Сейчас на борту: 
Gunsmith,
jurdenis,
Mitry,
Steiner,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 4 5 6 7 8 9

#126 15.09.2010 11:43:36

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

407

Телеграмма Начальника Морского Походного Штаба Наместника Е.И.В. Капитана 1 ранга Эбергарда – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. № 16. (Без числа; получена в Порт-Артуре 10 Июля).

По приказанию Наместника уведомляю, что порт Инкоу может во всякое время быть занят неприятелем. Лодка «Сивуч» вышла 2 июля вверх по реке.

#127 17.09.2010 10:41:58

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

408

Телеграмма Начальника Морского Походного Штаба Наместника Е.И.В. Капитана 1 ранга Эбергарда – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. № 17. (Без числа; получена в Порт-Артуре 10 Июля).

По приказанию Наместника сообщаю Вашему Превосходительству, что камергер Павлов сообщает: часть четвертой армии отправляется к Артуру; составляющие ее войска вполне мобилизованы, на днях должны выступить на транспортах главные составы из Куре, небольшая часть, преимущественно артиллерия, из Иокогамы. Японцы сильно возбуждены, ждут со дня на день известия о взятии Артура; правительство всячески поддерживает эту уверенность. Маршал Ояма выехал из Иокогамы по направлению к Кобе 25 июня; вероятно, выйдет в море из Хиросима или из Куре. По-видимому, он не только примет главное командование над армиями, но должен лично руководить атакою на Артур.

Отредактированно Россiя (17.09.2010 10:42:22)

#128 20.09.2010 18:08:40

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

409

Письмо Наместника Е.И.В. – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 4 Июля 1904 г. (Получена в Порт-Артуре 10 Июля).

Не знаю чему приписать, что до сей минуты не получаю от Вас донесения, касательно посланных Вам, многоуважаемый Вильгельм Карлович, распоряжений, вызванных Вашим рапортом о выходе эскадры 10 июня. ГОСУДАРЬ очень озабочен судами, находящимися в Артуре, почему придает большое значение переходу эскадры во Владивосток. Как ни трудна эта задача, как она ни связана с большим риском, но все таки надо приложить все усилия, всю энергию, попытаться проложить себе путь в море. Считаю, что связать судьбу эскадры с крепостью, могло иметь оправдания в том лишь случае, если этою великою жертвою мы отстоим Артур при всех обстоятельствах. Раз этого нельзя достигнуть, эскадре невозможно оставаться в Артуре на неопределенное время. В Севастополе мы потопили парусный флот, т.к. у неприятеля имелся паровой, теперь же владеем равным оружием, и на нашей стороне двумя броненосцами больше. Я уверен, что и Вы, также как и я, не можете допустить мысли погубить эскадру в бассейне, под огнем береговых укреплений неприятеля, а потому продолжаю с твердостью верить, что все флагмана и капитаны этого допустить не могут, и бой в море, самый упорный, должен быть последним актом Артурских морских сил.
Получаемые в последнее время разные сведения указывают, что многие японские суда, действительно, имеют большие аварии, и что для поддержания своей силы японцы не стесняются заменять броненосцы и крейсера пароходами, делая им нужные надстройки, мачты, трубы. Вследствие успешного набега крейсеров из Владивостока, им приходится отряжать конвоиров для транспортов из состава эскадры Того. При выходе нашей эскадры крайне важно обмануть бдительность неприятеля и выйти, взяв с собою все лодки и миноносцы с тем, чтобы возвратить их в Артур, когда пройдет надобность. Особенно прошу, когда решите выход, сообщите мне заблаговременно, дабы наши крейсера могли выйти из Владивостока и даже подойти к Шантунгу, и тем облегчить прорыв эскадры. Сердечно желаю Вам лучшего и да поможет Бог выполнить великое дело – перейти во Владивосток. При необходимости срочной и важной посылки мне донесений, кроме шаланд с китайцами, посылать мне миноносцы через Чифу или Цянь-Цзин.
Искренно Вас уважающий и преданный,

Подписал: Е. Алексеев.

#129 29.09.2010 19:55:49

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

410

Письмо Начальника Морского Походного Штаба Наместника Е.И.В. – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 4 июля 1904 г. № 2384 *).


Милостивый Государь Вильгельм Карлович. Сего 4 июля, по приказанию Наместника Е.И.В, с возвращающимся в Артур офицером, препровождаются Вашему Превосходительству шифрованные депеши с последними приказаниями Наместника и сведениями, получаемые от различных агентов наших в китайских портах.
Пользуясь настоящим случаем, сообщаю Вашему Превосходительству, что Наместник придает особое значение ответу Вашему на телеграмму № 11 **) и с нетерпением ожидает также донесения о действиях флота между 20 и 30 июня, в отношении поддержки им наших сухопутных сил при отражении попыток неприятеля завладеть удобными позициями на нашем правом фланге, а ровно при отбитии неприятеля на западном фланге, если только слухи о нападении японцев на эту сторону наших укреплений имеют основание.
Из наиболее важных известий, могущих иметь для Вас значение, сообщаю, что крейсерский отряд должен выйти для нового набега в Корейском проливе 4 сего июля. Одновременно с сим, через несколько дней, Командующий флотом, повидимому, проектирует другими судами некоторые операции у восточных берегов Японии.
Сосредоточенная между Ташичао и Хайченом наша армия к активным действиям пока не приступала и если по военным обстоятельствам сухопутные силы очистят первый из этих пунктов, то нам нельзя будет рассчитывать на Инкоу, как на порт для пересылки корреспонденции и вообще сношений с Порт-Артуром. В виду невозможности очищения порта Инкоу, лодка «Сивуч» 2 июля вышла вверх по реке Ляо и попытается подняться до Санчахэ, где она будет находиться в районе действия наших сил и на правом их фланге.
На днях наместник предполагает выехать во Владивосток на непродолжительное время, но все Ваши донесения должны быть адресованы по прежнему в Мукден. Относительно способа пересылки Ваших донесений Наместник неоднократно выражал предположение, что в случаях особой важности, надлежало бы посылать их с морскими офицерами, избранными из числа желающих и в то же время вполне осведомленных о положении дел и действиях флота и сухопутных войск.
Утвердив последние Ваши представления к наградам, о которых сообщаю на прилагаемом отдельном листе, Наместник согласился наградить служащих на тралящем караване, но приказал предварительно просить о дополнении списка сведениями о звании каждого из представленных к знаку отличия Военного ордена
В заключение считаю необходимым объяснить, что все получаемые от агентов и, по приказанию Наместника, передаваемые Вашему Превосходительству сведения о состоянии неприятельских морских сил в Мукдене не могли быть проверяемы, но вместе с тем безусловно верно, что в ближайший перед выходом эскадры из Артура период времени, в Печилийском заливе находились лишь три неприятельских броненосцы и не более четырех броненосных крейсеров, остальные, кроме потопленных, чинились в портах Японии.
Прошу Ваше Превосходительство принять уверение совершенном уважении и искренней преданности Вашего покорного слуги.

Подписал: А.Эбергард.
--
*) Помещается здесь, так как, очевидно, было послано и получено одновременно с предыдущими телеграммами.
**) Смотри документ 371, стр. 92.

Отредактированно Россiя (29.09.2010 19:56:02)

#130 03.10.2010 13:27:18

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

411

Рапорт начальника прибрежной обороны – Временно И. Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 11 Июля 1904 г. № 168.

