Сейчас на борту: 
Elektrik,
John Smith,
jurdenis,
lom,
Olegus1974k,
shuricos,
Боярин
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 06.03.2020 18:23:45

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13847




Re: Бронепоезда Новороссийска

В 1920 году в Русской армии генерала П. Н. Врангеля насчитывалось 12 бронепоездов, составивших 4 дивизиона. «Святой Георгий Победоносец» и «Волк», «Офицер» и «Солдат» вели бои в Крыму. Их отличало вооружение морскими орудиями, снятыми с кораблей Черноморского флота. Но в целом конструкция этих бронепоездов заметно уступала красным. После поражения и эвакуации белых на юге оставшиеся составы и материальная часть были брошены ими.


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#27 10.03.2020 13:08:11

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Спасибо за выкладку текса, господин Сарычев.
Но Вам все неймется показать события 1920 года, когда речь идет о 1918 годе.

Может на этом и закончим тему? И Вы будете рассказывать о событиях под Новороссийском в 1920 году?

#28 11.03.2020 16:44:31

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Весной казалось, что большевики победили на всей Кубани, а уже 16 августа пал Екатеринодар. Красная армия Северного Кавказа под командованием И.Л. Сорокина стала отступать на восток. Между нею и вооружёнными силами на Тамани образовался разрыв. В него, по линии железной дороги, рванул 1-й конный офицерский полк с орудиями 1-й батареи, под общими командованием полковника Андрея Павловича Колосовского. Кубанская казачья дивизия под командованием генерала В.Л. Покровского двинулась вниз по течению Кубани, а потом повернула на Анапу и Новороссийск. Это окончательно отрезало пути отступления красных войск с Тамани на восток и их разрозненные части вынуждены были двигаться на юг, на Новороссийск.
    Все мосты через реку Кубань взрывались красными при отступлении. Поэтому 1-й конный полк не мог взять с собой тяжелое вооружение. Но с ним было отделение железнодорожного взвода 1-й инженерной роты под командованием прапорщика  П.Э. Шмидта, которое сумело навести временный мост через Кубань. Прапорщик П.Э. Шмидт где-то подобрал брошенную дрезину и, установив на ней пулемёт, стал выезжать впереди наступающих, ведя прицельных огонь. Так в полку А.П. Колосовского появился первый импровизированный бронепоезд. 21 августа белые захватили станцию Холмская и оставленный на ней состав с паровозом. П.Э. Шмидт «забронировал» вагон шпалами, вооружил пулемётами и на следующий день на этаком «бронепоезде» первым ворвался на станцию Ильская. Здесь его «поджидал» брошенный красными бронепоезд, состоявший из одной открытой платформы с трехдюймовым орудием образца 1900 года и двух пулеметных бронеплощадок, в совершенно исправном состоянии.
    Под командованием лихого прапорщика П.Э. Шмидта участвовал бронепоезд в боях за станцию Абинская захватил еще одну закрытую площадку с двумя малокалиберными орудиями. Здесь же, в Абинске на эту площадку переставили с открытой платформы трехдюймовое орудие. 24 августа бронепоезд принимал участие в захвате станции Крымская.
    И только в Крымской на бронепоезд из Екатеринодара прибыла группа артиллеристов 1-й батареи и пулемётчиков. Возглавил бронепоезд командир взвода той же батареи капитан Б.В. Харьковцев, вступивший в командование 25 (12) августа.
(Примечание. В данном случае название станций совпадает с названием станиц)

#29 16.03.2020 15:32:22

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

На следующий день, 25 августа на станции Тоннельная, станица Верхне-Баканская, проходило заседание командования отрядов Красной армии, фактически объединившихся под единым командованием в Таманскую армию. Заседание, превратившееся в митинг, а точнее,  базар, хорошо описано А. Серафимовичем в романе «Железный поток». Решающее слово на этом митинге оказалось за белым бронепоездом.
        «Сильный взрыв снаряда вдруг потряс всё здание. Задрожали стёкла в окнах. Снаряд  разорвался на перроне. Бронепоезд белых начал обстрел станции. Предчувствие близкой опасности принудило собравшихся решать вопросы быстрее» - вспоминал Е. Ковтюх, командир Первой колонный Таманской армии.
(Ковтюх Е.И. «Таманцы»/ Науч. ред. И.П. Осадчий. – Краснодар; Кн. Изд-во, 1984. – 206 с., ил.,стр. 83)
          Имея весьма превосходящие силы и даже два бронепоезда, командование Таманской армии не смогло организовать свои части для отпора и решило уходить на соединения с частями Кубанской Красной армии по побережью, через Новороссийск и Туапсе. Ближе к рассвету 26 августа первая колонна двинулась на Новороссийск.
          В городе все были уверены, что таманцы крепко держат фронт. Но оказалось все не так. Таманцы отходили. Два бронепоезда, бывших в Таманской армии, отвели на Восточный мол, откуда они пытались сдерживать белых, но из-за быстро кончившихся снарядов, были оставлены. Но совершенно не ясно, были ли они взорваны или просто брошены.
          Большевики Новороссийска, рабочие заводов и мастерских пытались задержать белых. Невольно им помог турецко-немецкий, бывший русский, четырех трубный миноносец, открывший огонь сначала по белым, а потом, разобравшись, и по таманцам.
         26 августа к вечеру город был захвачен белыми войсками. В городе начались зверства белых войск.
         Но рабочих они особенно не трогали. Надо было работать, делать вооружение. Поэтому многие рабочие, бывшие в обороне города, сумели вернуться домой, на свои заводы и мастрские.

#30 17.03.2020 16:45:24

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Но строительство бронепоездов развернуть в городе белым не удавалось. Причиной были турецко-немецкий батальон, стоявший в городе. Войска вроде бы нейтрально относились к войне между русскими, но вооружение делать не давали. Так, в августе – сентябре 1918 года на заводе «Судосталь» производился ремонт радиостанции радиодивизиона Добровольческой Армии с мачтой, такелажом и упаковкой в ящик.
    И только после поражения Турции в войне, с октября 1918 года на заводах и мастерских города стали изготовлять вооружение.
    Данных по Новороссийским вагоноремонтным мастерским мне найти в городском архиве не удалось. По механическим мастерским Новороссийского порта есть сведения, что они бронепоезда не делали, но выполняли отдельные работы по указанию экипажей бронепоездов, изготовляемых в военном порту.
    Остался один завод «Судосталь», эвакуированный в начале 1918 года из Ревеля. Там он строил эсминцы, боевые катера, собирался строить крейсера. Но опасность захвата Ревеля немцами заставило эвакуировать эсминцы в Петроград, а самому заводу эвакуироваться в Новороссийск, где он и расположился. И стал основным для Белой Армии по изготовлению бронепоездов.
    28 октября 1918 года на завод «Судосталь» дали заказ на установку печей в орудийной и пулемётной башнях на каждой бронеплатформе орудия. А 21 ноября 1918 года был дан заказ ремонт бронепоезда «Генерал Корнилов» и на переделку лафета системы генерала Дурляхера и бронеплатформы для кругового обстрела для бронепоезда «Генерал Корнилов» с оборудованием жилого помещения.
    Команду бронепоезда это заинтересовало и они обратились к руководству о переделке своего бронепоезда. В ответ был ответ из Екатеринодара:
    «Переделка лафета 902 платформы тоже кругового обстрела, оборудование жилого помещения тоже разрешаю. Генерал Бодиско
    ноября 22 дня 1918 года»
    И заводу был дан заказ 23 ноября 1918 года.

