Вы не зашли.
Экипаж гвардии старшего лейтенанта Соколова, потопивший два японских транспорта. ТОФ, 11 августа 1945г.
На фото команда "ТК-567" во главе с командиром старшим лейтенантом А.В.Соколовым.
В ходе атаки японских судов на рейде порта Сейсин в ночь на 10 августа 1945 года согласно донесению командира, "ТК-567" потопил два транспорта,в том числе- один с дистанции 3 кабельтовых.
Наиболее вероятно,что именно А.В.Соколов и его команда потопили японский транспорт "Тайсюн-Мару" ( 2857 брт ).
В ночь на 14 августа 1945 года с "ТК-570" и "ТК-579" в тылу противника была высажена группа разведчиков. Командиром звена ( то есть двух торпедных катеров ) был А.В.Соколов.
Отредактированно Кибардин Г.А. (20.03.2021 23:56:00)
Выяснилось ( ранее я это лишь предполагал ),что именно "ТК-534" типа "Г-5" 10 августа 1945 года на внешнем рейде Расина ( у острова Хам ) потопил японский транспорт "Дайко-Мару" ( 6859 брт,тип "2А" ), который был опознан как танкер.
Схематичный рисунок транспорта типа "2А".
Синявский командовал "ТК-562",Николаев-"ТК-578",а Кузнецов-"ТК-534".
Затем "ТК-534" зашёл на внутренний рейд порта Расин и торпедировал ещё один японский транспорт.Скорее всего эта атака успеха не имела,а транспорт "Кайдзюн-Го" ( 1677 брт ) был потоплен торпедным катером "ТК-562" или "ТК-578" ( тип "Воспер" ),которые ранее произвели атаку.
Таким образом успехи советских торпедных катеров в ходе советско-японской войны выглядят следующим образом:
9.08.1945 г. на подходах к Расину была потоплена корейская шхуна.
10.08.1945 г. на внешнем и внутреннем рейдах Расина были потоплены транспорты "Дайко-Мару" ( 6859 брт ) и "Кайдзюн-Го" ( 1677 брт ).
10.08.1945 г. на внешнем рейде Сейсина был потоплен транспорт "Тайсюн-Мару" ( 2857 брт ).
11.08.1945 г. в Расине были потоплены транспорты "Кари-Го" ( 3111 брт ),"Эдамицу-Мару" ( 6872 брт ) и "Энпо-Мару" ( 6873 брт ). До этого, эти суда были повреждены советской авиацией и покинуты своими командами.
11.08.1945 г. в Расине был торпедирован выбросившийся на берег транспорт "Тэнсё-Мару" ( 3035 брт ). До этого, это судно было повреждено советской авиацией и покинуто своей командой.
13.08.1945 г. на рейде Докуцина ( юго-западнее Сейсина ) был торпедирован выбросившийся на берег транспорт "Ходзугава-Мару" ( 875 брт ). До этого, это судно было повреждено советской авиацией и покинуто своей командой.
Всего с 10 по 15.8.45 г. 20 ТКА ТОФ израсходовали 37 торпед.
Интересно - суда после поднимали и вводили в состав флота СССР, отдали корейцам или вообще пустили на слом?...
Сколько я не копал литературу и справочники о последующей судьбе этих судов ни слова.
Полностью удалось восстановить обстоятельства гибели японского транспорта "Авакава-Мару" ( 6925 брт ) 10 августа 1945 года юго-западнее Расина.
В книге Иванова П. Н. "Крылья над морем". - М.: Воениздат, 1973, гибель этого транспорта описывается следующим образом:
"На рассвете 10 августа два самолета ДБ-3 того же полка (ведущий командир эскадрильи капитан Воронин) на коммуникации Юки — Сейсин обнаружили японский транспорт водоизмещением 6 тыс. т, шедший в охранении сторожевого катера, и потопили его. Над целью торпедоносцы были обстреляны из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов, но повреждений не получили".