В 4 часа 45 мин. утра, 11 июля, на миноносце «Бесстрашный» вышел в бухту Тахэ с I-м отрядом миноносцев, состоящим из «Бдительного», «Выносливого», «Бурного» и «Бойкого». Кроме того, 3 портовых барказа.
Прийдя в 5 час. 15 мин. в бухту Тахэ, нашел миноносцы «Грозовой» и «Боевой» стоящими на якорях, а миноносец «Лейтенант Бураков» приткнувшимся к берегу.
По заявлению командиров миноносцев, около 2-х часов ночи были в море замечены неприятельские миноносцы, показывающие огни, числом около пяти. По ним с миноносцев «Лейтенант Бураков» и «Грозовой» открыли огонь.
Неприятель отвечал, не закрывая огней, и пустил ракету.
Вскоре после этого, на миноносце «Боевом» увидели прошедшую мимо мину, а вслед за тем на «Буракове» получился взрыв, и через несколько времени был взорван и «Боевой».
Всего было замечено 6 мин Уайтхеда, выпущенных с неприятельских минных катеров, подобравшихся к миноносцам под берегом; 2 мины прошли мимо, 1 попала в «Бураков», одна в «Боевой», 2 выброшены на берег; из последних – одна взорвалась, а другая лежит на берегу.
Командир «Грозового» сообщил, что у него погнулись валы в то время, как он приткнулся к мели, ведя «Бураков» к берегу, но что он идти может.
Вследствие этого, я приказал ему идти в Артур.
Миноносец «Боевой» получил пробоину в левый борт, около передней кочегарки, которая и заполнилась водой, также как и переднее отделение машинной команды. Разорвана и часть верхней палубы.
В виду того, что миноносец на воде держался, приказал лейтенанту Максимову взять три портовых катера и отвести миноносец в Артур.
Миноносец «Лейтенант Бураков» получил пробоину с левой стороны в машину; пробоина оказалась в обеих машинах и разорваны оба борта. Вода залила машины, кочегарки и кормовое помещение, плавала только носовая часть.
Миноносец стоит кормою на 8-ми футовом кряже, переломленный посредине, носом к берегу. Под носом глубина 11 фут. В виду этого приказал снимать все ценное и перевезти в Артур, для чего оставил в распоряжении командира один портовый барказ и минный катер. В настоящее время сняты два 47 мм. орудия, часть патронов, все ружья и имущество команды; остались не снятыми 4 орудия и минные аппараты, снять последние можно только в малую воду при помощи килектора и водолаза.
Потери в людях следующие: на «Боевом» обварился один кочегар, на «Буракове» утонули кочегар и машинист самостоятельного управления.
В 7 час. 15 мин., на миноносце «Бесстрашном», вышел в Артур, конвоируя миноносец «Боевой».
При выходе из бухты Тахэ встретил крейсер II ранга «Новик» с II отрядом миноносцев.
Передал командиру «Новика» мое приказание относительно миноносца «Лейтенант Бураков» и в 8 час. утра пришел в Артур.
О всем вышеизложенном доношу Вашему Превосходительству.

Подписал: Контр-Адмирал Лощинский.

#131 03.10.2010 15:23:10

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

412

Рапорт Временно Командующего эскадренным миноносцем «Боевой» – Временно Заведующему I отрядом эскадренных миноносцев Лейтенанту Максимову. 17 Июля 1904 г. № 421.

