#251 09.01.2013 16:39:11

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3375




Re: Лиссабон 1807-1808.

Фаддей написал:

Оригинальное сообщение #648797
А знали ли англичане о планах Сенявина вернуться на Балтику? Говорил ли он им об этом? Может быть англичане, понимая, что союз Александра с Наполеоном сиюминутен, сделали бы вид, что не заметили сенявинскую эскадру, дав ей возможность "огородами" пробраться домой.

Броневский по этому поводу писал...
"По отчетам Лордов Адмиралтейства на 1808 год видно было, что в октябре месяце в Плимуте готова была эскадра, состоящая из 14 кораблей, которая будто бы наша эскадра миновала английскую блокирующую Брест, имела назначение убедить или силою привести нас в Англию. Если б попутный ветер продолжился один день, мы должны были бы сражаться с 20 кораблями Брестской эскадры".

Эд написал:

Оригинальное сообщение #648827
Кажется, как то я предлагал еще одну возможность для эскадры Сенявина избежать сдачи - в шторм выйти в море, уйти далеко на запад и потом вокруг Англии добраться до Архангельска.

Вряд ли достижение Архангельска было выполнимо в это время года.
"Как к достижению в свои, порты время уже прошло, то дабы избежать встречи с английскими эскадрами, в канале крейсирующими, главнокомандующий решился держать далее от берегов, обойти Англию по западную и северную сторону и остановиться зимовать в одном из Норвежских портов".

Эд написал:

Оригинальное сообщение #648827
Но состояние кораблей Сенявина едва ли это могло позволить.

Добавьте еще погодные условия Северной Атлантики, характерные для этого времени года, и получим неизбежный результат...

"На рассвете 27 октября, ни одного корабля не было видно. Капитан полагая, что эскадра должна быть под ветром, приказал спуститься на фордевинд, и чрез час встретились с “Скорым”, а там увидели еще два корабля, и скоро после соединились с адмиралом. Не доставало “Рафаила” и “Елены”. Неизвестность постигнувшей их участи заставляла нас трепетать о товарищах. Каждый корабль, подходя к “Твердому”, уведомлял сигналом о своих повреждениях. “Ярослав” давал знать, что не может держаться в море и просил позволения идти в ближайший порт; “Селафаил” не смотря, что ветер довольно стих, показал, что имеет течь по 26 дюймов в час; “Ретвизан” поднял сигнал, что у него поврежден руль и что он не может следовать за флотом; “Сильный” потерял грота рей и все прочие корабли имели важные повреждения; а как к тому противный ветер дул с сильными шквалами, и не предвиделось, что бы оный скоро мог перемениться, то адмирал, не смея более противиться неумолимой судьбе, в полдень, к общей всех радости, приказал эскадре спуститься от ветра и идти в Лиссабон."

 

#252 12.01.2013 11:55:43

Фаддей
Гость




Re: Лиссабон 1807-1808.

А почему ФР "Венус" оказался на Сицилии? Ведь это союзница англичан?

 

#253 13.01.2013 21:34:47

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3375




Re: Лиссабон 1807-1808.

Фаддей написал:

Оригинальное сообщение #650274
А почему ФР "Венус" оказался на Сицилии? Ведь это союзница англичан?

"...по невозможности, прежде весны возвратиться нам в свои Балтийские порты, исправив важные повреждения кораблей, для коих Принц-Регент все нужные материалы приказал отпустить, главнокомандующий положил зимовать в Лиссабоне. Вследствие сего капитан фрегата “Венус” получил повеление отправиться обратно в Средиземное море, сыскать там эскадру капитан-командора  Баратынского, и дать ему знать куда идти для соединения с флотом, также отвезти депеши в Палермо к министру Д. П. Татищеву и повеления в Корфу.....У Сардинии встретил нас противный ветер, пять дней лавировали мы в виду оной и едва на сто верст подвинулись вперед...  20 ноября при беспокойной зыби, оставшейся от крепкого ветра, усмотрено, что голова руля сгнила и сверху раскололась. После штиля, продолжавшегося по 21 число, подул свежий попутный ветер; быстро перешли мы пространство, разделяющее Сардинию от Сицилии, 22-го ноября, великолепная Палермо, покрытая легким от испарений туманом, открылась, и мы бросили якорь между Молою и английской эскадрой, состоящей из 5 кораблей и 2 фрегатов".

