Сейчас на борту: 
corvin13
   [Подробнее...]

#1 12.08.2010 09:46:14

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6625




Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Тема была затронута в "Истории авиации" http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 2&p=17 начиная с поста 412
Самая информативная ссылка http://www.fleetairarmarchive.net/Rollo … _1941.html
Однако информации в указанных постах и ссылках крайне мало, а в литературе подробного описания этой достаточно масштабной операции британского флота попросту не встречал. К тому же, как выяснилось, таким источникам, как Ровер, полностью доверять не стоит. Поэтому хотелось бы узнать побольше об этой "забытой" операции от начала и до конца - замысел, план, силы сторон, ход выполнения, итоги и т.п., поскольку не известно даже ее название.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#2 12.08.2010 12:47:03

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Ссылка на сайт FAA нерабочая.
Однако, краткое описание английской версии событий есть на Навал-Хистори-Нет.
http://www.naval-history.net/xDKWW2-4107-34JUL02.htm
Запись от 23 июля.
Операция имела обозначение EF. Там есть списки потерянных самолетов и их экипажей и в принципе описан нанесенный противнику ущерб.
Про замысел и планы, увы, нету. Можно предположить, что кроме прочего прикрывался переход в СССР минзага ADVENTURE.
Хоть какое-то описание самой операции с точки зрения англичан ждем от кого-то другого, я же могу дать ее видение со стороны противника.

Итак,
описания с немецкой стороны налета на Киркенес следующие:
Отчет МТЩ R.152:
В 14.35 МТЩ R.152, находившийся у маяка Хунгернесет в Бек-фьорде первым обнаружил 8 английских самолетов, летящих на высоте 1700 м. Тип был определен как Fairey Battle. МТЩ немедленно открыл огонь и заставил самолеты разбить строй, хотя попаданий не наблюдал.
Уже в 14.40 появились первые немецкие истребители. Английские самолеты после атаки на Киркенес пытались сбежать на север. R.152 наблюдал сбитый Ме.109 самолет и на полном ходу пошел к месту его падения (на широте маяка Бек), где обнаружил только обломки. Там же обнаружились летящие на высоте около 10 м 4 торпедоносца-биплана. МТЩ развернулся к ним бортом, чтобы стрелять из всех пушек, и открыл огонь, который очень хорошо лег на один самолет, отвечавший стрельбой из пулемета. Самолет ушел вверх, повернул на запад и тут же был сбит Ме.110. Второй торпедоносец успел пустить торпеду, прежде чем его смогли обстрелять, но потом его тоже сбил Ме.110.
Кроме того, с МТЩ наблюдали, как группу из 3 бипланов атаковали немецкие «штуки» (!) и два английских самолета после этого врезались в скалы, образовав столбы дыма.
Из двух последних торпедоносцев один, летевший прямо на МТЩ, был им обстрелян, теряя куски пытался уйти на запад, но в конце концов упал в воду. Самый последний подвергся нападению «штуки» и сбит после короткого боя.
Итого МТЩ наблюдал 3 торпедоносца, сбитых «штуками», 2 – сбитых Ме.110, 1 – Ме.109 и 1 сбил сам (из одного автомата пострелял даже командир корабля). Также наблюдалось, как 2 моноплана сбили Ме.110 и 1 – Ме.109.
В плен R.152 взял 2 офицеров и 1 унтер-офицера, которые показали, что взлетели с авианосца.

Отчет плавбазы МТЩ WESER:
Корабль находился на рейде Киркенеса, в бух. Лейрполлен (на СЗ от собственно города).
В 15.20 прозвучала тревога. Через пять минут с севера показались 8 самолетов, летевших на большой высоте, но вследствие огня ПВО и атаки церштереров они отвернули и скрылись за горами. В 15.35 из-за гор на востоке подлетели 6-8 торпедоносцев, которые сбросили торпеды. По ним велся огонь из 8,8-см (14 выстрелов) и из 2-см Флак 38 (носовой 40, кормовой 60 выстрелов). Кормовой Флак 38 после 60-го выстрела вышел из строя из-за разрыва снаряда в стволе.
Точное наблюдение за торпедными дорожками было невозможно, однако взрывы торпед наблюдались южнее (3 или 4) и севернее плавбазы. Прошедшие южнее торпеды могли быть нацелены как на ВЕЗЕР, так и на БРЕМЗЕ, однако взорвавшаяся последней по времени торпеда на СВ явно была сброшена после прохождения входа в гавань и была нацелена на ВЕЗЕР. Тип самолетов – бипланы, вероятно Fairey Battle (!).

