Сейчас на борту: 
johnvlad
   [Подробнее...]

#101 09.12.2020 20:25:29

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 818




Re: Сколько лет НСРЗ?

Еще о малоизвестных участиях событий.

Летчик (еще когда был миноносцем, скорее всего).
https://b.radikal.ru/b06/2012/d7/f9751aabb222t.jpg

Хотел вставить снимок "Траяна", но засомневался, это он или "Румыния".

 

#102 16.12.2020 12:56:39

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Вообще-то миноносец "Летчик" в то время уже был посыльным судном. И фотография сделана в районе Новороссийска. Виден на заднем плане здание элеватора, тогда - крупнейшего в мире.
Вообще, фотография сделана в 1915 - 1916 года.

 

#103 21.12.2020 13:46:03

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

17 августа белые войска вступили в Екатеринодар. В Новороссийске и этому событию не придали большого значения. Была надежда на Советские войска, державшие оборону на север от Новороссийска.
    Но в Новороссийске не учитывали, что отступившие на восток от Екатеринодара войска Сорокина бросали на произвол судьбы группу войск, действовавшую в Таманском отделе, оказавшийся отрезанным от главных сил Красной Армии. И она, эта группа войск под командованием моряка И.И. Матвеева, сама должна было думать о своём спасении, отступала на Новороссийск.
    25 августа Городской Совет г. Новороссийска занимался устройством  ВСЕНАРОДНОГО ГУЛЯНИЯ!!!  По случаю прибытия в город на германском крейсере русских солдат из Германского плена. Для них был приготовлен великолепный обед, было привезено несколько бочек вина, все прибывшие получили по паре белья и были направлены в баню, во время обеда играли два оркестра духовой музыки, говорились речи. После обеда, происходившего в Афонском подворье, военнопленных повели на концерт в горсад.
        И в этот день на станции Тоннельная состоялось собрание командиров Таманской группы войск. На собрании было отмечено, что по всей Кубани в станицах восстают кулаки-казаки, жестоко расправляются с иногородними, формируют новые полки и с радостью встречают Белые войска. Станица Крымская, откуда ушли войска, была занята белыми. А в Новороссийске были германо-турецкие войска. Положение было очень сложным.
        На этом собрании было принято решение сформировать войска в три колонны и пробиваться на соединение с частями Красной Армией через Новороссийск. Командиром головной колонны был выбран Епифан Ковтюх. Он вспоминал:
        «…Через десять минут тронулся первый эшелон на Новороссийск, через час длинная колонна кавалерии, обозов и беженцев медленно ползла, как гусеница, своим многоногим, длинным телом по шоссе на юг. Кто не желал попасть в руки белых, двинулись вместе с колонной в далекий и тяжелый путь..."
      Вечером того же дня И.И. Кузьмин и тов. Коростыленко, Комиссар Почты и Телеграфа Новороссийского Округа, отправились на дежурство в военный комиссариат. Дежурства были установлены в связи с оставлением Екатеринодара. Затем пришли тт. Толмачев, Губернский и Романец. Долго беседовали, и где-то в один час ночи все разошлись, остался только И. Кузьмин и тов. Коростыленко. Вдруг вызывают к юз-аппарату со станции Тоннельной. Телеграмма гласила:
       "Виду приказа главкома Сорокина Таманской армии отступить на Белореченскую, расположенные полки в районе Тоннельной снимаются".
        Это сообщение было такой неожиданностью, что они ответили:
        "Приказ задержать до распоряжения из Новороссийска - оставаться на месте".
        Через час опять зовут к аппарату:
        "Сорокин требует исполнения приказа, в противном случае он отказывается от командования. Собрание полковых комитетов с командирами вместе решили подчиниться, мы снимаемся".
        Сразу же были вызваны тт. Толмачев, Губернский и некоторые другие. В 5 час. утра они поехали на вокзал, но уже на Вокзальной улице встретили первые отряды Таманской армии, отступающей армии на Белореченскую, через Новороссийск.
    В тот же день, 26 августа, в здании Городской Думы состоялось заседание Совета. На нем было решено принять все меры для удержания армии в Новороссийске. Бушко-Жук отказался взять на себя защиту города, вместо него был избран А.А. Губернский. Совещание закончилось в час дня. На 4 часа было назначено совещание с командира полков. Но в три часа дня в город ворвались белые.

