Сейчас на борту: 
krysa
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 22.06.2012 17:22:46

aligvi
Гость




22.06.1941

1

С этим произведением в душе повзрослело поколение детей ветеранов ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ!

Роберт Рождественский «Реквием»



Памяти наших отцов и старших
братьев, памяти вечно молодых
солдат и офицеров Советской
Армии, павших на фронтах
Великой Отечественной войны.

1

Вечная
       слава
             героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная
       слава
             героям!
Слава героям!
Слава!!

...Но зачем она им,
                    эта слава, —
мёртвым?
Для чего она им,
                 эта слава, —
павшим?
Всё живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им,
                 эта слава, —
мёртвым?..
Если молнии
            в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут
             все люди
                      земного шара, —
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце
       в пустые глазницы
                         не брызнет!
Знаю:
песня
      тяжёлых могил
                    не откроет!
Но от имени
            сердца,
от имени
         жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой
                       плывут
                              величаво...
Пусть
      не все герои, —
те,
кто погибли, —
павшим
вечная слава!
Вечная
       слава!!

Вспомним всех поимённо,
горем
      вспомним
               своим...
Это нужно —
не мёртвым!
Это надо —
живым!
Вспомним
         гордо и прямо
погибших в борьбе...

Есть
     великое право:
забывать
о себе!
Есть
     высокое право:
пожелать
и посметь!..

Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!

2

Разве погибнуть
                ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
      обещала,
любовь
       обещала,
Родина.

Разве для смерти
                 рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
                нашей
                      смерти,
Родина?

Пламя
      ударило в небо! —
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
              «Вставайте
                         на помощь...»
Родина.
Славы
      никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
  или
      Родина.

Самое лучшее
             и дорогое —
Родина.
Горе твоё —
это наше
         горе,
Родина.

Правда твоя —
это наша
         правда,
Родина.
Слава твоя —
это наша
         слава,
Родина!

3

Плескалось
           багровое знамя,
горели
       багровые звёзды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови
                  закат,
и слышалась
            поступь
                    дивизий,
великая поступь
                дивизий,
железная поступь
                 дивизий,
точная
поступь
        солдат!
Навстречу раскатам
                   ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знамёнах
                  начертано
                            слово:
Победа!
Победа!!
Во имя Отчизны —
                 победа!
Во имя живущих —
                 победа!
Во имя грядущих —
                  победа!
Войну
мы должны сокрушить.
И не было гордости
                   выше,
и не было доблести
                   выше —
ведь кроме
желания выжить
есть ещё
мужество
жить!
Навстречу раскатам
                   ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знамёнах
                  начертано слово
Победа!
Победа!!

4

Чёрный камень,
чёрный камень,
что ж молчишь ты,
чёрный камень?

Разве ты
         хотел такого?
Разве ты
         мечтал когда-то
стать надгробьем
для могилы
Неизвестного
             солдата?
Чёрный камень.
Что ж молчишь ты,
чёрный камень?..

Мы в горах
           тебя
                искали.
Скалы
      тяжкие
             дробили.
Поезда в ночах
трубили.
Мастера в ночах
не спали,
чтобы
      умными руками
чтобы
      собственною
                  кровью
превратить
обычный камень
в молчаливое
надгробье...

Разве камни
            виноваты
в том,
       что где-то
                  под землёю
слишком долго
спят солдаты?
Безымянные
солдаты.
Неизвестные
солдаты...

А над ними
           травы сохнут,
А над ними
           звёзды меркнут.
А над ними
           кружит
                  беркут
и качается
подсолнух.
И стоят над ними
сосны.
И пора приходит
                снегу.
И оранжевое солнце
разливается
по небу.
Время
      движется над ними...

Но когда-то,
но когда-то
кто-то в мире
              помнил
                     имя
Неизвестного
солдата!
Ведь ещё
         до самой смерти
он имел друзей
               немало.
Ведь ещё
         живёт на свете
очень старенькая
мама.
А ещё была
           невеста.
Где она теперь —
невеста?..
Умирал солдат —
известным.
Умер —
Неизвестным.

5

Ой, зачем ты,
              солнце красное,
всё уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем
          с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Из беды
        тебя я выручу,
прилечу
        орлицей быстрою...
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный...

Белый свет
           не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
            моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя.
Горюшко моё, —
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать
               над могилою...
Не хочу я
ничегошеньки —
только сына
            милого.
За лесами моя ластынька!
За горами —
            за громадами...
Если выплаканы
глазыньки —
сердцем
        плачут матери.
Белый свет
           не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
            моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя.
Горюшко моё, —
где ж ты?

6

Когда ты, грядущее?
                    Скоро ли?
В ответ на какую
боль?..

Ты видишь:
самые гордые
вышли на встречу
                 с тобой.
Грозишь
        частоколами надолб.
Пугаешь
        угластыми кручами...
Но мы
      поднимем себя
по канатам,
из собственных нервов
скрученных!
Вырастем.
Стерпим любые смешки.
И станем
         больше
богов!..
И будут дети
             лепить снежки
из кучевых
облаков.

7

Это песня
          о солнечном свете,
это песня
          о солнце в груди.
Это песня о юной планете,
у которой
всё впереди!
Именем солнца,
               именем Родины
клятву даём.
Именем жизни
             клянёмся
                      павшим героям:
то, что отцы не допели, —
мы
   допоём!
То, что отцы не построили, —
мы
   построим!

Устремлённые к солнцу побеги,
вам
    до синих высот вырастать.
Мы —
рождённые песней победы —
начинаем
жить и мечтать!
Именем солнца,
               именем Родины
клятву даём.
Именем жизни
             клянёмся
                      павшим героям:
то, что отцы не допели, —
мы
   допоём!
То, что отцы не построили, —
мы
   построим!

Торопитесь,
            весёлые вёсны!
Мы погибшим на смену
пришли.
Не гордитесь,
              далёкие звёзды, —
ожидайте
гостей
с Земли!
Именем солнца,
               именем Родины
клятву даём.
Именем жизни
             клянёмся
                      павшим героям:
то, что отцы не допели, —
мы
   допоём!
То, что отцы не построили, —
мы
   построим!

8

Слушайте!
Это мы
       говорим.
Мёртвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы
       говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте!
          Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы
       говорим,
мёртвые.
Стучимся
         в ваши
                сердца...

