Сейчас на борту: 
anton,
John Smith,
Kapral,
Prinz Eugen,
Yosikava,
Аскольд,
Борис, Х-Мерлин
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#26 03.03.2010 23:21:15

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5865




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #193957
Эти три судна Турция по-видимому желала бы продать (но не иначе, однако, как одной из дружественных с нею держав); цены, которые она надеется получить: за первое – 440000; за 2-е и 3-е – по 270000 фунт. ст.

Такие расценки ИМХО в корне меняет дело, почти миллион фунтов ст.=8 миллионов руб разово, на фоне 3 млн ежегодно на военное судостроение

http://i052.radikal.ru/1003/de/7c24b52cb10d.jpg

Отдельную роль ИМХО сыграло обсуждение программы нового кораблестроения, протекавшее как-раз в течении весны-лета 1876 в Питере. И для ЧФ и для Балтики рассматривалась постройка броненосцев по типу "Петр 1". На его фоне "турки" смотрелись слабовато, хотя оптом относительно недорого ("Петр 1" 6 млн.руб)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#27 04.03.2010 10:56:48

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Определенно не надеясь на «наши административные места и официально стоящие лица», вице-адмирал И.Ф. Лихачев между тем по собственной инициативе скоро изыскал «совершенно частное и постороннее лицо», могущее быть полезным для ведения дела «не канцелярским, а действительно секретным и частным путем», как и рекомендовал в рапорте от 19 июня. При своем отношении С.С. Лесовскому 24 июня Иван Федорович представил датированное тем же числом письмо главы банкирского дома Michel Ephrussi and Cie, размещавшегося в Париже по rue de l’Arcade, 45. Подданный Российской империи Михаил Ефрусси сообщал управляющему Морским министерством, что, узнав о ситуации с турецкими кораблями в Англии, «с должной осмотрительностью и осторожностью» навел со своей стороны справки о ценах и условиях их продажи: 400000 фунтов стерлингов за большой и по 240000 за малые, полный расчет не ранее выхода броненосцев из британских территориальных вод, 15-20% суммы авансом при заключении договора. Однако судостроительные компании находили нужным сперва достигнуть полной договоренности с турецким правительством, для точной гарантии беспрепятственной продажи, отчего в данный момент еще затруднялись утвердить последние цены и желали бы выслушать соображения покупателей, чтобы в свою очередь дать окончательные предложения турецкой стороне. Банкир писал далее Лесовскому, что пришел к соглашению с Лихачевым о своем участии в этом предприятии и если «угодно было удостоить меня доверия Вашего в этом деле и дать мне таким образом возможность оказать посильную скромную услугу моему отечеству… считал бы себя счастливым.» Судя по контексту, инициатором посредничества именно Ефрусси был российский морской агент и можно предполагать, что финансист уже сотрудничал с ним ранее в подобных делах. Ответом же на это стало краткое сообщение А.А. Пещурова И.Ф. Лихачеву от 3 августа 1876 г. о том, что все дело с приобретением броненосных кораблей «оставлено без последствий». (Там же. Л. 19-21) Что же произошло за эти дни в Санкт-Петербурге?

