Сейчас на борту: 
invisible,
Аскольд,
ВладимирФ,
Эд,
Юрген
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#51 14.10.2020 13:18:03

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

1

14 января 1942 года на вагоноремонтном заводе состоялся митинг, а вечером  в клубе железнодорожников им. С.Д. Маркова прошла торжественная передача бронепоезда от железнодорожников-строителей воинской команде, состоявшей из 160 человек. Бронепоезду присвоили имя «За Родину!».
19 января 1942 года бронепоезд перешёл в Приморо-Ахтарск и зачислен в состав 40-го Отдельного подвижного артиллерийского дивизиона Азовской флотилии, где ему присвоили № 10.
27 января бронепоезд № 10 «За Родину» получил задачу: базируясь на станцию Азов осуществлять противовоздушную оборону Азова и противодесантную оборону побережья Таганрогского залива и берегов и переправ через реку Дон на линии Батайск – Азов. Курсируя по этой линии, он сопровождал составы, отражая налёты авиации противника, уничтожая группы диверсантов. 14 июля его зенитчики сбили первый самолет врага.

#52 20.10.2020 12:55:24

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

После сдачи бронепоезда «За Родину», новороссийсцы  приступили к строительству  бронепоезда «Народный мститель» для  Новороссийской военно-морской базы. Он строился как зенитный. На открытых бронеплощадках установили 37-мм автоматические зенитные пушки 70К, а на забронированном паровозе Ов-3982 - счетверенную зенитную установка из пулеметов «Максим». Экипаж бронепоезда, состоящий из 53 человек, был укомплектован моряками полуэкипажа базы, но паровозная бригада состояла работников локомотивного депо. Машинистами были И.А. Чернис и Н.И. Петров. Первыми командиром бронепоезда стал капитан-лейтенант М.Т. Еременко, до этого командовавший 56-й батареей 62-го зенитно-артиллерийского полка базы, комиссаром политрук Комиссаров. В народном музее локомотивного депо экспонируется модель бронепаровоза и фотография личного состава бронепоезда «Народный мститель».
        С мая 1942 года бронепоезд нёс боевое дежурство на железнодорожной ветка, проходивший от береговой батареи на Мысхако по набережной западного берега Цемесской бухты до вокзала, и далее до станции Тоннельная. А мальчишки, пользуясь небольшой скоростью состава, старались прокатиться на буферах или подножках, за что нещадно гонялись личным составом бронепоезда.
         Летом 1942 г. бронепоезд был перевооружен. Снятые зенитные орудия  передали 117-му артиллерийскому дивизиону береговой обороны, стоящему на Мысхако, а бронепоезд получил корабельные 45-мм орудия 21К, способные стрелять как по наземным, как и по воздушным целям, но имевшим меньшую скорострельность, чем fвтоматические пушки 70К. Командиром  стал старший лейтенант М.Т. Загребельский.

