Сейчас на борту: 
boxer,
petry,
Strannik4465,
Алекс
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 21.03.2012 13:18:15

Prinz Eugen
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 23621




Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Перенос из "Вопросов о разном".


Ubi Sabaudia ibi victoria

#2 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Пытаюсь восстановить ход сражения у Касабланки 8 ноября 1942 года. Интересуют хронология и характер атак французских лодок "Медуза" и "Антиопа" кораблей Гиффена (4 атаки) и "Амазон" - "Бруклина", п так же хронология действий авиагруппы "Рейнджера". Заранее благодарю за помошь.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#3 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

По рэнджеру случайные упоминания которые надо брать из разных мест, специально посвященных ему книг у меня нет. Ежели их нет ни у кого попробую собрать мысли и написать что либо путное в выходные. Это наверняка не покроет все вылеты, коих 496 за 4 дня.
ПЛ согласно Huan/Les sous-marins francais 1918-45:
09.54 Антилопа 6 торпед в Тускалузу
10.00+("чуть позднее") Медуза 4 торпеды в Массачусец
10.10 Амазонка 4 торпеды в Бруклин
Хуан приводит диспозицию лодок
"A 05.20, L'amiral Michelier ordonna au capitaine de frègate Chevillotte, commandant les sous-marins du Matoc de placer quatre sous-marins en surveilliance devant Casablanca, a 06.53 d'envoyer deux autres devant fedhala at à 07.02 deux autres encore devant Safi.
Appareillèrent:
- à 05.33 L'Orphèe (CC Le Gall) pour le secteur 1 (El Hank du 85 au 125)
- à 05.50 La Meduse (LV Roy) pour le secteur 2 (El Hank du 125 au 165)
- à 06.13 L'Amazone (LV Verdaveine) pour le secteur 4 (El Hank du 200 au 210 des Roches Noires)
- à 06.30 L'Antilope (LV Millè) pour le secteur 3 (El Hank du 165 au 200)
- à 07.04 La Sibylle (CC Kraut) pour Fedhala."
примерно так: в 05.20 адмирал Мишелье приказал командующему лодками капитан-фрегату Чевилту отправить в дозор у Касабланки 4 лодки, в 06.53 другие 2 к Федале и в 07.02 еще 2 к Сафи. Если правильно понял ниже дано время выхода и место (сектор в градусах относительно Эль Ханка).

Отредактированно Serg (29.02.2012 19:10:15)

#4 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #487776
ПЛ согласно Huan/Les sous-marins francais 1918-45:

За лодки спасибо. По Морисону Медуза и Антилопа с 10.05 до 10.21 трижды атаковали корабли Гиффена (в 10.21 чья-то торпеда прошла в 100м по левому борту "Массачусетса"), а в 11.39 чьи-то три торпеды прошли впереди "Уичиты".  "Амазонка", по свидетельству ее командира, приведенному у Морисона, стреляла шестью торпедами, но одна не вышла из аппарата. А как амеры отреагировали на эти атаки? "Массачусетс", пишут, предпринял в 10.05 резкий маневр уклонения. И все? Эсминцы не контратаковали?
По авиагруппе "Рейнджера" меня интересуют только вылеты 8 ноября и их результативность. С других авианосцев самолеты в атаках на батареи, аэродромы  и корабли вроде как не принимали участия. И еще. Чтто-то может есть об активности французской авиации над полем боя? Генерал Паттон упоминает налет на транспорты французских бомбардировщиков в 09.20 http://lib.rus.ec/b/183824/read , коих в районе высадки, на безе Казес, было всего то 13.

Отредактированно CAM (03.03.2012 18:10:24)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#5 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

По французам почти ничего. Вообще непонятно что они делали на момент высадки.  Heckstall-Smith/fleet that faced both ways говорит что высадка в Марокко была неожиданной поскольку из-за отсутствия топлива разведвылеты не велись. По Дюма американскую армаду обнаружил в 07.00 (или +1ч по Морисону) глен-мартин из порт Леотея. Любопытно что на ЖБ 6 октября 42г был введен в эксплуатацию радар обнаружения. По испытаниям ВЦ обнаруживались на дистанции 55-70км, засечение МЦ из-за условий порта было затруднено, аналогичный радар Ришелье обнаруживал на 10-20км в зависимости от их размера. Но о его работе в день высадки ничего не сказано, как и о других радарах если они были.
Пока по другим АВЭ. Сангамон (по Tomblin/utmost spirit) с нормальной скоростью 15узл и полным ходом 16 (бумажные  18.5 достигались при попутном ветре и волне) имел затруднения с подъемом самолетов из-за слабого ветра. Первый запуск задержался до 06.10, третий самолет ухнул в воду после чего все последующие запуски производились катапультой. 12.30 запуск 8 SBD по ложному сообщению о 2 крейсерах между Касабланкой и Mehedia (Мухамедия?). Бомберы цель не нашли, вдобавок один из-за проблем с движком упал в воду. Санти имел аналогичные проблемы и потерял за день безвозвратно минимум 12 самолетов в различных инцидентах без участия противника (если не считать оным огонь который вели несмотря на опозновательные процедуры и IFF собственные войска, но он был очень неточным). 2TBF+1SBD упали в воду 1 F4F пропал, 3 F4F с пустыми баками сели на аэродром и захвачены французами, 1 F4F разбился при посадке на берег, 1 F4F при посадке на АВЭ,  6 получили повреждения когда SBD перемахнувший барьер сел в кучу припаркованных самолетов, 3 из них списали. Вкладом в морской бой можно отчасти считать лишь вылет 2 самолетов на поиск французских крейсеров, которые найдены не были, зато в 11.45 они нашли лодку которая дала правильный опозновательный после чего произвела аварийное погружение. На всякий случай была сброшена 1 глубинная бомба, но по рапорту "точность бомбометания оставляла желать лучшего и весьма вероятно лодка, двигавшаяся на юг, повреждений не получила". Кстати американская ПЛ тоже была в зоне боя. Лодка Геринг (1525т Гато) которая в отличии от трех своих сестер (Шед, Блэкфиш и Барб), служивших маяками, заняла позицию у Касабланки. Задачей ее командира лейтенант-командера Джонсона было "уничтожение всего исходящего из Касабланки". Он наблюдал за перепетиями боя до 09.30 когда заметил выходивший из гавани пароход. Ввиду штиля и хорошего прохождения звука он решил атаковать из подводного положения. В 10.03 Джонсон сделал последнее наблюдения через перископ и выстрелил 2 торпеды. Когда он поднял его вновь то увидел попадание торпеды перед фок-мачтой судна. Вторая видимо прошла под ним. Приказав выстрелить еще 3 он смог при этом прочесть название парохода - Ville du Havre. Поскольку 3 торпеды не было слышно он развернулся и выстрелил 4 из задней трубы в 11.01. Торпеда попала в корму парохода и он "сел в воду почти по линию палубы с 30гр креном на правый борт". Это был единственный пароход противника потопленный американскими лодками во время операции.

#6 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

упоминания о активных действиях АВЭ Сангамон
вылет ? 2 F4F на разведку аэродрома, обстрел батарей ПВО и самолетов на земле.
вылет 12.45 4 F4F, в 10 милях от Порт Леотея нашли вспомогательную полосу и произвели штурмовку заявив 7 самолетов на земле и бак с бензином. Посадка 15.15
вылет 14.45 6 F4F на поддержку войск, связь с наземным постом наведения не установлена.   

