Сейчас на борту: 
armour-clad,
Hordeum,
knstalingrad,
Olegus1974k,
Prinz Eugen,
Фёдор 1979
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#26 28.05.2010 22:21:25

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #241710
Их техническое состояние позволяет усомниться в том, что "Всадник" и "Гайдамак" были способны следовать с эскадрой в сколько-нибудь продолжительном походе.

А что было не так с их техсостоянием?

#27 28.05.2010 22:43:36

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3273




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #241710
Мне нигде не попадались отзывы о том, как минные крейсера справлялись с этой задачей и справлялись ли вообще. Их техническое состояние позволяет усомниться в том, что "Всадник" и "Гайдамак" были способны следовать с эскадрой в сколько-нибудь продолжительном походе.

Полностью согласен. Достаточно очевидно, что этот пункт ВКВ переписал из Макаровских инструкций БЕЗ какого-либо анализа и учета реальной ситуации. Так же известно, что Инструкции для похода и боя Макаров готовил ещё в Кронштадте т.е. не располагал информацией о текущем состоянии мин. Кр. в Артуре. По смыслу, он просто взял НАИМЕНЕЕ полезные для эскадры суда.
Можно также отметить, что их мореходность НЕ соответствовала мореходности капиталшипов, тогда как это безусловно должно было бы быть одним из главных требований при выборе репетирного судна.
Вполне закономерно, что совещание флагманов отменило это положение.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #241710
Заменить же их на любое другое судно, имеющее боевую ценность, вряд ли было бы целесообразным.

Категорически НЕ согласен.
Если согласно последующему распоряжению корабли должны были повторять сигналы, к ним относящиеся, то кто должен повторять сигнал флагмана относящегося только для крейсерского или минного отрядов остаётся НЕ ясным. Очевидно, что ЭБРы броненосного отряда повторять этот сигнал Не должны. Но флагман крейсерского отряда, а тем более минного отрядамогут и НЕ принять сигнал, поднятый ТОЛЬКО на Цесаревиче.
А ведь есть ещё эскадренные разведчики (Новик), которые если формально и входят в Кр. отряд (или миноносный), то по своей функциональности выполняют прямые приказы флагмана.

Даже учитывая понесенные к лету потери, 1ТОЭ располагала судном, безусловно способным выполнять репетичные функции. Это был Амур. Его технические и тактические характеристики вполне соответствовали этому назначению. При этом какой-либо другой значимой функции (разве что кроме дозорной) он выполнять был не способен.

Признавая ценность репетичного авизо, допускалось даже назначить для этого или одну из богинь или, в крайнем случае, один из Шихауских ЭМ.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #241710
сигнал с "Цесаревича" и так видели все, а сигнал с "Пересвета" не увидели бы и с репетичного судна, раз отказались услышать передаваемый голосом на "Диану".

К сожалению, именно на Пересвете сигнал о передаче командования раобрали последним, а сигнал о приему командования фактически НИ К КОМУ кроме самого Пересвета НЕ поступил. При наличии репетичного судна, непередача сигнала флагмана была бы ни чем иным как нарушением приказа, со всеми вытекающими (или не вытекающими) последствиями.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #241721
    Aurum написал:

    Вообще НЕ вполне понятен смысл этой поправки.

Что же непонятного? К тому же это не поправка.

Ну как же Не поправка, если предписывается делать совершенно ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ предыдущему распоряжению?

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #241721
Получилось: "В бою, не ожидая особого приказания, всем судам включая не репетичные, сигналы репетовать".

Ну это Вы перегнули палку. Как можно включать НЕ репетичные суде, если фактически НЕ назначено таковых?

Вместе с тем, репетировать сигнал флагмана, тем кораблям, к которым этот сигнал относится, дабы следующий однозначно эго принял и передал дальше - безусловно ПОЛЬЗИТЕЛЬНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ.

Остаётся вопрос, с какого панталыку краблям крейсерского отряда репетировать сигнал: "Миноносцам идти в атаку" напр.?


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#28 28.05.2010 23:58:14

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Aurum написал:

1ТОЭ располагала судном, безусловно способным выполнять репетичные функции. Это был Амур.

Ну да. За ма-а-аленьким исключением. "Амур" не входил в состав эскадры, которой командовал В. К. Витгефт. :D

Aurum написал:

один из Шихауских ЭМ

Остроумная шутка. :D Высоту рангоута и количество сигнальщиков, потребных для выполнения функций репетичного судна, равно как и то, каким образом этих сигнальщиков вокруг рангоута разместить - опустим за ненадобностью.

Aurum написал:

Ну как же Не поправка, если предписывается делать совершенно ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ предыдущему распоряжению?

Называется - "отмена". Для начала следует выяснить, как должно было делать, если бы не было предыдущего распоряжения. Я - не знаю. Если для запрета судам не репетичным репетовать сигналы потребовалось распоряжения, мне представляется, что в отсутствие подобного распоряжения сигналы репетуют все суда.

Aurum написал:

Вместе с тем, репетировать сигнал флагмана, тем кораблям, к которым этот сигнал относится, дабы следующий однозначно эго принял и передал дальше - безусловно ПОЛЬЗИТЕЛЬНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ.

Нужно спрашивать специалистов, а я человек от моря далекий. Я не уверен, что сигнал сначала разбирают, а потом уже репетуют. А если репетуют не разбирая - как знать, к кому он относится?

Aurum написал:

с какого панталыку краблям крейсерского отряда репетировать сигнал: "Миноносцам идти в атаку" напр.?

Чтобы гарантированно довести его до сведения миноносцев.

