Сейчас на борту: 
jurdenis,
Olegus1974k,
zombee,
Алекс,
ВладимирФ,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 8 9 10 11 12 … 47

#226 14.12.2012 22:20:01

Юг
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

http://s018.radikal.ru/i508/1212/12/02343d46d3act.jpg

Коса Тузла на карте Керченского пролива 80-х годов (ныне территория Украины).  С восточной стороны в прибрежной зоне отмечены более десятка затонувших судов (скорее всего, мотоботов и катеров), погибших, вероятно, при высадке советского десанта на косу 6-9 октября 1943 г. Но по доступным справочникам, у Тузлы в период проведения этого десанта потоплены только  ДБ-33 - 6.10.1943, ДБ-23 и ДБ-32 - 10.10 1943  береговой артиллерией (?) , хотя сама операция завершилась 9.10.1943 г.  В ноябре, уже при проведении Эльтигенского десанта, погибла по разным причинам еще  целая группа ДБ, но уже с западной стороны части Тузлинской косы, прилегающей к Таманскому берегу. Часть из них найдена и обследована. Возник вопрос к специалистам, работающих с архивами. Есть ли материалы, позволяющие помочь идентифицировать хотя бы часть из 15 затонувших объектов с восточной стороны косы Тузла ?

#227 14.12.2012 23:56:45

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Юг написал:

Оригинальное сообщение #637854
у Тузлы в период проведения этого десанта потоплены только  ДБ-33 - 6.10.1943, ДБ-23 и ДБ-32 - 10.10 1943  береговой артиллерией (?) , хотя сама операция завершилась 9.10.1943 г. 

Я весьма плотно рыл в ОЦВМА 1943 год по дес.ботам, но данные по ним сохранились фрагментарно.
По Тузле получается так:
6.10.43 погиб ДБ-33 (зав.№355)
7.10.43 - ДБ-23 (зав.№333)
10.10.43 - ДБ-32 (зав.№324). Этот бот действительно потоплен именно 10 октября. Получил попадание с крымского берега  в 09:40, загорелся и затонул. С ним погиб командир дес.группы ст.лейт. А.А.Ландарь и еще много кто (сейчас, наверное, можно найти их в ОБД).
[Посмотрел в ОБД - гибель Ландаря в большинстве донесений датируется 9 октября. Но это ошибка, есть записи постов КВМБ за 10 октября, которые наблюдали гибель и сделали несколько записей "on-line"]

В период Керчь-Эльтигена достоверно там погиб только ПВО-22. Есть малая вероятность, что там же лежит кто-то из ботов, числящихся погибшими у Эльтигена в ночь на 1.11.43. Про некоторые из них никто точно не знал, куда они делись. Керченский пролив по 1944 году я смотрел мало, поэтому ничего утверждать не буду.
Но там еще может быть какое-то количество немецких саперных плавсредств - за время интенсивных перевозок через пролив с ними время от времени случались разные неприятности. Да и у нас там могут быть не только ДБ и боты ПВО, но и другая мелочь.

С уважением,
А. Кузнецов

Отредактированно А. Кузнецов (15.12.2012 00:08:48)

#228 15.12.2012 19:02:35

Юг
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Уважаемый А.Кузнецов ! Спасибо за уточнение ситуации. Как Вы считаете, а могли ли оказаться у косы катера, потопленные еще в начале сентября 1942 г. при отступлении наших войск к югу ?

"... 3 сентября днем немецко-фашистские самолеты совершали многочисленные налеты на катера ОВР в Таманском заливе и в Керченском проливе. Самолеты противника бомбили и на бреющем полете обстреливали катера 5-го дивизиона тральщиков, дивизионы катеров речных тральщиков и дивизион катеров заграждения и связи. В результате были выведены из строя пять катеров и полуглиссер № 3. Сторожевой катер «МО-026» (командир — лейтенант Киндяков) при переброске личного состава на другую сторону Таманского залива и в Черное море подвергался неоднократным налетам с воздуха. ... В последних боях, проходивших со 2 по 5 сентября, было потеряно из состава охраны водного района КВМБ 16 различных катеров. Часть катеров, нуждавшихся в серьезном ремонте, в последний день эвакуации была затоплена по приказанию командира базы."    Мартынов В. А., Спахов С. Ф.  Пролив в огне.