 

#104 29.12.2020 13:49:53

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

27 августа в город был захвачен белыми войсками. Они развернули террор в городе, а особенно в рабочих кварталах около заводов.
          Не все большевики смогли скрыться из города. Часть из них скрывали рабочие мастерских.
          «…При отходе Красной армии в мастерских скрывались от белогвардейцев часть товарищей. В литейном цехе 2 человека раненых красноармейцев и 3 товарища из Екатеринодара. Работали в тот период очень плохо и старались делать всё плохо с браком и переделками, вредя белогвардейцам…» - вспоминал Ф.П. Щербина.
    А в центральной части города буржуазия встречала Белую Армию с цветами и радовались, что они пришли.
    Вечером того же дня был отдан приказ белого командования, что все, имеющие огнестрельное и холодное оружие, патроны, а так же обмундирование, немедленно всё сдали. Если же у кого будет что-либо обнаружено после этого, то тот будет расстрелян на месте. И в тот же вечер на перекрестках некоторых улиц выросли целые горы обмундирования и оружия, вплоть до пулеметов.
        Все даты перевели на старый стиль. И вместо 28 августа в городе наступило 14 августа.
    Кстати, немцы и турки, бывшие в городе, отнеслись к событиям довольно равнодушно, смотрели, как русские убивают русских. Только четырехтрубный миноносец, раньше русский, стоявший на рейде, после обстрелов ушел в Севастополь с донесениями о событиях, происходящих в Новороссийске.
         14 августа генералом В.А. Алексеевым издан приказ № 4 по Гражданскому управлению Добровольческой армии:
          "…Впредь до воссоединения и создания верховной власти
Русского государства... Черноморская губерния в порядке верховного управления подчиняется командованию Добровольческой армии и переводится на военное положение… "
        Военным губернатором Черноморской губернии был назначен полковник Генерального штаба А.П. Кутепов, вице-губернатором Л.А. Сенько-Поповский. Военные губернаторы подчинялись только командующему Добровольческой армии и были ответственны только перед ним. Губернатор расположился со штабом и своей квартирой в особняке Юкелиса, где ранее находился Совет рабочих и солдатских депутатов. Это здание сохранилось до наших дней, в нём находится Политехнический институт, и является одним из красивейших в городе.
       Губернатору А.П. Кутепову предписывалось:
      "Советскую власть упразднить, предав суду ее деятелей, восстановить частную собственность, организовать деятельность государственных, земских и  городских учреждений, городскую и уездную стражу".
         На основании приказа Черноморского губернатора № 3 от 15 августа был образован Новороссийский Военный порт во главе с капитаном 2 ранга Потемкин В.Н.
         Постепенно всё успокоилось.

 

#105 10.03.2021 14:19:28

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 818




Re: Сколько лет НСРЗ?