#53 02.11.2020 12:25:31

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

1

Кроме бронепоезда «Народный мститель» в обороне Новороссийска принимали участие ещё два бронепоезда:Тимашевский бронепоезд и "Свердловский железнодорожник".
    Идею строительства бронепоезда на Тимашевском железнодорожном узле высказали бойцы отряда народного ополчения узла, ветераны Гражданской войны, сами строившие бронепоезда и воевавшие на них ещё в августе 1941 года. Но решение об его строительстве было принято только 15 октября на совещании руководителей всех служб Тимашевского железнодорожного узла. Возглавили строительство Кравченко Иван Васильевич, будущий командир бронепоезда, секретарь парткома ж.д. узла Смолянинов Прокофий Иванович,  будущий комиссар бронепоезда,  и Черноусов Василий Иванович, который должен был обеспечить строительство необходимым материалом и подвижным составом. Это решение было поддержано руководством Ворошиловской железной дороги, крайисполкомом и командованием Азовской военной флотилии.
    Для бронепоезда Тимашевский узел выделил три 4-х осных полувагона и три 2-х осных платформы, Староминское депо - паровоз Ов-117, Азовская флотилия -  одно 45-мм орудие 21К, один 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт,  три ручных пулемёта, пятнадцать винтовок и один боекомплект ко всем видам оружия. Ещё два 76-мм орудия водолазы сняли с затопленной на реке Кубань около Темрюка баржи.
    Две 76-мм пушки установили в полувагоне, в котором забронировали стенки. Два полувагона полностью забронировали и вооружили их пулемётами. Ещё один бронированный вагон оборудовали под склад боеприпасов. Броня была из двух 14-мм листов котельной стали, между которыми залили 300 мм слой бетона. Для этого пришлось усиливать рессоры вагонов дополнительными рессорными листами. Когда прибыло 45-мм орудие, то, что бы не бронировать еще один вагон, его установили в пулемётном вагоне, вручную вырубив часть брони с бетоном.
База бронепоезда состояла из небронированного паровоза, трех 4-х осных пассажирских вагонов, вагон-столовая, вагон, оборудованный под пищеблок и специальную противоипритную душевую, 2-х осного вагона-ледника, и  2-х осного крытого вагона – вещевого и продовольственного склада, платформа с запасом топлива, цистерна с водой для паровоза и пищеблока и две платформы с комплектом запасный частей для ремонта пути.
    Работа по строительству бронепоезда велась в три смены, круглосуточно.  Рабочие выходили до своей смены и оставались после смены. Им помогали учащиеся старших классов школы № 53 (ныне школа № 19), взявшие обязательство отработать по 8 часов каждый на строительстве бронепоезда.
    К концу ноября бронепоезд был готов. В команду набирали только отличившихся на строительстве железнодорожных специалистов. Старшим машинистом был назначен Власенко Александр Григорьевич, машинистами Легостаев Николай Семёнович, А.П. Попов, помощниками машиниста Г.М. Шапарь, бойцами Чмель, Глоба, Аксёнов, Горкавец, Иванов и другие. Среди них были десятиклассники Токов и Попов и женщины Карацуба, Голкина, Ильенко и Дуборова.  К 15 декабря команда была полностью укомплектована моряками Азовской военной флотилии и составила 150 человек с персоналом базы.
    29 декабря 1941 года бронепоезд вместе с базой перешёл на станцию Ахтыри, где его осмотрела приёмная комиссия штаба Черноморского флота под председательством контр-адмирала С.Г. Горшкова и зачислили в состав Азовской военной флотилии. Он получил № 6 и его полное название звучало так: Тимошёвский бронепоезд № 6 Азовской флотилии. По бортам броневагонов появилась надпись «Смерть немецким оккупантам».  Именно под этим именем бронепоезд упоминается во многих документах.
    2 января 1942 года бронепоезд № 6 прибыл в Ейск. Он  патрулировал на перегоне Ейск – Старощербиновская, неся противодесантную и противовоздушную оборону. До отхода из Ейска бронепоезд двадцать раз вступал в поединок с авиацией врага и сбил два и подбил один самолетов противника. Особенно тяжёлый для бронепоезда налёт произошёл 11 февраля 1942 года. Немецким бомбардировщикам удалось атаковать базу бронепоезда во время обеда команды. Прямого попадания бомб в вагоны не было, но вагоны были повреждены осколками, погибло 7 человек и 22 получили ранения.

#54 05.11.2020 13:14:46

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

1

Бронепоезд № 751 "Свердловский железнодорожник" был построен железнодорожниками депо Свердловск-Пассажирская. Это был бронепоезд нового проекта ОБ-3, сильно отличавшегося от довоенных проектов.  В составе было четырех двухосных броневагона. Каждый вагон имел только одну башню, вооруженную 76-мм пушкой, и по 2 пулемета с каждого борта. Бронепаровоз Ов № 5910 обслуживали работники локомотивного депо станции Свердловск: машинисты Л.М. Закусин и Д. Копенкин, помощники машиниста С.Г. Рылов, А. Вычегжанин, П. Нятин, Л. Ткачев. Возглавил бронепоезд старший лейтенант Поддубный, комиссаром стал политрук Федор Дмитриевич Бондарев.
             23 февраля 1942 года у ворот паровозного депо состоялся митинг, посвященный завершению строительства бронепоезда. Поэт К. Мурзиди, уроженец станицы Нижне-Баканской, написал стихотворение, опубликованные в заводской многотиражной газете "Путевка":
                                            Вложили мы силу в работу свою,
                                          Всю мощь воедино собрали.
                                                                       Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою
                                                                       Напомнил врагам об Урале.
           В феврале 1942 года из бронепоездов «Свердловский железнодорожник» и № 53 был сформирован 16-й Отдельный дивизион бронепоездов, командир майор А.Д. Джахиев. В марте 1942 года дивизион направили на Кубань в состав 56-й армии и ну поручили охрану перегонов от станции Тимошевская до Староминской и Сосыки.
          Ежедневно один из бронепоездов сопровождал эшелоны, прикрывая их зенитным огнём от налётов авиации противника.