Суони и Ренджер имели задачу атаковать базы ВВС Бо Гедра (Bou Gedra, Сафи) Казе и Медина (Cazes и  Mediouna Касабланка), Порт-Леотей и достичь господства в воздухе, а также батареи и корабли противника. Эскадрильи Ренджера VF-9 VF-41 и VS-41 в отличии от АВЭ состояли из опытных пилотов летавших вместе месяцами, а то и годами. Цели с которыми предстояло иметь дело они изучали по дороге.
На этом пока все, истребительные вылеты более подробны у Морисона.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #487788
За лодки спасибо. По Морисону Медуза и Антилопа с 10.05 до 10.21 трижды атаковали корабли Гиффена (в 10.21 чья-то торпеда прошла в 100м по левому борту "Массачусетса"), а в 11.39 чьи-то три торпеды прошли впереди "Уичиты".  "Амазонка", по свидетельству ее командира, приведенному у Морисона, стреляла шестью торпедами, но одна не вышла из аппарата. А как амеры отреагировали на эти атаки? "Массачусетс", пишут, предпринял в 10.05 резкий маневр уклонения. И все? Эсминцы не контратаковали?

Бруклин в 10.07-09 делал 80гр поворот и торпеды выпущенные с левого борта (следы замечены в 100 ярдах) прошли в 75-200 ярдах от правого. От Уичиты ближайший след от 4-торпедного залпа прошел в 50 ярдах, про уклонение не сказано.
Видимо нет, Медуза пострадала от самолетов. La Meduse déroba et décida de rentrer à casablanca pour refaire le plein de torpilles. Arrivée dans l'avant-port, en surface elle fut surprise par une bombe qui tomba près de l'étrave et l'endommagea.
Le commandant décida d'aller rechardger sa batterie sous El Hank où elle fut à nouveau mitraillée sévèrement (3 blessés).
- Медуза решила скрытно войти в Касабланку чтобы восполнить запас торпед. Всплыв на поверхность во внешней гавани она неожиданно получила близкий разрыв бомбы повредивший корму. [после чего] Командир решил перезарядить батареи под [защитой?] Эль-Ханком где лодка вновь подверглась сильному пулеметному обстрелу (3 раненых).

Отредактированно Serg (04.03.2012 17:48:52)

#7 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Спасибо. Непонятно только, какая лодка стрельнула по "Массачусетсу" ок. 10.21 и по "Уичите"в 11.39 и какая дальнейшая судьба 4 лодок, сражавшихся под Касабланкой. "Медуза", вроде, в конце концов, 10 ноября выбросилась на берег.
По самолетам - описание вылетов "Доунтлессов" "Рейнджера", кроме первого, вообще никакое,как и VF-9 (непонятно даже сколько самолетов штурмовали в 08.18 корабли де Лафона). У Вас есть что-то по этому поводу?
Еще один непонятный момент. "Фуге" в одиночку отделился от остальных кораблей, когда пошел на сближение с соединением Гиффена, или с кем-то в паре? И когда это произошло? По схеме у Морисона это совершенно непонятно, указано лишь время гибели этого эсминца от огня "Массачусетса" и "Тускалузы" - 09.40.

Отредактированно CAM (06.03.2012 11:06:09)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#8 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Вот нашел интересные подробности по сражению у Касабланки, хотя хронология здесь - полный отвал башки.
http://warships1discussionboards.yuku.c … te-French-

Отредактированно CAM (07.03.2012 16:03:07)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#9 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Два раза начинал писать вылеты ренджера с чистого листа но бестолку. Даже по первому налету не все ясно.
В качестве утешения заметки по торчу знающего чела
http://forum.axishistory.com/viewtopic.php?t=97956
там больше по пехотской части но есть французский ордер и немного действий в воздухе.
 
4 лодки - Медуза Антилопа Амазонка Сивила или Вы про другие? 
La Méduse mit alors le cap sur Safi à 18.20 pour y débarquer ses blessés et tenter de réparer. Le 9 november, elle fut à nouveau bombardée et encore avariée. Après s'être posée sur le fond, elle fit surface à 18.30 au sud du Cap Cantin. Ayant mis à terre avec le youyou du bord, l'officier en second avec pour mission d'avertir le port de Safi de l'intention de rentrer de nuit, la Méduse fit route en longeant la terre. Une vedette l'obligea à plonger. Le commandant décida alors de se rendre à Mazagan mais gîtant de 20 sur tribord, deux ballasts crevés, la Méduse ne put parvenir avant l'aube. A 06.40, le commandant échoua son bâtiment pour permettre l'évacuation des blessés avant d'ouvrir toutes les prises d'eau.
Для проведения ремонта и высадки раненых Медуза направилась к Сафи в 18.20. 9 ноября она вновь подверглась бомбежке получив дополнительные повреждения и легла на дно. В 18.30 всплыла около мыса Кантин. Старпома на шлюпке перевезли на берег чтобы он смог предупредить порт Сафи о заходе ночью, куда Медуза направилась вдоль берега. Встреченый патрульный корабль вынудил произвести погружение. Тогда командир решил идти в Мазаган  но при 20гр крене на правый борт и  пробитии 2 баластных цистерн лодка не успевала дойти до рассвета.
В 06.40 командир приказал покинуть корабль, эвакуировав раненых перед открытием кингстонов.
Антилопа&Амазонка: Rentrés à Casablanca pour se ravitailler mais sans pouvoir embarquer de torpilles, les sous-marins reçurent l'ordre de rallier Toulon si le passaje à Gibraltar était possible, sinon de se saborder ou de rallier in port neutre (Cadix) puis de rallier Port-Etienne où ils airrivérent le 15 pour repartir vers Dakar.
Вернувшись в Касабланку лодки заправились но не смогли загрузить торпеды. Полученный приказ требовал перехода в Тулон если был возможен проход через Гибралтар, если нет то лодки следовало затопить или отвести в нейтральный порт (Кадис) где они и появились 15-го чтобы оттуда вновь вернутся в Дакар (5 из 11 лодок перевели перед Торчем в Касабланку из Дакара - Serg).
La Sibylle, qui avait requ L'ordre de se rendre au large de Fédhala, disparut corps et biens, probablement sur une mine du barrage de flanc posé par les Américains dés L'aube.
Сивила имевшая приказ занять позицию у побережья Федалы бесследно исчезла со всей командой. Скорей всего она наткнулась на мину фланкирующего заграждения выставленного американцами на рассвете.

По Фуге добавить нечего.

#10 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #491486
4 лодки - Медуза Антилопа Амазонка Сивила или Вы про другие?

И про эту тоже.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #487776
à 05.33 L'Orphèe (CC Le Gall) pour le secteur 1 (El Hank du 85 au 125)

Кстати, а в Дакар то когда они пришли?
По этому,

CAM написал:

Оригинальное сообщение #489608
Непонятно только, какая лодка стрельнула по "Массачусетсу" ок. 10.21 и по "Уичите"в 11.39

как я понял, информации нет.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#11 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

L'Orphée détecta plusieurs unités dans la journée du 8 et du 9 sans avoir l'occasion de lancer. Le 9 au soir sur ordre de Comar Maroc, il rentra à Casablanca. Amarré le 10 à 01.30 il fut avisé de compléter son ravitaillement et de se tenir prêt à appareiller pour Dakar. Sans attendre, il partit à 03.00. Les opérations ayant cesse, il lui fut ordonné de rallier Casablanca. A 12.00, il fit route sur le port où il s'amarra à minuit.
Орфей в течении дня 8, и затем 9 несколько раз встречал корабли но не сумел занять выгодную позицию для атаки. Вечером 9 получил приказ командира ПЛ Марокко вернутся в Касабланку. По причаливанию в  01.30 10 получено распоряжение заправится и приготовится идти в Дакар. Не теряя времени лодка вышла в 03.00. После приостановки боевых действий было приказано возвращатся в Касабланку, в 12.00 лодка легла на курс в порт и причалила в полночь.

