Сейчас на борту: 
Chief,
grey,
iTow,
sergejj,
Вальчук Игорь
   [Подробнее...]

#1 09.06.2010 15:53:10

Старшой я
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 1945




ЛОЛИГО - секретная ? ПЛ австро-венгерского флота

О ПЕРВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ (отрывок)

Опубликовано: Игнатьев С.М. К вопросу о первых исследовательских подводных лодках // История отечественной океанологии. Калининград: Изд. КГУ, 2001. С. 87-96.

Серьезные предложения использовать подводную лодку (ПЛ, submarine) для изучения моря столь же стары, как и этот класс боевых кораблей. Они относятся к концу ХIХ-го века, когда подводные лодки стали занимать свое место в флотах большинства стран (Реданский, 1977). В качестве исследовательских предлагалось использовать как боевые подводные лодки, так и специально построенные с учетом накопленного опыта. В обширных сводках, в том числе и зарубежных, по проблемам подводных изысканий (Диомидов, Дмитриев, 1969; Риффо, 1978 и многие другие) приоритет в создании автономных обитаемых аппаратов (в частности исследовательских подводных лодок) отдается СССР. Традиционно считалось, что переоборудованием боевой подводной лодки С-148 проекта №613 в 1957-1958 гг. была создана первая исследовательская подводная лодка "Северянка". Лишь в немногих источниках пальма первенства отдается американскому "Наутилусу", на котором в 1931 г. известные полярники Губерт Уилкинс и Харольд Свердруп предприняли попытки пробиться к Северному полюсу. Однако, имеющиеся в нашем распоряжении, материалы ломают сложившиеся стереотипы. Они позволяют считать, что первой исследовательской подводной лодкой была германская подводная лодка "Лолиго" ("Loligo") - От лат. родового названия пелагического кальмара (Loligo edulis), широко распространенного в Средиземном море.

Она была построена в 1914 г. для одной из старейших морских станций в Европе - зоологической станции Берлинского аквариума, которая находилась на территории Австро-Венгрии. Зоологическая станция Берлинского аквариума (Zoologische station des Berliner Aquariums) организована в 1891 г. в г. Ровинь (Rovinj) недалеко от Триеста (Адриатическое море). Так как в 20-м веке эта территория переходила из рук в руки, то станция была частью как итальянских, так и югославских морских институтов. В настоящее время Центр морских исследований института "Ruder Buskovic" (Хорватия) (Zavodnik, 1995).

Хотя по современной классификации "Лолиго" может быть отнесен скорее к классу подводных аппаратов (Submersible), а не подводных лодок (Submarine), мы будем использовать последний термин, как применяющийся в анализируемых документах. Идея построить подводную лодку специально для исследовательских целей принадлежит немецкому зоологу и меценату д-ру Шоттлендеру, который и оплатил большую часть стоимости постройки (153 000 итальянских лир) из собственных средств. Проект был разработан фирмой Уайтхеда (Whitehead, г. Фиуме, ныне Риека) и реализован местной верфью "Danubius" (современное название "3 мая") на протяжении 1913 г.

Длина стального корпуса "Лолиго" составляла 12,4 м; ширина - 2,7 м; осадка - 2,23 м. Водоизмещение в надводном положении составило 44,1 т., в подводном - 50 т. Электромотор мощностью 30 НР обеспечивал лодке скорость в 7 уз при плавании на поверхности и 4 уз при плавании под водой. Расчетная глубина погружения "Лолиго" составляла 50 м. Экипаж исследовательской подводной лодки состоял из трех человек (командир, рулевой и механик) и трех исследователей. Для наблюдений имелось три небольших иллюминатора. Кроме того, один из естествоиспытателей мог покидать лодку в жестком скафандре через специальный шлюз. Так как "Лолиго" предназначался только!!! для исследовательских целей, то на лодке отсутствовали перископ и вспомогательный двигатель, а также навигационное оборудование. Изыскания предполагалось проводить совместно с судном-маткой, которое доставляло бы подводную лодку в район работ, обеспечивало погружения и служило плавучей лабораторией для сбора и обработки материала. Предполагалось, что первые пять лет исследовательская лодка обеспечивала бы научные проекты самого д-ра Шоттлендера (обследование мест старых кораблекрушений и поиск рыбных скоплений), после чего она поступала в полное распоряжение станции.

http://s57.radikal.ru/i155/1006/1b/b3edec124f32.jpg
Рис. 1. Исследовательская подводная лодка "Лолиго" (Zavodnik, 1987).