#55 09.11.2020 21:57:07

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

Турбин Алексей Петрович
1882 год рождения,год смерти неизвестен.
Православный. Из потомственных дворян Орловской губ. Уроженец Тифлисской губ. Общее образование получил в Михайловском Воронежском кадетском корпусе. В службу вступил 31.08.1900. Окончил Михайловское арт. училище (1902; 2-хлетний курс по 1-му разряду). Выпущен из Портупей-Юнкеров Подпоручиком (пр. 10.08.1902; ст. 13.08.1901) в 6-й мортирный арт. полк. Участник русско-японской войны 1904-05. Переведен во 2-ю Вост.-Сибирскую стр. арт. бригаду (ВП 16.03.1905). Был в боях. Ранен и контужен не был. Поручик (пр. 21.08.1905; ст. 13.08.1905). Переведен в 42-ю арт. бригаду (ВП 22.01.1907). Штабс-Капитан (пр. 01.09.1909; ст. 13.08.1909; за выслугу лет; за выслугу лет). Участник мировой войны. Контужен 11.07.-20.07.1915. В 44-й парковой арт. бригаду (на 15.12.1915). Капитан (пр. 12.01.1916; ст. 13.08.1913; за выслугу лет). Контужен 23.07.1916. На 02.11.1916 Капитан 44-й арт. бригады. Награжден Георгиевским оружием (ВП 02.11.1916). Командующий 5-й батареей 44-й арт. бригады (на 17.07.1916). Подполковник () с утверждением в должности (?-25.01.1917). Помощник заведующего средствами химической борьбы на Румынском фронте (с 25.01.1917). Полковник (пр. 13.04.1917; ст. 25.09.1916; на основании прик. по воен. вед. 1915 г. №681, ст. 1). Штаб-офицер для делопроизводства и поручений управления полевого инспектора артиллерии при Верховном Гл-щем (1917). На 03.10.1917 в том же чине и должности. В 1918 в армии Украинской Державы гетмана Скоропадского, полковник, помощник начальника Главного артиллерийского управления. Участник Белого движения в составе ВСЮР. Ген-майор. В эмиграции в Югославии (на 1922). В 1921-1923 член Союза русских инженеров, к 1940 член Общества офицеров-артиллеристов.
Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (утв. ВП 23.03.1907); Св. Анны 3-й ст. (ВП 31.03.1911); мечи и бант к ордену Св. Анны 3-й ст. (ВП 18.04.1915); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (ВП 30.05.1915); Св. Анны 2-й ст. с мечами (утв. ВП 15.12.1915); Св. Станислава 2-й ст. с мечами (утв. ВП 15.12.1915); мечи и бант к ордену Св. Станислава 3-й ст. (утв. ВП 17.07.1916); Георгиевское оружие (ВП 02.11.1916); орден Св. Владимира 3-й ст. с мечами (ПАФ 03.10.1917).(с)
В армии Скоропадского иногда подписывался как начальник тамошнего ГАУ.

#56 09.11.2020 23:31:11

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

https://b.radikal.ru/b21/2011/2d/7eadd909e0cf.jpg
Оставленные деникинцами орудия в Новороссийске.
1920 год.

#57 10.11.2020 17:13:03

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

https://a.radikal.ru/a20/2011/c0/75dd89087a85t.jpg
102мм орудие, установленное заводом "Судосталь" на платформу.

#58 10.11.2020 20:42:12

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1475255
В феврале 1942 года из бронепоездов «Свердловский железнодорожник» и № 53 был сформирован 16-й Отдельный дивизион бронепоездов, командир майор А.Д. Джахиев. В марте 1942 года дивизион направили на Кубань в состав 56-й армии и ну поручили охрану перегонов от станции Тимошевская до Староминской и Сосыки.

Немного информации с сайта Подвиг Народа: согласно наградному листу от 22.01.1942 капитан Джахиев Алексей Давидович командовал легким бронепоездом №53
https://d.radikal.ru/d39/2011/26/38df565ff0ab.jpg
https://b.radikal.ru/b02/2011/05/a10dc4582b58.jpg
Согласно другому наградному листу,  от 27.03.1943 майор Джахиев Алексей Давидович служил Начальником отделения бронепоездов ЮЗФ с ноября 1942 г, но в составе ЮЗФ бронепоездов не имелось, и майор Джахиев использовался для выполнения оперативных заданий.
https://c.radikal.ru/c36/2011/60/956b0dbb7b24.jpg

Отредактированно КВ-14 (10.11.2020 20:44:29)

#59 12.11.2020 10:53:09

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Большое спасибо за вставленный материал. Очень интересно и познавательно.
Большое спасибо.

#60 13.11.2020 01:24:48

Вальчук Игорь
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1471094
Всего бронепоезд имел вооружение из четырёх 76,2-мм пушек К-34, двух 12,7-мм пулемётов ДШК, одного счетверённого 7,62-мм зенитного пулемёта «Максим» на паровозе и двенадцать 7,62-мм пулемётов «Максим».

нижняя строчка
https://b.radikal.ru/b14/2011/0b/1648b3f1ae42.jpg

#61 16.11.2020 11:33:46

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Спасибо, Игорь. Весьма интересная ведомость.
Но мы продолжим.

