал разные рядовые должности. Работал даже рыбинспектором в Анапском районе. И уже перед самой войной стал директором Славянского райпромкомбината.
    Во время Великой Отечественной войны Ф.Ф. Алексанкин, отметивший полувековой юбилей, призыву не подлежал по возрасту. Когда фашисты подошли к Кубани, Фёдор Фёдорович вместе с сыном, то же Фёдором Фёдоровичем ушёл в партизанском отряде "Смелый", Славянского куста партизанских отрядов.
    В боях за освобождение станицы Северской Ф.Ф. Алексанкин был тяжело ранен 23 февраля 1943 года. Он умер на руках сына и похоронен в братской могиле в станице Ильская.
    Сын Ф.Ф. Алексанкин после освобождения Кубани был призван в Красную армию. Воевал первым номером станкового пулемета 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса. После ранения стал механиком-водителем танка Т-34. Во время боев в Германии был тяжело ранен. После войны вернулся в станицу Славянскую.
    В 1960 году старые большевики Новороссийска, рабочие-железнодорожники обратились к руководству Новороссийского  вагоноремонтного завода  с просьбой изготовить модели исторических бронепоездов «Большевик» и «Борец за Свободу», для передачи их в Центральный музей Советской армии вагоноремонтного завода. Эта просьба была удовлетворена. Чертежи разрабатывались по воспоминаниям участников постройки бронепоездов бывшего рабочего железнодорожных мастерских П.Т. Лотарцева и бывшего члена Новороссийского ВРК М.И. Воронкова.
    Изготовленная модель была передана музею и выставлена в экспозиции, в зале, посвященном Гражданской войне.

#22 03.03.2020 12:44:37

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

После ухода двух бронепоездов из Новороссийска, в этом отношении жизнь замерла. Более большевики бронепоездов не делали. Работы и без того хватало на всех фронтах... А ещё молодежь учить надо было... И проча, проча, проча работы...
Например, в день 18 июня 1918 года, когда в Новороссийске топили флот, Правление Совета потребовало от завода "Судосталь" вернуть меру для вина, взятую ими... Конечно, информация сама по себе ничего не стоит. Но, если вспомнить, что в этот день топили флот и весь город вышел к морю со слезами на глазах, то эта просьба звучит двусмысленно.
Так Новороссийск лишился брони...

#23 06.03.2020 12:15:48

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Через несколько дней после затопления флота в город пришла германо-турецкая эскадра во главе со знаменитым "Гебеном" и несколькими русскими эсминцами под турецким флагом. Корабли пришвартовались к причалам. Им на встречу выехал броневик с депутатами Городского Совета. Депутаты были приняты германским адмиралом. После нескольких часов переговоров, стороны все же пришли к общему решению: Новороссийск ПРОДАЕТ материалы и продукты войскам Турции!
После чего эскадра ушла в Севастополь, но оставила в городе германо-турецкий батальон и эсминец типа "Зоркий".
НИ какой военной

#24 06.03.2020 12:24:12

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

техники Новороссийск производить не мог, это было подтверждено при переговорах. Но руководство города развернуло свои способности по поиску материалов и продовольствия для немцев и турок.
Это не понравилось Екатеринодарскому правлению во главе с И. Сорокиным и оно объявило о границах между Черноморской губернией и Кубанью. Но вкус твердой валюты весьма положительно играл свою роль и все же товары в Новороссийск шли.
Эти события не описаны в архивных документах. И вообще, почти ни где описаны. Так, есть некоторые вешки, по которым об этом можно судить. Ведь дело дошло до того, что новороссийсцы старались выпросить у немцев большие пароходы, что бы возить товар!!!
И так продолжалось до падения города под натиском белогвардейцев.

#25 06.03.2020 15:19:39

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1421264
На счет того, что Кутепов выслал в конце 1919 года до 20 бронепоездов - это фантазия Туркула.

Но, как темные валы, летят новые лавы. Снаряды кончаются. Вал за валом бьется о нас конница Буденного. Снарядов нет. Когда конница смоет нас, маузер к виску, конец...

И вдруг на железной дороге от Новороссийска показались дымы паровозов. Ближе, ближе, и у нас все заорало в жадном восторге:

— Бронепоезда! Бронепоезда!

Это были наши бронепоезда. Генерал Кутепов, не получая от нас донесений и слыша за собой сильный бой, приказал всем бронепоездам, которые остались на ветке от Тихорецкой на Новороссийск, немедленно идти на помощь дроздовцам. Бронепоездов прикатило, я думаю, не менее пятнадцати. Из всех своих дальнобойных и тяжелых орудий они открыли по коннице страшный огонь. Оглушенные грохотом, мы орали в восторге.

Огонь бронепоездов разметал конницу. 1-й Дроздовский полк был спасен. Наши умирающие, те, кто уже хватал мерзлую землю руками, для кого все дальше звенел егерский марш, смотрели, смотрели на проходящие колонны, а глаза их смыкались.
Туркул. Дроздовцы в огне


Sapienti sat

Страниц: 1 2 3


Board footer