#29 29.05.2010 00:17:30

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #242112
"Амур" не входил в состав эскадры, которой командовал В. К. Витгефт.

Так включить его туда недолго. :)

#30 29.05.2010 00:23:04

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Пересвет написал:

Так включить его туда недолго.

Возможно, не буду спорить. Наверное, следует писать слезницу Алексееву, а там уж как он решит. Скорее не разделяю больших ожиданий от появления репетичного судна. :) Уж если В. К. Витгефт от него отказался... полагаю, ему было виднее.

#31 29.05.2010 00:45:25

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Пересвет написал:

А что было не так с их техсостоянием?

Простите, пропустил Ваш вопрос. Нужно смотреть в Мельникова (потому как больше некуда, мне по крайней мере) в поисках подробностей, тем более это только мое предположение. Корабли старые, котлы и машины и морально, и физически устаревшие, боевое значение ничтожно. Предполагаю, что основными проблемами были бы невысокая скорость, ограниченный радиус действия вследствие недостаточного запаса угля и котельной воды и неправильной работы холодильников, и, как ни странно, недостаток подготовленного личного состава для их укомплектования (хотя для очистки рейда их, вроде, использовали регулярно).

#32 29.05.2010 01:32:07

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

1

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #242130
Корабли старые, котлы и машины и морально, и физически устаревшие, боевое значение ничтожно. Предполагаю, что основными проблемами были бы невысокая скорость, ограниченный радиус действия вследствие недостаточного запаса угля и котельной воды и неправильной работы холодильников

В 1901 году на "Всаднике" и "Гайдамаке" был проведён серьёзный ремонт КМУ с заменой котлов. После ремонта были проведены ходовые испытания, в которых оба развили (без "надрыва" механизмов) около 19 узлов. Это по документам в РГА ВМФ.
Можно предположить, что к началу войны от них можно было ожидать скорость до 18 узлов. Для сопровождения "Полтав" - более чем достаточно. Дальность хода у них была вполне сравнима с эск. миноносцами, которые были при эскадре (и при Макарове, и при Витгефте). Про холодильники - в первый раз слышу. Что касается боевого значения, то при использовании в качестве репетичного корабля это не актуально. Собственно, Макаров при выходе эскадры держал минные крейсера при себе, и никаких жалоб на их техсостояние не было (в отличие от тех же "соколов", например).

#33 29.05.2010 02:19:21

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3273




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #242112
Ну да. За ма-а-аленьким исключением. "Амур" не входил в состав эскадры, которой командовал В. К. Витгефт. :D

Каким образом тогда Витгефт давал указания Иванову на каком расстоянии и как ставить мины?
Вы хотите сказать что Амур был в подчинении Лощинского? Это что же, у него своя эскадра была? И И.О. ком. 1ТОЭ она не подчинялась?

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #242121
Так включить его туда недолго.

Ага, а как до Владика дойдут, можно и выключить :D

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #242112

    Aurum написал:

    один из Шихауских ЭМ

Остроумная шутка. :D Высоту рангоута и количество сигнальщиков, потребных для выполнения функций репетичного судна, равно как и то, каким образом этих сигнальщиков вокруг рангоута разместить - опустим за ненадобностью.

Соглашаюсь. И репетирник из ЭМ фиговый, и отрывать ЭМ от своего дела за-зря. Уж лучше тогда по совместительству Новик назначить. Всё равно ему во время боя дела не будет.

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #242112
Нужно спрашивать специалистов, а я человек от моря далекий. Я не уверен, что сигнал сначала разбирают, а потом уже репетуют. А если репетуют не разбирая - как знать, к кому он относится?

Сигнал репетируют в подтверждение что его приняли к исполнению и для надежной передачи следующему кораблю.
Абсолютно бестолку миноносцам репетировать сигналы относящиеся к Монголии напр. Это дурная работа. Или если Рейценштеин отдает какое-либо приказание своим крейсерам нах это репетировать ЭБРам?

А что скажете насчет 2-х кильватерного ордера Витгефта? Это он сам придумал? Зачем? На ночь, или вообще на поход? Зачем разделять крейсерский отряд на 2 половины, и ставить эти половины в хвосты ЭБРных кильватеров? Как после этого крейсерами управлять?
ИМХО уж лучше было крейсера оставить опять же в своем независимом 3-м кильватере.

Отредактированно Aurum (29.05.2010 11:53:40)


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#34 29.05.2010 12:45:19

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Пересвет написал:

В 1901 году на "Всаднике" и "Гайдамаке" был проведён серьёзный ремонт КМУ с заменой котлов. После ремонта были проведены ходовые испытания, в которых оба развили (без "надрыва" механизмов) около 19 узлов. Это по документам в РГА ВМФ.

Тогда "ой". *pardon*

Aurum написал:

А что скажете насчет 2-х кильватерного ордера Витгефта? Это он сам придумал?

Ничего не скажу, не владею вопросом. :) Не имею представления, как выглядела тогда теория и практика кораблевождения, и как она менялась после. Похоже, что это общепринятая практика - корабли Фелькерзама в отдельном плавании шли похожим образом, да и эскадра Рожественского не шла в походе строем одной кильватерной колонны.

#35 29.05.2010 16:49:42

Россiя
Гость




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #242155
В 1901 году на "Всаднике" и "Гайдамаке" был проведён серьёзный ремонт КМУ с заменой котлов. После ремонта были проведены ходовые испытания, в которых оба развили (без "надрыва" механизмов) около 19 узлов. Это по документам в РГА ВМФ.
Можно предположить, что к началу войны от них можно было ожидать скорость до 18 узлов.