          24 июля 1942 года наши войска оставили Ростов на Дону и завязали бои за Батайск. 26 июля бронепоезд «За Родину!» прикрывал переправу через Дон в августе 1941 года 30-й стрелковой дивизии, идущей на помощь 18-й армии. За этот день бронепоездники уничтожил до двух батальонов пехоты, 2 артиллерийские батареи, а зенитчики бронепоезда сбили 2 самолета противника. На следующий день авиация противника повредила железнодорожные пути и бронепоезд вынужден был отойти к Азову. В боях за Азов экипаж бронепоезда сумел сбить три самолета противника, уничтожил много гитлеровцев. Расстреляв весь боезапас, забрав оружие и раненых, взорвав бронепоезд, бронепоездники отошли на 661-ю стационарную батарею береговой обороны. Действуя в окружении батарея под командованием старшего лейтенанта П.И. Желудько и комиссара А.П. Брунова при поддержке кораблей Азовской флотилии в течении шести дней вела бои. Израсходовав весь боезапас, окруженный гарнизон по приказу командования взорвал орудия и отошел к станице Старо-Щербиновской, а потом на полуглисерах 13-го дивизиона сторожевых катеров, командир Ц.Л. Куников, был эвакуирован в Ейск. Личный состава бронепоезда был направлен  в батальон морской пехоты под командованием Хлябича.
         Действия личного бронепоезда заслужили высокую оценку командования 30-й стрелковой дивизии. На вокзале станции Азов в 1994 году установлена мемориальная доска с текстом:
         "Здесь на железнодорожной станции базировался и отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 г. бронепоезд № 10 «За Родину!»".
            О новороссийском бронепоезде писал во фронтовом очерке кубанский писатель Аркадий Первенцев:
     "... Дрался наш бронепоезд хорошо. Ребята попались под мою команду надежные. В большинстве моряки-черноморцы. Помог мне Севастополь.
        Уважение другое. Крейсировали мы по суше, как по морю. Но потом пришли трудные дни. Горел Азов, горел Ростов. Поступил приказ взорвать бронепоезд и уходить в морскую пехоту. Получил я этот приказ и хотел застрелиться. Но застрелиться - дело не хитрое. Труднее в такое время жить и драться..."
        К вечеру 30 июля противник вышел к реке Ея. Рубежи по левому берегу реки Ея держали казаки 17-го кавалерийского корпуса. Под станицей Старо-Минская стояла 15-я кавалерийская дивизия, в которой воевали кубанцы. [16].
16-й Отдельный дивизион бронепоездов поддерживал 15-ю кавдивизию, производя артиллерийские налеты на врага на участке Староминская - Сосыка. На железнодорожной ветке Кущевская – Тихорецк казаков поддерживали 51-й и 53-й Отдельные дивизионы бронепоездов.
        3 августа противник, введя в наступление 13-ю танковую дивизию и моторизованную дивизию СС «Викинг» на стыке 12-й и 37-й армий, нанес удар на Армавир. Эти сильно осложнило положение советских войск. В ночь на 4 августа кавалеристы получили приказ на отход во избежание окружения, 16-й отдельный дивизион бронепоездов – прикрыть отход кавалеристов.
        Бронепоезда 16-го дивизиона  начали отход со станции Староминская на станцию Каневская. Во время движения они подвергались атакам вражеской авиации, в результате которых бронепоезд № 53 был разбит. Его попытались вывести в ремонт, но так как немцы перерезали пути, оставили на станции Линейная. А «Свердловский железнодорожник» отошёл на Краснодар. В боях за город он поддерживал войска 56-й армии, прикрывая эвакуацию города, уничтожая фашистские переправы через Кубань. Участник обороны Краснодара писатель Виталий Закруткин вспоминал:
    «.... На путях маневрировали длинные эшелоны с заводским оборудованием. На открытых платформах, между станками, котлами, бревнами сидели и лежали усталые люди. Крыши товарных вагонов и бока платформ были утыканы увядшими ветвями акации. Вот пронеслась в сторону Новороссийска маленькая дрезина, а за ней, один за другим, двинулись шесть длиннейших эшелонов. Тяжело постукивая на стыках рельсов, лязгая и шипя, прошел бронепоезд с надписью на серых стенах: «Свердловский железнодорожник»....».