К сожалению автор не может лично  войти в форум,потому вставляю его рассказ о заводе.Автор-именно он.
Через пару дней немецкий миноносец вернулся в город, и представители с него пытались установить связь с белым командованием. Но этого им не удалось. Полковник А.П. Кутепов не соглашался с ними разговаривать. Но войска немцев и турок в городе оставались. И белым приходилось с этим считаться.
            Провозглашение в Новороссийске власти ВСЮР не улучшило, а ухудшило
его положение. Кубанское краевое правительство стало рассматривать
Новороссийск и всю Черноморскую губернию как иностранное государство и уже
в сентябре 1918 года запретило вывоз продуктов с Кубани в Черноморье  без
разрешения Краевого правительства. Разрешение выдавались только в
Екатеринодаре и было запрещено к выдаче в других станицах.
(НГА  ф. 2,  оп. 1,  д. 948,  л. 205, подлинник)
         Между Кубанской областью и Черноморской губернией была устроена
граница, на кордонах которой казаки отнимали продовольствие у проезжающих.
    С приходом белых мастерские продолжали работать, как и Управление порта. Военного судоремонта не делали, так как против этого было командование германо-турецких войск.
Управляющий мастерскими Г.И. Шаттэ к тому времени выехал из города, к сожалению, нам не удалось установить куда. Возможно, был убит. На его место был назначен Техник А.В. Скороходов.
(НГА ф. 17, оп. 1, д. 125, л. 16, подлинник)
Наряды на работу постоянно поступали. Сохранились некоторые из них. Так, от Командира Новороссийского военного порта был получен
наряд на ремонт катера «Стационер» 23 августа, по старому стилю.
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 124, л. 62, подлинник)   
Тогда же, 23 августа, была готова смета на ремонт парохода «Опыт», составленная И.О. заведующего мастерскими А.В. Скороходовым. При этом в смете говорилось, что работы могут быть произведены за  6423 руб. 83 коп.
(НГА ф. 17, оп. 1, д. 133, л. 7 с оборотом, подлинник)
    В сентябре были работы от командира военного порта, от помощника командира на ремонт посыльного судна «Летчик», далее он будет называться миноносец, буксирного парохода «Екатерина», катера карантинного врача, моторного катера «Василий», катера «Михаил» и другие.
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 123, лл. 96, 97, д. 124, лл. 98, 99, 103, 105, подлинник)
В начале сентября капитан грузо-пассажирского пароход «Титания» подал на имя «Заведующего Плавучими средствами Новороссийского военного порта» ремонтную ведомость, где описал необходимые судну работы.
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 123, л. 89 с оборотом, подлинник)
Инженер-механик мичмана Громов совместно с прапорщиком по механической части Молчановым осмотрели пароход «Титания» и дали свое заключение:
«…пароход «Титания» можно выпустить в море, снабдив его тремя шлюпками и исправив две шлюпбалки. Далее необходимо призвать мастера для снятия размеров планширя, угольников и кип с расчетом заготовить всё это до прихода «Титании» из рейса. До подхода необходимо укрепить и сделать новую пятку катбалки. Желательно заготовить скамьи для пассажиров и сетку железную по бортам. А так же устроить полки и тент, исправить клозет I класса. В будущем необходимо поставить пароход на эллинг для очистки подводной части, окраски и исправления трубы отработанного пара брашпиля, выход которой за борт находится ниже грузовой WL…»
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 123, л. 98, подлинник)
    Рапорт был 12 сентября препровожден Заведывающему Механическими мастерскими для исполнения и был выполнен. Отдельно было заявлено мастерскими о невыполненных работах:
    - не сделали три шлюпки;
- не смогли послать мастера для снятия размеров для изготовления пластыря, решетки и кит;
- не сделали скамьи для пассажиров;
- не исправили полки и тент;
- не исправили клозет 1-го класса.   
Кроме того, подтвердили предложение прапорщика по механической части:
«…В будущем: необходимо поставить пароход на эллинг для очистки подводной части и окраски и исправлению трубы отработанного пара брашпиля, выход которой за борт находится ниже грузовой WL…»
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 123, л. 90, подлинник)
    Вот так, понемногу, механические мастерские ремонтировали суда Белой Армии, что бы немцы не могли ни к чему прицепиться.

 

#106 22.03.2021 21:12:25

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 818




Re: Сколько лет НСРЗ?

