Сейчас на борту: 
John Smith,
rspc,
shuricos,
veter,
Аскольд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 30

#1 29.08.2011 13:51:12

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

МПК проекта 204

2

Просмотрел весь форум и не нашел тему про МПК пр.204. Не нашел и книг, брошюр с историей создания и службы этих кораблей ближней противолодочной обороны. Забытый проект.
Технически очень интересен своей оригинальной энергетической установкой, "гидромотором", хотя это принятый во времена его создания и эксплуатации термин совершенно не верен, т.к. "моторы" этого корабля (2 дизеля и 2 газотурбинных компрессора) по принципам своего действия к "гидро" никакого отношения не имеют...
К сожалению, "вживую" я их застал только во времена моей юности, маячившими на закатном горизонте Северной бухты Севастополя в качестве противолодочного дозора на якоре (на флоте это называлось корабельный противолодочный дозор главной базы ЧФ – КПЛД ГБ ЧФ). К концу 70-х когда началась моя корабельная офицерская служба, встретить их на просторах было сложновато, большая часть их (только на ЧФ 18 единиц!) были поставлены в консервацию или проданы союзникам в Черном море. Служба их была малозаметна и по своему прямому назначению, как это было задумано при разработке ТТЗ еще в середине 50-х - "поиск, обнаружение, перехват и уничтожение АПЛ в ближней зоне военно-морских баз ВМФ СССР", они так ни разу и не использовались, т.к. не отвечали всем требованиям по "поиску, обнаружению... АПЛ" уже на этапе закладки головного корабля не говоря уже о последнем 66-м корпусе через 10 лет интенсивного строительства. Не отвечали ... кроме одного параметра - скорость максимального хода. Конструкторы так увлеклись достижением "противоатомным" МПК скорости самой быстрой (и единственной в конце 50-х в начале 60-х годов) АПЛ в 30 узлов, что в угоду ее многое упустили в проекте, создав, практически, опытовый скоростной малый корабль с противолодочными наклонностями и запустив его в большую серию строительства. Форма корпуса, "модная" на то время энергетическая установка-движитель корабля - все ради идеи. Противолодочные и повседневные качества боевого корабля-служаки оказались ущербными. Еще больше досталось обитаемости корабля, так как изначально принималась схема, что МПК-истребитель-перехватчик не должен подолгу болтаться в море, а экипажи будут жить ... в береговых казармах. Очередная утопия, основанная на незнании и идеализации флотской действительности моряков-надводников ВМФ СССР и РФ.
Итак, практически опытовый корабль с оригинальным движителем, с первым серийными газотурбокомпрессорами Д-2 николаевского ЮТЗ, с неотработанными и еще не принятыми на вооружение комплексами ПВО и ПЛО, был поставлен на поток массового строительства трех(!) крупных судостроительных заводов СССР и корабли начали десятками поступать на все флоты ВМФ СССР в 60-е годы 20 века.
«Вопрос к знатокам…!» (с)  - с чем  связано такое решение, такая спешка, в чем заключалась интрига ВПК и ВМФ СССР по этому вопросу. Если у кого-нибудь найдется аргументированный ответ – с удовольствием прочитаю в этой теме, а если и документ, то с меня … стакан красного!
http://i023.radikal.ru/1108/d8/d4c12a423bfct.jpg
МПК-58 постройки з-да "Залив" (Керчь) в период ходовых испытаний.
http://i048.radikal.ru/1108/54/41a472a8bf35t.jpg
МПК пр.204 на ходовых испытаниях на максимальном ходу в 35 узлов.

Отредактированно Warman (03.09.2011 15:32:22)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#2 29.08.2011 14:22:56

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: МПК проекта 204

Warman написал:

Оригинальное сообщение #418726
Забытый проект.

я бы так не сказал..далеко не каждый может написать чтото врозумительное по многим проэктам надводных кораблей
бывш.СССР...а проэкт интересный.я их тоже помню вживую и на рейдах
и к нам приходили.