#28 04.03.2010 13:56:14

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

А в столице империи дело о приобретении турецких броненосцев английской постройки вышло на уровень самый высокий из возможных. Мы не располагаем сведениями, кто и когда доложил его императору, но думается, что это мог быть Константин Николаевич. Последовало высочайшее повеление включить данный вопрос в повестку дня специального Особого совещания, которое и собралось 1 августа под председательством генерал-адмирала. Высшие сановники империи, - государственный канцлер А.М. Горчаков, военный министр Д.А. Милютин, министр финансов М.Х. Рейтерн, государственный контролер С.А. Грейг, морской министр С.С. Лесовский, - должны были обсудить два предмета: предположение Морского министерства о покупке трех броненосных судов, заказанных в Англии предшествовавшим турецким султаном; записку управляющего тем же министерством о необходимости экстраординарного кредита на усиление броненосного судостроения на Балтийском и Черном морях. Причем для участия в обсуждении первого был приглашен также и посол в Турции Н.П. Игнатьев.
К сожалению, журнал Особого совещания, копия которого отложилась в использованном нами архивном деле, - не протокол и подробностей дискуссий на заседании не содержит. Какие-то дополнительные сведения вероятно можно будет почерпнуть в дневниках, переписке и воспоминаниях его участников, в специальной литературе по истории кораблестроения должна была рассматриваться вторая из тем совещания. Здесь же мы вынуждены ограничиться изложением результатов заседания: «Ввиду заявления министра финансов о настоящем неблагоприятном положении денежного рынка, представляющем весьма значительные затруднения для такой операции, как предполагаемая покупка турецких броненосных судов, сопряженная с переводом большой суммы денег за границу, предположение это признано совещанием неудобоисполнимым». Александр II утвердил журнал Особого совещания на следующий день. Прежде всего, обращает на себя внимание серьезность обсуждения вопроса с покупкой броненосцев, на высшем уровне. Далее, как видим, с точки зрения военной и внешнеполитической целесообразность и реальность претворения в жизнь этой операции сомнению не подвергалась. Причина отказа лежала в области финансов, также как и при обсуждении второго вопроса: с необходимостью усиления строительства броненосных кораблей все согласились, а Рейтерн также и с тем, что возможно потребуется выделение дополнительного финансирования. Однако в итоге совещание сошлось на том, что надо сперва проверить, нельзя ли все же перераспределить средства внутри существующего бюджета Морского министерства и «образовать нечто вроде специального фонда на усиление нашего броненосного флота». Для этого решили ревизовать смету министерства комиссией в составе Грейга, Лесовского и Рейтерна. (Там же. Л. 15-15об) Таким образом, морскому ведомству было отказано в обеих инициативах по усилению нашего флота.

#29 04.03.2010 21:48:12

von Echenbach
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Остаётся только просить найти ещё что-либо подобного. :-)
Занятная историческая статья получилась.

#30 04.03.2010 23:22:53

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Ну, до статьи тут еще работать и работать, надеюсь, что кто-нибудь заинтересуется и сделает таки. Самое же занятное, что история на этом не закончилась, как ни странно.:)

#31 06.03.2010 09:08:18

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Однако «русский эпизод» истории достраивавшихся в Британии кораблей с тем еще вовсе не окончился. Четвертого декабря 1876 г. управляющий Морским министерством получил «препровожденное по принадлежности» статс-секретарем Е.И.В. у принятия прошений князем С.А. Долгоруковым «всеподданнейшее прошение санкт-петербургского 1-й гильдии купца» Германа Молво, поданное в ноябре на высочайшее имя. Коммерсант сообщал Александру II, что фирма «Thames Iron Works and Shipbilding Company», ввиду неспособности турецкого заказчика оплатить строившийся у нее броненосный фрегат, решила продать корабль лично ему «почти вдвое дешевле» строительной стоимости, примерно по 115 фунтов стерлингов за тонну водоизмещения. Господин же Молво предлагал императору «повелеть» Морскому министерству приобрести фрегат уже у него. (Там же. Л. 25-27) В приложенной к прошению записке сообщалось, что Турция заказала вышеназванной фирме два однотипных броненосца, один из которых сдан и плавает под флагом Порты, а второй находится в лондонских доках и может быть доставлен на Балтику или к русской эскадре в иной пункт «в совершенно готовом виде», кроме орудий и боезапаса, в течение двух недель. Корабль имеет длину 332 фута, ширину 59 футов, углубление трюма 38,5 футов, осадку носом 24 фута, кормой 26 футов, водоизмещение 5350 строительных тонн. По конструкции это «central battery Ironclad» с 12-дюймовым бронированием по ватерлинии и 10-дюймовым центральной батареи, вооруженной двенадцатью орудиями по 18 тонн весом, которая однако может быть приспособлена для «пушек желаемой величины». Паровая машина на броненосце уже установлена, фирмы «Maudsley Sons and field», с двумя поршнями с обшитыми цилиндрами и наружными конденсаторами (цилиндры по 16 дюймов диаметром, ход поршня 4 фута), в 1200 номинальных и 7200 действительных сил. Скорость гарантировалась 13,5 узлов. Тактико-технические элементы заключались следующей характеристикой: броненосец построен по образцу английского «Геркулеса», но с броней большей толщины, как у «Александры». Кстати, небезынтересно было бы сравнить, насколько эти данные коррелируют как с сообщенными И.Ф. Лихачевым несколькими годами ранее проектными, так и с реальными характеристиками оконченного постройкой в начале 1878 г. корабля. Далее же шло сформулированное бизнесменом коммерческое предложение: цена – 600000 фунтов стерлингов, оплата в рассрочку через 3, 6, 9, 12 и 15 месяцев равными долями, с 5% надбавкой на рассроченную сумму, 100 000 фунтов выплачиваются наличными сразу по передаче судовых документов, остальное или срочными обязательствами Морского министерства или пятипроцентными банковскими билетами последнего выпуска. Указанные условия действительны для совершения сделки до 10 декабря 1876 г. (Там же. Л. 28-29)

