Сейчас на борту: 
BergSkorpion,
Elektrik,
knl_1983,
lom,
rkbob,
shuricos,
Yosikava,
Алекс,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 3 4 5 6 7 … 14

#101 26.12.2010 23:37:38

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #338948
Правда, не представляю - ЧТО, если что?

А Вы "Летопись боевых походов" видели? Ее в сети можно скачать.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#102 26.12.2010 23:45:13

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Прошу прощения за долгое отсутствие - писать файл, оказывается, гораздо дольше, чем выкладывать.

Апрель 1942 г.

03.04. - в 16.22 два Ju-88 совершили налёт на Мурманск. В Торговом порту прямые попадания получили британские ТР S58 «NEW WESTMINSTER CITY» и S52 «EMPIRE STARLIGHT». Первый сел на мель, второй почти полностью выгорел. Польский ТР S67 «TOBRUK» получил прямое попадание в корму и сел на грунт у причала.

07.04. - в 18.30 в Кольский залив прибыли КРЛ HMS «LIVERPOOL» (C11), ЭМ HMS «MARNE» (G35) и HMS «PUNJABI» (L21).

10.04. - в 16.00 конвой QP-10 в составе британских ТР «NAVARINO» (4841 брт), «TEMPLE ARCH» (5138 брт), «BEACONSTREET» (7467 брт), «HARPALION» (5486 брт), «RIVER AFTON» (5479 брт), «EMPIRE COWPER» (7164 брт), панамских «EL OCCIDENTE» (6008 брт), «ARTIGAS» (5613 брт), «CAPULIN» (4977 брт), «EL COSTON» (7286 брт), «STONE STREET» (6131 брт), гондурасского «MANA» (3283 брт) и советских «СЕВЗАПЛЕС» (3974 брт), «КИЕВ» (5823 брт), «БЕЛОМОРКАНАЛ» (2900 брт), «ДНЕПРОСТРОЙ» (4756 брт) под охранением ЭМ HMS «ECLIPSE» (H08), HMS «FURY» (H76), HMS «MARNE» (G35), HMS «ORIBI» (G66), HMS «PUNJABI» (F21), «ГРЕМЯЩИЙ» и «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ», ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «HARRIER» (J71), HMS «HUSSAR» (J82), HMS «SPEEDWELL» (J87), вооружённых траулеров HMS «BLACKFLY» (FY117) и HMS «PAYNTER» (FY242) начал движение по заливу.

11.04. - в 15.45 прямым попаданием бомбы повреждён британский ТР S45 «EMPIRE COWPER» (7164 брт). Взрыв произошёл в районе угольного бункера. Судно загорелось и отстало от конвоя. В 16.00 в 110 милях к северу от Териберки повторными атаками авиации потоплен. Все 60 человек экипажа и военной команды перешли на корабли эскорта. Огнём зенитной артиллерии ТР «EMPIRE COWPER» или ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ» заявлен сбитым один Ju-88, который упал в воду в 100 метрах от п/х «КИЕВ». Повреждённый авиацией панамский ТР «STONE STREET» (6131 брт) в сопровождении 2 английских ТЩ возвратился в Кольский залив.
В 21.00 КРЛ HMS «LIVERPOOL» (C11) вышел в море для сопровождения конвоя.

13.04. - в 01.59 восточнее острова Медвежий в точке с координатами СШ=73º22’ ВД=28º48’ (германский квадрат АС 5414) подлодка U-436 двумя торпедами потопила п/х «КИЕВ» (5823 брт), шедший с грузом хрома и древесины. Через 7 минут судно затонуло. Ещё через 20 минут экипаж и пассажиры были взяты со спасательных плотов на борт британского вооружённого траулера HMS «BLACKFLY» (FY117) и впоследствии доставлены в Исландию. Погибли 6 человек.
В 02.29 в точке с координатами СШ=73º28’ ВД=28º30’ (германский квадрат АС 4662) подлодка U-435 двумя торпедами потопила панамский пароход «EL OCCIDENTE» (6008 брт), шедший с небольшим количеством хрома в трюмах для улучшения остойчивости. Взрывы в машинном отделении фактически раскололи транспорт на две части. Через 2 минуты судно затонуло кормой вперёд. 21 выжившего и 9 тел через полчаса подобрал с воды британский ТЩ HMS «SPEEDWELL» (J87). Всего погибло 20 человек.
Днём пикирующие бомбардировщики Ju-88 тяжело повредили британский п/х S48 «HARPALION» (5486 брт), перевозивший 600 тонн марганцевой руды в трюмах для улучшения остойчивости. Экипаж покинул судно вследствие невозможности сохранять место в строю конвоя QP-10. В 17.35 дрейфующий транспорт обнаружила и атаковала 3 торпедами подлодка U-435. Третья торпеда попала в кормовую часть парохода, который через 15 минут в точке с координатами СШ=73º33’ ВД=27º19’ (германский квадрат АС 4521) кормой вперёд затонул.

16.04. - в 15.45 северо-западнее мыса Нордкап в точке с координатами СШ=73º48’ ВД=21º50’ (германский квадрат АС 4157) подлодка U-403 потопила британский п/х «EMPIRE HOWARD» (6985 брт) из состава конвоя PQ-14, перевозивший 2000 тонн военных материалов, включая армейские грузовики. Судно затонуло в течение минуты. 25 человек погибли, включая командира конвоя коммодора Э. Риса (Commodore E. Rees DSC RNR). 9 человек подобрал британский вооружённый траулер HMS «LORD MIDDLETON» (FY219), 28 – вооружённый траулер HMS «NOTHERN WAVE» (FY153).

19.04. - в 09.30 в Кольский залив вошёл конвой PQ-14 в составе британских ТР «BRIARWOOD» (4019 брт), «DAN-Y-BRYN» (5117 брт), «TREHATA» (4817 брт), «ATHELTEMPLAR» (8992 брт), «HOPEMOUNT» (7434 брт) и американских «WEST CHESWALD» (5711 брт), «YAKA» (5432 брт) в сопровождении ЭМ HMS «BULLDOG» (H91), HMS «BEAGLE» (H30), HMS «AMAZON» (H39), HMS «FORESIGHT» (H79), HMS «FORESTER» (H74), HMS «BEVERLEY» (H64), корветов HMS «CAMPANULA» (K18), HMS «OXLIP» (K123), HMS «SAXIFRAGE» (K04), HMS «SNOWFLAKE» (K211), ТЩ HMS «LORD MIDDLETON» (FY219), HMS «NOTHERN WAVE» (FY153). Местный эскорт – ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «HUSSAR» (J82), HMS «NIGER» (J73) и HMS «HARRIER» (J71).

28.04. - в 15.50 из Кольского залива начал движение конвой QP-11 в составе британских ТР «ATHELTEMPLAR» (8992 брт), «BRIARWOOD» (4019 брт), «DAN-Y-BRYN» (5117 брт), «TREHATA» (4817 брт), панамских «BALLOT» (6131 брт), «GALLANT FOX» (5473 брт), «STONE STREET» (6131 брт), «EL ESTERO» (4219 брт), американских «WEST CHESWALD» (5711 брт), «DUNBOYNE» (3515 брт), «MORMACMAR» (5453 брт), «ELDENA» (6900 брт), советского п/х «ЦИОЛКОВСКИЙ» (2847 брт) в сопровождении ЭМ HMS «AMAZON» (D39), HMS «BEAGLE» (H30), HMS «BEVERLEY» (H64) (бывший USS «BRANCH» (DD-197)), HMS «BULLDOG» (H91), HMS «FORESIGHT» (H68) и HMS «FORESTER» (H74), корветов HMS «CAMPANULA» (K18), HMS «OXLIP» (K123), HMS «SAXIFRAGE» (K04) и HMS «SNOWFLAKE» (K211), вооружённого траулера HMS «LORD MIDDLETON» (FY219). Местный эскорт – ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «HARRIER» (J71), HMS «HUSSAR» (J82) и HMS «NIGER» (J73).
В 22.40 КРЛ HMS «EDINBURGH» (16) вышел в море.

30.04. - В 18.18 в 215 милях к северу от полуострова Рыбачий в точке с координатами СШ=73º09’ ВД=32º45’ (германский квадрат АС 5519) подлодка U-456 торпедой в правый борт повредила британский КРЛ HMS «EDINBURGH» (16) из состава охранения конвоя QP-11. Через некоторое время вторая торпеда той же ПЛ попала в корму, оторвав кормовую часть до четвёртой башни. ЭМ HMS «FORESIGHT» (H68) остался возле крейсера с задачей ПЛО.
В 21.50 три английских ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «HARRIER» (J71) и HMS «HUSSAR» (J82) вышли из Полярного на помощь повреждённому КРЛ HMS «EDINBURGH» (16). ЭМ «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ» и «ГРЕМЯЩИЙ» направились для оказания помощи британскому крейсеру.

Отредактированно dad67 (26.12.2010 23:50:19)

#103 26.12.2010 23:48:24

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #338961
А Вы "Летопись боевых походов" видели?

Нет. Киньте ссылку, если можно. Я правильно понимаю - описание действий немецких ПЛ против СССР в Заполярье?

Отредактированно dad67 (26.12.2010 23:54:29)

#104 27.12.2010 04:17:00

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

1

2 месяца 2 января будет,но все равно спасибо. Мальчик, но у меня уже дочка была 10-летняя.

#105 27.12.2010 07:45:16

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #338965
Я правильно понимаю - описание действий немецких ПЛ против СССР в Заполярье?

Нет, как раз наоборот - описание действий сов. ПЛ в Заполярье.
http://alternathistory.org.ua/podvodnye … ot-skachat
А описание действий немецких ПЛ это как раз тот проект, в котором я предлагаю поучаствовать.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#106 27.12.2010 17:25:35

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Вы где-то прочитали мои мысли - ещё лет 10 назад я мечтал, чтобы написали что-то подобное! Я тогда занимался темой советских ПЛ послевоенного периода (папашка служил в 11-й флотилии). Многие лодки до 1951 года были "фронтовичками", поэтому копнул и в ту сторону. Но с современными всё очень сложно - секретность, информации с гулькин нос (что говорить, если даже газета "На страже Заполярья" выступала источником!). А после переезда в Питер вообще это дело забросил. Всё, что было, отдал Илье Курганову, но у него и без меня материала - выше крыши (вижу, знакомы?).
Предложение Ваше интересное, но всё равно пока слабо представляю - как могу сгодиться? Как работать с документами, не зная языка? Если только на правах заполярного аборигена-консультанта? Кстати, есть авторские фото корпуса С-51. Сделаны лично в 2002 году. Это так - музычкой навеяло...