Не пугайтесь!
Однажды
        мы вас потревожим во сне.
Над полями
           свои голоса пронесём в тишине.
Мы забыли,
           как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю
           забыли.
Какой она стала,
                 земля?
Как там птицы?
               Поют на земле
без нас?
Как черешни?
             Цветут на земле
без нас?
Как светлеет
             река?
И летят облака
над нами?
Без нас.

Мы забыли траву.
                 Мы забыли деревья давно.
Нам
    шагать по земле
                    не дано.
Никогда не дано!
Никого не разбудит
                   оркестра
                            печальная
                                      медь...
Только самое страшное, —
даже страшнее,
               чем смерть:
знать,
что птицы
          поют на земле
без нас!
Что черешни
            цветут на земле
без нас!
Что светлеет
             река.
И летят облака
над нами.
Без нас.

Продолжается жизнь.
И опять
        начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается
             время дождей.
Нарастающий ветер
                  колышет
                          большие хлеба.
Это —
      ваша судьба.
Это —
      общая наша
                 судьба...
Так же птицы
             поют на земле
без нас.
И черешни
          цветут на земле
без нас.
И светлеет
           река.
И летят облака
над нами.
Без нас...

9

Я
не смогу.
Я
не умру...

Если
умру —
стану
      травой.
Стану
      листвой.
Дымом костра.
Вешней землёй.
Ранней звездой.

Стану волной,
пенной
       волной!
Сердце
       своё
вдаль
унесу.
Стану
      росой,
первой грозой,
смехом
       детей,
эхом
     в лесу...
Будут в степях
травы
шуметь.
Будет стучать
в берег
волна...

Только б
         допеть!
Только б
         успеть!
Только б
         испить
чашу
до дна!
Только б
         в ночи
пела
труба!

Только б
         в полях
зрели
хлеба!..
Дай мне
ясной жизни,
             судьба!
Дай мне
гордой смерти,
               судьба!

10

Помните!
Через века,
            через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придёт
                  никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле
        сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
       павших
              будьте
                     достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
       просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца
              стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, —
пожалуйста,
            помните!

Песню свою
           отправляя в полёт, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
                не споёт, —
помните!

Детям своим
            расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
      детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
               бессмертной
                           Земли
помните!
К мерцающим звёздам
                    ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте
           трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
       войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
                через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
                  никогда, —
заклинаю, —
помните!