#31 19.03.2020 16:10:42

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Надо отметить, что вместо привычного нам термина «броневагон», в документах употребляется только «бронеплатформа» без указания типа. В статье сохранен текст документов.
    А на следующий день начальник Артиллерийских снабжений Добровольческой армии, находившийся в Екатеринодаре, отдал распоряжение № 1785:
«Капитану Голяховскому.
    Предписываю Вам с получением сего отправиться в гор. Новороссийск в Ревельский завод для надзора за производством работ по переделке одного тумбового лафета и бронеплатформы».
    Так в Новороссийске появился выдающийся конструктор, создатель оригинальной конструкции броневагонов, которые получили наименование «броневагонов системы Голяховского». В Советское время их называли «броневагонами новороссийского типа». Наблюдающим за постройкой бронепоездов на заводе «Судосталь» от Добровольческой армии был направлен поручик И.О. Больцевич.
    Но ни какой информации, как о капитане, впоследствии полковнике М.Т. Голяховском, так и поручике И.О. Больцевиче мне найти не удалось.
    Заказ на переделку бронеплатформ «Генерала Корнилова» был выполнен к 5 декабря и завод выставил счёт начальнику Артиллерийского снабжения Добровольческой армии за эту работу на сумму 10.000 рублей.
        Сравнить стоимость выполненных работ не с чем, так как мною не найдены ни размеры зарплаты в октябре - декабре 1918 года, ни стоимость основным продуктов. Известно, что 25 сентября 1918 года Городская Дума установила жалование библиотекарю Шведову - 250 руб., а помощнику его Крыжановской  - 200 руб. в месяц. Сохранилось решение Городской Думы от 5 декабря 1918 года «Об увеличении размера некоторых городских сборов», которым были установлены следующие сборы:
- За пастьбу на городской земле:
– с быков и коров   по 10 рублей с головы в год;
– с овец, лошадей  по   5 рублей с головы в год.
- Сбор за право расклейки объявлений, афиш и плакатов в течении трех дней:
– за одно альбомный размер –   9 рублей;
– за двух альбомный размер -  12 рублей;
– и более                                 -  18 рублей.
- Взимать плату за лечение в городской больнице:
- с амбулаторных больных -            по 1 рублю в день;
– с стационарных больных от заводов, фабрик и других промышленных предприятий -                 по 15 рублей в день;
– с остальных  –                               по себестоимости.
- Взимать за ночлег в ночлежном доме по 15 коп. в сутки с человека;
- Взыскивать за продавание литографированного плана города по 3 рубля.
    Сравнивая эти цены, можно сделать вывод, что стоимость в десять тысяч рублей за бронеплатформу из своего материала – это очень не дорого по тем временам.
    Учло это и руководство завода «Судосталь» и уже на следующий день 6 декабря направило начальнику артиллерийский снабжений следующее письмо:
    «Завод может принять к исполнению переделку платформы № 279805 по образцу нами уже исполненного для бронепоезда «Генерал Корнилов», выразившихся в следующих работах:
-    разобрать доставленную платформу,
-    вновь построить двухслойное бронирование с заполнением промежутка бетоном,
-    устроить жилое помещение, обшить его изнутри деревом,
-    сделать двухслойный визирный колпак с заливкой промежутка между обшивкой бетоном,
-    сделать в жилом помещении койку, вырезать люк, устроив двери на петлях;
-    установить лафет на тумбе и
-    окрасить платформу за общую сумму 14 тысяч рублей.
Срок переделки платформы 15 рабочих дней»
    В дополнение к этим работам в конце месяца был дан заказ переделку на этой же платформе № 279805 двух лафетов: одного - под трехдюймовую пушку кругового обстрела, а второй – под 57-мм пушку Норденфельда. Следом помощник начальника артснабжения Беер передает заводу заказ на платформу № 182831, которую забронировали за 16 дней, взяв за это уже 29.800 рублей. По окончании работ было дополнительно потребовано выполнить на этой платформе подкрепление под пушку Норденфельда. Завод согласился выполнить эти работы «по себестоимости с 10% прибыли». В то время как при немцах прибыль была 150%.
    Обе эти платформы вошли в состав бронепоезда «Генерал Корнилов». Таким образом, сформированный в феврале 1919 года бронепоезд «Генерал Корнилов» имел три броневагона, в каждом – по одной пушке.
    Пушки Норденфельда, по-видимому 57-мм, стоявшие на боевых и вспомогательных кораблях Черноморского флота, надо было ещё отремонтировать (заказы от 17 декабря на ремонт трёх и от 27 декабря на ремонт двух пушек, были и заказы в 1919 году). Это дает основание полагать, что эти орудия, как и 4-х дюймовые, были сняты с затопленных в Цемесской бухте кораблей. Об этом же говорит заказ Управления артиллерийских снабжений от 20 декабря 1918 года на приспособление полевых панорам к 4-й дюймовым морским пушкам.

#32 20.03.2020 13:08:25

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Работы по выгрузке снарядов, демонтаж орудий и другого снабжения с затопленных кораблей начались сразу же после вступления деникинских войск в Новороссийск.
         В конце ноября или начале декабря в Новороссийск прибыл бронепоезд «Морской», погибший в бою 14 (27) октября у разъезда Базный на Ставрополье. После вторичного захвата белыми Ставрополя, брошенный бронепоезд был поднят на рельсы.
    Надо отметить, что в Добровольческой армии название сохранялись за командами бронепоездов, тогда как в Красной армии, а потом и в Советской армии название присваивалось самому бронепоезду. Поэтому в Добровольческой армии мало названий бронепоездов, так как, получив новый состав взамен погибшего, команда сохраняла его имя. Во время боевых действий были переформирования составов, когда выводились в ремонт повреждённые вагоны, подцеплялись вагоны с других бронепоездов. Поэтому, при изложении боёв, в которых участвовали бронепоезда, надо внимательно следить за их комплектацией.
    За изготовление бронепоезда взялся Новороссийский военный порт. Он предполагал вооружить две платформы 4-х дюймовыми (102-мм) орудиями КАНЕ с эсминцев типа «Новик», по одному на каждой и ещё одну – 75-мм орудием. Руководить строительством бронепоезда должен был его командир старший лейтенант Б.Н. Бушен. Он и направил на завод 21 декабря заказ на установку пушек на платформы. На что завод ответил:
«… установка 4-х дюймового орудия заключена в следующих работах:
1.    Обшить стенки жилых помещений.
2.    Изготовить и собрать крышу;
3.    Сделать выгородки для снарядных погребов;
4.    Изготовить приборы к дверям;
5.    Изготовить горловину со скобой для задраивания дымоходов;
6.    Установит печь с трубой;
7.    Обшить внутри деревом и сделать стеллажи для снарядов;
8.    Окрасить платформу снаружи и изнутри
Общая сумма 9.500 рублей»
      И приступил к работам «в срочном порядке».
      Не надо удивляться запрошенной более низкой ценой. Часть работ выполняли другие предприятия города, поставляя на «Судосталь» готовые узлы и детали. В январе 1919 года бронепоезд «Морской», так же в комплектации из трех броневагонов, был изготовлен.
    Каким орудием был вооружён третий вагон мне установить не удалось. Возможно, это было 75-мм морское орудие КАНЕ, установленное на платформе № 353017, к работе над которым приступили 9 января 1919 года. Возможно - 57-мм пушка Норденфельда, на платформе № 182831, работы над которой велись в то же время.
    Если с бронепоездами «Генерал Корнилов» и «Морской» все более-менее ясно, то совсем фантастическим кажется заказ на изготовления бронеплощадок «Большевик» для Добровольческой армии. 8 декабря 1918 года Управление артиллерийских снабжений дало заказ заводу «Судосталь» на изготовление платформы «Большевик № 1», 15 декабря 1918 года - на бронировку платформы «Большевик № 2» и 28 декабря  -  на установку подкреплений под пушку Норденфельда на бронеплощадке «Большевик № 3».
    Отсутствие каких-либо других документов, кроме заказов, не позволяет даже предположить, что это был за бронепоезд и чем он был вооружён. Но если считать, что за образец были взяты платформы бронепоездов «Большевик» и «Борец за свободу», построенные Мастерскими ВКЖД в начале 1918 года, то это были просто товарные платформы, на которых откидные борта увеличили по высоте и забронировали. Вооружались такие платформы обычными полевыми орудиями без каких-либо переделок.

