Сейчас на борту: 
Chief,
Georg G-L,
Prinz Eugen,
Аскольд,
Вальчук Игорь
   [Подробнее...]

#1 27.03.2010 00:07:20

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 532




Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Коллеги!
В силу своего интереса к истории K.u.K.Kriegsmarine и другим флотам Балканских стран, я зарегистрирован и регулярно посещаю интересный
южнославянский сайт PALUBA.info. Основным языком форума является хорватский, но имеют место и другие языки.
Несколько дней назад обнаружил новый пост, привлекший моё внимание. Свой несовершенный перевод с хорватского предлагаю Вашему вниманию.
На всякий случай даю и текст оригинала :

"Уважаемые господа, прочитав несколько статей о ракетных катерах типа "Оса", я заметил несколько неточностей.
Лично я был в 1968 года командиром артиллерийско-ракетной части на ракетном катере RC-305 "Жикица Йованович Шпанац".
Офицерские кадры того первого экипажа были: командир капитан-лейтенант Димитриевич Милютин-Димче, помощник командира
старший лейтенант Вратьян Зоран, командир V В.О. MT (предполагаю, что это аналог нашего БЧ-5) Димзовски Деян и командир командир
II.BO (моя скромная особа) лейтенант Пекотич Кузма.
Неточности эти относятся к типу корабля, потопиввшего израильский эсминца "Эйлат". Это был не корабль класса "Комар", а "Оса".
Мотив моего выступления заключается в том, чтобы исправить это заявление, но и рассказать правдивую историю одного из этих ракетных катеров.
Перво-наперво. В 1968 году Тито резко реагирует на вступление советских войск в Чехословакию и в ответ решает прекратить военное сотрудничество
между Югославией и Советским Союзом. На момент разрыва Советы были обязаны доставить два уже оплаченных ракетных катера. Тут возникает проблема.
У Советов есть только один новый ракетный катер и, чтобы выполнить обязательства, они отбуксировали один катер из Египта, поставили его в капитальный
ремонт и в качестве такового поставили в Югославию. Этот ракетный катер в Югославском военно-морском флоте получил обозначение RC-305. Советы были
на этом корабле изменили всё, что могло бы свидетельствовать о его пребывании в Египте, но в то же время совершили одну большую ошибку, они забыли
внести изменения в OBK (основная корабельная книга). В той книге было записано, что этот корабль под командованием советских моряков потопил
израильский эсминец "Эйлат". Итак, заслугу в первой в мире успешной ракетной атаке в истории военно-морских флотов несёт RC-305, который формально
был в составе ВМС Египта с советским экипажем. Что это так, после "много коньяка", признался мне лично советский  командир II.BO (БЧ-2), передававший
мне свою должность.
23 года RС-305 служил в Югославском ВМФ с базированием в военно-морской базе Лора, а затем в начале гражданской войны покидает территорию Хорватии
и перешёл в Черногорию. Там, вероятно, он отремонтирован (судя по-новому взглянуть на связь в Белой). Как уже писалось на "Форуме", он изменил название на
"649" и в 2004-2005 годах Черногория продала его Егтипетским ВМС и сейчас он находится в военно-морской базе Марса-Матрух.
Хотя я этот необычный корабль ношу в своём сердце, это корабль, на котором я начал свою военную карьеру, я бы закончил этот текст старой поговоркой:
"Преступник возвращается на место преступления", он вышел из Египта, и через Советский Союз, Югославские государства возвратился в Египет.
На своё счастье и его экипажа".