Описание налета на гавань Лиинахамари из отчета МТЩ R.158:
В 15.20 внезапно в гавани раздались взрывы авиационных бомб. Командир в это время находился на берегу в 50 м от корабля. Он бегом ринулся на борт, по пути объявив тревогу. С МТЩ командир увидел, как со всех сторон вдоль склонов фьорда пикируют английские бипланы, атакующие затем на бреющем вход в гавань. МТЩ поспешно отвалил от пристани, ведя огонь, причем он отходил вместе с пришвартованным к нему бортом R.151, который отцепили только на глубокой воде. Из оставшихся на берегу моряков двое (в т.ч. командир R.151) были убиты пулеметным огнем, когда спрятались в деревянном сарае, а один ранен (от взрыва лопнули барабанные перепонки). Зигзагообразным курсом МТЩ пошли к выходу из фьорда, а самолеты, залетая за горы, разворачивались и возвращались, поливая корабли огнем из пулеметов. Из пущенных торпед в цель попали две: одна в мост (или мостки, непонятно), вторая утопила ROTVAER. Еще две торпеды наблюдались плавающими во фьорде. Плюс одна торпеда придрейфовала к причалу и R.151 огнем из 2-см автомата ее утопил. Капитан порта приказал обследовать фьорд на предмет плавающих торпед и отбуксировать таковые, но на глазах командира R.158 одну потопили зенитчики у маяка Лиинахамари. В процессе поиска обнаруживались обломки самолетов, которых, как казалось, было сбито 3 или больше. Кроме МТЩ, огонь вела также тяжелая зенитная батарея Хорле и одна 2-см зенитная батарея. Кроме МТЩ, никаких судов и кораблей в Лиинахамари не было (ну, может какие лодки-мотоботы).

Плюс ко всему этому, находившийся в Варангере для наблюдения за воздухом R.155 доложил об атаке 4 англ. истребителей, которые он отогнал огнем.
Есть еще рисунок атаки, но он больно подозрительный – по нему выходит, что англичане пускали торпеды на отходе, как будто они у них носом к хвосту были подвешены.

Ну и как известно, такой быстрый отпор англичанам над Киркенесом стал возможен потому, что перед самым налетом над Киркенесом прошел наш Пе-2 разведчик, который мимоходом кинул бомбы на порт. Немцы взлетели ему наперехват и тут подвернулись англичане.
Торпеды плавали после боя по воде не только в Петсамо, но и в Киркенесе тоже – одну даже смогли поднять. Ни одна торпеда там никакого ущерба не нанесла. В бою участвовали на самом деле 8 «штук», которые в тот момент возвращались из боевого вылета. В плен было взято 27 англичан.
Судя по записям в КТВ Адмирала Норвегии, весь этот налет был для немцев полной неожиданностью. Сообщение авиаразведки о замеченном отряде противника (10 кораблей, из них 1-2 КРЛ, 1-2 АВ) поступило вместе с сообщениями о налетах на Киркенес и Петсамо, в 17.40.

 

#3 12.08.2010 13:12:34

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6625




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #276166
Про замысел и планы, увы, нету. Можно предположить, что кроме прочего прикрывался переход в СССР минзага ADVENTURE.
Хоть какое-то описание самой операции с точки зрения англичан ждем от кого-то другого, я же могу дать ее видение со стороны противника.

Спасибо. переведу, попробую из всего найденного слепить что-то общее. Для прикрытия минзага 2 авианосца слишком жирно. скорее наоборот - минзаг шел попутно с авианосцами.
Доп. вопрос. Время в Вашей информации английское или немецкое?

Отредактированно CAM (12.08.2010 13:13:53)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#4 12.08.2010 14:15:29

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Время немецкое конечно - взято с документов, как-никак.
Я, видимо криво выразился - конечно, авианосное соединение не было прикрытием Эдвенчера. Просто я высказал предположение, что удар был нарочно приурочен к его проходу, чтобы отвлечь. Кажется, там на нем какое-то важное лицо ехало на переговоры.

 

#5 12.08.2010 14:33:24

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6625




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #276196
Время немецкое конечно - взято с документов, как-никак.

Тут я неточно задал вопрос. Немцы могли в документах использовать местное, а могли Берлинское время. англичане для Европы обычно лепят по Гринвичу. На английском сайте указано, что минзаг доставлял большой груз мин.

Отредактированно CAM (12.08.2010 14:40:05)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#6 12.08.2010 15:47:55

Cyr
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 2929




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #276166
Ссылка на сайт FAA нерабочая.

Вот рабочая.
http://www.fleetairarmarchive.net/Rollo … _1941.html


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

 

#7 12.08.2010 18:42:40

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Немцы везде и всегда использовали берлинское. От совесткого отличалось на час летом и два зимой, а про английское не знаю. Подозреваю, что на час больше.

 

#8 12.08.2010 22:13:38

Сумрак
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: на краю Ойкумены
Тяжелый крейсер Myoko
Сообщений: 3220




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #276288
Подозреваю, что на час больше.

Так и есть.


Существует три типа действий: целенаправленные, вошедшие в привычку и бесцельные. Зеркало, отражающие мое видение мира, поворачивается, и то, что сперва, казалось бессмысленым, видится так, что бы признать его привычкой. То что  я полагал привычкой, теперь кажется частью великого замысла. В то время, как то, что я принимал первоначально за цель, превращается в бессмыслицу.