#33 22.03.2020 10:36:46

NIK 43
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1426340
то совсем фантастическим кажется заказ на изготовления бронеплощадок «Большевик»

...спасибо за подробную информацию про бронепоезда!!!!  продолжайте, пожалуйста!!!

#34 23.03.2020 12:11:57

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

В январе завод «Судосталь» начинает строительство бронеплатформ с башнями конструкции капитана М.Т. Голяховского с толщиной брони 22 мм. 14 января 1919 года дан заказ на установку 75-мм пушки в пробной башни на платформе № 353016.
    Завод сообщил следующие цены на изготовление одной бронеплатформы:
    «… - вращающиеся башни для трехдюймовых орудий, при доставлении стального литья тумбы в необходимом виде          – стоимость 22.740 рублей;
    - за две пулемётные башни                                    – 14.500 рублей;
    - за одну платформу (бронировка)                            - 39.700 рублей
При условии заказа 10 платформ срок изготовления 2 - 2,5 месяца со дня поставки на завод материалов:
- уголок 60х60х6 мм        - 1250 погонных метров;
- уголок 50х50х5 мм        -  200 погонных метров;
- уголок25х25х4 мм        -  400 погонных метров;
- уголок 75х75х8 мм        -  250 погонных метров;
- уголок 75х75х12 мм              -  150 погонных метров;
- уголок 50х50х7 мм        -  250 погонных метров;
- уголок 65х65х8 мм        -  100 погонных метров;
- уголок 4”х4”х5|8”        -    90 погонных метров.
       Такая цена устроила Управление артиллерийских снабжений и 19 января 1919 года и оно дало заказ на строительство по проекту капитан М.Т. Голяховского 10 бронеплатформ с одной орудийной и двумя пулемётными башнями.
    Заказ на листовой материал не сохранился. Но 14 февраля на завод прибыл эшелон листовой стали, изготовленной  по техусловиям Морского ведомства, и листовое железо «резервуарного качества» толщиной 8 и 13 мм, в то время как требовались броневые листы толщиной 18 мм и 25 мм. Завод предложил листы для башен дублировать, то есть устанавливать один на другой и скреплять болтами и заклёпками, без цементной прокладки между ними, что увеличивало стоимость и сроки изготовления платформ. Бортовые листы не дублировались, а устанавливались с зазором, в который заливали бетон.
       На 16 марта 1919 года готовность деталей платформ и башен составляла от 5% до 80%.
    Бронеплатформы М.Т. Голяховского изготовлялись не только на заводе «Судосталь», так как на заводе с чертежей броневагонов снимали светокопии и передавали их представителям Управления артиллерийских снабжений. Ещё не умерла надежда найти эти чертежи в архивах страны и заводы, на которых изготовлялись такие броневагоны.

#35 23.03.2020 12:14:28

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Господа!
Коронвирус добрался и до нас. Всех отправили на "удаленные работы", то есть - по домам.
Так что продолжение следует через две недели.

#36 23.03.2020 12:30:06

Вальчук Игорь
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1427359
Так что продолжение следует через две недели.

нужно работать из дома

#37 06.04.2020 13:55:29

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Увы, компьютер стоит на работе. Использую обед для работы на нем. Остальное время - работа...
Кстати, этот выход то же случаен. Ухожу с работы на неопределенное время по коронавирусу. Как и весь завод...

#38 06.04.2020 14:01:41

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

В январе завод переоборудовал платформы № 353017 и  № 631666 с установкой 75-м орудий «по образцу бронепоезда «Генерал Корнилов», что требовало:
1.    Выделать поперечные двухслойные переборки по концам платформы, с двумя погребами, обшить деревом жилое помещение.
2.    Изготовить приборы к дверям и исправить ставни по борту;
3.    Выделать и закрепить щиты для прикрытия орудия;
4.    Выделать скобы и трапы;
5.    Установить печь и сделать дымовую трубу с колпаком;
6.    Отковать и нарезать болты для крепления станка пушки, снять имеемую пушку.
7.    Установить пушку.
8.    Окрасить платформу
         Общая сумма заказа составила 16.750 рублей.
        В феврале завод «Судосталь» приступил переоборудованию и ремонту  бронеплатформы №  948555 под установку 6-дюймового (152-мм) орудия КАНЕ для бронепоезда «Единая Россия».
        По всей видимости, именно эта бронеплатформа с шестидюймовым орудием фигурирует на всех известных фотографиях бронепоезда.
        Шестидюймовые орудия не устанавливались на затопленных в бухте кораблях. Их привозили морем  из Севастополя и Николаева, где строились крейсера.
       Кроме ремонта бронепоездов, завод проводил ремонт и изготовление бронеавтомобилей, боевых кораблей, а так же изготовление различных приспособлений, как-то приборы испытания накатника для 3-ти дюймовой горной 09 года, 48-ми линейной 10 года, 42-х линейной пушкам и к 5-ти дюймовой гаубице по цене 300 рублей за штуку, 150 прицелов для 3-х дюймовых орудий, две тысячи протирок для трехлинейных винтовок и т.д.
      В марте был дан заказ на изготовление 100 пулемётных станков, чугунных печей и 10 комплектов устройства электрической сигнализации для бронепоездов, а так же на переделку платформы № 706 морского бронепоезда. Это заставил администрацию завода просить командование ВСЮР об отсрочке квалифицированным работникам завода от призыва в армию:
    «….необходимых как для принятых уже заказов для Добровольческой Армии, так и предполагающихся тяжёлых и пулемётных бронеплатформ… Управление завода просит Вашего распоряжения от оставлении на учёте на заводе всех рабочих и служащих завода».
    Более того, дирекция завода запросила выпустить из тюрьмы всех рабочих завода, арестованных за работу в Совете при большевиках. За них просили и рабочие. В мае прошение было удовлетворено. Среди выпущенных был нарком внутренних дел Черноморской республики левый эсер Николай Алексеевич Серапилов. Он честно отработал с 22 мая по 11 сентября 1919 года, а потом уволился по собственному желанию. Более информации о нём не обнаружено.
        В конце марта был дан заказ на изготовление бронепоезда «Орёл». Угловое железо для него было закуплено на заводе «Русский Провиданс» в Мариуполе и доставлено в Новороссийск на пароходе «Олимпиада» 26 марта 1919 года. Это заставило руководство завода думать о расширении производства бронепоездов. 2 апреля 1919 года оно обращается к начальнику Артиллерийских снабжений ВСЮР, находившегося в то время в Екатеринодаре в гостинице «Метрополь», на углу Гоголевской и Красной улиц, с просьбой о расширении территории завода и необходимости строительства подъездных путей:
        «… такое малое количество путей и сейчас затрудняет его работу, так как попутно, всё время, приходится разгружать прибывающие вагоны с разным грузом, для чего приходиться броневые платформы передвигать. С будущей же сборкой тяжелых платформ это создаст ещё большие неудобства….»
    Но, расширяться можно было только за счёт земли наследников генерала Л. Адамовича, поэтому вопрос остался открытым. Дополнительные площади завод получил только в 70-е годы ХХ века.

