Страниц: 1

#1 17.05.2010 14:55:12

Старшой я
Гость




ВОЙНА В АНТАРКТИКЕ

2

В 2002-2003 гг. мне пришлось зимовать на украинской антарктической станции Академик Вернадский. Эта бывшая британская станция Фарадей (Аргентиские острова) сущетвует с 1949 г. и передана Украине в 1996. Среди оставленного англичанами имущества (изрядно растасканного хозяйственными хохлами) довольно богатая библиотека с Бллютенями Британской антарктической службы. Наряду с чисто по спейциальности я нашел несколько исторических статей по освоению Антарктики, одна из которых (Jones G.E. Protecting the Whaling Fleet during World War II // British Antarctic Survey Bulletin. 1974. No 38), посвящена плаванию британского вспомогательного крейсера «Королева Бермуд» («Queen of Bermuda»).

Вольный перевод, сделанный долгими зимними вечерами предлагаю. Сокращенный вариант под названием: Охота на китов в Антарктике  Опубликован в ж. Природа. 2004. № 1. С. 93-96. Но иллюстрации получились не очень хорошо, поэтому я вижу необходимость описать ещн раз этот малоизвестный эпизод морской войны:

АНТАРКТИЧЕСКОЕ ПЛАВАНИЕ «КОРОЛЕВЫ БЕРМУД»


… После налета «Пингвина»  (германский рейдер) в регионе (см. карту) оставалось значительное количество британских судов. Только «Южная Китобойная и Зверобойная компания» (The Southern Whaling and Sealing Co. Ltd) имела здесь 2 китобойные базы и 16 китобойцев, а компания «Южная Джорджия» (The South Georgia Co LTD) – 61 судно и обширную инфраструктуру (склады топлива, продовольствия, перерабатывающие фабрики) на островах. Для защиты китобойного флота от германских рейдеров англичане послали вспомогательный крейсер «Королева Бермуд», выполнивший эту авантюрную операцию.

http://i020.radikal.ru/1005/0d/abefb966765ct.jpg

Лайнер «Queen of Bermuda» построен в 1933 году в Англии (Vickers Armstrong, Barrow; 1933), принадлежал компании Furness Withy & Co. Ltd. и обслуживал австралийско-южноафриканскую линию. Водоизмещение 22 575 т; основные размерения 555,4 x 76,7 x 39,0 фт.; две паровые турбины 4,274 h.p. Разобран в 1967 г

http://s39.radikal.ru/i085/1005/95/a8e87ca13705t.jpg

Лайнер «Королева Бермуд» («Queen of Bermuda»)  был мобилизован за несколько дней до начала войны. Он был вооружен семью 6-ти дюймовыми и 2-мя 3-дюймовыми корабельными орудиями и в октябре 1939 года зачислен в британский флот в качестве вспомогательного крейсера. Командование (после выхода на пенсию старого капитана лайнера) было поручено Джеффри Хавкинсу (G. A. B. Hawkins). Это был высокообразованный морской офицер, который пришел в королевский флот гардемарином в 1914 году и закончил войну в 1918 г. командиром корабля “Tedworth” в 1918, когда ему было всего 22 года. 

В 1940 году “Королева Бермуд” была переоборудована в порту Дурбан. После установки вооружения крейсер некоторое время патрулировал у берегов Южной Америки, где было много германских судов. В 1941 году крейсер был послан в море Уэдделла, чтобы защитить китовый промысел от вражеского нападения. В задачу крейсера (кроме боевого патрулирования) входило собрать британские, норвежские и аргентинские китобойные суда, рассеянные на обширной акватории, отконвоировать их в безопасные порты, уничтожить китобойную инфраструктуру, которую могли бы использовать рейдеры противника. Все это было поручено судну, абсолютно не приспособленному к плаванию в суровых антарктических условиях, с частыми штормами и туманами, ледяными полями и айсбергами, с экипажем, имеющим отдаленное представление о плавании в этих практически неописанных водах. Из старого экипажа лайнера на борту остались старший помощник (Stanley Burns), получивший чин лейтенанта Королевского флота, два штурмана (сублейтенанты), штурманские ученики (гардемарины), два механика, боцман, 8 матросов и 6 военнообязанных из обслуживающего персонала. Для 450 человек, находившихся на борту, это была «в целом очень хорошая доля, знающих судно моряков» - иронически писал капитан Дж. Хавкинс в своих воспоминаниях.  Штурманский состав не имел опыта плавания в водах южнее 600 ю. ш., в условиях постоянно «блуждающего» компаса. Более того, на судне отсутствовали карты и диаграммы района плавания, которые приходилось составлять уже в рейсе. И, наконец, бывший лайнер не имел ни малейших шансов в бою с германскими рейдерами и уже тем более с настоящим боевым кораблем противника. Печальная судьба британских лайнеров, ставших крейсерами , была хорошо известна экипажу и явно не способствовала повышению его морального уровня.

Плавание «Королевы Бермуд» проходило в крайне неблагоприятных условиях. Погода, большей частью была пасмурная, отличалась низкой видимостью. Часты были и туманы, особенно в Море Уэдделла. Все время было холодно, хотя судно (каюты и топливные цистерны) было утеплено, палубные надстройки и орудия постоянно обмерзали. Сопротивление воздуха (из-за высоких бортов) затрудняло сохранение курса, однажды бортовой волной курс был изменен сразу на 100. Штурман редко видел солнце (1 или 2 дня в неделю) и определение позиции судна при блуждающем компасе и самодельных картах было весьма затрудненной. К югу от о-ва Южная Джорджия был встречен паковый лед, постоянно наблюдались айсберги. Каждый день, приблизительно до 16.00 часов гардемарины были должны составлять карту всех айсбергов, находившихся в поле зрения, чтобы судно в течение ночи, находилось с подветренной стороны от них.

“Королева Бермуд” оставила Порт Стэнли на Фолклендских Островах 20 января 1941года и взяла курс на Южную Джорджию. Переход в Антарктику был очень коротким и тяжелым. За два дня крейсер прошел бурные воды Cape Buller, Black Head, Cape Saunders and Jason Island и в бухте Cumberland East Bay обнаружил танкер «Thorshammer» (12215 т). 23 января, возле Leith Harbour, он встретил китобойную базу «Ernesto Torniquist» (6547 т). После этого крейсер взял курс на юго-восток, чтобы обойти острова Clerke Rocks и Green Island, открытые еще Джеймсом Куком. 24 января 1941 г. «Королева Бермуд» взяла юго-западный курс и, обходя айсберги, к 05.30 25 января достигла Южной Джорджии. После этого, гидрографами крейсера был проведен короткий поиск в неописанной части Cumberland East Bay, где был открыт остров Cooper . В полдень 26 января, «Королева Бермуд» приблизительно в 150 милях к юго-западу от Южной Джорджии легла на курс к Южно-Оркнейским островам. После прохождения через лед и айсберги капитан Хавкинс с расстояния 40 миль к 13.45 27 января, увидел пики, ледник и утесы Laurie Island. Вечером этого дня крейсер подошел к станции «Оркадас» . Это первая постоянная метеорологическая станция, расположенная южнее 600S. Не получив ответа на радиозапрос Азбукой Морзе, крейсер пытался высадить на берег вооруженный десант, но из-за плотного льда от этого пришлось отказаться. 28 января 1941 года «Королева Бермуд» патрулировала у мыса Фарадей. Это было беспокойное время, на неприветливом побережье, несовершенно нанесенном на карту, со штормами, айсбергами и паковым льдом.