Štovani, čitajući neke od tekstova o raketnim čamcima tipa "OSA" uočio sam neke netočnosti. Osobno sam bio 1968 godine komandir artiljerijsko-raketnog odjeljka na
raketnom čamcu RČ-305 "Žikica Jovanović Španac". Oficirski kadar te prve posade činili su komandant pbb Dimitrijević Milutin-Dimče, pomoćnik komandanta poručnik
fregate Vratnjan Zoran, k-dir V.BO MT poručnik Dimzovski Dejan i komandir II.BO (moja malenkost) potporučnik Pecotić Kuzma.
Netočnosti se odnose na tip broda koji je potopio izraelski razarač "EILAT". To nije bila klasa brodova "Komar" nego "OSA". Razlog ove moje intervencije nije da bih ispravio
taj navod nego da ispričam istinitu povijest jednog od tih rakеtnih čamaca. Krenimo redom. 1968 godine Tito oštro reagira na ulazak sovjetskih trupa u Čehoslovačku i za
uzvrat dobiva prekid vojne suradnje SFRJ i SSSR-a. U trenutku prekida sovjeti su bili dužni isporučiti dva već plaćena raketna čamca. Tui nastaje problem. Sovjeti imaju
samo jedan novi raketni čamac i da bi ispunili obavezu povlače jedan čamac iz Egipta šalju ga u generalni remont i kao takvog isporučuju Jugoslaviji. Radi se o raketnom
čamcu koji u JRM dobiva oznaku RČ-305. Sovjeti su na ovom brodu izmjenili sve što bi moglo ukazivati na njegov boravak u Egiptu, ali pri tome prave jednu veliku
grešku-zaboravili su promijeniti OBK (osnovnu brodsku knjigu). U toj knjizi je pisalo da je taj brod pod zapovjedništvom sovjetskih mornara potopio izraelski razarač "Eilat".
Dakle zasluge za prvo uspješno raketiranje u povijesti svjetskih mornarica nosi RČ-305, koji je proforma bio u sastavu Egipatske RM sa sovjetskom posadom. Da je tome
tako poslije "dosta konjaka" priznao mi je osobno sovjestki k-dir II.BO koji mi je predavao dužnost.
23 godine RČ-305 služi u JRM bazirajući u ratnoj luci Lora a zatim početkom Domovinskog rata napušta teritorij Republike Hrvatske i odlazi u Crnu Goru. Tu biva vjerovatno
remontovan (sudeći po njegovom novom izgledu na vezu u Bijeloj). Prema već napisanom na "Forumu" mijenja oznaku u "649" i 2004-2005 Crna Gora ga prodaje Egipatskoj
RM i prema navodima sada se nalazi u pomorskoj bazi "Marsa Matruh".
Iako mi je ovaj brod neobično prirastao za srce, ipak je to brod na kojem sam započeo svoju vojničku karijeru, završio bih ovaj tekst sa starom uzrečicom "Zločinac se vraća
na mjesto zločina", pošao je iz Egipta, pa preko SSSR-a, SFRJ i SCG vratio se u Egipat.
Nak mu je sa srećom njemu i njegovoj posadi.


Дискуссия на указанном Форуме продолжается и я попытаюсь в дальнейшем довести до "цусимцев" ее содержание.
А сейчас имеются какие-либо соображения по поводу вышеизложенного?
С неизменным уважением
Л.И.

 

#2 27.03.2010 00:37:19

Вованыч_1977
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2011
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11271




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Банально "не бьют" даты. RC305 Жикица Йованович Шпанац передан ВМС Югославии в 1966 г. Потопление Эйлата - 21 октября 1967 г.
Кстати, вот здесь http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=3780 тоже можно почитать на эту тему (правда, за достоверность не могу поручиться)...

 

#3 27.03.2010 00:53:09

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 9773




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Коллежский советник написал:

Оригинальное сообщение #209607
забыли внести изменения в OBK (основная корабельная книга)

А что это такое? ИМХО глупость какая-то. Коллежский советник, не Ваш адрес, конечно. Что за такая книга, в которую всё записывается и которая передается с кораблем из страны в страну? Если тактический формуляр, так он сов. секретный, его по-любому бы не передали.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

 

#4 27.03.2010 10:31:23

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3143




Вебсайт

Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Коллежский советник написал:

Оригинальное сообщение #209607
А сейчас имеются какие-либо соображения по поводу вышеизложенного?

Коллежский советник написал:

Оригинальное сообщение #209607
Что это так, после "много коньяка", признался мне лично советский  командир II.BO (БЧ-2

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #209630
Что за такая книга, в которую всё записывается и которая передается с кораблем из страны в страну?

Кажись, это была жестковатая шуточка над славянскими собратьями с элементами мистификации и подлога:)

А если серьезно, то меня до сих пор интересует факт присутствия/отсутствия советских советников на РКА. Где-то проскочила инфа, что кого-то из наших советников за атаку наградили орденом Красной Звезды.


С уважением.

 

#5 27.03.2010 10:45:07

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3143




Вебсайт

Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Вованыч_1977 написал:

Оригинальное сообщение #209615
здесь http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=3780 тоже можно почитать на эту тему

Прочел.
Раньше считал, что стреляло два РКА пр.183Р, а терь пишут, что стрелял один РКА пр. 205 да еще и из акватории базы, т.е. без выхода в море?

И что: в свой предпоследний выход в море Эйлат в паре с двумя ТКА перехватил и уничтожил египетские РКА?


С уважением.

 

#6 27.03.2010 10:46:00

shhturman
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 8174




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #209630
Если тактический формуляр, так он сов. секретный, его по-любому бы не передали.

В тактический формуляяр такие вещи не записываются. Только в Журнал боевых действий - а он -- СС...:D

 

#7 27.03.2010 10:47:10

shhturman
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 8174




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #209693
А если серьезно, то меня до сих пор интересует факт присутствия/отсутствия советских советников на РКА. Где-то проскочила инфа, что кого-то из наших советников за атаку наградили орденом Красной Звезды

Наши катерники там присутствовали фактически. И награжден был не один, а несколько. один из них преподавал во ВВМУ им Фрунзе...