 

#9 13.08.2010 23:06:57

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Как всегда, я забыл про очень хороший источник, который давно прочитал все документы, разжевал и положил по полочкам. Хорошее сжатое описание, правда может маловато подробностей с английской стороны, но...
Итак, Бернард Гомм, книжка про войну в Арктике, первый том. Отрывок из главы Атаки союзников силами надводных кораблей на немецкие пути снабжения у Полярного побережья.
"Однако, с 22 июля по 4 августа была проведена операция EF, британский воздушный налет на Киркенес и Петсамо.
Операция была взаимосвязана с переходом британского минного крейсера ADVENTURE с важным военным грузом из глубинных бомб и магнитных мин, а также с советской просьбой прервать с помощью атаки немецкое снабжение между Киркенесом и Петсамо, чтобы облегчить положение войск 14-й армии. Чтобы исключить всякие случайности, английский флот уведомил 22 июля СФ о том, что с 25 июля, с 00.00 ч. следует очистить от подлодок, наводных кораблей и самолетов район между линиями, связывающими следующие пункты: Цып-Наволок - 71°00' N - 38°00' O - 75°00' N - 38°00' O - Полярное - гловежское/финское/советское побережье до Цып-Наволока. Движение в Варангер-фьорде для кораблей и самолетов разрешалось, но самолеты не должны были вылетать в открытое море. Предназначенные для этой операции корабли с 22 по 25 июля собирались в Сейдис-фьорде, Исландия. Незадолго до 23.00 23 июля авианосцы "Отряда P" под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера (VICTORIOUS и FURIOUS), тяж. крейсера DEVONSHIRE (флагман) и SUFFOLK и эсминцы ACHATES, ANTHONY, ECHO, ECLIPSE, ESCAPADE и INTREPID вышли из Скапа в море к Беёлен (Beölen), Исландия. На следующий день была произведена попытка сбить 2 немецких самолета с помощью 2-х стартовавших с VICTORIOUS истребителей Fulmar, но она осталась без успеха. Затем соединение после полудня угодило в густой туман. При этом ЭМ ACHATES 25 июля в 3.00 был тяжело поврежден взрывом около носовой части британской мины из минного поля недалеко от Исландии, [219] причем погибло 65 человек, а ANTHONY пришлось буксировать подранка кормой вперед. После небольшой остановки во второй половине дня в Рейкъявике вечером остальные корабли прибыли в Сейдис-фьорд.
Днем позже первым вышел ADVENTURE с ЭМ ANTHONY. В 23.00 за ним последовал к тому времени дозаправившийся Отряд P, которому временами приходилось идти в плотных банках тумана. Для уклонения от немецкой воздушной разведки соединение двинулось далеко на  Север и держало курс на место встречи со стоящим в море танкером BLACK RANGER, охраняемым ЭМ ICARUS и INGLEFIELD. 28 июля ЭМ пополнили свои запасы топилва частично с танкера, частично с крейсеров.
ADVENTURE был отпущен 30 июля и отправился в Мурманск, сначала охраняемый крейсером SHROPSHIRE и ЭМ ANTHONY. Отряд P разделился на 2 группы, каждая имела ядром авианосец.
Они достигли позиции для старта самолетов в 80 морских милях на СВ от Киркенеса, в точке 71°22' N - 33°02' O, в 13.30 (державшийся до тех пор облачный покров исчез) и при этом в 13.45 СВ п-ова Рыбачий замечены немецким разведчиком He.111 – он доложил позицию противника как 69°58' N - 34°45' O. В 14.00 с VICTORIOUS стартовали 20 торпедоносцев Albacore из 827 и 828 эскадронов, а позже 12 истребителей Fulmar из 809 эскадрона – все для атаки на Киркенес. Оба торпедоносных эскадрона (12 и 9 самолетов) перебазировались на АВ только 2 и 3 июля соответственно, 12 истребителей последовали за ними 12 июля. Оставшееся время на борту использовалось для обучения пилотов.