Продолжив 29 января поиск китобойных судов, капитан Хавкинс обнаружил китобойную базу «Southern Empress» (12398 т) в районе 640S и 470W. На следующий день, приблизительно на 100 миль западнее крейсер встретил еще одну китобойную базу (фабрику) «Svend Foyn» (14795 т). Следующие 12 дней были потрачены по поиск китобойцев в районе, ограниченном координатами 64-650S и 48-500W, где холодное течение моря Уэдделла, сталкиваясь с поднятиями морского дна, создавала идеальные условия для охоты на китов. Убедившись в отсутствии кораблей противника в районе, капитан Хавкинс (в нарушение инструкций) разрешил китобойцам продолжать промысел. Крейсер, сопровождаемый тремя китобойными базами и танкером, обеспечивал промысел в течение этого срока. После чего, эта небольшая флотилия сместилась еще южнее островам Острова Джеймса Росса и заливу Erebus и Terror. Промысел китов был продолжен в северной части моря Уэдделла вплоть до 3 марта. После чего, китобойные базы и китобойцы были направлены на север, в безопасные порты.

Сама «Королева Бермуд» получила указание взять курс на Южно-Шетландские острова и острову Десепшен, где уничтожить все, что может быть полезным противнику. Крейсер должен был заминировать проливы между островами и удобные для стоянок бухты, уничтожить склады угля, нефти и продовольствия, созданные до войны китобойными судами. 4 марта «Королева Бермуд» в неблагоприятных условиях вошла в неописанный пролив возле острова Port Foster. Это был узкий (всего в два раз шире крейсера), пролив с сильным подводным течением, в который впервые вошло судно такого тоннажа. Капитан Хавкинс отмечал, что: " Вход в пролив был очень узкий со скалой в середине канала. Мы не имели карты устья, кроме двухдюймового квадрата на большой карте. Но капитан одного из обрабатывающих судов дал мне рисунок и совет о том, как войти в пролив. Это было нелегко. Когда мы отошли от острова, то вход был блокирован маленьким айсбергом, и мы были должны ждать, пока он не отдрейфовал прежде, чем мы вошли. Все было чрезвычайно трудно". Крейсер сжег склады с углем на 5 брошенных китобойных станциях, взорвал фундаменты и отливные трубы нефтяных цистерн, он которые он только пробил, но оставил нетронутыми. Эти действия проводились партиями саперов, которые высаживались с судна под прикрытием вооруженных матросов. Иногда нефтяные цистерны приходилось уничтожать артиллерийским огнем. Были заминированы наиболее удобные для стоянок бухты и проливы между островами (выставлено 163 мины). 8 марта крейсер вернулся в Порт Стэнли (Фолклендские острова), где принял почту и продовольствие.

После кратковременного отдыха и ремонта уже 12 марта 1941 года крейсер прибыл в антарктические воды, где прикрывал охоту трех баз («Lancing», «Thorshammer» и «Southern Empress») и 8 добывающих суден. В районе 620S и 520W были встречены многочисленные айсберги (61 айсберг в течение одной послеполуденной вахты), а на следующий день (63030'S) – мощный паковый лед. 25 марта 1941 г. «Королева Бермуд» достигала самой южной точки своего плавания - 66004'S. После этого беспрецедентного похода, на акватории практически не нанесенной на морские карты, «Королева Бермуд» и конвоируемые ею суда прибыли на о-в Кинг Джордж, где на хорошо защищенной бухте находилась британская база с мощной радиостанцией и администрацией. Оттуда были отправлены на север китобойцы «Sigfra», «Narval», «Foca» и «Busen 9».

Китобойное судно SIGFRA участник антарктической эпопеи
http://s51.radikal.ru/i132/1005/95/6626b1b195cbt.jpg

5 апреля, крейсер встретил, возвращающие с промысла китобойные базы и отконвоировал их во Фритаун через опасные воды (суда двигались непрерывным противолодочным зигзагом). Во Фритауне капитан Хавкинс получил новое назначение , а командование над крейсером принял А. T. C. G. Peachey.
Хотя судовые журналы обрабатывающих судов и китобойцев были утеряны, анализ уцелевших материалов (боевой журнал крейсера) показал результативные места охоты за китами в это время, что крайне важно для промысловой статистики. Это беспрецедентный (из-за негодности корабля к выполнению поставленных задач) случай полного господства на море Королевского военно-морского флота.

Экспедиционное судно ДИСКАВЕРИ. Использовалось как патрульное
http://s04.radikal.ru/i177/1005/a0/487f412fb07dt.jpg

Jones G.E. Protecting the Whaling Fleet during World War II // British Antarctic Survey Bulletin. 1974. No 38.

#2 17.05.2010 15:34:36

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3358




Вебсайт

Re: ВОЙНА В АНТАРКТИКЕ

Скукотааа...
Где, спрашивается, летающие тарелки Третьего Рейха, взмывающие ввысь из-под воды?:)


С уважением.

#3 17.05.2010 16:57:39

VenomAir
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: СПб
USS CA-30 HOUSTON
Сообщений: 1094




Вебсайт

Re: ВОЙНА В АНТАРКТИКЕ

Это беспрецедентный (из-за негодности корабля к выполнению поставленных задач) случай полного господства на море Королевского военно-морского флота.


Снимаю шляпу перед англичанами....После того, как получили пи&дюлей от немцев, отправили ЛАЙНЕР на защиту китобоев.....Да...в 1941 году у томми были проблемы с количеством боевых кораблей, а ведь они еще не воевали с японцами...


USS CA-30 HOUSTON- Next Generation
I remember the heroes of Asiatic Fleet & ABDACom
http://pacificcrossroads.net/
https://www.facebook.com/PacificCrossRoadsModels

#4 17.05.2010 22:58:28

Сумрак
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: на краю Ойкумены
Тяжелый крейсер Myoko
Сообщений: 3401




Re: ВОЙНА В АНТАРКТИКЕ

Спасибо за материал. Дополняет материалы немцев.

Одно прикольно :) .
«Thorshammer» сначала танкер, а затем китобойная база.
Тем не менее верно второе. Именно она сумела сбежать от "Пингвина" со всей флотилией, после того как к ней пришли три китобойца от "Оле Веггер" - «Пол-VII», «Глобе-VIII» и «Тораринн».

VenomAir написал:

Оригинальное сообщение #234879
Это беспрецедентный (из-за негодности корабля к выполнению поставленных задач) случай полного господства на море Королевского военно-морского флота.

Хи-хикс... :D Наверное королевские пингвины бежали в ужасе при появлении сего доблестного шипа.


Существует три типа действий: целенаправленные, вошедшие в привычку и бесцельные. Зеркало, отражающие мое видение мира, поворачивается, и то, что сперва, казалось бессмысленым, видится так, что бы признать его привычкой. То что  я полагал привычкой, теперь кажется частью великого замысла. В то время, как то, что я принимал первоначально за цель, превращается в бессмыслицу.

#5 18.05.2010 09:43:14

VenomAir
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: СПб
USS CA-30 HOUSTON
Сообщений: 1094




Вебсайт

Re: ВОЙНА В АНТАРКТИКЕ

Хи-хикс...  Наверное королевские пингвины бежали в ужасе при появлении сего доблестного шипа.