#62 25.11.2020 13:30:02

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

Бронепоезд покинул город одним из последних и вышел на ветку, идущую на Новороссийск, а не на Туапсе. На переходе он прикрывал зенитным огнём составы с эвакуированным оборудованием, так же шедшими на Новороссийск. 11 августа, когда бронепоезд подходил к  станции Тоннельная, станция подверглась массированному налёту авиации противника. Был нанесён большой урон подвижному составу и разрушены станционные пути. «Свердловскому железнодорожнику» пришлось отстаиваться на перегоне Нижне-Баканская – Тоннельная, отбиваясь от налетов вражеской авиации.
         К 19 августа пути были восстановлены и бронепоезд прибыл на станцию Новороссийск, на ремонт в локомотивное депо, где произвели промывку котла, заделку пробоин.
         5 августа 1942 г. Военный совет Северо-Кавказского фронта приказал командующему Азовской военной флотилии контр-адмиралу С.Г. Горшкову эвакуировать военно-морские базы Ейск и Приморо-Ахтарск, взорвав и заминировав все военные объекты и портовые сооружения. Сухопутные и другие части Азовской флотилии должны были отходить на Темрюк «для организации обороны фланга фронта и таманского берега».
        Получив приказ об эвакуации, командир бронепоезда № 6, а им с мая командовал Шкирман, комиссар Ратнер, понял его буквально и приказал прорываться из Ейска на Тамань, пока не перерезана железная дорога. Бронепоезд отходил последним, прикрывая эшелоны с эвакуируемыми грузами, семьями фронтовиков, партийных работников, ранеными и детьми. Через Старо-Минскую, Тимашевск, Славянскую и Крымскую бронепоезд прибыл в Новороссийск. За это командира бронепоезда Шкирмана и комиссара Ратнера арестовали и отдали под суд «за разложение личного состава и трусость, проявленную при отходе от Ейска до Новороссийска».
         А бронепоезд № 6 передали в состав Новороссийской военно-морской базы. В командование им вступил капитан-лейтенант М.Р. Чечельницкий.
    Прошли годы и действия Шкирмана получили совсем другую оценку. Так, в «Боевой летописи военно-морского флота» об этом сказано так:
    «Для обороны Новороссийска и Таманского полуострова флотилия передала 7297 бойцов, БРОНЕПОЕЗД, 51 орудие калибра 152 – 45-мм, 50 автомашин».

#63 02.12.2020 14:19:56

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

17 августа 1942 года решением Военного Совета Северо-Кавказского фронта был создан Новороссийский оборонительный район (НОР), на который возлагалась оборона Таманского полуострова и порта Новороссийск. В его составе было три бронепоезда: флотские «Народный мститель» и Тимашевский бронепоезд Новороссийской военно-морской базы и армейский «Свердловский железнодорожник».
          В ночь на 21 августа по распоряжению начальника артиллерии НОР полковника Горбунова Тимашевский бронепоезд № 6 с надписью на броне «Смерть немецким оккупантам» вышел на первое боевое задание. Проскочив мост под Крымской, бронепоезд наткнулся на движущихся прямо на него по дороге группе вражеских мотоциклистов. За ними шли танки. Встреча была неожиданная для обеих сторон, но моряки бронепоезда первыми открыли огонь из орудий по вражеским танкам. Пулемётчики расстреливали мотоциклистов. Под ответным огнём танков, получив боевые повреждения, бронепоезд  «Смерть немецким оккупантам» вынужден был отступить.
После этого моряки поддерживали огнем части 77-й  стрелковой дивизии, прикрывали отход 103-й курсантской бригады от Крымской на Нижне-Баканскую, фактически являясь единственным подвижным артиллерийским резервом.
Вскоре из ремонта вышел «Свердловский железнодорожник». Оба бронепоезда и базировались на большой тоннель, но действовали самостоятельно. «Свердловский железнодорожник» больше использовался для охраны тоннелей и станции Тоннельная, на участке Тоннельная – Нижне-Баканская так как в малом тоннеле стоял штабной поезд командующего Новороссийским оборонительным районом генерал-майора Г.П. Котова. Бронепоезд «Народный мститель» курсировал на участке от Тоннельной до Новороссийска и Мысхако, не заходя в тоннели.
          Поддержка бронепоездами не смогла компенсировать нехватку войск. Против 77-й стрелковой дивизии, 103-й курсантской бригады и 83-й бригады морской пехоты наступал 5-й немецкий армейский корпус, поддержанный танками и самоходными орудиями и части румынского кавалерийского корпуса. Наши войска вынуждены были отступать. 22 августа начались бои за станицу Верхне-Баканская и станцию Тоннельная. 24 и 25 августа 77-я дивизия наносила контрудар, пытаясь отбить станицы Неберджаевскую и Нижне-Баканскую. Бронепоезда поддержали контрудар, но тот не достиг успеха. 26 августа части 77-й дивизии, понеся потери, отошли на исходные позиции. [29].
26 августа авиация противника совершила массированные налеты на железнодорожную станцию Тоннельная. В документах отмечается, что «отражая удары противника 1-я батарея 253-го зенитно-артиллерийского полка под командованием капитана Казычева уничтожила три вражеских самолета и сохранила объект», но железнодорожное полотно было разрушено. Бронепоезда. укрывшись в тоннелях, не пострадали. [30].
Материалы о боевой деятельности бронепоездов с 26 августа по 3 сентября мною не найдены. Скорее всего, в связи с ремонтом путей, они проходили ремонт и промывку котла паровозов: бронепоезд «Свердловский железнодорожник» - в локомотивном депо, а Тимашевский бронепоезд № 6 – на судоремонтном заводе.