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#3 29.08.2011 17:53:45

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Единственная схема работы "гидромотора", которую удалось отыскать в интернете:
http://s45.radikal.ru/i108/1108/cb/15c9ab49021ft.jpg
Никто, кроме кораблестроителей СССР такую схема движетеля в мире не применял в виду резкого снижения КПД до 30% с 60-70% при обычной пропульсивной установке и неэффективности пузырьковой протишумовой завесы в направлении оси установки "гидромотора". Шумность пр.204 на полном ходу для атакуемой по курсу МПК ПЛ была выше всех действующих кораблей ПЛО ВМФ. Скорость же пр.204 при работе только в дизельном режиме едва доходила до 17 уз, а в процессе эксплуатации снижалась и до 10-13 уз, что создавало проблемы при атаке даже дизель-электрических ПЛ 50-х годов.

Отредактированно Warman (29.08.2011 18:36:36)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#4 29.08.2011 18:58:19

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Конструктивная схема МПК пр.204:
http://s54.radikal.ru/i143/1108/fe/22e810de8e60t.jpg
и теоретический чертеж в проекции нос-корма - классический клин:
http://s54.radikal.ru/i146/1108/30/5e6219720600t.jpg
Можно добавить, что газотурбокомпрессоры ГТК Д-2(Б) относились к первыму поколению газотурбинных установок для кораблей ВМФ СССР и отличались, в отличии от последующих, катастрофической прожорливостью, доходившей на полной мощности до 410 гр. на л.с./ час. Легко подсчитать, что на МПК пр.204 работа 2-х ГТК (каждый на свой "гидромотор") по 15000 л.с. втечение 1 часа требовала 12300 кг топлива (ДТ). При этом кавитационные процессы в "трубе" разрушали "гидромотор" довольно интенсивно, что к концу 70-х привело к повсеместным запретам использования на МПК пр.204 ГТК, кроме ежемесячного короткого "проворачивания".

Отредактированно Warman (29.08.2011 19:01:15)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#5 29.08.2011 19:20:17

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: МПК проекта 204

Warman написал:

Оригинальное сообщение #418776
Единственная схема работы "гидромотора", которую удалось отыскать в интернете:

В каком-то журнале видёл её в цвете.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#6 29.08.2011 19:25:10

Вованыч_1977
Гость




Re: МПК проекта 204

"А какая у неё него корма..." :D

http://s51.radikal.ru/i133/1108/26/c26d78fd8dd1t.jpg

#7 29.08.2011 19:45:09

Yosikava
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Ковров
линейный корабль пустыни "БухарЪ Эмiрский"
Сообщений: 2111




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #418792
В каком-то журнале видёл её в цвете.

В "ТЕХНИКЕ-МОЛОДЁЖИ" 1997.№9.
http://s60.radikal.ru/i168/1108/14/b9ada0a97c14t.jpghttp://s41.radikal.ru/i091/1108/21/dd32291fc8d6t.jpghttp://i050.radikal.ru/1108/dd/1b6ddb4c5f1ft.jpghttp://i013.radikal.ru/1108/1a/9a9359937481t.jpghttp://s001.radikal.ru/i194/1108/78/d7d20b30a397t.jpg


Я - капитан Такео Ёсикава....   私は - キャプテン吉川武男...