Задачей было потопление 6 флотилии ЭМ, которая, как считалось, находится в порту, а также немецкого каботажного судоходства. В качестве второстепенной цели следовало атаковать завод железной руды в Киркенесе или нефтяные баки в Петсамо. При этом 12 стартовавших Albacore из 827 эскадрона должны были атаковать цели на восток и запад от Киркенеса и в Ланг-фьорде, в то время, как 8 стартовавших Albacore 828 эскадрона должны были разобраться со всеми остальными целями в Хоьменграа-фьорде и восточнее о. Ренё. Эскортирующие истребители должны были подкараулить вражеские истребители и поэтому сами ничего атаковать не должны были. После атаки все самолеты должны были вернуться прямо на VICTORIOUS.
Одновременно с FURIOUS стартовали 18 Albacore для атаки Петсамо и 4 Hurricane для охранения обоих АВ. Через 18 минут с обоих АВ стартовали 12 и 6 истребителей для охранения Albacore.
Налет был начат, однако, последовавшей в 15.30 высотной бомбежкой 5 бомбардировщиков советских ВВС флота (реально один Пе-2). Только что вернувшиеся из боевого вылета 8 немецких пикировщиков поэтому не стали садиться, а поучаствовали в сражении с частично подраненными к тому времени британскими самолетами.
Над п-овом Рыбачий британские самолеты забрались на высоту 900 м и разделились в соответствии с назначенными целями. Через несколько секунд после достижения берега истребители охранения были обстреляны зенитками из Киркенеса. Для отвлечения и обмана они выстрелили опознавательные немецких ВВС в виде 4 красных ракет, однако это не имела эффекта, так как цвет британских ракет был темнее немецкого и сразу был распознан. Над целью Fulmars забрались на высоту 1200 м, чтобы отвлечь туда зенитный огонь и облегчить атаку Albacore. Зенитками и перехватчиками из 6./J.G. 5 (позорная ошибка!) из состава достигшего побережья в 15.30 отряда сбито 11 торпедоносцев и 2 истребитель и повреждены все до одного остальные бипланы. Впридачу к высланным 5 ВФ 4 Me.110 и 9 Me.109 в бою участвовали находившиеся в воздухе 9 Ju. 87 (абзацем выше их было 8?). [220]
В 14.35 входивший в Бек-фьорд МТЩ R.152 примерно на высоте 1700 м заметил 8 британских самолета, которые были определены как Fairey Battle. R.152 открыл огонь, самолеты разомкнули строй, но бомб не сбрасывали. R.152 никого не сбил. В 14.40 появились первые немецкие истребители, во фьорд упал самолет, сбитый Me.109. R.152 затем пошел на место падения на широте маяка Бек-фьорда. Там прямо мимо его кормы пролетели 4 биплана. R.152 встал бортом к направлению их полета, чтобы ввести в бой все орудия. С расстояния 500 м был внезапно открыт огонь по торпедоносцам, имелись попадания. Первая машина стреляла в ответ, пули ложились позади R.152. Вскоре после этого англичанина сбил Me.109. Второй биплан получил большую дыру в крыле и был завален Me.110. Между тем мимо корабля пролетели еще 3 биплана, прелседуемые "штуками". Из них Ju.87 сбили 2 самолета.
В это время оба последних биплана полетели на корабль, который стал их обстреливать. При этом их очереди ложились очень блихко к МТЩ, а R.152 добился попаданий в мотор и плоскости одной машины. Этот самолет отвернул в 50 м от корабля, и, продолжаемый обстреливаться, так что от него отлетали куски обшивки крыльев и корпуса. Пилот пытался совершить вынужденную посадку на зап. берег фьорда у Герёлль, однако потом повернул снова в сторону моря. Вскоре после этого машина в 20 м от R.152 свалилась в воду, ее обломки были найдены. Секунды спустя пролетел последний биплан, преследуемый Ju.87. Под обстрелом он повернул на восток, но при этом был сбит "штукой". R.152 позже взял в плен 3 британских летчиков, которых спас норвежский сухогруз.
Тем временем 8 Albacore из 828 эскадрона атаковали сосредоточившмийся далее к югу немецкий конвой. Он состоял из учебно-артиллерийского корабля BREMSE, плавбазы КАТЩ BALI и пароходов SANDNAES и KARIN, и уже в 14.00 соединился для выхода в Тромсё. 35 минут спустя BREMSE пришлось вернуться в Киркенес, чтобы найти в гавани пароход KARIN. Он оказался среди остальных судов конвоя в 15.05, после чего уже BALI пришлось вернуться на одну милю к Киркенесу, чтобы проинформировать об этом BREMSE.