#64 08.12.2020 22:32:50

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1463




Re: Бронепоезда Новороссийска

2

Военком бронепоезда № 5 «Железняков» БО ГБ Черноморского флота — полковой комиссар Пётр Агафонович Порозов (1902-1942). В должности военкома БЕПО-5 служил с 15.11.1941 г. Погиб 03.07.1942 года в Троицком тоннеле.
https://d.radikal.ru/d14/2012/b9/2b35cc3bb4e0.png

#65 09.12.2020 13:56:39

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Бронепоезда Новороссийска

1

2 сентября по приказу командования были взорваны тоннели. По воспоминаниям старожилов, рассказанных автору, в то время сложилось впечатление, что взрывали не тоннели, а взорвали находящиеся в них бронепоезда. Поэтому в некоторых изданиях утверждается, что Тимашевский бронепоезд погиб под Тоннельной.
        3 сентября немецко-фашистские войска начали штурм города Новороссийска и к концу дня заняли поселки Федотовка и Васильевка.
       Бронепоезда № 6 и «Свердловский железнодорожник», сведённые в 16-й дивизион бронепоездов под командованием М.Р. Чечельницкого, вели по противнику огонь прямой наводкой с огневой позиции в районе цемзавода «Победа Октября» в посёлке Гайдуке, поддерживая части 77-й стрелковой дивизии.
    Бронепоезд «Народный мститель», курсируя по железнодорожной ветке вдоль западного берега бухты, имел основную позицию возле городского холодильника. Своим огнем он поддерживал части морской пехоты, сдерживающие наступление вражеских войск со стороны Мысхако и Абрау-Дюрсо. В этих боях бронепоездники уничтожили один танк противника и еще несколько танков ими было повреждено. [35].
В полдень 4 сентября немецкие автоматчики прорвались через Небержаевские высоты и вышли на Стандарт. Возникла опасность, что они смогут перерезать железную дорогу и блокировать бронепоезда. В ночь на 5 сентября бойцы бронепоездов в районе станции Гайдук взорвали все находившиеся там паровозы и вагоны, железную дорогу и отошли к Кирилловке и Мефодиевке. Их боевая задача осталась прежней – огневая поддержка 77-й стрелковой дивизии. [36]
6 сентября вражеские войска вышли на дорогу Неберджай – Новороссийск и прорвались к северо-западным окраинам Мефодиевки, а к вечеру 7 сентября завязали бои за железнодорожный вокзал, порт, холодильник и завод «Красный двигатель». Оборона Новороссийска оказалась разорванной на две части.
        Бронепоезда отошли: Тимашовский № 6 к судоремонтному заводу, а  «Свердловский железнодорожник» в порт, в район Импортной пристани.  В ночь на 7 сентября, взорвав имущество порта, группа работников порта во главе со вторым секретарем ГК ВКП(б) П.И. Васевым ушла горы, в партизаны. По приказу начальника артиллерии НОР были взорваны и оба бронепоезда, а члены команды ушли в Геленджик. 
        Артиллерийская поддержка бронепоезда «Народный мститель», оставшегося  в центральном районе города, была весьма существенной, так как батареи на Мысхако к вечеру 6 сентября были взорваны из-за отсутствия снарядов. 9 сентября бронепоезду  пришлось, врываясь в расположение наступавшего со стороны вокзала врага, вести огонь по противнику в упор. В ночь на 10 сентября началась эвакуация защитников города. Бронепоезд «Народный мститель» прикрывал эвакуацию, отходя по берегу бухты до рыбзавода. В ночь на 12 сентября, когда эвакуация была закончена, был получен приказ «Расстрелять боезапас, бронепоезд взорвать». Утром, расстреляв весь боезапас по наступающему противнику, моряки взорвали бронепоезд и отошли на окраину рыбачьего посёлка Алексино, где заняли оборону. Весь день они держали оборону, а ночью несколько человек переплыло бухту и вышло в район Дообского маяка. После этого за оставшимися на следующую ночь пришёл морской охотник.
        Несмотря на то, что бронепоезд "Свердловский железнодорожник" покинула команда, он продолжал воевать. 7 сентября рота А.В. Тарановского 1-го батальона 83-й бригады морской пехоты с тяжелыми боями отошла от завода «Красный двигатель» к Импортной пристани, где и обнаружила брошенный бронепоезд, на котором были исправны две пушки и имелось 270 снарядов к ним. Расчёты орудий укомплектовали моряками, командиром бронепоезда назначили младшего политрука Алексея Лукашова, служившего до войны на подводной лодке артиллеристом. Для управления стрельбой в одной из клетей транспортера цемзавода «Пролетарий» для управления стрельбой. 9 сентября бронепоезд вновь открыл огонь. Моряки подбили три танка, два повредили, уничтожили две автомашины с солдатами, разогнали несколько скоплений техники и солдат противника. 12 сентября А. Лукашова отозвали на формирование новой морской бригады. Его сменил лейтенант Николай Ефименко. Под его командованием бронепоезд уничтожил еще три танка, машину с боезапасом и большое количество живой силы противника. К 14 сентября снаряды закончились. Доставить их не удалось. Лишенные непосредственной артиллерийской поддержки, моряки не смогли сдержать превосходящих сил противника. 15 сентября противник захватил электростанцию НоворЭС. Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» был вновь оставлен и добит авиацией и артиллерией противника.
        Через год, в сентябре 1943 года Новороссийск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Железнодорожники разбронировали паровозы всех трех бронепоездов и отремонтировали. «Демобилизованные» паровозы-овечки водили грузовые поезда на участке от Новороссийска до Краснодара в послевоенное время. Броневагоны долго лежали, сброшенные с рельсов. «Новороссийский мститель», оказавшийся на окраине города, был излюбленным местом игр ребятни. Но и до них все же дошли руки и все броневагоны были отправлены на переплавку.[42]
        На памятнике «Рубеж обороны», известном в народе как «Руки с автоматами», приведен список всех воинских частей 47-й армии и Новороссийской военно-морской базы, оборонявших город. В этом списке есть 16-й Отдельный дивизион бронепоездов, входивший в состав 47-й армии. Но нет названия бронепоездов «Народный мститель» новороссийской военно-морской базы и Тимашевского бронепоезда № 6 «Смерть немецким оккупантам» Азовской флотилии. Эти имена необходимо поместить на памятнике.