Да и на протяжении всей осады оба минных крейсера использовались очень активно, что никак не говорит о их запущенном состоянии...

#36 29.05.2010 17:04:07

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3273




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Россiя написал:

Да и на протяжении всей осады оба минных крейсера использовались очень активно, что никак не говорит о их запущенном состоянии...

В Артуре они являлись основой тралящих сил. В этом смысле уводить их из Артура, значит в море уже и канонерки не выведешь. Но с другой стороны если эскадре уходить, тогда уж в макс. полном составе.


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#37 29.05.2010 17:10:41

Россiя
Гость




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #242343
В этом смысле уводить их из Артура, значит в море уже и канонерки не выведешь.

Не могу согласиться. К моменту выхода эскадры в качестве тральщиков уже во всю использовались те же "Соколы". Так что, в любом случае, первое время проблем не будет.

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #242343
В Артуре они являлись основой тралящих сил.

Только на начальном этапе минной войны.

Одна машина и один винт ограничивали возможности этих кораблей как тральщиков. Поэтому со временем их использование в качестве тральщиков стало ограничиваться, их стали заменять двухвинтовыми миноносцами.

Отредактированно Россiя (29.05.2010 17:11:13)

#38 02.01.2011 18:37:04

Россiя
Гость




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

1

Обнаружил в текстовом виде и прилагаю для коллекции... :)

Приказ командующего флотом Тихого океана вице-адмирала С. О. Макарова от 4 марта 1904 г., № 21

Согласно ст. 107 Морского Устава объявляю инструкцию для похода и боя

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОХОДА И БОЯ

1. В походе броненосцы будут находиться в линии кильватера, а крейсеры будут нести разведочную службу, находясь от эскадры на румбах: Норд, Ост, Зюйд и Вест. Возможно, что в некоторых случаях я укажу иные румбы, но когда ничего не указано, то считать вышеприведенные (чер. 1).

2. Крейсерам будет указано держаться в пределах видимости сигналов или в пределах ясного беспроволочного телеграфирования.

Если на какое-либо направление будет дано два крейсера, то они держатся один от другого в пределах видимости сигнала или беспроволочного телеграфирования.

3. Миноносцы пойдут со мной в том числе, в котором будет признано необходимым согласно предстоящей операции.

Начальники отрядов заботятся о получении общих указании, от начальника штаба которому и дают списки идущих в море миноносцев.

Миноносцы составляют две группы: первая держится от флота в 1 миле на N, вторая на S.

4. Один из минных крейсеров назначается состоять при моем корабле; он держится под ветром возможно ближе к мне; но в бою отдаляется, чтобы не быть под выстрелами. Он зорко следит за сигналом «приблизиться», чтобы передать мои приказания, куда потребуется.

Он репетует сигналы, насколько то ему под силу.

5. Крейсеры держат курс параллельно эскадренному, поворачивая одновременно с ней и сохраняя данное положение от эскадры, куда бы таковая ни повернула.

6. Неприятель, вероятно, будет усмотрен одним из крейсеров, который должен сигналом известить меня, а затем, если мы будем сближаться с неприятелем, то крейсер должен сблизиться с эскадрой без сигнала так, чтобы не быть отрезанным и не попадать под выстрелы неприятеля, который сильнее его.

7. Перед началом боя я, вероятно, сделаю сигнал «Ц» — «возвратиться из погони»; по этому сигналу крейсеры вступают в кильватер большим броненосцам, а миноносцы занимают места в стороне, противоположной неприятелю; первая группа против головного, вторая против концевого (чер. 2).

8. Если бы даже сигнал этот не был сделан, крейсеры, завидев начало сражения, должны сами вступить в кильватер броненосцам, поступив под начальство своего флагмана.

9. Крейсеры я ставлю в кильватерную колонну для того, чтобы они не мешали обстрелу орудий судов флота. Находясь в этом положении, они, по мере возможности, будут принимать участие в общем артиллерийском деле, но главное их назначение — обойти ту часть неприятельской линии, которая подвержена нападению, и поставить ее в два огня, когда к тому представится возможность, за чем и следить начальнику отряда.

10. Предполагаю сближаться с противником осмотрительно, ибо скорое сближение может повести к случайным потерям. Флоту, так хорошо подготовленному, как наш, следует, сколь возможно, избегать случайностей, — мы выиграем и без них. Я постараюсь избежать случайностей, если сам не увлекусь вместе со всем моим флотом.

Для кораблей я предполагаю строй кильватера, ибо при нем можно изменять курс без сигнала, миноносцы же, когда это возможно, по сигналу своих начальников, должны ходить фронтом, ибо это самый выгодный строй для единовременности атаки. Для поворота начальник группы дает один или два свистка, и тогда все репетуют свисток и поворачивают вдруг, соответственно кладя руль столько, сколько нужно, чтобы не столкнуться, и уменьшая или увеличивая ход, кому следует, чтобы поскорее выравняться по своему начальнику на новом курсе.

12. Репетичному кораблю, если такой будет, держаться на траверзе среднего корабля в расстоянии 5 кабельтовых от колонны.

13. Корабли в бою должны держаться на дистанции 2 кабельтова, считая в том числе и длину корабля. Держа корабли сжато, мы получаем возможность на каждые два неприятельских корабля иметь три свои и, таким образом, на каждом месте сражения быть сильнее его.