Когда пришли Амазонка с Антилопой Хуан не пишет. А кто атаковал у Морисона непонятно, возможно что и никто.

Нашел хорошо описанный вылет Ренджера, правда 9го.
"4 офицера 3-й пехотной дивизии капитан Форд.Э.Алькон, капитан Бретон А.Девол, 1й лейтенант Джон.Р.Шелл и 2-й лейтенант Уильям Х.Батлер прибыли на борт корабля ВМС Рэнджер на Бермудах. На его полетной палубе они нашли 3 старых потрепанных погодой Л-4. Почти все время похода четверка пилотов посвятила замене/обработке ткани [обшивки] и настройке двигателей этих машин. Задачей Алькона и его пилотов было обеспечение воздушного наблюдения после высадки батальонов полевой артиллерии в начальной фазе операции. Высадка началась 8 ноября при противодействии лояльных Виши колониальных частей. На следующий день около 14.00 в окрестностях Касабланки Рэнджер повернувший на ветер выпустил 3 Л-4 украшенные знаками сил вторжения, навстречу 35узл бризу. Алькон Батлер и Шелл вылетели в качестве пилотов, Девил как наблюдатель Батлера. Спустя минуту, когда они пролетали крейсер Бруклин, его артофицер лихорадочно просматривал руководство по силуэтам самолетов союзников, и не смог найти ничего похожего (невключение силуэтов Л-4 было одной из недоработок штаба Паттона при подготовке операции). Флот к этому времени уже пострадал в результате нескольких атак, и у артофицера не было выбора. Бруклин открыл огонь. 5" снаряд взорвался точно позади самолета Шела. Самолеты осыпаемые 20мм пулями рассыпались и спикировали к поверхности океана бессистемно уворачиваясь на высоте 20 футов поскольку теперь уже все корабли флота открыли по ним огонь. Пулеметный огонь в быстром порядке лишил Алькона лобового стекла и дверцы. Несколько пуль прошли между ним и тем местом где было ветровое стекло. Его движок "едва теплился" когда он пересек береговую черту, но это было не все. Войска на берегу никогда не имевшие дело с Л-4 открыли огонь. Стрелок-танкист всадил пять пуль из пулемета в одну из ног Алькона. Он потерял контроль и рухнул на землю. К счастью ему удалось отползти до того как горевшие обломки взорвались. Батлер и Дэвол преуспели в аварийной посадке за линией фронта. Захваченые в плен, они вернулись в часть после капитуляции французов. Шелл приземлился в пункте назначения, на треке [стадиона] Федалы. Но когда он попытался взлететь для корректировки артиллерийского огня, его встретил такой плотный дружеский огонь из стрелкового оружия что он был вынужден немедленно приземлится. Таким образом первая американская попытка использовать посты авианаблюдения в бою завершилась кровавой баней, искупленной лишь героизмом людей приложивших отчаянные усилия для достижения цели."
отрывок из "eyes of artillery"

Отредактированно Serg (08.03.2012 18:14:56)

#12 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

А как Вам информация о морском бое? Попытаюсь состыковать ее с Морисоном, Гарросом, Офаном и другими писавшими об этом товарищами.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#13 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Мне тоже не нравится что там круглые даты, значит как события соотносятся со временем неизвестно. Толи они в интервалах толи привязаны к указанным датам. Скорее всего первое, но тогда они большого смысла не имеют. Почти то же с чем столкнулся при описании вылетов Ренджера. Ладно, вот третья попытка, больше к этому вопросу не вернусь. Это кусок статьи из французского журнала 1975г из которого выкинуты излишние детали воздушных боев, доработанный машинный перевод за полную точность которого не ручаюсь. Да и с транскрипцией имен/названий не заморачивался.

#14 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

USS Ranger
VF-9 + VF-41 54 F4F-4 Wildcat
VS-41 18 SBD-3 Dauntless 1 TBF Avenger
USS Sangamon
VGF-26 12 F4F-4 Wildcat
VGS-26 9 SBD-3 Dauntless 9 TBF-1 Avenger
USS Santee
VGF-29 14 F4F-4 Wildcat
VGS-29 9 SBD-3 Dauntless 8 TBF-1 Avenger
USS Swanee
VGF-27 11 F4F-4 Wildcat
VGF-28 12 F4F-4 Wildcat
VGS-27 9 TBF-1 Avenger
VGS-30 6 F4F-4 Wildcat
[172 боевых самолета (109 истребителей 63 бомбера&торпедо-бомбера) Объяснимо почему не посчитаны L-4 но то что в счет не включены ~15-20 ГСМ которые активно использовались, участвовали в боях и несли потери непонятно Serg]

В Марокко находились следующие части ВВС армии и флота:
Маракеш
GB (бомбардировочная) I/23 13 LeO 451
GR (разведывательная) I/52 13 Potez 63.11
Мекнес
GB (бомбардировочная) II/23 13 LeO 451, майор Венот (Venot)
Казес
GB (бомбардировочная) I/32 13 Douglas DB-7
GT (военно-транспортная) II/15 17 Potez 540, 3 Potez 650, майор Рокад (Rochard)
Агадир
GB (бомбардировочная) II/32 13 Douglas DB-7
Эскадрилья 2B 1 Martin 167F
Эскадрилья 3B 1 Martin 167F неполные бомбардировочные, флотилия 3F авиации ВМФ
Ксасабланка
GC (истрабительная) II/5 20 Curtiss Hawk 75A, майор Трикад (Tricaud), 16 Dewoitine 520 [по одному источнику не применялись т.к. к ним не было 20мм боекомплекта Serg]
Рабат-Сале
GC (истребительная) I/5 26 Curtiss Hawk 75A, майор Murtin
GR (разведывательная) I/22 13 Le0 451
GT (военно-транспортная) I/15 18 Potez 29, 4 Farman 222.2, 1 Farman 223.3, 1 Farman 224
GT (военно-транспортная) III/15 1 Amiot 143 и 1 LeQ 451.
Порт Леотей
Эскадрильи 1AC и 2AC (С-истребительная) 27 Dewoitine 520 часть флотилии 1F К.К. Фолит (Folliot)
Эскадрильи 2B и 3B (B-бомбардировочная) 11 Martin 167F неполные, флотилия 3F К.К. Матон (Mathon)
[всего 180 боевых (89 истребителей 78 бомберов 13 разведчиков) и 46 транспортных самолетов]

