Вы не зашли.
Страниц: 1
Всем привет!
Как правило, наибольшим вниманием пользуется ограниченное количество эпизодов морской войны у берегов Норвегии. Это вторжение 1940 г. и события на севере Норвегии, связанные с полярными конвоями (в т.ч. действия СФ, удары по Тирпицу).
Однако читая описания боевых действий по отдельным типам кораблей, в т.ч. потери, складывается впечатление, что вдоль всего протяженного побережья Норвегии шла интенсивная морская война, в которой участвовали и катера, и ПЛ, и крейсера с авианосцами, и вся это движуха как-то обделена вниманием. Или я заблуждаюсь и Норвегия всю ВМВ была «тихой гаванью» для немецких ПЛ и эскортных сил, и совсем неслучайно, германские силы в Норвегии сдались только в июле ибо до них никому не было особого дела?
Я так понимаю, вы имеете в виду побережье Норвегии кроме полярного, т.е. советской зоны ответственности?
Тема на самом деле очень мало освещенная. Конечно, большой напряженности там довольно долго не было. В 1940-43 прибрежная зона Западной и Южной Норвегии была целью спорадических наскоков наших союзников. Да, там собрала свой немалый урожай французская ПЛ Рюби, один из рекордсменов по минным постановкам и успехам, одержанным с их помощью. Туда довольно регулярно залетали английские ВВС - бомберы и торпедоносцы, но до сформирования Ударных крыльев их показатели никого впечатлить не могли. Надводные корабли провели несколько рейдов, из которых наверняка все знают бой с конвоем БРЕМЗЕ. Еще там действовали английско-норвежские ТКА, тоже кое-чего добившиеся, ну и конечно ударные подлодки RN. В общем дремать немцам там не давали, хотя каких-то сверхзадач до 1944 г. перед эскортными силами не вставало. А вот в 1944 Ударные крылья устроили там кровавую баню, заставив немцев совершать ночные перебежки от фьорда к фьорду, чтобы прятаться там под прикрытием береговых зениток.
Вообще вопрос очень интересный и очень объемный. Было бы время - с удовольствием бы занялся...
igor написал:
Оригинальное сообщение #352469
Я так понимаю, вы имеете в виду побережье Норвегии кроме полярного, т.е. советской зоны ответственности?
Именно так.
igor написал:
Оригинальное сообщение #352469
Вообще вопрос очень интересный и очень объемный. Было бы время - с удовольствием бы занялся...
Спешить некуда. Главное, что определенный пробел не мне одному на глаза попался. Для начала попытаюсь примерную периодизацию опредилить да отдельные эпизоды уточнить.
igor написал:
Оригинальное сообщение #352469
В 1940-43 прибрежная зона Западной и Южной Норвегии была целью спорадических наскоков наших союзников.
Т.е. пока в Атлантику германские ПЛ ходили из французких баз, Норвегия особо союзников не волновала и весь экшен в Норвегии начался с лета 1944го послевысадки в Нормандии?
Я думаю, здесь дело не в ПЛ, тем более, что они ходили в море из Норвегии постоянно. Ведь Каналом ни одна не проходила. Все маршруты убоотов при выходе в первый боевой поход в Атлантику шли через Норвегию.
Дело было в силах, имеющихся у союзников. Бленхеймы и Хэмпдены, которые работали в Бер. Командовании в 1940-42 гг., слабо подходили для своей роли. Только с появлением Бофайтеров и Ударных крыльев англичане смогли устроить немцам настоящий террор. Плюс куча других факторов: накопление боевого опыта у пилотов, количественный рост ВВС, ослабление немецкой истр. авиации.
Тема интересная, но в контексте подробного направленного исследования никем не прорабатывалась (по крайней мере, мне об этом неизвестно). Можно попробовать составить целостную картину по хронике Ровера, но это очень трудоемкая и сомнительной эффективности работа – убедился сам, пытаясь слепить хронику боевых действий в Западной Франции в 1944-45гг.. У ОХары -только бои с участием надводных кораблей водоизмещением св. 500т. Так что тут информацию, скорее всего, придется собирать по частям – действия Берегового Командования, Флота Метрополии, норвежских ВМС в составе сил союзников, германские источники по перевозкам и потерям и т.п.. Из работ отечественных авторов можно выделить только «Черную пятницу Берегового Командования» М.Морозова и работы в МК С.Патянина, в которых упоминаются рейды британских кораблей в норвежские воды в 1941 году (ну и его статью о «Бремзе»).