#107 28.12.2010 11:03:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #339177
Предложение Ваше интересное, но всё равно пока слабо представляю - как могу сгодиться? Как работать с документами, не зная языка?

Да, без языка, хотя бы поверхностного - труба...


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#108 12.01.2011 18:19:05

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Наконец-то закончились праздники!!!!! Башка вааще не варит! Печень уже на пенсию просится!

Продолжаем.
май 1942 г.

01.05. - в 05.13 в 100 милях к северу от Кольского залива в точке с координатами СШ=71º46’ ВД=34º30’ (германский квадрат АС 4669) подлодка U-589 двумя торпедами повредила т/х «ЦИОЛКОВСКИЙ» (2847 брт), следовавший с грузом леса в конвое QP-11. Через некоторое время отставший транспорт в точке с координатами СШ=73º23’ ВД=25º30’ обнаружили и добили германские ЭМ Z24 и Z25. Выжившие 13 членов экипажа были подобраны с воды на борт британского ТЩ HMS «LORD MIDDLETON» (FY219). Погибли 33 человека.

В 250 милях от Исландии в точке с координатами СШ=66º00’ ЗД=08º00’ при следовании противолодочным зигзагом в условиях тумана на скорости 25 узлов столкнулись британские ЭМ «PENJABI» (G21) и ЛК «KING GEORGE V» (41) из состава охранения конвоя PQ-15. Эсминец был разрезан на две неравные части. ЭМ HMS «MARNE» (G35) и HMS «MARTIN» (G44) сняли 169 человек с носовой части и ещё 40 человек были подобраны с воды. При погружении кормовой части сдетонировали глубинные бомбы, причинившие повреждения проходившему рядом американскому ЛК USS «WASHINGTON» (BB 56). В кормовой части эсминца погибли 49 человек.

02.05. - в 01.20 к КРЛ HMS «EDINBURGH» (16) подошли 2 британских ТЩ и буксир №22. Через некоторое время подошли ещё 2 ТЩ. Крейсер в сопровождении 2 британских ЭМ, 4 ТЩ и СКР «РУБИН» направился в Мурманск.
В 07.17 германские эсминцы Z7 «HERMANN SCHOEMANN», Z24 и Z25 маневрирующими торпедами атаковали британский КРЛ HMS «EDINBURGH» (16), повреждённый 30 апреля и возвращавшийся на буксире в Кольский залив. В 07.36 второй залп главного калибра британского крейсера накрыл ЭМ «HERMANN SCHOEMANN». Снаряд попал в машинное отделение. Эсминец лишился обеих турбин. Так как «SCHOEMANN» не мог идти своим ходом, а до базы было не один день хода на буксире, экипаж высадился на спасательные средства и позднее был подобран другими ЭМ и подводной лодкой U-88. После боя корабль был потоплен подрывными зарядами и торпедами ЭМ Z24. Погибли всего 8 членов экипажа от разрыва снаряда внутри корпуса ЭМ.
В 08.07 три торпеды выпущенные Z24 по крейсеру попали в цель. Две ударили в носовую часть, и одна – в мидель крейсера напротив места, куда 30 апреля попала первая торпеда U-456. Артиллерией германские эсминцы легко повредили ставивший дымовую завесу британский ЭМ HMS «AMAZON» (D39) и вышли из боя. На КРЛ были разрушены две палубы и повреждён киль, который мог переломиться на волне в любое время. 840 членов экипажа перешли на ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63) и HMS «HARRIER» (J71). СКР «РУБИН» обеспечивал противолодочную оборону высадки экипажа.
Для ускорения затопления крейсера тральщик «HARRIER» безрезультатно выпустил двадцать 105-мм снарядов. Затем эсминец «FORESIGHT» сбросил партию глубинных бомб рядом с бортом. В итоге в точке с координатами СШ=71º51’ ВД=35º10’ лёгкий крейсер «EDINBURGH» (13175 т) был потоплен последней торпедой британского ЭМ HMS «FORESIGHT» (H68). В результате атак 30 апреля и 2 мая на крейсере погибли 58 человек.

В Норвежском море в точке с координатами СШ=71º30’ ВД=12º32’ польская подлодка ORP P-551 «JASTRZAB» (1230 т) из состава дальнего охранения конвоя PQ-15 была по ошибке потоплена артиллерийским огнём норвежского ЭМ HNoMS «ST. ALBANS» (I15) и британского ТЩ HMS «SEAGULL» (J85). 5 человек погибли.

К югу от острова Медвежий торпедоносцами из I./KG26 повреждён британский п/х «JUTLAND» (6153 брт), перевозивший 1560 тонн военных грузов, включая 500 тонн взрывчатки, отставший от конвоя PQ-15. Погиб 1 пассажир. 53 члена экипажа и 8 пассажиров перешли на ЭМ HMS «BADSWORTH» (L03). В 01.14 следующих суток в точке с координатами СШ=73º02’ ВД=19º46’ (германский квадрат АВ 6634) оставленный «JUTLAND» обнаружила и потопила U-251.
Южнее острова Медвежий в точке с координатами СШ=73º02’ ВД=19º46’ торпедоносцами из I./KG26 повреждён британский п/х «BOTAVON» (5848 брт) из состава конвоя PQ-15. На следующий день потоплен огнём ЭМ HMS «BADSWORTH» (L03).

Южнее острова Медвежий в точке с координатами СШ=73º02’ ВД=19º46’ торпедоносцами из I./KG26 потоплен британский п/х «CAPE CORSO» (3807 брт) из состава конвоя PQ-15. Из 56 человек экипажа выжили только 6.

06.05. - в 03.00 в Кольский залив вошёл конвой PQ-15 в составе американских ТР «ALCOA CADET» (4823 брт), «ALCOA RAMBLER» (5500 брт), «BAYOU CHICO» (5401 брт), «DEER LODGE» (6187 брт), «EXPOSITOR» (4959 брт), «FRANCIS SCOTT KEY» (7176 брт), «HEGIRA» (7588 брт), «LANCASTER» (7516 брт), «MORMACREY» (5946 брт), «MORMACRIO» (5940 брт), «PAUL LUCKENBACH» (6606 брт), «SEATTLE SPIRIT» (5627 брт), «TEXAS» (5638 брт), «TOPA TOPA» (5356 брт), «ZEBULON B. VANCE» (7177 брт), британских «CAPE RACE» (3807 брт), «EMPIRE MORN» (7092 брт), «SOUTHGATE» (4862 брт), плавкрана «EMPIRE BARD» (3114 брт), танкера «GREY RANGER» (3313 брт), канадского ЛД «MONTCALM» (1432 брт), панамского ТР «CAPIRA» (5565 брт) и советского ЛД «КРАСИН» (4902 брт) в охранении ЭМ HMS «BADSWORTH» (L03), HMS «SOMALI» (L33), HMS «MATCHLESS» (G52), HMS «BOADICEA» (H65), HMS «VENOMOUS» (D75), норвежского HNoMS «ST. ALBANS» (I15), ТЩ HMS «SEAGULL» (J85), HMS «BRAMBLE» (J11), HMS «LEDA» (J93), вооружённых траулеров HMS «CAPE PALLISER» (FY256), HMS «NORTHERN PRIDE» (FY105), HMS «VIZALMA» (FY286), HMS «LORD MIDDLETON» (FY219), корабля ПВО HMS «ULSTER QUEEN», ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ», «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ», СКР «РУБИН», «БРИЛЛИАНТ» и 3 британских ТЩ местного эскорта.

14.05. - в 00.30 КРЛ HMS «TRINIDAD» (46) и ЭМ HMS «FORESIGHT» (H79), HMS «FORESTER» (H74), HMS «SOMALI» (L33) и HMS «MATCHLESS» (G52) вышли из Кольского залива в Англию. На переходе из-за повреждений крейсера поддерживалась скорость 20 узлов.

15.05. - в 02.00 юго-восточнее острова Медвежий 25 бомбардировщиков и 10 торпедоносцев потопили КРЛ HMS «TRINIDAD» (46). В крейсер попала единственная бомба, вызвавшая пожар в районе повреждений, полученных кораблём в марте. На эсминцы сопровождения перешёл 991 человек. Погибли 63 человека, в том числе 20 человек из экипажа потопленного двумя неделями ранее КРЛ HMS «EDINBURGH» (16). Из-за невозможности дальнейшей буксировки крейсер был потоплен торпедой эсминца HMS «MATCHLESS» (G52).

21.05. - в 14.55 из Кольского залива начал движение конвой QP-12 в составе американских ТР «EXPOSITOR» (4959 брт), «TOPA TOPA» (5356 брт), «SEATTLE SPIRIT» (5627 брт), «FRANCIS SCOTT KEY» (7176 брт), «ALCOA RAMBLER» (5500 брт), «HEGIRA» (7588 брт), «ZEBULON B. VANCE» (7177 брт), «PAUL LUCKENBACH» (6606 брт), «BAYOU CHICO» (5401 брт), «MORMACRIO» (5940 брт), «TEXAS» (5638 брт), британских «SOUTHGATE» (4862 брт), «CAPE RACE» (3807 брт), «EMPIRE MORN» (7092 брт), «SCOTTISH AMERICAN» (6999 брт) и советского «КУЗБАСС» (3109 брт) в охранении ЭМ HMS «INGLEFIELD» (D02), HMS «ESCAPADE» (H17), HMS «BOADICEA» (H65), HMS «VENOMOUS» (D75), норвежского ЭМ «ST. ALBANS» (I15), эскортного ЭМ HMS «BADSWORTH» (L03), ЭМ СФ «ГРОЗНЫЙ» и «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ», корабля ПВО HMAAS «ULSTER QUEEN», ТЩ HMS «HARRIER» (J71), вооружённых траулеров HMS «CAPE PALLISER» (FY256), HMS «VIZALMA» (FY286), HMS «NORTHERN WAVE», HMS «NORTHERN PRIDE» (FY105). Местный эскорт – ТЩ HMS «BRAMBLE» (J11), HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «LEDA» (J93) и HMS «SEAGULL» (J85). Конвой на Кильдинском плёсе построился в 5 колонн.
В некоторых источниках на позиции №12 в левой колонне указывается советский ТР «ИЛЬМЕНЬ» (бывший германский «ATHENA», 2286 брт).