10 июля, около 7 часов вечера, на порученном мне миноносце, вышел из Порт-Артура совместно с эскадренными миноносцами «Лейтенант Бураков» и «Грозовой» на дежурство в бухту Тахэ, где и стал на якорь, на О от наблюдательного поста, в 1½ кабельтовых от берега. На S от меня, в ½ кабельтове, стал миноносец «Грозовой», на NO, в ¾ кабельтова – «Лейтенант Бураков».
Ночь была мглистая, на горизонте был туман, дул легкий О. До 1½ часа ночи была луна, которая заходила в это время таким образом, что наши миноносцы, если смотреть от Лунвантана, вероятно, довольно хорошо проектировались на фоне ее зари, тогда как берег бухты к Лунвантану был темен и неотчетлив, и сам Лунвантан был задернут мглой. Прожектора еще не светили.
Около 1 часа 20 мин. пополуночи показался на SO, на далеком расстоянии, силуэт, похожий на миноносец, который вскоре исчез и больше не появлялся.
Около 1 часу 45 мин. я услышал громкий шум на воде и увидел по обе стороны миноносца идущие по поверхности 2 мины Уайтхеда; в то же время «Лейтенант Бураков» начал стрелять, и я приказал открыть огонь по мелькнувшим почти прямо по носу вспышкам и велел рубить тросовый конец от якоря. Тотчас за этим, у «Лейтенанта Буракова» показался высокий черный столб дыма и послышался взрыв, но затем «Бураков», как казалось, оставался в прежнем положении и продолжал стрелять. Вслед за взрывом «Буракова» я увидел саженях в 20 от себя идущую под углом градусов в 20 – 25 к левому борту, по самой поверхности, мину. Так как конец еще не был обрублен, да и в машине не успели бы дать хода, то избежать удара мины не было, очевидно, никакой возможности. Взрыв последовал почти в ту же секунду. Миноносец сильно встряхнулся, раздался шум, мостик окутало сначала дымом, затем водяными брызгами, после чего бросившимся из передних котлов паром закрыло остальную часть миноносца, начиная от передней трубы. Не зная, что происходит позади нее, я скомандовал спустить шлюпки, а команде одеть пояса. Миноносец начало быстро кренить на правый борт. Спустившись на палубу и миновав облако пара, вырывавшегося из передней кочегарки, я увидел мичмана Дудорова, энергично распоряжавшегося спасением людей, выкинутых взрывом за борт, и отысканием места пробоины, и приказал готовить пластыри. Люди – человек 6, находившиеся за бортом, в числе их и судовой механик, частью выбрались сами, частью были приняты на четверку очень быстро.
Густая темнота, неистовство пара и ослепляющие и оглушающие орудийные выстрелы почти лишали способности ориентироваться, так что крен на правый борт вызвал даже вначале предположение, что пробоина также с этого борта; но вскоре же обнаружено было огромное разрушение с левой стороны, против передней кочегарки, куда и подведены были два пластыря, но, как тут же выяснилось, бесполезно. Вообще характер пробоины не удалось определить до рассвета, так как передняя кочегарка, когда только стала доступна, оказалась наполненной водой; естественное при этом желание выкачивать из нее воду, не могло быть удовлетворено, так как труба пожарной помпы оказалась исковерканной, тоже самое с эжектором, добираясь до крана которого, обнаружили труп кочегара Николая Филиппова, зажатого между обрывками труб и сваренного там. Крен на правый борт, образовавшийся, повидимому, от высыпавшегося из левой ямы угля, удалось исправить, градусов до 6, перенесением тяжестей на левую сторону. Вскоре показалась незначительная течь в подшхиперской, соседней с передней кочегаркой, но для выкачивания прибывающей воды оказалось довольно одного брандспойта.
Между тем стрельба из 75 мм. пушки и 47 мм. правого борта не прекращалась ни на минуту. Как комендоры, так и подача оставались на своих местах и делали свое дело спокойно и сосредоточено. Поэтому не было беспорядочной стрельбы, а целились внимательно по мелькавшим в лучах береговых прожекторов силуэтам и по вспышкам неприятельских выстрелов. Я был на мостике, когда комендор 75 мм. орудия Рыжков обратил мое внимание на ракеты, пускаемые в направлении на SO от нас, и в их отблесках я увидел 2 миноносца, один очень близко от другого, при чем от заднего шел огромный столб пара; по убеждению того же комендора, передний брал его на буксир. Немедленный залп по этим миноносцам был также, видимо, удачен, и дальнейшей стрельбе по ним сильно помог береговой прожектор. Неприятельские снаряды ложились за нами и впереди; всплески от них были такие же, как от 75 мм. снарядов. Таким образом, бой велся, я думаю, в продолжении одного часа. С миноносца было сделано 42 выстрела из 75 мм. орудия (из них 3 до взрыва) и 89 из 47 мм. Неприятелем было выпущено в самом начале, я думаю, мин 8; из их же снарядов ни один в миноносец не попал. Неприятеля видели в SO направлении, в числе нескольких миноносцев, из которых 3 или 4 были эскадренные, остальных, мелькавших в лучах, распознать не удалось. Узнав, что переборку между машиной и передним кочегарным отделением начало выпучивать, я отошел задним ходом ближе к берегу и стал на якорь в расстоянии полукабельтова от него, где и оставался до ухода в Порт-Артур. По проверке людей, все оказались налицо, кроме кочегара Филиппова, и ни раненых, ни обожженных не было. Кочегар Филиппов погиб при исполнении долга, спускаясь бо боевой тревоге в кочегарку, где должен был находиться согласно расписания. Он еще не успел снять руку с комингса люка, когда его зажало разорванными взрывом паровыми трубами и сварило бросившимся паром. Извлечь его труп из люка удалось лишь по приходе в Артур, распилив сжимавшие его трубы.
Действий 2-х других наших миноносцев, вплоть до рассвета, от нас почти не было видно. Видно было, что «Грозовой» подошел ближе к «Лейтенанту Буракову», оба продолжали стрелять, после чего, казалось, пошли к берегу. Прибывший в начале 4-го часа начальник наблюдательного поста в бухте Тахэ поручик Радем, с поручением от Начальника эскадры (узнать в каком состоянии миноносец) сообщил, что «Грозовой» не взорван, и что он отбуксировал «Лейтенанта Буракова» к берегу. Я просил поручика доложить Адмиралу, что с рассветом могу сам идти в Артур, но прошу прислать портовый барказ на случай, если понадобится откачивать воду, и миноносцы для конвоирования. С рассветом увидел подходящий миноносец «Грозовой», который стал на якорь впереди меня, а саженях в 10 от берега – «Лейтенант Бураков». Когда уже рассвело, увидел, что «Лейтенант Бураков» разламывается посредине и послал к нему свои шлюпки.
Видя в 6-м часу утра надвигающийся от Ляотешана туман, я, не желая подвергать надломленный корпус миноносца сотрясениям от работы машины и винтов, просил командира «Грозового» отвести меня на кормовом буксире в Артур. С этой целью миноносец «Грозовой» и маневрировал, когда появились шедшие из Артура катера и миноносцы, и вы прибыли на порученный мне миноносец.
Сохранение миноносца от дальнейших повреждений, способность его при таких тяжелых условиях вести бой с превосходящим силами противником, а также сохранение в нем полного порядка и спокойствия, я обязан приписать всецело толковой и энергичной распорядительности его личного состава, особенно г.г. офицеров: мичманов Дудорова и Алексеева и младшего инженер-механика Титова, а также выработавшейся на нем ранее действительно боевой организации. Но своим долгом считаю особенно отметить деятельность моего ближайшего помощника мичмана Дудорова. Помимо нравственного влияния, оказанного на нижних чинов его спокойной и находчивой распорядительностью, этот офицер, не отнимая людей от орудий и от своих обязанностей по боевой тревоге, лично руководил спасением людей и подводкой пластыря во время боя, собственноручно остановил хлынувшую в носовое отделение через умывальник воду и своими советами и знанием миноносца, как дольше всех плававший на нем, сильно помогал мне в моих распоряжениях.
Выдающееся поведение и действие нижепоименованных нижних чинов вынуждают меня просить вашего ходатайства о награждении их знаками отличия Военного ордена 3 степени, как уже представленных за прежние отличия к таковой же награде 4 степени:
Рулевого Артемия Лукашева, лихо работавшего везде, где только требовалась помощь, и проявившего при этом личную инициативу и энергичную распорядительность.
Комендора 75 мм. орудия Бориса Рыжкова, своими выстрелами нанесшего, по общему признанию всех находившихся на миноносце, наибольший урон врагу.
4 степени: минн. кварт. 2-й ст. Ивана Горышева, энергично распоряжавшегося при подводке пластырей и массе других встретившихся работ.
Кочегара 1-й ст. Федора Тараданова, первым спустившегося с опасностью для собственной жизни в наполненную паром кочегарку, чтобы открыть кран эжектора.
Хозяина трюмных отсеков 1-й ст. Петра Макеева, отыскавшего течь и распоряжавшегося откачиванием воды.
Машинного кварт. 1-й ст. Ивана Ометова – за особенное усердие и распорядительность.
Рулевого Захара Александрова, моментально переведшего управление на кормовой ручной штурвал.
Комендоров Прохора Митясова и Владимира Чибанова за выдержанную и непрерывную стрельбу по неприятелю и кочегара 1-й ст. Якова Пичугина, находившегося все время в патронном погребе 47 мм. орудий.
Я не перечисляю других чинов, также добросовестно исполнявших второстепенные работы, и своим поведением поддерживавших бодрость духа и соревнование в работе в остальных своих товарищах.
В заключение я хотел бы высказать, в виду постигшего порученный мне миноносец несчастья, что мне горько было бы услышать упрек в недостатке бдительности и серьезного отношения к обстоятельствам нашей службы его личного состава, и я искренне верю, что всякий, бывший в обстановке, подобно той, в которой находился миноносец, припишет это несчастье к поразительной группировке невыгодных для нас обстоятельств, как то: туман, темнота, мглистый берег впереди и зарево луны сзади, и точная известность врагу места стоянки миноносцев на дежурстве.

Подписал: Лейтенант Барон Косинский 2-й.

#132 03.10.2010 16:17:25

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

413

Служебная записка Командира крейсера I ранга «Диана» - Начальнику отряда крейсеров Капитану 1 ранга Рейценштейну. 11 Июля 1904 г.