Подводная лодка "Лолиго" была закончена постройкой в начале июля 1914 г. Торжественная церемония крещения и спуска на воду состоялась 15 июля 1914 г. Планировалось, что после испытаний первый капитан лодки, кадровый офицер германского флота Макс Валентинер перегонит ее в Ровинь. Но начавшаяся в августе 1914 г. 1-я мировая война перечеркнула все планы. "Лолиго" был зачислен в австро-венгерского флота и возращен верфи-строителю для переоборудования. На протяжении зимы 1914-1915 гг. лодка переоборудовалась из исследовательской в боевую. На ней были установлен перископ, 2 торпедных аппарата и необходимое навигационное оборудования. Планировалось также установить бензиновый двигатель мощностью 60 л.с., доведя водоизмещение до 60 т. Использовать мини-субмарину планировалось на озере Гарда (Балакин, 1997). Но из-за загруженности верфи другими работами модернизация закончена не была, а малые размеры лодки делали ее военное использование весьма проблематичным. "Лолиго" так и не принял участия в боевых действиях, но и после войны он не вернулся к мирным исследованиям. 19 мая 1927 г. уникальная лодка была продана на слом всего за 13000 итальянских лир. Хотя "Лолиго" не совершил ни одного исследовательского погружения, он должен занять свое место истории гидронавтики.

Парадоксально, но судьба первой, специально сконструированной для исследовательских целей, подводной лодки мало взволновала научную общественность того времени. Эта уникальная подводная лодка была малоизвестна даже в Германии. Только в 1977 г. была опубликована небольшая статья (Greger, 1977), признающая приоритет Германии в создании исследовательских подводных лодок, и которая осталась практически не замеченной. Во всяком случае, в фундаментальной сводке "Подводные лодки Австро-Венгрии" (Aichelburg, 1981) только дается очень краткое описание "Лолиго" без ссылки на ее научное предназначение. А.Е. Тарас (2004) в своей сводке пишет о «Лолиго» как про сверхсекретный проект австро-венгерского флота. В специальной литературе отрывочная информация о "Лолиго" имеется в работах хорватского гидробиолога и историка науки д-ра Д. Заводника (Zavodnik, 1987, 1995).

Автор благодарен своим коллегам Д. Заводнику, М. Заферману, В. Шаляпину и В. Костриченко за представленные материалы и помощь в написании статьи.

Ажажа В. Дорогами подводных открытий. М.: Знание, 1977. 160 с.
Ажажа В.Г. Северянка – потаенное судно наук. // Вестник Российской Академии естествнных наук. – 207. _ № 2. – С. 77-84.
Ажажа В.Г., Соколов О.А. Подводная лодка в научном поиске (семь рейсов "Северянки"). М.: Наука, 1966. 110 с.
Балакин С.А. ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914-1918 / Справочник по корабельному составу // Морская коллекция. 1997. № 4 (16). 32 c.
Диомидов М.Н., Дмитриев А.Н. Покорение глубин. Л.: Судостроение, 1969. 380 с.
Доценко В.Д., Карпеев Э.П., Мельников Р.М., Русецкий И.Г. НАУТИЛУС // Морской энциклопедический словарь. Т. 2./ Под редакцией В.В. Дмитриева. Санкт-Петербург: Судостроение. 1993. С. 352-353.
Заферман М.Л. Очерки гидронавтики. Мурманск: ПИНРО, 1996. 90 с.
Кофман В.Л. ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918 / Справочник по корабельному составу // Морская коллекция. 1996. № 5. 32 c.
Реданский В. Всплыть в полынье. Мурманск, 1977. 175 с.
Реданский В. Последние мили к полюсу // Полярный круг. М. Мысль, 1988. С. 489-502.
Риффо К. Будущее - океан. Пер. с фр. Л.: Гидрометеоиздат, 1978. 272 с.
Свердруп Х. Во льды на подводной лодке. М.: Гос изд. географ. лит., 1958. 127 с.
Сверхмалые подводные лодки 1914-2004 гг. /А. Е. Тарас. - Минск: Харвест, 2004. - 248 с. (Библиотека военной истории).
Aichelburg W. Die Unterseeboote Osterreich-Ungarns. Graz: 1 Akad. Verl., 1981. 246 p.
Greger R. Loligo - ein unbekanntes deutsches Klein-U-Boot // Marine Rundsch. 1977. Vol. 3. р. 119-121.
Gierschner N. Tauchboote. Tauchfarzeuge aus aller Welt. Berlin: VEB Verlag, 1980. 310 р.
Zavodnik D. The Ships and Marine Research of Rovinj Zoological Station before 1918 // Ocean sciences: their history and relation to man. Proc. 4th Inter. Congr. Hist. Oceanogr. Hamburg, 1987. P. 214-219.
Zavodnik D. A North Adriatic centenarian: the marine research station at Rovinj // Helgolander Meeresunters. 1995. – V. 49. - P. 441-453.