#8 29.08.2011 19:56:40

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Уже на скорости 12-13 уз в дизельном режиме на винтах, заключенных в трубы, начиналась кавитация, резко усиливалась шумность по оси винтов в нос где располагался опускаемый обтекатель излучателя-приемника ГАС "Геркулес-2М". ГАС и без того не являвшейся высоким достижением гидроакустики тех лет почти полностью глушилась собственными шумами корабля. Поисковую скорость приходилось снижать до 9-10уз, что резко снижало производительность поиска и эффективность обнаружения ПЛ даже в заданном районе во время учений. В таких условиях ДЭПЛ, а тем более АПЛ могла "попасться в сети" поисковой группе МПК пр.204 только если сама этого захочет. Но если такое чудо происходило, то на дальностях возможных (теоретических!) обнаружений до 30 кбт (5-6 км) МПК мог применить мощное противолодочное вооружение! Два РБУ-6000 могли обеспечить накрытие ПЛ залпом из 24 глубинных бомб, затем втечение 5-6 мин перезарядиться, вновь накрыть и так ещё два раза, пока весь запас ГБ в 96 шт не будет израсходован. РБУ-6000 - серьезное противолодочное оружие и в наши дни, безсменно несет службу уже более 50 лет в ВМФ СССР и РФ и во многих иностранных флотах. Наличие такого мощного комплекса на 500 тонном корабле - это серьезное достижение конструкторов. Так, что не все так плохо на 204-м. К этому надо добавить 4 противолодочные малогабаритные (400мм) торпеды с элетродвижком и головой самонаведения в активном и пассивном режиме (СЭТ-40, СЭТ-40У), правда со своими недостатками: малая для самостоятельного поиска ПЛ дальность хода - 7500м, малая скорость против АПЛ и многих ДЭПЛ - 29 уз, глубина хода только до 200м, масса ВВ 80 кг - маловато для полного уничтожения АПЛ или ДЭПЛ уровня пр.641. При успешной атаке лодка получит повреждения, но сможет уйти. При этом возвращаемся к мысли - если лодка вообще захочет воевать с поисковой группой МПК пр.204. Скорей всего не захочет и спокойно обойдет стороной, слыша их за десятки миль.


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#9 29.08.2011 20:09:45

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

1

Yosikava написал:

Оригинальное сообщение #418803
В "ТЕХНИКЕ-МОЛОДЁЖИ" 1997.№9.

Схема установки похожа на рисунке только очень схематично без существенных деталей без которых установка вообще не будет работать (камера куда подается воздух под давлением 1,5 атм закрыта по ходу движения и воздух может выбрасываться только в нужную сторону). А в целом - верно. Видно в 1997 году еще было страшновато рисовать или чертить все в точности...


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#10 29.08.2011 20:25:45

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Возвращаясь к скорости корабля: есть информация, что головной корабль пр.204 (зав. 501, МПК-169) построенный на Хабаровском ССЗ им. С.М. Кирова для ТОФа во время заводских ходовых испытаний умудрился дать 41 уз при формулярных 33,5 уз! Факт возможен при именно заводских пробных пробежках без полных запасов топлива, вооружения и водоизмещении чуть выше стандартного (или ниже!). Разумеется в полностью боеготовом состоянии МПК так гонять не мог и очень хорошо если подтверждал свой формуляр...


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#11 29.08.2011 20:40:11

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: МПК проекта 204

А в этой книге смотрели:
http://www.armourbook.com/flot/flotafte … u-pkb.html

проекту 204 посвящено больше 10 страниц.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#12 29.08.2011 21:05:48

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #418823
проекту 204 посвящено больше 10 страниц.

Спасибо, такая книга у меня есть, но, конечно, там не десять страниц про МПК пр.204, но пару страниц наберется. Особенно понравилась фраза: "... Ряд конструкций требовали длительной доработки и отработки. Но конструкторы и производственники смогли по максимуму реализовать принятые технические решения и создать корабли, которые по ряду обобщенных характеристик превосходили отечественные и зарубежные аналоги. Это предопределило их постройку крупной серией (66 единиц). Ряд создателей проекта 204 в 1965 году были удостоены Ленинской премии. В 1964 году А.В.Кунахович передал обязанности главного конструктора этих малых противолодочных кораблей Н.П.Боброву."