С каждого корабля в 15.12 увидели восемь вражеских монопланов на СЗ, курсом ЮЗ, на высоте 3000 м. Зенитки с берега их обстреливали, вслед за чем она оттянулись на СВ. В 15.15 вниз спланировали сначала 2, потом еще по меньшей мере 6 британских бипланов „Gladiator", которые атаковали конвой торпедами. Сначала были атакованы стоящие пароходы, но все торпеды прошли мимо целей, некоторые взорвались на западном берегу Бек-фьорда. Одна торпеда прошла недалеко от носа BALI. Минзаг (неправильно! ПБ КАТЩ) осбтреливала атакующие машины из 3 – 2-см зениток правого борта.
5 минут спустя последовала вторая торпедная атаки на BALI, от подходящей с кормы, с правого борта торпеды смогли увернуться, повернув руль круто на левый борт, она взорвалась на берегу. Всего на BALI насчитали 8 торпедных дорожек.
В 15.22 корабельные зенитки открыли огонь по еще 2 машинам. При этом наблюдались многочисленные попадания по одной машине, вторая была повреждена. Через две минуты многочисленные попадания наблюдались в передней части самолета. Всего BALI доложила о 2 сбитых, третья была, вероятно, повреждена. В 16.35 BALI перешла в Ренё-сунд, чтобы с помощью двух спущенных лодок спасти экипаж сбитого самолета. 2 офицера и 1 раненый унтер-офицер были доставлены с норвежского танкера VESCO. Десантная же партия нашла на упавшем самолете только трупы.
Первая группа Albacore из 827 эскадрона напала на ищущий у Киркенеса пароход KARIN учебный корабль BREMSE и стоящую на якоре на рейде Киркенеса в бух. Лейрполлен плавбазу WESER. На обоих кораблях в 15.20 прозвучала воздушная тревога. Командир WESER решил не выходить, так как относительно небольшое судно в бухте не могло быть главным объектом атаки. В 15.25 с севера на большой высоте появились 8 британских самолетов. Их отогнали зенитки и "церштереры". По атаковавшим в 15.30 с востока над горами на бреющем 6-8 британским торпедоносцам WESER выпустил 14 - 8,8-см и 100 – 2-см и тем самым затруднил точное прицеливание торпед. При этом на одном британском самолете наблюдалось попадание, а кормовая 2-см пушка вышла из строя из-за взрыва снаряда в стволе при 60-м выстреле. Из наблюдвашихся торпед южнее WESER взорвались 3 штуки на скалах, они могли быть нацелены и на BREMSE. Еще одна взорвалась к СВ, тоже на берегу, в скалах, и она предназначалась WESER. При отражении налета на BREMSE в стволе носового 12,7-см орудия разорвался снаряд, тем самым причинив легкие повреждения на баке, но обошлось без человеческих жертв. BREMSE доложил о сбросе 2 торпед по самому кораблю, от которых удалось уклониться. Затем наблюдалось 5 взрывов на скалах.
Торпедная атака второй группы этого эскадрона была направлена против судов, находившихся в гавани самого Киркенеса. Составишие костяк ПВО сторожевики NORDLICHT, POLARKREIS и TOGO отчитались о 2 сбитых. При этом на POLARKREIS вышли из строя обе 2-см зенитки (взрыв снаряда в стволе!).
С нмецкой стороны были потеряны 1 Ju.87 – сбит Albacore и 1 Me.110 – сбит Fulmar, экипаж последнего спас BREMSE.
Британские пилоты доложили о 2 сбитых Me.110, 1 Me.109 и при преследовании улетающих машин еще 1 Ju.87, а также торпедные попадания в 2 небольших торговых судна. Точно так же были преувеличены немецкие доклады о победах, в которых всего было упомянуто 31 сбитых британских машин. 17 британских пилотов попали живым в руки немцев, еще 9 погибли.
После окончания налета R.152 занял позицию на выходе из фьорда для спасения на море. В 19.00 он снова зашел в Киркенес и ссадил пленных. На следующий день R.162 в 8.20 доставил в Киркенес торпеду без боеголовки, которая застряла в скалах, R.152, R.154, R.156 предприняли в 12.45 траление в Бек-фьорде, но ничего не нашли.