Получив доклад о высадке командующий морской авиацией на рассвете поднял на патрулирование Порт Леотея D-520 флотилии 1F. В 06.00 Мартин 167F эскадрильи 2B произвел взлет для рекогносцировки вдоль берега на юг и выяснения обстановки в Медья (Mehdia). Через час D-520 получили приказ на обстрел десантных кораблей выгружавшихся на берегу, при этом 5 из них были задеты огнем ЗА. Другая группа  D-520 безрезультатно атаковала ГСМ корректировавшие огонь американских кораблей, причем по сообщениям все преследователи встретились с сопротивлением ГСМ.     
Кертис-хоки GC II/5 Казеса также были подняты в воздух, и как и D-520, встретили ГСМ-корректировщики. Срж. Лави (Lavie) около Кин Себы (Kin Sebaa) атаковал и серьезно повредил Воут OS2U-3 Кингфишер ведший корректировку огня ЛК Масачусец, вынудив его приземлится в океан, однако его пилот Лт. "Томми" Догерти добрался до берега, где он и его стрелок-наблюдатель Лт. Клайд Этеридж который был ранен в ходе боя, были помещены в госпиталь.     
Когда первые французские самолеты начали взлет американские истребители уже покинули палубу «Рейнджер» чтобы занять выгодное положение на случай ответных ударов. В 06.10 хотя еще была ночь 9 F4F VF-9, под командованием Лт-коммандера Джона Раби вылетели на атаку аэродрома Рабата, а еще 8 под командованием Лт. Уинтера направились к Рабат-Сале с аналогичной миссией. За ними последовали 18 SBD VS-41 поднятые в 06.45, и 18 F4F из VF-41 в двух группах по 9 машин в каждой. Бомберы нацелились на Касабланку, тогда как истребители направились к Казесу.
Встреченые огнем ЗА над Рабат-Сале, обе группы F4F из VF-9 произвели атаку, та которой командовал Уинтерс учинила жуткую резню Рабат-Сале, уничтожив 4 "тяжелых бомбардировщика" и 10 средних, 3 из которых записал энсин Уилхот.  Согласно GR 1/22 она подверглась атаке 10 марлетов королевского флота, 9 LEO 451, 4 из 1-й и 5 из 2-й эскадрильи были уничтожены, тогда как GT 1/15 потеряла фарманы F.222.2 №11 и №16, F.223.3 №5 и F.224 №2. К слову, фарманы F.222.1 №7 и F.222.2 №33 были в это время в Шатору а F.222.2 №21 в Тулузе что позволило им избежать гибели. Из того же донесения следует что по всей видимости 16 Potez 29 из той же части были также уничтожены.
9 других уайлдкетов не найдя целей в Рабате завернули на Порт Леотей, несколько дальше к северу и там пилоты Раби заметили "четверку" бомберов которые приняли за LeO 451 приготовившиеся к вылету, расстреляв их за один заход. На деле это были 8 мартинов 167F флотилии 3F, и по французскому донесению они уже отрывались от земли когда были атакованы, причем 3 машины сбиты сразу, четвертая пилотируемая капитан-корветом Матоном (Mathon), командиром флотилии, повреждена и разбилась в Сиди-Яхья (Sidi-Yahia) где он пытался сесть. КК Мартин погиб. Несколько других бомберов были повреждены но благополучно сели в Сиди-Яхья. 9 D-520 из 1F выкатились на полосу и 3 из них были изрешечены пулями. Согласно французам Порт Леотей был атакован 25-30 истребителями и бомбардировщиками что позволяет предположить помимо VF-9 участие в налете машин с других АВ помимо.
Тем временем, в 07.00 SBD появились над Касабланкой, также встреченные ЗА. Послав условный радиосигнал на АВ "Огонь с земли" (Batter up) они получили ответ "начать игру" (Play-ball), разрешавший атаку. Выбрав в качестве цели стоянку ПЛ во внутренней гавани и другие постройки они пикировали 3.000 м. сквозь интенсивный зенитный огонь который вели ЖБ и батареи гавани.
Почти в это же время на место прибыли машины VF-41 на высоте 4.500 м и начали штурмовать Казес - батареи ПВО и самолеты на земле, пикируя сквозь огонь, когда вмешались французские истребители, по всей видимости 10 D-520 и 6 хоков. Подробности последующей битвы весьма запутаны, возможно что D-520 которые вылетели из Порт Леотея в 07.00 для обстрела мест высадки случайно наткнулись на атаковавшие уайлдкеты VF-9, или цель их миссии была изменена и они появились как подкрепление БВП Касабланки. На земле 5 хоков начали поспешный взлет несмотря на то что уайлдкеты сверху поливали из пулеметов DB-7 из GB I/32; хоки взлетали один за другим, так что когда первый перехватывал атакующих последний все еще продолжал разбег. Первым был майор Трикад (Tricaud), за ним последовали капитан Хуве (Huvet) и Лт. Монгольфьер (Montgolfier). Трикад и Хуве сбили уайлдкет на двоих, но затем самолет первого загорелся и взорвался в штопоре. Затем настала очередь Хуве и Монгольфьера; последняя пара хоков пилотируемая Лт-ми Лако (Lachaux) и Хеме (Hème) присоединилась к схватке, в то время как за ними 6 других хоков 3 эскадрильи приготовились к взлету. Они видели как Лако сбил уайлдкет, затем возможно второй, но был подбит сам. Он попытался немедленно покинуть машину но американец не прекращал огня и он был смертельно ранен когда покидал кабину. Хеме был также сбит а сам он погиб в прыжке с парашютом когда ударился головой о хвост своего самолета.
По первоначальным оценкам французов в атаке участвовало 16-20 уайлдкетов спустя 8 минут после ее начала, когда хоки обоих эскадрилий прибыли в качестве подкрепления. По всей видимости число уайлдкетов защищаюимися преувеличено: возможно SBD были приняты за истребители или на второй заход вернулись самолеты VF-41. Лт.Фэбре (Fabre) был ранен, а самолет капитана Рене (Rayne) поврежден, но оба пилота сумели вернутся на базу. Машина Лт. Боха (Bouhy) была продырявлена пулями, и, после возвращения, он сел в один из спешно подготовленных механиками D-520. Вдавив газ и попытавшись взлететь он задел концом левого крыла постройки в конце полосы, разбился и погиб.
Два других хока сели в плачевном состоянии, один пилотируемый Лт.Веласке (Villacèque) который заявил сбитым уайлдкет в дюжине км от Касабланки, другой Лт.Кекне (Quequignier).
Лт. Руко (Ruchoux) сбил уайлдкет в тот момент когда был сбит сам и оказался на земле одновременно со своей жертвой; с помощью американца он прихрамывая вернулся на поле... Среди других вернувшихся хоков были: Лт. Легранд (Legrand) и Лт.Стум (Stum) каждый из которых заявил уайлдкет около Касабланки, последний "разделил" еще один с Лт.Абриа (Аbrioux) над Диабе (Diab); Делени Delannoy завалил истребитель над Эль Ханком. Но в результате этой схватки 6 лучших пилотов группы были убиты, а 5 других более или менее серьезно ранены, по сравнению с кампанией мая-июня 1940 когда общие потери ограничились 2 убитыми пилотами. 
По донесению флотилии 1F в ходе утренних боев 2 D-520 разбились (по времени в ходе имевшей место атаки ГСМ-корректировщиков но это представляется маловероятным) а третий пилотируемый К.К. Фолитом (Folliot), командиром флотилии 1F, сбит в бою с уайлдкетами 2 из которых тоже были сбиты. Остальные D-520 участвовавшие в боях сели в Сиди-Яхья (Sidi-Yahia). Вернемся вновь к Казесу где DB-7 из GB I/32 были выставлены на полосу, загружены бомбами и готовы к вылету. Один из них выполнил разведвылет незадолго до атаки, по просьбе командующего морскими силами адмирала Мишелье, и вернулся уже после атаки; но другие получили приказ задержать вылет. Вот почему их застигли в расплох когда они едва начали разбег. Две машины взорвались повредив третью, другие 3 были повреждены настолько что выбыли из строя; число жертв было велико.
Офицер GC II/5 позднее сказал что из 18 истребителей сумевших поднятся в воздух 6 было сбито, 4 вернулись назад на Казис и 8 нет. В счет VF-41 видимо можно зачесть 3 D-520 и 5 хоков сбитых в воздухе и 14 машин расстрелянных на поле. Известно что GC II/5 потеряла в битве 6 хоков сбитыми и 5 поврежденными, а также D-520 в аврии, тогда как потери 1F составили 3 D-520.
[далее идет кусок с разбором участия в битве отдельных американцев очевидно по Wildcats over Casablanca, я его изъял]