#39 20.04.2020 13:39:32

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Снова случайно на работе. Но все ж...


        В апреле 1919 года на заводе велись работы по бронепоезду «Орёл», командир лейтенант Полетико, тяжелого бронепоезда № 4, изготовление 32-х пулемётных башен, из которых 12 должны быть готовы к 20 мая, 16 наблюдательных башен, из которых десять должны быть готовы к тому же сроку, 10 тяжёлых платформ и  креплению 6-ти дюймовых пушек на бронепоезде «Илья Муромец».  Для крепления 6-ти дюймовых орудий были откованы и проточены: 
-    Болты 1 ¼”х14” (ф31,75х355,6 мм) - 36 шт.;
-    болты 1 ¼”х15” (ф 31,75х381,0 мм) – 12 шт.;;
-    подушка толщиной – 1”(25,4 мм);
-    тумбы     – 1 ½ ” (38,1 мм);
-    гайки      – 1 ¼ ” (ф 31,75 мм).
Надзор за изготовлением бронепоезда «Илья Муромец» вёл лейтенант Верёвочкин, военно-морской офицер.
    Кроме плановых работ на завод поступали и внеплановые заказы. Так 14
апреля заводу дан дополнительный заказ на 6 пулемётных башен, 21 апреля  - на изготовление 20 шаровых установок для пулемётов Льюиса.
    А 25 апреля пришла срочная телеграмма от начальника главного технического управления генерал-майора Иванова:
«Посылается бронеплатформа 951321. Срочно установите башни».
    Об объёме работ, стоящих перед заводом говорит тот факт, что завод вынужден был заказать 17 апреля заклёпки от ¼ дюйма до 1 дюйма общим весом – 500 пудов, то есть 8 тонн! Заклёпки изготовлялись на Брянском заводе, эвакуированном в Керчь в 1917 году.
    Выполнение срочных работ привело к срыву сроков выполнения плановых работ.
    «…Считаясь с пометками «вне очереди» управление завода сняло рабочих с работ по бронировке тракторов и бронепоездов, о чём доводит до Вашего сведения» - сообщалось руководством завода начальнику артиллерийского снабжения Вооруженных сил на юге России.
    Возникли другие, не предвиденные проблемы. Когда Красная Армия 
освободила Одессу и Крым, то беженцы кинулись в Новороссийск. Директор завода инженер Зозулин вынужден был донести Начальнику артиллерийских снабжений ВСЮР:
    «1-IV мастеровыми нашего завода было сделано заявление о необходимости, в виду непомерного изменения цен на продукты первейшего потребления, в связи с общим повышением цены на них, прекращением доставки из Кубанской области, громадным наплывом беженцев из гор. Одессы и побережья Крымского полуострова, поднятие заработной платы на 50 % против существующих норм, строится такую прибавку с 16 марта…» и добавить о необходимости повышения стоимости работ.
    Генерал-майор на эту депешу не ответил, но подтвердил телеграммой от 27 апреля, что срок готовности бронепоезда «Орёл» 29 апреля, бронепоезда № 4 тяжелого -  1 мая.
    Ответом не только на эту депешу и других аналогичных донесений стал приказ № 768, отданный А.И. Деникиным 25 апреля 1919 года:
«Приказываю работу на заводах и предприятиях, работающих на нужды Армии Вооружённых сил Юга России, считать обязательной и никакие стачки и забастовки, связанные с приостановлением таковых работ недопустимы».
    Несмотря на такие суровые телеграммы, 30 апреля, то есть после установленного срока окончания работ, пришла новая телеграмма о внеочередных работах по установке двух пулемётных башен на бронепоезде «Орёл» и изготовлении ещё 48 болтов для крепления 6-ти дюймовых орудий на бронепоезде Илья Муромец» !!!
    Как это всё похоже на недавнее советское прошлое, да и на настоящее состояние положения дел при проведении заводского ремонта. Сначала требуют одно, а потом, войдя во вкус – требования увеличиваются, при сохранении сроков и стоимости ремонта. Традиция, однако-с.
    Судьба тяжелого бронепоезда № 4 мне не известна. Возможно, это был бронепоезд «Грозный» с 6-ти дюймовыми орудиями.

#40 25.05.2020 13:32:17

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Кроме отечественных орудий, капитан М.Т. Голяховский разработал чертежи на башни, в которых устанавливались 18-ти фунтовые английские орудия. На одну башню требовалось
-    листовая сталь        – 155 пудов (2480 кг);
-    угловая   сталь        -   44 пуда    ( 704 кг);
-    стальные поковки  -   27 пудов  ( 432 кг);
-    чугунное литье       - 21,5 пудов ( 336 кг);
-    бронзовое литье     - 10,25 пуда ( 164 кг);
-    заклёпки                    - 7,25 фунта (    2,9 кг). Всего 3955 кг
    Документов о том, какой бронепоезд был вооружён английскими орудиями, не сохранилось. Зато хорошо известна фотография тяжелого бронепоезда «На Москву», на котором в башне стоит английское орудие.
       На май новый начальник артиллерийских снабжений ВСЮР генерал-майор Кирей  запланировал заводу «Судосталь»: к середине месяца закончить изготовление 10 орудийных и пулемётных вагонов, 32 пулемётные и 16 наблюдательных башен, окончание строительства 10 тяжёлых бронеплатформ и после этого приступить к изготовлению ещё 12 тяжелых бронеплатформ. А так же бронировка трёх тракторов и обкладка 10 тракторов для тяжелой артиллерии со сроком окончания середина июня. Но этот срок был установлен только для тракторов!
    Что такое тяжелые бронеплатформы – мне установить не удалось. Зато в Интернете я нашёл интересные фотографии из коллекции Верзунова, которые дают представление об этих платформах. И попытался сделать чертежи. Скорее всего, это транспортеры для перевозки тяжеловесных грузов, на которые устанавливали 4-х и 6-ти дюймовые орудия. На фотографии видно, что для стрельбы транспортёры крепились к рельсам специальными захватами. Буду рад, если кто поможет мне разрешить эту техническую загадку.
        Заказ на 32 пулеметные башни позволяет предположить, что завод «Судосталь» изготовлял эти башни и для других предприятий, на которых так же изготовлялись бронепоезда. Среди бумаг завода сохранилась копия договора на заказ 6 бронеплатформ на заводе «Кубаноль», срок изготовления 20 дней. В договоре приведены только размеры платформы: длина 40 футов и 6 дюймов (12,33 м) , ширина 10 футов 2 дюйма (3,1 м).
        Заместитель начальника Артиллерийских снабжений полковник Байер телеграммой № 2374 от 5 мая предупредил поручика Больцевича:
        «Недопустимо поручать заводу заказы вне этого плана. Только крайняя необходимость может заставить вас впредь просить завод принять мелкий заказ и, во всяком случае, с особого, каждый раз, разрешения технического отделения Управления Артснабжения, без снятия рабочих с текущих заказов. Очередной ремонт надлежит поручить железнодорожным мастерским, а установку орудий и их починку просить делать старшего лейтенанта Верёвочкина» [то есть военный порт].
    Но заказы на завод шли, шли и шли. Это были небольшие заказы, как на «приспособление для переделки патронов Льюиса под трехлинейные винтовки», так и серьезные заказы по ремонту боевых кораблей военно-морского флота, бронеавтомобилей, легковых и грузовых автомобилей, ремонт прицелов для орудий, пулемётов, электродвигателей. А так же заказы на изготовление запчастей для орудий и пулемётов. Загрузка завода в мае была полной и завод даже набирал рабочих.
    Все заказы принимались по ценам завода. Но с бронировкой паровозов Ов не сошлись в цене. Завод запросил за один паровоз 175.000 рублей. Но для Начартснаба это оказалось дорого. Завод снизил цену до 145.000 рублей «в виду упрощения чертежей конструкции бронирования паровоза», но Начартснаба остался не приклонен и от бронировки паровозов на заводе «Судосталь» отказались. Видимо мастерские ВКЖД  делали бронировку намного дешевле. Ввиду отсутствия чертежей, определить, в чём заключалось особенность бронировки паровоза заводом «Судосталь», увы, не возможно.
22 мая был дан заказ на ремонт бронепоезда «Вперед, за Родину»:
-    переделка станков пулемётных башен;
-    укрепление башен и траверс;
-    переделка щитов для букс;
-    установка скамеек и лестниц.
    Этот заказ завод выполнил в течение недели до 29 мая.