В журнале "История авиации" ( номер 1 за 2004 год ) в статье канд. ист. наук полковника Мирослава Морозова "Торпедоносцы Ильюшина в войне на Тихом океане" этот эпизод трактуется несколько иначе,а именно:
"Первая же пара «охотников» ДБ-3 49-го мтап (ведущий капитан Воронин) обнаружила в 07:50 на полпути из Сейсина в Расин транспорт в охранении «эсминца». Грамотно произведенная атака увенчалась успехом – судно тоннажем в 6000 т отправилось на дно".
В обоих случаях говорится,что транспорт шёл вместе с кораблём охранения ( в статье Мирослава Морозова слово эсминец взято в кавычки,так как автор сомневался в правильности идентификации класса этого корабля ).
По японским данным транспорт "Авакава-Мару" шёл без охранения.После торпедирования транспорта двумя советскими самолётами-торпедоносцами,команде судна пришлось самостоятельно добираться до берега.
Долгое время было не ясно:что за корабль скрывался за терминами "катер" или "эсминец",и был ли такой корабль на самом деле.
Размещённая ниже заметка из советской газеты даёт ответы на все вопросы.
Оказывается лётчики видели два транспорта,которые открыли огонь по советским самолётам.Причём,один советский самолёт,вопреки утверждению П.Н.Иванова,повреждения всё-таки получил.
Но почему второй транспорт ( тот,что был меньше ) не стал спасать людей с тонущего транспорта "Авакава-Мару"?
Дело в том,что это был транспорт "Мацуура-Мару" ( 3185 брт ),который ещё 30 июля 1945 года в точке 42 гр. 03 мин. с.ш., 130 гр.05 мин. в. д. во время шторма сел на мель.Японцы не смогли снять транспорт с мели. Поэтому,7 августа 1945 года они сняли с судна гражданскую команду.
Однако,как следует из советской заметки,военная команда судна ещё оставалась на транспорте "Мацуура-Мару" и даже открыла огонь по советским самолётам,которые топили транспорт "Авакава-Мару" ( по советским данным это произошло в точке 41 гр. 57 мин. с.ш., 130 гр.05 мин. в. д. ).
Таким образом,транспорт "Мацуура-Мару",который позже японцы бросили,является участником советско-японской войны и,поэтому,с соответствующими оговорками,может быть включён в список японских потерь в ходе этой короткой войны.
Отредактированно Кибардин Г.А. (16.05.2021 11:21:01)
Кибардин Г.А. написал:
#1500352
два транспорта,которые открыли огонь по советским самолётам
А из чего, позвольте полюбопытствовать, открыли огонь? Есть данные по их вооружению?
Фото из госкаталога,которое подписано:
Учебное судно "Бикин" (бывш японская трофейная канлодка, захваченная в 1945 г.).
Фактически-это бывшая маньчжурская канонерская лодка "Ли - Суй" ( бывшая немецкая "Vaterland" постройки 1903 года ),которая в августе 1945 года была захвачена советскими войсками в Харбине.Канлодка была оснащена 1 - 77-мм пушкой, 1 - 76-мм зениткой и 7,7-мм пулеметом.
В советском ВМФ корабль использовался как "учебное судно живучести",на котором советские моряки тренировались устранять аварийные ситуации.
Шестой удар советской авиации по порту Расин ( по последним уточнённым советским и японским данным ):
10 августа 1945 года
Обстановка в порту
Транспорт "Мукахи-Мару" ( 6886 брт ) выходит из порта.
Транспорт "Эримо-Мару" ( 6891 брт ) находится на внутреннем рейде ( повреждён предыдущими налётами, хода не имеет ).
У третьего причала с северной стороны стоят транспорты "Кари-Го" ( 3111 брт ),"Эдамицу-Мару" ( 6872 брт ) и "Энпо-Мару" ( 6873 брт ).
У второго причала стоит транспорт "Ходзугава-Мару" ( 875 брт ).
Севернее первого причала на мели находятся повреждённые транспорты "Мельбурн-Мару" ( 5423 брт ,безвозвратная потеря,покинут командой ) и "Тэнсё-Мару" ( 3035 брт,утром этого же дня команда покинула судно ).
В северной части порта ( ближе к устью реки ) на мели после подрыва на американской донной мине 22 июля 1945 года находится транспорт "Тёё-Мару" ( 2225 брт ).