1962

#2 22.06.2012 17:46:40

aligvi
Гость




Re: 22.06.1941

"...Порт Рени, 21 июня 1941 года. Не так давно у нас в печати был опубликован текст приказа по румынской армии о начале войны с Советским Союзом. В первой же строке Антонеску вещал: «Солдаты! Приказываю перейти Прут!..».
В этой короткой строке просматриваются сразу три интересных момента.
Во-первых, румынский диктатор приказывал своим солдатам просто «перейти» через реку Прут и все, будто предстояло не форсирование, а прогулка по свободной от противника территории. Выполнение этой первой строки приказа длилось целый месяц, и в первую очередь благодаря самоотверженности и героизму советских моряков и солдат, а совсем не из-за нежелания румынской королевской армии воевать, как утверждают некоторые исследователи.
Во-вторых, из кораблей Дунайской флотилии противодействовать с фланга румынским войскам, наступавшим на направления главного удара румынских войск через реку Прут, могла лишь ренийская группа кораблей капитан-лейтенанта В.А. Кринова.
И, наконец, в-третьих, диктатор приказывал перейти Прут – речушку тихую и спокойную, а совсем не широченный Дунай, следовательно, остальным кораблям флотилии, действовавшим в районах ниже Рени, Измаила и Килии, приходилось иметь дело лишь с прикрывающими второстепенное направление частями румынской армии.  Об этом у нас также старались ранее не писать. То, что в планы румынской армии совсем не входило форсирование Дуная главными силами, расходилось с утверждениями, что корабли флотилии совместно с нашими сухопутными частями только за июнь и июль 1941 года сорвали семь серьезных попыток румын форсировать Дунай. Попытки были, и они срывались флотилией и войсками, но все они были отвлекающими и проводились лишь с целью не допустить переброску советских сухопутных частей с берегов Дуная на направление главного удара противника – берега реки Прут.
Практически только ренийская группа кораблей флотилии могла действовать против правого фланга наступающих румынских частей, а этот пункт был только третьим среди задач отряда: «…отражать совместно о артбатареями сектора береговой обороны и с армейскими частями  попытки удара противника с направления Галац на Джурджулешти».
Что же происходило на всем течении Дуная накануне войны? Вдоль побережья сопредельной стороны шло интенсивное сосредоточение множества мелких судов, перемещались воинские части, создавались новые и меняли позиции огневые точки – явные симптомы подготовки к войне. Это все делалось довольно демонстративно и замечалось нашими наблюдателями, а через пограничную реку, постоянно совершали вылазки вражеские лазутчики, нападавшие на наших пограничников. Не только офицеры, но и рядовые члены экипажей кораблей видели, что румынские и немецкие войска к чему-то готовятся. Разве так готовятся к внезапному нападению?
Как и в любом другом городе Советского Союза, в районе порта Рени день 21 июня 1941 года был обычным мирным субботним днем. Но в пограничным городе приближение войны нельзя в тот день было не почувствовать. В восходящих лучах солнца наблюдатели с советских кораблей замечали на сопредельном берегу все новые и новые орудия, появившиеся или поменявшие позиции, за прошедшую ночь. В темноте румыны подводили орудия ближе к берегу и маскировали их зеленью. Зоркие глаза моряков, по потерявшей свежесть и вялой зелени, используемой для маскировки, быстро определяли новые положения этих орудий. Увядающие листья отчетливо выделялась на фоне стены свежих растений. Новые позиции на том берегу тщательно фиксировались и отмечались на картах. Не только на собственных ошибках, но и на небрежности противника учились моряки. Офицеры и политработники еще раз напоминали морякам, что каторжный труд по регулярной замене маскировки может спасти корабль в условиях боевых действий.
Не могло остаться незамеченным и сосредоточение вдоль побережья солидных групп мелких плавсредств, и практически прекратившееся движение по реке румынских транспортных и пассажирских судов и, наконец, затемнение населенных пунктов на том берегу.
Все корабли отряда, кроме находившегося в дозоре бронекатера «БКА –114», днем стояли в порту. Матросы вспоминают, что местом последней мирной стоянки «ЖЕЛЕЗНЯКОВА» в порту Рени была стенка Элеваторного причала.
Был общий приказ «Не поддаваться на провокации!» и, несмотря на тревожные предчувствия, чтобы не вызывать подозрения у наблюдателей с сопредельной территории, на кораблях отряда не предпринимали никаких неестественных действий и начался аврал. Как обычно в субботний день, на кораблях проходила генеральная уборка и стирка, однако кроме обычной вахты часть матросов находилась на боевых постах в боевой готовности. Офицеры кораблей демонстративно вынесли на берег возле кораблей столы и играли в домино.
В разгар дня мимо стоявших мониторов одна за другой стали проходить выходящие из ренийского порта немецкие самоходные баржи. Некоторые из них шли с недогрузом, а были и полностью пустые - они даже не взяли в зерно, за которым пришли. Офицеры, оставив демонстративную игру, внимательно проводили их взглядами. Тревога в ренийском отряде достигла апогея. Командир срочно связался с Измаилом, но оттуда передали как всегда: «Не поддаваться на провокации!». Корабли оставались на тех же местах стоянок.
Вечером 21 июня на берег в районе стоянки кораблей привезли кинопередвижку и экипажи смотрели кинокартину «Гибель орла». После просмотра краснофлотцы, собравшись группами на палубе, даже строили планы на воскресенье – как его лучше провести, если отпустят в город, затем прозвучала команда «Отбой!» и экипажи, кроме вахтенных, ушли ко сну.
Офицеры не все еще могли понять сами, а им было необходимо успокоить матросов, а вслух о войне тогда говорить было просто опасно.  Сталин верил, что «Пакт…» с Гитлером отодвинул войну хотя бы на год, и весь советский народ должен был верить в то, что думал Вождь, чтобы вокруг не происходило. В.А. Кринов решил действовать на свой страх и риск. Он собрал командиров, поделился своими сомнениями и, выслушав мнения,  принял решение – поменять место стоянки.
Осмыслив все виденное за день, капитан-лейтенант В.А. Кринов приказал, пользуясь темнотой июльской ночи, самосплавом – не пуская двигателей всем кораблям спуститься на два километра ниже по течению Дуная, и там, слившись с поросшим кустарником левым берегом, ждать и быть готовым к отражению провокаций. Выше порта по течению остались лишь два разведывательных корабля.
- Командир «ЖЕЛЕЗНЯКОВА» с самого первого дня войны принимал ответственные решения, он еще днем приказал быть готовым ко всему – это строки из письма Кофтарева Николая Ивановича. Таким запомнился Александр Семенович Маринушкин и Долбне Василию Тимофеевичу, дежурившему в ту ночь по кораблю. 
- В 24.00 командир корабля старший лейтенант Александр Семенович Маринушкин пригласил меня, как дежурного по кораблю. Войдя, я заметил напряжение на лице командира. Александр Семенович приказал:
- Закрыть баню! Найдите Павлина и передайте  мой приказ: - Привести все механизмы корабля в боевую готовность, но без излишнего шума.
Приказания были немедленно исполнены и монитор, как и два его собрата, затаился в томительном ожидании. Шум издавала лишь речная вода, плавно обтекающая своими струями остывающие от дневной жары корпуса кораблей.
А выше и ниже по течению дунайская волна ласкала корпуса мониторов, на палубах и «в чревах» которых суетились моряки румынские готовившие свои корабли к бою. Командиры  кораблей Дунайской речной дивизии Румынии вскрыли секретные пакеты уже давно и огласили приказы о начале боевых действий против СССР своим экипажам.
Спустя еще несколько минут командир группы кораблей в Галаце приступил к выводу кораблей из гавани и рассредоточению их по огневым позициям. Мониторы  «ALEXANDRU LAHOVARI» и «ARDEAL» вышли на заранее намеченную позицию и стали на якоря, а мониторы «ION C.BRĂTIANU» и «BUCOVINA» с двумя бронекатерами спустились ниже по течению Дуная и замаскировались в  районе гирла одного из притоков. Стволы их орудий нацеливались на портовые сооружения порта Ре-ни и в первую очередь на места стоянок кораблей, сообщенных экипа-жами германских самоходных барж, где недавно вышедших из Рени и уходивших вверх по течению – дальше от грядущей линии фронта. Не-вдомек было румынским морякам, что советские мониторы уже стояли совсем в другом месте.
В тоже время из Тульчи вышла вторая группа кораблей румынской флотилии. Мониторы  «MIHAIL KOGĂLNICEANU» и «LASCĂR CATARGIU», и четыре бронекатера, группами затаились на замаскиро-ванных огневых позициях в районах 38, 41 и 42 километров Дуная. Эти корабли предназначались для удара по Измаилу и кораблям измаильской группы, в первую очередь по мониторам «УДАРНЫЙ» и «МАРТЫНОВ», но и их не было на своих привычных местах. Монитор «УДАРНЫЙ» стоял в районе селения Кислица, где на нем производили замену деталей 130 миллиметровых орудий, а «МАРТЫНОВ», стоял в Измаильском порту, в районе элеватора.
Происходящее в тот день на «МАРТЫНОВЕ» зафиксировал для истории лейтенант Анатолий Герасимович Кузнецов: «…В тот прекрасный  теплый летний вечер в 2.00 22 июня 1941 года из штаба ДуВФ по телефону был получен сигнал  «Сирень».  Разбудив командира корабля капитан-лейтенанта Шика Леонида Самойловича, я доложил ему о полу-ченном сигнале.
Одеваясь и давая мне, ключ от сейфа, он, улыбаясь с радостью сказал: 
-    Наконец-то мы сможем побывать дома…
Я взял из сейфа пакет с пометкой «Сирень» и  по указанию командира, вскрыв его, прочел вслух:
-Готовность № 1!
Это была мобилизация.
Мы немедленно отошли от стенки порта.  Развернувшись, корабль направился вниз по реке и уже в 2.30 монитор «МАРТЫНОВ» стал у нашего левого берега в районе 91 километра. Здесь мы быстро приступили к пополнению всех видов довольствия согласно заявкам.
В 4 часа 10 минут, 22 июня 1941 года,  чуть только зардел багрян-цем восток, до нас донеслось из района порта стрельба. Снявшись со швартовых, и выйдя на средину реки, мы увидели, что из селения Сату-Ноу ведут артпулемётный огонь по нашему порту и городу…»

