Сейчас на борту: 
anton,
Reductor1111,
sezin,
Алекс,
Буйный,
капитан,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 6

#1 13.05.2010 18:20:45

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Несколько вопросов:
Какой конвой у Евпатории был изначально атакован?
Почему вторую атаку генерал немедленно провел личнио?
Боевые вылеты генералов в ВВС РККФ бывали часто?
Или все это личный нервный срыв генерала из-за неудач вверенной ему дивизии?


С уважением.

#2 13.05.2010 18:45:41

shurik_63
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: тольятти
Сообщений: 2976




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #233076
Боевые вылеты генералов в ВВС РККФ бывали часто?

Часто не часто, но бывали. Савицкий, Полбин, Иван Семёнович

Отредактированно shurik_63 (13.05.2010 18:45:50)


"Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и неустанный молитвенник." Georg G-L

#3 13.05.2010 19:06:18

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Полбин и Савицкий вроде армейские летчики. Боевые вылеты совершали уже в генеральском звании?
Кроме того, понятно,когда генерал лично возглавляет ответсвенное, зарнее спланированное задание, когда участие генерала подразумевается предварительно.
Кстати, Токарев сам интересная личность. В 1938 уже был награжден орденом за обучение летчиков торпедометанию, в СВФ совершил 57 б/в и получил ГСС. Злые языки утверждают, что бомардировки жилых кварталов Хельсинки были на тот момент самыми тяжелыми по жертвам после Герники. Ковентри было позже.
На ЧФ активно воевал с самого начала, генералом стал в ходе боевых действий и вдруг такой импульсивный поступок!
Хотя при обороне Севастополя генералы тож участвовали в "обычных" боевых вылетах.


С уважением.

#4 13.05.2010 19:07:17

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3934




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Кравченко

#5 13.05.2010 19:16:24

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Про Кравченко можно подробней?


С уважением.

#6 13.05.2010 19:47:07

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3934




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

#7 13.05.2010 20:04:25

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Биография интересная, летчик-то опять не морской!


С уважением.

#8 13.05.2010 20:10:35

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

И цель была не бог весть какая: 1 ТР и 4 БДБ...


С уважением.

#9 13.05.2010 21:43:01

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #233076
Или все это личный нервный срыв генерала