"... прибыв в Палермо, к крайнему сожалению нашему при осмотре найдено, что фрегат имел столь многие и важные повреждения, без исправления коих не возможно было выйти в море. Командующий фрегатом капитан-лейтенант Андреянов, представив Российскому при Сицилийском Дворе министру тайному советнику Дмит. Павл. Татищеву о необходимости приступить немедленно к починке фрегата, просил для скорейшего окончания оной, нужной помощи от порта. Вследствие сношений с Сицилийским Правительством, по свезении пороха в Королевские погреба, фрегат вошел в гавань, разгрузился и к 10 декабря руль был сделан новый, грот мачта, бушприт и бимсы, треснувшие во время шторма, первые укреплены шкалами, последние подперты новыми пиллерсами, пробоины, полученные в сражениях, были забиты и обшиты новой медью, трюм перегружен, крюйт-камора  исправлена и фрегат внутри и снаружи весь выконопачен.
По таковом исправлении, получив на два месяца провиант мы готовились идти в порт Феррайо, где находился капитан командор Баратынский с кораблями “Св. Петр” и “Москва”, как вдруг слухи о разрыве между Россией и Англией подтвердились официальным сообщением, полученным английским министром в Палермо г. Друммондом от товарища его из Вены. Известие сие крайне опечалило Двор, и особенно тех жителей, кои равно привержены были как к русским, так и к англичанам. В самое сие время возвратилась в Палермо и английская эскадра, крейсеровавшая у острова Маритимо, для недопущения французской эскадры возвратиться из Корфы в Тулон. Министр наш поручил доваренной особе разведать, почитают ли себя англичане в праве, по одному сообщению посла своего, пребывающего в Вене, начинать военные действия? Друммонд положительно объявил, что война за разрывом воспоследует непременно, что вице-адмирал Торнброу завладеет нашим фрегатом, отправит оный в Мальту и после сего, почитать ли оный пленным или свободным, ожидать будет дальнейших предписаний от лордов Адмиралтейства.

Объявление столь ясное и решительное соделывало выход нашего фрегата невозможным. Посланник Татищев старался узнать от сицилийского министра иностранных дел маркиза Чирчелли, что намерен делать Двор его в случае начатия военных действий между Россией и Англией? Ответ его сперва был двусмысленный; но когда спросили у него, может ли в нынешних обстоятельствах оставаться безопасно Российский фрегат в Палермском порте, он дал удовлетворительный ответ. Желая еще более убедиться в чувствах Двора сего, Татищев объяснился с Королевой, которая ему ответствовала: “Будьте уверены, что Король никогда не поднимет оружия против России; Император Александр был всегда нашим Покровителем и мы того никогда не забудем”.

 

#254 14.01.2013 13:50:55

Фаддей
Гость




Re: Лиссабон 1807-1808.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #651075
кои равно привержены были как к русским, так и к англичанам

Как обтекаемо. Но закончилось все к удовольствию англичан. При оказии "Венус" не выскочил в шторм на волю.

 

#255 14.01.2013 15:50:22

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3375




Re: Лиссабон 1807-1808.

1

Фаддей написал:

Оригинальное сообщение #651314
Как обтекаемо.

Что именно "обтекаемо"? Ответ на Ваш вопрос содержится в задаче, поставленной перед "Венусом" и датах.

Задачи: "...отвезти депеши в Палермо к министру Д. П. Татищеву...". Т.е. фрегат шел в Палермо, в порт государства союзного на тот момент и Англии и России, по приказу.
Задержался же он там для ремонта (см. пост №253).

Даты: прибыл в Палермо 22 ноября, известие о разрыве между Россией и Англией получено только 17 декабря.

Фаддей написал:

Оригинальное сообщение #651314
При оказии "Венус" не выскочил в шторм на волю.

А оказия была????