 

#2 10.06.2010 00:41:58

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 604




Re: ЛОЛИГО - секретная ? ПЛ австро-венгерского флота

1

Интересная статья, но в духе времени фабула слегка подукрашена.
Полагаю, что основная заслуга в этом принадлежит г-ну Заводнику. У них, как и у нас, сейчас
история "немножко исправляется". Разница в том, что у нас - в политических целях, а у них - в коммерческих.
Официальное название этого плавсредства - "Forschungsunterseeboot" - исследовательская ПЛ. Строилась она
до войны, с указанной целью и без какой-либо особой секретности.
Вот фото начала 1914 г., на котором зафиксирован момент переноса "Loligo" c помощью крана :
http://s16.radikal.ru/i190/1006/21/592e25ade8dat.jpg
Бывшие советские люди лишь усмехнутся - какая тут секретность? У нас бы брезентами занавесились не только с моря и берега,
но и с воздуха. А окружающую среду из фотографии убрали-бы.
На следующем снимке - спуск на воду ПЛ "U 21" на верфи Уайтхеда 16.08.1916 :
http://s48.radikal.ru/i120/1006/e3/a3b8bd898718t.jpg
По доброй австро-венгерской традиции на мероприятии собралось столько народу, что на три свадьбы хватило-бы.
В левом конце причала скромно пристроилась "Loligo", на которую никто внимания не обращает.
Действительно, это была первая в мире мирная исследовательская подлодка, которая не смогла проявить себе из-за войны.
А обнародовал эту "тайну" в 1976 году известный австрийский маринист Владимир Айхельбург в книге "Маринеальбум".
На базе его же информации написана статья Игнатьева, которому большое товарищеское спасибо.
Ведь мы от него и коллеги "Старшой я"узнали историю ПЛ "Лолиго".
С неизменным уважением
Л.И.

 

#3 11.06.2010 11:02:13

Старшой я
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 1945




Re: ЛОЛИГО - секретная ? ПЛ австро-венгерского флота

г-ну Коллежскому Советнику. Спасибо на добром слове. Статья имеет продолжение по ПЛ "Наутилус"  (бывш. О-12) 1936 г. Доаольно интересный фоторяд, включая подводочные съемки. Могу выложить.

 

#4 16.07.2010 11:10:22

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 8661




Re: ЛОЛИГО - секретная ? ПЛ австро-венгерского флота

Старшой я написал:

Оригинальное сообщение #249014
Опубликовано: Игнатьев С.М. К вопросу о первых исследовательских подводных лодках // История отечественной океанологии. Калининград: Изд. КГУ, 2001. С. 87-96.

Интересно, но этот материал автором опубликован и в трудах Севастопольского института биологии южных морей им. Ковалевского.

 

#5 26.07.2010 14:06:29

Старшой я
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 1945




Re: ЛОЛИГО - секретная ? ПЛ австро-венгерского флота

В трудах ИнБЮМа не публиковал точно, дайте ссылочку

Отредактированно Старшой я (26.07.2010 14:07:28)

 

Board footer