Тоже текст Старого Судоремонтника.
В Новороссийском архиве так же сохранились данные, что в сентябре 1918 года в мастерской работало всего 78 рабочих. Это не считая различный административно-хозяйственный персонал, которого было весьма мало, не более десяти человек.
При белых возникли затруднения среди рабочих в получении зарплаты.
«…Когда пришли белые,  зарплату получали в этот период разными знаками: керенские, николаевские, колокольчики. Банк выдавал деньги крупной купюрой, и мы не моги рассчитаться между собой. Однажды мы послали одного рабочего из литейного цеха в Екатеринодар с деньгами, разменять крупную купюру.  Но там его белые убили, и мы остались в ожидании…
    … Столовой на заводе не было, кушали еду, принесенную из дома, у станков на рабочих местах. В это время не было у нас в мастерских ни партийной, ни комсомольской организации. Рабочие мастерских входили в профсоюз металлистов…» - вспоминал неизвестный товарищ, чьи мемуары сохранись в архиве завода.
    25 августа Управление  работ Новороссийского порта направило в адрес Военного губернатора номера своих телефонов. Их оказалось всего четыре:
1)    Управление работ Новороссийского порта, Вельяминовская ул. д. Нестерова, телефон № 73.
2)    Рабочая контора, Восточная сторона порта, телефон № 373.
3)    Материальный склад, Восточная сторона порта, телефон № 338.
4)    Механические мастерские, Восточная сторона порта, телефон № 347.
    Да, среди них был и телефон механических мастерских.
28 августа состоялось совещание, на котором присутствовали Начальник работ Инженер М. Курилёнок, Контролёр Р. Тресс и Делопроизводитель М. Певцов, на котором решили, что все денежные средства «для возможности более правильного их расходования и представления отчетности в Контроль» должны выдаваться авансом. При чем, Артельщик Зеленский, заведующий деньгами, выдает только аванс, а остальные деньги хранятся в кассе. «По израсходовании всего аванса или части его, документы препровождаются в Контроль при реестре, с просьбой о разрешении на новый аванс в сумме сданных документов, и по получении такого запечатанный конверт с деньгами вскрывается Начальником работ в присутствии Делопроизводителя и Кассира, выдается кассиру новый аванс в разрешённой сумме, а остальная сумма должна хранится в запечатанном конверте».
    Но изложенные и подписанные правила не соблюдались работниками порта, и Контроль Новороссийского Порта уже 24 октября вынужден был об этом сообщить в порт:
    «Из поступивших в Контроль для проверки копий приходных ордеров Управление – видно, что Управление производит в настоящее время продажу материалов и негодного имущества без предварительного о том совместного с Контролем обсуждения.
    В виду недостатка материалов в г. Новороссийске и трудности ввоза, Контроль имеет честь просить: продажу материалов и имущества без совместного протокола постановления совместно с Контролем не производить».
    А 1 ноября Контроль направил в Порт следующее послание:
    «При посещении Контролем кладовой Управления выяснено, что некоторые бухгалтерские записки при кладовой ведутся неправильно, а именно: поступавшие предметы заприходовались через несколько месяцев после их расхода. По объяснениям служащих, ведущих бухгалтерские записи материалов, это объясняется не своевременным представлением кладовщиком счетов. Находя подобное положение ненормальным, Контроль просит сделать соответствующие распоряжения».      
    Не смотря на немецко-турецкие войска, находившиеся в Новороссийске, в Белую Армию проводились мобилизации. Сохранилось справка на кузнеца механических мастерских Кузьму Полуляха. Он поступил на работу 12 января 1918 года и увольнялся «в следствии мобилизации 6 Сентября 1918 года».

Отредактированно sezin (22.03.2021 21:13:00)

 

#107 31.03.2021 16:25:28

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 818




Re: Сколько лет НСРЗ?

Продолжение рассказа Старого Судоремонтника.

