Вы не зашли.
"Наиболее драматическим событием кампании 1943-го года стало нападение «стаи» «Викинг-2», включавшей U-601, U-703 и U-960, на арктический караван ВА-18. 28 сентября этот конвой в составе транспортов «Андреев», «Моссовет», «Архангельск», «Сергей Киров», в сопровождении минного заградителя «Мурман» и двух мобилизованных тральщиков, вышел со стоянки у островов Комсомольской Правды (море Лаптевых). На судах находилось американское оборудование для норильского никелевого комбината НКВД. К сожалению, спустя двое суток отряд был обнаружен U-960. В результате первой же атаки погиб «Архангельск» (2480 брт). Поскольку торпедный след не был замечен, командир конвоя капитан 3 ранга В.В.Похмельное решил, что судно подорвалось на мине, и ограничился всего лишь сменой курса. Сохраняя радиомолчание, командир конвоя не стал докладывать о происшествии и просить подкреплений, хотя капитаны охраняемых им гражданских судов пользовались радиосвязью совершенно открыто. Спустя час субмарина безуспешно атаковала транспорт «Моссовет». Новых попыток напасть на суда в этот день не предпринималось, но в течение ночи впереди по курсу каравана сосредоточилась уже вся «стая». В ранние часы тральщик Т-886 обнаружил подводную лодку в надводном положении, которая, воспользовавшись преимуществом в скорости хода, спокойно удалилась. Днем U-703 из-под воды потопила пароход «Сергей Киров» (4146 брт), а еще несколько торпед прошли вблизи транспорта «Моссовет». Только после этого Похмельное, наконец, доложил обстановку командованию, но было уже поздно. U-960 удалось торпедировать тральщик Т-896; его экипаж погиб вместе с кораблем. После этого пароход «Андреев» самовольно вышел из ордера конвоев и решил искать спасения в шхерах Минина. Караван достиг Диксона 2 октября, но потеря ценного груза, находившегося на потопленных судах ВА-18, стала поводом для специального заседания ГКО. Вызванный на заседание командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко сумел выйти сухим из воды, списав произошедшую трагедию на ошибки руководства Северного морского пути и отсутствие в составе флота современных противолодочных кораблей. Преследование подводных лодок в Карском море наличными силами он охарактеризовал как «гонять зайца собакой в пустыне Гоби».
С http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_N2/16.htm
В состав эскорта конвоя изначально входили МЗ "Мурман", ТЩ Т-886 и Т-909.
ТЩ Т-896 вышел в одиночку навстречу с Диксона на усиление?
Как понимать действия капитана ТР "Андреев" - он решил, что конвой разгромлен и теперь каждый сам за себя, а Похмельнов утратил котроль за обстановкой?
Сколько атак выполнили ПЛ по конвою и с каким расходом торпед?
Вообще, какая германская ПЛ смогла максимально далеко забраться вдоль Севморпути на Восток?
Т-896 действительно вышел на усиление с Диксона - вместе с Т-894. Однако вследствие того, что конвой во-первых вышел на день позже приказанного, во-вторых шел из-за штормовой погодой со скоростью всего 4-5 уз., то в точке рандеву его не встретили и повернули обратно в соответствии с выданным им приказом на операцию. 30 сентября, когда конвой уже атаковали, они стояли и ждали его в проливе между о-вами Известий ЦИК и Арктического института. Соединились они в 15.42 1 октября, когда КИРОВ уже был потоплен. Тогда же с Диксона выслали ГСТ. АНДРЕЕВ смысля, когда был потоплен тральщик, а остальные корабли устроили стрельбу по атаковавшей его ПЛ. Примерно тогда же с Диксона вышли к конвою еще и Т-108/110 (обнаружить его не смогли и вернулись на Диксон).
Андреева нашли у о. Круглый только 4 октября. Привели его 6 октября.
igor написал:
Оригинальное сообщение #307644
АНДРЕЕВ смысля, когда был потоплен тральщик
Т.е. "смылся"?
Или капитан спас ТР, когда кап3 полностью провалил операцию?
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #307637
Сколько атак выполнили ПЛ по конвою и с каким расходом торпед?
Вообще, какая германская ПЛ смогла максимально далеко забраться вдоль Севморпути на Восток?
Когда я писал цитированный выше текст, я располагал только работами Ровера ("Хронологией" и "Атаками ПЛ "оси"). Сейчас есть КТВ FdU Nordmeer, благодаря чему все можно разобрать достаточно подробно. Только времени на такое исследование нет Ну а перемещение по Севморпути лучше всего могли бы осветить КТВ лодок.
Моссовет не ушел - тоже не утопили. АНДРЕЕВ во время боя с лодкой без приказа увеличил ход и растаял в тумане. Как такое назвать? Спасал ли он пароход, или ему просто повезло, что на пути он не встретил лодку? Я не считаю, что уход от конвоя спасал его. А вот действия капитана по военному времени выглядят не очень красиво.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #307651
Сейчас есть КТВ FdU Nordmeer, благодаря чему все можно разобрать достаточно подробно.