Согласен.....*DRINK*


USS CA-30 HOUSTON- Next Generation
I remember the heroes of Asiatic Fleet & ABDACom
http://pacificcrossroads.net/
https://www.facebook.com/PacificCrossRoadsModels

#6 07.06.2010 11:41:47

Старшой я
Гость




Re: ВОЙНА В АНТАРКТИКЕ

Интерес к истории Антарктиды периода второй мировой войны возник в обществе после публикации статьи «Операция «Сокрытие» к.т.н., полковника Виталия Шелепова в многотиражном издании «Совершенно Секретно» (№ 9, 1999). Речь в статье шла о том, что в разгар войны (1942) немцы создали в Антарктиде секретную базу (№ 211 или Новый Берлин с населением до 2!!! миллионов!!! человек). Там при помощи инопланетян разрабатывалось секретное оружие (ядерное, летающие блюдца и другой полный набор УФО-логических ужасов), где скрылся А. Гитлер со всей верхушкой Третьего рейха и т.п. После этого по отечественным СМИ прокатился мутный поток желтой дезы, обрастающий все новыми и все более пикантными подробностями. Не миновала чаша сия и Интернет, где авторы, никогда в Антарктиде не бывавшие, серьезно обсуждают ее проблемы. К сожалению, историки флота мало обращали внимания на этот вопрос, считая, вероятно их недостойными внимания.

После каждого возвращения из Антарктиды нам приходилось отвечать на всякие вопросы либо каким-нибудь другим образом комментировать этот бред. Поэтому наше исследование под условным названием ВОЙНА В АНТАРКТИКЕ из 6-х сообщений было призвано, в некоторой степени, заполнить этот пробел.
Сообщение 1. Предыстория. Германская экспансия в Антарктиде.
Сообщение 2. Киты и рейдеры.
Сообщение 3. Еще раз о Новой Швабии или секретные базы Гитлера в Антарктике. «А был ли мальчик»?
Сообщение 4. Антарктическая станция как признак державности.
Сообщение 5.  Корвет «Уругвай» как памятник антарктическим амбициям Аргентины.
Сообщение 6. По следам операции Табарин
Они опубликованы на украинском языке в ж-ле МОРСЬКА ДЕРЖАВА и малодоступны, особенно за пределами нашей Державы.  Я бы мог постепенно выложить наиболее интересные (на мой взгляд) моменты, да и фоторяд неплох, поскольку брался из специфических (не флотских) источников, например из Книги посетителей. В нее принято вклеивать фото прибывшего судна и я ее тупо отсканировал…
Отрывок из сообщения №2 (о плавании Королевы Бермуд в 1942 г.) собственно и открыл эту тему.  Предлагаемое сообщение в основном посвящено экспедиции ВМФ США в Антарктику под руководством адмирала Бёрда (из сообщения №3). Та самая, которую атаковали летающие блюдца, выскакивавшие из воды и водимые помесью зеленых человечков и белокурых бестий из остатков Третьего рейха.
   
На антарктической станции Академик Вернадский, где я имел возможность зимовать, хранятся два толстенных спецвыпуска National Geographic за 1947., посвященный этой экспедиции и её результатам, а также её опубликованные материалы. Эти материалы и послужили для писания и иллюстрирования. Дружеская критика приветствуется. Версии, связанный с УФО просьба не предлагать.

ИТАК:
Современный интерес к германской экспансии на 6-й континент во многом определяется возможностью существования в Антарктиде крупной и абсолютно секретной базы, на которой с помощью инопланетян разрабатывалось секретное оружие (включая лазерное, ядерное, бактериологическое оружие, летающие тарелки с орудиями линкора «Ямато»!!!), где до лучших времен скрывалась элита и руководство Третьего рейха. О желтизне этих публикаций можно судить из их названий: «Кто нагадил на Земле Королевы Мод? », «Гитлер умер в Антарктиде», «Подледный рай». Однако по мере расползания информации по такого рода статьям исчезают остатки объективности, а путаница в первичных данных и игнорирование даже известных фактов делает их серьезный анализ занятием крайне неблагодарным.
Поэтому, позволю себе тезисно изложить основные положения этих публикаций, максимально близко к первоисточникам:

«… Немцы начали исследования Южного полюса при помощи огромных!!! авианосных!!! крейсеров!!! Корабль "Швабенланд" был послан к Земле Королевы Мод, что к югу от Южной Африки, там немцы немедленно сбросили с самолетов свои флаги со свастикой и заявили права Третьего рейха на эти земли, площадь которых сопоставима с площадью Западной Европы. Они назвали эту страну Новым Швабенландом (если по-русски, то – Новой Швабией – комент. автора ). Эти крейсера совершали рейсы каждые три месяца!!!, доставляя в Антарктиду крупногабаритное оборудование, в том числе и буровое, для строительства секретной базы. А 1942 году была начата массированная тайная операция по переброске людей и материалов на секретную подземную базу в Антарктике, получившую название «Объект-51» или "База-211". Для транспортировки грузов использовались в основном «гигантские транспортные» подводные лодки из секретного соединения "Конвой фюрера". «Кроме таинственных гигантских субмарин для этих целей использовалось не менее сотни серийных подводных лодок класса «U».

На полярный материк постоянно отправлялось горнопроходческое оборудование и другая техника, в том числе рельсовые дороги, вагонетки и огромные фрезы для проходки туннелей (подводными лодками???). Были созданы солидные запасы продовольствия и боеприпасов для длительного автономного функционирования или на случай возможной осады. Охрану базы осуществляли войска СС, оснащенные новейшими подводными лодками (какими, номера, пожалуйста???), реактивными истребителями и ракетными установками с ядерными боеголовками, созданными на основе имплозивной физики. В 1945 году нацисты установили на Земле Королевы Мод на боевое дежурство 5 баллистических ракет «ФАУ-5», разработанных фон Брауном для обстрела территории США. У побережья Земли Королевы Мод действовала эскадра!!! немецких кораблей и подлодок (номера и названия оных боевых единиц???), которые безжалостно топили любое судно (названия, страна и дата потопления???), приближавшееся туда. Зачем же они защищали пустынное побережье?

О секретнейшей базе нацистов в Антарктике союзники узнали аж в 1945 году, после допросов командиров германских подводных лодок U-530 и U-997, сдавшихся властям Аргентины. В самом конце войны в порту Киль с этих лодок, входивших в т.н. Конвой фюрера, сняли торпедное вооружение и загрузили контейнерами, включая некие бронзовые ящики, с различными грузами. Корме того, субмарины приняли пассажиров, чьи лица были скрыты хирургическими повязками. 13 апреля 1945 года U-530 (командир – капитан-лейтенант Otto Wermuth), вышла из Киля. Достигнув берегов Антарктиды, 16 человек из команды соорудили ледяную пещеру и уложили ящики, содержащие реликвии Третьего рейха, в том числе документы и личные вещи Гитлера. Эта операция носила кодовое название "Валькирия-2". По ее завершении, а именно 10 июля 1945 года U-530 открыто вошла в аргентинский порт Мар-дель-Плата, где и сдалась властям.

Вторая субмарина из этого соединения – U-977 под командованием Гейнца Шеффера (Heinz Scheffer) перевезла в Новую Швабию прах Гитлера и Евы Браун (или их самих). Повторив известный путь U-530 с заходом в Антарктиду, U-977 прибыла в порт Мар-дель-Плата 7 августа 1945 г. Этот рейс, длившийся 108 суток (7656 морских миль) был отмечен своеобразным рекордом – 66 суток в подводном положении. (Этот поход хорошо документирован, так как Гейнц Шеффер написал о нём в 1952 году книгу, которая несколько раз переиздавалась, а в 2002 году была переведена и на русский язык). Еще более экстравагантные версии свидетельствуют, что подлодки из Конвоя фюрера возили на шестой континент бактериологическое оружие, следы которого в виде неизвестных вирусов и были обнаружены в 2002 г. в вечной мерзлоте?
Американское военное руководство информацию о секретной немецкой базе в Антарктике восприняло настолько серьёзно, что решило отрядить на поиски этой самой базы целый флот во главе с самым компетентным своим полярным исследователем - контр-адмиралом Ричардом Бёрдом.