В 6 час. 25 мин. развели внешние боны. В 7 час. 30 мин. мыли краску по субботнему расписанию. Нашел густой туман.
В 7 час. 50 мин. вернулись с рейда два паровых катера, две шестерки и портовый барказ.
В 9 часов туман временами рассеивается. В 9 час. 45 мин. миноносцы «Бесстрашный» и «Бурный» вышли из гавани.
В 10 час. 55 мин. видны 3 японских миноносцы, идущие на О.
В 11 час. 15 мин. показался еще один японский миноносец – курс W.
В 11 час. 20 мин. окончили мытье. Дали команде вино и обед.
В 12 час. 45 мин. отправили паровой катер для траления.
В 1 час. 20 мин. миноносцы «Грозовой», «Боевой» и «Лейтенант Бураков» вышли из гавани. В 1 час. 30 мин. «Гиляк» вышел на рейд. В 2 часа 10 мин. начали вспомогательную стрельбу патронами Бердана; стреляют комендоры и вторые номера прислуги под наблюдением плутонговых командиров. Остальная команда по отделениям моется в бане.
В 3 часа 15 мин. миноносец «Бойкий» вошел в гавань.
В 4 часа окончили вспомогательную стрельбу. В 4 часа 40 мин. вернулся с траления паровой катер. В 4 часа 55 мин. минный крейсер «Гайдамак» вошел в гавань.
В 5 час. 10 мин. японские миноносцы скрылись на О.
В 5 час. 30 мин. миноносцы «Лейтенант Бураков», «Грозовой» и «Боевой» вошли в гавань. В 5 час. 40 мин. «Гиляк» вошел в гавань.
В 5 час. 50 мин. начали заводить бон, а в 6 часов – вино и ужин.
В 7 часов миноносцы «Боевой», «Грозовой» и «Лейтенант Бураков» пошли в бухту Тахэ. В 7 час. 20 мин. «Бесстрашный» и «Бурный» вошли в гавань.
В 7 час. 30 мин. дробь-атака. Приготовились к отражению минной атаки. В 7 час. 45 мин. прибыл на крейсер Начальник отряда крейсеров капитан 1 ранга Рейценштейн.
В 8 часов 1-й вахте дали койки, 2-я вахта разведена на вахту по орудиям.
В 2 часа 5 мин. в бухте Тахэ слышится стрельба.
В 2 часа 35 мин. стрельба прекратилась.
В 5 часов разбудили команду. Развели бон; миноносцы «Бесстрашный», «Выносливый», «Бдительный» и 3 портовых буксира вышли в Тахэ. В 5 час. 20 мин. вышел «Новик».
В 5 час. 25 мин. вышли из гавани миноносцы «Бурный», «Бойкий» и «Скорый».
В 5 час. 30 мин. вышли из гавани миноносцы «Смелый», «Решительный», «Стройный», «Сильный» и лодка «Гремящий».
В 5 час. 50 мин. миноносец «Грозовой» вошел в гавань.
В течение суток пары держали в 6 котлах.

Подписал: Капитан 2 ранга Князь Ливен.

#133 04.10.2010 18:15:10

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

414

Телеграмма Начальника Морского Походного Штаба Наместника Е.И.В. Капитана 1 ранга Эбергарда – Российскому Консулу в Чифу г. Тидеману.  28 Июня 1904 г. № 12. (Получена в Порт-Артуре 11 Июля).

Прошу передать эту депешу в Порт-Артур, Адмиралу Витгефту: по приказанию Наместника сообщаю телеграмму адмирала Вирениуса от 27 июня. Бострем сообщает: адмирал Того в эскадре, пытающейся блокировать Порт-Артур, имеет несколько коммерческих пароходов, перестроенных снаружи так, чтобы издали иметь вид военных – с боевыми марсами, трубами, подобием башен, до установки одного или двух орудий включительно, позволяющих иногда даже стрелять.
Суда его – броненосцы, с трудом могут удерживаться в строе при двенадцати узлах хода, ибо это теперь их наибольший эскадренный ход. Крейсера «Асама» и «Токива» дважды были очень сильно повреждены, а «Фуджи» и теперь в доке чинится, но не наверно.
Из Токио телеграфируют: у Артура четырнадцать транспортов продовольствия для войск. Новая армия отправляется из Японии в четверг или пятницу, назначением Гайджоу или около. Флот сторожит Инкоу. Японцы ожидают скорого занятия ими Инкоу. По негласным сведениям, для встречи и конвоя транспортов продовольствия из эскадры Того будут высланы два броненосца и три крейсера.

#134 05.10.2010 20:45:49

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

415

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 1 Июля 1904 г. № 13 (без подписи, получена в Порт-Артуре 11 Июля).

17 июня, утром, на пароходе, отправились из Тянь-Цзина в Чифу партия японцев, около 30 человек, переодетых китайцами. По расспросам – едут из Чифу в Инкоу, а может быть к Артуру, цель неизвестна.

Отредактированно Россiя (05.10.2010 20:47:40)

#135 09.10.2010 17:13:32

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

416

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта – Наместнику Е.И.В. 11 Июля 1904 г. № 72. (Получена в Мукдене 16 Июля).

Ответ на телеграмму № 11 *) посылал дважды. Правильные скорые донесения невозможны, также посылка миноносца; посылать рапорты с офицерами на джонках считал опасным. Доносил кратко за отсутствием выдающихся действий. Неприятель укрепился на позициях, занятых им 14 мая, в 15 верстах от Артура; осадных батарей еще нет. Береговые позиции до Сикау обстреливал часто миноносцами, канонерскими лодками, раз крейсерами; направление указывали взятые на суда сухопутные офицеры, так как с судов результатов стрельбы и неприятеля почти не было видно. Выход большими судами рискован, постоянно взрываются мины в тралах; выловлено более 200 мин. Японские суда ближе 12 миль не подходят, кроме 2 крейсеров, обстреливавших наши суда с 8 миль. Минные атаки с постановкой мин заграждения почти еженочны, с судов и батарей доносили о потоплении миноносцев, точных доказательств не имею. Несколько раз миноносцы выпускали против дежурного крейсера мины Уайтхеда с дальнего расстояния, но безрезультатно. Тралю ежедневно. Миноносцы выходили в экспедиции поймать японские, но пока без результата. На «Севастополе» весь ремонт еще три или четыре недели, теперь очищена пробоина, снимают лекало.
Донести заранее о выходе эскадры своевременно невозможно. Полная утренняя вода двадцать шестого июля и восьмого августа. В правдивости моих донесений не давал повода сомневаться, но из письма Вашего Высокопревосходительства, к сожаленью, вижу, что не дано веры тому, что я доносил и объяснял. Броненосцы и крейсера, а не подделанные суда, видел я и вся эскадра, в чем командир «Цесаревича» Капитан 1 ранга Эбергард, к сожаленью, лично не могу убедиться. Еще раз и в последний считаю нравственным долгом доложить, что если свыше категорически решено Артур и его защитников предоставить их участи, и армии Куропаткина отступить на север, а суда, которые будут после боя в состоянии двигаться, сохранить, потопив остальные, то остается только прорваться во Владивосток, но это назовется бегством, с оставлением защиты Андреевского флага над Артуром сухопутным войскам и, если Бог даст им отстоять его, то безучастие флота к родному порту, ради которого он был занят, навсегда останется пятном и укором флоту. Первое предписание указывало на высокую задачу флота, бок о бок с армией защищать Артур. Сдача его (без флота он не выдержит натиска) нанесет славе и престижу России больший удар, чем потеря всей эскадры в борьбе и защите Артура в бассейне, или вне его. Потерянные суда можно построить, но нравственного удара не окупить сохранением остатков эскадры. Если в Крымскую кампанию был перевес неприятеля, то заграждение минами рейда дает ему его и теперь. Неожиданно выйти теперь нельзя, и придется выходить с тралами в линии кильватера, малым ходом, против выстроившегося неприятеля и сосредоточенного огня всех против одного. Это выход парусного флота против парового. Буду продолжать порученное дело по мере разумения, совести и Божией помощи, исполняя приказания ВЫСОЧАЙШЕЙ воли. Конец дела зависит от Бога, а не людской мудрости. Причина и возможность действия ясно видны только на месте, вне зависимости от многих, часто мелких, обстоятельств. Телеграммы за №№ 12, 13, 14, 15, 16 и 17 и письмо от 4 июля получил **). Опознавательные сигналы с Владивостокским отрядом ясно разобраны.
--
*) Смотри документ 371, стр. 92.
**) Смотри док. 414, стр. 137; док. 415, стр. 138; док. 405, стр. 124; док. 406, стр. 124, док. 407, стр. 125, док. 408, стр. 125, и док. 409, стр. 126.

