Вы не зашли.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #361357
Что еще нужно что бы взорвать мину?
Чтобы взорвать мину достаточно обычного подводного кабеля. Это даже не вопрос ))
CCB написал:
Оригинальное сообщение #361382
Прошу высказать мнение по версии, изложенной в http://katera.ru/forum/index.php?/topic … ntry887676, сообщение 352.
Сообщение целиком.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #360359
Поэтому донные мины были заложены на перпендикуляре к прямой соединяющей бочки, в месте, где могут находиться артпогреба крупного судна.
Ваша схема расположения зарядов (из поста #1383) неверная.
Она не соответствует характеру разрушений корпуса корабля.
Левый заряд вынесен слишком далеко за линию ДП.
В этом случае, неизбежно пострадал бы и левый борт корабля.
Но, этого не произошло.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #360359
Неизбежен при таком взрыве и характерный разрыв верхней палубы, произошедший из-за деформации носовой части судна, подскочившей на взрывной волне.
Т.е. Вы хотите сказать, что вывернутые на 2 метра наружу листы палубного настила - это результат однократно приложенных изгибающих деформаций?
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #360359
Несложно было рассчитать относительно точное местоположение ДП ориентируясь на стандартную длину причальных концов.
Не согласен.
Вариант с "относительно точным" местоположением здесь не годился, т.к. заряд (заряды) был узконаправленного действия.
Практически - точечный удар.
Изменение направления ветра всего на несколько румбов, неизбежно уводило корпус корабля (и его погреба) за пределы зоны поражения заряда.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #360359
Так как траектория движение судна на бочках при разной силе ветра различна и длина концов также не поддается точному предварительному расчету, было принято решение укладывать на перпендикуляр по два боеприпаса, одновременный подрыв которых гарантированно повредит корабль.
Фактами это не подтверждается.
Если предположить, что произошёл взрыв двух зарядов, то они были установлены практически вплотную друг к другу.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #360359
...агент находящийся в определенном месте на северном или южном берегу бухты в точке из которой можно проследить как при северном ветре корпус судна будет виден точно в анфас и проекция его ДП совпадет с нужным ориентиром на противоположном берегу.
Ночью, в темноте?
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #360359
Они могли находиться... внутри части корпуса баржи или лихтера, частично или полностью замытые в ил.
В воронке не было онаружено никаких фрагментов корпуса баржи или лихтера.
Только - "лист металла без обрастаний, обрывки..." и пр.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #360359
и потом, спокойно прогуливаясь по берегу бухты выжидать нужный момент.
В таком случае, нет объяснения странному времени взрыва - 01-30.
Ничто не мешало взорвать корабль раньше, чтобы агенту не пришлось потом уходить глубокой ночью по пустому режимному военному городу, который наверняка патрулировался.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #361302
Какое отношение имеет развернувшаяся дискуссия о толщине и грузоподъемности кабелей к возможности немцев устанавливать управляемые донные мины?
1.Если вы внимательно читали предыдущие страницы данной темы форума, то могли себе уяснить, что вы далеко не первый его участник, который рассматривает версию с закладкой "сюрприза" от отступавших немцев.
2.Толщина и "грузоподъемность" электрического кабеля имеет прямое отношение к практической стороне организации постановки донной мины и проводке управляющего кабеля на береговой пункт. Позволю вам заметить, что и во времена ПМВ (кроме стационарного Севастопольского оборонительного минного заграждения), и ВОВ и сейчас для этого применялись обыкновенные изолированные (морские) кабели, зачастую без "бронировки", диаметром не более пишущей ручки или карандаша. Скажу более, специальные кабели имеют диаметр около 3мм и прекрасно выполняют свои функции на расстоянии даже не нескольких сотен метров, а значительно больше. Плюс - сложности при постановке такого кабеля - чем он толще, тем сложнее его незаметно уложить на грунт (вспомните хотя бы городские катушки с кабелем). Сожности возрастают еще более, если постановка донной мины осуществляется не стрелой ( с регулируемой скоростью погружения и, соответственно, разматывания барабана/вьюшки с кабелем), а с минных скатов, т.е. свободным падением на грунт.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
Ночью, в темноте?
Якорные огни стоящего на бочках корабля в мирное время являются великолепным ориентиром.
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #361389
Якорные огни стоящего на бочках корабля в мирное время являются великолепным ориентиром.
Не спорю.
Но, судя по схеме из поста #1383, эти огни ещё необходимо состворить с далёкими береговыми ориентирами.
Любая ошибка или неточность = промах.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361392
Любая ошибка или неточность = промах.