"...капитан наш, видя, что покровительство Короля, зависящего от англичан, было очень не надежно, решился, дождавшись крепкого попутного ветра, ночью оставить Палермо и полагаясь на легкость фрегата достигнуть другого более безопасного союзного порта; поэтому и потребовал возвращения своего пороха. Сицилийское Портовое начальство... приказало доставить нам порох на своей канонерской лодке, но английский адмирал, не смотря ни на какое приличие, лодку с порохом задержал у своего корабля..."
"Вскоре после сего насилия, того же 27-го декабря, служащий при посольстве статский советник Пеш. Ив. Карпов, прибыв на фрегат, уведомил нас, что англичане вознамерились ночью напасть на фрегат..."

Как видите, времени "дожидаться оказии" просто не было.

Фаддей написал:

Оригинальное сообщение #651314
Но закончилось все к удовольствию англичан.

Вряд ли к такому уж "удовольствию". Чего англичане добивались...

"Объявление войны между Великобританией и Россией дает мне право требовать от вас сдать российский императорский фрегат “Венус”, под вашей командой находящийся, эскадре Его Британского Величества, под моими повелениями состоящей.

При обстоятельствах, в которых вы находитесь, побег и сопротивление ясно не возможны и следствием бесполезного защищения будет только верная потеря храбрых людей, вам подчиненных. Потому надеюсь, что не принудите меня к прискорбной необходимости, поддержать мое требование силою оружия.
Государь мой!

Ваш послушнейший покорный слуга Эдвард Торнброу.
Вице-адмирал синего флага и командующий эскадрой
Его Британского Величества в Палермском заливе.
"

В беседе с русским парламентером заявлено следующее...

"Если капитан и офицеры согласятся, — продолжал капитан, — сдаться без сражения; то не будут иметь причины жаловаться на плен".

Что реально получилось...

"...прибыл к нам на фрегат уполномоченный от Сицилийского Министерства, полицеймейстер палермский кавалер Кастрони... именем Короля объявил: что фрегат со всеми принадлежностями, какие приняты будут, по заключении мира, возвратится нашему правительству, офицеры и служители, когда согласятся сдаться без сражения, которое должно быть пагубно всему Палермскому порту, не будут почитаться пленными, а гостями, и при первом случае, по получении от Императора Российского соизволения, или останутся до заключения мира с Англией в Палермо, или возвратятся в Россию; доставление и содержание по русскому штату, Король берет на себя".

Как видите, различия с намерениями англичан весьма существенны. Не случайно видимо...

"Англичане, видя себя так искусно обманутыми, все негодование свое обратили на Сицилийской Двор, а особливо на Королеву, которую они называли душой русской партии. Друммонд, оскорбленный неудачей, жаловался Ее Величеству".

И было от чего негодовать - фрегат им не достался, а русские "не имели причин жаловаться на плен", т.к. плеными не были и...

"...на двух нанятых купеческих австрийских судах 12-го апреля 1808 года мы отплыли в Триест, где стояла эскадра капитан-командора Салтанова. Таким образом с честью, с оружием и барабанным боем, перебрались мы на суда, на которых на большой мачте подняли мы российской, а на передней белой, переговорной флаг".

 

#256 01.06.2015 18:03:21

wood
Участник форума
Откуда: Замоскворечье
Сообщений: 258




Re: Лиссабон 1807-1808.

5

"Кучково Поле" , выпустило записки  товарища :) Броневского :


http://s45.radikal.ru/i107/1506/ee/24d5cd31b5d9.jpg

 

#257 05.07.2020 10:25:47

wood
Участник форума
Откуда: Замоскворечье
Сообщений: 258




Re: Лиссабон 1807-1808.

Эд написал:

#366733
На русском языке - в 1845 г. вышел многотомный перевод Джеймса (войны 1793-1815), сделанный лейтенантом Шестаковым.

Заказал в Ленинке , сей труд ... 6 томов однако...:)

 

#258 09.07.2020 16:26:36

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9465




Re: Лиссабон 1807-1808.

Этот перевод все же сокращенный, хотя и незначительно: в ряде случаев Шестаков дает краткое изложение абзаца, у Джеймса все очень подробно. И нет приложений  и комментов.

 

#259 10.07.2020 18:38:46

wood
Участник форума
Откуда: Замоскворечье
Сообщений: 258




Re: Лиссабон 1807-1808.

Увы на что хватило финансов...:) Родной Джеймс , в два раза был бы дороже...

Отредактированно wood (10.07.2020 18:39:25)

 

Board footer