#136 12.10.2010 17:38:36

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

417

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта – Наместнику Е.И.В. 12 Июля 1904 г. № 73. (Получена в Мукдене 16 Июля).

Если, согласно телеграммы, флот Того вместо многих броненосцев, броненосных крейсеров, маскированные пароходы, а оставшиеся суда с 12 узловым ходом, то ранее, чем рисковать эскадрою, легче Командующему флотом или Начальнику эскадры пройти в Артур. Как уже доносил, не броненосцы Того опасны, а мины и все увеличивающийся числом, подавляющий, отлично организованный минный флот, с которым бороться нет сил.

#137 15.10.2010 13:19:04

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

418

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта – Наместнику Е.И.В. 12 Июля 1904 г. № 74. (Получена в Мукдене 16 Июля).

Доношу, что ночью, 10 июля, наши дежурные в бухте Тахэ эскадренные миноносцы «Грозовой», «Лейтенант Бураков», «Боевой» увидели выходящие из тумана, с моря, японские эскадренные миноносцы, почему, открыв огонь, снялись с якоря идти атаковать. Три японских эскадренных миноносца, шедшие с моря, ответили на огонь, а два зашли под берег, и все выпустили по направлению наших эскадренных миноносцев более десяти мин. Из них одна попала в миноносец «Лейтенант Бураков» у машинного отделения в левый борт, одна «Боевому» в носовое кочегарное левого борта и одна взорвалась, ударившись, вероятно, об дно под кормою «Грозового», успевшего дать ход вперед и не получившего повреждения, кроме сотрясения, хотя ее осколки попали на палубу; остальные взорвались о берег или найдены. «Боевой», «Лейтенант Бураков», после взрыва мин, остались на плаву, первый – имея ход одной машины, второй – без движения. Все три миноносца продолжали стрелять всего около часу, причем миноносец «Грозовой» ходил впереди поврежденных эскадренных миноносцев, и выпустил мину по неприятелю. Результат выстрела не был замечен, но на неприятельском эскадренном миноносцы спустили две ракеты, и прекратив пальбу, скрылись. После этого миноносец «Грозовой» взял на буксир «Лейтенанта Буракова», сильно осевшего кормою, подвел его на мелководье под батарею № 22, затем помог подойти «Боевому» к берегу. По получении известие из Тахэ о результате боя, немедленно, несмотря на туман, выслал в Тахэ крейсер «Новик», эскадренные миноносцы, тралящие и портовые катера; лодки в резерв.
«Боевой», несмотря на огромную пробоину, приведен в гавань; завтра введу в док для исправления. Легкая постройка «Лейтенанта Буракова» дает мало надежды на его спасения, хотя буду пробовать снять и перевести в гавань с помощью подъемных мешков и шаланд. Пока снято, что возможно, и снимать послал баржу с краном. К сожалению, на «Лейтенанте Буракове» - 2, на «Боевом» - 1 нижний чин убиты взрывом, на «Грозовом» - два отравились газами от взрыва мины за кормой, но есть надежда на выздоровление. Бывший ночью туман, закрывая вершины гор, не дал возможность батарее № 22 обстрелять неприятеля в помощь миноносцам. Поведение офицеров и команды выше похвалы. Считаю долгом представить командира «Грозового» Бровцына – к ордену Св. Георгия 4 степени, командира «Буракова» Долгобородова и командующего «Боевым» Косинского – по усмотрению Вашего Высокопревосходительства, нижним чинам ходатайствую по 5 знаков отличия Военного ордена на миноносец. Офицеров представлю по получении представлений командиров.

#138 15.10.2010 15:13:00

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

419

Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана – Начальнику Квантунгской крепостной артиллерии Генерал-Майору Белому. 12 Июля 1904 г. № 96.

Уведомляю Ваше Превосходительство, что в случае надобности, флот может дать просимое Вашим Превосходительством число орудий (кроме 120 мм) только в том случае, если флот останется в гавани и примет полное участие в сухопутной обороне крепости. В противном же случае, флот даст то количество орудий, которое окажется на поврежденных судах. Поэтому считаю наиболее целесообразным подготовить заранее деревянные фундаменты и все к ним болты и железные части для всех калибров, а также приготовить места на батареях по расписанию, составленному Вашим Превосходительством.
Если эта работа будет сделана, то установка орудий потребует очень мало времени.
В случае надобности в содействие портовых мастерских, прошу обращаться к Командиру порта.
В настоящее время могут быть взяты на батареи: 2-9 фунт. Орудия, 4-4 фунт. Орудия, 18 тумб для 37 мм. пушек, специально приготовленных для береговых установок.

Подписал: Контр-Адмирал Витгефт.

#139 17.10.2010 16:38:14

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

420

Докладная записка Командира эскадренного миноносца «Сильный» - Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 12 Июля 1904 г. № 10.

В виду того, что японские миноносцы имеют возможность приходить на рейд Порт-Артура для постановки мин заграждения через бухту Тахэ, идя вдоль берега, что они и делали неоднократно, является весьма важным, по моему мнению, устроить в этом месте ловушку для них. Чтобы при устройстве не рисковать боевыми судами, и, в тоже время, не препятствовать обстреливанию берега из бухты Тахэ, представляю на усмотрение Вашего Превосходительства план, выполнение которого прошу поручить мне совместно с офицерами вверенного мне миноносца.
В распоряжении Вашего Превосходительства находятся крейсер «Джигит» и «Разбойник», которые ценности из себя не представляют. Одному из них, при помощи незначительных надстроек, можно придать силуэт, весьма сходный с силуэтом «Амура». Если такое судно вечером пойдет в бухту Тахэ, то у неприятеля появится предположение, что оно пришло или для ночной постановки мин заграждения, или для охраны миноносцев, стоящих в дежурстве; последнее особенно вероятно в том случае, если оно будет светить прожектором.
Так как неприятель атаковал даже крейсера, стоящие на рейде и заведомо защищенные всякими средствами, то нельзя сомневаться, что он не задумается попытаться взорвать столь дорогое для нас в настоящее время судно, как «Амур».
Для уничтожения неприятельских миноносцев предлагаю минный бон следующего устройства. В расстоянии 10 каб. от предполагаемого места постановки на якорь переделанного судна, ставим 4 бочки в расстоянии 5 каб. одна от другой. Между бочками основан конец стального троса, и на нем через 200 фут принайтовлены мины заграждения. Чтобы вся эта система не была снесена течением, одна из трех последовательных мин ставится на якорь. Длина минрепа рассчитывается таким образом, чтобы мины в полную воду не погружались более 3-4 фут. На крейсере необходимо поставить несколько орудий, чтобы можно было открыть огонь и тем уверить японцев, что они атакуют боевое судно. Орудия могут быть поставлены какие угодно, хотя 37 мм., лишь бы давали огонь и шум. Чтобы иметь возможность светить прожектором, к крейсеру, со стороны берега, можно поставить минный катер, и прожектор с него перенести на палубу.
Переделанное судно вечером, до захода солнца, выйдет из Артура под конвоем нескольких миноносцев, пройдет в бухту Тахэ и станет на шпринг на свое место. С наступлением темноты миноносцы уйдут в гавань, а крейсер останется ожидать атак. Если понадобится канонерским лодкам войти в бухту Тахэ, то минный бон может быть очень быстро отведен к берегу, и там навинчены колпаки. Даже в случае разрыва бона, потеря мин невозможна.
Бочки могут быть поставлены днем портовыми катерами, а завести уже готовый минный бон можно в несколько часов. Мин понадобится 60 штук, и они во всякое время могут быть сняты с леера и употреблены для заграждения.
При начале атаки прожектор будет потушен, или же будет освещать пространство, не защищенное минами. С батареями можно войти в соглашение относительно углов освещения и обстрела. Для выполнения этой задачи вполне достаточно находиться на крейсере мне и двум офицерам вверенного мне миноносца, изъявившим согласие на это.
Выполнение всех потребных работ, т.е. постановка бочек и приспособление крейсера, потребует лишь несколько дней.