12 октября 1918 года Черноморский военный губернатор получил
телеграмму № 4837 из штаба Добровольческой армии:   
    «По приказанию главнокомандующего для выработки приёма и церемониала встречи союзной эскадры, как в Новороссийске, так и в Екатеринодаре, назначена комиссия, в которую должны войти по одному представителю от губернаторства и от города Новороссийска тчк. Представители должны в кратчайшее время прибыть в Екатеринодар и явиться к председателю комиссии генерал-лейтенанту ЛЯХОВУ Борзиковская 85 тчк.
                             Подписал генерал-майор Эрн».
      Хотелось бы обратить внимание на дату. 12 октября по старому стилю – это 25 октября по-новому. Официально ещё не окончилась Первая Мировая война, но уже все знали, что флот союзников войдёт в Черное море, то есть пройдет враждебные турецкие проливы Дарданеллы и Босфор без сопротивления турок.
    Черноморский военный губернатор в тот же день переложил все заботы о встрече эскадры на Новороссийского городского голову А.А. Никулина. А заботы о декорировании пристаней и здания вокзала были возложены правлением ВКЖД – Владикавказской железной дороги на заведывающего работами по станции Новороссийск инженера В.Я. Кричевского.
В Екатеринодаре был создан Распорядительный комитет по встрече эскадры во главе с генералом Ляховым, а Новороссийский городской голова всё взял на себя. И сразу же столкнулся с неразрешимой проблемой – в Новороссийске и окрестностях не оказалось нужной материи для флагов. И он вынужден был обратиться к генералу Ляхову
    «…позволяю себе обратиться к Вам с покорнейшей просьбой: не найдете ли возможным поручить кому-нибудь из Ваших подчинённых закупить за счёт города и отправить сюда самой простой материи 99 аршин …»
        Кроме того он сообщал:
      «… Содержатель гостиницы «Европа», которому предложено устроить завтрак, заявил, что для того, что бы в настоящее время достать нужную провизию, он должен знать о дне прибытия эскадры за 4 – 5 дней. Это заявление покорнейше прошу принять сведению, а так же прислать мне меню и подробный церемониал, которого я ещё не получил».
    Предложенное меню было следующим: для завтрака – закуски, бульон, рыба, птица, сладкое, сыры, фрукты, конфеты, кофе, ликёры; для обеда – закуски, суп, рыба, птица, зелень, сладкое, сыры, фрукты, конфеты, кофе, ликёры.
    Ко всему прочему, Екатеринодарский городской голова ответил коллеге:
    «Настоящим имею честь сообщить, что нужной Вам материи для флагов в Екатеринодаре не оказалось».
    Пришлось Городской Управе срочно печатать обращение и расклевать его по городу:             
«Граждане г. Новороссийска !
         Ожидается прибытие в Новороссийск эскадры союзных с Россией держав Согласия.
          По этому случаю необходимо заблаговременно принять надлежащие меры к достойной и торжественной встрече дорогих гостей.
          Между прочим, необходимо озаботиться украшением тех улиц, по которым представители эскадры проследуют в город и, в частности, убрать этот путь национальными флагами.
           К несчастью, полное отсутствие в городе необходимых для флагов материи, лишили Городскую Управу возможности приобрести флаги за счёт городской казны.
           В виду этого Городская Управа обращается к Вам, Новороссийские граждане, с убедительной просьбой представить в её распоряжение на несколько дней имеющиеся у Вас национальные флаги, которые она использует для украшения улиц в дни пребывания в городе представителей наших доблестных союзников, а, по миновании надобности, возвратить их по принадлежности.
           Обращаясь с настоящей просьбой к Вам, граждане Новороссийска, Управа питает уверенность в том, что Вы не откажете помочь в ея стремлении достойным образом встретить верных и доблестных друзей нашей дорогой Родины»
(НГА ф. 2, оп. 1, д. 959, л. 24, подлинник)
    Кроме того, пришлось ещё просить одну цистерну «лёгкой нефти специально для электрической станции по случаю ожидаемого прибытия союзной эскадры».
    Куда и когда исчезли немецкий, бывший русский, миноносец с рейда и батальон из города – в документах не отражено. По всей видимости, они тихо ушли в Севастополь, а оттуда – в Турцию.
    10 (23) ноября в Новороссийск прибыли английский крейсер «Ливерпуль», французский крейсер «Эрнест Ренан» и три миноносца. Была устроена торжественная встреча, обед для командования в гостинице «Европа» и нижних чинов в Народном доме. На судах прибыли представители союзного командования: от Англии генерал Пуль и полковник Кисс, от Франции капитаны Фуке и Бертелло и лейтенант Эрлих. Делегация отправилась в Екатеринодар на встречу с командующим Добровольческой Армии А.И. Деникиным и в Новочеркасск – с атаманом П.Н. Красновым.
    25 ноября корабли союзников ушли в Севастополь. А Городская Управа рассматривала счета на оплату обеда на 250 персон в честь представителей союзных держав, проходивший в Новороссийске:
    - ресторатору Крылову                                                      - 3125 рублей;
    - кондитеру Ф. Метелику за 250 слоеных пирожков        -  375 рублей;
    - за вино 50 бутылок по 10 рублей, приобретенного у Черноморского
      комитета призрения пострадавших от войны                  -  500 рублей;
    - за аренду посуды магазину Степанова                             -  350 рублей;
        Кроме того, обществу "Чашка чая" за 50 бутылок вина и 9 не возвращенных тарелок было уплачено 50 рублей, вместо просимых им 527 руб.