Вот из библ. справочника В.М. Лурье.
http://s44.radikal.ru/i104/1005/8f/b447a8d768e5t.jpghttp://s50.radikal.ru/i129/1005/d1/87a47ad629f2t.jpg
А это его сослуживцы говорят.
В июле 1943 г. авиабригада была преобразована во 1-ю минно-торпедную авиадивизию ВВС ЧФ, а полковник Токарев стал ее командиром. В составе дивизии были 5-й гвардейский минно-торпедный, 36-й минно-торпедный, 40-й пикирующий бомбардировочный авиаполки. В оперативном подчинении Токарева находился также 23-й отдельный штурмовой авиаполк. «26 сентября группа пикировщиков, ведомая майором И.Е. Корзуновым, и две группы дальних бомбардировщиков во главе с полковником Н.А. Токаревым и полковником В.П. Канаревым произвели массированный налет на Севастополь». В 1943 г. летчики только 5-го гмтап потопили в море 24 транспорта, 9 самоходных барж и несколько катеров, в воздушных боях и на аэродромах уничтожили 28 самолетов противника. Вспоминает генерал-лейтенант авиации Хохлов: «Николай Александрович уже успел зарекомендовать себя умелым, тактически грамотным-командиром авиационного соединения. По-прежнему оставалась неистребимая страсть к полетам. А масштабы боевой деятельности командира невиданно возросли.
Как-то авиаразведка флота обнаружила в занятой противником военно-морской базе Севастополь два транспорта водоизмещением 6000 и 10000 тонн. Из разведданных следовало, что транспорты находятся под погрузкой зерна для вывоза в Германию. Приказ командующего ВВС Черноморским флотом гласил: уничтожить транспорты, а заодно склад топлива в южной части Севастополя. Полковник Токарев установил время на подготовку дивизии к вылету — три часа. Ставя командирам полков боевую задачу, он уделял особое внимание организации взаимодействия. Полки должны появиться над целями одновременно, минута в минуту, на заданных высотах и с разных направлений. Это вынудит противника распылить огонь зенитной артиллерии по нескольким ударным группам наших самолетов и в то же время даст возможность нашим истребителям сопровождения сковать вражеские истребители.
Рассматривая полученные от воздушных разведчиков фотоснимки целей, Токарев выбрал для 5-го полка, который должен вести он сам, самый крупный транспорт.
— Этот потопим мы, — сказал он мне. Самолеты ИЛ-4, находившиеся на вооружении 5-го полка, уступали в скорости тем, из которых состояли остальные полки, — ПЕ-2, «бостонам», «аэрокобрам». Поэтому 5-й полк взял старт на сорок минут раньше других авиачастей. Но в отличие от них наш маршрут пролегал на значительном удалении от берегов Крыма, и шли мы без истребительного прикрытия.
День солнечный, яркий. Слабый западный ветерок не нарушает безмятежного спокойствия моря. Оно, словно гигантское зеркало, отливает солнечным блеском. Любуясь бескрайней морской лазурью, я не без тревоги думаю, как-то пройдет сосредоточенный удар авиадивизии. Ведь это было впервые в моей практике. И, словно подслушав мои мысли, подает голос Токарев:
— С транспортами противника будет покончено. В этом, Петр Ильич, нет сомнений. Но главное — самим не понести потерь от зенитного огня. И это будете зависеть от четкого взаимодействия полков.
На горизонте замаячил Севастополь. Мы приближаемся к нему с юга. Видны длинные пыльные полосы на аэродроме Херсонес. Это взмывают в воздух вражеские истребители, встревоженные приближением нашей авиации. Справа замелькали огненные вспышки — вступила в дело зенитная артиллерия. Но уже ничто не может отвлечь нас от целей. Мне видны визуально и через оптику бомбоприцела два транспорта у причала. Ложимся на боевой курс. Прекращаем противозенитный маневр. Все замерло на десятки секунд. И вдруг справа от флагмана — падающий самолет и два парашютиста. Чей этот ИЛ-4? Слышу разгневанный голос! Токарева:
— Сволочи, сбили Скробова... Ну, мерзавцы, получайте...
Токарев уверенно выводит самолет на угол сброса бомб, и они устремляются на цель. А спустя несколько секунд большой транспорт покрывается разрывами, сильно кренится, его кормовая часть быстро погружается в воду.
— С одним покончено, — слышу взволнованный голос Токарева и переношу взгляд на другой транспорт. Как раз в этот момент на нем взрывается несколько серий бомб.
Только теперь я вижу внизу уходящие от цели по еле пикирования самолеты ПЕ-2 нашего 40-го бомбардировочного авиаполка, который ведет командир И.В. Корзунов...
22.01.44 г. ему было присвоено воинское звание гвардии генерал-майор авиации.
31.01.44 г. генерал-майор авиации Герой Советского Союза Токарев Николай Александрович погиб при выполнении боевого задания по уничтожению конвоя противника в районе Евпатории.

Рассказывает генерал-лейтенант авиации Хохлов: «31 января один из полков авиагруппы осуществлял бомбовый удар по противнику в открытом море. Сброшенные бомбы не причинили существенного вреда вражескому конвою, поставленную боевую задачу нельзя было считать выполненной. Николай Александрович как всегда, близко к сердцу воспринял неудачу. Принял решение – повторить боевой вылет. Медлить было нельзя. Расчетные данные говорили, что вражеский конвой в скором времени втянется в порт Евпатория. А там – малые глубины, не позволяющие применять авиационные торпеды. Противника нужно было во что бы то ни стало перехватить в море. А для этого не позже чем как через час надо вылетать. Токарев так и сказал командиру 36-го мтап:
- Даю час на подготовку торпедоносцев к вылету. – И при этом добавил. - Группу самолетов поведу сам…
Спустя полчаса… Николай Александрович уже прибыл на аэродром. Однако доклад командира полка оказался неутешительным. В готовности к вылету пока только два торпедоносца. На подготовку остальных восемнадцати уйдет не менее часа. Тщетно прождав с полчаса, Токарев, чтобы не упустить время, поднял в воздух два торпедоносца. Но… один из самолетов из-за неисправности тут же опустился на аэродром…
На морскую цель вылетел лишь один торпедоносец Токарева в сопровождении восьмерки «аэрокобр»…
Генерал-майор Токарев обнаружил конвой противника на подходе к Евпатории. И сразу же оказался в зоне плотного зенитного огня. Кроме орудий конвоя, по нашему торпедоносцу яростно вела огонь береговая зенитная артиллерия – ведь берег был рядом…  Токарев… прорывается через заслоны зенитного огня и с высоты 40 метров, с дистанции 600 сбрасывает торпеду. Она пошла на транспорт… Сотни снарядов выпустили гитлеровцы по уходящему от цели… торпедоносцу… и он загорелся. Пилот получил серьезное ранение. Но несмотря ни на что, Токарев дотянул до земли и посадил горящую машину в поле».
Поздно ночью один из местных жителей, очевидцев вынужденной посадки горящего советского самолета, пробрался к его обломкам и похоронил погибшего пилота. Позднее командование ВВС ЧФ организовало перезахоронение тела Николая Александровича Токарева на Театральной площади Евпатории. Посмертно он был награжден орденом Ленина. Его имя было присвоено дивизии, которой он командовал, а также населённому пункту в Ленинградской области, школам в Евпатории и Туле. В Евпатории ему установлен памятник.
С уважением Ю.