По немцам для обзорной работы у меня есть Адм. Норвегии - этого вполне хватит, если не собираться писать многотомный труд всей жизни. По действиям Ударных крыльев есть неплохая книга Несбита: там таблица всех потопленных УК судов и кораблей есть + отрывочные описания. Где-то в сети есть сайт с хроникой действий УК, возможно полной, сейчас не могу вспомнить. Если у О-Хары есть надводные корабли, на Хисторише-Маринеархиве все атаки и минные постановки союзных подлодок - остаются фактически только норвежские ТКА. Т.е. науч-поп обзор сделать можно хоть сейчас, взялся бы кто.
igor написал:
Оригинальное сообщение #352570
Т.е. науч-поп обзор сделать можно хоть сейчас, взялся бы кто.
Весьма приличный объем даже для обзорной работы - описать 5 лет боевых действий на море и в воздухе.
Ну, куда деваться, если по другому никак? Волков бояться в лес не ходить.
С другой стороны, театр ограниченный. Действия разных сил можно рассматривать по очереди - комбинированных ударов там не пропомню. На крайняк можно вдвоем-втроем разрабатывать.
Уважаемые друзья, "все уже украдено до нас" (с) В том смысле, что расписано. Есть "Хроника" морской войны в норвежских водах составленная включая потери кораблей всех стран и наций в водах Норвегии. Составитель - Эрлинг Шельд, место публикации журнал "Штрандгут". Эрлинг собирался все выпустить отдельной книгой, но пока не хвастался. Вот пару страничек для оценки материала (Игорь, мне казалось, что ее я Вам скидывал):
Я в свое время (в 2007 г.) достаточно плотно занимался этой темой, и могу сказать, что активность англичан в норвежских водах в 1941-1943 гг. вполне сопоставима с активностью СФ и даже перекрывала ее по ряду позиций. В качестве примера: в свое время я начал писать и примерно наполовину написал довольно объемную статью про действия "Хэмпденов" Берегового командования. Вот их список успехов:
1. «Karpfanger» 4974 + 17.9.42 Egersund AT 489
2. «Palatia» 3979 + 21.10.42 Lindesnes AT 489
3. «Erika H. Fisser» 3347 + 25.11.42 Kristiansan-sud AT 489
4. «Theano» 1059 + 13.12.42 Lindesnes AT 144
5. «Kaldnes» 3548 + 29.1.43 Stavanger AT 455, 489
6. «Altair» 7258 + 4.4.43 Alesund AT 489
7. «Patria» 3845 + 4.4.43 Stavanges AT 455
8. «Weissenburg» 6316 = 9.4.43 Stadlandet AT 489
9. «Borga» (No) 4821 + 14.4.43 Ameland AT 415
10. «Tom» (Sw) 2092 = 14.4.43 Borkum AT 415
11. «Trondhejmsfjord» (No) 6753 + 27.4.43 Mandal AT 455(?)
12. «U 227» + 30.4.43 Orkney Isl DC 455
13. «Klaus Howaldt» 5956 + 13.5.43 Lister AT 489
14. «Thann» 7412 = 13.5.43 Lister AT 489
15. «Holstein» 10268 = 16.5.43 Mandal AT 455(?)
16. «V 1106» + 18.5.43 Borkum AT 415
17. «М 345» + 18.5.43 Gravelines AB 415
18. «Uj 1708» + 19.6.43 Lister AT 455
19. «U 706» + 2.8.43 Biskay DC 415
20. «Graziella» (No) 2137 + 16.9.43 Stavanger AT 489
Как видите он довольно велик, а большинство побед одержано именно у берегов Норвегии, при том, что сами англичане были далеко не в восторге от этого самолета. Кстати, всего прошли переоборудование в торпедоносцы 135 машин (ими укомплектованы к началу лета 1942 г. четыре эскадрильи - 144, 415, 455 и 489-я) из которых 32 в составе двух эскадрилий (144 и 455-й) перебазировались в СССР для участия в прикрытии ПК-18. 20 уцелевших были переданы ВВС СФ, причем в наших руках они смогли добиться лишь одной победы.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (02.02.2011 23:46:55)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #352793
Есть "Хроника" морской войны в норвежских водах
Было бы интересно ознакомиться.
Да, Мирослав, вы снабдили меня этим полезным трудом от Скьелда, однако это немного не то, о чем идет речь.
Этот труд заточен на суда и по каждому сведения минимальны. К тому же, хроника эта написана на немецком языке. Так что вроде все украдено, но нам от этого прибыли мало.
Страниц: 1