#66 17.01.2021 13:12:15

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1479589
Оба бронепоезда и базировались на большой тоннель, но действовали самостоятельно. «Свердловский железнодорожник» больше использовался для охраны тоннелей и станции Тоннельная, на участке Тоннельная – Нижне-Баканская так как в малом тоннеле стоял штабной поезд командующего Новороссийским оборонительным районом генерал-майора Г.П. Котова. Бронепоезд «Народный мститель» курсировал на участке от Тоннельной до Новороссийска и Мысхако, не заходя в тоннели.
          Поддержка бронепоездами не смогла компенсировать нехватку войск. Против 77-й стрелковой дивизии, 103-й курсантской бригады и 83-й бригады морской пехоты наступал 5-й немецкий армейский корпус, поддержанный танками и самоходными орудиями и части румынского кавалерийского корпуса. Наши войска вынуждены были отступать. 22 августа начались бои за станицу Верхне-Баканская и станцию Тоннельная. 24 и 25 августа 77-я дивизия наносила контрудар, пытаясь отбить станицы Неберджаевскую и Нижне-Баканскую. Бронепоезда поддержали контрудар, но тот не достиг успеха. 26 августа части 77-й дивизии, понеся потери, отошли на исходные позиции. [29].
26 августа авиация противника совершила массированные налеты на железнодорожную станцию Тоннельная.

(с)
Для неместных некоторые пояснения.
Станица Верхне-Баканская(позже поселок),станция Тоннельная-это практически единый комплекс, поавно переходящий в большой тоннель. Раньше могло бытьчуть иначе,с некоторыми разрывами,но не такими большими. Поэтому,когда идут бои за Верхне-Баканскую и Тоннельную.то до бронепоезда в большом тоннеле -рукой подать.
За болшим тоннелем ЖД пути выходят на открытое место и через километр-два начинается малый тоннель,который выходит уже в Цемесскую долину.
Этот участок открытого места тоже имеет свои особенности.
Бронепоезд,находясь на нем,может беспрепятственно стрелять на запад и юго-запад. Тоннельная,откуда идут немцы- с северо-Востока.С той стороны от бронепоезда-высокий обрыв большой высоты. Стрелять через эту горку может только зенитка на площадке, с постороннней корректировкой.
Зато подошедшая оттуда немецкая пехота может кидать гранаты сверху,а вот достать ее -разве что зенитным пулеметом.