 

#108 09.04.2021 21:25:50

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 818




Re: Сколько лет НСРЗ?

Продолжение рассказа.

В порту в октябре начались работы по пристройке каменных стен к зданию литейной, а так же стропил и крыши, крытой железом. Кстати, крышу делали общую для пристройки и литейной. Установкой окон работы закончили. Окончательный расчет за эти работы был произведен 15 декабря.
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 128, лл. 56, 76, подлинник)
    Но эти работы делали не работники мастерской, а приглашенные рабочие.
    А мастерские начали с октября 1918 года активно ремонтировать суда Военного порта. Так, с 20 октября по 3 ноября начали проводить ремонт пароходов «Пенай», «Титания», «Георгий», «Екатерина», «Греза», миноносца «Летчик», катеров «Гаджибей», «Стационер», «Циклоп», «Медуза», катера с линейного корабля «Екатерина II». А так же исправление талей и шпиля на головной части Восточного мола для бонового заграждения, обшивка сторожевых будок и ремонт паровозов, своих штатных. А паровозов стало уже четыре. К трем своим «Евгения», «Ольги» и «Карл» приобрели ещё паровоз № 4.
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 128, л. 61 с оборотом, подлинник)
И это было только начало работ. Каждые две недели заполнялся Журнал работ, в котором перечислялись все работы, в том числе и по работам на судах военного ведомства. И 10 ноября, когда в порт пришла эскадра союзников, мастерские работали с прежним накалом.
Видя такую загрузку мастерских, 5 ноября Начальник работ Инженер М. Куриленок и Контролер Р. Тресс составили протокол:
    «Мы, нижеподписавшиеся, рассмотрев рапорт Техника А.В. СКОРОХОДОВА о выдаче ему дополнительного вознаграждения и, принимая во внимание, что технику А. СКОРОХОДОВУ  по заведыванию механическими мастерскими приходится ежедневно работать в сверхурочное время по отчетности мастерских и составления отчетов, п о с т а н о в и л и:
    Выдавать Технику А. СКОРОХОДОВУ ежемесячное вознаграждение с 1 октября сего года по  С Т О  рублей в месяц из кредита по § 7, ст. 3б, см. 1918 года».
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 128, л. 32, подлинник)
Этот протокол, как и протокол, составленный на Техника Ф. Ярославцева, пошел в приказ № 2152 от 24 ноября 1918 г.   
31 октября Главный Начальник Снабжений Добровольческой Армии Генерального Штаба Генерал-Лейтенант Санников издал приказ, в § 2 которого говорилось:
    «…По всем вопросам, связанным по снабжению Добровольческой Армии материалами, находящимися в Новороссийске, а так же при даче заказов на местные заводы, надлежит предварительно сносится с Новороссийским Военно-Промышленном Комитетом, который ведет учёт различных материалов и имеет контроль над местными заводами, обращение же отдельных чинов к заводчикам ведет к нежелательным последствиям. В виду этого впредь никакие отдельные заказы приниматься не будут…»
(НГА ф. 17, оп. 1, д. 125, л. 24, подлинник)