Появление французских самолетов которые обстреливали из пулеметов зоны высадки около Федалы вынудили адмирала Келли запросить прикрытие их с воздуха; тогда же в 07.07 8 F4F из VF-41 и 8 из VF-9 под командованием Лт Уордела из VF-41, выетели с Ренджера на защиту. В 08.25 было замечено соединение противника из крейсера, 4 ЭМ и более мелких кораблей выходящее из гавани Касабланки и направившееся к Федале. Оно было незамедлтительно атаковано истребителями которые стреляли из пулеметов по колонне; вначале ЭМ затем другие корабли открыли огонь сильный зенитный огонь. Несмотря на это истребители провели три атаки и подожгли 2 корабля; уайлдкет Лт. Уордела был подбит но дотянул до берега сев на пшеничное поле. Корабли развернулись на обратный курс но вновь подверглись атакам SBD [9шт под командованием Картера - Serg] один из которых был сбит и упал в воду; его экипаж спасен американским кораблем.
[для гибкости управления и удобства организации взлетов/посадок на Ренджере провели неформальную реорганизацию: из VF-41 и VF-9 выделили по 9 машин и объединили в так называемую VF-49 получив 3 эскадрильи по 18 машин. Первыми в 06.10 начала взлет VF-9, затем впритык VF-41. VF-49 начала подготовку к взлету в 07.00 с задачей обеспечить БВП над Федалой. Вплотную перед ней с ударной миссией вылетели SBD в полном составе. В 08.25, после 45мин патрулирования над местами высадки радио передало сообщение о выходе из гавани французов. Уорделл приказал их атаковать. Кораблей оказалось 3 или 4, после израсходования боезапаса по ним (каждый F4F имел 1440 пуль в соотношении 5ББ/3разрывных/2трассира) вылет вернулся на Ренджер под руководством Онстотта, лидера второй половины машин Serg]
3 других уайлдкета VF-9 вылетели в 08.45 на патрулирование в районе Федалы и Порт Леотея, около последнего они встретили 2-моторник на высоте 1.200 м к северу. Уайлдкеты настигли его и открыли огонь с 1.500 м. Лт Раби попал в левый двигател ь который загорелся; Энсин Франгер (Franger) в свою очередь поджег правый мотор, аппарат упал в море и взорвался; опознанный как LEO 45 это возможно был Potez 63.II из GR I/52; самолет этого типа №693 пилотируемый капитаном Гриме (Grimai) был послан на разведку в район Сафи, но предположительно сбит американской ЗА. Однако обстоятельства гибели этого потеза не согласуются с донесением VF-9, с другой стороны LеO 451 был сбит в другом районе. Есть третье объяснение, более драматичное, но о нем ниже.
7 уайлдкетов VF-9 поднялись в 09.45 и вылетели в Порт Леотей где 6 D-520 из 1F были застигнуты на полосе в процессе повторной заправки; все они были сожжены после серии быстрых пролетов на очень низкой высоте - американцы заявили уничтожение 7 машин. Огонь ЗА всех калибров был особенно плотным и F4F энсина T.M.Уилхота (Wilhoite) был задет и  рухнул, другой пилот был легко ранен но смог вернутся. Другие истребители VF-41 обстреляли Сиди-Яхья (Sidi-Yahia) где уничтожили другие 3 D-520 и 3 мартина 167F....
В течении дня снова и снова бомберы Ренджера усиливались TBF Суони; вот как TBF и 3 SBD были атакованы 8 истребителями над батареей Эль Ханка, пилот TBF управляя своей машиной как истребителем, сумел поразить одного из противников чем расстроил их атаку. Видя французские бомбардировщики напрявляющиеся к американскому флоту, тот же пилот вышел в атаку и вынудил их ретироваться. В 10.00 крейсер Примоге был на выходе из Касабланки; он был немедленно атакован группой SBD под командованием Лт Эмбри (Embree); бомбардировщики настигли цель 3 бомбами, но крейсер продолжил бой; вторая атака была встречена истребителями Виши но SBD все же провели пикирование достигнув попадания в середину крейсера. Два были сбиты, по всей видимости это были самолеты с Сангамона.
Похоже что некоторые французские пилоты приняли участие в нескольких разных боях так как некоторые из заявленных ими  побед над "уайлдкетами", 8 - хоками и 2 - D-520, относятся к неправильно идентифицированным SBD или TBF. Поскольку все французские донесения об этой неожиданной атаке крайне противоречивы а архивы нескольких частей, особенно это относится к морской авиации, утеряны, отдельные подробности являются результатом умозаключений.
В 10.00 мартин 167F и боеспособные D-520 авиации флота перелетели на Мекнес (Meknès). В 09.55 DB-7 из GB II/32 частично разместившейся на Агадире обстрелял зоны высадки Сафи и вернулся неповрежденным. В 13.30 2 других машины этой части вылетели на разведку. На это время также другие бомберы были на заданиях:10 Le0 451 из GB II/23 и 2 DB-7 из GB I/32 в сопровождении 11 хоков GC I/5 атаковали десантные корабли в устье Wadi Néfifik, все машины благополучно вернулись на свои базы.
В начале полудня 8 F4F из VF-41 бывшие в патруле над TF34 получили приказ перехватить истребители которые атаковали транспортное соединение у Федалы; появившись на месте американцы никого не обнаружили и пролетели до Казе где застукали ряд DB-7 из GB I/32 в процессе заправки. Лт Хаммонд преуспел в атаке взорвав бомбер. На выходе он заметил
5 разбитых бомберов и 2 горевших; также он видел 3 поврежденных хока; однако часть из этих машин пострадала в предыдущей атаке. По отчету GB I/32 во время этого рейда, второго по счету, 3 DB-7 взорвались оставив только 3 боеспособных бомбера в группе.
VF-9 выполнили еще 2 миссии, затем в 15.15 были подняты новые уайлдкеты, 4 из них под командой Лт-командера Раби (Raby) атаковали мелкие корабли перед Касабланкой, 5 других под началом Лт.Уинтерса (Winters) штурмовали батарею Эль Ханка, каждый F4F нес 2 100ф бомбы. Группа Раби сбросила все бомбы в пикировании с 4.200 м со стороны солнца на 4ЭМ, попав в 1.
Тогда как машины VF-9 и VF-41 беспрерывно решали боевые задачи, F4F Суони и Сангамона в основном вели патрулирование над кораблями соединений. На юге неопытная авиагруппа Санти прикрывала высадку у Сафи. На рассвете 7 F4F из VGF-29 вылетели на патруль над транспортами и десантными кораблями; в ходе миссии один пилот сообщил об утечке масла после не выходил на связь. Возможно он был сбит французами. 5 из 6 оставшихся не смогли найти АВЭ; один сел на воду и проплавал почти 60 часов пока его не подобрал ЭМ; 4 других сели у Мазагана и попали в плен. Позднее уайлдкеты того же АВЭ с закончивающимся топливом пыталась сесть в Сафи, первый из них обнаружил что земля слишком мягкая и неровная для аппаратов этого типа, однако это не остановило последующие посадки, истребители садились один за другим в одно и тоже место, и вскоре на нем можно было сосчитать останки 9 разбитых уайлдкетов! Решив что будет к лучшему запретить дальнейший показ мастерства пилотами Санти, командующий зоной адмирал Дэвидсон перепоручил миссии по тактической поддержке войск ГСМ-корректировщикам Нью-Йорка и Филадельфии. Один из их бипланов позже разбомбил лодку Медуза которая села на мель у мыса Бланко. Вершиной неудач дня стал самолет Санти с бомбовым боекомплектом без какого либо приказа севший в Маракеше, что вновь укрепило французскую решимость сопротивлятся на следующий день.
После понесенных тяжелых потерь, особенно на земле, ВВС попытались перегруппироваться. После полудня для компенсации потерь GB I/32 включила 2 DB-7 из Габе (Gabès) и перебазировалась на Медуину (Médiouna) где обнаружила хоки и уцелевшие D-520 GC II/5. GR I/22 дополнилась почти до штатного состава 4 Le0 451 из Феза (Fez) и 4 мартинами 167F из Рабата, эти машины присоединились к части на Вади-Земе (Wadi Zem), ее новом месте базирования. Последний вылет дня был предпринят в 18.30 DB-7 из GB II/32 которые пролетели над районом Агадир-Могадор. GC II/5 частично перелетела на Мекнес (Meknès), где уже базировалась 1F.
Французские истребители произвели как минимум 5 атак зон высадки в течении дня, и в ходе одной из них, сразу после полудня, SBD заметил D-520 и попытался перехватить, однако прибыл на место слишком поздно. В ходе утреннего боя над Казе пилоты уайлдкетов отметили спитфайр в светло-розовом окрасе, наиболее вероятно принадлежавший 544 эскадрилье фото-разведчиков базирующейся на Гибралтаре, который пересек место ожесточонной битвы как ни в чем не бывало! 
...
В течении утра 4 Хадсона 233 береговой эскадрильи вылетали из Гибралтара соотвественно в 06.22, 06.35, 09.45 и 10.41 на противолодочное патрулирование у Касабланки но ни один из них не вернулся на базу; обстоятельства их потери не известны, предположительно плохие погодные условия. Однако не стоит сбрасывать со счетов гипотезу о том что по крайней мере один из них принятый за Le0 451, мог стать жертвой VF-9. Эти 2-моторные самолеты имели некоторую схожесть.