 

#8 27.03.2010 15:52:14

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 9773




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #209703
Только в Журнал боевых действий

А на флотских кораблях есть такой отдельный ЖБД? У нас все в вахтенный журнал пишется.
А в тактический формуляр - в принципе возможно в раздел Сведения о плавании или Дополнительные сведения
Но он тоже СС. Невероятно, чтобы его передали, тогда бы уж и шифровальные таблицы до кучи :D

http://i027.radikal.ru/1003/fc/913e0124311ct.jpg

http://i027.radikal.ru/1003/ed/1ba1be740b9et.jpg


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

 

#9 27.03.2010 15:56:27

shhturman
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 8174




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #209818
А на флотских кораблях есть такой отдельный ЖБД?

У нас был ЖБД (в него производятся записи с момента получения БР на поход/выход/задачу и т.д., принятые решения, основные этапы приведения в БГ и выполнения БС и т.д.) и отдельно Вахтенный журнал... ;)

 

#10 27.03.2010 21:11:27

Hai Chi
Гость




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Это все клюква, ИМХО. Истории про якобы причастность к потоплению "Эйлата" неких советских героев, и на 205 вместо 183Р, я встречал неоднократно, но все они носили откровенно мифологический характер. Это из серии "у победы много отцов".

 

#11 27.03.2010 21:40:00

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7058




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Hai Chi написал:

Оригинальное сообщение #210020
Это все клюква, ИМХО. Истории про якобы причастность к потоплению "Эйлата" неких советских героев, и на 205 вместо 183Р, я встречал неоднократно, но все они носили откровенно мифологический характер.

Мне кажется, что это из разряда баек, что в Цусимском сражении учавствовали английские канониры. Всё это, что бы подсластить пюлюлю, дескать победили то косорылые, то тупые египтяне. Не вижу ничего архисложного в ракетной стрельбе по эсминцу.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

 

#12 27.03.2010 22:48:04

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 532




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Я также с изрядной долей сомнения отношусь к рассказу брата-славянина. Но похоже, что он придерживает фактаж,
поскольку обещает в ближайшее время выдать в прессе статью под названием "Исправление исторической правды".
За ником не прячется и открыто называет своё имя - Кпекотич Кузма, отставной офицер Югославских ВМС.
40 лет молчал, а теперь решил высказаться.
Утверждает, что в составе первого югославского экипажа принимал 305-й катер от советской стороны в октябре 1968 года.
Обратил внимание на один из его аргументов: почему СССР после арабо-израильской войны продавал за кордон не более дешевый
и проверенный в бою пр.183 "Комар", а гораздо более дорогой и не показавший ещё себя в работе  пр. 205 "Оса"? А покупатели покупали и не упирались.
Кстати, а в каком году наши стали поставлять пр.205 в Египет, никто не просветит?
Что-то Рома долго молчит...
С неизменным уважением
Л.И.

 

#13 27.03.2010 23:06:54

Вованыч_1977
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2011
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11271




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Коллежский советник написал:

Оригинальное сообщение #210080
в каком году наши стали поставлять пр.205 в Египет, никто не просветит?

12 ед. в 1966-68 гг.

 

#14 27.03.2010 23:31:37

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 532




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Вованыч_1977 написал:

Оригинальное сообщение #210092
12 ед. в 1966-68 гг.

Благодарю. Кпекотич пишет, что ещё курсантом на учебном судне "Галеб" побывал в Александрии в августе
1967 года, где приняли на борт пребывавшего с визитом в Египте президента Иосифа Тито. Кстати, "Галеб"
был по совместительству и президентской яхтой. Мы до такого не опускались (или не поднимались?), у нас
генсеки на учебных судах не вояжировали.
По корме "Галеба", у таможенного причала в те дни стояли четыре египетские "Осы" (пр.205).
С неизменным уважением
Л.И.

 

#15 13.04.2010 12:31:24

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7058




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Вованыч_1977 написал:

Оригинальное сообщение #209615
Кстати, вот здесь http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=3780 тоже можно почитать на эту тему (правда, за достоверность не могу поручиться)...

Похожая байка: http://hyves.dryagin.ru/?p=48#more-48


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

 

#16 13.04.2010 13:21:34

vvy
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 1617




Re: Кто же потопил эсминец "Эйлат"?

Леонид Ильич,
а ты не мог бы спросить на югославском форуме про буксир "Плавник" (быв. "Петка"). Его якобы в марте 1941 г. захватили итальянцы и он у них в 1943 г. погиб в виде СКР. Подробности - что, где и когда именно?

 

Board footer