Подписал: Лейтенант Гадд.

#140 20.10.2010 09:49:00

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

421

Докладная записка Командира крейсера I ранга «Диана» - Начальнику отряда крейсеров Капитану 1 ранга Рейценштейну. 12 Июля 1904 г.

В 6 час. 5 мин. вечера убрали сетевое заграждение. Лодка «Гиляк» вышла на рейд. В 6 час. 35 мин. минный крейсер «Всадник» вышел на рейд. В 7 час. 10 мин. миноносец «Бесстрашный» вошел в гавань.
В 8 час. 10 мин. миноносцы «Сильный», «Статный», «Смелый», «Скорый» и «Решительный» вошли в гавань.
В 8 час. 15 мин. миноносцы «Бдительный», «Бойкий» и «Выносливый» вошли в гавань. Миноносец «Боевой» прошел в гавань на буксире 3 портовых катеров. Туман усилился.
В 9 час. поставили все сетевое заграждение, зарядили орудия чугунными снарядами. В 9 час. 5 мин. крейсер II «Новик» вошел в гавань. В 9 час. 25 мин. минный крейсер «Всадник» вернулся с рейда. В 9 час. 35 мин. лодка «Гиляк» вошла в гавань.
В 10 час. 5 мин. лодка «Гремящий» вошла в гавань.
В 3 часа туман рассеялся. На SO видны 4 неприятельских миноносца – курс O.
В 3 часа 45 мин. японские миноносцы скрылись на О.
В 4 часа 10 мин. нашел туман. В 5 час. 20 мин. начали заводить наружный бон. В 5 час. 35 мин. туман рассеялся. В 5 час. 50 мин. пришел дежурный минный катер с «Победы» под начальством мичмана Флейшера.
В 6 час., на W, открылись 3 японских миноносца. Туман снова находит.
В 6 час. 35 мин. японские миноносцы скрылись в тумане.
В 6 час. 50 мин. пришел минный катер с «Ревизана» под начальством мичмана Саблина. В 6 час. 55 мин. туман густеет.
В 7 час. 20 мин. дробь-атака. Приготовились к отражению минной атаки. В 7 час. 35 мин. прибыл Начальник отряда крейсеров.
В 1 час. 30 мин. ночи туман рассеялся. В 3 часа 10 мин., с SO находит туман.
В 4 часа 40 мин. отбыл Начальник отряда крейсеров. Пары в 6-ти котлах в течение суток.

Подписал: Капитан 2 ранга Князь Ливен.

Отредактированно Россiя (20.10.2010 09:49:16)

#141 20.10.2010 10:11:52

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

422

Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана – Начальнику Квантунгского укрепленного района Генерал-Лейтенанту Стесселю. 13 Июля 1904 г. № 898.

Как только было получено известие о подходе судов и наступлении неприятеля, приказал развести пары трем лодкам, «Новику» и 10 миноносцам (под флагом контр-адмирала Лощинского) и 4 крейсерам (под флагом капитана 1 ранга Рейценштейна) и идти к Лувантану. Лодки к 10 часам подходят к бухте Тахэ, крейсера выходят. В виду необходимости траления впереди судов, ранее ничего нельзя сделать; броненосцы выйти не могут, так как назад, на ночь, не войти в бассейн, но на случай, эскадренный броненосец «Ретвизан» имеет пары.
О чем Ваше Превосходительство уведомляю.

Подписал: Контр-Адмирал Витгефт.

#142 23.10.2010 20:18:44

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

423

Рапорт Начальника прибрежной обороны – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 16 Июля 1904 г. № 175.


В 9 час. 35 мин., сего 13 июля, снялся с бочек и вышел на рейд. Подождав лодку «Гиляк» и крейсер II ранга «Новик», пропустил II отряд миноносцев с тралами вперед и пошел в бухту Тахэ, имея лодки и «Новик» в кильватере.
По пути в Тахэ, у одной пары миноносцев порвался трал, что послужило небольшой задержкой, и случилось потому, что миноносцы тралить не умеют. Исправив трал, следовали далее. При этом, немного мористее пути, была усмотрена мина, взорвавшаяся сама собою.
Прийдя в бухту Тахэ, встали на якорь, а миноносцы послал с тралами к Лувантану, чтобы очистить от мин место для стрельбы. По временам находил сильный туман, продолжительностью от 5 до 10 минут, а в это время неприятельские миноносцы приблизились настолько близко, что «Новик» и «Гиляк» открыли по ним огонь.
Когда наши миноносцы подошли с тралами к Лувантану, то из-за тумана неприятельские миноносцы начали по ним стрелять. В это время были вытралены 3 мины, и при вытаскивании мин тралы порвались.
За все время стоянки лодок в Тахэ, у Кэпа держались две неприятельские канонерские лодки, имея, по-видимому, тралы; когда лодки приблизились довольно близко, то «Новик», чтобы их отогнать, открыл по ним огонь, после чего лодки сошлись вместе и скрылись за горизонтом, ведя одна на буксире другую.
Японская эскадра, состоящая из крейсеров: «Итцукушима», «Хашидате», «Акитцушима» и броненосца «Чин-иен», все время держалась довольно близка, меняя курсы и отчасти скрываясь во время тумана. Впереди эскадры ходило судно – типа коммерческого парохода, по всей вероятности, с приспособленным тралом. Неприятельские миноносцы, числом до 42-х, держались отрядами на горизонте, приближаясь и удаляясь в зависимости от тумана.
В 1 час. 40 мин. пополудни, получив по семафору приказание, в случае тумана идти в Артур, и видя, что идет мелкий дождь и временами туман, а отряд крейсеров стоит на якоре с поставленными сетями, снялся с якоря и пошел в Артур; по пути увидел, что крейсера снимаются с якоря. Подойдя ближе, спросил, куда крейсера следуют, и получив ответ – в Тахэ, сообщил Начальнику отряда крейсеров, что путь до Лувантана протрален, вступил в кильватер крейсерам, имея II отряд миноносцев на правой стороне.
В 3 часа 30 мин., получив приказание по семафору – идти в Лувантан без трала, обойдя крейсера «Аскольд» и «Палладу», стоявших на якоре, подошел к «Баяну» и вместе с ним открыл огонь; «Баян» стрелял по 150 возвышенности, а я по указанию сухопутного офицера.
В 5 час. дня «Баян» сообщил, что идет в Артур, я последовал туда же, имея лодки в кильватере.
В 5 час. 10 мин. «Баян» открыл огонь по неприятельской эскадре, а за ним «Аскольд» и «Паллада». Приказал отряду лодок открыть огонь по возможности.
В 5 час. 25 мин. крейсера и неприятель прекратили стрельбу.
В 6 час. 33 мин. вошел в проход и стал на бочки.
О всем вышеизложенном доношу Вашему Превосходительству.

Подписал: Контр-Адмирал Лощинский.