#41 25.05.2020 20:58:57

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1426083
Пушки Норденфельда, по-видимому 57-мм, стоявшие на боевых и вспомогательных кораблях Черноморского флота, надо было ещё отремонтировать (заказы от 17 декабря на ремонт трёх и от 27 декабря на ремонт двух пушек, были и заказы в 1919 году)

57мм пушка Норденфельта-это капонирное орудие,предназначенное для вооружения крепостей(обычно для обстрела рвов).
57мм пушки, стоявшие на эсминцах,строящихся на добровольные пожертвования-это система Гочкиса.

Старый Судоремонтник написал:

#1426340
две платформы 4-х дюймовыми (102-мм) орудиями КАНЕ с эсминцев типа

102мм орудия "Новиков"-это не система Канэ.

#42 14.07.2020 14:02:00

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Уважаемые господа!
После стольких приключений на компьютерном фронте, мне, наконец-то, достался компьютер, нормально работающим Интернетом!
И так, завтра продолжу свои "измышления"...

#43 14.07.2020 14:44:18

Алекс
Контр-Адмиралъ, гвардейский экипажъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Москва
Броненосный крейсер HMS Orlando
Сообщений: 12501




Re: Бронепоезда Новороссийска

sezin написал:

#1445256
57мм пушка Норденфельта-это капонирное орудие,предназначенное для вооружения крепостей(обычно для обстрела рвов).

На кораблях капонирные пушки не ставились, они слишком короткоствольные. Ставились нормальные морские 6-фунтовки Мк. I или Мк. II


Лучше быть хорошим любителем, чем посредственным профессионалом
Друзьям раздайте по ружью, и дураки переведутся

#44 14.07.2020 20:08:01

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 6419




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1426083
Пушки Норденфельда, по-видимому 57-мм, стоявшие на боевых и вспомогательных кораблях Черноморского флота

Скажите, а каких моделей были эти пушки, есть сведения?

#45 16.07.2020 13:14:03

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Сведений о моделях 57-мм пушек  меня нет. Есть записи, что это были пушки Норденфельда и только.

Но, продолжим.

        3 июня на завод был направлен заказ на изготовление 12 бронеплатформ с орудийными башнями. Тщательно всё взвесив, дирекция завода ответила только 12 июня, что согласна принять заказ со сроками выполнения работ:
-    Первые три платформы         - через 2 месяца;
-    Следующие три платформы - через 2 1/2месяца;
-    Последние шесть платформ – через 3 месяца, считая от 7 июня, но при условии предварительной оплаты 50% стоимости работ.
        Полковник Денисов согласовал сроки поставки: к 1 августа шесть, к 20 августа три и  к 1 сентября три последних бронеплатформы и заказ был принят.
    Но к этому времени в Новороссийске закончились материалы. 4 июня на пароходе «Моряк» прибыл стальной прокат, цепи, бруски и другие материалы для изготовления бронеплатформ.
    В документах сохранился расчет заказа материалов. Но на какой тип бронеплатформ и на какое количество – ни чего не указано. Тем не менее, заказ сам по себе весьма интересен:
- уголок 50х50х9 мм            - 420 пудов   (  6.720 кг);
- уголок 60х60х8 мм            - 675 пудов   (10.800 кг);
- уголок 65х65х8 мм            - 165 пудов   (  2.640 кг);
- уголок 80х80х12 мм            - 4.000 пудов (64.000 кг);
- уголок 100х100х10 мм        - 165 пудов     ( 2.640 кг);
- уголок 120х120х12 мм        -   90 пудов    (  1.440 кг);
- уголок 140х140х16 мм        - 1200 пудов  (19.200 кг).
                        -----------------------------------
                        - 6715 пудов (107.440 кг)
полосовая сталь:
-   65х12 мм                 -  165 пудов   ( 2.540 кг);
- 100х10 мм                -  290 пудов   ( 6.440 кг);
- 200х10 мм                - 2.000 пудов (32.000 кг).
                        -----------------------------------
- 2455 пудов (39.280 кг)
Двутавр № 24    240х101,8 мм, длиной 6 м – 50 шт. – 623 пуда (9.968 кг)
Поковочная сталь для болванок:
- круг   Ф 65 мм                 - 115 пудов (1.840 кг);
- квадрат 75 мм                - 200 пудов (3.200 кг);
- круг  Ф 80 мм                - 170 пудов (2.720 кг);
- квадрат 200 мм                - 480 пудов (7.680 кг);
- круг  Ф 200 мм                - 190 пудов (3.040 кг).
                        --------------------------------
                        - 1165 пудов (18640 кг)
листовая сталь толщиной 12, 5 мм (полдюйма)             – 1950 пудов    (31.200 кг)
                                  12 мм                - 7500 пудов (120.000 кг)
                             10 мм                - 2000 пудов    (32.000 кг)
                            ---------------------------------------------
                                      - 11450 пудов (183.200 кг) [59]
         В июне 1919 года заводом была получена телеграмма:
    «От генерал-майора Иванов поступило требование взамен круглого национальных цветов накрасить угол вершиною вниз. Изменение это должно касаться только боковых знаков бронеплатформ…»
    Этой же телеграммой требовалось:
    «… Пулемётные станки приспособлять не только под пулемёты «Максим», но и под пулемёты «Льюис» [60]
       Таким образом, появилась временная граница, по которой можно определить дату фотографии бронепоезда. Исходя из этого, многие сохранившиеся фотографии бронепоездов ВСЮР сделаны во второй половине 1919 года до наступления холодов, то есть в июле – октябре.
      Сохранилась ещё одна интересная телеграмма представителя начальника Артиллерийских снабжений Добрамии войскового инженер-механика Фетисова от 23 июня 1919 года:
      «На готовых к отправке платформах сделать надписи на дверях “Генерал Алексеев” на двух и на одной “Орёл”».
      Легкий бронепоезд “Орел” был сформирован в декабре 1918 года в Мариуполе, а вступил бой в марте 1919 года под Царицыном. При реорганизации бронепоездных частей вошёл в состав 4-го бронепоездного дивизиона. В конце июня его отправили в Тихорецк на ремонт, куда и направлялась бронеплощадка, платформа № 951321, системы полковника Голяховского с трехдюймовым орудием образца 1902 года в башне и двумя пулемётными башнями. После ремонта бронепоезд “Орел” перешел через Ростов в Харьков.
      Легкий бронепоезд «Генерал Алексеев» считается первым бронепоездом  Вооруженных сил Юга России и Русской армии. Он был сформирован 1 июля 1918 года на станции Тихорецкая из трофейных большевистских бронеплощадок как 1-й бронированный поезд. В январе 1919 года переименован в «Генерала Алексеева». Принимал участие в боях за Царицын. Летом 1919 года он находился там, на станции Ельшанка, примерно в 5 верстах к югу от Царицына, (ныне входит в состав Ворошиловского района города-героя Волгограда) неся оборону города от возможного нападения речной флотилии красных со стороны Астрахани.
       По всей видимости, два броневагона перегоняли в Царицын, где их включили в состав бронепоезда.
       После получения бронеплощадок Поверочный отдел Управления артиллерийских снабжений запрашивал у завода финансовые документы  «для проверки стоимости работ».