14. Если флот будет в линии кильватера, то для лучшей видимости сигналов и неприятеля, я подыму флаг 2 или 3 (см. секр. приказ № 13), согласно которым корабли могут держаться правее и левее кильватера, в мере действительной необходимости, составляя легкую дугу. Это позволит сблизить концевые корабли с неприятелем, ибо тут можно будет нажимать на переднего мателота (чер. 3).

15. Если потребуется повернуть всем вдруг в сторону, противоположную от загиба хвоста, то я для правильного маневра, вероятно, перед тем подыму сигнал: «быть в строе кильватера», но если такого сигнала не будет сделано, то при повороте соблюдать осторожность, чтобы не столкнуться.

16. В случае поворота строя кильватера на 16 румбов всем вдруг, концевой делается головным и ему предоставляется право вести линию, поэтому он может не докатиться до 16 румбов и выбрать какое угодно, выгодное для боя, направление. Остальные вступают к нему в кильватер (чер. 4).

17. Может случиться, что я сделаю сигнал — «повернуть на 16 румбов всем вдруг», с позывными броненосцев; тогда крейсеры продолжают итти прежним курсом и поворачивают последовательно так, чтобы быть в конце линии на новом курсе (чер. 5).

18. При сближении с противником, я, вероятно, возьму головной корабль неприятельской линии перед нос и приведу его на курсовой угол 45° — 50°; это даст выгодное фланговое положение, и следует ожидать сигнала: «повернуть всем вдруг на 16 румбов» — для того, чтобы мы сохранили за собой эти выгоды флангового положения (чер. 6).

19. Если после того, как я возьму перед нос противнику, главный корабль его тоже повернет и мы ляжем контргалсами, то наши выгоды предыдущего  положения пропадут, и тогда я полагаю окружить его концевые корабли; с этой целью полезно, огибая его, нажимать в сторону неприятеля, имея, однако, осторожность, чтобы не столкнуться с передним мателотом. Тут непременно придется уменьшить ход. Я, вероятно, подниму сигнал «сдаться влево». Это будет очень полезно, ибо сжимает кольцо. С головным я прибавлю ход вовсю, второй после меня должен также прибавить, но держаться на 1 узел меньше моего и т. д. Если в этом попрактиковаться, то может выйти очень выгодная для нас комбинация (чер. 7).

20. Если и противник пожелает окружить наш концевой, которым будет крейсер, то последнему следует изменить курс на 45° в сторону, противоположную неприятелю, и сдаться вправо, и вообще, когда в этом маневре головной будет сдаваться влево, концевому полезно сдаться немного вправо.

21. Может случиться, что я приму бой на отступлении, тогда мы получим преимущества по отношению к минам, а потому надо приготовиться к стрельбе минами.

22. В этих условиях надо считать, что стрельба идет по эскадре, а не по судну, а потому допустимо, установив на самую дальнюю дистанцию и уменьшенную скорость, стрелять, когда неприятельская колонна войдет в район действия мин, размер которого, в особенности по кормовым направлениям, при большом ходе противника может быть значителен.

23. Имея в виду главную задачу крейсеров поставить неприятеля в два огня, начальник отряда должен зорко следить за ходом моих маневров и, когда случай представится благоприятным, он может изменить курс и прибавить ход; остальные крейсеры следуют за ним и в таком случае руководствуются его сигналами или действуют, уклоняясь несколько от строя, для выполнения главной задачи усилить огонь по атакованной части неприятельской эскадры. Отклонение, однако, не должно вести к полному расстройству порядка.

24. В случае, если крейсеры увидят готовящуюся на броненосный флот атаку неприятельских миноносцев, то они должны, не дожидаясь сигнала, кидаться навстречу им, не мешая, однако, огню больших судов, а затем, сблизившись с отрядом миноносцев, не настолько, однако, чтобы быть под выстрелами из мин, приводить миноносцы сзади траверза на наивыгоднейший угол кормового обстрела мелкой артиллерии и стараться уничтожить их своим огнем.

Лучшее положение в этом случае для крейсеров — быть на фланге атакующего фронта миноносцев.

25. Миноносцам во время боя держаться группами на стороне, противоположной неприятелю от своего флота, не далее, как на 20 кабельтовых; они стараются занять такое положение, чтобы могли своевременно броситься в атаку, что и разрешается начальникам этих групп.

26. Когда я найду, что момент подходит для общей атаки миноносцев, подыму флаг, который означает — «миноносцам атаковать», и тогда обе группы сразу бросаются в атаку, не разбирая, выгодно это или не выгодно.

Атака миноносцев будет успешнее, когда у неприятеля уже подбита часть его мелкой артиллерии; также благоприятный момент представляется, если судно имеет подбитую машину или руль и не может отвернуться от атаки. Но лихая атака миноносцев может иметь решающее значение на ход сражения и в ранний период боя, если два флота сцепились в морском бою и дым от пушек и машин застелет несколько горизонт в стороне, противоположной неприятелю, с которой и может пойти атака. В этом отношении подветренное положение миноносцев выгоднее наветренного, и я надеюсь, что начальники групп, зорко следя за ходом дела с целью атаковать, как возможно, неприятельские суда, не пропустят удобный момент.

28. В бою без особого приказания судам не репетичным сигналов не репетовать, за исключением тех случаев, когда у репетичного корабля сбиты мачты и когда ближайшие корабли делаются репетичными, не ожидая моего приказания.

29. Один сигнальщик должен быть специально отделен, чтобы высматривать, нет ли на плаву мин Уайтхеда, и докладывать об этом, чтобы не набежать на нее.

30. О мине, находящейся близко к курсу корабля, задний мателот извещается четырьмя короткими свистками.