#143 24.10.2010 20:07:45

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

424

Телеграмма Начальника Квантунгского укрепленного района Генерал-Лейтенанта Стесселя – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 13 Июля 1904 г. № 54. С поста 11 версты.


Приношу благодарность за содействие, которое сегодня оказали нам при отбитии атаки японцев. Они отбиты по всей линии, а мы занимаем прежние места. Если неприятель завтра повторит атаку, буду просить содействия флота.

#144 25.10.2010 15:07:02

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

425

Начальник Штаба Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана – в Штаб Квантунгского укрепленного района. 13 Июля 1904 г. № 901.

В виду частых просьб начальников сухопутных частей с передовых позиций о высылке судов для обстрела той или иной японской позиции, или стрельбы по приближающимся к берегу японским миноносцам и лодкам, Штаб, по приказанию Командующего эскадрой, считает необходимым просить Штаб укрепленного района объяснить г.г. начальникам, что, несмотря на полное желание содействовать судами, по местным условиям и техническим требованиям являются следующие препятствия:
1) броненосцы не всегда могут выходить: а) требуют известную глубину в проходу, и выход возможен только за два часа до и после большой воды, час которой ежедневно меняется, б) так как броненосцу оставаться на ночь на рейде безусловно нельзя, то он может выходить только тогда, когда большая вода приходится утром и вечером, чтобы, выйдя, успеть и войти в тот же день обратно, в) если броненосец и выйдет, то в виду необходимости траления перед ним, он не может подойти к Лувантану ранее, как через 5-6 часов с момента отдачи приказания развести пары.
2) Крейсера могут выходить почти всегда, но для выхода в узкости из бассейна, протраление и разводка паров требуют также 5-6 часов.
3) Лодки и «Новик» могут выйти и дойти с тралами до места от 3-4 часов с момента отдачи приказания.
4) Миноносцы выходят и подходят на место через два часа с момента отданного приказания, если идут без «Новика».
Таким образом желательно, чтобы Штаб укрепленного района сообщал с вечера, если бы были признаки о предстоящем наступлении, чтобы заранее подготовить, что можно, и сократить сроки выхода судов, на сколько можно.

Подписал: Контр-Адмирал Матусевич.

Отредактированно Россiя (25.10.2010 15:23:12)

#145 27.10.2010 20:47:22

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

426

Приказ Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта. 13 Июля 1904 г. № 35.

Командир минной роты подполковник Бородатов сообщил, что между линиями сухопутного минного заграждения находится много японских мин, почему проход через минное заграждение, даже в полную воду, представляет большую опасность.
В виду этого предписываю:
1) Всем судам без исключения, а равно и паровым катерам, при выходе с рейда и возвращении на рейд проходить исключительно между входными буйками, при чем всем придерживаться правого буйка, согласно правил при плавании в узостях, а также пользоваться известными входными створами.
2) Капитану 2-го ранга Сакс ежедневно утром, при разводе бонов, самым внимательным образом проверять правильность положения входных буйков и немедленно давать знать полковнику Бородатову, если будет замечено неправильное положение одного из названных буйков, и поставить временно катер на его место для предупреждения судов.

#146 28.10.2010 12:37:24

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

427

Рапорт Мичмана Ренгартена – Командиру эскадренного броненосца «Полтава» Капитану 1 ранга Успенскому. 18 июля 1904 г. № 7.

Согласно резолюции Вашего Высокоблагородия на служебной записке Начальника Штаба Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана за № 961 *) – доношу следующее:
В 7 час. вечера, 12 сего июля, я, совместно со штурманом дальнего плавания Дейчманом, вышел на минном катере с броненосца «Победа» из Порт-Артура. Мы имели приказание, если туман будет не слишком густой, осмотреть бухту Тункау, в противном случае переждать в бухте Тахэ.
В 7 час. 30 мин. прошли ворота саперного заграждения. Туман был настолько густ, что кроме ничтожной водной поверхности вокруг – абсолютно ничего не было видно.
Взяли по компасу курс SO и, когда, сообразуясь с истекшим временем, сочли себя вполне вне заграждения, перешли на O. Через 20 минут, на мгновение рассеившийся слева от нас туман открыл нам утес батареи № 22; мы проверили счисление и взяли курс на бухту Сикау. Сейчас же нас окутал непроницаемый туман, мы шли небольшим ходом, опасаясь неожиданностей.
Часа через 2 услышали слева по носу шум прибоя. Уменьшив ход до минимума и непрерывно измеряя глубину, пошли к прибою с целью определиться.
Когда, наконец, увидели прибрежные камни, решили выждать, когда хоть немного  прояснить. Был уже приготовлен дрек, когда вокруг катера заметили темные предметы, напоминавшие мины; считая себя в опасности толкнуться о них и о незнакомые подводные камни, мы решили поискать более глубокого места, почему повернули на W и пошли, не выпуская из глаз темного неясного силуэта берега с правой стороны. Все время измеряли глубину и шли самым малым ходом.
Часов в 11 подошли очень близко к берегу и, найдя место удобным, стали на дрек. Часа через два туман ушел на O, луна ярко осветила море.
Мы определились и оказались стоящими у Лувантана; хотя прожектор батареи № 22 освещал нас, но нам не мешал, так как катер совершенно сливался с фоном берега и не мог быть виден.
Так как на W от нас стояла стена густого тумана, мы оставались ждать на месте.
В 2 час. 30 мин. пополуночи заметили к S от большого камня, что у Лувантана, милях в 1 1/2 , неприятельский миноносец. Тотчас-же, снявшись с дрека, малым ходом направились к миноносцу.
На полпути решили прибавить ходу и дали полный.
Очевидно, миноносец нас не видел, мы уже ясно различали в ярком лунном отражении, что он был двухтрубный, номерной.
Когда расстояние было от 1 ½ до 1 кабельтова – выпустили в миноносец мину Уайтхеда.
Тут нас заметили, так как тотчас же, с правой стороны миноносца (он был к нам лагом), забурлила вода и он быстро пошел влево; в этот момент я ясно увидел по струе, как мина прошла под кормой миноносца.
Мы повернули тоже влево и начали самым полным ходом преследование, но оно не удалось, благодаря быстроходности миноносца, который очень быстро скрылся из виду.
Мы пришли к своему месту, подобрали брошенный на буйке дрек и, увидев в море, по направлению ушедшего неприятеля, луч прожектора, решили переменить место во избежание атаки.
Прошли в самую глубину бухты Тахэ, где поставили катер между двумя джонками.
Когда рассвело, вернулись в Артур.
Вечером, 13 сего июля, со штурманом дальнего плавания Дейчманом, на том же минном катере в сопровождении минного катера с «Ретвизана» под командой мичмана Свиньина вышли в море.
Нам было приказано Командующим эскадрой стать в восточной части бухты Тахэ, откуда атаковать неприятельский минный заградитель, если бы таковой явился на нашем рейде в течение ночи.
Сначала мы пришли в бухту Тахэ, где сговорились с береговыми постами относительно опознавательных, затем перешли в восточную часть бухты, где стали под Лувантанским постом.
В бухту Лувантан не заглядывали, так как знали, что там идет бой, и из Лувантанской долины мы можем быть замеченными японскими стрелками, которые имели возможность и средства сообщить своим о нашем присутствии.
Стояли всю ночь на дреке.
Непрерывно, рядом с нами, слышалась ружейная и пулеметная стрельба, очень частая и оживленная.
В 11 час. 30 мин., на горизонте появились 3 неприятельских миноносца; они шли полным ходом на O и прошли мимо нас кабельтовых в 25-30.
Больше ничего за всю ночь в море не видали. Все время ярко светила луна, ночь была ясная и спокойная.
Когда рассвело, на горизонте, на SO от Тахэ, оказались, вероятно, те же 3 миноносца, в расстоянии от нас 35-40 кабельтовых. Мы же на обоих катерах убрали дреки и вернулись в Порт-Артур.