Конвой в составе ТР «ЛЕОНИД КРАСИН» (1830 брт) в сопровождении ЭМ «КУЙБЫШЕВ», СКР «РУБИН» и двух СКА «МО» прибыл из Мурманска в Йоканьгу.
Чего везли? Пожалуй, начало конвойных передвижений?

26.05. - в 03.59 в 20 милях юго-западнее острова Медвежий в точке с координатами СШ=72º35’ ВД=05º30’ (германский квадрат АВ 5581) подлодка U-703 двумя торпедами потопила американский п/х «SYROS» (6191 брт), перевозивший 6390 тонн военных грузов в составе конвоя PQ-16. Первая торпеда ударила в левый борт в районе машинного отделения, вторая – в районе трюма №2, отчего часть боеприпасов взорвалась. Судно переломилось и затонуло в течение 1,5 минут. Спасённые 30 человек были подняты с двух плотов на борт британского ТЩ HMS «HAZARD» (J02), из которых 2 умерли от переохлаждения. Всего погибли 11 человек.

27.05. - в 14.30 вблизи острова Медвежий в результате нескольких прямых попаданий бомб потоплен американский п/х «ALAMAR» (5689 брт). Судно загорелось от вспыхнувшего авиационного бензина, перевозимого в бочках на верхней палубе, и неуправляемое, чуть не столкнулось с другим повреждённым транспортом. Все 45 членов экипажа были спасены кораблями эскорта.

Бомбардировщиками Ju-88 потоплены британские CAM-судно «EMPIRE LAWRENCE» (7457 брт), ТР «EMPIRE PURCELL» (7049 брт), американский ТР «MORMACSUL» (5481 брт). Торпедоносцами He-111 потоплен британский ТР «LOWTHER CASTLE» (5171 брт). Бомбами пикировщиков Ju-88 повреждены американские ТР «ALCOA BANNER» (5035 брт), «CITY OF JOLIET» (6167 брт), «AMERICAN ROBIN» (5172 брт), «MAUNA KEA» (6064 брт), британские «EMPIRE BAFFIN» (6978 брт), «OCEAN VOICE» (7174 брт), советский «СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК» (3974 брт) и польский ЭМ ORP «GARLAND» (H37). «CITY OF JOLIET» позже затонул.

30.05. - утром конвой разделился на две группы. Шесть транспортов (американский ТР «ALCOA BANNER» (5035 брт), британские плавучий кран «EMPIRE ELGAR» (2847 брт) и ТР «EMPIRE BAFFIN» (6978 брт), советские п/х «ЧЕРНЫШЕВСКИЙ» (3588 брт) и «ЩОРС» (2770 брт) + 1 неустановленный иностранный ТР) в охранении ЭМ HMS «MARTIN» (G44), корабля ПВО HMAAS «ALYNBANK», ТЩ HMS «BRAMBLE» (J11), HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «SEAGULL» (J85) и HMS «LEDA» (J93) взяли курс на Архангельск.
В 19.00 мурманская группа конвоя PQ-16 в составе американских ТР «AMERICAN PRESS» (5131 брт), «AMERICAN ROBIN» (5172 брт), «CITY OF OMAHA» (6124 брт), «HEFFRON» (7611 брт), «HYBERT» (6120 брт), «JOHN RANDOLPH» (7191 брт), «MASSMAR» (5828 брт), «MAUNA KEA» (6064 брт), «MICHIGAN» (5594 брт), «MINOTAUR» (4553 брт), «NEMAHA» (6501 брт), «RICHARD HENRY LEE» (7191 брт), «STEEL WORKER» (5685 брт), «WEST NILUS» (5495 брт), британских «ATLANTIC» (5414 брт), «EMPIRE SELWYN» (7167 брт), «OCEAN VOICE» (7174 брт), танкера «BLACK RANGER» (3417 брт), панамского ТР «EXTERMINATOR» (6115 брт), датского «PIETER VAN HOOGH» (7168 брт), советских п/х «АРКОС» (2343 брт), «РЕВОЛЮЦИОНЕР» (2900 брт) и «СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК» (3974 брт) под эскортом английских ЭМ HMS «ASHANTI» (F51), HMS «ACHATES» (H12), HMS «VOLUNTEER» (D71), ПЛ HMS «SEAWOLF» (N47), HMS «TRIDENT» (N52), корветов HMS «HONEYSUCKLE» (K27), HMS «STARWORTH» (K20), HMS «HYDERABAD» (K212), французского FFL «ROSELYS» (K57), вооружённых траулеров HMS «ST. ELSTAN» (FY240), HMS «LADY MADELEINE» (FY283) и ТЩ HMS «HAZARD» (J02) вошёл в Кольский залив. Один из перечисленных иностранных транспортов входил в беломорскую группу.

31.05. - ТР «ЧЕРНЫШЕВСКИЙ» (3588 брт) во льдах Белого моря потерял винт и на буксире ЛД «ИОСИФ СТАЛИН» продолжил движение в Архангельск.

Отредактированно dad67 (12.01.2011 19:04:20)

#109 13.01.2011 11:39:26

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #345022
02.05. - в 01.20 к КРЛ HMS «EDINBURGH» (16) подошли 2 британских ТЩ и буксир №22. Через некоторое время подошли ещё 2 ТЩ. Крейсер в сопровождении 2 британских ЭМ, 4 ТЩ и СКР «РУБИН» направился в Мурманск.
В 07.17 германские эсминцы Z7 «HERMANN SCHOEMANN», Z24 и Z25 маневрирующими торпедами атаковали британский КРЛ HMS «EDINBURGH» (16), повреждённый 30 апреля и возвращавшийся на буксире в Кольский залив. В 07.36 второй залп главного калибра британского крейсера накрыл ЭМ «HERMANN SCHOEMANN». Снаряд попал в машинное отделение. Эсминец лишился обеих турбин. Так как «SCHOEMANN» не мог идти своим ходом, а до базы было не один день хода на буксире, экипаж высадился на спасательные средства и позднее был подобран другими ЭМ и подводной лодкой U-88. После боя корабль был потоплен подрывными зарядами и торпедами ЭМ Z24. Погибли всего 8 членов экипажа от разрыва снаряда внутри корпуса ЭМ.

Откуда данные про маневрирующие торпеды? Разве немцы с ЭМ такими стреляли. Это вопрос, я по правде не знаю.
А вот что экипаж по большей части никуда не высаживался и перешел на Z.24 довольно спокойно, о чем свидетельствуют в т.ч. и фото. На плоты перешло всего 66 человек из более чем 300.

#110 13.01.2011 15:45:27

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

igor написал:

Оригинальное сообщение #345320
Откуда данные про маневрирующие торпеды?

"Casting off the tow, so that she started to sail in circles, and although the Edinburgh's guns were in studied disarray, when the Germans attacked the cruiser's main batteries aimed at them and opened fire".
Так перевелось. Может, и ошибся - для того тут и выкладываю, чтобы править.
Насчёт спасательных средств - подумалось, что подлодка не смогла бы взять на борт моряков "Шемана", если бы они не находились на плотах. А если люди спокойно переходили на другие ЭМ, то зачем им высаживаться на плоты? Видимо, если и ошибся, то не на 100%. Фото не видел. Признаюсь.

Одно радует - "Пассат" оказался отомщён! :)

Отредактированно dad67 (13.01.2011 16:02:02)

#111 13.01.2011 20:41:19

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

"Отбросив буксир, так что он стал описывать циркуляцию, и хотя пушки Э. были в преднамеренном беспорядке, когда немцы атаковали, главный калибр крейсера взял прицел на них и открыл огонь"
Так что вы ошиблись.
Подлодка брала спасенных конечно с плотиков, но туда перешло только 66 человек - я об этом писал. 250 переместились с борта на борт, 10 сняли с плота, а вот 56 по какой-то причине не смогли и бросили.

#112 14.01.2011 00:10:02

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Thanks. Неправильно оценил слово "циркулирующий". *yes*
Всё-таки странно, что "Шёман" умудрились подорвать, но при этом забыв людей.

Ни у кого нет никаких данных насчёт 4-го иностранного ТР PQ-16 Беломорской группы?

Отредактированно dad67 (14.01.2011 00:13:42)

#113 14.01.2011 08:31:38

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

На Шёмане скомандовали покинуть корабль до того, как Z.24 смог притулиться кормой. К тому же в первый раз он смог принять всего 12 человек. Затем прошло еще некоторое время - вот эти 56 мореманов и успели сесть в спас. средства, а бурное море отнесло их прочь. В принципе было и время заложить эти две ГБ с временным взрывателем. Затем Z.24 таки приткнулся как следует и снял еще 254 чел. Тех кто уже уплыл не стали подбирать из-за напряженной ситуации, я думаю. Ш-Хинрикс знал что рядом подлодки и на их волне попросил подобрать остальных - так пишет Фолькмар Кюн. Кстати по его уверениям, погибших таки было 15.

#114 19.01.2011 00:06:10

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

Такой вопрос по северным союзным конвоям: 13 июля 1942 г. (не уверен точно в дате) бот БС-3 из ОВР ГБ СФ спас севернее Рыбачьего со шлюпки 28 англичан из команды какого-то потопленного ТР. Что это был за ТР и когда точно они были спасены?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#115 19.01.2011 05:45:23

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3031




Re: Внутренние конвои СФ.