#10 14.05.2010 08:03:23

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Вообще, по меркам ЧМ в 1944 году цель была вполне себе толстенькая.
Если верить Хронике, было там 1 ТР 1000 т и пять, а не 4, БДБ. Атаковали их на рейде Евпатории - сначала 5 Пе-2 и 8 Ил-2 (в 14.15-14.30), добившиеся якобы повреждения ТР. Ведомый генерала - майор Обухов - на аэродром не опускался, а только отстал от Токарева. Генерал бросал торпеду в 17.00, Обухов чз 15 минут. Ни один из них по сов. данным не попал. Интересно, что генерала в процессе подлета к цели пытался атаковать немецкий "башмак".

#11 14.05.2010 08:36:27

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Интересно, почему восьмерка аэрокобр не сбила "башмак"?


С уважением.

#12 14.05.2010 11:27:18

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

1

Стесняюсь заметить, но история гибели Токарева довольно подробно изложена в книге "Морская торпедоносная авиация".

"Несмотря на постоянное преувеличение успехов Скадовской авиагруппы командование ВВС ЧФ все же считало, что группа могла действовать более эффективно. Поэтому не случайным выглядит назначение с 17 января на должность командира группы Героя Советского Союза полковника (с 23 января – генерал-майора авиации) Н.А. Токарева. Николай Токарев, о котором мы уже неоднократно писали, в то время занимал должность командира 1-й мтад. В конце 1943 г. он окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава ВМФ и теперь должен был применить полученные теоретические знания на практике. Подобно многим нашим авиационным командирам 36-летний генерал, прежде всего, являлся летчиком и лишь затем организатором и руководителем авиационным соединением. Узнав, что роль первой скрипки в торпедоносной авиации перешла от Ил-4 к «Бостонам», он счел необходимым овладеть техникой пилотирования и этой машиной. Увы, долго руководить дивизией Н.А. Токареву не пришлось – 30 января он трагически погиб. Поскольку этот случай не только имеет непосредственное отношение к теме настоящей работы, но и многократно описан в нашей исторической и мемуарной литературе, мы рассмотрим его подробно.
По мемуарам флагштурмана 1-й мтад Героя Советского Союза П.И. Хохлова генеральские погоны Токареву за день до смерти вручал лично командующий флотом адмирал Л.А. Владимирский. Как такое событие отмечается в военной среде, говорить, наверное, излишне. А утро потребовало от комдива максимальной ясности головы и четкости мышлении. «Вот 30 января – вспоминал заместитель командира Скадовской авиагруппы и командир 11-го гиап Герой Советского Союза К.Д. Денисов - разведчики своевременно обнаружили конвой, но из-за непогоды до второй половины дня никто так и не смог нанести по нему удар. А тем временем корабли миновали мыс Тарханкут и вдоль берега следовали курсом на Евпаторию. Наконец при первом же небольшом прояснении в воздух удалось поднять 5 Пе-2 и 8 Ил-2, сопровождаемых восьмеркой «кобр». Однако налет оказался малоэффективным: потопили только одну баржу.
Торпедоносцы в это время действовали по кораблям противника на полпути между Очаковым и Одессой, и других сил для немедленного повторного удара не было. Что делать? Ведь через час-другой крупный транспорт и его эскорт войдут в Евпаторийский порт под защиту сильной противовоздушной обороны.
На мой КП позвонил генерал Токарев, спросил, что намереваюсь предпринять в ближайшее время.
Доложил, что повторный удар возможен только в конце дня, когда транспорт будет уже в районе Евпатории, а пока за конвоем непрерывно наблюдает воздушный разведчик и по радио передает о нем все данные.
— Полечу торпедировать сам! — внезапно решил генерал.
— Одному лететь рискованно, — возразил я. — А у меня есть только один исправный самолет капитана Обухова.
— Вот подготовьте его и истребителей прикрытия, я скоро буду на аэродроме. Кто прикроет?
— Раз так, то разрешите мне.
Н. А. Токарев согласился.
Быстро поставил задачу капитану П.Н. Обухову и информировал экипаж Токарева о предстоящем вылете. Вскоре прибыл и Николай Александрович. Выслушав рапорт о готовности к вылету на сопровождение шестерки истребителей, заметил:
— Лететь будем бреющим в обход Тарханкута и при полном радиомолчании. Атака со стороны моря с последующим уходом через Крым.
Зная твердый характер Николая Александровича, возражать ему не решился, хотя и не вполне был согласен и его планом. Дело в том, что мелководье в прибрежной евпаторийской зоне ограничивало возможности атаки целей со стороны берега, так как торпеда могла зарыться в грунт. Нормально, при сбрасывании торпеды с малой высоты глубина должна быть не менее 8—10 метров. Поэтому лучше было бы пройти морем в сторону Качи, там развернуться и атаковать уже с глубокой части Каламитского залива. Но решение принято, — значит, надо его выполнять...»