Отредактированно Serg (10.03.2012 16:48:54)

#15 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Спасибо. Я сейчас работаю над корабельной составляющей, привязывая   события к хронологии и событиям Морисона. У Гарроса и Офана интересны только отдельные моменты, у Роско и Смита вообще с этим слабо.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#16 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

А Охара, USN vs axis? Я бы с него начал.

#17 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #493382
А Охара, USN vs axis?

Если бы он у меня был ...
Хотелось бы уточнить некоторые нестыковки.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #493382
Появление французских самолетов которые обстреливали из пулеметов зоны высадки около Федалы вынудили адмирала Келли запросить прикрытие их с воздуха; тогда же в 07.07 8 F4F из VF-41 и 8 из VF-9 под командованием Лт Уордела из VF-41, выетели с Ренджера на защиту. В 08.25 было замечено соединение противника из крейсера, 4 ЭМ и более мелких кораблей выходящее из гавани Касабланки и направившееся к Федале. Оно было незамедлтительно атаковано истребителями которые стреляли из пулеметов по колонне; вначале ЭМ затем другие корабли открыли огонь сильный зенитный огонь. Несмотря на это истребители провели три атаки и подожгли 2 корабля; уайлдкет Лт. Уордела был подбит но дотянул до берега сев на пшеничное поле. Корабли развернулись на обратный курс но вновь подверглись атакам SBD [9шт под командованием Картера - Serg] один из которых был сбит и упал в воду; его экипаж спасен американским кораблем.

К-адм. Келли командовал Северной высадкой и по Морисону вызвал подмогу после атак "двухмоторных бомбардировщиков и истребителей французов из Рабат-Сале" десантных судов на своем участке (у Мехдии), Далее он пишет, что туда прибыли истребители с "Рейнджера" и "Сэнгамона". Штурмовка  истребителями кораблей де Лафона (в 08.18) и нанесенный ими ущерб четко фиксирован в литературе, но нигде не упоминается атака девятки пикировщиков. Последние всего час назад полным составом обработали цели в гавани Касабланки. Имела ли она место в это время?

Serg написал:

Оригинальное сообщение #492809
В 10.00 крейсер Примоге был на выходе из Касабланки; он был немедленно атакован группой SBD под командованием Лт Эмбри (Embree); бомбардировщики настигли цель 3 бомбами, но крейсер продолжил бой; вторая атака была встречена истребителями Виши но SBD все же провели пикирование достигнув попадания в середину крейсера. Два были сбиты, по всей видимости это были самолеты с Сангамона.

У Морисона упоминается атака пикировщиков на крейсер, но ни о каких успехах не говорится, да и крейсер далее вступил в бой с вражескими кораблями. Самолеты с "Сэнгамона"? Они час назад помогали отражать атаку танков на Северном направлении. Врядли сюда успели.
Зато нет подробностей о атаках пикировщиков ок. 11.30, когда бл поражен "Альбатрос" и поврежден близким разрывом бомбы "Брэстуа", и после 13.00, когда пикировщики "Рэйнджера" обрушились на французов, припарковавшихся у Рош-Нуар.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#18 21.03.2012 13:18:16

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #489280
Сангамон (по Tomblin/utmost spirit) с нормальной скоростью 15узл и полным ходом 16 (бумажные  18.5 достигались при попутном ветре и волне) имел затруднения с подъемом самолетов из-за слабого ветра.

Интересно, а в связи с этим были затруднения с запуском у других эскортников? В одном ведь районе находились. если да, то основная нагрузка легла на авиагруппу Рейнджера и участие самолетов с эскортников было очень ограниченным.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#19 21.03.2012 13:18:16

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Да, у всех АВЭ были проблемы, см астовского Морисона стр168. Видимо имела место повышенная аварийность и задержки вылетов.

#20 21.03.2012 13:18:17

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

По Lassaque/Épervier et Milan
L'ordre d'appareiller en tenue de combat pour aller attaquer les forces navales croisant devant Fédala est passé à la 2e Escadre Lègére à 07h30. Une heure plus tard, le Contre-amiral Gervais de Lafond, commandant la 2e E.L. fait transférer sa marque sur le Milan qui sort du port vers 09h. La 2e E.L. fait alors route east-nord-est vers Fédala à 18 noeuds. Peu après, à 09h20, deux destroyers sont observés à 16000 mètres et le Milan ouvre le feu. Deux attaques aériennes successives ont lieu presqu'aussitôt et le mitraillage par les chasseurs américains provoque les premières pertes à bord.
Приказ атаковать соединение противника у Федалы был передан на 2 легкую эскадру в 07.30. Час спустя к-а Жервес де Лафонд, командир 2ЛЭ, перенес флаг на Милан который покинул порт в 09.00. 2ЛЭ взяла курс к Федале В-С-В на 18 узл. Вскоре после 09.20 были замечены 2ЭМ в 16000м и Милан открыл огонь. Почти сразу были проведены 2 воздушных налета, пулеметный огонь американских истребителей вызвал первые потери на борту.   
A 09h40, deux croiseurs sont repérés et Le Milan fait demi-tour pour tenter de les attirer sous le feu de la batterrie côtière d'El Hank. Le contre-torpilleur est de nouveau mitraillé par des avions, avec de nombreux tuès et blessés et des avaries multiples dans les superstructures. la 2-e E.L., observant le repli des deux croiseurs, fait de nouveau route à l,est-nord-est à partir de 10h15. Quelques minutes après seulement, elle est engagée au canon par le Groupe de couverture américain composé d'un cuirassé et de deux croiseurs lourds. Vers 10h40, les navires français se replient, route à l'ouest-sudouest vers Casablanca. Jusqu'alors, le Milan a tiré environ 300 coups de 138 mm.
В 09.40 были замечены два крейсера и Милан повернул на обратный курс с целью завлечь их под огонь батареи Эль Ханк. ЭМ снова был обстрелян самолетами с большим числом убитых и раненых и сильными повреждениями надстроек. Заметив уход 2 крейсеров 2ЛЭ в 10.15 повернула на В-С-В. Спустя несколько минут она попала под огонь американской группы прикрытия  из ЛК и 2 ТК. Примерно в 10.40 французские корабли отступили на З-Ю-З относительно Касабланки. К этому времени Милан сделал ~300 138мм выстрелов.     
Peu avant 11h, le Milan est atteint par un obus de 406 mm du cuirasse USS Massachussets. Pénétrant par la teugue, le projectile èclate dans le poste n 2 de l'équipage, provoquant la rupture du bordé sur tribord, à hauteur de la flottaison, ainsi qu'un violent incendie. Le Milan est hors de combat et met aussitôt car vers la côte. IL est alors atteint par deux autres obus dont l'un tombe sur le bloc-passerelle et l'autre, dans l'infirmerie. Parvenu à 1000 mètres environ de la pointe d'Oukacha, Le Milan stoppe. Tout l'avant du bâtiment est la proie des flammes et les moyens du bord sont insuffisants pour combattre l'incendie. A 11h30, les douilles et projectiles en parcs sont jetés à la mer, les torpilles sont chassées de leurs tubes et les soutes à munitions sont noyées.
Чуть ранее 11.00 в Милан попал 406мм снаряд ЛК Массачусетс. Снаряд взорвался в посту №2 (АУ №2?) вызвав сильный пожар и пробоину в правом борту на уровне ватерлинии. Милан немедленно вышел из боя и направился к берегу. При этом в него попало еще 2 снаряда, один в мостик другой в лазарет. В 1000м от Океши Милан остановился. Передняя часть корабля была охвачена пожаром против которого корабельные средства (пожаротушения) были бесполезны. В 11.30 боезопас из кранцев был выброшен в море, из ТА выстрелены торпеды а погреба затоплены.