Победа достается тем, кто совершит меньше ошибок...
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
Ваша схема расположения зарядов (из поста #1383) неверная.
Она не соответствует характеру разрушений корпуса корабля.
Эту схемку я набросал на скорую руку, что бы проиллюстрировать свою мысль. В ней не содержится точных данных.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
Т.е. Вы хотите сказать, что вывернутые на 2 метра наружу листы палубного настила - это результат однократно приложенных изгибающих деформаций?
Нет конечно. При возникновении изгибающего момента, палуба подверглась нагрузке на сжатие, что привело к образованию деформаций и ослаблению конструкции. И в этом ослабленном месте произошел прорыв остаточной взрывной волны.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
Вариант с "относительно точным" местоположением здесь не годился, т.к. заряд (заряды) был узконаправленного действия.
Практически - точечный удар.
Изменение направления ветра всего на несколько румбов, неизбежно уводило корпус корабля (и его погреба) за пределы зоны поражения заряда.
Версия с узконаправленным взрывом никем не подтверждена. Никто из серьезных специалистов не проводил исследований и не ставил экспериментов.
Поэтому любое муссирование этой темы, не более чем спекуляции. До сих пор идут споры был ли один взрыв или два. Что уж тут говорить о характере повреждений.
Мне понравилась мысль одного из коллег, о том что взрывная волна пробила корпус по пути наименьшего сопротивления. И здесь совпали - недостаточная конструктивная прочность носовой части судна и характерное расположение переборок и палуб.
Тем не менее направленный взрыв вполне мог быть
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
Фактами это не подтверждается.
Если предположить, что произошёл взрыв двух зарядов, то они были установлены практически вплотную друг к другу.
Повторюсь, это пока не факты, а предположения.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
Ночью, в темноте?
Что в этом невероятного? Судно освещено и находится в зоне прямой видимости. С любого места не более километра.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
В воронке не было онаружено никаких фрагментов корпуса баржи или лихтера.
Только - "лист металла без обрастаний, обрывки..." и пр.
Может быть ничего и не было. Повторюсь, многие ставят под сомнение наличие второй воронки.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361386
В таком случае, нет объяснения странному времени взрыва - 01-30.
Ничто не мешало взорвать корабль раньше, чтобы агенту не пришлось потом уходить глубокой ночью по пустому режимному военному городу, который наверняка патрулировался.
Объяснений сколько угодно. Если предположить что действовали к примеру двое агентов, они могли согласовать время подрыва и назначить его на определенный срок. Не исключено, что был установлен и часовой механизм. В любом случае это говорит о высокой дисциплине и просчете ситуации.
Ветер в ту ночь был слабый, судно надежно стояло на бочках не меняя положения. Подрыв обычных мин с высокой долей вероятности выведет корабль из строя. А если взорвется артпогреб - вообще замечательно.
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #361388
2.Толщина и "грузоподъемность" электрического кабеля имеет прямое отношение к практической стороне организации постановки донной мины и проводке управляющего кабеля на береговой пункт. Позволю вам заметить, что и во времена ПМВ (кроме стационарного Севастопольского оборонительного минного заграждения), и ВОВ и сейчас для этого применялись обыкновенные изолированные (морские) кабели, зачастую без "бронировки", диаметром не более пишущей ручки или карандаша. Скажу более, специальные кабели имеют диаметр около 3мм и прекрасно выполняют свои функции на расстоянии даже не нескольких сотен метров, а значительно больше. Плюс - сложности при постановке такого кабеля - чем он толще, тем сложнее его незаметно уложить на грунт (вспомните хотя бы городские катушки с кабелем). Сожности возрастают еще более, если постановка донной мины осуществляется не стрелой ( с регулируемой скоростью погружения и, соответственно, разматывания барабана/вьюшки с кабелем), а с минных скатов, т.е. свободным падением на грунт.
Позволю вам напомнить, что вы высказывали сомнения не в том, удобно или неудобно закладывать в акватории тяжелый и негнущийся кабель, а в самой возможности его изготовления.
Якобы это технологически невозможно. Тем не менее подобные кабеля с успехом изготавливали еще до 2МВ.
Что применяли немцы для подключения своих мин в данном случае пока неизвестно, но в технической документации откуда брал информацию Веремеев, нарисован трос с кабелем внутри. Можно долго спорить о корректности перевода, но я не вижу в этом смысла.
Кабель с тросовой бронировкой менее подвержен воздействию ударных волн при возможных действиях по разминированию акватории.