По мемуарам Хохлова он в этот момент находился на соседнем аэродроме, где базировались штурмовики 23-го шап. Прибыть своевременно в Скадовск – а именно он в качестве штурмана входил во флагманский экипаж комдива – Петр Ильич не смог из-за поломки автомобиля. В результате штурманом на «Бостоне» Токарева полетел майор Н.А. Маркин, стрелком-радистом - мл. лейтенант В. Гончаров. Вернемся к воспоминаниям К.Д. Денисова:
«И вот мы в воздухе. Едва отошли от берега, как ведомый Токарева Петр Обухов по радио сообщил, что у него барахлит правый мотор и развернулся в сторону аэродрома.
Токарев вел торпедоносец на высоте 15—20 метров. Снизились и истребители сопровождения. Такой маневр, как и радиомолчание на маршруте, не давал противнику возможности засечь наши самолеты с берега, и как ни хотелось мне отговорить генерала по радио от одиночной атаки транспорта, следующего в охранении, но нарушить твердо установленное правило радиомаскировки не решился. Да и Н.А. Токарев был не из тех, кого могут смутить какие-то трудности или опасности.
Обойдя мыс Тарханкут, мы развернулись в направлении на Качу. Издалека заметили «Гамбург-140» (ошибочное обозначение немецкого гидросамолета BV-138, принятое в ВВС ЧФ – прим. М.М.), шедший наперерез торпедоносцу, и незамедлительно атаковали его четверкой. Гидросамолет задымил, развернулся и начал со снижением уходить, но от преследования его пришлось отказаться, чтобы не потерять низколетящий торпедоносец.
Время шло, видимость оставалась, как говорится, «миллион на миллион», но конвоя мы все еще не видели. А вот свежие данные от разведчика: транспорт и баржи с охранением выходят на Евпаторийский рейд. Так вот оно что! Конвой уже зашел за мыс Карантинный (ныне Евпаторийский), потому и не виден с малой высоты. Что ж, это к лучшему — атаковать будем со стороны моря.
Но генерал неожиданно начал подворачивать влево, видимо решив, что у истребителей может не хватить горючего на обратный путь — ведь летели мы без подвесных баков. Другого смысла в таком решении я не видел, зная по опыту прошлых полетов, что у противника на мысу очень сильное зенитное прикрытие… Торпедоносец Токарева, а за ним и мы проскочили-таки через зенитный огонь с мыса Карантинный. Вот и транспорт! Мелькнуло на солнце светлое тело торпеды и с плеском ушло под воду. Торпедоносец и две пары истребителей открыли огонь по кораблям из всего бортового оружия, чтобы рассредоточить зенитный огонь и обеспечить пролет торпедоносца над целью… Все, что после этого произошло, вспоминается, как кошмарный сон. Вражеский зенитный снаряд угодил в торпедоносец. Самолет сразу загорелся и, оставляя длинный шлейф дыма, потянул в район Майнакского озера. По неровному, какому-то судорожному полету машины было понятно, что генерал тяжело ранен. Едва перетянув озеро, торпедоносец ткнулся в землю и взорвался.
Сделали над местом катастрофы два круга на бреющем полете, пытаясь высмотреть площадку для приземления, но внизу лежала неровная местность со множеством крупных камней. Вблизи от догоравших обломков торпедоносца никого из членов его экипажа заметить не удалось… Позже, как только фронт отодвинется к Севастополю, мы с генералом Ермаченковым вылетим из Одессы к месту гибели Токарева. На пригорке увидим остов сгоревшего торпедоносца, обнесенный колючей проволокой, а рядом две горки мин. Окружившие нас ребятишки проведут нас к самолету через установленное немцами вокруг него минное поле. Около носовой части торпедоносца мы увидим могилу, усыпанную цветами как уже высохшими, так и совершенно свежими. Их, посещая могилу Героя и отдавая долг памяти, возлагали евпаторийцы, жители любимого города генерала Токарева, в котором он служил до войны и в который мечтал вернуться после победы. А еще несколько позже станет известно, что штурман майор Николай Андреевич Маркин и стрелок-радист сержант Василий Гончаров, сильно обгоревшие, сумели все же выбраться из пылавшего самолета. Их сразу же пленили подоспевшие немцы и отвезли в Симферополь. Там они содержались в тюремной больнице, пока город не был освобожден стремительно наступавшими советскими войсками». Посетил место гибели генерала и П.И. Хохлов: «Через несколько минут мы, склонив головы, стояли над могильным холмиком в пяти метрах от самолета. Сам самолет в основном был цел. Сгорела гондола правого двигателя, обгорела обшивка кабин летчика и штурмана».