Порт Рени, 22 июня 1941 года. На кораблях ренийской группы офицеры не спали, тревога  текущей ночи не давала возможности ус-нуть. Тревогу не объявляли, а сменившихся с вахт отпустили отдыхать, хотя тревожные симптомы на том берегу становились слышными все отчетливее, и их замечали уже не только разведорганы, но и рядовые краснофлотцы.
- Заступая на очередную вахту по обслуживанию дизельной электростанции монитора «ЖЕЛЕЗНЯКОВ», я не подозревая, что завтра будет война. В час ночи, сдал вахту краснофлотцу Матвееву В.Ф. и вышел на палубу. Увиденная мной картина была необычна. На румынском берегу перемещалась масса сверкающих точек, а в небо в перекрестных направлениях взлетали разноцветные сигнальные ракеты. С того берега слышался монотонный рокот и шум работающей техники, – такой запомнилась последняя предвоенная ночь краснофлотцу И.И. Маркову, – но на корабле пока все было тихо и я, постояв какое-то время на палубе, спустился в кубрик БЧ-5, и лег спать.
Новый день наступал, так же как и множество предыдущих. На кораблях сменились вахты, свежие глаза сигнальщиков всматривались в темноту, мускулистые руки мотористов привычно проверяли показания приборов и вслушивались в такие знакомые и родные шумы механизмов, обеспечивали жизнь корабля и экипажа.
Несомненно, то, что в тот же день и час, то есть в 2.00 22 июня 1941 года из штаба ДуВФ на корабли Ренийского отряда, как и на монитор «МАРТЫНОВ» поступил такой же сигнал «Сирень». Была объявлена «Готовность № 1» и прозвучал сигнал «Боевая тревога». При этом сигнале обитатели кубриков и кают, прервав сон, вскочили и разбежались по боевым постам.
Свои впечатления о первом дне войны изложил не так давно в письме И.П. Афанасьев. Приведем фрагмент его письма.
- …Прозвучала боевая тревога. Обычно учебная тревога длилась не более 20 минут, а тут мы пробыли на боевых постах около часа, после чего поступила команда: «Взять бушлаты, но на палубу не выходить!». Действительно, несмотря на летнюю ночную духоту, долго на металле сидеть стало уже прохладно. Чтобы выполнить приказ мне пришлось пройти через кают-компанию, в которой я увидел А.С. Маринушкина, сидящего на диване, и почему-то одетого в матросский бушлат. Вид у него был весьма озабоченный, и даже расстроенный… Я спросил разрешения пройти через кают-компанию на боевой пост. Командир кивнул головой и проводил меня очень внимательным взглядом. Было уже около двух часов ночи. Конечно, тогда у командования было больше информации, чем у нас и они догадывались, что грядет война…
Комиссар «ЖЕЛЕЗНЯКОВА» Василий Корнеевич Кихно в эти сложные минуты был все время среди матросов. Его ценили и любили в эки-паже. В его обычно оживленных беседах с личным составом появились нотки настороженности, по которым многие поняли, что надо готовиться ко всему. После бесед с комиссаром все поняли, что нужно готовиться ко всему... Офицеры и матросы на боевых постах настороженно несли вахту, лишь один человек постоянно перемещался по кораблю. Палуба, машинное отделение, самые отдаленные боевые посты были постоянным местом работы комиссара «ЖЕЛЕЗНЯКОВА» Василия Корнеевича Кихно. В каждом из помещений и постов он задерживался и беседовал с людьми, которые сами тянулись к комиссару. Беседа, в тот день была волнующая и настороженная. Моряки помнят, что после разговоров с комиссаром, который ненавязчиво напоминал, что на границе неспокойно, рекомендовал всем быть начеку и  готовиться к бою и походу, становилось спокойнее на душе. Хотя напряжение и тревога не покидала людей. Никто никого не успокаивал, советские моряки ждали, а румынские – уже досылали снаряды в стволы орудий мониторов и береговых батарей…
Кровавая та война началась на южном участке советской границы в 03 часа 15 минут по среднеевропейскому времени (в 04.15 – по московскому). Германские и румынские береговые батареи  и мониторы, разом открыли огонь по советским берегам на всем протяжении Дунайского русла от Рени до Георгиевского гирла. Вражеские мониторы Галацской группы в течение 45 минут вели огонь по Рени, а Тульчинской - по Измаилу. Секунды потребовались для завершения траектории полета снарядов, и они достигли целей.
Каким же запомнился последний миг мира в ту ночь членам экипажа монитора. 
- С противоположной стороны взлетели белые ракеты, затем красные, а  вскоре докатился гул артиллерийских батарей. Тут же все услышали взрывы. Это начали рваться снаряды в еще спящем городе и на пограничной заставе, – рассказывал артиллерист «ЖЕЛЕЗНЯКОВА» лейтенант Миняйленко Иван Андреевич.
- Раздались залпы с вражеского берега, снаряды легли в черте го-рода Рени, и я увидел, как рушится железнодорожный вокзал города Ре-ни – писал в письме находившийся тогда на верхней палубе «ЖЕЛЕЗНЯКОВА» моторист Долбня Владимир Тимофеевич.
- Утром в четвертом часу мы услышали гул, а затем разрывы бомб и снарядов в порту и городе Рени. Позже мы узнали, что снаряды падали не только в районе военных объектов (порта, танкодрома, элеватора), но и в жилых кварталах города. Слышались крики людей, призывающих на помощь, загорелся хлебный элеватор и железнодорожный вокзал - на-ходившийся на вахте в машине Марков Иван Иванович не мог все это видеть лично и передает в воспоминаниях свои ощущения.
- Мы сидели, и полудремали – вспоминает Афанасьев Игорь Петрович, - как вдруг раздалась канонада. Уже начало светать. В машинное отделение быстро спустился командир БЧ-5 Павлин и попросил меня сходить к нему в каюту снять с переборки часы и положить их на диван, чтобы при стрельбе они не остановились. Я вышел на палубу и в этот самый момент увидел взрыв снаряда попавшего в железнодорожный вагон, стоявший метрах в ста от монитора...
- 22 июня - В 2.05 объявлена готовность №1. 4.15 - началась арт-стрельба с румынской стороны по городу Рени, стоянке кораблей. Впервые услышали слово «война», принесшая столько несчастий. Предполагали - война с Румынией, выяснилось - с Германией. Предстоящее холодило душу, но принялись ревностно – как всегда лаконично и немного-словно выглядит запись во фронтовом дневнике механика корабля инженер лейтенанта Павлина Дмитрия Васильевича.
Итак, принялись ревностно, но минуты текли за минутами, вражеские снаряды рвались, а советский берег молчал. Моряки, красноармейцы и пограничники, несшие службу, а также мирные жители придунайских земель не могли знать, что примерно в это же время, началась вой-на на всем протяжении огромной западной границы СССР. Они, прикрывавшие южный фланг границы, в одно мгновение ставшей советско-германским фронтом, честно выполнили свой долг.
Каждый из начальников, боясь стать причиной конфликта, спешил доложить в штаб – в Измаил, и ждал распоряжения на открытие ответного огня. Не был исключением и капитан-лейтенант В.А. Кринов. Распоряжение на открытие ответного огня всей артиллерией флотилии было отдано командующим контр-адмиралом Н.О.  Абрамовым спустя 5 минут, после открытия огня противником. Это было чрезвычайно ответственное решение, которое мог принять очень мужественный человек. Представить страшно, что с ним сделали бы карательные органы, окажись стрельба простой провокацией. Командующий лично, без приказа из Москвы или хотя бы из Севастополя бросал в бой целую флотилию, давал приказание начать ответный огонь на всем участке советско-румынской границы. Спустя секунды в ответ «заговорили» орудия советских береговых батарей и кораблей.
Получив подтверждение на открытие огня из Измаила, командир Ренийского отряда В.А. Кринов ввел в бой свои мониторы. «ЖЕЛЕЗНЯКОВ», «ЖЕМЧУЖИН» и «РОСТОВЦЕВ» дали свой первый ответный залп в той страшной войне. Канонада продолжалась довольно долго.
Вражеские батареи, получив достойный отпор, замолкали и лишь некоторые вступали в перестрелку вновь. Недаром железняковцы так долго и упорно тренировались в мирное время. Первые же ответные залпы «ЖЕЛЕЗНЯКОВА» подтвердили отличную подготовку подчиненных Ивана Андреевича Миняйленко - комендоров Кутафина, Пушкаря, Дмитриева, Швеца, которые первыми из кораблей отряда, своей меткой стрельбой привели к молчанию ближайшую из вражеских батарей.
Стрельба в тот день велась из всех стволов. В работе были  и зенитчики Кирьяков, Рогатюк, Бейкун, Базыль и пулеметчики Блоха, Педорич, Савенко и другие. Пока не появились воздушные цели, они все «занимались» огневыми точками врага на противоположном берегу. Их метким огнем в тот день было уничтожено множество излишне назойливых пулеметных «гнезд» противника.
Вскоре снаряды врага стали ложиться все ближе к советским кораблям. Один из них разорвался по носу у монитора  «ЖЕЛЕЗНЯКОВ», следующий – по корме. Это уже походило на «вилку». А.С. Маринушкин отдает соответствующие распоряжения, минутная суета отлично сработанной палубной команды, и монитор сперва спускается по течению, а затем, выбирая концы, и, дав ход, выходит из-под артудара. Его маневр повторили остальные мониторы.
Рисковать больше не стоило, можно было получить и прямое попадание. По приказанию командира капитан-лейтенанта В.С. Кринова, корабли отряда отошли к румынскому берегу, спустились ниже по течению и пошли… под самый румынский берег. Командир решил воспользоваться предвоенной «заготовкой» – укрыться ниже порта Рени в зарослях нависающего над водой ивняка, отрезанного от остальной территории Румынии болотистой местностью. Этот самый ивняк в связи с дождями, в верховьях вызвавшими подъем уровня и разлив Дуная в нижнем течении, был залит водой. Корабли не только подошли вплотную к лесу, но и вошли в него. Таким образом, они оказались скрытыми от глаз наблюдателей врага, когда ТЕРРИТОРИЯ ПРОТИВНИКА БЫЛА У КОРАБЛЕЙ ПОД КИЛЯМИ. Раньше мониторов и бронекатеров этой группы границу противника, вполне вероятно, не пересек еще даже первый советский самолет, идущий бомбить вражеские объекты. 
В связи с вышеизложенным осмелимся внести поправку в историю Великой Отечественной войны. 22 ИЮНЯ В НАЧАЛЕ ПЯТОГО УТРА, ПЕРВЫМИ ИЗ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ ПЕРЕСЕКЛИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ И НАХОДИЛИСЬ НА ВРАЖЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ЭКИПАЖИ КОРАБЛЕЙ РЕНИЙСКОЙ ГРУППЫ ДУНАЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ!
В тот же первый день войны железняковцы заметили летевший над Дунаем самолет противника. Никто еще не знал, что именно самолеты врага почти два года будет держать их в постоянном напряжении и принесут наибольшее количество повреждений кораблям и людских потерь - экипажам. В 18 часов 57 минут 22 июня в свой первый бой с воздушной целью вступили зенитчики, которые по приказу командиров обстреляли самолет.
Кончался первый день войны. Мониторы, в том числе и «ЖЕЛЕЗНЯКОВ», стоя под вражеским берегом, усиленно готовились к боям ее последующих дней.
- До утра мы приводили корабль в порядок. Сняли наши красивые мачты - фок и грот и затопили их, убрали все лишнее с палубы. В 6 часов утра корабль был готов принять любой бой с фашистскими захватчиками, – так описан в письме Владимира Тимофеевича Долбни конец этого дня...
"
И. Алексеев, В. Маринушкина "Хроника монитора "Железняков", Киев, 2000 г.