Возможно Earlston.
Из Ирвинга

One of the Earlston’s lifeboats with twenty-eight survivors was picked up by a British escort vessel seven days after the freighter
had been sunk.

Названия "британского эскортного корабля" автор не приводит. По времени и месту вроде подходит.


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#116 19.01.2011 06:25:05

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3031




Re: Внутренние конвои СФ.

Похоже с "Ижоры" был спасён один человек, но он погиб в плену.
http://www.arhpress.ru/sevmor/2002/4/30/1.shtml


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#117 19.01.2011 12:25:21

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #347204
Названия "британского эскортного корабля" автор не приводит. По времени и месту вроде подходит.

Спасибо. Вот же гады англичане и тут обокрали СФ :)
А других спасений в подобных обстоятельствах не было (т.е. пройтись по фактам спасения экипажей методом исключения)? Хотелось бы быть уверенным на все 100%.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#118 19.01.2011 17:03:56

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Была, как минимум, ещё одна шлюпка с 28 спасёнными. И, как написано - "советским ТКА". Но я ещё не готов пройти по ВСЕМ судам. Пока выложу июнь, а после тщательно рассмотрим PQ-17.
Кстати, чем больше читаю голые факты, тем больше удивляюсь "безголовости" решения на роспуск конвоя. Может, были какие-то "Высшие стратегические" соображения, но за последние 68 лет их так никто и не озвучил. Напрашивается выбор - или "забзд...ли" выхода "Тирица", или чистая "подстава". Черчилль ещё в 41-м году переживал, что с ленд-лизом для СССР сократятся поставки в Британию. Как говорится, Всего на Всех не хватит потому, что Всех - много, а Всего - мало.

#119 19.01.2011 17:16:26

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

Посмотрел по отчетам ДИПЛ ГБ СФ. Да, действительно с 22.40 12 июля по 04.23 13 июля ТКА-13 и ТКА-16 выходили в море с целью поиска шлюпок (в отчете написано транспортов) в районе м. Цып-Наволок и в 6 милях к осту от мыса обнаружили две "американские шлюпки с людьми. Люди отправлены в Полярное". По "Хронике" это описано так: С 01.00 до 04.00 в районе м. Цып-Наволок было подобрано с двух шлюпок и доставлено в Полярное 48 человек с потопленного союзного судна. Ясно, что это не те люди, которых спас бот БС-3.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#120 19.01.2011 17:53:52

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

июнь 1942 г.

01.06. - к 15.00 беломорская группа конвоя PQ-16 в сопровождении ЛД «ИОСИФ СТАЛИН» (5746 брт) и ледокольного буксира №8, ТЩ Т-901 и Т-903, и СКР «СЕМЁН ДЕЖНЁВ» прибыла на Северо-Двинский рейд. Британский ТР «EMPIRE BAFFIN» (6978 брт), советские п/х «ЧЕРНЫШЕВСКИЙ» (3588 брт), «ЩОРС» (2770 брт) + 1 иностранный ТР и корабль ПВО HMAAS «ALYNBANK» направились в Архангельск. Американский ТР «ALCOA BANNER» (5035 брт) и британский плавучий кран «EMPIRE ELGAR» (2847 брт) – в Молотовск.

03.06. - в 19.58 американский п/х «STEEL WORKER» (5685 брт) переходил из Мурманска в губу Кулонга (западный берег Кольского залива). В районе мыса Мишуков судно подорвалось на мине, и несмотря на предпринятые меры, в 20.43 в 2 кбт от берега затонул на глубине 20 метров. Один человек тяжело ранен.

19.06. - в 20.20 из Кольского залива в Архангельск вышел конвой в составе ЛД «КРАСИН» (4902 брт), канадского ЛД «MONTCALM» (1432 брт) в сопровождении ЭМ «КУЙБЫШЕВ» и английских ТЩ HMS «HAZARD» (J02), HMS «LEDA» (J93), HMS «SEAGULL» (J85) и HMS «BRAMBLE» (J11). Прибыли в 17.30 21 июня.

21.06. - в 02.00 ТР «АРКОС» (2343 брт) и «РЕВОЛЮЦИОНЕР» (2900 брт) под охраной ТЩ Т-102, Т-103 и Т-105 вышли из Мурманска в Архангельск. Прибыли в 05.00 23 июня.
В 15.04 американский ТР «ALCOA CADET» (4823 брт), стоявший в балласте у мыса Мишуков (западный берег Кольского залива), взорвался и разломился. Кормовая часть отбуксирована к берегу, нос остался на плаву. Погиб 1 человек, и ещё 1 ранен. Причина – подрыв на авиационной мине.
В 21.00 из Кольского залива в Архангельск вышли английские корветы HMS «STARWORT» (K20) и HMS «HONEYSAKLE» (K27). Прибыли в 09.00 23 июня.

22.06. - из Полярного в Архангельск прибыли ЭМ HMS «INTREPID» (D10) и ORP «GARLAND» (H37).

24.06. - с 08.58 до 09.05 пять Ju-88, 5 Bf-110 и 9 Bf-109 произвели налёт на корабли в Кольском заливе, сбросив бомбы в районе мыса Мишуков. Прямым попаданием потоплены ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63) и гидрографический катер ГО-12. 23 англичанина погибли, 12 ранены.

26.06. - в 22.00 из Двинского залива начала выход Беломорская группа конвоя QP-13 в составе 6 советских (п/х «АРХАНГЕЛЬСК» (2480 брт), «БУДЁННЫЙ» (2482 брт), «АЛМА-АТА» (3611 брт), «КОМИЛЕС» (3962 брт), «ПЕТРОВСКИЙ» (3771 брт)) и 6 английских ТР в охранении британских ЭМ HMS «INTREPID» (D10) и ORP «GARLAND» (H37), ТЩ HMS «HAZARD» (J02), HMS «LEDA» (J93), HMS «SEAGULL» (J85) и HMS «BRAMBLE» (J11), корветов HMS «STARWORT» (K20) и HMS «HONEYSAKLE», корабля ПВО HMAAS «ALYNBANK» и 2 советских СКР и 2 ТЩ.
В составе конвоя QP-13 числились 8 советских транспортов, следовательно, лишь 2 вышли из Мурманска. В материалах научно-практической конференции Поморского университета, посвящённым 50-летию Победы в ВОВ, проводившейся в 1996 году, сказано, что судами, вышедшими из Мурманска, были «ИЛЬМЕНЬ» (2369 брт) и «СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК» (3974 брт). Но пароход «ИЛЬМЕНЬ» не проходит по документам конвоя, за исключением телеграммы командира конвоя (значит, 9 советских транспортов?). Название второго, вышедшего из Мурманска судна, остаётся неизвестным. Соответственно, неизвестен и 6-й, вышедший из Архары.
У кого какие соображения насчёт иностранных судов?


27.06. - в 16.00 после окончания траления фарватера №6 ТЩ Т-886, Т-883 и Т-908 присоединились к охранению Беломорской группы конвоя QP-13.
В 21.00 из Кольского залива вышла Мурманская группа конвоя QP-13 в составе 21 иностранного (британские ТР «EMPIRE SELWYN» (7167 брт), «ATLANTIC» (5414 брт), «ST. CLEARS» (4312 брт), «EMPIRE STEVENSON» (6209 брт), «EMPIRE MAVIS» (5704 брт), датский «PIETER VAN HOOGH» (7168 брт) и панамский «MOUNT EVANS» (5536 брт)) и 2 советских ТР («СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК» (3974 брт)) под эскортом английских ЭМ HMS «INGLEFIELD» (D02), HMS «ACHATES» (H12), HMS «VOLUNTEER» (D71), британского корвета HMS «HYDERABAD» (K212), французского FFL «ROSELYS» (K57), вооружённых траулеров HMS «LADY MADELEINE» (FY283), HMS «ST. ELSTAN» (FY240), ТЩ HMS «NIGER» (J73) и HMS «HUSSAR» (J82), английской ПЛ HMS «TRIDENT» (N52) и советских ЭМ «ГРОЗНЫЙ», «ГРЕМЯЩИЙ» и «КУЙБЫШЕВ».
Иностранные транспорты, перечисленные выше, имели на борту пассажирами членов экипажей погибших ранее кораблей и судов конвоев. Так как, практически все они приходили в Мурманск, можно с большой долей уверенности говорить о том, что и эти суда вышли из Мурманска. Сомнений добавляет только «EMPIRE BAFFIN» (6978 брт) - тоже имел таких пассажиров, но так же точно, что прибыл в Архангельск.

28.06. - В 06.00 СКР «ГРОЗА» и «СМЕРЧ» и 2 СКА «МО» вышли из Йоканьги для встречи и сопровождения 5 ТР и 1 РТ, следовавших из Архангельска в Мурманск.
О ком речь?
Мурманская и Беломорская группы конвоя QP-13 соединились и продолжили движение в Рейкъявик в составе британских ТР «ATLANTIC» (5414 брт), «CHULMLEIGH» (5445 брт), «EMPIRE BAFFIN» (6978 брт), «EMPIRE MAVIS» (5704 брт), «EMPIRE METEOR» (7457 брт), «EMPIRE SELWYN» (7167 брт), «EMPIRE STEVENSON» (6209 брт), «ST. CLEARS» (4312 брт), американских «AMERICAN PRESS» (5131 брт), «AMERICAN ROBIN» (5172 брт), «CITY OF OMAHA» (6124 брт), «HEFFRON» (7611 брт), «HEGIRA» (7588 брт), «HYBERT» (6120 брт), «JOHN RANDOLPH» (7191 брт), «LANCASTER» (7516 брт), «MASSMAR» (5828 брт), «MAUNA KEA» (6064 брт), «MICHIGAN» (5594 брт), «MORMACREY» (5946 брт), «NEMAHA» (6501 брт), «RICHARD HENRY LEE» (7191 брт), «YAKA» (5432 брт), панамских «CAPIRA» (5565 брт), «EXTERMINATOR» (6115 брт), «MOUNT EVANS» (5536 брт), датского «PIETER VAN HOOGH» (7168 брт) и советских «АЛМА-АТА» (3611 брт), «АРХАНГЕЛЬСК» (2480 брт), «БУДЁННЫЙ» (2482 брт), «КОМИЛЕС» (3962 брт), «КУЗБАСС» (3109 брт), «ПЕТРОВСКИЙ» (3771 брт), «РОДИНА» (4441 брт), «СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК» (3974 брт) и «ИЛЬМЕНЬ» (2369 брт).
У кого какие соображения о точных составах групп?