Такая диаметрально противоположная информация о состоянии токаревского «Бостона» не может не вызывать удивления. Так что же произошло с торпедоносцем после того, как он был подбит вражеской зенитной артиллерией? Совершенно ясно, что самолет не взрывался при ударе о землю, поскольку в этом случае штурман и стрелок вряд ли уцелели бы. Очевидно и то, что торпедоносец посадил сам Токарев, т.е. на момент приземления он все еще был жив. Что же помешало ему покинуть загоревшуюся машину? Логичней всего предположить, что Николай Александрович получил тяжелое ранение еще в воздухе и сажал «Бостон» на последнем дыхании, затем потерял сознание, после чего задохнулся или сгорел в кабине. Члены экипажа не могли ему помочь, поскольку самолет в любой момент мог взорваться, да и сами они имели серьезные ожоги или ранения (иначе, зачем бы немцы стали держать их в тюремной больнице?). Интересно отметить, что члены экипажа наверняка знали подробности последних минут боевого генерала, но, несмотря на это, оба процитированных мемуариста предпочли заняться изложением собственных догадок и пересказом местных легенд. По-видимому, правда показалась им не такой героической, как хотелось бы. В частности, П.И. Хохлов написал, что Токарев якобы сознательно не стал покидать горящий самолет, чтобы не попасть в плен к фашистам. Более мучительный и абсурдный способ самоубийства трудно себе представить!
Гораздо легче разобраться с результатами наших ударов – они были крайне незначительны. По германским данным налетам подвергся конвой, осуществлявший разгрузку у пирсов на внешнем рейде Евпатории. От близких разрывов бомб, сброшенных с Ил-2, в ходе первых атак погибло два человека из экипажа буксира «Штральзунд», а дунайский теплоход «Радецкий» получил легкие осколочные повреждения в кормовой части. По поводу атаки торпедоносца Токарева в боевом донесении командира группы 1-й десантной флотилии зафиксировано следующее: «Четвертый налет последовал в 15.10 с западного направления. Он осуществлялся силами одного СБ-2 и шести Ил-2 с истребительным сопровождением (немцы приняли «аэркобры» 11-го гиап за Ил-2 потому, что в отличие от обычной практики в этот раз они предприняли попытку проштурмовать корабли, пытаясь облегчить выход в атаку одиночного торпедоносца – прим. М.М.). Баржа “F 333” была атакована СБ-2 с юго-западного направления. В результате хорошо ложившегося оборонительного огня с “F 333” вражеская машина не смогла осуществить прицельного сбрасывания. Сброшенная торпеда попала в берег в 50 м от “F 333”. Вражеский самолет, тяжело поврежденный прицельным огнем, совершил аварийную посадку севернее соленого озера восточнее Евпатории. Свидетели: все члены экипажей “F 333” и охотника “Uj 308”. Охотник “Uj 308” принимал эффективное участие в прицельном обстреле вражеской машины». К этому следует добавить, что на сбитие «Бостона» в эти же минуты в этом же месте претендовал обер-фельдфебель Симон из 49-й румынской эскадрильи и экипаж немецкого BV-138 из эскадрильи 2/SAGr.125. Из прилагавшейся к донесению схемы налета видно, что Токарев атаковал не главные силы конвоя, а находившийся на якорной стоянке несколько западнее отряд в составе БДБ “F 333”, “F 382” и  охотника “Uj 308”. То, что генерал промахнулся, подтвердил в своем боевом донесении и командир группы воздушного эскорта К.Д. Денисов. Кстати, приземлившийся почти сразу после взлета П.Н. Обухов, после срочного устранения повреждений мотора вылетел вслед за комдивом, и нанес удар спустя 5-10 минут после него. Из-за сильного противодействия зенитной артиллерии ни ход сброшенной торпеды, ни результат атаки не наблюдался. Не зафиксировали ее и немцы. Возможно потому, что на подходе к цели Обухова атаковала пара IAR-80 из состава базировавшейся на Евпаторию 49-й эскадрильи румынских ВВС, и он счел за лучшее освободиться от торпеды до подхода к цели.
Таким образом, эпизод с гибелью Героя Советского Союза генерал-майора Н.А. Токарева вряд ли можно отнести к наиболее героическим страницам истории нашей минно-торпедной авиации. Наибольшее недоумение вызывает тот факт, что до 30.1.1944 Токарев ни разу не совершал боевых вылетов в качестве низкого торпедоносца, только закончил овладение «Бостоном», а тут решил отправить себя в одиночку на выполнение фактически самоубийственного задания. Что послужило причиной для такого решения: желание воодушевить летчиков личным примером, некоторая эйфория, вызванная получением высокого звания, недооценка противника, которая начала появляться у некоторых наших бойцов и командиров в конце войны или все вместе, мы уже никогда не узнаем. Горько сознавать, что подобно многим своим подчиненным комдив погиб в первом же вылете на торпедометание, не сумев нанести никакого ущерба врагу".