Отредактированно aligvi (22.06.2012 18:06:28)

#3 22.06.2012 18:39:31

aligvi
Гость




Re: 22.06.1941

Дело в том, что там -  http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=7033 для "избранных".
А тут и гости могут почитать. Может кто-то и в первый раз.
Я неоднократно видел как реагировали на произведения Роберта Рождественского и стар и млад. В начале 70-х на Аллее Славы в Одессе, где похоронены экипажи пл "М-33" и "М-60" и гражданские моряки, эта поэма Р. Рождественского звучала часто...

С уважением, Игорь

Отредактированно aligvi (22.06.2012 18:43:37)

#4 22.06.2012 20:53:30

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 22.06.1941

1

Ветка отмодерирована. Считаю неуместной любую пикировку в такой ветке в такой день.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#5 25.06.2012 12:09:59

Старый Судоремонтник
Гость




Re: 22.06.1941

Спасибо, Игорь!

#6 26.06.2012 17:45:17

aligvi
Гость




Re: 22.06.1941

Господа или товарищи!
Предлагаю на этой ветке помещать информацию о первом дне войны из воспоминаний очевидцев или из литературных источников о первом дне Великой Отечественной (которая, естественно, тогда так не именовалась) в разных городах и в первую очередь портах страны.
С уважением,
Игорь

Отредактированно aligvi (26.06.2012 17:45:34)

#7 26.06.2012 17:52:14

aligvi
Гость




Re: 22.06.1941

К примеру.
"...22 июня 1941 года, приняв полный груз марганцевой руды, «Фабрициус» снялся из Поти в Мариуполь очередным своим рейсом.