Это была четвертая антарктическая экспедиция прославленного адмирала, но в отличие от первых трёх она целиком и полностью финансировалась ВМС США, что и предопределило абсолютную секретность ее целей и результатов. В состав экспедиции входил эскортный авианосец, на котором базировалось 18 самолётов и 7 геликоптёров, а также еще 12 кораблей, на которых разместилось более 4 тысяч человек. Вся операция получила кодовое название - "Высокий прыжок" ("High Jump"), что по замыслу адмирала должно было символизировать последний, завершающий удар по недобитому Третьему рейху во льдах Антарктиды...
   
           Итак, 4-я экспедиция адмирала Р. Бёрда, прикрываемая столь внушительным для простой цивильной экспедиции флотом, 1 февраля 1947 года высадилась в Антарктиде в районе Земли Королевы Мод и принялась за детальное изучение прилегающей к океану территории. За месяц было сделано около 50 тысяч фотографий, аэрофотосъёмкой было охвачено 60% заинтересовавшей Бёрда территории материка. Исследователи открыли и нанесли на карты несколько ранее неизвестных горных плато и основали полярную станцию. Но через некоторое время работы вдруг были прекращены, и экспедиция экстренно вернулась в Америку. С момента своего возвращения в США экспедиция была окружена такой плотной завесой секретности, какой не была окружена ни одна научная экспедиция подобного рода.
    Больше года никто не имел абсолютно никакого представления об истинных причинах столь поспешного "бегства" Ричарда Берда из Антарктиды. Более того, никто в мире тогда даже не подозревал о том, что в самом начале марта 1947 года экспедиции пришлось вступить в самый настоящий бой с противником, присутствия которого в зоне своих изысканий она никак не ожидала. Некоторым наиболее пронырливым газетчикам все же удалось выведать, что эскадра Берда вернулась далеко не в полном составе - у берегов Антарктиды она якобы потеряла минимум один корабль, 13 самолётов и около сорока человек наличного состава... Сенсация, одним словом!
             Кто же противостоял американской экспедиции? Согласно одним сообщениям, Ричард Бёрд якобы обронил толи в беседе с журналистами, толи на заседании очередной комиссии: “США необходимо принять защитные меры против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов, и в случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью!” Эта загадочная фраза до сих пор и подогревает слухи о немецких НЛО - аппаратах, напоминающих "летающие диски". Их вроде бы сконструировали ученые "Третьего рейха" и к концу войны эвакуировали на антарктическую базу.
          Несмотря на весомые потери с обеих сторон, база устояла, все высадки американского десанта были отражены. Только угроза немцев по радио применить ядерное оружие заставила адмирала Берда отступить. С тех пор функционирование базы стало особым государственным секретом США и СССР, которые в срочном порядке окружили этот район Антарктиды своими «научными» станциями слежения. Оружие, созданное в Швабенланде, до сих пор позволяет сдерживать агрессию натовских структур в этом регионе.

…Почти через десять лет адмирал Бёрд возглавил новую полярную экспедицию, в которой при загадочных обстоятельствах погиб. После его смерти в печати появились сведения якобы из дневника самого адмирала. Из них следует, что во время экспедиции 1947 года самолет, на котором он вылетел на разведку, принудили приземлиться странные летательные аппараты, “похожие на британские солдатские каски”. К адмиралу подошел высокий голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания. Некоторые из источников утверждают, что после этой встречи между нацистской колонией в Антарктиде и американским правительством было подписано соглашение об обмене немецких передовых технологий на американское сырье…».

Если бы подобный "договор" и на самом деле был "подписан", и у этих мифических "антарктических немцев" и на самом деле было что предложить американцам, то каким же образом, спрашивается, американцы эти самые технологии, в конце концов, использовали? Почему сами за более чем полвека, прошедших с момента "контакта" не построили хоть одной самой завалящей, пусть не летающей с космической скоростью от полюса до полюса и не способной "выныривать из-под воды", но хотя бы в чем-то превосходящей современные самолеты "летающей тарелки"? Может, напомните о каком-либо революционном промышленном прорыве в США в тот период, подпитанный общением с белокурыми бестиями и зелёнными человечками?

Существует более земная гипотеза срыва экспедиции (Бирюк, 1999) - американские корабли были атакованы … советским антарктическим флотом. Именно советская подводная лодка К-103 точным торпедным ударом отправила на дно моря американский эсминец "Мэрдок", а сталинские соколы наполовину сократили численность экспедиционной авиагруппы…
…Ряд исследователей полагает, что немецкая база в Антарктиде сохранилась до сих пор. Более того, говорят о существовании там целого подземного города под названием “Новый Берлин” с населением два миллиона человек. Основным занятием его жителей являются генная инженерия и полеты в космос. Впрочем, прямых доказательств в пользу этой версии пока никто не представил. Главный аргумент тех, кто сомневается в наличии полярной базы, – трудность доставки туда колоссального количества горючего. Аргумент серьезный, но слишком традиционный, и ему возражают: если созданы конверторы Колера (преобразователи гравитационной энергии – С.И.), то необходимость в горючем минимальна...
…Сам Адольф Гитлер умер на базе в Антарктиде в 1971 году…».

Должен отметить, что пишущая и снимающая братия никак не может отказаться от эксплуатации антарктической темы. В конце января 2006 года сначала в Интернете, затем во многих популярных украинских изданиях (Факты, Україна молода) появилось сообщение, что в составе сезонного отряда 11-й украинской антарктической экспедиции на станцию Академик Вернадский направлена съемочная группа телеканала "Інтер".  Её  возглавил руководитель студии документальных фильмов и специальных проектов Константин Стогний. Среди задач группы - съёмка документального фильма "Королевство льдов", одним из сюжетов которого будет поиск той самой загадочной базы Третьего Рейха под кодовым названием "База-211". Правда не понятно как за неделю можно найти то, что ищут уже 60 лет и там где этого не может быть в принципе (где Аргентинские острова и где Земля Королевы Мод). Разумеется, авантюра закончилась полным пшиком.

Итак, в течение войны немцы создали в Антарктике сверхсекретную базу, на которой сохранялась политическая и генетическая элита Германии и совместно с инопланетянами (как же без них) разрабатывалась сверхмощное оружие. Однако в этих версиях слишком много натяжек и логических нестыковок, не говоря просто о перекручивании фактов, которые под эти версии подгоняются. Это касается, прежде всего, инопланетян и их сверхмощного оружия.

Если в середине войны (когда ее результат уже был предопределен) А. Гитлер обладал столь решительным технологическим превосходством, то почему Германия вообще проиграла эту войну? Где были пресловутые летающие диски способные «летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью», когда армады тяжелых бомбардировщиков союзников стирали в пыль немецкие города? А где были конверторы Колера, дающие теоретически неисчерпаемый запас энергии, когда германская промышленность задыхалась в тисках энергетической блокады? Обогревали льды Антарктиды? И где, наконец, технологический отрыв США, в руки которых попало инопланетное наследство Рейха от СССР и всего остального человечества? Поэтому инопланетный фактор мы рассматривать не будем, как не имеющий никаких объективных предпосылок.