Но если вы считаете, что кабель был диаметром 3 мм, я не возражаю.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #361407
Позволю вам напомнить, что вы высказывали сомнения не в том, удобно или неудобно закладывать в акватории тяжелый и негнущийся кабель, а в самой возможности его изготовления.
Препирания продолжать бесполезно - вам уже объяснили, что все непонятки возникли из-за использования слова "трос" в несвойственном ему смысле. Если вам необходимо я могу принести за это свои извинения.
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #361435
Препирания продолжать бесполезно - вам уже объяснили, что все непонятки возникли из-за использования слова "трос" в несвойственном ему смысле. Если вам необходимо я могу принести за это свои извинения.
Извините коллега за дотошность, продолжаю по инерции.
Eugenio_di_Savoia скопировал в эту тему пост, содержащий весьма продуманную версию.
Мне показалось в ней не убедительным только один фрагмент, но именно он делает её невероятной:
CCB написал: написал:
Оригинальное сообщение #361385
Направленный взрыв требует соответствующего размещения связанных между собой зарядов, что в воде будет сделать очень сложно. Сразу возникает мысль о неком корпусе, куда помещаются заранее подготовленные заряда, а для взрыва он просто подводится к борту. А ведь такой корпус был! Это известная носовая наделка. То есть, снова возвращаемся к итальянской закладке между старой и новой обшивками. Причем новая обшивка при взрыве, видимо, была сорвана, и картина после взрыва напоминала таковую при внешнем взрыве (края вогнуты внутрь).
Вот следов этого самого обрыва обшивки, ни на одном снимке не наблюдается. Как и оторванных кусков на дне.
Отредактированно Самурай (02.03.2011 14:54:38)
Есть ещё одно соображение из опыта ночного наблюдения за кораблями на рейде.
Сам корабль визуально наблюдается отлично, за счёт освещения палубы и положенных на стоянке огней.
А вот совместить его с каким либо ориентиром местности совершенно невозможно.
Сам корабль виден ярким пятном на совершенно чёрном фоне.
Отдельные огоньки города на заднем плане практически не просматриваются.
Каждый может провести опыт в условиях комнаты с настольной лампой.
Самурай написал:
Оригинальное сообщение #361481
Вот следов этого самого обрыва обшивки, ни на одном снимке не наблюдается. Как и оторванных кусков на дне.
Да и физически там мало места для размещения заряда.
Самурай написал:
Оригинальное сообщение #361485
Сам корабль визуально наблюдается отлично, за счёт освещения палубы и положенных на стоянке огней.
Если честно, напрашивается вопрос, за какими кораблями вы вели наблюдение, поскольку в описываемый период при стоянке на якоре или бочке в ночное время корабль несет только якорные огни белого цвета (гюйсшток и флагшток), на мачте могут гореть флагманский и дежурный огонь. Палуба военного корабля в ночное время освещается фонарями синего цвета (на некоторых - белого цвета), которые никаких засветок не дают, ибо светосила их не идет ни в какое сравнение с указанными огнями. После отхода ко сну команды свет во внутренних помещения гасится, причем за отсутствием света из иллюминаторов всегда строго следит ДВС корабля.
Самурай написал:
Оригинальное сообщение #361481
То есть, снова возвращаемся к итальянской закладке между старой и новой обшивками.
Аналогичной фантастической версии придерживался и кап. 2 р. Г. С. Мигиренко - эксперт из комиссии Першина.
"Мигиренко объяснял двойной характер взрыва и отсутствие детонации боезапаса в артпогребе 1-й башни главного калибра: по его мнению, первый взрыв принадлежал прикрепленному к днищу корабля детонатору, а второй — взрыву заряда, заложенного в междудонном пространстве. Он считал, что взрывчатое вещество было распределено в клинообразном помещении равномерно, сравнительно тонким слоем, поэтому взрыв его не обладал кумулятивностью, а его сила полностью была направлена вверх и позволила пробить 7 палуб обшей толщиной около 140 мм. В этом случае легко объясняется характер загиба листов старого днища и палуб внутрь, что было обеспечено первым взрывом.
«Мягкий» взрыв основного заряда, распределенного, очевидно, на площади в несколько квадратных метров, не мог привести к детонации боезапаса в артпогребе."
Good написал:
Оригинальное сообщение #361504
Он считал, что взрывчатое вещество было распределено в клинообразном помещении равномерно, сравнительно тонким слоем, поэтому взрыв его не обладал кумулятивностью, а его сила полностью была направлена вверх и позволила пробить 7 палуб обшей толщиной около 140 мм. В этом случае легко объясняется характер загиба листов старого днища и палуб внутрь, что было обеспечено первым взрывом.