Кстати, БС-3 - бывший рыболовный траулер РТ-59 "Колхозник" Мурманского тралового флота.

Отредактированно dad67 (19.01.2011 18:01:51)

#121 19.01.2011 21:36:16

Сумрак
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: на краю Ойкумены
Тяжелый крейсер Myoko
Сообщений: 3401




Re: Внутренние конвои СФ.

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #347205
Похоже с "Ижоры" был спасён один человек, но он погиб в плену.
http://www.arhpress.ru/sevmor/2002/4/30/1.shtml

Будучи в мае в Питере и проснувшись на утро после встречи с "партайгеноссе" у Гайдука на квартире, как раз по телевизору видел передачу про "Ижору" и там был рассказ о спасенном с нее моряке, который умер потом в Германии то ли в 44, то ли уже в 45 году.


Существует три типа действий: целенаправленные, вошедшие в привычку и бесцельные. Зеркало, отражающие мое видение мира, поворачивается, и то, что сперва, казалось бессмысленым, видится так, что бы признать его привычкой. То что  я полагал привычкой, теперь кажется частью великого замысла. В то время, как то, что я принимал первоначально за цель, превращается в бессмыслицу.

#122 22.01.2011 03:15:09

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

2

Поехали по шлюпкам PQ-17!
Просьба ко всем читающим перепроверять время атак (GMT - Москва). Я старался привести к московскому.

4 июля 1942 г. 
В 06.50 в 35 милях северо-восточнее острова Медвежий в точке с координатами СШ=75º49’ ВД=22º25’ (германский квадрат АВ 3683) одиночный гидросамолёт He-115 из 1.906 одной торпедой повредил американский п/х «CHRISTOPHER NEWPORT» (7191 брт). Самолёт с приглушенными моторами спланировал до высоты не более 15 метров и атаковал конвой с дистанции около 5 кбт. Суда огонь не открывали, так как в утреннем тумане до последнего момента его никто не видел. Сигнальщики парохода «CARLTON» обнаружили торпедоносец, когда он прибавил оборотов и с набором высоты начал разворачиваться для выхода из атаки. Энергичным маневрированием по курсу и дачей полного обратного хода «CARLTON» сумел уклониться от снаряда. Торпеда прошла в 3-5 метрах перед форштевнем транспорта, и направилась к пароходу «CHRISTOPHER NEWPORT». Моряки даже смогли рассмотреть медно-жёлтый цвет её боевой части. Длинной сиреной «CARLTON» предупредил суда конвоя о торпедной атаке. Один 7,62-мм пулемёт транспорта «CHRISTOPHER NEWPORT» открыл огонь (наводчик Хью Райт (Hugh Wright)), пытаясь потопить торпеду или, если повезёт, взорвать её, но было уже поздно. Взрыв сделал большую пробоину в правом борту, и вывел из строя рулевое управление. Погибли 3 человека (второй помощник механика Эндрю Платт (Andrew J. Platt), моторист Лерой Дойтш (oiler Leroy F. Deutsch) и артиллерист Мос Паркер (fireman/wiper Mose G. Parker)). Судно отклонилось влево от курса, пересекло курс двух колонн прежде, чем остановилось. 47 человек высадились в спасательные шлюпки №2 и №4 левого борта, и через 25 минут были подняты на борт СС «ZAMALEK» (1567 брт). Пароход пытались добить – торпедой британская подлодка HMS P-614, и глубинной бомбой корвет HMS «DIANELLA» (K07) – но безрезультатно. Первая боевая потеря конвоя.
В 10.08 в точке с координатами СШ=75º81’ ВД=22º41’ дрейфующий «CHRISTOPHER NEWPORT» обнаружила и потопила подлодка U-457.
Итак - в этом случае шлюпок не осталось!
В 21.30 торпедоносец He-111 гауптмана Берндта Айке (Hptm. Berndt Eicke) из I./KG26 двумя торпедами атаковал американский п/х «WILLIAM HOOPER» (7177 брт). Одна торпеда ударила в правый борт в районе машинного отделения и уничтожила турбины. Судно загорелось. При взрыве 3 человека погибли (первый помощник механика Альфред М. Эрдай (Alfred M. Erdie), моторист Джон Маккаффери (oiler John T. McCaffery), артиллерист Джонс Хайн (fireman/wiper Jones C. Hine)). Остальные немедленно покинули судно на 3 спасательных шлюпках и 2 плотах. 7 человек прыгнули за борт в ледяную воду. Через 40 минут 44 выживших были подняты на борт британского СС «RATHLIN» (1600 брт), ещё 11 – на борт СС «ZAMALEK» (1567 брт).
Шлюпок не осталось!
В точке с координатами СШ=75º57’ ВД=27º14’ атакой торпедоносцев He-111 из I./KG26 тяжело повреждён британский п/х «NAVARINO» (4841 брт). Торпеды, сброшенные с самолёта лейтенанта Конрада Хеннеманна (Lt. Konrad Hennemann) за секунды до его гибели, прошли перед форштевнем транспорта «BELLINGHAM» и попали в «NAVARINO». 15 человек погибли при взрывах. Экипаж эвакуирован (большая часть, вероятно, на СС «ZAAFARAN» (1559 брт), так как "RATHLIN" занимался спасением моряков "WILLIAM HOOPER", и "ZAAFARAN" был ближайшим к колонне "NAVARINO"). 
(По данным Д. Ирвинга, погиб 1 человек). Здесь я ничего не понимаю - никаких сведений больше. Ни как эвакуировался экипаж, ни сколько шлюпок, да и были ли они вообще? Если кто сможет просветить - просим! Но вряд ли 28 человек и БС-3 13 июля - это они. Конвой ещё не был распущен, и спасением занимались 3 судна.

Тяжело повреждённые «WILLIAM HOOPER» и «NAVARINO» в течение часа обстреливали ТЩ HMS «BRITOMART» (J22) и HMS «HALCYON» (J42), но они ещё оставались на плаву, когда тральщики ушли догонять конвой. В 00.59 «WILLIAM HOOPER» обнаружила и атаковала подлодка U-334, но торпеда не взорвалась. В 01.03 второй торпедой лодка промахнулась, после чего в точке с координатами СШ=75º57’ ВД=27º15’ (германский квадрат АС 1681) транспорт был потоплен артиллерийским огнём. "NAVARINO", видимо, к тому моменту потонул сам.

5 июля 1942 г. - "Чёрное Воскресенье".
В 10.27 в третьей торпедной атаке в точке с координатами СШ=76º18’ ВД=33º30’ (германский квадрат АС 2625) британский п/х «EMPIRE BYRON» (6645 брт) потоплен подводной лодкой U-703. Удар пришёлся в машинное отделение. Через 20 минут после попадания торпеды взорвались котлы и пароход быстро затонул кормой кверху. U-703 подошла к шлюпкам, англичанам были переданы продукты и указано направление к берегу. Пассажир, танкист-инженер армейский капитан Джон Римингтон (Capt. John Rimington), был взят на борт лодки и 15 июля сдан в Нарвике в лагерь военнопленных. Всего погибли 6 человек, в том числе капитан Джон Вартон (master John Wharton), радист Дик Филлипс (Dick Phillips) и др.
15 июля в 15.10 корвет HMS «DIANELLA» (K07) возвратился в Архангельск, доставив 61 спасённого с потопленного союзного транспорта «EMPIRE BYRON» (6645 брт).
По данным Д. Ирвинга, погибли 18 человек, спасены 42, в том числе капитан. По данным П. Лунда и Г. Ладлэма, погибли более 12 человек, капитан выжил. Последний источник не вызывает доверия, так как «PQ-17 – конвой в Ад» являются мемуарами и содержат много фактических ошибок.
13 июля траулером БС-3 спасены не они. Можно сомневаться, но если хотя бы в одном источнике проходит описание спасения - уже исключаю.