Война, как и иная человеческая деятельность, подчиняется жестким и объективным экономическим законам. Смогла ли Германия без помощи зеленых человечков создать крупную, секретную базу в суровых антарктических условиях и поддерживать ее жизнедеятельность в течение длительного времени, сохраняя при этом режим полной секретности? Поэтому для этой понимания проблемы, мы должны ответить для себя на несколько вопросов:
1.    Была ли стратегическая целесообразность создания в 1941-1942 гг. столь многолюдной базы в Антарктике, за 20000 км от Европы, где собственно и решалась судьба Рейха? Возможно ли поддержание столь высокого уровня секретности в современных условиях?
2.    Могли военно-морские силы Германии опять же без помощи зеленых человечков обеспечить сначала создание, а затем стабильное существование таковой базы?
3.    Возможно ли автономное стабильное существование 2-х миллионного города в оной секретности в крайне жестких внешних условиях ледяного континента? И что вообще могли создать немцы в Антарктиде?
Именно объективные ответы на эти вопросы (без помощи потусторонних сил) позволит положить конец «антарктическим измышлениям».
    Для начала вспомним военно-политическую обстановку к моменту принятия решения о создании базы в Антарктиде. Германии не удалось избежать главного – войны на два фронта. Вермахт потерпел первые поражения в России и Северной Африке. Судьба Германии решалась не во льдах Антарктики, а в полях России и водах Атлантики. Материальных и людские ресурсов уже стало не хватать. В этих условиях крайне сомнительна посылка значительного числа квалифицированных работников и солдат в Антарктиду, которая при всей своей привлекательности явно не решала текущих задач войны. Справедливости ради, следует отметить, что разведка союзников в Германии действовала весьма эффективно. По заявлению одного из ее руководителей (подтверждаемое перекрестными ссылками из независимых источников), британская разведка знала ежедневное положение каждой немецкой воинской части до батальона включительно. Крайне сомнительно, чтобы она проспала исчезновение большего количества элитных подразделений (СС, парашютистов, егерей), которые должны были бы оборонять базу и охранять многочисленных узников.
Существование базы такого размера, в 20 000 км от Германии и ее снабжение потребовало бы создания значительных запасов продовольствия, теплой одежды и морозостойкого топлива (чего так не хватало на Восточном фронте). Резкое увеличение их производства, масштабная мобилизация ресурсов из государственных запасов или их изъятие с оккупированных территорий, несомненно, привлекла бы внимание разведок. И если эти запасы не появляются в «белоснежных полях под Москвой», где солдаты получают награды за «Мороженое мясо» (так называли в армии знак участника сражения за Москву), а техника останавливается из-за замерзания топлива и смазки, то спрашивается – куда это все делось? Наконец, переброска снабжения и материалов для базы потребовало бы кардинального изменения грузопотоков с восточного направления на северо-западное (порты Северной Германии и Скандинавии). Юго-западное направление (порты оккупированной Франции) еще более уязвимы для разведки противника. Скрыть перевозки такого масштаба практически невозможно. Ведь кроме авиаразведки, есть разведка агентурная, есть всякого рода маки и иные деятели сопротивления, есть, наконец, местное население. Между тем, достоверно известно, что в 1941-1942 годах основные материальные и человеческие ресурсы Германии следовали в восточном направлении. Во всяком случае, примерно равная по масштабам переброска войск и техники в период подготовки операции «Цитадель» (под Курск было направлено около 1,5 млн. военнослужащих), проходившая, очевидно, в условиях не меньшей секретности, была благополучно отслежена советской (и не только) разведкой. Итак, абсолютную секретность в подготовке такого рода проекта соблюсти невозможно.

Предположим, что фюрер все-таки принимает самоубийственное с политической и экономической точки зрения решение отвлечь с полей сражения ресурсы для создания базы в Антарктиде. Предположим, что Германии удалось наскрести солдат и работников для этой цели, снабдить их продовольствием, теплой одеждой, а само мероприятие топливом, вооружением и оборудованием. И разведка союзников столь масштабные приготовления благополучно проспала. Теперь все это надо доставить за 20000 км и, учитывая особенности антарктической навигации – в крайне сжатые сроки. Самообеспечение поселения такого размера вызывает большие сомнения. Я даже готов согласиться с наличием «огромных теплых пещер» (правда их в Антарктиде пока не нашли). Все равно, строительство и поддержание жизнедеятельности антарктической станции требовало бы значительных, регулярных грузовых перевозок из Германии. Ведь нужно было, в конце концов, заменять умерших «узников», а также снабжать будущую элиту продовольствием и горючим.
Рассмотрим возможность обеспечения такой станции кораблями Кригсмарине. Начнем с авианесущих!! крейсеров, которые каждые три месяца совершали снабженческие рейсы в Антарктику.

      Во-первых, сам термин «авианесущий крейсер» возник в Советском флоте для обозначения наших авианосцев («Минск», «Баку») в середине 80-х годов и был только для него был и характерен.
       Во-вторых, количество крейсеров в небольшом германском флоте второй мировой можно пересчитать по пальцам, а и их боевая судьба хорошо известна. Ни один из них в антарктических водах замечен не был, и для целей регулярного снабжения эти корабли явно не годились. Да и авианосцев у Кригсмарине не было (недостроенный «Граф Цеппелин» не в счет). Кажется это мелочи, но некомпетентность в мелочах порождает большое недоверие ко всем материалу в целом.
Большинство авторов указывают, что кораблем снабжения был «Швабенланд» («Швабия» или «Швабенландия» в разных источниках), отметившийся в Антарктике в 1938-1939 гг. Оставим на совести авторов превращение скромного сухогруза (водоизмещением всего 16200 т) в «гигантский» крейсер, равно как упоминание его во множественном числе. Мог ли «Швабенланд» выполнить эти функции?
Человек, писавший строки о регулярном снабжении надводными кораблями, никогда не был в антарктических водах. Иначе он бы знал, что антарктическая навигация длится всего два-три месяца (январь-март). Именно в этот период проводятся все экспедиционные работы, завозка снабжения и смена полярников на станциях. Даже современные ледоколы (а у немцев в то время ничего подобного и близко не было) не рискуют бросать вызов антарктическим льдам в зимнее время. Если учесть время перехода из Германии в Антарктиду и обратно (примерно 45-60 суток в одну сторону), то любое судно могло совершить только один!!! рейс в год. И этим судном никак не мог быть «Швабенланд». В навигацию 1940 г. он уже участвовал в норвежской компании, а затем и вообще был торпедирован. Не могла заброска крупногабаритного оборудования осуществиться и в навигацию 1939 года. Две летающие лодки, запас горючего для них на 15 полетов на полный радиус, более чем годовой запас для 120 человек (на случай непредвиденной зимовки) физически исключали размещение иного груза на этом судне.

Следовательно, перевозка такого количества грузов (включая сотни тысяч узников) в крайне ограниченные сроки требовало бы одновременного выхода значительного количества судов (их количество сопоставимо с атлантическими конвоями союзников). Учитывая географические проблемы Германии (необходимость прохождения через Английский канал), «секретность» такого мероприятия крайне сомнительна, и германский флот не знает случая такого массового прорыва. Немногочисленные германские блокадопрорыватели, везшие стратегическое сырье из Японии, предпочитали прорываться по одиночке в период осенне-зимних штормов (а в Антарктиде это лето), да и потери среди них были весьма ощутимы. Единственное транспортное судно, достоверно заходившее в антарктические воды - транспорт "Альстертор", снабжавший рейдеры в 1940-1941 гг. Последние также маловероятные кандидаты на роль снабженцев.
Теперь обратимся к «мощному транспортному подводному флоту» немцев. Для выполнения поставленных задач необходимы были большие (5000 т и более) транспортные субмарины с большой автономностью, способные пересечь океан в подводном положении (требования, выполненные только на атомных субмаринах) с экипажами с опытом подледного плавания. Большинство авторов называют конкретную цифру, которая колеблется от 8 до 35 единиц. Так были ли транспортные подводные лодки у Третьего рейха?
В отличие от Первой Мировой войны, когда Германия строила специальные транспортные подводные лодки-блокадопрорыватели, во время второй мировой строительство таких лодок не осуществлялось. Самыми "грузовыми" в немецком подводном флоте были так называемые "Milchkuh" (кормилицы) - субмарины серии XIV. Они обеспечивали боевые субмарины топливом, запчастями, боекомплектом, медикаментами, продовольствием. Учитывая их дефицитность в Битве за Атлантику, эти танкера даже не использовали для обеспечения лодок Индийского океана: у них была конкретная специализация - обеспечение "волчьих стай" средних подводных лодок VII серии. Всего было построено 10 субмарин типа XIV. К 1944 году все кормилицы были потоплены, причем известны координаты гибели каждой. Т.о, они не могли быть теми "большими грузовыми субмаринами". Строительство транспортных лодок ХХ серии было свёрнуто ещё на стадии проектирования, а две первые опытные лодки этой серии были переоборудованы для транспортировки сжиженной перекиси водорода для ракет ФАУ.