Если бы удалось рассчитать силу и направленность взрыва только вверх, то каким образом могла образоваться воронка на дне, небольшой заряд прикрепленный на днище в качестве детонирующего не смог бы ее сформировать.
Кроме того была информация, что интервал между взрывами был слишком велик для физических процессов сопровождающих детонацию.
Good написал:
Оригинальное сообщение #361504
"Мигиренко объяснял двойной характер взрыва и отсутствие детонации боезапаса в артпогребе 1-й башни главного калибра: по его мнению, первый взрыв принадлежал прикрепленному к днищу корабля детонатору, а второй — взрыву заряда, заложенного в междудонном пространстве. Он считал, что взрывчатое вещество было распределено в клинообразном помещении равномерно, сравнительно тонким слоем, поэтому взрыв его не обладал кумулятивностью, а его сила полностью была направлена вверх и позволила пробить 7 палуб обшей толщиной около 140 мм. В этом случае легко объясняется характер загиба листов старого днища и палуб внутрь, что было обеспечено первым взрывом.
«Мягкий» взрыв основного заряда, распределенного, очевидно, на площади в несколько квадратных метров, не мог привести к детонации боезапаса в артпогребе."
Откуда цитата можно узнать?
Из воспоминаний главного штурмана ВМФ А. Н. Мотрохова.
У коллеги han-solo описано:
"...Б.Случай с «Новороссийском»-хрестоматийный,корабль на стоянке,динамических нагрузок нет."Поперечная составляющая Qy вызовет крен на борт,противополжный центру взрыва.Если взрыв произойдёт под ДП,крена не будет.Вертикальная составляющая Qz выбросит столб воды и поднимет корабль(подьём на два метра наблюдатели фиксировали),поставив его как бы на короткую,но высокую волну.В результате этого корабль подвергнется действию кратковременного,сосредоточенного на небольшом протяжении изгибающего момента(так как соотношение между силами веса и пловучести в части корабля,не подвергшейся действию взрывной волны,не изменится,то эту часть корпуса можно считать как бы заделанной).Этот изгибающий момент будет переламывать корпус в опасном сечении,которое будет находиться в непосредственной близости от вершины взрывной волны.В зависимости от соотношения между величиной Qz и моментом сопротивления корпуса в упомянутом опасном сечении могут оказаться;разрыв днищевой обшивки,гофры настила палуб или то и другое вместе."
В.Корабль был поднят воздействием взрыва и повреждения палуб полубака,батарейной и броневой были вызваны не прямым действием боеприпаса,а действием нагрузок взрыва.После подьёма и перелома корпуса(надлома)ослабленная часть корпуса поддалась.Таким образом пролом палуб не являлся первичным повреждением,его доломала нагрузка от взрыва,в тот момент уже не большая.Место разрыва не случайно,равно как и размеры и формы пробоин.Возможно это слишком смелая версия,но посмотрите на форму и характер пробоины в полубаке;это чистый и характерный разрыв,а не пролом.С учётом меньших повреждений лежащих ниже палуб считаю это достоверным.В целом работа сопротивленияч корпуса корабля сводится к балке,нагрузка на которую не равномерна:башни в корму,а в направлении носовой оконечности цистерны и шпили,тоесть нагрузки ближе к концам.
Г.При взрыве первой мины ударная волна достигает корпуса,происходит его"обдув"и отражение.Вмятину на левом борту он сделать не мог,выходит это действие второго заряда.Взрывная волна первого является волной сжатия в направлении дна бухты и разряжения для границы раздела среды.Ударная волна второго взрыва вероятно соприкоснулась с ней и была погашена,отчего выброса воды по левому борту не произошло.
Д.Форс взрыва не проходил до палубы полубака,тк в 14м кубрике были уцелевшие(как например матрос
Е.Роковую роль сыграла конструкция корабля,пусть износ составлял 13%,но это видимо относится к внешней обшивке.Старая носовая оконечность подвергалась большим нагрузкам после модернизации,кроме того поперечная система набора не лучшим образом сопротивляется взрыву...."
Я выделил фрагмент с которым не согласен и вот по какой причине:
Вмятины на днище с левого борта образованны не от взрыва второй мины, а вследствие того, что когда килевая балка под действием взрывной волны вдавливалась внутрь корпуса, она потянула за собой и участок прикрепленной к нему обшивки. То есть, по сути, это искривление поверхности в результате деформации.