31. Относительно рода снаряда могу сказать, что на дистанциях до 25 кабельтовых выгоднее стрелять фугасными снарядами из всех орудий. На дистанциях меньших можно употреблять и бронебойные снаряды и фугасные в следующей последовательности:
10'' и 12'' — 25 кабельтовых

8'' — 20 кабельтовых

6'' — 15 кабельтовых

120-мм — 10 кабельтовых

32. Относительно больших орудий, полезно ускорить их заряжание, чтобы участить огонь, но надо помнить, что у орудий патронных полная скорострельность допустима лишь в том случае, когда суда сблизятся на верный выстрел, в остальных случаях комендор или назначенный человек должен проследить за падением своего снаряда, чтобы в случае недолета или перелета исправить ошибку. Ничто не ободряет так неприятеля, как беспорядочная стрельба с систематичными недолетами. Лучше стрелять реже, но метко.

33. Командиры судов должны внушать комендорам, что в их руках поражение неприятеля. Пусть они забудут о себе, сосредоточив все свое внимание на наводку орудий, и приложат все свое старание, чтобы отличиться и разбить врага.

34. Относительно управления огнем — руководствоваться инструкцией, приложенной к сему.

35. Тяжелыми орудиями нужно по преимуществу стрелять в броненосцы.

36. В случае, если будет усмотрена атака неприятельских миноносцев, следует направить на них огонь орудий от 6'' и ниже.

37. Когда миноносцы сблизятся на 15 кабельтовых, надо, не ожидая сигнала адмирала, класть руль на борт и приводить их на наивыгоднейший кормовой угол обстрела артиллерии, увеличивая ход до полного.

38. Когда неприятельский миноносец сблизится настолько, что сможет с успехом выпускать свои мины, следует привести его совершенно за корму, следя за струей от мины и уклоняясь, куда следует, чтобы избежать ее.

39. Если атакуют со стороны, противоположной неприятельскому флоту, то поворачивают на них носом, не переставая держать нос на избранный миноносец.

40. Минная атака неприятельская — прекрасный момент для наших миноносцев сделать контратаку, стреляя по неприятельским миноносцам и атакуя неприятельские корабли.

41. Как только атака окончена, броненосцам и крейсерам надо сейчас же вступить в кильватер Командующему флотом, соблюдая порядок номеров лишь по возможности и стараясь скорее занять место в колонне.

42. Возможно, что я буду без флага Командующего флотом, чтобы мой корабль не был особенно приметен.

43. В случае, если я выбуду из строя, меня заместит начальник Штаба до конца сражения. Если мой корабль будет подбит, то перенесу свой флаг.

44. На кораблях иметь все в полной готовности, чтобы перейти на тот штурвал, который находится в ближайшем соседстве с рулем.

45. Пробоины, которые близки к ватерлинии или к главным непроницаемым переборкам, надо тотчас же заделывать деревом с распорками, беря для этого или специально приготовленный лес, или обеденные столы и прочее ненужное для боя, что подвернется под руку. Очень полезно подготовить по этой части материалы

40. Раненых, которые не могут оставаться в строю, отправлять на перевязочный пункт.

Убитых откосят в сторону и складывают там, где есть свободное место.

47. Везде иметь ведра с холодной водой для питья.

Иметь песок, чтобы посыпать, где скользко. Для спасения погибающих я, вероятно, возьму с собой транспорт Красного Креста; другим судам и миноносцам во время боя будет недосуг заниматься спасением, ибо неприятель воспользуется этим, и тогда погибших будет еще больше.

48. На каждом корабле иметь на мостике или неподалеку несколько мешков из неплотной материи для потопления сигнальных книг, секретных шифров, приказов и прочего. Мешки обделать, как кисы, и на дно положить песок или камни, чтобы они затонули. Все ненужное класть в мешки по возможности перед боем, остальное — не забыть сунуть туда, завязать мешки и бросить за борт, когда будет опасность, что эти предметы достанутся неприятелю. Разрешается иметь для этой же цели ящики.

49. Победой можно назвать лишь уничтожение неприятеля, а потому подбитые суда надо добивать, топя их или заставляя сдаться. Подбить корабль — значит сделать одну сотую часть дела. Настоящие трофеи — это взятые или уничтоженные корабли.

50. Дело офицеров руководить артиллерийским и минным огнем, но они не должны забывать ободрять команду. Команда видит свои потери и не видит потерь неприятеля. О потерях неприятеля надо все время ей напоминать, чтобы команда чувствовала, что ее артиллерийский огонь производит опустошения на неприятельских кораблях.

51. С мостика должно как можно чаще посылать в батарею, башни и машину известия о каждом нашем успехе, который встречается в батареях криком «ура», лишь на один момент, а затем снова должна начинаться хладнокровная работа точной наводки орудий.

52. Сколь ни важно поставить свои суда в выгодные тактические условия против неприятеля, все же история морских войн доказывает нам, что успех боя зависит главнейшим образом от меткости артиллерийского огня. Меткий огонь есть не только верное средство нанести неприятелю поражение, но и лучшая защита от его огня.

53. Флот, на котором личный состав сохранит в бою все свое хладнокровие, будет стрелять метко, а потому непременно разобьет неприятеля, если бы даже находился в невыгодных тактических условиях.

54. Побеждает тот, кто хорошо дерется, не обращая внимания на свои потери и памятуя, что у неприятеля этих потерь еще больше.

#39 12.02.2011 18:43:00

Alexey
Гость




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

1

Для полноты документа - приложение, упомянутое в п.34 приказа №21:

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ В БОЮ,
выработанная флагманским артиллеристом флота в Тихом океане,
при содействии всех старших артиллерийских офицеров больших судов этого флота.