С FURIOUS для атаки Петсамо стартовали 18 Albacore и 6 Fulmar. Так как в 15.20 в гавани были найдены только несколько судов, остальные торпеды применили против быстро ремонтируемых деревянных молов. Некоторые из Albacore были также вооружены бомбами, которые пилоты сбросили на топливохранилище и верфь. Экипажи стоявших там МТЩ R.151 и R.158 частично находились на берегу, командир R.151 приказал, чтобы оба экипажа покинули корабли и искали спасения на суше. Тем временем они, однако, все еще скрепленные вместе швартовыми, отчалили и разъединились только на чистой воде. Они пошли зигзагом и стреляли из всех стволов над гаванью. Один вражеский самолет исчез на горами с полосой дыма, после того, как МТЩ обстреляли его из пулеметов. В 15.40 оба МТЩ обстреляли из всех стволов и 4 снизившиеся британских истребителя.
При атаке были потеряны 1 торпедоносец и 1 истребитель, еще один истребитель еще при подлете, незадолго до достижения цели, был вынужден приводниться. Оба пилота из этого Fulmar через 48 часов достигли советских позиций на Рыбачьем в резиновой лодке.
Стоявший в сев. гавани у причала II норвежский снабженческий пароход ROTVAER утонул после торпедного попадания без потерь в людях, этот причал и шведский причал были частично уничтожены попаданиями 3 торпед. Тем не менее, причал II был пригоден для приема судов на протяжении 120 м. Все танки кроме одного были повреждены и оказались непригодными к эксплуатации, кроме того, были и другие, многочисленные повреджения. Британские пилоты здесь, кроме того, доложили о повреждении 2 небольших судов, истребители – в основном Me.109 действовали значительно менее активно, чем над Киркенесом.
После конца налета во фьорде остались качаться на волнах 2 торпеды. Одну потопил R.151, другую расстреляла зенитная батарея. Были подняты разные обломки, среди них хвостовые оперения 3 сбитых машин.
ПВО осуществлялось силами обоих МТЩ и батареи сухопутных войск Horle, все вместе заявили 4 сбитых – по одному МТЩ и по одному 8,8 и 2-см [224] зенитки. На земле погиб командир и 3 человека с R.151, а также человек с R.158, еще один был ранен. Оба МТЩ 1 августа между 8.55 и 12.10 безуспешно обыскивали гавань Лиинахамари на предмет выставленных авиамин, подозрение на которые привело к закрытию гавани и фьорда 31 июля в 10.28. Еще одно траление оба МТЩ провели ради осторожности 5 августа  в 17.20, снова обыскав гавань Петсамо и Петсамо-фьорд.
Последняя британская машина села на АВ в 18.45, которые затем отошли на север.
В качестве контрмеры после обнаружения вражеских кораблей Адмирал Норвегии попросил 5 ВФ держать контакт и информировать 6-ю флотилию ЭМ. Удержать контакт не удалось, так как британский отряд скрылся под защитой туманов на севере, а первая доложенная позиция оказалась совершенно неверной. Находившиеся в море ПЛ получили приказ, атаковать противника в случае, если он подойдет ко входу в бух. Кола и для этого оставаться на позициях. Применения ЭМ тоже не последовало, насчет чего SKL выразило сожаление. Оно также расценило налет как полный провал, главной же целью было сочтено выражение поддержки СССР через удар по немецким надводным силам.
Пасмурная погода и сильные дожди препятствовали успешному противодействию со стороны немецких ВВС в этот день.
31 июля FURIOUS передал свои боеготовые самолеты на VICTORIOUS и отправился домой из-за нехватки топлива. Соединение с VICTORIOUS было обнаружено немецкой авиаразведкой сев. Нордкапа в точке 74°00' N - 28°00' O, на курсе 330°, отход [225] другой группы в Архангельск для поддержки СССР казался таким же вероятным исходом, как и фактически производившийся отход домой. Державший контакт Do.18 был сразу после передачи им в 13.01 сообщения сбит 2 принадлежавшими FURIOUS истребителями Hurricane из эскадрона 880 A.
В тот же день советский ЭМ СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ с командиром 1-го дивизиона ЭМ, капитаном 1 ранга В.А. Фокиным, на борту, вышел в море к отметке Б. Городецкий, чтобы принять ADVENTURE. После встречи кораблей британца отконвоировали в Архангельск, куда оба прибыли 1 августа.
VICTORIOUS снова был замечен 1 августа вечером южнее о. Медвежий, на курсе Зюйд, позже зюйд-ост. С немецкой стороны не знали, собирается ли он здесь долго задерживаться, или это был краткий рейд в Северный Ледовитый океан, однако предположили последнее. Адмирал СЛО поднял перед Люфтваффе вопрос об атаке предполагаемых позиций британских танкеров в СЛО и заключил, что проводимая до сих пор авиаразведка для защиты побережтя от внезапных нападений недостаточна. Считалось возможным новое появление британских соединений.
Положение противника 2 августа для немецкой стороны было все еще неясно. Так что было решено, что, с одной стороны, стоит ждать повторения налетов авиацией при подходящей погоде и также нарушение коммуникаций. С другой стороны, Адмирал Норвегии считал возможным, что все это является прикрытием операции против о. Медвежий. В 1.10 4 августа с VICTORIOUS в точке 71°37' N - 01°20' O стартовали 3 истребителя-бомбардировщика Fulmar, нацеленные на Тромсё. Целью налета была тамошняя база гидроавиации. Британские самолеты оказались слишком далеко на юг и в 1.45 атаковали на широте Стоеннесботн, в Маланген-фьорде СКР ELSTER бомбами и бортовым оружием, причем одна машина была сбита. Она упала на о. Квалё с большим столбом дыма и 3 взрывами. Пилот при этом лишился жизни, в то время, как наблюдатель и стрелок были спасены и взяты в плен ELSTER. ELSTER доложил о двух сбитых, так как видел 2 парашюта и 2 два места их приземления. ELSTER пришлось зайти в 11.20 в Тромсё и находиться там до 12 августа для устранения полученных повреждений на верфи.
В конце концоа эта группа в 6.00 отправилась обратно. При этом INTREPID еще сбил погодный зонд. На ЭМ один человек погиб в аварии. Соединение с VICTORIOUS достигло Сейдис-фьорда 5 августа в 18.00, а Скапа-Флоу 8 августа в утренние часы.
Также 4 августа ADVENTURE снова вышел из Архангельска в Англию, до Канина Носа сопровождаемый советским ЭМ СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ, в то время как ЭМ ГРОЗНЫЙ занимался охотой на ПЛ в Белом море, до широты 66°30' N".

