Вы не зашли.
Еще о малоизвестных участиях событий.
Летчик (еще когда был миноносцем, скорее всего).
Хотел вставить снимок "Траяна", но засомневался, это он или "Румыния".
Вообще-то миноносец "Летчик" в то время уже был посыльным судном. И фотография сделана в районе Новороссийска. Виден на заднем плане здание элеватора, тогда - крупнейшего в мире.
Вообще, фотография сделана в 1915 - 1916 года.
17 августа белые войска вступили в Екатеринодар. В Новороссийске и этому событию не придали большого значения. Была надежда на Советские войска, державшие оборону на север от Новороссийска.
Но в Новороссийске не учитывали, что отступившие на восток от Екатеринодара войска Сорокина бросали на произвол судьбы группу войск, действовавшую в Таманском отделе, оказавшийся отрезанным от главных сил Красной Армии. И она, эта группа войск под командованием моряка И.И. Матвеева, сама должна было думать о своём спасении, отступала на Новороссийск.
25 августа Городской Совет г. Новороссийска занимался устройством ВСЕНАРОДНОГО ГУЛЯНИЯ!!! По случаю прибытия в город на германском крейсере русских солдат из Германского плена. Для них был приготовлен великолепный обед, было привезено несколько бочек вина, все прибывшие получили по паре белья и были направлены в баню, во время обеда играли два оркестра духовой музыки, говорились речи. После обеда, происходившего в Афонском подворье, военнопленных повели на концерт в горсад.
И в этот день на станции Тоннельная состоялось собрание командиров Таманской группы войск. На собрании было отмечено, что по всей Кубани в станицах восстают кулаки-казаки, жестоко расправляются с иногородними, формируют новые полки и с радостью встречают Белые войска. Станица Крымская, откуда ушли войска, была занята белыми. А в Новороссийске были германо-турецкие войска. Положение было очень сложным.
На этом собрании было принято решение сформировать войска в три колонны и пробиваться на соединение с частями Красной Армией через Новороссийск. Командиром головной колонны был выбран Епифан Ковтюх. Он вспоминал:
«…Через десять минут тронулся первый эшелон на Новороссийск, через час длинная колонна кавалерии, обозов и беженцев медленно ползла, как гусеница, своим многоногим, длинным телом по шоссе на юг. Кто не желал попасть в руки белых, двинулись вместе с колонной в далекий и тяжелый путь..."
Вечером того же дня И.И. Кузьмин и тов. Коростыленко, Комиссар Почты и Телеграфа Новороссийского Округа, отправились на дежурство в военный комиссариат. Дежурства были установлены в связи с оставлением Екатеринодара. Затем пришли тт. Толмачев, Губернский и Романец. Долго беседовали, и где-то в один час ночи все разошлись, остался только И. Кузьмин и тов. Коростыленко. Вдруг вызывают к юз-аппарату со станции Тоннельной. Телеграмма гласила:
"Виду приказа главкома Сорокина Таманской армии отступить на Белореченскую, расположенные полки в районе Тоннельной снимаются".
Это сообщение было такой неожиданностью, что они ответили:
"Приказ задержать до распоряжения из Новороссийска - оставаться на месте".
Через час опять зовут к аппарату:
"Сорокин требует исполнения приказа, в противном случае он отказывается от командования. Собрание полковых комитетов с командирами вместе решили подчиниться, мы снимаемся".
Сразу же были вызваны тт. Толмачев, Губернский и некоторые другие. В 5 час. утра они поехали на вокзал, но уже на Вокзальной улице встретили первые отряды Таманской армии, отступающей армии на Белореченскую, через Новороссийск.
В тот же день, 26 августа, в здании Городской Думы состоялось заседание Совета. На нем было решено принять все меры для удержания армии в Новороссийске. Бушко-Жук отказался взять на себя защиту города, вместо него был избран А.А. Губернский. Совещание закончилось в час дня. На 4 часа было назначено совещание с командира полков. Но в три часа дня в город ворвались белые.
27 августа в город был захвачен белыми войсками. Они развернули террор в городе, а особенно в рабочих кварталах около заводов.
Не все большевики смогли скрыться из города. Часть из них скрывали рабочие мастерских.
«…При отходе Красной армии в мастерских скрывались от белогвардейцев часть товарищей. В литейном цехе 2 человека раненых красноармейцев и 3 товарища из Екатеринодара. Работали в тот период очень плохо и старались делать всё плохо с браком и переделками, вредя белогвардейцам…» - вспоминал Ф.П. Щербина.
А в центральной части города буржуазия встречала Белую Армию с цветами и радовались, что они пришли.
Вечером того же дня был отдан приказ белого командования, что все, имеющие огнестрельное и холодное оружие, патроны, а так же обмундирование, немедленно всё сдали. Если же у кого будет что-либо обнаружено после этого, то тот будет расстрелян на месте. И в тот же вечер на перекрестках некоторых улиц выросли целые горы обмундирования и оружия, вплоть до пулеметов.
Все даты перевели на старый стиль. И вместо 28 августа в городе наступило 14 августа.
Кстати, немцы и турки, бывшие в городе, отнеслись к событиям довольно равнодушно, смотрели, как русские убивают русских. Только четырехтрубный миноносец, раньше русский, стоявший на рейде, после обстрелов ушел в Севастополь с донесениями о событиях, происходящих в Новороссийске.
14 августа генералом В.А. Алексеевым издан приказ № 4 по Гражданскому управлению Добровольческой армии:
"…Впредь до воссоединения и создания верховной власти
Русского государства... Черноморская губерния в порядке верховного управления подчиняется командованию Добровольческой армии и переводится на военное положение… "
Военным губернатором Черноморской губернии был назначен полковник Генерального штаба А.П. Кутепов, вице-губернатором Л.А. Сенько-Поповский. Военные губернаторы подчинялись только командующему Добровольческой армии и были ответственны только перед ним. Губернатор расположился со штабом и своей квартирой в особняке Юкелиса, где ранее находился Совет рабочих и солдатских депутатов. Это здание сохранилось до наших дней, в нём находится Политехнический институт, и является одним из красивейших в городе.
Губернатору А.П. Кутепову предписывалось:
"Советскую власть упразднить, предав суду ее деятелей, восстановить частную собственность, организовать деятельность государственных, земских и городских учреждений, городскую и уездную стражу".
На основании приказа Черноморского губернатора № 3 от 15 августа был образован Новороссийский Военный порт во главе с капитаном 2 ранга Потемкин В.Н.
Постепенно всё успокоилось.