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#13 29.08.2011 21:58:58

murzik
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 587




Re: МПК проекта 204

Вроде была такая книжечка:

Волков А.В. «Секретные дела давно минувших дней. Гидрореактивный мотор профессора К.А. Путилова для боевых кораблей». М., «Кречет», 1996


Мудрость - это когда вместо вопросов: "что, где, когда и т.п."
приходит только один.
"А на хрена?"

#14 29.08.2011 22:07:08

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: МПК проекта 204

murzik написал:

Оригинальное сообщение #418858
Вроде была такая книжечка:

Волков А.В. «Секретные дела давно минувших дней. Гидрореактивный мотор профессора К.А. Путилова для боевых кораблей». М., «Кречет», 1996

Так точно,была такая книжица..и довольно неплохая.
можно найти при желании.


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#15 29.08.2011 22:12:35

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Особая тема - ПВО корабля. Даже не знаю как начать и ... кончить, особенно. Дело в том, что в качестве единственного средства вооружения ПВО была принята для этого проекта АУ АК-725 с СУА "Барс", которые, ... до сих пор находятся на вооружении кораблей ВМФ РФ. Многие, конечно, проекты ушли в мир иной с этими артустановками, но ещё многие в строю. Как тут объективно дать оценку этому комплексу. В затруднении...
Перечитав множество отдельных статей на тему проекта 204 и его вооружения я так и не понял на каком корабле этой серии были проведены корабельные заводские и государственные испытания АУ АК-725 и СУ "Барс". Так, уважаемый мною автор В.В. Костриченко в одной из своих статей указывает на первый корпус МПК пр.204 МПК-15 постройки завода "Залив" (Керчь) и проведенияе испытаний на базе Полигона ВМФ в Феодосии. Однако, как некогда внештатный историк 1 Полигона ВМФ в Феодосии я не встречался с документами по такой теме, а главное, МПК-15 по отчетным документам и следом за ним ещё 3 МПК керченской постройки (МПК-16, МПК-72, МПК-75) не имели штатного основного вооружения в виде АУ АК-725 и РБУ-6000 в виду их не готовности к принятию на вооружение, а в замен были установлены АУ ЗИФ-31Б и РБУ-2500. По опыту испытаний на Полигоне ВМФ могу утверждать, что практики вооружения корабля нештатным вооружением, затем замена на новое вооружение, доработка корабельных помещений, прокладка новых кабелей, проведение испытаний по всем этапам, принятие на вооружение и вновь демонтаж нового вооружения и восстановление старого - никогда не практиковалась. А факты говорят, что МПК-15 прошел всю свою несладкую флотскую жизнь с АУ ЗИФ-31Б и РБУ-2500.
На каком же корпусе МПК пр.204 проводились испытания АУ АК-725, СУА "Барс"? Пока логика подсказывает, что это должен быть 5 корпус МПК керченского производства - МПК-88 (С-805) если эти испытания, действительно проходили на Черном море. Пока точно не знаю. Вопрос к знатокам...
http://s015.radikal.ru/i333/1108/a4/a4db69523b5et.jpg
На фото, вероятно, МПК-15 в начале 70-х годов в КПЛД ГБ ЧФ.

Отредактированно Warman (29.08.2011 22:20:42)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#16 29.08.2011 22:24:32

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: МПК проекта 204

Олег!
Вопросы понятны...кое какие ответы получишь из присланных мною фото.
по оружию..тоже кой чего найдем.
по АК 725 кажись чтото у Кузина Никольского есть..
в общем на что сослатся,найдем.:)

Отредактированно Анатолий (29.08.2011 22:24:57)


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#17 29.08.2011 22:26:47

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: МПК проекта 204

Поти с ЗИФ 31 Б ,таких пару фото тож найдем!


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#18 29.08.2011 22:32:33

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #418888
по АК 725 кажись чтото у Кузина Никольского есть..