Отредактированно Serg (15.03.2012 01:56:39)

#21 21.03.2012 13:18:17

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #492809
Корабли развернулись на обратный курс но вновь подверглись атакам SBD [9шт под командованием Картера - Serg] один из которых был сбит и упал в воду; его экипаж спасен американским кораблем.

Я так полагаю, эти "Доунтлессы" участвовали в атаках на цели в гавани час назад, но остались в воздухе в качестве патруля - у них было по два крыльевых  крупнокалиберных "Браунинга" и топлива немеряно.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#22 21.03.2012 13:18:17

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

По Lassaque/Le Fatasque (перевелось весьма скверно)
Une heure plus tard, sur l'ordre d'être en mesure d'appareiller dès que possible, le personnel de la chaufferie et de la machine avant, seule disponible, est envoyé à son poste. Les feux de la chaudière n° 3 sont allumés à 7h10. Peu après, des tracts multicolores largués par avion sont ramassés sur le quai. Ils annoncent l'arrivée imminente des forces américaines en Afrique du nord, ce qui fait réaliser à bord du Malin la nature exacte de menace, et comportent une dérisoire invitation à ne pas s'opposer aux débarquements.
Час спустя, следую приказу отплыть как можно быстрее, имевшийся персонал МКО был отправлен на свои посты. Котел №3 был включен в 07.10. Вскоре на пирс посыпались сброшенные с воздуха разноцветные листовки анонсирующие приход в северную африку америкаских сил, попавшие на Малин содержали забавный призыв не сопротивлятся высадке.     
À 8h, de nombreux avions survolent le port et le commandant du Malin fait rappeler les armements de la DCA à leurs postes de combat. Quelques minutes plus tard, l'ouverture du feu de l'artillerie de côte Casablanca contre des objectifs au large marque le début des combats et elle est immédiatement suivie par le bombardement aérien des navires français au mouillage. La DCA du contre-torpilleur est engagée dès 8h15 contre des appareils américains qui attaquent le bâtiment de ligne Jean Bart, accosté au môle Delande tout proche.
В 8ч множество самолетов появились в воздухе над портом и командир Малина дал разрешение вернуть ЗА в боевую готовность. Спустя несколько минут береговая артиллерия Касабланки открыла огонь по целям в пределах досягаемости вслед за чем последовала атака с воздуха на стоявшие на якоре французские корабли. ЗА вела огонь с 08.15 по самолетам атаковавшим ЛК ЖБ, пришвартованный у мола Деланда.   
À partir de 8h25, le Jan Bart est précisément visé par le tir du USS Massnclnzssets (BB-59) et de nombreux obus de 406 mm tombent dans le port jusqu'à 9h10. Or, le poste à quai du Malin se trouve précisément dans l'axe du tir du cuirassé américain. C'est ainsi qu'à 9h07, un coup "court” d'une salve de 406 mm tombe sur le bord de la jetée Delure, à proximité immédiate du Malin.
C 08.25 ЖБ стал целью ЛК Масачусетс, множество 406мм снарядов которого ложились в гавань вплоть до 09.10. Место стоянки Малина находилось в точности на линии огня американского ЛК. И в 09.07 недолет 406мм залпа попал в край мола Делюр, в непосредственной близости от Малина.       
Une partie de l’obus, ayant traversé le quai, vient enfoncer la coque du contre-torpilleur sur bâbord, à hauteur de la cloison de tranche séparant la machine avant de 1a chaufferie avant, et avarier la chaudière n°3 dont la pression tombe immédiatement à zéro, privant le bâtiment d'énergie et donc de moyens d'épuisement.
Один снаряд пройдя поперек пирса вошел в корпус на уровне переборке разделяющей М и КО и повредил котел №3, его давление упало до нуля лишив корабль электроэнергии и мощных водоотливных средств.   
La machine avant puis la chaufferie avant sont successivement envahies par l'eau, ce qui empêche l'allumage de la chaudière n°1. Quelques minutes après l'impact, Le Malin part brusquement à la bande sur bâbord, avec une forte pointe négative. Un paillet Makaroff est vite disposé sur la brèche et des pompes à bras sont activement mises en oeuvre mais l'effet en est limité car des centaines de tonnes d'eau ont déjà été embarquées.
М и затем КО заполнились водой что помешало пустить в ход котел №1. Спустя несколько минут после попадния появился сильный крен на левый борт и дифферент на нос. На пробоину был быстро заведен пластырь Макарова и пущены в ход ручные насосы однако эффект был незначительный так как уже влилось сотни тонн воды. 
Pour éviter le chavirement et au risque de vriller la coque, d'importants déplacements de fluides sur tribord sont immédiatement entrepris, tandis que la ligne de mouillage bâbord est filée pour tenter de redresser le bâtiment.
С целью избежать опрокидывания и риска скручивания корпуса немедленно начали качать жидкость на правый борт и ... (?)
L'effet de ces manœuvres est très lent car la banne contrarie les transvasements par gravité. Le mouvement n'est arrêté qu'à 9h30, lorsque le contre-torpilleur se couche sur le quai, avec une gîte de 13°5, l'avant enfoncé deux mètres. À 10h, un tué et 7 des 8 blessés du matin parmi le personnel de la chaufferie et de la machine avant sont évacués vers l'hôpital de Casablanca. Un deuxième tué sera évacue’ dans l'après-midi. En outre, deux marins de quart au parquet inférieur de 1a machine avant au moment de l'impact sont portés disparus.
Эффект от этих действий проявлялся очень медленно, в 09.30 ЭМ навалился на пирс с креном 13.5гр и сел носом на 2 метра. В 10.00 был 1 убитый и 7 или 8 раненых среди персонала МКО эвакуировали в госпиталь Касабланки. Второго убитого вывезли послеполудня. Кроме того по рапорту пропали без вести 2 моряка бывших на вахте в МО 1а. 
La faveur de l'accalmie dans le bombardement, le remorqueur Hippopotame vient à 10h40 accoster Le Malin et procède au remplissage en eau des soutes à mazout latérales tribord arrière de façon à redresser le bâtiment.
Воспользовавшись перерывом в бомбардировке в 10.40 пришел буксир Гипопотам и начал качать воду в топливные танки правого борта чтобы выпрямить корабль.
À midi, le contre-torpilleur n'a plus que 4° de gîte. L'assèchement des compartiments ”machines" est activement entrepris.
En fin de journée, Le Malin a presque retrouvé une assiette normale et la sécurité du bâtiment semble assurèe épontillage des cloisons. L'Hippopotame déborde à 17 h et il est remplacé par un petit remorqueur civil, le Phosphate IV qui accoste à 19h pour passer toute la nuit à couple du contre-torpilleur.
К полудню крен был более 4гр. К концу дня Малин почти встал на ровный  киль и его положение не вызывало опасений. Гипопотам ушел в 17ч, на смену пришел небольшой гражданский буксир Фосфат 4 который пришвартовался в 19ч и пробыл всю ночь с ЭМ.     
Le personnel non indispensable à bord forme alors une compagnie de fusiliers-marins à 2 officiers, 12 officiers-mariniers et 96 quartiers-maîtres et matelots. Au matin du 9, elle est envoyée en deux détachements distincts sui la ligne de défense sud de Casablanca, mais le deuxième jour des combats ne comporte aucun engagement de la compagnie de débarquement.
Из незанятых на борту была сформирована рота в составе 2 офицеров 12 старшин и 96 матросов. Утром 9 ее разбили на 2 отдельных отряда и отправили на южную линию обороны Касабланки, но поучаствовать в боях им не пришлось.