В 12.15 в точке с координатами СШ=72º50’ ВД=24º35’ (германский квадрат АС 2974) подводная лодка U-88 атаковала американский п/х «CARLTON» (5127 брт). Первая торпеда попала в транспорт, но не взорвалась. Вторая попала в мидель судна по правому борту. Вспыхнуло топливо в грузовом отсеке. От взрыва лопнули переборки 2-го трюма и сорвало крышку 3-го трюма. Мука, перевозившаяся в этом отсеке, засыпала всю палубу парохода. 2 человека погибли (артиллеристы (fireman/wiper) Карл Фрей (Karl L. Frey) и Уильям Пелт (William F. Pelt)). Судно затонуло в течение 10 минут носом вперёд. 41 человек высадились на 1 спасательную шлюпку и 4 плота. Около 19.00 рядом приводнился возвращавшийся с боевого задания He-115 и забрал 2 человек. Ещё через 2 часа прилетевший Do-24 забрал ещё 10 человек. Около 00.00 следующий гидросамолёт забрал ещё 10 человек. Через какое-то время четвёртый самолёт взял ещё 2 человек. Оставшиеся 17 пересели в шлюпку и под парусом направились на юг.
По данным Д. Ирвинга, погибли 4 человека.
9 июля в 01.05 разведывательный самолёт PBY «Catalina» в 400 милях к северу от мыса Святой Нос обнаружил шлюпку с 12 человеками и сбросил им 2 банки консервов и 2 банки квивталкоголя. Вероятнее всего, это была шлюпка американского п/х «CARLTON» (5127 брт), которые подбирали пакет с продуктами и одеждой, сброшенный с британской «Каталины». Правда, по версии Д. Ирвинга, это произошло 10 июля.
13 июля рядом с лодками всплыла U-376. Англичанам была предложена медицинская помощь, им указали их координаты, оставили компас, карты, печение, воду, одеяла и сигареты. 19 суток после затопления парохода 16 человек высадились на берег Ту-фиорда (коммуна Нордкап, северо-западный берег острова Магерёйя). Незадолго до этого умер первый помощник механика Джордж Пайн (George D. Pyne). Все оставшиеся в живых попали в плен.
Итак, ВСЕ попали в плен.
В 18.30 американский пароход «PETER KERR» (6476 брт) атаковали 4 Ju-88 из III./KG30, подошедшие с юго-востока и сбросившие с высоты 1000-1200 метров 36 бомб. 3 бомбы попали точно в судно – в трюм №3, ходовой мостик и радиорубку. От близких разрывов вышло из строя рулевое управление и образовалась течь в носовых отсеках. 48 человек высадились в 2 спасательные шлюпки.
12 июля с 23.30 до 04.20 катера МО-112, МО-134, МО-135 и ТКА-13, ТКА-16 в районе мыса Цып-Наволок производили поиск шлюпок с потопленных судов конвоя. С двух шлюпок были подобраны и доставлены в Полярное 48 человек с потопленного союзного транспорта. Вероятно, это были члены экипажа п/х «PETER KERR» (6476 брт) – их было ровно 48, и они были спасены «недалеко к востоку от Мурманска». (Правда, Цып-Наволок - это, скорее, к западу от Мурманска. Ирвинг карту плохо смотрел. :)).
Опять БС-3 не попадает.
Около 17.00 три Ju-88 из KG30 в точке с координатами СШ=74º40’ ВД=39º45’ атаковали американский п/х «FAIRFIELD CITY» (5686 брт). Первый самолёт сбросил бомбы в непосредственной близости от правого борта, второй – положил бомбы на ют, третий – разнёс ходовой мостик, убив всех, кто там был в этот момент, кроме рулевого, который получил тяжелые ранения. Оставшиеся в живых высадились в 3 шлюпки и направились в сторону Новой Земли. Горящий пароход затонул на глазах отплывавшего экипажа. По данным Д. Ирвинга, погибли 6 человек.
9 июля вечером траулер HMS «AYRSHIRE» (FY225) у берегов Новой Земли подобрал 3 шлюпки с 34 членами экипажа п/х «FAIRFIELD CITY».
Новая Земля - вновь не БС-3.
В 17.31 в Баренцевом море в точке с координатами СШ=75º05’ ВД=38º00’ (германский квадрат АС 2933) подлодка U-456 потопила американский п/х «HONOMU» (6977 брт). Одна торпеда ударила в правый борт в районе 3-го трюма и вывела из строя машины. Погибли 2 человека. Через несколько минут вторая торпеда попала в район 4-го трюма. Судно затонуло в течение 10 минут кормой вперёд. 19 человек высадились на спасательную шлюпку и 20 – на 4 плота.
В видимости моряков всплыли 3 ПЛ – U-334, U-456 и, вероятно, U-88. U-456 взяла в плен капитана парохода «HONOMU» Фредерика Странда (Frederick F. Strand) и оставила продовольствие. До 16 числа шлюпка под парусом тянула на буксире плоты, после чего старший помощник капитана решил добираться до берега врозь.
18 июля в 360 км от Мурманска 19 человек на плотах были подобраны британским ТЩ HMS «HALCYON» (J42).
28 июля в 12.13 подлодка U-209 обнаружила спасательную шлюпку, из которой забрала 8 выживших. Последние 6 дней люди жили без пищи и воды. 10 членов экипажа и 1 артиллерист скончались.
По данным Д. Ирвинга, на «Honomu» погибли 19 человек и 37 высадились в спасательные средства.
Даты не совпадают абсолютно. Насчёт количества спасённых - вопрос.
В 19.30 северо-восточнее острова Медвежий в точке с координатами СШ=76º25’ ВД=33º41’ бомбардировщики Ju-88 из III./KG30 атаковали группу из трёх судов. 21 бомба упала возле бортов п/х «WASHINGTON» (5564 брт). Образовались многочисленные течи, вышло из строя рулевое управление. Экипаж высадился в 4 спасательные шлюпки, которые направились к Новой Земле. Когда воздушная атака закончилась, судно уже заметно дымило.
14 июля в пролив Маточкин Шар пришла шлюпка с 28 членами экипажа погибшего транспорта «WASHINGTON».
Подтверждается "перекрёстным" описанием. Вот эта шлюпка с 28 человеками, а раньше были "подозрительные советские ТКА" - бес попутал. :[
В этой же атаке в точке с координатами СШ=76º40’ ВД=36º30’ единственное прямое попадание в трюм №2 получил британский п/х «BOLTON CASTLE» (5203 брт). Судно перевозило кордит, который к счастью для команды не взорвался, а просто загорелся. Адская свеча прожгла днище судна и расплавила стёкла иллюминаторов на ходовом мостике. Экипаж оставил судно.
12 июля в 20.17 на переходе с позиции №10 в Полярное ПЛ К-22 обнаружила парусный бот курсом 180º.
13 июля в 02.00 брандвахтенное судно БС-3 (бывший РТ-59 «Колхозник») вышло на поиск мотобота, обнаруженного накануне подлодкой К-22, и в точке с координатами СШ=70º15’ ВД=35º10’ подобрало с шлюпки 28 моряков с транспорта «Bolton Castle» (5203 брт).
Это они. Но смотрим дальше - почему.
Ещё не затонул «BOLTON CASTLE», как 76 членов экипажа, военной команды и пассажиров голландского п/х «PAULUS POTTER» (7168 брт) после двух прямых попаданий высадились в спасательные шлюпки. Через 5 дней люди выбрались на берег Новой Земли, где питались подножным кормом, пока не встретили 14 июля выживших с американского парохода «WASHINGTON». Все вместе они вышли к мысу Северный Гусиный Нос, где на мели находился американский транспорт «WINSTON-SALEM» (6223 брт). Позже все были подобраны советскими рыболовными траулерами (вероятно, речь идёт о мобилизованных тральщиках Т-887 и Т-880) и доставлены в Поморскую губу на борт САМ-транспорта «EMPIRE TIDE» (6978 брт).
13 июля подлодка U-255 обнаружила дрейфующий брошенный голландский пароход «PAULUS POTTER» (7168 брт) из состава PQ-17, повреждённый Люфтваффе 5 июля. 3 моряка с подводной лодки забрали с судна все полезные вещи и ценные материалы из сейфа на ходовом мостике, после чего в 09.25 в точке с координатами СШ=70º00’ ВД=52º00’ (германский квадрат АС 3437) одной торпедой U-255 потопила транспорт.
Не они - опять Новая Земля.
В 19.00 севернее этих событий 3 Ju-88 с высоты 1200 метров атаковали одиночный американский п/х «PAN KRAFT» (5644 брт). Пароход пытался проскочить к Новой Земле вдоль кромки льдов, но те же льды сильно ограничили возможность манёвра. После третьего попадания капитан приказал оставить судно. Один бомбардировщик, наблюдая высадку экипажа, обстрелял пароход из пулемётов. Всего погибли 2 человека.
Высадившихся в спасательные шлюпки 29 членов экипажа около 22.00 подобрал принявший сигнал бедствия британский корвет HMS «LOTUS» (K130). Корвет пытался потопить горящее судно артиллерийским огнём с расстояния нескольких сот метров, но капитан Якобсон (Jakobson) вовремя сообщил командиру корабля о взрывоопасном 1000-тонном грузе (кордит). Транспорт «PAN KRAFT» (5644 брт) горел более суток и взорвался 7 июля около 08.00 в точке с координатами СШ=76º50’ ВД=38º00’.
Шлюпок нет.
В 19.47 северо-восточнее мыса Нордкап в точке с координатами СШ=74º54’ ВД=37º40’ (германский квадрат АС 2861) подлодка U-334 потопила повреждённый авиацией британский п/х «EARLSTON» (7195 брт). Судно, получив 2 торпеды, переломилось и затонуло. Лодка взяла на борт 4 человек из экипажа судна, в том числе капитана Х. Стенвича (Hilmar John Stenwich). 21 человек через 7 дней добрались до полуострова Рыбачий. 27 человек высадились на норвежском побережье и попали в плен.
12 июля в 17.30 в Вайда-Губе пристала к берегу шлюпка английского парохода «EARLSTON» (7494 брт), имея на борту 33 человека.
Тут путаница с количеством спасённых, но всё равно не 28, и не 13 июля. До Рыбачьего добрались всего 2 группы (Цып-Наволок - это тоже Рыбачий), одну мы уже рассматривали выше.
В 19.30 четыре Ju-88 атаковали группу, состоявшую из британских ТН «ALDERSDALE» (8402 брт), ТР «OCEAN FREEDOM»(7173 брт), ТЩ HMS «SALAMANDER» (J86) и СС «ZAMALEK» (1567 брт). 2 бомбы последнего самолёта, сброшенные с высоты 1800-2000 метров, взорвались возле левого борта танкера за кормой и в районе машинного отделения. Судно лишилось хода, началось поступление воды. 54 члена экипажа покинули судно и перешли на борт HMS «SALAMANDER» (J86). Тральщик попытался потопить танкер, но носовое 102-мм орудие вышло из строя. Тогда корабль сбросил 2 глубинные бомбы возле борта танкера, но судно не показало никаких признаков затопления, хотя корма уже заметно погрузилась, а форштевень полностью вышел из воды. Опасаясь в одиночестве столкнуться со следующей волной бомбардировщиков, «SALAMANDER» бросил повреждённое судно.
7 июля в 12.40 в точке с координатами СШ=75º ВД=45º (германский квадрат АС 3834) подводная лодка U-457 обнаружила брошенный британский ТН «Aldersdale» (8402 брт). Лодка выпустила по судну 38 фугасных и 37 зажигательных 88-мм снарядов и 40 снарядов 20-мм зенитной пушки. В 15.56 подлодка U-457 выпустила торпеду, взрыв которой переломил танкер пополам. «Aldersdale» затонул в течение 20 минут.
Шлюпок нет.
В это же время в 10 милях южнее бомбардировщики потопили британское СС «ZAAFARAN» (1559 брт). Одна бомба взорвалась под самым бортом. Пароход лишился хода и стал быстро погружаться кормой. Судно затонуло в течение 4 минут. В 21.03 подошедшие британские ТЩ HMS «BRITOMART» (J22) и СС «ZAMALEK» (1567 брт) подобрали 97 человек экипажей «ZAAFARAN» и ранее затонувших судов. Погиб 1 человек.
Шлюпок нет.