Ну и в дополнение донесение 1-й дес. флотилии (гибель Токарева - 4-й налет)

http://s16.radikal.ru/i190/1005/94/3cf5a298d068t.jpghttp://i057.radikal.ru/1005/a8/01529af81b54t.jpghttp://s61.radikal.ru/i171/1005/f3/9f77509264eat.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#13 14.05.2010 11:41:00

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Стесняться не надо! Ответ по-существу!
Выходит, что Токарев принял личное решение по каким-то субъективным мотивам.


С уважением.

#14 14.05.2010 11:48:54

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #233378
Стесняться не надо!

Ну вообще я всегда считал нескромным ссылаться на собственные произведения и цитировать их. Жаль, что данная книга не стала достоянием всех заинтересованных лиц и "разбор полетов" ведется на основании данных, большинство которых и данными-то назвать сложно.

А вот для полноты картины оперсводка ВВС ЧФ (смотрим дополнения к сводке за 30 января внизу правой страницы на 1-м развороте и далее)

http://i077.radikal.ru/1005/7b/be561c8db329t.jpghttp://s12.radikal.ru/i185/1005/4a/57976c19bfact.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#15 14.05.2010 12:20:57

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

У Минакова в его трилогии есть описание гибели Токарева. "Гневное небо Тавриды": "Данные о появлении в Евпатории вражеского транспорта в сопровождении пяти десантных барж были получены им спустя девять дней после этого знаменательного в его жизни события.

Токарев выслал группу бомбардировщиков. Полетели молодые летчики. Самолеты были встречены с берега и с кораблей сильным огнем. Все бомбы прошли мимо цели.

Токарев отдает приказание вооружить торпедами два А-20 — свой и майора Обухова.

После взлета у ведомого забарахлил мотор, и он вынужден был пойти на посадку. Токарев подождал его в воздухе, но, выяснив причину приземления, решил лететь один. Комдива прикрывали шесть истребителей 11-го полка, возглавляемые майором Денисовым. Хохлов был занят на соседнем аэродроме, штурманом с Токаревым полетел майор Николай Маркин. Воздушным стрелком-радистом — Василий Гончаров.

Самолет пронесся над Джарылгацким заливом, перескочил песчаную косу, вышел в море...

Погода была скверная, почти до воды свисали свинцовые облака. Одинокий торпедоносец несся над волнами, почти касаясь их гребешков. Обогнув мыс Тархан-кут, устремился на восток...

Евпаторийский рейд. На седоватой воде — неподвижные черные точки. Через минуты они вырастают в характерные силуэты. Вражеский конвой...

Токарев с ходу повел самолет в атаку.

Весь огонь кораблей сосредоточился на одиноком смельчаке. Ударили зенитки с берега. На дневное торпедометание вообще мы ходили как минимум парами. А тут — на рейде, в порту... Чтобы отвлечь огонь противника от комдива, Денисов приказал четырем истребителям проштурмовать корабли. Ястребки пикировали смело, обрушивая на палубы ливни свинца. Однако ничто уже не могло помочь торпедоносцу, лежащему на боевом курсе. Вокруг него сплелись трассы автоматических пушек, ни одна из которых не могла упустить пристрелянную цель. А сойти с боевого курса было немыслимым для Токарева...

Самолет сбросил торпеду и тут же загорелся, продолжая нестись в сторону берега...

Истребители видели разгоравшееся пламя на крыле машины комдива. Управлялась она с трудом, видимо, Токарев был тяжело ранен. Самолет по прямой пересек побережье, перелетел озеро Майнаки, приземлился и через минуту-другую взорвался...

Весть о гибели любимого командира отдалась болью в сердцах всех его подчиненных. Каждый боевой вылет в дивизии в эти дни был освящен местью за его смерть.

Сразу после освобождения Евпатории ближайший друг и боевой соратник погибшего комдива подполковник Петр Ильич Хохлов вылетел на По-2 к месту катастрофы. Многие, жители города и его окрестностей оказались свидетелями героической атаки отважного торпедоносца и всего происшедшего после. Их рассказы подтвердили и дополнили то, что удалось увидеть летчикам-истребителям.

Для увековечения памяти Героя Советского Союза генерал-майора авиации Николая Александровича Токарева Президиум Верховного Совета СССР издал 31 мая 1944 года специальный указ. Дивизия, которой он командовал, названа его именем. На Театральной площади Евпатории воздвигнут гранитный постамент, увенчанный бронзовой скульптурой героя".

Отредактированно сарычев (14.05.2010 12:27:47)


Sapienti sat

#16 14.05.2010 12:57:24

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Уважаемый сарычев!

Я специально не стал упоминать о мемуарах Минакова, поскольку они в значительной степени не мемуары, а публицистическое призведение. Судите сами: Минаков не пишет, что он участвовал в том вылете или даже находился рядом. Он вообще не пишет, где он был и чем занимался в момент гибели генерала. И это не удивительно, поскольку 5-й гмтап, где служил Минаков в январе 44-го не входил в состав Скадовской авиагрцппы, не находился в Таврии, а базировался на Кавказе на аэродрому Гудауты и Геленджик.
Если внимательно проанализировать его текст, то видно, что он пользовался при составлении описания мемуарами Хохлова и Денисова, но при этом не устранил противоречий между ними с одной стороны и архивными документами с другой (оценка погоды, что стало с машиной Обухова - садилась она или только отстала, что стало с машиной Токарева - взорвалась ли она после приземления или только обгорела) и т.д. Поэтому вопрос: зачем нам этот второисточник?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#17 14.05.2010 13:30:54

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

А я все ждал, когда вы выступите? Или вот Евгений мог, как обладатель книжки, но что-то тоже постеснялся. А вы Мирослав в следующий раз не стесняйтесь, если вам не трудно, выкладывать отрывки.