К 1942 г. единственными германскими лодками с большой дальностью плавания (13500 миль) были подводные крейсера серий IXD1 и IXD2. Со второй половины 1942 года они стали единственным средством сообщения между Германией и её азиатским союзником - Японией. Два подводных крейсера серии IXD1 из-за ненадёжности их даймлер-бенцовских дизелей были переоборудованы в транспорты. Их посылали в Индийский океан дополнительно к обычным, «фронтовым» лодкам, чтобы не отвлекать последних от боевых операций против конвоев. И хотя Япония «обменялась» с Германией визитом лодок типа I-29 "Зюнсэн", основную тяжесть перевозок взяли на себя именно немецкие подводные лодки. Германские субмарины использовались для транспортировки в Японию оптических приборов, ртути, образцов оружия, немецких конструкторских разработок. В обмен эти же лодки везли из оккупированной Японией Южной Азии стратегически важное сырьё, которого не было в Германии и на захваченных ею территориях: каучук, вольфрам, молибден, олово, хинин...
    Разумеется, такие маршруты плавания предполагали прохождение субантарктическими водами (в обход Африки или Южной Америки), однако активная боевая деятельность нацистских подводных лодок  там не отмечалась. При этом если Кригсмарине не смогло обеспечить устойчивую связь с реальной Японией, то, что говорить о более далеком и навигационно более сложном районе Антарктике. Из 45 подводных лодок, которые привлекались за период войны к таким «челночным» рейсам, погибло 34. Судьба и деятельность остальных также хорошо известна, но в любом случае они никак не удовлетворяли требованиям трансантарктических перевозок.
История германского подводного флота описана в высшей степени подробно как мемуарной литературе (включая воспоминания самого К. Деница), так и в фундаментальных многотомных исследованиях (например - 4-х томное исследование Клэя Блэра, военно-морского историка, бывшего подводника) и на специальных сайтах (www.uboat.net). Судьба и деятельность каждой из 1188 германской субмарин отслежена достаточно подробно, она легко проверяется через перекрестные ссылки. Сомнительна информация о 24 подводных лодках, но это были обычные боевые лодки. В любом случае в этих серьезных работах было бы хоть какое-то упоминание о соединении "Конвой фюрера" из 35 гигантских субмарин, что-что, а транспортная эпопея секретных визитов в Японию описывается достаточно подробно... Могли ли немцы построить (разумеется, сверхсекретно) большие грузовые субмарины, да еще так, чтобы от них и следов не осталось. Не думаю - судостроительная база не позволяла. То есть, построить может и смогли бы, но обязательно бы наследили. Таким образом, не было в Кригсмарине гигантских транспортных лодок.

А как обстояли дела с подводным транспортным флотом у союзников Германии?
          Флот фашистской Италии пошел по пути переоборудования в транспортные океанских крейсерских лодок типа "Амиральо Каньи". С Германией была достигнута договоренность о строительстве транспортных подводных лодок, но к моменту начала проектных изысканий Италия уже вышла из войны. Переоборудованные в транспорта, итальянские крейсера обслуживались итальянцами вплоть до капитуляции Италии. Разумеется, в антарктических водах эти «дети Неаполя» ни разу замечены не были.
          Японский флот в начале войны также не имел транспортных подводных лодок. Впервые потребность в таких лодках возникла в конце 1942 года, когда резко возросли потери эсминцев, снабжавших островные гарнизоны в районе Соломоновых островов и Филиппин. Тогда-то и был выдан заказ на первые транспортные лодки серии J361. Это были корабли с подводным водоизмещением 1440 тонн без торпедного вооружения, но несущие одно 140-мм орудие и два 25-мм автомата. На палубе крепилось два десантных бота с 20 тоннами груза, способных выдержать давление воды на глубине 60 метров. Кроме того, 60 тонн груза и две большие надувные лодки размещались внутри корпуса. Подводные лодки J361 были знамениты тем, что у них была самая большая в японском флоте дальность подводного плавания — 120 миль при скорости хода 3 узла. Но эти лодки не оправдали возлагавшихся на них надежд и почти все были потоплены. Однако нужда в транспортных подводных лодках неуклонно возрастала по мере приближения американских войск к Японии. И уже в 1943 году Япония сосредоточила свои усилия на постройке транспортных лодок серии J101, которые при водоизмещении 370 тонн могли нести 20 тонн полезного груза. Следует отметить, что к 1943 году трения между японской армией и флотом достигли таких размеров, что армия была вынуждена сама начать строить транспортные лодки для снабжения островных гарнизонов, лишь бы не обращаться к морякам. Такие армейские лодки серий Уu1 и Уu1001 строились в больших количествах и неплохо справлялись с возложенными на них задачами. Но и они в силу своих технических характеристик никак не годились на роль антарктических снабженцев. Да и не было у Японии антарктических амбиций, свою территорию бы защитить.
          Флоты других союзников Германии (Финляндии, Румынии и… даже дружественной Испании) имели в своем составе только малые и средние подводные лодки, пригодные к прибрежному плаванию. Как потенциальные антарктические транспорты они даже не рассматриваются. В общем, необходимого транспортного флота для доставки всего необходимого на «южный курорт фюрера» не было не только у одного тысячелетнего рейха. У всего блока Оси... не было такой возможности.
    Теперь, что касается подводных лодок (U-530 и U-977), из-за которых собственно и разгорелся весь антарктический сыр-бор, и на которых Гитлер и его соратники бежали в неведомые антарктические края на подготовленную заранее базу в Новой Швабии.

    Начать с того, что обе субмарины были далеко не в лучшем техническом состоянии, особенно U-977. U-530 была построена в конце 1942 года и принадлежала к лодкам серии IXC и к 1945-му году уже не считалась новейшей. U-977 - ровесница U-530, но принадлежала к средним лодкам серии VIIC. Спущенная на воду 31 марта 1943 года в Киле, лодка три раза сталкивалась с другими судами, имела повреждения прочного корпуса и была переведена в разряд учебных. Кроме того, объём электрических батарей U-977 составлял 70 процентов от нормального. Экипажи субмарин возглавлялись командирами, не имеющими опыта самостоятельного плавания в сложных условиях. Так, Отто Вермут (U-530) принимал участие в выходах в море только в качестве вахтенного офицера. Гейнц Шеффер (U-977), хотя и имел на своём счету четыре боевых похода, в том числе к Гвинейскому заливу, но также в качестве лишь вахтенного офицера. Лодкой в самостоятельном дальнем плавании он не командовал. Поэтому думается, что, если бы Гитлер и впрямь задумал спасаться бегством под водой, то Карл Дениц предоставил бы в его распоряжение, во-первых, новую подводную лодку, а во-вторых – опытного, знающего и заслуженного командира. Тем более что и лодки нового типа и опытные подводники у «папаши» Деница еще были. Речь идет об океанских подводных лодках XXI серии, водоизмещением более 1800 тонн, которые разрабатывалась в Германии ещё с середины 1943 года. Для плавания под водой они имела шнорхель, электрические моторы и аккумуляторные батареи с несравненно большей, чем у прежних лодок, мощностью, а также ряд других крупных новшеств. По таким важнейшим боевым характеристикам, как подводная скорость, дальность обнаружения судов, глубина погружения, эта лодка стала явным прорывом военно-морской научно-технической мысли. Условия жизни в море на этой лодке несравненно отличались в лучшую сторону от прежних типов подводных кораблей.