Расклад по атакам примерно такой:
30.09.1943
У-601 торпедировала Архангельск в 8.55
Через час атакован Моссовет
01.10.1943
Утром Т-886 обнаружил ПЛ в надводном положении
У-703 торпедировала Киров в 14.12
Позже атакован Моссовет
У-960 торпедировала Т-896 в 19.10.
Когда Мурман атаковал ПЛ ныряющими снарядами и ГБ?
igor написал:
Оригинальное сообщение #307654
АНДРЕЕВ во время боя с лодкой без приказа увеличил ход и растаял в тумане. Как такое назвать?
"В это время капитан теплохода «А. Андреев» А. О. Дубинин в одиночку, во мраке ночи, при сильных снежных зарядах оторвался от конвоя и укрылся в шхерах Минина. Достигнув берега острова Круглого, теплоход стал на такие глубины, куда подводная лодка скрытно подойти не могла. На несколько дней теплоход был потерян для штаба, он не отвечал на радиозапросы. Только воздушная разведка с Диксона обнаружила теплоход, а тральщик, который был выслан за ним, привел теплоход в порт Диксон."
Это из Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
с http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/01.html
Тут мне кажется вопрос вот в чем: причина разгрома ВА-18 в нарушении командами транспортов режима радимолчания или в неадекватных действиях Похмельнова?
Если-бы в "Вигинге-2" было бы на пару ПЛ больше, то дошел бы ВА-18 дальше до Диксона без потерь? Или Андреев был прав и конвою надо было укрыться в шхерах Минина и запросить усиления эскорта?
Еще один интересный момент, связанный с конвоем ВА-18:
"Командир ТЩ-42 В. Голубец больше суток не сходил с мостика. Он устало вглядывался в горизонт, ожидая появления знакомых берегов. На душе было тяжело и беспокойно. Слева впереди двигалась темная громада "Моссовета". Командир знал, что на этом большом пароходе ценный груз и много людей. Четко сознавал он также и ответственность за сохранность судна.
В. Голубец первым увидел белый след торпеды, ясно указывающий на ее движение к борту "Моссовета". Командир тральщика ТЩ-42, не колеблясь, принял молниеносное решение. Рука крепко сжала ручку машинного телеграфа, в машину ушла команда: "Самый полный - вперед!". Только бы успеть, думал командир, и маленький рыболовецкий траулер преградил путь торпеде, предназначенной большому транспорту...
На "Моссовете" видели маневр тральщика и были оглушены сильным взрывом. На том месте, где только что находился ТЩ-42, не было ничего и никого. Капитан спасенного "Моссовета" Ф. Рынцын медленно снял шапку и тихо прошептал: "Прости, капитан. Пока живы - не забудем тебя..."
С http://www.arhpress.ru/sevryb/2005/5/5/7.shtml
Что это - давняя традиция искать подвиг в поражениях?
30 СЕНТЯБРЯ.
В 9 ч. 56 м. с транспорта «Моссовет» заметили перископ подводной лодки противника. Корабли конвоя открыли огонь по перископу. В это же время по корме «Моссовета» были замечены два взрыва, возможно, самоликвидирующихся торпед, выпущенных подводной лодкой
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #308033
Корабли конвоя открыли огонь по перископу.
"Мурман" ныряющими снарядами?
1 октября лодку преследовали в 3.30, но это было в 70-80 каб. от конвоя, так что об атаке с ее стороны говорить не приходится.
В 16.03 ТЩ №42 обнаружил около конвоя 2 ПЛ и заставил их погрузиться. В 18.06 мимо МУРМАНА прошли две торпеды. Сразу после потопления тральщика корабли вели по лодке артогонь, а АНДРЕЕВ в это время, развив скорость оторвался от конвоя и пропал в тумане. Второй атаки на Моссовет не было вроде. Радиоразведка отмечала в районе присутствие 3 подлодок.
Игорь, традиционный вопрос: хотите пакет немецких документов по этим событиям?
Всем Спасибо!
Уточненный расклад по атакам примерно такой:
30.09.1943
У-601 торпедировала Архангельск в 8.55
В 9 ч. 56 м. с транспорта «Моссовет» заметили перископ подводной лодки противника. Корабли конвоя открыли огонь по перископу. В это же время по корме «Моссовета» были замечены два взрыва
01.10.1943
В 3.30 Т-886 обнаружил надводном положении ПЛ и преследовал. Это было в 70-80 каб. от конвоя.
У-703 торпедировала Киров в 14.12
В 16.03 ТЩ №42 обнаружил около конвоя 2 ПЛ и заставил их погрузиться.
В 18.06 мимо МУРМАНА прошли две торпеды. Сразу после потопления тральщика корабли вели по лодке артогонь, а АНДРЕЕВ в это время, развив скорость оторвался от конвоя и пропал в тумане.
У-960 торпедировала Т-896 в 19.10.