Было бы очень любопытно разобраться, кем являлся этот самый купец 1-й гильдии, кого представлял и кто за ним стоял, как соотносились его действия с происходившими непосредственно в Англии событиями вокруг спущенного годом ранее на воду «Гамидие». Ведь это предложение по сути снимало все формальные причины, послужившие к отказу от него четыре месяца назад: информация и условия четкие, возможность несогласия прошлого заказчика отсутствовала, необходимости производить крупный единовременный платеж нерезидентам не было. В морском ведомстве к нему отнеслись, похоже, серьезно, очевидно не теряя надежды заполучить броненосец. Во всяком случае, в деле отложились еще два интересных документа, свидетельствующих в пользу такого предположения. Первый, без подписи, представляет собой прикидку конкретных возможностей вооружения корабля: «Продающийся турецкий фрегат построен для двенадцати 7-ми дюймовых орудий, вес этой артиллерии без станков и снарядов около 240 тонн; из принятых у нас орудий казалось бы возможным поставить на этот фрегат: 12-дюймовых – 2, 9-дюймовых – 10, 6-дюймовых – 4, всего весом до 247 тонн, или: 11-дюймовых – 4, 9-дюймовых – 8, 6-дюймовых – 4, всего весом до 246 тонн. В первом случае можно употребить на это вооружение две 12-дюймовые пушки, изготовляющиеся на Обуховском заводе, которые он вероятно в состоянии дать в июне месяце. 9-ти дюймовые орудия взять с мониторов, поставив вместо них на мониторы прежние короткие 9-ти дюймовые крупповские пушки, 6-ти дюймовые взять с деревянных судов. В втором случае четыре 11-дюймовые пушки потребовать от Обуховского завода, который готовит значительное число их для военно-сухопутного ведомства и при сохранении мира с Англией, сухопутное ведомство вероятно не встретит препятствий дозволить заводу взять эти четыре орудия из числа приготовляемых им к навигации для вооружения Кронштадтских крепостей, 9-ти и 6-ти дюймовые орудия употребить те же, как и в первом случае.» (Там же. Л. 30-30об) Второй, датированный 5 декабря, есть записка с расчетами  стоимости трех броненосных кораблей, следующего содержания: турецкий корвет стоит 360 руб/тонна против 447 руб/тонна у «Генерал-адмирала»; на предлагаемые турецкие корабли цены по данным Лихачева 400 и два по 243 тыс. ф. ст. соответственно, по Ефрусси 400 и два по 240, по Молво 600 за фрегат с рассрочкой и другими условиями, по представлению судостроительной фирмы за фрегат 443 тыс., без артиллерии и запасов. (Там же. Л. 22-24) Как видим, о цене запрашивалась и непосредственно британская верфь. Тем не менее, все эти предположения ими так и остались – на цитированном выше отношении С.А. Долгорукова С.С. Лесовскому находим резолюцию от 6 декабря 1876 г.: «Его величество изволил повелеть предложение отклонить».