55. Морской бой, надо думать, начнется стрельбою с дальних расстояний, характеризуемой большим или меньшим постоянством дистанций, затем перейдет на средние дистанции и затем в близкий артиллерийский бой, характерное отличие которого составляет быстрое изменение дистанций и направлений, в особенности во время прохождения контр-галсами.

56. От результатов стрельбы первого периода боя, с больших дистанций, будет зависеть весь дальнейший ход его.

В этот период боя необходимо подготовить себе последующее сближение с неприятелем. Для получения наилучших результатов, во всех отношениях, как в смысле действительности огня, так равно и по отношению морального состояния личного состава, что в первые моменты боя, пока команда еще не освоилась с обстановкой боя, будет весьма важно, стрельба с больших расстояний должна быть в высшей степени выдержанной и методичной, а для этого необходимо, чтобы все управление артиллерийским огнем было бы сосредоточено исключительно в одних руках.

57. Наилучшая система стрельбы с больших дистанций, удовлетворяющая указанным выше условиям, - это стрельба с пристрелкой.

58. Пристрелку на дистанциях 30-40 кабельтовов необходимо вести из 6 дм. пушек, как составляющих главное вооружение кораблей. Избран этот калибр в виду следующих соображений: пристрелочные орудия должны быть необходимо тех же баллистических качеств, как и орудия, составляющие главное вооружение корабля, чтобы все посторонние причины, действующие на больших расстояниях на отклонение снарядов, действовали бы в одинаковой степени, как на снаряды пристрелочных орудий, так и на снаряды, по крайней мере, большинства орудий, входящих в вооружение корабля и могущих стрелять на большие дистанции. Только при таких условиях и возможна установка прицелов, основываясь на данных, получаемых пристрелкой.

Кроме всего этого, всплески от падения 6 дм. снарядов очень хорошо видны до расстояний даже 40 кабельтовов.

59. Во второй период боя, при средних дистанциях 25-20 кабельтовов, огонь должен быть по возможности беглый, и тут уже места пристрелке не может быть, все расстояния должны давать дальномеры. В этот период боя надо рассчитывать и на тот случай, что средства сообщения артиллерии с главным командным пунктом будут нарушены, хотя может быть и временно. В этом случае отдельным частям артиллерии придется действовать уже самостоятельно.

60. В третий период боя, при стрельбе на малых дистанциях и, в частности, при расхождении на контр-галсах, управлять всей артиллерией одному лицу уже совершенно не представляется возможным. В последнем случае, с главного командного пункта может быть дано только то траверзное расстояние, в котором пройдут корабли, а затем уже все должно быть представлено командирам плутонгов.

61. При эскадренной стрельбе на большие расстояния представляется затруднительным отличить падение не только снаряда своего орудия, но даже и снарядов своего корабля от снарядов других кораблей. Для получения наилучших результатов стрельбы на большие расстояния, следует принять такой способ ее ведения: на расстоянии около 40 кабельтовов, головной корабль пристреливается чугунными снарядами из 6 дм. орудий, определяет установку прицела, показывает сигналом расстояние (только цифра) и одновременно с этим, делает залп всем бортом; остальные корабли, в зависимости от своего положения относительно головного, несколько исправляют прицел и также делают залп. При таких условиях, падение залпов каждого корабля видны отчетливо даже при сосредоточении огня всей эскадры по одной цели. Далее, – основываясь уже на падении своего залпа, каждый корабль корректирует свою стрельбу.

62. При стрельбе на средние дистанции и в особенности при самостоятельной стрельбе плутонгов, корректированию стрельбы может помочь наблюдение за падением снарядов.

63. При контр-галсовой стрельбе распределение огня такое: головной неприятельский корабль следует встречать огнем всех могущих действовать орудий. При дальнейшем сближении, носовые орудия провожают огнем головной корабль не далее половины своего обстрела от траверза на нос, кормовые – не далее половины своего обстрела от траверза на корму и средние – не далее своего траверза. По достижении этих прицелов, комендоры должны закидывать орудия вперед на следующий корабль и т.д. Концевой корабль провожать огнем на корму всеми орудиями, до их предельного угла.

64. Во всех частностях ведения стрельбы следует руководствоваться правилами, выработанными на эскадре за последний год.

Подписал: капитан 2 ранга Мякишев.

#40 27.01.2012 15:22:00

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Инструкции для похода и боя: Макаров и Витгефт.

Циркуляр штаба временно исполняющего должность старшего флагмана и командующего эскадрой Тихого океана. Порт-Артур, 12 июня 1904 г. № 268

Штаб, по приказанию командующего эскадрой, предлагает всем артиллерийским офицерам прислать флагманскому артиллеристу свои замечания относительно:

1) Стрельбы 10–11 июня.

2) Боевого маневрирования нашей и японской эскадр.

3) Диспозиции судов на рейде.

4) Употребления прожекторов.

5) Отражения минных атак.

6) Употребления снарядов разных сортов и калибров.

7) Возможности и желательности пристрелки при отражении отдаленных минных атак и вообще по разным вопросам тактической и материальной части артиллерии.

Все эти вопросы, по сведении их в группы, будут обсуждаться в собрании артиллерийских офицеров.

Подписал начальник штаба контр-адмирал Матусевич. [73]

Флагманскому артиллеристу. 14 июня 1904 г. № 16

На циркуляр штаба от 12 июня № 268

1) Стрельба 10–11 июня.