#46 22.07.2020 13:34:22

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Планомерности работ завода мешали постоянные мобилизации. Начиная с июня 1919 года директор завода инженер Зозулин, именно так он подписывал все официальные бумаги, стал обращаться в различные инстанции, вплоть до командиров полков, с просьбой:
         «Ввиду того, что завод работает по срочным заказам на Добрармию и в настоящее время нуждается в квалифицированных мастеровых,  заводоуправление просит Вас отпустить на службу завода следующих мастеровых, числящихся Вашем распоряжении…»
        И далее шёл список фамилий. Но и в Добрармии рабочих завода «Судосталь» не ставили в строй. Они и там продолжали оставаться мастеровыми. В архиве сохранились следующие фамилии: Ал. Кельт, Вл. Бриккин, Г. Майорников, Шпрунк, Карамсуда - рядовые артиллерийской части Новороссийского военного порта, Ив. Козаледко - в слесарной мастерской военного порта, А.Ф. Ярославцев - младший писарь 2-й пехотной дивизии,  М.  Плохотников «состоящий в гарнизонной пекарне», И.А. Головленя, железобетонщик-арматурщик, состоял в государственной страже и многих других. Забранных в солдаты мастеровых, из частей, стоявших в Новороссийске и недалеко от него, возвращали. Из других - далеко не всегда. Так, командир Апшеронского полка, стоящего в г. Грозный, на просьбу о возвращении на завод котельщика Алексея Юдина, солдата 2-го батальона, отвечал:
        «На письмо Ваше от 22-го сего августа за № 3244 сообщаю Вам, что согласия на перевод солдата Юдина Алексея дать не могу».
       Кроме этого нормальной работе завода мешала нераспорядительность командования ВСЮР. Дав  в июне заказ на изготовление 12 бронеплатформ, до конца месяца оно не поставило на завод ни одной платформы. Об этом завод сообщал телеграммой № 20529 от 28 июня. Телеграммой от 5 июля 1919 года завод вновь сообщает, что 12 платформ на завод не доставлены и сроки их бронирования переносятся учётом 12 дней после поставки платформ, необходимых для выполнения подготовительных работ. Но и к 20 июля платформы так и не поставили. Тем не менее, для них было заказано 12 лафетов трехдюймовых орудий.
      В какой-то степени командование ВСЮР можно понять. Войска белых рвались к Москве, платформы нужны были для перевозки войск, снаряжения. Кроме того, захваченные в боях бронепоезда красных  сразу же вводились в строй. Это позволяло, в какой-то степени, покрывать потребности в бронепоездах.
      В августе руководство завода вынуждено было поднять зарплату рабочим  на 60% в связи с ростом цен и, соответственно, цены на изготовление бронеплатформ.
     Тем не менее, телеграммой № 22526  от 30 августа 1919 года завод вновь получил заказ ещё на 10 платформ с тремя башнями – одной орудийной и двумя пулемётными. Телеграммой от 3 сентября руководство завода выставило условия: при условии предоплаты 50% стоимости заказа первые 6 платформ изготовить через два месяца, а остальные 4 – через 3 месяца. То есть по три платформы в месяц. Заказ был принят.
    5 сентября представитель начальника артиллерийских снабжений ВСЮР войсковой инженер-механик Фетисов дал указание директору завода:
    «На вновь строящихся платформах надлежит сделать надписи:
-    на трех платформах – “Витязь”
-    на трех платформах “Дмитрий Донской”
-    на трех платформах “Офицер”
-    на двух платформах “Орёл”»
      Отсюда видно, что трофейный советский 2-й сибирский бронепоезд носил имя «Слава офицеру», в то время как бронепоезд «Офицер», пополнялся бронеплощадками завода «Судосталь».
     Бронепоезд «Витязь» воевал в районе Киева.
     Бронепоезд «Дмитрий Донской» находился на ремонте на станции Юзово и ожидал замены своих бронеплощадок с 75-мм морскими орудиями. Это был вынужденная мера, так как снаряды к морским орудиям закончились. Тем не менее, 17 августа бронепоезд вышел на станцию Александровск в распоряжение Славянского полка практически без снарядов.
     Бронепоезд «Офицер» в это время действовал на линии Белгород—Курск. 24 августа, во время местного прорыва красных, он был спешно вызван на участок Корниловского полка. Близ разъезда Сараевка, бронепоезд подвергся сильному обстрелу гаубичных батарей противника. 26 августа бронепоезд “Офицер” вышел на обычную позицию и снова, в течение двух часов, находился под перекрестным огнем укрыто расположенной артиллерии красных и получил повреждения.
    Бронепоезд «Орел» так же в конце августа получил повреждения, действуя на линии Бахмач – Конотоп.