#32 06.03.2010 10:16:53

komo78
Лейтенантъ
let
Сообщений: 1088




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Жаль что россия не купила, а то можно было дождатся отправки в средиземку эскадры из турецких кораблей и бронефрегатов русских предназначеных для рейдерства, то го же генерал-адмирала и прочих. А то еще и петра велико в авральном режими достроили и отправили. Глядиш и произошло бы кроме лисы еще одно сражение броненосных флотов. А то что то не сильно богато сражений произошло, броненсцев против броненосцев в 19 веке, лисса, сантьяго, ну и во время гражданской войны в америке и стычев в латинской америке.

#33 10.03.2010 17:53:16

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Кто знает, кто знает… Там уже чисто технические факторы решали бы дело – как скоро сумели бы вооружить, снабдить и главное освоить личным составом эти корабли, сделать их реально боеспособными.

На эту историю интересно накладывается также внешнеполитическая матрица.:) Обсуждение приобретения броненосцев в с июня и Особое совещание 1 августа 1876 г. – в рамках дискуссий о дальнейшем поведении России в балканском кризисе, после объявления Сербией и Черногорией войны Турции в середине июня и последовавшего 27 июля объявления Александром II официального разрешения русским офицерам выходить в отставку и отправляться туда для участия в боевых действиях, то есть первого шага правительства в сторону от политики строжайшего нейтралитета. То, что предложения по инвестированию в достаточно затратные и долгосрочные меры по усилению военно-морского флота не были одобрены тогда, следует очевидно рассматривать в контексте серьезных колебаний и противоборства самых разных мнений в высших чиновных кругах, от уверенности в неизбежности войны (Обручев, Милютин) до желания избежать ее любой ценой (Горчаков). Император лично тоже еще ничего не решил, что не удивительно: мы имели только весьма туманное Рейхштадтское соглашение с Австро-Венгрией, конца июня, фактически на словах и до того секретно, что о нем не знал например даже посол в Турции Игнатьев, неопределенную позицию других великих держав, непонятную пока ситуацию на турецко-сербско-черногорском фронте. Только позднее, когда последняя стала ухудшаться, император принял в сентябре решение о начале мобилизации сухопутной армии, одновременно был инициирован процесс новых переговоров с австрийцами, который только 3 января 1877 г. привел к подписанию Будапештской конвенции, четко гарантировавшей нейтралитет двуединой монархии при русско-турецкой войне и обязательство воспрепятствовать вмешательству в нее третьих стран – взамен за Боснию и Герцеговину. Фактически, вопрос начинать или не начинать войну с Портой стало возможно конкретно решать в Петербурге только после этого договора. Вторичное возникновение вопроса об усилении нашего флота, на рубеже ноября-декабря 1876 г., можно связать с близившимся окончанием сербско-турецкого двухмесячного перемирия, ставшего результатом российского ультиматума Стамбулу от 18 октября, который спас братьев-славян от военного разгрома. Что может последовать потом – никто не знал. На решительность личного повеления Александра II оставить попытку приобретения кораблей в Англии тогда могло повлиять грядущее в декабре в турецкой столице открытие конференции держав – гарантов Парижского мира, где была предпринята решительная попытка договориться с Лондоном, в правящих кругах которого единства по политике в Восточном вопросе также совсем не было. В этих условиях подобная операция с турецкими броненосцами могла все испортить, дав лишний и серьезный козырь британским «ястребам». Увы, из этой попытки ничего не вышло, что, похоже, окончательно сделало для Петербурга войну вопросом времени. Причем временные маркеры были вполне четкие: окончание переговоров России с Румынией и ситуация на турецко-сербских мирных переговорах. То и другое уже вполне прогнозировалось и увязывалось с военными приготовлениями. Поэтому где-то даже и не удивительно, что в начале 1877 г. в создавшихся условиях последовала третья попытка заполучить достраивавшиеся в Англии турецкие броненосцы.:)