Во время отражения первых атак на ходу много выстрелов было сделано по всплескам больших снарядов, причем разрыв их принимался за выстрел с миноносца, что влекло за собой усиление огня по этому месту. Дым от разрыва, освещенный прожектором, принимался за пар.

2) Боевое маневрирование нашей и японской эскадр.

В нашем маневре была сделана одна крупная ошибка, когда, пройдя с противником параллельными курсами в расстоянии около 65 кабельтовых, мы, желая вернуться в Артур, повернули последовательно вправо, и таким образом броненосцы быстро удалились от неприятеля, заставив легкие крейсера еще долго идти параллельным курсом с противником. Неприятель поздно повернул вправо все вдруг до строя фронта, так как, вероятно, поздно заметил выгоду своего положения; если бы он это сделал раньше, то ему ничего бы не стоило вступить в бой всей эскадрой с нашими концевыми легкими крейсерами и если не подбить их, то во всяком случае заставить эскадру повернуть для защиты атакованных судов и тем самым задержать нас подольше на ночь в море и дать возможность своим миноносцам забежать дальше вперед, и тогда атаковать нас со стороны Артура.

Следовало поступить таким образом. Желая возможно скорее отойти от неприятеля — повернуть все вдруг вправо и строем фронта идти к Артуру, имея миноносцы впереди. Если бы неприятель вздумал гоняться за нами и тоже повернул бы в строе фронта и ему удалось бы вступить с нами в бой, вследствие преимуществ хода, то в удобный момент нам удалось бы пустить ему навстречу наши миноносцы, и такая атака, ввиду наступавшей темноты, должна была бы быть самой удачной. Если же противник не стал бы за нами гоняться, то, отойдя на приличную дистанцию, мы могли бы беспрепятственно перестроиться в строй кильватера, поставив крейсера впереди броненосцев, и ни в коем случае не идти по минному заграждению в строе двух кильватерных колонн, где возможность случайного попадания мины с миноносца, а также случайного взрыва мины заграждения увеличивается вдвое.

Имея в виду большое количество минных судов у неприятеля, желательно иметь при эскадре больше миноносцев (с нами был только один отряд их).

3) Диспозиция судов на рейде.

Так как броненосец «Цесаревич» не имеет сетевого заграждения (забыто при заказе), то его не следует ставить в первую линию.

В первую линию надо поставить суда, имеющие большое количество орудий мелкой артиллерии, не считая 37-мм пушек.

Броненосец «Севастополь» совершенно случайно оказался на очень удачном месте у Белого Волка (получив минную пробоину от мины заграждения, он вышел из строя и стал на якорь в неглубокой песчаной бухте у Белого Волка), так как прикрывал эскадру от подхода миноносцев со стороны берега. Хорошо было бы поставить крейсер близ Лютин Рока.

Суда должны стоять возможно дальше друг от друга, чтобы уменьшить вероятность [74] случайного попадания мины, пущенной с большой дистанции.

Желательно было бы, чтобы эскадра, ожидая минную атаку, стояла бы на таком месте, где глубина не превосходит 5–6 сажен, дабы в случае потопления одного судна было возможно меньше человеческих жертв, и затем, если не представится возможным спасти корабль, то, быть может, удастся снять с него хотя бы пушки, в которых теперь так нуждается эскадра.

4) Употребление прожекторов. Миноносец, освещенный со стороны, гораздо лучше виден, чем если бы он был освещен со стреляющего корабля. Так, я полагаю, что броненосец «Полтава», почти не светивший прожекторами, яснее видел миноносцы, чем освещавший их «Пересвет».

Желательно было бы впереди эскадры поставить суда специально для освещения, броненосцам же фонарей не открывать.

5) Отражение минных атак.

Ожидая минную атаку на якоре, суда тушат все огни и стараются укрыться темнотой, между тем на ходу, когда неприятелю, быть может не знающему курса эскадры, еще труднее найти ее — корабли зажигают не только угловые кильватерные, но и другие яркие огни с круговым горизонтом, высоко поднятые и при мгле дающие яркое зарево. В эту ночь суда эскадры горели как елки на Рождество.

Какие огни нужны эскадре при маневрировании.

Эскадра идет в строе кильватера, должна видеть флагмана и своего переднего мателота, а также знать, каким ходом идет тот и другой; следовательно, огни должны быть кильватерные и шаровые (показывающие ход). Так как флагмана должна видеть вся эскадра, то огни его должны быть яркие, у остальных же кораблей огни должны быть настолько темные, чтобы их едва можно было бы заметить с расстояния максимум пять кабельтовых.

Кильватерные огни, так как они нужны лишь заднему мателоту, имеют угловое освещение; но ведь и шаровые огни показываются всего лишь для сведения заднего мателота, значит, не имеют надобности в круговом освещении, следовательно, и их можно было бы сделать с угловым освещением. Далее, в темную ночь, когда не видно ноков реев, огонь, зажженный на малый ход, свободно может быть принят за стоп машину или за средний ход, следовательно, существующая система не вполне удовлетворяет своему назначению.

Предлагаю устроить следующее:

а) На ноках реев установить по ящику Ратьера с тремя потайными фонарями: белым, зеленым и красным. Белый пусть означает средний ход, зеленый — малый ход и красный — стоп машину, а белый и красный или в стороне на рее установленный еще один белый — задний ход.

б) На всех судах, кроме флагманского (или головного), иметь как эти огни, так и кильватерные, прикрытые промасленной бумагой того же цвета, как и лампочка, дабы уменьшить силу освещения, никому, кроме заднего мателота, не нужные.