Здесь будет к месту упомянуть, что не только служба, но и повседневная жизнь на подводных лодках в океанском плавании в годы войны была необычайно тяжёлой. И вряд ли 56-летний, полупарализованный в конце войны, Гитлер, страдавший, как известно, морской болезнью, мог перенести трехмесячный переход в море, да ещё и под водой. Я уже не говорю об изнеженной, привыкшей к деликатному обращению Еве Браун.
    И, наконец, немаловажное условие – полное отсутствие у германских подводников опыта подледного плавания. Согласитесь, в условиях Антарктиды это имеет жизненное значение. Даже в условиях Арктики германские подводные лодки старались держаться у кромки льда, не рискуя в него заходить (не то, что погружаться под лед). Впрочем, такой опыт отсутствовал у всех подводников мира, за исключением России (СССР), где подледные плавания были начаты еще в 1904 г.
    Итак, что же могло быть создано нацистами в Антарктиде? «Подледный рай» на 2 миллиона мест?
Принципиальных технических препятствий для создания подземной базы у немцев не было. Многие крупнейшие заводы, например заводы Юнкерса, были размещены под землей в проложенных тоннелях и штольнях. Подобные заводы успешно выдерживали бомбардировки авиации союзников и прекращали работу обычно только при приближении сухопутных сил противника. Но строить такие капитальные сооружения в условиях высокой подвижности антарктического ледяного щита – занятие в высшей степени рискованное. Не случайно советские полярники с Новолазаревской (оазис Ширмахера) жаловались на неточность германских карт. За 15 лет границы окружающего ледника значительно изменились, иногда на десятки километров. Кроме того, существование подземных сооружений требовало наличия довольно мощной и разветвленной системы наземной инфраструктуры и коммуникаций, которая была бы уязвима для разведки противника.

Но даже если бы база, расположенная где-то в Антарктике и существовала, остаётся в высшей степени проблематичным всё, что связано с регулярным её снабжением необходимым для повседневной жизни, прежде всего продовольствием, топливом, источниками энергии. Невозможно себе представить, что остались бы незамеченными многочисленные рейсы судов, подводных лодок, осуществляющих их обеспечение. Не менее проблематичен вопрос – может ли долго выдержать человек природно-климатические условия Антарктиды, даже если он живёт и в оазисе.
    Наиболее вероятным представляется строительство небольшой метео-радиостанции на 12-15 человек. Такие станции погоды и радиоперехвата успешно создавались и функционировали по всему арктическому побережью, часто глубоко в тылу союзников, например в Гренландии, или в советском секторе Арктике, в устье реки Лена. Часто такие станции использовались как аэродромы подскока для разведывательных самолетов или как базы снабжения для подводных лодок. Именно такая база для вспомогательных крейсеров в 1940 г. была создана в Антарктике на острове Кергелен, только роль стационарных сооружений выполнял транспорт "Альстертор". Для такой станции не нужны огромные запасы топлива, а один-два дизельгенератора вполне обеспечивают ее необходимой энергией. Существовать такая станция (если она и была) могла до 1943 г., когда ее личный состав был эвакуирован рейдером «Михель». Указываемая некоторым авторами другая дата – 1961 г. (создание станции Новолазаревская) – маловероятна.
Разумеется, и базы в Арктике были секретными, однако, имеются независимые материальные следы (от документов до остатков самих баз) их существования, чего никак нельзя сказать о Базе 211. Материальных следов ее существования не найдено до сих пор. К этому следует добавить, что в том районе Антарктиды, где якобы готовилось убежище для Гитлера, были проведены десятки научных экспедиций, здесь работали учёные из Норвегии, ЮАР, СССР, ГДР, Индии, он достаточно хорошо изучен, о присутствии здесь посланцев Третьего рейха и их зеленых друзей не может быть и речи.
    И так на основной вопрос - смогла ли Германия создать крупную, секретную базу в суровых антарктических условиях и поддерживать ее жизнедеятельность в течение длительного времени, сохраняя режим полной секретности, следует дать отрицательный ответ.

Теперь, что касается «таинственной» экспедиции Ричарда Берда по уничтожению Базы 211. Эта экспедиция достаточно хорошо описана в англоязычной литературе (изданы как научные труды, в том числе и самого Р. Берда, так и многочисленные воспоминания участников). Таинственная она только русскоязычного читателя. Но практически полное отсутствие информации в отечественной литературе объясняется не ее секретностью, а идеологическими соображениями, когда заслуг противника старались не замечать. Поэтому на самой экспедиции следует остановиться подробнее.
    Это была действительно мощная эскадра (68-е оперативное соединение ВМС США под командованием адмирала Ричарда Г. Крузена) из 13 кораблей. В ее составе числились авианосец (“Phillipines Sea”), два эсминца (“Merdock” и “Henderson”), подводная лодка (“Sennet”), два транспорта (тендера) гидроавиации (“Pine Island” и “Currituck”), штабной корабль (“Mount Olympus”), два ледокола ВМС (“Burton Island”) и береговой охраны (“Northwind”) США. Основная авиагруппа экспедиции состояла из шести геликоптёров S-46 и двадцати пяти самолетов. Среди них - 5 истребителей F-4U "Корсар", 5 реактивных штурмовиков А-21 "Вампир", 9 бомбардировщиков "Хэллдайвер" и командирский самолет «Тайгеркэт». Кроме того, в нее были включены 4 тяжелые летающие лодки Martin Marines (по две на каждом из тендеров) и 6 транспортных самолетов Douglas R-4DS, получившие неофициальное название “Flychting Lady”.
Взлетная палуба авианосца была слишком короткой для взлета тяжелых транспортных Дугласов. Поэтому применялись реактивные ускорители, ставшие впоследствии причиной основных потерь в самолетах.
    Для высадки на необорудованное побережье или лед экспедиция имела десантные амфибии, а для перевозки людей и грузов - 16-тонные трактора и около 600 ездовых собак. Всего в составе экспедиции было 4700 человек.
Флагманским кораблём руководитель экспедиции адмирал Ричард Берд избрал корабль «Маунт Олимпус». Отряд «Центральной группы» под его руководством в сопровождении ледокола, двух транспортов и подводной лодки 31 декабря 1946 года попытался пробиться в район острова Скотт. Однако ледоколы не смогли провести подводную лодку, она получила повреждения корпуса и на буксире была отведена в Веллингтон. «Центральная группа» соединения, в которую входил и авианосец, базировалась на старой зимней базе Little America. Самолёты, прибывшие на корабле, в течение двух недель совершили 29 вылетов, в том числе и 15 февраля, в район Южного полюса (100 миль в направлении «Полюса недоступности»). Второй (западный) отряд был послан на запад, в море Уэдделла, третий (восточный) — на восток от основной база, к Земле Королевы Мод. Летчики Западного отряда выполнили аэрофотосъемку береговой полосы в секторе 165—65°в.д., правда, со значительными перерывами, и в ряде случаев проникали на довольно большое расстояние к югу. Хотя для привязки заснятых объектов еще не хватало пунктов с точными географическими координатами, «западникам» все же удалось значительно улучшить карту Антарктиды. Так, на Земле Виктории, у 161—160°в. д. были открыты устье ледника Ренника и северная часть меридионального хребта Юсарп (Арктик-Инститьют). На побережье Земли Уилкса но фотоснимкам установлены очертания ледника Дибла (134°36'в. д.) и бухты Пери; в двух градусах западнее между 123 и 116° обнаружены бухта Полдинг, врезанная в шельфовый ледник, бухта Генри, а также ледники Долтон и Тоттена; заснята с воздуха бухта Винсенс и уточнена конфигурация ее южного побережья. 11 февраля пилот Дэвид Бангер увидел в 200 км от берега близ 101° в. д. свободную от снега и льда территорию: между коричневыми холмами он насчитал три сравнительно крупных озера и около 20 мелких с зеленой и голубой водой. Этот оазис площадью 1 тыс, км2 назван его именем. В трех полетах, предпринятых на юг от побережья Земли Мак-Робертсона, между меридианами 67-70° в.д. были сфотографированы на расстоянии: крупная горная группа, впоследствии названная горами Принс-Чарльз, и значительный глетчер долинного типа, позднее получивший название ледника Ламберта. Восточный отряд, руководимый Д. Дьюфеком, выполнил ряд исследовательских полетов в секторе 130—70°з.д. Его летчики засняли залив Пайн-Айленд (100°з.д.) с ледником в его вершине, покрытые льдом п-ова Кинг и Канистио, небольшой шельфовый ледник и бухты между этими полуостровами и далее к югу, т. е. уточнили очертания восточной части Берега Уолгрина. В январе 1947 г. с воздуха был зафиксирован значительный ледниковый язык у 108°30'з.д., а также покрытые льдом о. Берд и п-ов Мартин (близ 111° и 114°з.д.). В итоге отряд исправил карты берегов моря Амундсена.