Море штилело. Кавказский берег был подернут дымкой.

Мы подходили уже к траверзу порта Сухуми, когда начальник радиостанции Кузенков передал мне радиограмму с предписанием немедленно возвратиться в Поти. Предположив, что это связано с проходившими за последние дни маневрами, я дал команду лечь на контркурс на порт Поти, естественно, сетуя на то, что это сорвет выполнение рейсового плана. Но прошло не более часа, как на мостике вдруг появился вновь, с изменившимся, буквально потрясенным каким-то событием, лицом Кузенков и, отозвав меня в сторону, сдавленным голосом произнес: «Михаил Иванович! Война!»
В пути радио принесло нам сообщение о том, что фашистские полчища вторглись в пределы нашей Родины, на фронтах от Белого до Черного морей идут жестокие бои, уже произошли налеты вражеской авиации на многие наши города, в том числе на Одессу и Севастополь.
К вечеру мы подошли на рейд Потийского порта, но если бы не слабый огонь входного буя, зайти в порт было бы невозможно, так как в городе было полное затемнение.
Наутро, стоя уже у причала, я увидел, что в порту скопилось 10—12 судов, в том числе стояли «Жан-Жорес», «Грузия» и другие. На теплоходе «Грузия» был созван митинг экипажей всех стоявших в Поти судов, на котором нам объявили, что война началась, и информировали об обстановке. Патриотические выступления призывали к защите Отечества.
Моряки стояли суровой монолитной стеной и все, кто даже не произнес ни слова в этот час, в душе своей и в сердце клялись защищать Советскую Родину с достоинством, честью и до последнего дыхания.

В течение нескольких дней все суда Черноморского пароходства были задержаны в портах. Необходимо было определить военную обстановку на Черном море. За это время, по указанию командования, были закрашены изображенные на бортах государственные флаги и названия судов на носу и на корме. Через несколько дней по распоряжению командования все суда снялись по назначению. Уже темнело, когда суда, соблюдая очередность, выходили из порта Поти. Море вновь заштилело. Порт погружался в темноту. При полном затемнении «Фабрициус» вышел из порта...
"
Григор М. И. «Море — моя судьба: Воспоминания капитана».— Одесса : Маяк, 1987

#8 26.06.2012 18:02:16

aligvi
Гость




Re: 22.06.1941

Или:
"...22 июня 1941 года застало «Восток» в Одессе в ремонте. То, что полагалось сделать по плану за три месяца, судоремонтники и моряки закончили за 20 дней. 13 июля «Восток» стал под погрузку. 27 июля он делал уже второй рейс в Мариуполь с оборудованием судоремонтного завода в трюмах и двумя тысячами эвакуированных женщин и детей в твиндеках. На обратном пути пароход подкараулили юнкерсы. Иван Иванович успешно маневрировал, уходя от прямых попаданий, но одна бомба все же упала под самым бортом. Взрывной волной Гусева смело с мостика, шмякнуло о палубу. Подняться сам он не смог. Пароход пришел в Одессу с контуженным капитаном. В больнице моряков определили деформацию позвоночника. Месяц отлеживался Гусев на койке, терзаясь, что валяется бревном в такие горячие дни. Но ему и дальше не везло. Не успел капитан выйти из больницы и пройти пару кварталов, как осколок шального снаряда впился в бедро, и Гусев снова оказался в лазарете..."
Феликс Зинько «Во всем виноват капитан...» в предисловии которой стоят стихи Григория Поженяна:
Ревут ошалев океаны.
Приказ отстояться не дан.
Неправы всегда капитаны.
Во всем виноват капитан.
У льда надломилась граница,
У бортпроводницы роман,
От зыби в Бискае не спится –
Во всем виноват капитан.
И лоции - наши кораны,
порой допускают обман.
Неправы всегда капитаны.
Во всем виноват капитан.
От Бергена и до Ла-Платы
Идем из тумана в туман,
Сирокко ли дует, пассаты –
Во всем виноват капитан.
За то, что он первый по чину,
За то, что угрюм и упрям,
За то, что последним - в пучину,
Когда уже все по нулям.
За ропот разлуки кандальной,
За век, что в морях коротал. –
Голову с плеч капитану! –
Да здравствует, капитан!