в) На концевом корабле иметь на форштевне яркий фонарь с угловым освещением вперед, дабы флагман мог судить о растянутости линии.

Старую систему можно и не уничтожать и пользоваться ею, когда не ожидается атаки при съемке и постановке на якорь или при строе фронта, причем в светлую ночь можно заменить огни шарами.

6) Употребление снарядов разных сортов и калибров.

По принятой инструкции управления и действия судовой артиллерии в бою трубки для сегментных снарядов должны быть установлены на 1, 5 секунды, что [75] соответствует для 10-дм — 5 кабельтовым, а для 6-дм — 6 кабельтовым. Приняв во внимание коэффициент горения 1, 1, трубки были установлены на 1, 7 секунды. Но отражение первой же атаки указало на неправильность такой установки, так как дорогостоящие, могущие нанести массу вреда и хорошо направленные снаряды рвались совершенно бесполезно в воздухе на расстоянии 5–6 кабельтовых, тогда как миноносцы были в 14–18 кабельтовых.

Японские миноносцы на 5–6 кабельтовых никогда не подойдут, да и надобности не имеют, так как их мины ходят на 10 кабельтовых. Как показал опыт последней атаки, миноносцы хорошо открываются прожекторами на расстоянии 18–20 кабельтовых и не подпускались ближе 14 кабельтовых (за исключением одного — 10 кабельтовых). Следовательно, если трубки устанавливать на 15 кабельтовых (то есть на 4, 7 деления), то снаряды будут рваться своевременно, если миноносец дальше 15 кабельтовых; если же он подойдет ближе, то подействует ударное приспособление трубки, то есть снаряд не пропадет даром.

Миноносец желательно не только отразить, но и потопить. Для отражения атаки вполне достаточно, если эскадра будет стрелять из своих мелких пушек (75-мм и 47-мм), коих на многих судах имеется по 40 штук, но так как этими снарядами миноносца утопить нельзя, то орудия крупного калибра (если не все, то хоть половину их) желательно было бы скорее заряжать фугасными снарядами и держать их специально для потопления миноносцев.

С другой стороны, это избавит от непроизводительного расхода зарядов и снарядов на разряжение орудий утром выстрелом, как это делалось 11 июня, так как фугасные снаряды можно вынуть из пушек.

7) Возможность пристрелки. Тактическая и материальная часть артиллерии.

Пристрелка при отражении атак хотя и желательна, но, по-видимому, представляется абсолютно невозможной.

Определение расстояния приборами также невозможно, и пользоваться приходится одним глазомером.

Ночью во время хода в кильватерной колонне полезно увеличить промежутки между кораблями, как для удобства маневрирования, так и для уменьшения вероятности случайного попадания мины.

По приготовлении корабля к отражению минной атаки к пушкам следует подать не по две беседки, а столько, чтобы хватило на всю ночь, после чего погреба и вентиляционные трубы крепко наглухо задраиваются как по водяной тревоге; баркасы изготовляются к спуску, а на якоре их можно даже спустить и держать у борта.

Подписал старший артиллерийский офицер броненосца «Пересвет» лейтенант В. Черкасов 3-й. [76]

Однако ожидаемого собрания артиллерийских офицеров не было назначено, и нам не удалось ознакомиться с мнениями товарищей по приведенным вопросам. Взамен этого вскоре вышел приказ адмирала Витгефта:

Приказ 17 июня 1904 г. № 206

10 и 11 июня было отбито около восьми атак, частью на ходу, частью на якоре, причем мною замечено следующее:

1) На многих судах, особенно в начале атак, стрельба была нервная.

2) Часто 47-мм орудия стреляли при таких расстояниях, что снаряды не долетали и не могли долетать.

3) Когда эскадра стояла уже на якоре, большая часть миноносцев не подходила ближе 20 кабельтовых, а следовательно, не было крайности, которая заставила бы стрелять из крупных орудий.

4) На тех судах, где установка была по приказу на 10 кабельтовых, следовало бы увеличить ее, как только обнаружилось, что миноносцы открываются с расстояний больше предполагавшихся и совсем не подходят на 10 кабельтовых.

Ввиду этого считаю необходимым дать следующие указания:

а) На дисциплину огня должно быть обращено особенное внимание.

Если ведется сосредоточенный огонь всей артиллерии, то командир и артиллерийский офицер обязаны прерывать его по мере надобности для всех или для некоторых калибров, направлять, усиливать, ослаблять и корректировать, то есть держать стрельбу в своих руках. То же должны делать групповой и плутонговый командир при стрельбе по группам и плутонгам.

б) Для дисциплины огня необходимы обширные средства сообщения между командными пунктами, дальномерами и орудиями, и их следует развить, увеличивая число переговорных труб и делая соответствующие надписи на циферблатах, также должны быть применены сигналы рожком, голосовая передача, ординарцы и условные сигналы руками.

в) Сегментными снарядами стрелять только в редких случаях, делая предпочтение фугасным, и всегда начинать стрелять с установкой их на удар и переходить на дистанционную установку только после определенного расстояния.

г) Не позволять комендорам торопиться и нервничать. Стрелять только по миноносцу, который ясно виден. Спокойствие — главный залог удачной стрельбы — зависит от офицеров, руководящих комендорами, почему я обращаюсь к ним в надежде, что они приложат все усилия к тому, чтобы при следующей стрельбе сделать ее спокойной и выдержанной, а следовательно, гораздо более действительной.

Подписал контр-адмирал Витгефт.
http://militera.lib.ru/memo/russian/che … vn/01.html


Sapienti sat

Страниц: 1 2


Board footer