По остальным судам - завтра.

Отредактированно dad67 (22.01.2011 16:35:11)

#123 22.01.2011 16:34:46

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

продолжение PQ-17.

6 июля 1942 г.
В 00.02 северо-восточнее Кольского полуострова в точке с координатами СШ=75º57’ ВД=43º00’ (германский квадрат АС 3568) подлодка U-703 одной торпедой поразила флагман конвоя PQ-17 – британский п/х «RIVER AFTON» (5479 брт). Капитан приказал оставить судно. Шлюпки левого борта были уничтожены взрывом. Пока спускали шлюпки правого борта, в 00.05 и 00.22 пароход получил ещё 2 торпеды. 26 человек погибли (помощник повара Т. Уоллер (assistant cook Thomas Waller)). Подлодка U-703 всплыла рядом с командирским яликом, немцы спросили название судна и его груз, передали англичанам колбасу и пресную воду, и в надводном положении ушли. 38 выживших после 04.00 были спасены британским корветом HMS «LOTUS» (K130). Моряки корвета при спасении выживших с парохода «PAN KRAFT» заметили дымы на горизонте, и пошли выяснить их причину. Оказалось, что это командир конвоя Коммодор Даудинг (Dowding) приказал поджечь дымовые шашки в районе плотов парохода «RIVER AFTON».
По данным Д. Ирвинга, погибли 23 человека, включая всех артиллеристов, и 36 спасены.
Шлюпок нет.
В 00.52 в точке с координатами СШ=75º08’ ВД=45º06’ (германский квадрат АС 3769) подлодка U-88 потопила повреждённый накануне авиацией американский п/х «DANIEL MORGAN» (7177 брт). Одна торпеда попала в мидель с правого борта. Через несколько минут вторая торпеда ударила в машинное отделение, вывела из строя машины и рулевое управление. Пароход погружался медленно, потом вдруг опрокинулся и затонул. При оставлении судна одна шлюпка перевернулась и 2 человека погибли (старпом Р. Стоуелл (chief mate Richard Campbell Stowell) и Я. Блейзер (messman Jakob Blaser)). U-88 подошла к трём спущенным шлюпкам, командир ПЛ капитан-лейтенант Х. Бооман (Kplt. Heino Bohmann) допросил капитана «DANIEL MORGAN» Салливана (Capt. Sullivan) о названии, тоннаже и грузе судна. Американцы, в свою очередь, спросили курс к ближайшей земле, на что подводники предложили следовать шлюпкам за подводной лодкой. Через полтора часа U-88 без предупреждения прибавила ход и оторвалась от моряков «DANIEL MORGAN». Около 10.00 в тот же день 51 выжившего подобрал советский ТН «ДОНБАСС» (7925 брт).
По данным Д. Ирвинга, погибли 3 человека.
Шлюпок нет.
В 18.10 одиночный Ju-88 с пикирования атаковал американский п/х «PAN ATLANTIC» (5411 брт), перевозивший танки, сталь, никель, алюминий, продовольствие и кордит. Две бомбы попали в судно, одна из которых – в трюм с кордитом. Мощным взрывом пароходу оторвало нос. 26 человек погибли. Транспорт затонул в течение нескольких минут.
9 июля рано утром 23 члена экипажа подобрал корвет HMS «LOTUS» (K130).
Шлюпок нет.
В 18.38 в 20 милях от Новой Земли в точке с координатами СШ=72º05’ ВД=48º30’ (германский квадрат AT 7216) подлодка U-255 с дистанции 750 метров четырьмя торпедами потопила американский п/х «JOHN WITHERSPOON» (7191 брт). Одна торпеда попала в правый борт между 4-м и 5-м трюмами, и через минуту вторая торпеда – под мостиком. В 18.55 пароход получил ещё 2 торпеды в мидель с правого борта, сломался и затонул в течение нескольких минут. К этому времени экипаж уже высадился в 3 спасательные шлюпки и 1 плот. При эвакуации 1 человек утонул (матрос Отис Тайдингс (Otis F. Tydings)). Подлодка приблизилась к выжившим, немцы опросили капитана, предложили пищи и воды, указали направление на берег и ушли.
9 июля в 05.15 британский корвет HMS «LA MALOUINE» (K46) с двух шлюпок взял на борт 33 человека. По данным Д. Ирвинга - 29 человек.
9 июля ближе к полуночи 16 человек обнаружил в густом тумане по свисту боцманской дудки ТР «EL CAPITAN» (5255 брт), который впоследствии сам был потоплен. Спасённым с п/х «JOHN WITHERSPOON» пришлось ещё раз эвакуироваться в шлюпки. Без потерь они были подобраны на борт вооружённого траулера HMS «LORD AUSTIN» (FY220) и доставлены в Архангельск.
По данным Д. Ирвинга, панамское судно подняло на борт 19 человек.
Шлюпок нет.

7 июля 1942 г.
В 10.27 подводная лодка U-255 в Баренцевом море в точке с координатами СШ=71º38’ ВД=49º35’ (германский квадрат АТ 4876) потопила американский п/х «ALCOA RANGER» (5116 брт). Торпеда ударила в правый борт в районе трюма №2. Судно быстро получило крен на правый борт. Экипаж эвакуировался в 3 спасательные шлюпки. Подводная лодка всплыла и направилась в сторону второго транспорта "BELLINGHAM", но не нашла его. Тогда U-255 возвратилась к шлюпкам, немцы опросили выживших, указали направление к Новой Земле, после чего выпустили 6 снарядов в брошенный «ALCOA RANGER» с расстояния 100 метров. В 13.00 транспорт затонул форштевнем вперёд. 2 шлюпки в тот же день достигли берега Новой Земли, люди из третьей лодки ступили на берег мыса Канин Нос через неделю.
15 июля в 17.15 к мысу Канин Нос подошла шлюпка с 15 человеками с погибшего американского п/х «Alcoa Ranger» (5116 брт). Люди были приняты постом СНиС Канин Нос и на ТЩ Т-907 отправлены в Архангельск.
До Кольского полуострова никто не добирался.
В 17.45 в 17 милях по пеленгу 180º от маяка Бритвин (Новая Земля, остров Южный, северный мыс залива Моллера) в точке с координатами СШ=72º30’ ВД=52º00’ (германский квадрат АТ 4589) подлодка U-355 потопила британский п/х «HARTLEBURY» (5082 брт). 6 человек погибли. Взрыв уничтожил все шлюпки правого борта. На судне началась паника. При спуске шлюпка левого борта перевернулась и все, кто успел погрузиться в неё, оказались в холодной воде. Часть экипажа пыталась вплавь добраться до спасательных плотов. Пароход затонул в течение 10 минут. Всего погибли 38 человек (матрос Кристиан Джессен (Christian Jessen), радист Джордж Стори (George Storey), второй помощник Гарольд Спенс (second officer Harold Spence)). 13 человек во главе с капитаном добрались до Поморской губы на Новой Земле. 7 человек сумели достичь мыса Северный Гусиный, где на мели находилось американское судно «WINSTON-SALEM» (6223 брт). Через некоторое время все 20 выживших были взяты на борт советского СС и переданы на британский ТР «EMPIRE TIDE» (6978 брт), стоявший на якоре в Поморской губе. Позже спасённые из экипажа «HARTLEBURY» на борту британского корвета HMS «LA MALOUINE» (K46) были доставлены в Архангельск.
По данным Д. Ирвинга, погибли 37 человек, спаслись 20.
Новая Земля - не подходит.

8 июля 1942 г.
В 01.05 в 10 милях западнее залива Моллера в точке с координатами СШ=72º10’ ВД=51º00’ (германский квадрат АТ 4827) подлодка U-255 потопила американский п/х «OLOPANA» (6069 брт). Торпеда попала в правый борт в районе машинного отделения. 7 человек погибли (третий помощник механика Джон Данхем (John F. Dunham), палубный механик Джон Сохацки (deck engineer John Sochacki), кок Альберт Пёрсел (Albert Percell), артиллеристы Чарльз Кайалоа (Charles K. Kaialoha) и Сэмуел Айау (Samuel F. Aiau)). Судно сразу стало погружаться. Экипаж успел эвакуироваться на 4 спасательных плота. В 01.16 подводная лодка всплыла и, описывая циркуляцию, 40 снарядами в оба борта с дистанции около 200 метров добила пароход. После этого немцы опросили выживших, указали им курс к земле и предложили продовольствие и воду. 34 спасённых высадились на берег в заливе Моллера, и через 2 дня были вывезены советским гидросамолётом PBY «Catalina» в Поморскую губу, где переданы на борт ТР «EMPIRE TIDE» (6978 брт).
10 июля в 06.30 плот парохода «OLOPANA» с 9 выжившими достиг мыса Северный Гусиный Нос.
По данным Д. Ирвинга, погибли 6 человек.
Новая Земля.