#18 14.05.2010 13:34:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

А я вчера чего-то вообще не заметил эту тему :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#19 14.05.2010 13:48:37

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #233379
Ну вообще я всегда считал нескромным ссылаться на собственные произведения и цитировать их.

Цитата по существу темы всегда обоснована, вне зависимости от источника. Не заставлять же себя пересказывать собственный текст своими же словами:):):)

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #233375
Подобно многим нашим авиационным командирам 36-летний генерал, прежде всего, являлся летчиком и лишь затем организатором и руководителем авиационным соединением

Т.е. это утверждение можно отнести ко всем ВВС РККФ в целом?
Получается, что Остряков при обороне Севастополя тоже может подобным образом охарактеризован?
Кстати, "Воздушная битва в небе Севастополя 1941-42" у меня есть:)


С уважением.

#20 14.05.2010 14:00:31

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3934




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #233441
Т.е. это утверждение можно отнести ко всем ВВС РККФ в целом?

ну, не ко всем поголовно, но к очень многим "испанцам", "китайцам", "монголам".   слишком быстро выросли...
но, Хрюкин, например - именно авиационный командир.

#21 14.05.2010 14:06:05

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #233441
Т.е. это утверждение можно отнести ко всем ВВС РККФ в целом?

Нет, почему. Разные были командиры. Новиков, например, не из летчика вырос, а он по праву считается лучшим оперативно мыслившим нашим авиационным генералом. О Хрюкине тоже слышал много положительного, но с его конкретными решениями в оперативных вопросах не сталкивался. Что касается Острякова - летчик, сам вылетал в 1942 г. на истребителе на защиту неба Севастополя, личность легендарная и потому критике не подсудная :) Однако обратите внимание на факт - 3-я ОАГ была выделена из ВВС ЧФ именно после гибели Острякова, чтобы ликвидировать затянувшийся беспорядок в боевом управлении авиации флота. В "битве" об этом есть.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#22 14.05.2010 21:59:13

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Alex_12 написал:

Оригинальное сообщение #233444
слишком быстро выросли..

Увы, и не только летчики....
Милослав Эдуардович, спасибо. Вашу книгу в свое время не купил (прозевал), а мемуары Хохлова под рукой в шкафу. Жду с нетерпением вашу с Платоновым работу по Северным конвоям, тут уж не упущу...
С уважением Ю.

#23 14.05.2010 22:06:22

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Спасибо, Юрген!

Юрген написал:

Оригинальное сообщение #233713
Милослав Эдуардович, спасибо. Вашу книгу в свое время не купил (прозевал),

Она, насколько я понимаю, до сих пор продается. Участник с ником Евгений К пару месяцев назад в ветке по "конвоям противника" писал, что заказал ее по почте и получил. Цена, правда, не дешевая :-(


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#24 14.05.2010 22:14:10

Александр Клюев
Гость




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #233715
Она, насколько я понимаю, до сих пор продается. Участник с ником Евгений К пару месяцев назад в ветке по "конвоям противника" писал, что заказал ее по почте и получил. Цена, правда, не дешевая :-(

Есть такое.

#25 15.05.2010 00:25:57

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #233715
до сих пор продается

В "Галее" уже нет, я всегда их издания там покупаю у Елены Сергеевны (минимум в 2 раза дешевле), но тут сделал паузу - и пару книг пропустил. Да, сейчас оба тома тянут на 1400 р. с доставкой. Кстати, в этом издательстве открыли что-то типа литкафе по субботам. Можно придти, не спеша книги полистать, кофе выпить, пообщаться. Ув. Гайдук вроде уже захаживал. Может со временем что-то вроде Долининского павильона на "крупе" будет, только со столиками и мягкой мебелью.
С уважением Ю.

Страниц: 1 2 3 … 6


Board footer