#34 15.03.2010 17:47:56

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Итак, в начале января 1877 г. Морское министерство получило новое предложение о перепродаже трех турецких броненосных кораблей, на этот раз от английского торгового дома Rowland Hazard and Company. Несмотря на последовавший ранее двукратный недвусмысленный отказ на высочайшем уровне, генерал-адмирал счел, что сложившиеся к этому времени внешнеполитические обстоятельства делают для империи крайне невыгодным усиление турецкого флота и своей властью дал распоряжение вице-адмиралу С.С. Лесовскому вызвать представителя фирмы в Петербург для переговоров. Поскольку особых надежд на предоставление финансирования в морведе не питали, возникла идея получения займа в Северо-Американских Соединенных Штатах, с чем управляющий Морским министерством и отправился лично на беседу к министру финансов. Разговор, видимо, состоялся не слишком обнадеживающий, так как М.Х. Рейтерн обещал лишь запросить российского посла в Вашингтоне о такой возможности для приобретения турецких кораблей, «признаваемых нужными в настоящих обстоятельствах», одновременно высказав мнение, что любые переговоры следует начинать исключительно после положительного решения денежного вопроса. Похоже вице-адмирал на этом и успокоился, быть может получив устно вполне определенные неофициальные разъяснения коллеги – средств все равно нет и не будет. Однако великий князь определенно не одобрил позицию обоих и Степан Степанович вынужден был направить Михаилу Христофоровичу письмо уже вполне формальным образом, в котором сообщил, что по его мнению между переговорами о приобретении кораблей и зондажом насчет гипотетического иностранного займа «нет непосредственной связи», потребовав дать определенный ответ, может ли Морское министерство рассчитывать на получение денег непосредственно из казны, если договоренность с продавцом будет достигнута (РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1156. Л. 2-4). Рейтерн отозвался того же дня и столь же официально: не преминув напомнить, что высочайше утвержденным 2 августа прошлого года журналом Особого совещания вся эта операция вообще признана невозможной, министр указал, что неблагоприятное положение с финансами с тех пор лишь только усугубилось, соответственно и его мнение по данному поводу осталось неизменным. «За сим имея в виду, что по полученной от посланника нашего в Вашингтоне секретной телеграмме, американцы вовсе не изъявляют готовности произвести нам денежные авансы, я полагал бы предположение о покупке трех турецких броненосцев и в настоящее время отклонить.» Лесовский немедленно доложил ответ Константину Николаевичу. (Там же. Л. 1а-1б). Генерал-адмирал министру финансов не внял и в результате мы имеем еще более двух десятков листов переписки преимущественно на французском языке между высшими должностными лицами российского морведа и главой «торгового дома» полковником Гозардом, как он именовался в наших документах. В принципе это уже не особенно интересно, хотя обстоятельства носили временами характер вполне шпионского романа – с условным языком, шифрами и тому подобное. Единственный раз, 11 февраля, управляющий Морским министерством снова вынужден был обратиться к Рейтерну письменно, как раз по достижении неких промежуточных результатов, а именно двух условий: при разрыве с Турцией броненосцы передавались русским командам в одном из портов САСШ, средства же на приобретение – 550 тысяч фунтов стерлингов, планировалось все же получить в виде американского кредита. Соответственно, С.С. Лесовского интересовало когда мы могли бы такой заем вернуть. Михаил Христофорович опять оперативно ответил тем же числом: «Спешу уведомить Ваше превосходительство, с возвращением письма г. Hazard, что 550 т. ф. могли бы быть возвращены через 3 года после сдачи судов, с начетом процентов по 5 на 100 в год; но долгом считаю присовокупить, что, по моему мнению, лучше было бы вовсе прекратить переговоры по этому делу.» Генерал-адмирал на это велел «при дальнейших сношениях иметь ввиду заключение министра финансов.» (Там же. Л. 20-21об) В итоге переговоры не вышли «из-под шпица» и окончились ничем в последний раз.