10 июля 1942 г.
В начале первого часа суток в первых же атаках бомбардировщиков в точке с координатами СШ=69º45’ ВД=39º35’ две бомбы упали в 1,5 и 20 метрах от борта американского п/х «HOOSIER» (5060 брт). Взрывы вызвали повреждения паропроводов, остановку турбин и пробоины в борту. 53 члена экипажа и военной команды покинули судно на 4 спасательных шлюпках и были взяты на борт британского корвета HMS «LA MALOUINE» (K46). Корвет решил взять судно на буксир, для чего высадил на его борт аварийную партию. Скоро в 4 милях в надводном положении была обнаружена ПЛ U-255. Моряков с транспорта сразу эвакуировали и обрубили буксир. Корветы попытались потопить «HOOSIER» артиллерийским огнём, но ничего не получилось. В 03.56 следующих суток дрейфующий горящий транспорт был обнаружен, и в 04.07 в точке с координатами СШ=69º25’ ВД=38º35’ (германский квадрат АС 9843) двумя торпедами лодки U-376 потоплен.
Шлюпок нет.
В 05.45 после взрывов 3 бомб под самым бортом в районе машинного отделения, сброшенных с одиночного Ju-88, 67 членов экипажа п/х «EL CAPITAN», военной команды и спасённых с ТР «JOHN WITHERSPOON» перешли на британский ТЩ HMS «LORD AUSTIN» (FY220). Траулеры пытались артиллерийским огнём потопить транспорт, но он упорно оставался на плаву. В 01.45 следующих суток в точке с координатами СШ=69º23’ ВД=40º50’ (германский квадрат АС 9554) брошенное судно обнаружила и потопила подлодка U-251.
Шлюпок нет.

14 июля 1942 г.
МО-113 на переходе Йоканьга – Полярное в районе губы Червяная (Мурманский берег, между мысами Сидоров и Корабельная Пахта) подобрал со шлюпки 33 человека с погибшего транспорта. В 9 милях к северу от губы Червяная обнаружены 6 ботов с людьми.
С этими ещё надо разобраться. Возможно, это часть экипажа "BOLTON CASTLE", т.к. 28 человек - что-то маловато для парохода, экипаж которого потерь вообще не понёс. Может, "PAULUS POTTER" - их было 76 человек. У кого ещё какие соображения?

16 июля 1942 г.
Самолёт ПС-84 доставил из Нарьян-Мара в Архангельск 9 американцев с потопленного транспорта «OLOPANA» (6069 брт). В Нарьян-Мар с мыса Северный Гусиный Нос их доставил на гидросамолёте ГСТ командир 2-й Авиационной группы Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук.

Как вариант, БС-3 спас часть экипажа "Earlston", но больше шансов - "Bolton Castle".

Источники: "Разгром конвоя PQ-17" Д. Ирвинга, П.Лунд и Г. Ладлэм "PQ-17 - конвой в ад", сайт "uboat.net", сайт "American Merchant Marine at War" (мало помог), поисковик Google - всё, что вывалит по судьбе отдельных пароходов. Насчёт Лунда-Ладлэма я уже высказался, но если они единственные, кто описывает какой-то факт - у меня нет оснований им не верить, пока нет другой информации.

Отредактированно dad67 (22.01.2011 16:36:51)

#124 23.01.2011 15:19:24

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

Большое спасибо за Ваш анализ. С меня +1 :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#125 23.01.2011 17:21:09

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Спасибо за "плюсики". Служу Советскому Союзу (присягу принимал тогда и другой не было)! :D

Теперь рассмотрим тот же июль, но уже без подробностей PQ-17.

06.07. - 5 июля в 21.10 конвой QP-13, перестроившись в 2 колонны, в условиях густого тумана начал движение в 10-мильном проходе между британским минным заграждением и берегом Исландии.
Около 00.00 сигнальщик тральшика «NIGER» обнаружил по носу очертания скалистого мыса. Был отдан немедленный приказ на поворот вправо, с тем, чтобы избежать встречи со скалами Исландии. Через час движения, флагман понял свою ошибку. Это были не берега Исландии, а всего лишь айсберг.
В 00.40 у северо-западного побережья Исландии в районе мыса Страумнес в условиях тумана при видимости не более 400 метров в точке с координатами СШ=66º55’ ВД=22º20’ на минном заграждении подорвался ТЩ HMS «NIGER» (J73) из эскорта конвоя QP-13. 119 членов экипажа погибли, спасены 8 человек.
Следом за тральщиком на минах подорвались и затонули американские ТР «HEFFRON» (7611 брт), «HYBERT» (6120 брт), «MASSMAR» (5828 брт) и советский п/х «РОДИНА» (4441 брт). Получили повреждения панамский «EXTERMINATOR» (6115 брт) и американский «JOHN RANDOLPH» (7191 брт). Французский корвет FFL «ROSELYS» (K57) в течение почти 6 часов находился на минном поле, подобрав с воды 179 моряков.

07.07. - в 22.30 в Архангельск прибыл британский корвет HMS «DIANELLA» (K07) из эскорта конвоя PQ-17. Первый из всего конвоя.

08.07. - в 00.10 пост СНиС мыс Чёрный по пеленгу 40º на расстоянии 200 кбт обнаружил одиночный танкер. Высланный из Йоканьги МО-251 в 05.10 привёл в базу ТН «ДОНБАСС» (7925 брт).
В 11.00 из Йоканьги в Архангельск в сопровождении СКР-25 и СКА-46 вышел танкер «ДОНБАСС».
В 20.00 из Святоносского залива в Архангельск в охранении СКР «ГРОЗА», ТЩ Т-101 и СКА МО-113 вышли американский п/х «BELLINGHAM» (5345 брт) и британское СС «RATHLIN» (1600 брт).

09.07. - в 17.00 в Архангельск пришёл советский ТН «ДОНБАСС» (7925 брт). На прикрытие танкера на переходе вылетали 4 истребителя.
В 21.35 американский п/х «BELLINGHAM» (5345 брт) и британское СС «RATHLIN» (1600 брт) прибыли в Архангельск.

10.07. - в 07.20 в районе острова Нокуев в точке с координатами СШ=68º23’ ВД=38º36’ четыре Ju-88 атаковали п/х «ВИШЕРА» (2200 брт), совершавшего переход в балласте из Кольского залива в Йоканьгу в сопровождении СКА МО-251 и ТЩ Т-882. Сброшены 9 бомб. Судно получило 4 прямых попадания в носовую часть и затонуло в течение 5 минут. Подобран 31 человек, погибли 4.
(Бедняга, попал "под замес").

11.07. - в 16.00 в Архангельск прибыли британский ТР «OCEAN FREEDOM» (7173 брт), американский п/х «SAMUEL CHASE» (7191 брт), британское СС «ZAMALEK» (1567 брт) в охранении британских кораблей ПВО HMAAS «POZARICA», HMAAS «PALOMARES», корветов HMS «LA MALOUINE» (K46), HMS «POPPY» (K213), HMS «LOTUS» (K130), ТЩ HMS «BRITOMART» (J22), HMS «HALCYON» (J42), HMS «SALAMANDER» (J86), вооружённых траулеров HMS «LORD MIDDLETON» (FY219), HMS «LORD AUSTIN» (FY220) и HMS «NORTHERN GEM» (FY194).

18.07. - в 03.25 ТР «ДИКСОН» (2920 брт) в сопровождении ТЩ Т-886 вышел из Йоканьги к Новой Земле для снятия с мели американского п/х «WINSTON-SALEM» (6223 брт).

24.07. - в 19.00 в Архангельск от Новой Земли прибыли американские п/х «BENJAMIN HARRISON» (7191 брт), «IRONCLAD» (5685 брт), «SILVER SWORD» (4937 брт), панамский «TROUBADOR» (6428 брт), британский п/х «EMPIRE TIDE» (6978 брт) в сопровождении ЭМ «УРИЦКИЙ», «КУЙБЫШЕВ», корабля ПВО HMAAS «POZARICA», корветов HMS «DIANELLA» (K07), HMS «LOTUS» (K130), HMS «POPPY» (K213), HMS «LA MALOUINE» (K46), ТЩ HMS «HAZARD» (J02), HMS «SEAGULL» (J85), HMS «BRAMBLE» (J11), Т-884, вооружённого траулера HMS «AYRSHIRE» (FY225) и ЗМ «МУРМАН».

25.07. - в 15.02 ТН «АЗЕРБАЙДЖАН» (6114 брт) прибыл в Молотовск.

27.07. - в 11.00 1-й Арктический конвой в составе ТР «РЕВОЛЮЦИОНЕР» (2900 брт), «УССУРИ» (бывший британский «BARON SEMPILL», 2498 брт), РТ-39 «ЗУБАТКА» в охранении ТЩ Т-903 и Т-904 вышел из Архангельска в пролив Югорский Шар.
В 23.00 конвой в составе британского п/х «OCEAN VOICE» (7174 брт), американского «DEER LODGE» (6187 брт) и британских ЭМ HMS «BLANKNEY» (L30) и HMS «MIDDLETON» (L74) вышел из Кольского залива в Архангельск. Прибыли 29 июля в 16.00.

28.07. - в 01.00 ЭМ HMS «MARTIN» (G44) и HMS «MARNE» (G35) вышли из Кольского залива для усиления конвоя, вышедшего накануне в Архангельск.
В 18.10 американский п/х «WINSTON-SALEM» (6223 брт) в сопровождении ТЩ Т-910, Т-909 и двух британских ТЩ прибыл в Молотовск.
Что за тральщики?

29.07. - в 14.40 2-й Арктический конвой в составе ЛД «ИОСИФ СТАЛИН» (5746 брт), «КРАСИН» (4902 брт), «ЛЕНИН», «МОНТКАЛЬМ» (1432 брт), британского ТН «HOPEMOUNT» (7434 брт) в сопровождении ЭМ «КУЙБЫШЕВ», «УРИЦКИЙ», корветов HMS «DIANELLA» (K07), HMS «LOTUS» (K130), HMS «LA MALOUINE» (K46), ТЩ HMS «HAZARD» (J02), HMS «SEAGULL» (J85) и HMS «BRAMBLE» (J11) вышел с Северодвинского рейда в Арктику.
(В "Хронике" "Хопмаунт" не назван, но его специально ремонтировали для конвоя, а потом он обнаруживается в Югорском Шаре. "Монткальм" написан по-русски потому, что он уже был передан по ленд-лизу и управлялся советским экипажем).

31.07. - в 14.45 СКР «СЕМЁН ДЕЖНЁВ», «ФЁДОР ЛИТКЕ», ТЩ Т-905, Т-909 и Т-102 вышли из Архангельска в пролив Югорский Шар.
("Дежнёв" и "Литке" в данном случае использовались как транспорты).

Страниц: 1 … 3 4 5 6 7 … 14


Board footer