Сразу бросилось в глаза, что документы цитируются фактически один в один, теми же словами. Хехе. Без кавычек.

 

#10 14.08.2010 11:41:48

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6625




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #276816
Бернард Гомм, книжка про войну в Арктике, первый том.

Вот это здорово! Тысяча благодарностей!

Отредактированно CAM (14.08.2010 11:45:51)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#11 19.08.2010 09:51:51

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6625




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #276816
Задачей было потопление 6 флотилии ЭМ, которая, как считалось, находится в порту,

Вопрос. На основании каких данных строились подобные предположения. Вообще, судя по тому, что в портах серьезные цели  не были обнаружены, взаимосвязи между СФ и англичанами не было и воздушная разведка в интересах британцев не велась. И где в это время находились германские эсминцы?


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#12 19.08.2010 10:48:08

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

27 июля вечером воздушная разведка обнаружила в Варангер-фьорде курсом на Киркенес 4 ЭМ противника.
Примерно через сутки самолеты опять их обнаружили - на выходе из Варангера.
29 июля 2 ДБ-3 и 3 СБ бомбили в Киркенесе 3 ЭМ.

Сами ЭМ прибыли в Петсамо 9 июля. На первую операцию вышли 12 июля в 11.00. Какое-то время они там активно барахтались, что не могло не вызвать беспокойства у СФ. Ясно было также, что силы его перед лицом сразу пяти вражеских новых ЭМ малы.
Они не всегда были в Киркенесе, когда заходили в базы. Охранение с воздуха там считалось плохим, и именно по этой причине ЭМ ушли 25 июля в Тана-фьорд. Перед самым налетом они снова вышли в 23.00 29 июля из Тана для набега на сов. побережье, который однако пришлось отменить из-за тумана. В море они и получили сигнал об атаке К. Находились между Каниным Носом и Новой Землей, дожидаясь, когда самолеты наведут их на какой-нить пароход. После известия о налете пошли домой и разминулись с англичанами у тех за кормой.

Вопрос - кого же обнаруживала ВР? Советские летчики, как впрочем и летчики других стран, иногда очень здорово отжигали при определении типа и числа вражеских кораблей. На севере все ухудшалось постоянно гадской погодой. 27 июля АУК БРЕМЗЕ встречал в море подлодку У.451 - кроме них вроде в море никого быть не могло, только норвежские рыбаки. 28 ночью - хз, днем ушел Бремзе, вечером Шифф 4. 29.7 в Киркенесе, знаю, были 2 СКР, 1 ПЛ и 1 ГСУ. Никаких ЭМ.
Так что "ЭМ" в нужном месте постоянно обнаруживали и связь у наших с англичанами все-таки скорее всего была. Вот только качество разведки было ниже плинтуса.

Отредактированно igor (19.08.2010 10:48:46)

 

#13 19.08.2010 12:08:10

bober550
Гость




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Не совсем понятны вот какие моменты:
1. Согласно http://www.fleetairarmarchive.net/Rollo … _1941.html с "Фьюриеса" взлетели не 18 "Альбакоров" а 9+9 "Сводфишей".
2. Согласно томуже источнику атаки групп производились двумя волнами, каждая: "The strike on Petsamo saw HMS Furious dispatch 9 Albacores (817) and 3 Fulmars of 801 sqdn in one sub-flight and 9 Swordfish of 812 sqdn and 3 Fulmars of 801 sqdn in a second sub-flight". И соответственно: "The attack on Kirkenes involved HMS Victorious dispatching 12 Albacores from 827 sqdn, eight Albacores from 828 sqdn, and nine Fulmars from 809 sqdn in two sub-flights."
К сожалению по описанию атаки приведенному выше я не смог сделать вывод, как планировались атаки англичанами- единный удар обьединенных волн или две последовательные волны?

 

#14 19.08.2010 12:13:52

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6625




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Благодарю за ответ, очень конкретно. Еще вопросы. На какое взаимодействие с авиацией СФ, кроме разведки, могли рассчитывать англичане (атаки близлежащих аэродромов и т.п.) и какие силы немецкой авиации находились в этом районе

igor написал:

Оригинальное сообщение #279559
Охранение с воздуха там считалось плохим, и именно по этой причине ЭМ ушли 25 июля в Тана-фьорд.

и это при том, что район атаки находился вблизи зоны сухопутных боев и был передовым пунктом снабжения немецких войск на Севере?


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#15 19.08.2010 13:29:01

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #279589
и это при том, что район атаки находился вблизи зоны сухопутных боев и был передовым пунктом снабжения немецких войск на Севере?

Вы про немецкую авиацию на Севере совсем ничего не знаете?
Постоянно, всю войну там были жалкие огрызки, в "лучшие времена" две драные группы ягеров. В 1941 как бы не один штаффель Ме.109 и 1 Ме.110. И это на все - поддержка сух. войск, атака противника на море и защита себя любимых. О какой нормальной ПВО может быть речь?
В результате ВВС СФ бомбили Киркенес и все остальное с завидной регулярностью. Другое дело, что сил у них тоже было не навалом, и умения не много. В результате шума много, толку чуть, однако испугаться немцам хватило.