Подписал: Мичман Ренгартен.
--
*) Означенного документа в делах Архива войны не имеется.

#147 28.10.2010 15:53:45

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

428

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта – Наместнику Е.И.В. 14 Июля 1904 г. № 75 (получена в Мукдене 24 июля).

Тринадцатого июля, при обстреливании неприятельских позиций «Баяном», «Аскольдом», «Палладой», «Новиком» и лодками, подошли: «Чин-иен», «Итцукушима», «Матсушима» и «Чийода», два крейсера второго класса и до 30 миноносцев, открывшие огонь по нашим судам. Восьмидюймовый снаряд «Баяна» разорвался в корме «Итцукушимы», который и вышел из строя. Неприятельские суда повернули обратно, и «Чийода» взорвался на нашей мине заграждения, хотя сильно и сел носом, остался на плаву и медленно ушел в Талиенван. Снаряд 22-й батареи подбил одну канонерку, ушедшую на буксире другой.
Четырнадцатого июля те же наши суда и «Ретвизан» обстреливали японские позиции, и в тралах перед нашими судами взорвалось несколько мин. Неприятель обстреливает многочисленной береговой артиллерией наши войска; скоро, вероятно, начнется тесная осада.

Отредактированно Россiя (28.10.2010 15:53:58)

#148 28.10.2010 16:30:52

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

429

Телеграмма начальника Квантунгского укрепленного района Генерал-Лейтенанта Стесселя – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 14 Июля 1904 г. № 64. С поста 11-й версты.

Ночью противник выставил в равнине у Инчензы восьми-десяти орудийную батарею и сейчас громит наш левый фланг отряда генерала Надеина, что у Суанцайгоу; необходимо послать в бухту Инчензы отряд судов, о чем и прошу; о ваших распоряжениях прошу сообщить на разъезд одиннадцатой версты.

#149 28.10.2010 19:04:17

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

430

Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана – Начальнику Квантунгского укрепленного района Генерал-Лейтенанту Стесселю. 14 Июля 1904 г. № 904.


На телеграмму уведомляю Ваше Превосходительство, что выслать суда в Инчензы не могу, так как выслал все крейсера, «Ретвизан», лодки и миноносцы с тралящим караваном на правый фланг, против которого держится 30 миноносцев, 2 броненосца, 6 крейсеров и канонерки. Другие броненосцы выйти не могут из-за малой воды и отсутствия возможности идти без тралов. Если даже можно было бы выйти, то суда прибыли бы в Инчензы лишь к вечеру и были бы потом уничтожены ночью. Об этом докладывал неоднократно: только канонерки и миноносцы могут доходить и то только до Голубиной бухты. Они же теперь в бою на правом фланге.

Подписал: Контр-Адмирал Витгефт.

#150 29.10.2010 12:07:17

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

431

Донесение Начальника охотничьей команды Мичмана Вещицкого.

29 июня сего года, в 3 часа пополудни, с вверенной мне командой охотников Квантунгского флотского экипажа, в составе: 1-го фельдфебеля, 4-х строевых квартирмейстеров, 1-го нестроевого квартирмейстера и 114-ти рядовых, выступил по направлению к деревне Ли-тан-гоу; того же числа прибыл в означенную деревню и явился в Штаб отряда полковника Семенова.
30 июня, по приказанию начальника отряда, отправился в распоряжение полковника Бутусова на Зеленые горы.
На Зеленых горах, по приказанию полковника Бутусова, занял участок в передовой цепи, где оставался по 6 июля, ведя все время перестрелку с передовыми японскими частями. 6 июля, по приказанию начальника отряда, перешел в общий резерв, под начальством полковника Вольского, для отдыха команды; находясь в резерве, команда занималась несением аванпостной службы и работами по укреплениям передовых же позиций, причем работа эта велась все время под огнем неприятеля.
13-го, с рассветом, по приказанию начальника отряда, выступил на Зеленые горы для поддержки правого фланга роты штабс-капитана Аверьянова. По его же приказанию оставил Зеленые горы и перешел в распоряжение полковника Петруша, от которого получил приказание пройти на Семафорные горы и занять их. По приказанию полковника Петруша, и под его личным наблюдением, команда перебежками, по одному, без потерь, перешла приток реки Лувантан и отправилась на Семафорные горы. На Семафорных горах я оставил взвод для прикрытия, а с тремя взводами отправился на поддержку охотничьей команды поручика Наседкина. Во время перебежки, по одному, команда потеряла пять человек раненым и одного убитым. По взаимному соглашению с начальником цепи, во избежание обхода неприятелем Семафоных гор, впереди их оставил взвод на кряже, а с оставшимися двумя взводами укрепился на Семафорных горах, вплоть до берега моря.
Утром, 14 июля, неприятель перешел в наступление. К началу наступления, для поддержки моего правого фланга, прибыла полурота запасного батальона. В начале наступление неприятеля на Семафорные горы ограничилось для нас весьма небольшими потерями. Около 9-ти часов утра неприятель, пользуясь высокой кукурозой и складками местности, начал перебежками, по одному, передвигаться к морю, с явным намерением обойти правый фланг. Для защиты правого фланга был послан взвод от стрелковой полуроты и 15 человек матросов на кряж, находящийся позади Семафорной горы и позволяющий обстреливать обходящих фланг японцев. На этом же кряже разместилась другая полурота стрелков. Наступление неприятеля во фланг несколько раз отражалось удачными выстрелами с миноносцев и канонерской лодки, на которую семафором была передана просьба открыть огонь по имеющемуся деревянному строению на отроге Семафорной горы, где засел неприятель. С уходом судов, неприятель, все время не перестававший усиливаться, снова повторил атаки на правый фланг, не решившись приблизиться ближе 600 шагов. Большая убыль людей  ранеными и условия местности не позволяли отделить части людей, чтобы штыковым ударом отбросить неприятеля вниз. В то же время неприятель, воспользовавшись густым кустарником на впереди лежащем кряже, установил там два пулемета, и сильным огнем начал поражать фронт Семафорной горы. Большая убыль людей и усталость команды, вторые сутки находившейся в бою, заставила меня послать донесение с просьбой о подкреплении, но подкрепления я не получил. Хорошо замаскированные пулеметы и их губительный огонь несколько смутил команду, почему стрельба ее стала нервной и менее прицельной. Желая найти местоположение пулеметов, я выдвинулся вперед, где и получил рану, вначале в руку, а при дальнейшем движении был ранен в глаз. Сдав командование фельдфебелю Мосину и дав ему указание, как действовать, я был унесен на перевязочный пункт и по дороге потерял сознание.
Во все время действия люди команды вели себя образцово хорошо; недостатка в охотниках на разведки не было; спокойствие и подъем духа не покидало команду ни на минуту. Все эти качестве особенно достойны похвалы ввиду того, что личный состав команды, за немногими исключениями, состоял из молодых – призыва 1904 года. Фельдфебель и унтер-офицеры оказались на высоте своего призвания, чем заслужили похвалы, как начальника отряда, так и начальников участков.

Подписал: Мичман Вещицкий.

Страниц: 1 … 4 5 6 7 8 9


Board footer