В ходе экспедиции было сделано 49563 снимка более чем 800 тысяч квадратных километров внутренних районов и свыше 16000 миль береговой линии. Благодаря этой экспедиции очертания материка приняло современный вид.

То, что экспедиция имела иные от поиска мифической базы цели, говорит сама география исследований. Основная часть экспедиции (Центральная группа под командованием самого Р. Берда) отправилась отнюдь к не берегам Земли Королевы Мод (где якобы и находился Новый Берлин), а на другой конец континента – в море Росса. У берегов Новой Швабии в течение 5 дней крутился тендер “Currituck” в сопровождении ледокола “Burton Island” и эсминца“Henderson”. Две летающие лодки совершили 16 вылетов, в ходе которых проводилось аэрофотграфирование береговой линии. Разумеется, никаких следов немецких баз обнаружено не было.
Не скрывали американцы и свои потери, От пожара погиб эсминец «Мердок», было потеряно 4 боевых и 9 транспортных самолетов. Однако причиной этих потерь явились не летающие тарелки белокуро-зеленых человечков и не советские истребители, а стартовые пороховые ускорители, позволявшие тяжелым Дугласам взлетать с палубы авианосца и ледяных аэродромов и оказавшиеся опасными на холоде, а также навигационные ошибки. В частности, были брошены все «леди», которые не смогли сесть обратно на палубу. Экспедиция потеряла 42 человека (что, не много учитывая ее численность и неопытность личного состава), в основном из состава экипажа «Мердока».

И, наконец, о поспешном бегстве экспедиции из Антарктики, как одно из доказательств действий летающих тарелок. Очень странный вывод из обычной для региона ситуации. Как уже неоднократно подчеркивалось в этом сообщении, навигация в антарктических водах возможна до конца февраля, а отдельные, наиболее благоприятные годы – до середины марта. Причем ледовая обстановка может кардинально ухудшиться в течение нескольких часов. Промедление с уходом подобно смерти в буквальном смысле. Образующееся сплошное ледяное поле, укрепленное матерыми айсбергами не по зубам даже современным ледоколам. А подвижки такого льда способны раздавить корпус практически любого судна. Горе «УФО-логам» предлагаю полистать хотя бы научно-популярную литературу, описывающую, например одиссею экспедиционного судна «Михаил Сомов», затертого льдами в 1987 г., или недавнюю, 2002 года, историю с западногерманским судном «Магдалена», вывозившее российских полярников. Их пришлось эвакуировать вертолетами, а само судно бросить зимовать, так как посланные на помощь аргентинские ледоколы так и не смогли пробиться к нему. А ведь обоих случаях речь идет о специальных судах ледового класса, не чета хрупкому корпусу авианосца. Какая еще была альтернатива у американской эскадры – массовое самоубийство в стиле «а-ля Челюскин», с последующей зимовкой 4000 человек на необорудованном побережье. А то, что ледовая обстановка в период исследований была серьезной, хорошо иллюстрируют прилагаемые фотографии.

Теперь о «секретном» и «позорном» возвращении экспедиции – факты свидетельствуют об обратном. Руководство экспедиции было принято президентом США, а все участники - получили правительственные награды. Да и умер Р. Берд от прозаического инфаркта (а не в сумасшедшем доме или при иных загадочных обстоятельствах). Географическое общество США установило памятник в его честь.

Иллюстрации (в большинстве случаев перевод с оригинальных):
1. Транспортные дугласы “Flychting Lady”  на палубе авианосца
2. Взлет дугласа с палубы авианосца при помощи стартового ускорителя
3-4. “Flychting Lady” на ледовом аэродроме
5. «День нашей славы» - флаг США над Южным Полюсом. 15 февраля 1947 г.
6. Подводная лодка «Sennet» пробивается через лед
7. Ледокол береговой обороны США “Northwind”
8. Northwind проводит транспорты во льдах
9. Летающие лодки Martin Marines на борту тендера “Currituck”
10. Высадка на паковый лед непосредственно с борта судна
11. Высадка на паковый лед при помощи десантных амфибий
12. День славы и триумфа. Штабной «Маунт Олимпус» швартуется в гавани Вашингтона
13. Памятник Бёрду

http://s005.radikal.ru/i211/1006/9f/5369f80b4b20t.jpg
http://s46.radikal.ru/i112/1006/5f/76232b428fd3t.jpg
http://s05.radikal.ru/i178/1006/ed/4a6c1ea4954at.jpg
http://s59.radikal.ru/i164/1006/e2/d8f8279770a5t.jpg
http://s003.radikal.ru/i202/1006/1f/b0d528ebffbct.jpg
[url=http://s49.radikal.ru/i125/1006/ff/527019c59b5c.jpg]http://s49.radikal.ru/i125/1006/ff/527019c59b5ct.jpg
http://s003.radikal.ru/i201/1006/5e/52eec94db2f4t.jpg
http://s47.radikal.ru/i115/1006/5d/33ea03f6566dt.jpg
http://i068.radikal.ru/1006/e1/8e46a8456214t.jpg
http://s06.radikal.ru/i179/1006/47/c879940cc63at.jpg
http://s004.radikal.ru/i208/1006/85/df70436324eet.jpg
http://i064.radikal.ru/1006/76/4b5e48ba73fft.jpg
http://s46.radikal.ru/i114/1006/6f/75d44e2d8e8bt.jpg


Немного Антарктического бреда:
1. Немецкие подводные лодки и летающие диски во льдах Антарктики
2. "HAUNEBU - III" - тяжелый вооруженный летающий конус. (RENDER_RU - Другое - Бегство в Новый Берлин (HAUNEBU - III).htm)
http://s15.radikal.ru/i189/1006/8c/9a72706599a5t.jpg
http://s11.radikal.ru/i184/1006/17/3aca3d4fb9d5t.jpg

Отредактированно Старшой я (07.06.2010 12:03:44)

Страниц: 1


Board footer