Для bober550
У Гомма, как мне кажется, описание боя с английской стороны было достаточно вторично. По опыту его описания действий советской стороны - копает глубоко, но без фанатизма, ошибок хватает. Именно по этому я уже писал, что надо бы привлечь какие-то серьезные источники с английской стороны.
Ваш конкретный вопрос разрешается, например солидной книжкой Britain's Fleet Air Arm in World War II. Действительно, 812 эскадрон имел Свордфиши.
По поводу волн: атаковавшие Киркенес самолеты были разделены на две группы, каждой выдана цель в принципе лежащая на некотором расстоянии от другой. Ланг-фьорд - ЮЗ порта, якорная стоянка вост. Ренё - соотв, СВ порта. Как мне кажется, обе группы должны были атаковать одновременно, но когда они были над Киркенесом, то оказалось, что никакого скопления судов и нем. ЭМ там нет, основная группа целей находится в устье Ланг-фьорда, да плюс в воздухе полно немцев. В результате налет прошел скомканно.
По Петсамо - видимо, там атака тоже проводилась без волн. Одновременно атаковали торпедоносы (против причалов) и бомбардировщики - портовые сооружения и большие шелловские баки для горючки. Но это я так думаю, может быть где-то есть подробный английский отчет.

 

#16 19.08.2010 14:10:10

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6625




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #279615
Вы про немецкую авиацию на Севере совсем ничего не знаете?

В 42-м она выглядела внушительно (имеется в виду ударная).


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#17 19.08.2010 14:30:51

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Ну так ведь не ударная прикрывает порты... Да и ударная в 1941 была тоже довольно хиленькая.

 

#18 20.08.2010 01:43:57

bober550
Гость




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #279615
Ваш конкретный вопрос разрешается, например солидной книжкой Britain's Fleet Air Arm in World War II. Действительно, 812 эскадрон имел Свордфиши.

Да, спасибо, мне один из счастливых обладателей этой книги это тоже сообщил :) Почему я и удивился что их не упомянули.

igor написал:

Оригинальное сообщение #279615
Но это я так думаю, может быть где-то есть подробный английский отчет.

Интересно узнать хоть в каком направлении копать, что бы найти (или убедиться в отсутствии) этот отчет.

igor написал:

Оригинальное сообщение #276166
Есть еще рисунок атаки, но он больно подозрительный – по нему выходит, что англичане пускали торпеды на отходе, как будто они у них носом к хвосту были подвешены.

А все таки, не составит труда, выложить этот рисунок? Очень прошу. Может это разные группы- одна отходит, вторая бросает торпеды?

Отредактированно bober550 (20.08.2010 01:46:28)

 

#19 20.08.2010 01:45:49

bober550
Гость




Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

igor написал:

Оригинальное сообщение #279661
Ну так ведь не ударная прикрывает порты... Да и ударная в 1941 была тоже довольно хиленькая.

Спойлер :
 

#20 20.08.2010 06:27:55

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5309




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Как пишет Марданов (первое что под руку попалось), на 22 июня 1941 у немцев на севере было 12 Ю.88 (6./KG30 ), 33 Ju-87 (IV/LG1), не больше десятка дальних разведчиков из 1.(F)/124 и 7 ближних из 1.(Н)/32, а также 22 Ме.109 из 77-й эскадры. Ну и еще полдюжины Ме.110 из дакель-штаффеля. Это на весь Полярный фронт. Якобы с июля началось усиление авиации, но только ударной, путем переброски новых бомберов. В принципе, кому сильно интересно и у кого есть время, может пошариться на сайте у Хольма и посмотреть, кто когда на севере базировался.


bober550 написал:

Оригинальное сообщение #280024
Интересно узнать хоть в каком направлении копать, что бы найти (или убедиться в отсутствии) этот отчет

Идеальное направление - нац. архив в Kew. А если книжки и журналы - я даже ж не знаю.

Теперь схемы. Их три штуки - но одна это просто карта Лиинахамари, без атаки. Две другие показывают атаку двух эскадронов на Киркенес, по одной на каждый. Я как-то на одну даже и внимания не обратил.
Атака 828 эскадрона (подозреваю, что схема из англ. источников):
http://s43.radikal.ru/i100/1008/40/61232749b322t.jpg
Атака 827 эскадрона (та самая, со стрельбой назад) - цельнотянута из КТВ 7-й флотилии МТЩ.
http://s43.radikal.ru/i101/1008/da/c925335fb134t.jpg

Источник прежний - Б. Гомм.

 

#21 28.07.2019 00:15:22

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12261




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

А есть информация - кто были те два британских летчика догребших до Рыбачьего???


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#22 29.07.2019 22:45:12

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12261




Вебсайт

Re: Атака на Петсамо-Киркинес. 1941 год.

Georg G-L написал:

#1371274
догребших до Рыбачьего???

нашел - пилот лейтенант L.H. Lee, наблюдатель суб-лейтенант G. Gorrie, радист/воздушный стрелок лид эйрмен N.F. Train


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

Board footer