Подумайте куда деваться обшивке, если киль пойдет внутрь на 1,8м? Она последует за ним. Образуется вмятина с положительным изгибом. А под действием ударной волны изгиб станет отрицательным, что мы и видим на многочисленных схемах.
Мина была одна, находилась на грунте, при взрыве вынесло участок борта и переборку между двумя носовыми отсеками перед прочной переборкой 50 шпангоута. Взрывной волне не составило труда пробить карапасную палубу, а выше ее на второй и третьей палубе поперечных переборок не было, только объединенные отсеки. Первая, вторая и третья палубы подверглись изгибающим нагрузкам от стремящейся вверх носовой оконечности и удару взрывной волны.
Никаких факторов свидетельствующих о направленности взрыва нет.
Отредактированно Billy Bouns (02.03.2011 22:03:45)
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #361601
Никаких факторов свидетельствующих о направленности взрыва нет.
Напомните, на каком шпангоуте располагался эпицентр взрыва, и на каких шпангоутах была разорвана верхняя палуба (полубак).
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #361601
Подумайте куда деваться обшивке, если киль пойдет внутрь на 1,8м?
Выше я выложил схемы воздействия на обшивку ударной волны от двух зарядов и от одного.
На них хорошо видно, "куда деваться обшивке" в каждом случае.
Отредактированно Kronma (02.03.2011 22:59:29)
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361628
Выше я выложил схемы воздействия на обшивку ударной волны от двух зарядов и от одного.
На них хорошо видно, "куда деваться обшивке" в каждом случае.
Во всех предшествующих дискуссиях основным моментом удивляющим всех и дававшим пищу для обдумывания версии о двух минах были вмятины на левой стороне днища.
Представьте, что взрыв был один как на вашей схеме но мина расположена гораздо глубже и пробоины бы не случилось. Давление взрывной волны изгибает киль и "обжимает" обшивку - создает две вмятины справа и слева от киля.
Отредактированно Billy Bouns (02.03.2011 23:49:08)
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361628
Напомните, на каком шпангоуте располагался эпицентр взрыва, и на каких шпангоутах была разорвана верхняя палуба (полубак).
На 40 шпангоуте эпицентр и на 35 - выход наружу. Смещение на 4-5 метров.
Сейчас долго описывать путь взрывной волны внутри корпуса как я его вижу. Она двигалась по вполне объяснимой траектории.
Я начал рисовать свою трехмерную модель корабля и последствия взрыва. Как сделаю выложу.
Отредактированно Billy Bouns (03.03.2011 00:49:05)
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #361640
Давление взрывной волны изгибает киль и "обжимает" обшивку - создает две вмятины справа и слева от киля.
Да, так.
Если заряд расположен в ДП.
Я не совсем понял, что Вы хотели сказать своей фразой.
Billy Bouns написал:
Оригинальное сообщение #361642
Она двигалась по вполне объяснимой траектории.
Я начал рисовать свою трехмерную модель корабля и последствия взрыва. Как сделаю выложу.
Буду ждать.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #361680
Да, так.
Если заряд расположен в ДП.
Я не совсем понял, что Вы хотели сказать своей фразой.
Представьте картину взрыва с чуть более слабым зарядом, который не может пробить борт, а только оставляет вмятины в обшивке.
Это нужно что бы абстрагироваться от пробоины.
Заряд расположен в той самой точке на дне, чуть правее ДП.
Под действием ударной волны обшивка днища испытывает давление снизу (с незначительным отклонением вектора силы влево), которое распределяется через шпангоуты на килевую балку и переборки. Справа от ДП нагрузка больше, слева - значительно меньше, но тем не менее основной нагрузки справа и снизу хватает, чтобы киль начал прогибаться внутрь на 1,8 м, увлекая за собой шпангоуты и прикрепленную к ним обшивку. Одновременно ударная волна старается обжать саму обшивку вокруг киля и шпангоутов. Шпангоуты первые не выдерживают такую нагрузку и вслед за килем изгибаются внутрь. Появляются две вмятины - с правого борта большая, с левого - маленькая.
Именно это мы и видим на фотографиях.
Максимальная погибь вмятины и даже надрыв обшивки с левого борта там где порвался киль. Он упирался в этом месте в мощную переборку на 50 шпангоуте.
Так что вторая мина здесь не причем.
В реальности взрывная волна была мощнее чем в рассматриваемом выше примере, часть ее распределилась по обшивке, часть вырвала кусок правого борта и прошла сквозь палубы и помещения. Выход наружу произошел в том месте где под верхней палубой каютные переборки
расположены таким образом, что образуют естественную щель.
Отредактированно Billy Bouns (03.03.2011 11:26:05)