Т.е. капитан ТР «Андреев» был прав, т.к. после его выхода из конвоя был безнаказанно потоплен Т-896?
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #308054
Всем Спасибо!
Уточненный расклад по атакам примерно такой:
Уважаемый Буйный!
Я уже пытался как мог намекнуть всем, чтобы не спешили с выводами. А вот и пример: взялся проверять первую же в Вашем списке атаку У-601 на основании краткого донесения о походе. Вы видите в нем атаку 30 сентября? Вот и я нет.
В своей работе, которую Вы цитировали в начале ветки (в таблице) указано, что эту атаку выполнила У-960.
Может подождем ответ Игоря?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #308059
Я уже пытался как мог намекнуть всем, чтобы не спешили с выводами.
А мы пока и не спешим, просто надо набросать хотя бы примерную канву для обсуждения.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #308059
Может подождем ответ Игоря?
Ооочень на него надеюсь...
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #308074
А мы пока и не спешим, просто надо набросать хотя бы примерную канву для обсуждения.
А почему Вы считаете, что "Архангельск" торпедировала У-601? Может я чего-то не знаю?
Не могу не оправдывать надежды, к тому же после победы над Нордлихтом как бы есть немного времени до конца отпуска, так что конечно, я хочу пакет документов, чтобы разобраться и рассказать народу.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #308077
А почему Вы считаете, что "Архангельск" торпедировала У-601?
Информацию взял из издания Голубев А. "Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на Северном морском театре в период Великой Отечественной войны" изд. 1999 г. стр. 30. Правда, автор писал, судя по списку литературы, только по отечественной литературе 1960-90 гг. и воениздатовской хронике 1940х гг.
Я вижу события следующим образом:
30.09.1943
U.960 атака 07:50 брн. Предположительно потопление судна 6000 брт.
В 8 ч. 55 м. транспорт «Архангельск» был атакован неприятельской подводной лодкой и затонул в 9 ч. 01 м..
В 9 ч. 56 м. с транспорта «Моссовет» заметили перископ подводной лодки противника. Корабли конвоя открыли огонь по перископу. В это же время по корме «Моссовета» были замечены два взрыва, возможно, самоликвидирующихся торпед, выпущенных подводной лодкой.
01.10.1943
В 3 ч. 30 м. тральщик № 31 заметил подводную лодку и открыл по ней огонь. Лодка скрылась курсом ост.
U.703 атака 13:10 брн. Предположительно потопление судна 4200 брт.
В 14 ч. 12 м. потоплен транспорт «Киров».
U.703 атака 13:14 брн. Лодка слышала два взрыва через 3 м.14 сек после двухторпедного залпа. Предположительно повреждение судна 3000 брт.
В 15 ч. 24 м. к конвою присоединились тральщики № 40 и 42.
U.601 атака 17:13 брн. Предположительно повредила судно 5100 брт.
В 18 ч. 06 м. по борту минного заградителя «Мурман» прошли две торпеды.
U.960 атака 18:06 брн. Предположительно потопила судно 2900 брт.
U.960 атака 18:06 брн. Предположительно потоплено вспомогательное судно.
В 19 ч. 10 м. Потоплен торпедой тральщик № 42; Корабли конвоя вели сильный огонь по этой подводной лодке и наблюдали взрыв. Тральщик № 31 наблюдал масляное пятно на поверхности воды. Во время этих событий транспорт «Андреев», развив скорость, оторвался от конвоя и скрылся в тумане.
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #308112
Информацию взял из издания Голубев А. "Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на Северном морском театре в период Великой Отечественной войны" изд. 1999 г. стр. 30. Правда, автор писал, судя по списку литературы, только по отечественной литературе 1960-90 гг. и воениздатовской хронике 1940х гг.
Похоже, эта книга летит в топку.
igor написал:
Оригинальное сообщение #308111
Не могу не оправдывать надежды, к тому же после победы над Нордлихтом как бы есть немного времени до конца отпуска, так что конечно, я хочу пакет документов, чтобы разобраться и рассказать народу.
Игорь, Вы наша палочка-выручалочка. +1 Вам. Отправляю архив.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #308115
Похоже, эта книга летит в топку.
Из библиотеки серьезного исследователя да, а на моем любительском уровне узнать о потере какого-нибудь малюсенького сейнера или мотобота борльше неоткуда. Хорошенький компактный справочник в 65 страниц, но не для аргументирования в серьезной дискуссии.
Это еще один аргумент в пользу того, что новый справочник потерь ВМС СССР по второй мировой войне нужно делать...
По поводу разборок подлодок против ВА-18 постараюсь сделать завтра, документы мной от Мирослава получены.
igor написал:
Оригинальное сообщение #308241
новый справочник потерь ВМС СССР по второй мировой войне нужно делать...
Так давно надо, ждем - кто возьмется?
Я - когда немцев добью. Только это в связи с постоянной занятостью другими вопросами будет черт знает когда.
В принципе, сам справочник как таковой есть - издан в 1959 г., однако там насчет причин гибели частенько требуется уточнение.