#9 26.06.2012 20:07:58

aligvi
Гость




Re: 22.06.1941

"...Тогда же руководящие работники пароходств, политотделов и других организаций и органов Балтийского бассейна были предупреждены о том, что они могут [13] быть вызваны 22 июня, в воскресенье, на работу. Это объяснялось тем, что к тому дню в Ленинградском порту сосредоточилось много судов Балтийского, Эстонского и Латвийского пароходств, стоявших под погрузкой и выгрузкой.
В ночь на 22 июня несколько советских торговых судов, совершавших рейсы между портами Балтики, были внезапно атакованы гитлеровской авиацией и кораблями. В 3 ч. 30 мин. немецкие самолеты, совершавшие налет на Кронштадт, обстреляли в восточной части Финского залива пароход «Луга» (капитан В. М. Миронов), возвращавшийся с Ханко в Ленинград. Был ранен второй помощник капитана, несший вахту; судно получило боее 20 небольших пробоин на ходовом мостике и в надстройках.
Во время налета экипаж заметил, что фашистские бомбардировщики сбросили несколько магнитных мин на фарватере. По приходе на кронштадтский рейд капитан немедленно сообщил об этом в штаб Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).
Почти одновременно с нападением самолетов на «Лугу», в 3 ч 45 мин, у шведского острова Готланд четыре гитлеровских торпедных катера окружили пароход «Гайсма», следовавший с грузом леса в Германию, и без предупреждения открыли по нему пулеметный огонь и нанесли торпедный удар. Через полчаса радиоцентр Латвийского морского пароходства принял сообщение о том, что судно сильно повреждено и тонет. Фашистские катера, оставаясь в районе гибели парохода, хладнокровно расстреливали из пулеметов людей, оказавшихся в воде, а затем, взяв в плен двух моряков, ушли. Во время нападения гитлеровцев погибло пять человек, смертельно ранило капитана Н. Г. Дувэ. Оставшиеся в живых 24 члена экипажа во главе со старшим помощником Я. Балодисом на полузатопленной шлюпке через 14 часов добрались до ближайшего советского берегового пункта южнее порта Виндавы (Вентспилс). Здесь на холме у маяка Ужава они похоронили скончавшегося rапитана коммуниста Дувэ{16}. [14]
В 4 ч 30 мин 22 июня из штаба КБФ в управления морских пароходств поступило распоряжение направить транспорты, вышедшие в заграничные рейсы, в Ригу. Вскоре пришел и от Наркомата морского флота приказ всем судам, находящимся в море, немедленно зайти в ближайшие советские порты, уклоняясь от обычных курсов, а стоящим в отечественных гаванях — оставаться там до особого распоряжения.
В полдень пароход «Рухну», следовавший из Ленинграда в Таллии, подорвался на вражеской мине и затонул на траверзе{17} Петергофа (Петродворца) — на выходе в открытую часть Морского канала{18}.
Так уже в первый день войны морской торговый флот Балтийского бассейна понес тяжелый урон. От ударов кораблей и самолетов противника и подрыва на минах в море погибло несколько транспортов Латвийского и Эстонского морских пароходств. В портах Германии (Гамбург, Любек, Штеттин, Готтенсгафен (Гдыня) и Кенигсберг (Калининград) гитлеровцы захватили 32 торговых судна и взяли в плен 860 советских моряков{19}. С началом войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали экстренные меры по организации отпора агрессору.
Одной из них, направленной на сосредоточение в едином чрезвычайном органе политического, государственного, военного и хозяйственного руководства страной, явилось создание 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО). Его постановления имели силу законов военного времени.
Для оперативного решения вопросов на местах, в том числе и в морских бассейнах, назначались уполномоченные ГКО. В частности, в Северном бассейне его представлял И. Д. Пананин. Деятельностью всего морского транспорта ведал член Политбюро ЦК ВКП(б) и ГКО, заместитель Председателя Совнаркома СССР и парком внешней торговли А. И. Микоян. [15]
Перевод торгового флота на военные рельсы был направлен прежде всего на выполнение им военно-мобилизационных планов, увеличение его провозной способности, сокращение простоев в портах, резкий подъем производительности труда, на вовлечение в производственный процесс новых людских ресурсов взамен ушедших на фронт, военную подготовку кадров. Это вызвало значительные изменения в структуре отрасли и стиле руководства ею, потребовало перестроить партийные ряды, агитационную и пропагандистскую работу в массах.
22 июня 1941 г. из Наркомата морского флота СССР (нарком С. С. Дукельский){20} в западные морские бассейны поступило указание о приведении в действие мобилизационных планов. В непосредственное подчинение Народного комиссариата Воепно-Морского Флота (НКВМФ, нарком Н. Г. Кузнецов) было передано около 100 судов грузо-пассажирского, сухогрузного, нефтеналивного, ледокольного и буксирного флота, 102 причала, склада и других портовых сооружений и ряд судоремонтных предприятий{21}. В ведение военного командования перешло также Главное управление ЭПРОНа. В начале июля 1941 г. центральный аппарат НКМФ для улучшения руководства морскими пароходствами приказом наркома был подразделен на три оперативные группы, находившиеся в Москве, Астрахани и Куйбышеве. Одновременно началась перестройка управления флотом и его береговыми предприятиями; прежде всего она велась в бассейнах, оказавшихся в зонах военных действий.
Для централизации управления перевозками на Черном и Азовском морях 6 июля 1941 г. создается Черноморско-Азовское бассейновое управление (ЧАБУ), объединившее здешние сухогрузные пароходства. В Балтийском бассейне после потери латвийских и эстонских портов управление морским транспортом всех трех судоходных организаций перешло к Балтийскому морскому пароходству. Осенью 1941 г. было централизовано руководство сухогрузным и нефтеналивным флотом Каспийского моря. Одновременно осуществлялось объединение соответствующих политотделов.
Боевая подготовка на морском транспорте началась [16] еще до принятия Государственным Комитетом Обороны 17 сентября 1941 г. постановления «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». В наркомате учреждается должность заместителя наркома, а в пароходствах — заместителя начальника пароходства по военной работе. Назначенные на эти должности лица руководили вооружением судов и военным обучением личного состава.
В июле совместным решением НКВМФ и НКМФ был создан институт уполномоченных Наркомморфлота на театрах военных действий. В этом качестве в такие бассейны направляются заместители наркома морского флота Е. К. Самборский (в Черноморско-Азовский), А. И. Кириченко (в Балтийский), И. А. Лесовиков (в Северный). На них возлагалась обязанность согласовывать действия пароходств с военным командованием, обеспечивать рациональную работу торгового флота при осуществлении воинских, народнохозяйственных и эвакуационных перевозок.
Принимаются меры по укреплению организационных связей и обеспечению более четкого взаимодействия транспортных наркоматов как между собой, так и с органами военных сообщений (ВОСО). Законодательным порядком регламентировались взаимоотношения военного и военно-морского командования с хозяйственными и партийно-политическими органами наркоматов водного транспорта. Указом от 14 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение об использовании для военных нужд СССР гражданских судов, портов, пристаней и других сооружений водного транспорта{22}. С того дня определенная часть морских и речных перевозочных средств (помимо судов, мобилизованных в ВМФ), оставаясь на балансе гражданских наркоматов, поступила в оперативное подчинение командования соответствующих военно-морских баз, флотов и флотилий. Воинские перевозки, осуществлявшиеся торговым флотом, стали планироваться и контролироваться органами ВОСО. Положение определяло также порядок формирования соединений, отрядов особого назначения из гражданских судов и привлечения их к транспортировке войск, боевой техники, средств снабжения и другим действиям.
Благотворно сказалось на работе морского флота, как [17] и всего транспорта страны, создание 14 февраля 1942 г. при ГКО Транспортного комитета. В его состав входил известный полярник Герой Советского Союза П. П. Ширшов, который в феврале 1942 г. был назначен наркомом морского флота.
С началом войны резко возросло значение поддержания производительных сил морского транспорта на необходимом уровне. А это нелегкое дело стало еще более трудным: половина личного состава флота влилась в Вооруженные Силы, причем многие моряки с судов, портовики и работники судоремонтных заводов и учреждений добровольно ушли защищать Отчизну на суше и на море. Так, в Северном морском пароходстве, в его подразделениях и на судах, находившихся в Архангельске, добровольцами записалось 1600 человек, а в Мурманском пароходстве — около 600 членов экипажей судов и судоремонтников. Из Черноморского пароходства «Совтанкер» только за первые семь дней войны на фронт ушли добровольно 300 человек{23}. Тысячи тружеников морского транспорта, вступив в народное ополчение, существенно пополнили ряды героических защитников Одессы, Севастополя, Ленинграда.
Все это вызвало острую необходимость немедленного восполнения убыли рабочей силы. Эта проблема решалась насыщением важнейших участков отрасли плавсоставом, грузчиками, другими рабочими из бассейнов, ограничивших или свернувших свою деятельность в связи с блокадой или оккупацией ряда приморских районов, из тыловых республик, краев, областей, а также привлечением к временным работам в портах военнослужащих местных гарнизонов и жителей портовых городов-пенсионеров, женщин-домохозяек, подростков.
Партия и правительство большую заботу проявляли об укреплении Северного, Каспийского и Дальневосточного морских бассейнов, ставших узлами внутренних и внешних коммуникаций СССР. В соответствии с Постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР о подготовке Владивостокского порта к выполнению импортных операций, обеспечении круглогодовой работы Архангельского порта{24} и другими правительственными решениями [18] созданный в нюне 1941 г. Комитет по распределению рабочей силы при СНК СССР. Наркомат морского флота, а также территориальные партийные органы и военные ведомства принимали действенные меры по обеспечению морских портов кадрами. По призыву Приморского краевого комитета партии, например, на помощь грузчикам Владивостока неоднократно приходили тысячи рабочих, служащих, учащихся из различных организаций и учреждений города. По указанию ЦК Компартии Туркменистана в Красноводск, ставший на Каспии главным портом перевалки эвакуационных грузов и подвоза резервов к фронту, в октябре 1941 г. было направлено из других местностей республики 500 грузчиков, а в следующем году их ряды пополнили 1300 мобилизованных местных колхозников{25}.
Большое внимание уделялось всемерному снижению потерь флота. Это достигалось прежде всего усилением боевого охранения транспортных судов в море, повышением их способности к самообороне, а также укреплением мощи средств ПВО морских портов. Государственный Комитет Обороны требовал от Наркомата Военно-Морского Флота обеспечивать максимально возможную безопасность движения транспортов. Вместе с тем ГКО принял решение о вооружении торговых судов всех бассейнов. Выполняя его, нарком морского флота в июле 1941 г. издал приказ об оснащении судов Балтийского, Черноморско-Азовского, Северного, Каспийского и Дальневосточного бассейнов специальными площадками-барбетами для установки морских артиллерийских и зенитных орудий, артпогребами и средствами внутренней связи.
Помимо мер по снижению потерь усиливалась забота об улучшении организации и технической эксплуатации флота и портовых механизмов. Совершенствованием технологии судоремонта достигалось сокращение сроков и объемов заводских работ, все большее распространение получал ремонт судов силами экипажей. В связи с ограниченностью судоремонтной базы ГКО разрешил Наркомату морского флота производить ремонт части судов в странах антигитлеровской коалиции, в частности в портах Америки, Англии, Австралии, а также в Гонконге. [19]
Несмотря на тяжелые военно-экономические условия первого периода Великой Отечественной войны, осуществлялось пополнение флота новыми судами, а действующих портов и судоремонтных предприятий — необходимой техникой и оборудованием. Прежде всего это было характерно для открытых морских бассейнов — Северного и Дальневосточного, через которые шли поставки в СССР из союзных государств боевой техники, вооружения, стратегического сырья и продовольствия.
Все эти мероприятия партии и правительства обеспечивали выполнение морским транспортом военно-хозяйственных задач, ставившихся перед ним в ходе военных действий..
.".
ВАЙНЕР Б.А. СОВЕТСКИЙ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ В ВОВ