#23 21.03.2012 13:18:17

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Нашел такое описание боя 8 ноября 1942 года  у Касабланки

http://www.ghqmodels.com/newsletters/janfeb1998.pdf

Некоторые моменты весьма спорные. Обратите внимание, к примеру, на это
While en route, they were intercepted by the Covering Group. At 0918 the Massachusetts opened fire, followed by the Wichita at 0919 and the Tuscaloosa at 0925. The French returned fire and hit the Massachusetts twice. A third shell
passed through the flagship’s colors. Within moments, however, the American firepower advantage began to tell. The Milan, racked by shell fire, turned to shore and was ultimately beached. The Massachusetts then shifted to the Fougueux, which disintegrated after three salvos.

Информация не стыкуется ни с какими другими источниками.

Отредактированно CAM (20.03.2012 17:07:44)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#24 21.03.2012 13:18:17

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Что именно подозрительно, число попаданий? По донесению Масачусетса "10.00 попадание по шпангоуту 48, левый борт, определено как 240мм. Проникновение под углом 70гр (наверно относительно диаметрали - Serg). Снаряд пробил палубу с деревянным настилом, 1.5" STS и сдетонировал после того как выбил выемку в 1" в броневой палубе. Разбитый соленоид системы размагничивания вызвал замыкание и небольшой пожар который был быстро потушен с помощью CO2. Также начал гореть деревянный настил но пожар взят под контроль... Жертв нет... "
"10.57 попадание по шпангоуту 107 правый борт, предположительно 240мм снярядом, упавшим под углом от горизонтали 40гр. Снаряд... пришел с правой раковины... попал в палубу, отскочил под углом 40гр... сдетонировав через 10 футов. Снаряд не пробил 1.5" STS... но выбил несколько заклепок и сделал вмятину в 2" глубиной... Снаряд взорвался примерно в 6 футах над палубой и в 8 футах от переборки. Фрагменты пробили пиллерсы, ящики с готовым 20мм боезапасом, 0.6" переборку из STS... Дым от разрыва затянуло в МО но быстро рассеяло"

#25 21.03.2012 13:18:17

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Сражение у Касабланки, 8 ноября 1942 года.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #495324
Чуть ранее 11.00 в Милан попал 406мм снаряд ЛК Массачусетс. Снаряд взорвался в посту №2 (АУ №2?) вызвав сильный пожар и пробоину в правом борту на уровне ватерлинии. Милан немедленно вышел из боя и направился к берегу. При этом в него попало еще 2 снаряда, один в мостик другой в лазарет. В 1000м от Океши Милан остановился. Передняя часть корабля была охвачена пожаром против которого корабельные средства (пожаротушения) были бесполезны. В 11.30 боезопас из кранцев был выброшен в море, из ТА выстрелены торпеды а погреба затоплены.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #498349
While en route, they were intercepted by the Covering Group. At 0918 the Massachusetts opened fire, followed by the Wichita at 0919 and the Tuscaloosa at 0925. The French returned fire and hit the Massachusetts twice. A third shell
passed through the flagship’s colors. Within moments, however, the American firepower advantage began to tell. The Milan, racked by shell fire, turned to shore and was ultimately beached. The Massachusetts then shifted to the Fougueux, which disintegrated after three salvos.

Если я правильно понял, речь идет об одном и том же эпизоде, только в первом случае время Гринвичское, а во втором - местное. Но вот непонятно, когда линкор прекратил стрелять, уклоняясь от торпед лодки в 10.05, или ранее, как писал Патянин в "Линкорах типа "Саут Дакота" после 09.40 из-за очередной поломки радара? Морисон, кстати, не упоминает о поражении линкором второй цели после гибели "Фуге". Следует ли из всего этого, что во второй попытке прорваться к Федале французы были уже без "Милана"? И упомянутые Вами два других попадания "Милану" достались с тяжелых крейсеров? Об их успехах в это время Морисон тоже не пишет. Это из Патянина
В 10.35 глав­ный калибр линкора возобновил огонь. Его 16-дюймовый снаряд поражает ли­дер «Милан», уже изрядно избитый тя­желыми крейсерами. Прекрасный ко­рабль был изуродован — его носовая часть представляла собой сплошные развалины.
Морисон тоже пишет, что "Милан" стал мишенью крейсеров Хьюитта часом позднее.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #498445
По донесению Масачусетса "10.00 попадание по шпангоуту 48, левый борт, определено как 240мм. Проникновение под углом 70гр (наверно относительно диаметрали - Serg). Снаряд пробил палубу с деревянным настилом, 1.5" STS и сдетонировал после того как выбил выемку в 1" в броневой палубе. Разбитый соленоид системы размагничивания вызвал замыкание и небольшой пожар который был быстро потушен с помощью CO2. Также начал гореть деревянный настил но пожар взят под контроль... Жертв нет... "
"10.57 попадание по шпангоуту 107 правый борт, предположительно 240мм снярядом, упавшим под углом от горизонтали 40гр. Снаряд... пришел с правой раковины... попал в палубу, отскочил под углом 40гр... сдетонировав через 10 футов. Снаряд не пробил 1.5" STS... но выбил несколько заклепок и сделал вмятину в 2" глубиной... Снаряд взорвался примерно в 6 футах над палубой и в 8 футах от переборки. Фрагменты пробили пиллерсы, ящики с готовым 20мм боезапасом, 0.6" переборку из STS... Дым от разрыва затянуло в МО но быстро рассеяло"

А это с кого? При попадании с Эль-Ханка в 10.00 линкор находился левым бортом к батарее, а час спустя по кораблям противника он стрелял правым бортом, но дистанция была порядка 30000 ярдов - слишком много для французской корабельной артиллерии.

Отредактированно CAM (21.03.2012 15:07:57)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

Страниц: 1 2 3


Board footer