#35 17.08.2010 22:43:10

Вик
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 2978




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

komo78 написал:

Оригинальное сообщение #195913
можно было дождатся отправки в средиземку эскадры из турецких кораблей и бронефрегатов русских предназначеных для рейдерства

А вот это сомнительно. Даже находящегося в Средиземном море Князя Пожарского не использовали, опасаясь дипломатических осложнений, в первую очередь, с Англией при развертывании крейсерских операций в Средиземном море.

#36 19.08.2010 12:47:08

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Ну, если бы незадолго до войны операция по приобретению в Англии и переходу оттуда в Россию турецких кораблей состоялась, возможно и риски с дипломатическими осложнениями оценивались бы по-иному. Но это уже чистой воды "альтернативщина".:)

#37 19.08.2010 15:35:13

Вик
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 2978




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #279603
если бы незадолго до войны операция по приобретению в Англии и переходу оттуда в Россию турецких кораблей состоялась, возможно и риски с дипломатическими осложнениями оценивались бы по-иному

Сомнительно. Пожарского было чем подкреплять с Балтики для крейсерских операций, но этого также не было сделано по той же причине, из-за опасений дипломатических осложнений.

#38 19.08.2010 17:57:36

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Да дело не том, что турецкое "железо" столь усилило бы нас чисто количественно/технически. Просто удачный исход обсуждаемой операции перед самой войной мог способствовать иной точке зрения принимавших решения в Петербурге на вероятие "дипломатических осложнений".

#39 19.08.2010 23:56:40

Вик
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 2978




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #279787
Просто удачный исход обсуждаемой операции перед самой войной мог способствовать иной точке зрения принимавших решения в Петербурге на вероятие "дипломатических осложнений"

Не знаю, не знаю... Честно говоря, не вижу связи между покупкой кораблей и реакцией на заявление Англии о зонах, в которых она считает неприемлемым ведение боевых действий.

#40 20.08.2010 00:11:57

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Ну, Англия - она ведь не монолитное целое, даже пожалуй гораздо менее чем большинство других великих держав Европы, в смысле механизма принятия внешнеполитических решений. Соответственно, совершись приобретение именно этих кораблей именно в тех условиях, в принципе возможное только с молчаливого одобрения высшего руководства королевства, - неизбежно возник бы вопрос насколько оно реально было бы готово силой претворить в жизнь и вышеуказанное заявление. В реальности наши посчитали, что готово. А как было бы, имей Петербург перед глазами реально совершившимся обсуждаемый пример - бог весть. Но, повторюсь, это уже всё ненаучная "альтернативщина".

#41 20.08.2010 18:25:56

Вик
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 2978




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #279992
Соответственно, совершись приобретение именно этих кораблей именно в тех условиях, в принципе возможное только с молчаливого одобрения высшего руководства королевства

Представляется, что купить корабли было вполне реально.
Но это совершенно не исключает английского заявления о зонах, в которых она считает неприемлемым ведение боевых действий.
А реакция российского руководства на англ. заявление даже после покупки кораблей - тайна сия великая есть. Мне думается, что была такой же, как в реале. А там, как знать.

Отредактированно Вик (20.08.2010 18:27:13)

#42 20.08.2010 23:42:39

konstantyn_lvk
Гость




Re: О планах приобретения турецких кораблей в Англии, 1876 г.

Вик написал:

Оригинальное сообщение #280258
Но это совершенно не исключает английского заявления о зонах, в которых она считает неприемлемым ведение боевых действий.

Разумеется.

Вик написал:

Оригинальное сообщение #280258
А реакция российского руководства на англ. заявление даже после покупки кораблей - тайна сия великая есть.

Конечно.

Вик написал:

Оригинальное сообщение #280258
А там, как знать.

Скажем так - удачный исход истории с приобретением турецких кораблей в Англии перед самой войной сильно добавил бы основательности аргументам сторонников более активных действий по обсуждаемому вопросу в российских правящих кругах, по сравнению с тем, что было в реальности. А там, безусловно, как знать.:)

Страниц: 1 2


Board footer