    Но у мастерских и без этого приказа хватало работы. И постепенно,  численность работающих в них росла, хотя и рабочих мастерских мобилизовали в Белую Армию. Управление работ порта вынуждено было писать различные документы от справок до обращений к Командиру Новороссийского военного порта с просьбой сохранить квалифицированных рабочих:
«…не отказать в Вашем ходатайстве об оставлении в Вашем распоряжении служащего в Управлении работ слесарем Павла ЧЕРКАСОВА, подлежащего призыву на Действительную военную службу. Означенный ЧЕРКАСОВ крайне необходим как слесарь по механической части при ремонте судов военного порта…»
(НГА ф. 17, оп. 1, д. 124, л. 123, подлинник)
    И таких обращений в архиве достаточно много: монтёр по сборке нефтяных двигателей Григорий Шамеев, шишельник Яков Кокис, литейщик Илья Плохотников, медник Михаил Сторожев, а так же конторщики Сергей Святский и Георгий Алексеев и многих других. Всех их характеризовали как работающих «…при Механических мастерских, работающей, главным образом,  для нужд Добровольческой Армии…»
(НГА, ф. 17, оп. 1, д. 124, л. 183, 189, 193, 196, 202, подлинник)
    Кого-то успевали отстоять, кого-то нет. Но в архиве нет данных об этом.
            11 декабря Новороссийский Военно-Промышленный Комитет запросил Новороссийский Порт о порядке оплаты труда рабочих. 15 декабря Производитель работ Порта отвечал, что установлены зарплаты рабочим:
            Мастеровым 1 категории в день 18 руб.,
                   - «» -       2    - «» -       -«»-   16 руб. 40 коп.,
                   - «» -       3     - «» -       -«»-   14 руб. 80 коп.,
                   - «» -       4     - «» -       -«»-   13 руб. 60 коп.,
                   - «» -       5     - «» -       -«»-   12 руб. 40 коп.,
                  Чернорабочий в день            от 10 руб. до 12 руб.,                         Женщинам                              от 7 руб. 50 коп. до 9 руб.
(НГА ф. 17, оп. 1, д. 125, л. 26, подлинник)
    В декабре Управление работ совместно с Контролером Р. Тресс провели совещание «По вопросу об уравнении в правах поденных мастеровых и рабочих, прослуживших непрерывно один год в Управлении работ Порта с месячными служащими». В нем отмечалось, что служащие:
1.    Получали пособия праздникам Рождества Христова и Пасхи;
2.    Имели право на получение месячного отпуска с сохранением содержания;
3.    Пользовались больничным лечением за счет Управления Порта не только в случае увечья, но и случае обычных заболеваний;
4.    Имели право получения пособий при увольнении от службы по болезни и по другим поводам на основании Временных Правил;
5.    Семьи их пользовались правом амбулаторного лечения и получения лекарств за счет Управления работ порта.
Поэтому «в целях привлечении к рабочим наиболее устойчивого
рабочего элемента… просит разрешения Г. Черноморского Военного Губернатора об уравнении в правах таких мастеровых и рабочих с месячными служащими». И направили протокол совещания губернатору, как представителю государственной власти.  Получив 18 декабря одобрение губернатора, с Нового года ввели эти правила для рабочих.

 

Board footer