#47 24.07.2020 14:31:08

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

В сентябре 1919 года капитан М.Т. Голяховский за разработки проектов бронепоездов получил чин полковника Вооружённых сил Юга России.
    В сентябре рабочие завода вновь попросили, без проведения забастовок, повышения зарплаты на 60%. Но руководство завода в этом отказало, пообещав при сохранении ставок ввести доплату к зарплате «На дороговизну», как это было сделано Городской Думой для своих служащих.
       Документов об этой доплате не сохранилось, но интересно посмотреть зарплату работников городской библиотеке за декабрь 1919 года. Официально месячные оклады у них были по 100 рублей в месяц, но жалование у старшего библиотекаря Ф. Шведова составляло 3395 руб., а у помощников его по 2812 руб. 43 коп. При этом все суммы сверх 100 рублей оклада были надбавками на дороговизну, вычисляемых сложными бухгалтерскими расчетами. [44] 
       Кроме того, руководство завода приняло меры и уволило 63 мастеровых завода «подлежащих, ввиду сокращения штатов, к расчёту с 17 сентября 1919 года».
    Фраза, взятая в кавычки, – цитата из документа. Так что способ борьбы с недовольными путём сокращения штатов – то же наша рассейская традиция.
    Руководство завода объясняло сокращения «задержками оплаты заказов». В защиту инженера Зозулина надо отметить, что он сумел весьма широко развернуть производство. Завод не только строил бронеплатформы, но ремонтировал до 30 автомобилей в месяц, среди них были и бронеавтомобили, а так же боевые корабли: эсминцы «Свирепый», «Поспешный», канонерскую лодку «Терец», миноносцы «Лётчик», «Жаркий», «Живой», подводную лодку «Тюлень» и другие, гражданские суда. Это позволило увеличить численность рабочих со 180 человек в августе 1918 годе до 750 человек в августе 1919 года, более, чем в четыре раза !!!
       С октября 1918 года по ноябрь 1919 года заводом «Судосталь» было выполнено  заказов ВСЮР сумму  9.078.383 рубля.
       В сентябре 1919 года начальник техотдела Артиллерийских снабжений стал полковник Турбин, а представитель Артиллерийских снабжений на заводе - инженер Вуйцицкий
    Об этих людях мне ни каких сведений найти не удалось.
    Из технических распоряжений полковника Турбина сохранилось следующее:
«… Впредь электрическая сигнализация устанавливаться на бронеплатформах не будет в виду её не пригодности…»
    И вместо неё бронепоезда стали вооружаться рупорами.

#48 27.07.2020 13:06:39

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

1

Октябрь 1919 года стал поворотным месяцем в Гражданской войне. Красная армия начала контрнаступление против войск ВСЮР. После недолго сопротивления Белая Армия начала отступление к Черному морю, вскоре превратившееся в бегство.
    Тем не менее, на завод «Судосталь» продолжали поступать заказы на изготовление новых бронеплатформ. Так, 31 октября был сделан заказ на 8 легких бронеплатформ со сроком поставки 6 платформ через 2,5 месяца и 2 платформ через 3,5 месяца. 5 ноября 1919 года договор был утверждён Управлением Артиллерийских снабжений.
    В октябре российские промышленники Юга и Центра России решили порадеть за армию и Совет съезда химической, стекольной и керамической промышленности дал заказ заводу «на постройку легкого бронепоезда полковника Голяховского из трёх лёгких орудийных платформ с одной орудийной башней и двух пулемётных башен и одной пулемётной (платформы) из американской платформы Арбеля с двумя пулемётными башнями и одной наблюдательной вышкой, бронепаровоза с наблюдательной вышкой», с окончанием работ в середине января 1920 года.
        А.А. Власов отмечает, что промышленники дали заказ в сентябре на изготовление  тяжелого “На Москву” и легкого “За Русь Святую” бронепоездов при помощи средств от промышленников Юга и центра России. Боевые площадки для этого бронепоезда были заказаны заводу “Судосталь”. Оба эти бронепоезда и легкий бронепоезд “Генерал Дроздовский” должны были составить 6-й бронепоездной дивизион. 9 октября штабс-капитан Красильников был назначен временно командующим бронепоездом “За Русь Святую”.
    Но договор на заказ второго бронепоезда в архиве не сохранился. И однозначно утверждать, что Съезд заказал именно легкий бронепоезд «За Русь Святую» нет оснований. Возможно, это был третий бронепоезд, заказанный промышленниками.
    18 ноября поступило распоряжение сделать на трёх изготовленных бронеплатформах надпись «Офицер», на двух – «Орёл» и на одной – «Генерал Корнилов».
    Бронеплатформы для бронепоезда «Офицер» были готовы только к  25 ноября.
    Но отгонять из уже ни куда не пришлось.
    Поражение на фронтах, вызвало бурную боевую активность отрядов красно-зеленых партизан, в том числе и диверсии на железных дорогах. Для охраны железной дороги Екатеринодар – Новороссийск, главной питающей магистрали ВСЮР, был сформирован дивизион из шести бронепоездов: "Иван Калита", "Офицер", "Орел", "На Москву", "Олег", "Рюрик". В декабре партизаны сумели пустить под откос бронепоезда "Офицер" и " На Москву ".