Спасибо! Щас загляну к Кузину...
Так: общие фразы о проектировании АУ в конце 50-х, начале серийного производства в 1963 и принятии на вооружение в 1964, малой эффективности при стрельбе по ПКР (а был ли такой пункт в ТТЗ на проектирование, т.к. в конце 50-х первые ПКР в ВМФ только начинали испытываться, а иностранцы и не думали о них). Приводят пример артиллеристов МРК "Муссон" в 1987 году, которые стреляли по атакующей их ПКР до последнего патрона и ... ни одного попадания.
Знаком с "Барсом" и АУ АК-725 по службе на ПКР "Москва". Даже был контролером наведения АУ при артстрельбах из АК-725. Приходилось стоять на крыле мостика прямо над АУ и следить чтобы АУ наводилась в нужном секторе без грубых ошибок. Слав Богу наводилась в нужную сторону, но вот с попаданиями что в буксируемый щит или парашютную мишень ... всегда были большие проблемы. Собственно, все понимали офицеры, что есть у нас на борту исправный арткомплекс или его вообще нет - разницы никакой, никто серьезно на него и не расчитывал. Хотя был один случай, когда "лучший бомбордир Средиземного моря", выпускник Калининградского училища, "страшный лейтенант", арткомбат противолодочного крейсера "Москва" Паша Лапунька поднятый в последнюю минуту перед плановой стрельбой своей батареи с койки после "вчерашнего" умудрился нажать педаль цепи стрельбы в такой момент, что очередь прошла через парашютную мишень М-6 и разнесла ее в куски пенопласта. На удачу Паше были прощены его пригрешения перед службой и адмиралом, поощрен ненаказанием, а случившемуся на борту крейсера представителю ЦВММ (ходил за бонами человек и ... историческими реликвиями в Средиземку) были вручены для музея мятые в тряпку на койке погоны Паши и пару гильз от выстрелов 57мм собранных на автоматной площадке. Ей Богу не вру! Потом поехал в отпуск в Ленинград, зашел, само-собой в ЦВММ и на втором этаже в "Современном флоте" сам видел стенд с описанием подвига Паши Лапунько, его погоны с "тропиков" и гильзы!

Отредактированно Warman (29.08.2011 23:15:28)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#19 29.08.2011 23:18:28

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #418868
можно найти при желании.

Нашел, но ... требуют деньги... На шару не дают.


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#20 29.08.2011 23:25:45

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: МПК проекта 204

Warman написал:

Оригинальное сообщение #418930
Нашел, но ... требуют деньги... На шару не дают.

непонял...*ROFL*
ты что в сети искал нужную книгу ?
завтра полистаю,отсканю нужные страницы.


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#21 29.08.2011 23:30:52

Вованыч_1977
Гость




Re: МПК проекта 204

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #418890
Поти с ЗИФ 31 Б ,таких пару фото тож найдем!

http://s42.radikal.ru/i097/1108/2b/75200b2fd20bt.jpg

http://s009.radikal.ru/i308/1108/d3/904dce6fb9e2t.jpg

http://s40.radikal.ru/i090/1108/76/9dcbb20cafcft.jpg

http://s45.radikal.ru/i107/1108/a3/86b10829909ct.jpg

#22 29.08.2011 23:37:55

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: МПК проекта 204

Вованыч_1977
Отличные фото!
Первые два,Севастополь б.Троицкая.фото вроде Доктора.
Нижнее два, Балтика.


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#23 29.08.2011 23:42:00

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: МПК проекта 204

http://i048.radikal.ru/1108/00/2be0aa2b6636t.jpg
201-й


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#24 29.08.2011 23:45:10

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Первые два фото в Севастополе, причал Троицкой, напротив Сухарной балки, а другие два фото - не могу опознать порт, набережная не знакомая.


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#25 29.08.2011 23:46:51

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: МПК проекта 204

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #418938
201-й

Не в тему, но можно и такую открыть - "Противолодочные катера проектов 201, 201Э, 201М и 201Т".


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

Страниц: 1 2 3 … 30


Board footer