#67 17.01.2021 13:29:12

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1480641
7 сентября рота А.В. Тарановского 1-го батальона 83-й бригады морской пехоты с тяжелыми боями отошла от завода «Красный двигатель» к Импортной пристани, где и обнаружила брошенный бронепоезд, на котором были исправны две пушки и имелось 270 снарядов к ним. Расчёты орудий укомплектовали моряками, командиром бронепоезда назначили младшего политрука Алексея Лукашова, служившего до войны на подводной лодке артиллеристом. Для управления стрельбой в одной из клетей транспортера цемзавода «Пролетарий» для управления стрельбой. 9 сентября бронепоезд вновь открыл огонь. Моряки подбили три танка, два повредили, уничтожили две автомашины с солдатами, разогнали несколько скоплений техники и солдат противника. 12 сентября А. Лукашова отозвали на формирование новой морской бригады. Его сменил лейтенант Николай Ефименко. Под его командованием бронепоезд уничтожил еще три танка, машину с боезапасом и большое количество живой силы противника. К 14 сентября снаряды закончились. Доставить их не удалось. Лишенные непосредственной артиллерийской поддержки, моряки не смогли сдержать превосходящих сил противника. 15 сентября противник захватил электростанцию НоворЭС. Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» был вновь оставлен и добит авиацией и артиллерией противника.

Повторно используемый бронепоезд мог опираться на сеть линий, подходящих в портовым сооружениям на участке километра с два до момента окончательной остановки немцев. Если после подрыва он сохранил способность двигаться или моряки что-то смогли починить.
См.
http://www.etomesto.ru/map-kuban_1943-novorossiysk/
При захвате немцами "НОВОРЭС"а он мог разве что как-то устроиться на заводе "Октябрь",прикрывшись постройками от наблюдения.
Дальше рельсы заканчивались.

#68 17.01.2021 13:41:48

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

#1480641
7 сентября рота А.В. Тарановского 1-го батальона 83-й бригады морской пехоты с тяжелыми боями отошла от завода «Красный двигатель» к Импортной пристани, где и обнаружила брошенный бронепоезд, на котором были исправны две пушки и имелось 270 снарядов к ним. Расчёты орудий укомплектовали моряками, командиром бронепоезда назначили младшего политрука Алексея Лукашова, служившего до войны на подводной лодке артиллеристом. Для управления стрельбой в одной из клетей транспортера цемзавода «Пролетарий» для управления стрельбой. 9 сентября бронепоезд вновь открыл огонь. Моряки подбили три танка, два повредили, уничтожили две автомашины с солдатами, разогнали несколько скоплений техники и солдат противника. 12 сентября А. Лукашова отозвали на формирование новой морской бригады. Его сменил лейтенант Николай Ефименко. Под его командованием бронепоезд уничтожил еще три танка, машину с боезапасом и большое количество живой силы противника. К 14 сентября снаряды закончились. Доставить их не удалось. Лишенные непосредственной артиллерийской поддержки, моряки не смогли сдержать превосходящих сил противника. 15 сентября противник захватил электростанцию НоворЭС. Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» был вновь оставлен и добит авиацией и артиллерией противника.

Повторно используемый бронепоезд мог опираться на сеть линий, подходящих в портовым сооружениям на участке километра с два до момента окончательной остановки немцев. Если после подрыва он сохранил способность двигаться или моряки что-то смогли починить.
См.
http://www.etomesto.ru/map-kuban_1943-novorossiysk/
При захвате немцами "НОВОРЭС"а он мог разве что как-то устроиться на заводе "Октябрь",прикрывшись постройками от наблюдения.
Дальше рельсы заканчивались.

#69 17.01.2021 13:55:52

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Бронепоезда Новороссийска

КВ-14 написал:

#1480569
Погиб 03.07.1942 года в Троицком тоннеле.

есть какие либо подробности ?
тоннель в котором стоял *Железняков* был пробит насквозь авиабомбами,вроде несколько ранее../или ошибаюсь..?
смысл вопроса в том....что 3 июля там могли бится в окружении,остатки экипажа бронепоезда.
/вот небольшая выдержка из ВИКИ..
*26 июня 1942 года более 50 немецких бомбардировщиков нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю, где базировался бронепоезд. Завалило вторую бронеплощадку. Второй выход из тоннеля оставался свободным, бронепаровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Но 27 июня немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля[5]. Оставшиеся в живых члены экипажа сняли с бронеплощадок уцелевшее вооружение и заняли оборону у ГРЭС*


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#70 17.01.2021 14:07:28

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Бронепоезда Новороссийска

https://d.radikal.ru/d11/2101/b3/26752d3df03e.jpg[/url]
Тоже изделие "Судостали".

Страниц: 1 2 3


Board footer