#49 29.07.2020 13:00:53

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

2

В декабре 1919 года на заводе «Судосталь» в разной степени готовности находилось 11 бронеплатформ. Неожиданно, 13 декабря поступил весьма интересный заказ от Представительства начальника Артиллерийских снабжений в Новороссийске:
       «Прошу Ваших распоряжений в срочном порядке разработать чертежи крепления тележки « Фокс-Арбиле» с рамой  платформы, предназначенной для бронирования. Тележка будет поставлена под орудийную башню, вместо предполагаемого второго ската. Не выполнение по времени разработки чертежа просимого крепления  повлечёт задержку изготовления Новороссийскими железнодорожными мастерскими платформы для бронирования».
    Даже нельзя предположить, о  каком бронепоезде идет речь.
        Под самое Рождество инженер Вуйницкий вдруг потребовал переделать все бронеплатформы по чертежам, разработанным Краматорским заводом. Главное отличие состояло в том, что погон для 3-х дюймовой орудийной башни надо было делать больше, чем  Ф 2537 мм у башен Голяховского. Чем было вызвано такое требование, когда Красная армия была уже под Ростовым, установить не удалось. Где можно было, погон делали, как требовалось, но переделывать ранее изготовленные башни не стали.
    2 января 1920 года поручик Больцевич обратился к дирекции завода:
       «Ввиду крайней спешности ремонта бронеплатформ, прошу Вас впредь до извещения, приостановить работы по изготовлению новых бронеплатформ, с тем, чтобы рабочие силы утилизировать для экстроординарных внеочередных работ по ремонту бронеплатформ».
       И заказы пошли.
       3 января 1920 года заводу был дан заказ на изготовление трех коробчатых щитов на орудийные установки бронепоезда «Орёл». Это позволяет думать, что бронепоезд был довооружен платформами с орудиями, не имевшими щитов, и, таким образом, состав стал из шести вагонов.
       10 января был получен заказ на установку на двух бронеплатформах поезда «Гром Победы» двух готовых тумб Дурляхера и на них двух орудий 1902 года с коробчатыми щитами, и пулемётных станков полковника Голяховского. А так же «установить в лобовой части платформ «Гром Победы» дюймовые листы брони, не закрепляя их на месте».
        11 января 1920 года появился договор на изготовление 400 комплектов принадлежностей для чистки и сборки английских винтовок. Поздновато союзнички передали винтовки, когда Белая армия бросала свои винтовки, что бы легче было отступать.
    13 января 1920 года был заказ на изготовление одного коробчатого щита на бронепоезд «Слава офицеру».
    15 января 1920 года приступлено к работам по бронеплатформе 1-го отдельного тяжелого бронепоезда.
    24 января 1920 года завод получил новый заказ:
    «Приступить к постройке новых полковника Голяховского бронеплатформ, заготовку и обработку материалов для приспособлений 2-х осной тележке под бронеплатформу».
    Сама запись дает предположение о том, что под платформы подводили дополнительные тележки.
    2 февраля 1920 года был дан заказ:
       «Прошу приступить к работам по бронированию двух платформ «Донской Баян» и установке на них двух шестидесятифунтовых пушек. Бронировка должна производиться по чертежам Донской армии, установка пушек по образцу ”Единая Россия”».
    5 февраля 1920 года заказали ремонт бронепоезда «Орёл» и установку на нём двух станков Дурляхера.
    А 6 февраля 1920 года бронепоезд «Мстислав Удалой» дал заказ бидонов и воронок, а «так же расходить и смазать орудийную установку». Такой же заказ был получен и с бронепоезда «Генерал Корнилов».
    6 февраля 1920 года потребовали выполнить ремонт 6-ти дюймовых пушек КАНЕ на бронепоезде «Иоан Калита».
        7 февраля Добровольческим корпусом под командованием генерала А.П. Кутепова был захвачен Ростов. В числе трофеев оказалось шесть бронепоездов. Среди них «1-й Минский им. тов. Ленина». Это был последний успех главного командования Вооруженных сил Юга России. Через три дня Ростов был вновь освобожден частями Красной армии. Началась эвакуация Тихорецка - важного железнодорожного узла и резиденции 
        Тем не менее, захваченные бронепоезда красных не бросили и погнали в Новороссийск.
    А заказы на завод «Судосталь» продолжали поступать.
        16 февраля 1920 года принят заказ на изготовление для бронепоезда «Гром Победы» 90 шариков для пулемётных башен.
        26 февраля 1920 года принят заказ на оборудование двухосной площадки бронепоезда «Орёл» с установкой пулемётных станков и орудий образца 1902 года на тумбе Дурляхера. И следом на него же установить пулемётную башню.
        4 (17) марта частями 22-й, командир С.П. Захаров, и 21-й, командир Г.И. Овчинников, стрелковых дивизий 9-й армии и конным корпусом Д.Л. Жлобы был освобожден г. Екатеринодар. Около 20 тыс. белогвардейцев сдалось в плен, захвачены большие трофеи, в том числе и 4 бронепоезда.
    До Новороссийска оставалось меньше 150 верст по железной дороге и совсем не оставалось надежд на победу Белого движения. Все войска бросили фронт и побежали в Новороссийск, к пароходам.
    В такой обстановке команда бронепоезда "Орел", бросила состав и перешла на сторону партизан, забрав с собой все вооружение.
       На подступах к Новороссийску белые сосредоточили 12 бронепоездов. Полного списка названий бронепоездов нет, поэтому не возможно сейчас с уверенностью сказать, были ли это только действующие бронепоезда ВСЮР, или сюда же вошли захваченные под Ростовом красные бронепоезда и бронепоезда только что построенные в Новороссийске. В некоторых воспоминаниях указывается, что на путях в Новороссийске стояли брошенные бронепоезда со снятым вооружением.
           14 (27) марта Утром, внезапным ударом части Красной армии захватили Новороссийск. Даже в многотомной «Истории Гражданской войны» отмечено, что советские войска наступали под «непрерывным огнем вражеских бронепоездов и кораблей». Но уже ни что не смогло спасти деникинские войска. Среди трофеев оказались и 12 бронепоездов.
    Дальнейшие документы о строительстве бронепоездов на заводе «Судосталь» и судьбе имевшихся на заводе броневагонов отсутствуют. Хотя документы за 1920 и 1921 год имеются в достаточном количестве

#50 12.10.2020 12:59:03

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
         Участие бронепоездов в обороне Кубани практически не исследовано. В то же время, бронепоезда был единственный вид оружия, который строился по желанию рабочих, за счёт рабочих и во внерабочее время. Построив, рабочие на них уходили в бой.
    Строительство бронепоездов по инициативе трудящихся развернулось летом 1941 года. К ноябрю 1941 года было передано РККА 24 бронепоезда и до 15 находилось в постройке. Всего за годы войны было построено 143 бронепоезда. Первыми в Краснодарском крае с такой инициативой выступили железнодорожники станции Тихорецкая. Первому бронепоезду, вышедшему  из цехов завода «Красный молот», было присвоено имя «Тихорецкий железнодорожник». Всего к 1 февраля 1942 г. тихорецкие заводы выпустили шесть бронепоездов тяжелого типа.
         Новороссийские железнодорожники построили два бронепоезда: «За Родину» и «Народный мститель». В городском архиве Новороссийска  не отложились документы о строительстве бронепоездов. 12 ноября 1941 года было отдано распоряжение крайкома ВКП(б) и УНКВД по Краснодарскому краю о подготовке архивов к уничтожению «на случай временного занятия территории противником», поэтому документы были уничтожены при эвакуации заводов.    Но сохранились бухгалтерские и балансовые отчёты Новороссийского вагоноремонтного завода за первое полугодие 1942 года. В справке, названной «Расшифровка факультативных работ, выполненных в 1942 году», указано, что постройка бронеплощадок в отпускных ценах составила 55.748 рублей. Это небольшая для завода сумма, так как общая сумма всех факультативных,  то есть внеплановых, работ за этот период составила 1.750.561 рубль.
         Решение о строительстве бронепоезда Городской комитет обороны принял только 8 декабря 1941 года, обязав закончить строительство бронепоезда с двумя бронеплощадками к 20 декабря и передать его на усиление обороны города.
Теперь ясно, что такое решение было принято в свете подготовки Керченско-Феодоссийской десантной операции. Считается, что строительство в Новороссийске велось по инициативе председателя Новороссийского комитета обороны Н.В.             Шурыгина и командира Новороссийской военно-морской базы Г.Н. Холостякова    . Бронеплощадки изготовлялись из 4-х осных грузовых вагонов. На каждой из них  установили каземат для снарядов с двумя пулемётами с каждого борта и перископ с подводной лодки, по концам площадки - два 76,2-мм морских орудия 34К с дальностью стрельбы 14,6 км и углом возвышения ствола до 850, что позволяло вести огонь и по авиации противника. Броня делалась из двух листов стали толщиной 58 мм с прокладкой из досок между ними. В паровозном депо Новороссийска под руководством начальника депо Ненашева обшили паровоз Ов бронёй из двух листов толщиной 20 мм с прокладкой 50-мм досок между ними. На нём смонтировали командирскую рубку, корабельный дальномер и счетверённый пулемёт «Максим». На контрольных площадках, то же забронированных, установили по одному крупнокалиберному пулемёту ДШК и по два пулемёта «Максим». Всего бронепоезд имел вооружение из четырёх 76,2-мм пушек К-34, двух 12,7-мм пулемётов ДШК, одного счетверённого 7,62-мм зенитного пулемёта «Максим» на паровозе и двенадцать 7,62-мм пулемётов «Максим». Боезапас составлял по 350 выстрелов на орудие.  База бронепоезда состояла из одного паровоза Су, штабного вагона, трёх мягких вагонов для личного состава, вагон-склад боеприпасов, вагон-мастерская, вагон-баня, вагон-столовая, он же клуб с киноустановкой. Бронепоезд был радиофицирован. Командиром был  назначен старший лейтенант Михаил Рафаилович Чечельницкий, а комиссаром - старший политрук Борис Зиновьевич Хавинсон.

Страниц: 1 2 3


Board footer