8 час.03 мин. 18 Пе-2 33 АП по донесениям экипажей потопили у третьего причала транспорт 6000 тонн,а второй транспорт повредили.
8 час. 04 мин. 6 Ил-10 (с планирования) атаковали транспорты стоявшие у второго и третьего причалов.
8 час. 10 мин. 27 Пе-2 34 АП атаковали транспорты у причалов и на выходе из порта ( на выходе из порта был безуспешно атакован транспорт "Мукахи-Мару" ).По донесениям экипажей были потоплены транспорты водоизмещением 5000 тонн и 3000 тонн.
По японским данным в результате этих ударов ( 45-ти Пе-2 и 6-ти Ил-10 ) транспорт "Эдамицу-Мару" получил попадания трёх авиабомб,а транспорт "Энпо-Мару" так же получил несколько попаданий авиабомб. Оба судна загорелись,но остались на плаву.После налёта команды судов сошли на берег.
С 8 час.10 мин.6 Ил-10 подавляли зенитную артиллерию порта.
6 Ил-10 (топмачтовики,каждый самолёт нёс по две ФАБ-250 ) по донесениям экипажей потопили 2 транспорта.Причём 2 самолёта атаковали один из двух транспортов,находившихся на мели севернее первого причала,а 4 самолёта атаковали транспорт "Эримо-Мару" на внутреннем рейде ( по японским данным в 8 час. 10 мин.транспорт получил повреждения в результате попадания авиабомбы в районе четвёртого трюма ).Судно осталось на плаву,но было оставлено командой.
9 Пе-2 33 АП с опозданием на 50 минут бомбили железнодорожную станцию.
Всего в атаках участвовало 54 Пе-2 и 18 Ил-10,под прикрытием 32 Як-9.
Всего в ходе налёта сброшено 117 ФАБ-250, 105 ФАБ-100 и 60 АО-25.
По донесениям лётчиков 5 транспортов было потоплено,а ещё 2 транспорта получили повреждения.
Фактически повреждения получили лишь 3 транспорта,на которых ещё находились команды.Возможно было попадание авиабомбы в один из двух транспортов,находившихся на мели севернее первого причала.
В одной из работ для служебного пользования это фото подписано следующим образом:
"Пожар на транспорте после удара 6 Ил-10 в 8 ч.04 м.10 августа".
Это же фото из советской газеты
На фото запечатлён пожар на транспорте "Эдамицу-Мару" ( 6872 брт ) после попадания трёх авиабомб.
Отредактированно Кибардин Г.А. (11.08.2021 16:11:26)
Не совсем сюда, но фото красивое!!
"Авиация в бою за порт Сейсин, август 1945г." Фото Лубенко А.С.
Пара Як-9?
Отредактированно maslopoop (11.08.2021 17:07:03)
Хорошая фотография.На фото мы видим несколько японских малотоннажных судов,которые стали трофеями советских войск в Сейсине.В небе мы видим истребители "Як-9" ( штурмовики Сейсин не бомбили ).
У корреспондента Лубенко есть ещё другие интересные фотографии.Так в 1945 году ( где-то в конце августа-начале сентября ) он сделал несколько фотографий в Дайрене ( Даляне ),на которых видны 8 транспортов. Среди этих транспортов есть и японские транспорты ( в Дайрене советские войска захватили по меньшей мере 5 транспортов ).
На этой фотографии Лубенко мы видим три судна у причала в Дайрене.В центре японский транспорт "Дайко-Мару" ( 2220 брт,тип"2D" ),который 22 августа 1945 года в Дайрене был захвачен советскими войсками.
Два других судна возможно тоже являются японскими суда,которые стали трофеями советских войск.
Отредактированно Кибардин Г.А. (12.08.2021 16:28:22)
было,но это фото самое четкое.
По японским данным 12 августа 1945 года у западного побережья острова Сахалин японское спасательное судно было обстреляно советской корабельной артиллерией,в результате чего 6 гражданских лиц погибло.
Данный инцидент имел место при ликвидации японского поста Амбэцу.В этой операции участвовало два советских пограничных катера,огнём одного из которых: японский катер был повреждён,после чего-захвачен.Однако в советских источниках говорится лишь о десяти пленных.Об убитых ничего не сообщается.