#10 21.01.2013 12:32:21

Ирина_И
Гость




Re: 22.06.1941

Отец вспоминал, что ночь на 22.06.1941г. сухопутная авиация Дальнего Востока провела в кабинах самолётов с полным боекомплектом.

#11 22.06.2013 01:49:18

aligvi
Гость




Re: 22.06.1941

Уже 22 июня…
В ком совесть еще жива! Помяните хотя бы СВОИХ ПОГИБШИХ В ТОЙ БОЙНЕ!
«...22 июня немецкие войска атаковали линию советской границы от Балтийского до Черного моря, бомбили крупнейшие города: Ригу, Вентспилс, Либаву, Шяуляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лиду, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь и другие города, железнодорожные узлы, аэродромы и военно-морские базы. Артиллерийский обстрел накрыл пограничные укрепления и районы дислокации советских войск вблизи границы от Балтийского моря до Карпат...».
Вечная память!!!

#12 22.06.2013 17:58:06

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1845




Re: 22.06.1941

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #709417
В ком совесть еще жива

И память о них!
Слава и память -павшимм!
Слава и почет- победителям!

#13 22.06.2013 21:47:40

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9167




Re: 22.06.1941

boxer написал:

Оригинальное сообщение #709594
И память о них!
Слава и память -павшимм!

*HI*

#14 22.06.2013 22:44:33

AAG
Мичманъ
michman
Откуда: Москва
Трехпалубный танчик линкорного типа Pisez-1000
Сообщений: 4033




Re: 22.06.1941

Вечная память и вечная слава. Живым ветеранам - низкий поклон и долголетия!!!


"То strive, to seek, to find, and not to yield. / Стремиться, искать, находить, а не сдаваться." Альфред Лорд Теннисон

#15 24.06.2013 12:19:37

Старый Судоремонтник
Гость




Re: 22.06.1941

22 июня 2013 года в Новороссийске. Снято с балкона. Но это не парад.
http://i46.fastpic.ru/thumb/2013/0624/ee/8f04d0e48316ec12c09027978abb98ee.jpeg
http://i46.fastpic.ru/thumb/2013/0624/5d/35cd6fb1cf9c5db248fee722ba51015d.jpeg
Красиво шли. И много их было, не одна колонна. Как в старое доброе время:
"Памяти павших - будем достойны!"

#16 10.10.2020 06:44:15

DenZ
Гость




Re: 22.06.1941

рассказ моряка с эсминца "Быстрый", г. Севастополь, Графская пристань (потом воевал на тральщике "Червоный казак", потом тральщик "Конка", потом ленд-лиз...)
встретил налет, неся ночную вахту



а в третьей части (в конце) о приказе срочно вернуться с учебных стрельб, прекратив поиски утонувшей торпеды... (21 июня)

Страниц: 1


Board footer