#229 17.12.2012 01:16:16

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Юг написал:

Оригинальное сообщение #638158
а могли ли оказаться у косы катера, потопленные еще в начале сентября 1942 г. при отступлении наших войск к югу ?

Наверное, кто-то мог. Я посмотрю попозже, м.б. что нибудь найду.

С уважением,
А.Кузнецов

#230 17.12.2012 10:07:05

Елкин А В
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

По последней лоции, там числяться только три объекта. Я спрашивал у людей которые живут на косе Тузла - видили ли они множество объектов по береговой линии? Они сказали что реально несколько знают. И то говорят что это - рыбацкие баркасы!!! Хотя люди они некомпетентные. Но все равно интересно пройтись с ГБО вдоль береговой линии. Наверное там много еще чего лежит

#231 17.12.2012 10:10:57

Елкин А В
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Александр Васильевич-Юг. Если не трудно напиши в личку  свой мобильный. Очень нужно поговорить!!

#232 17.12.2012 13:24:03

Юг
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #638748
И то говорят что это - рыбацкие баркасы!!!  ... Наверное там много еще чего лежит

Вообще в военное время использовали все, что могло двигаться по воде. ... В 80-е годы через пролив ходил катер Тамань-Тузла-Керчь и назад. Мы работали в Гермонассе и на выходные иногда выезжали в Керчь. На Тузле катер минут 15 стоял у причала, хорошо помню лежащие недалеко и выступающие из воды корпуса двух затонувших судов. А с западной стороны косы рыбаки жаловались на частые зацепы и, якобы, поднятые обломки плоскостей германского самолета.

#233 17.12.2012 22:57:00

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Посмотрел 1942 год по Тузле - при беглом взгляде ничего не обнаруживается, кроме известной, наверное, гибели СКА-0111 (сейнер "Суворов"). Да и по нему точное место непонятно. При эвакуации косы потерь вроде бы не было.

С уважением,
А.Кузнецов

#234 18.12.2012 12:00:09

Юг
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Уважаемый А.Кузнецов ! Спасибо за ответ.

#235 19.12.2012 20:16:40

ЗИС
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Германская хроника. Отступление с Таманского полуострова.
Канатная дорога через Керченский пролив, гавань Тамани, погрузка на плавсредства.

http://www.youtube.com/watch?v=-aSiFa8Dw-c

#236 10.01.2013 04:34:55

younger
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Юг написал:

Оригинальное сообщение #619884
Сонарное изображение двух мотоботов, затонувших в Керченском проливе у косы Тузла в ноябре 1943 г. Вымыты течением после сооружения Тузлинской дамбы.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #626832
Где 37-мм зенитка?

Юг написал:

Оригинальное сообщение #627118
Зенитку видно на картинке в носовой части

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #637911
В период Керчь-Эльтигена достоверно там погиб только ПВО-22.

Разрешите высказать предположение по поводу ПВО 22.
Этот бот ПВО можно квалифицировать ещё по одному признаку.
В августе 1943 года в г. Сарепта 10 катеров ПВО были перевооружены, с заменой пулеметов ДШК на 20 мм Эрликоны американского производства.
Номера этих катеров с 20 по 29.
Если рядом с ботом ПВО лежит 20 мм Эрликон то это ПВО 22 если нет то это кто-то другой.

#237 10.01.2013 11:53:27

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Уважаемый Younger!
Спасибо за дополнение.
Но Сарепта - это не город, в 1942 году она была районом города Сталинграда, сегодня города-героя Волгограда. когда-то, при Екатерине II, её основали немецкие колонисты. Потом вросла в город. Находится ниже по течению (южнее) центра Волгограда. А заводы: "Красный Октябрь", "Баррикады" и Тракторный - выше, то есть, севернее.

#238 10.01.2013 20:59:00

Юг
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

http://s57.radikal.ru/i158/1301/67/b1447fa10015t.jpg

younger написал:

Оригинальное сообщение #649087
Если рядом с ботом ПВО лежит 20 мм Эрликон то это ПВО 22 если нет то это кто-то другой.

Эрликон рядом с ботом не лежит. Это показало визуальное обследование объекта в 2009 г. (время проведения съемки ГБО). Наверное, сперли местные дайверы, поскольку на корме заметны следы демонтажа установки, а в забитом боеприпасами центральном отсеке были и 20-мм эрликоновские патроны в индивидуальной бумажной упаковке.
Так что, скорее всего, это и есть бот ПВО-22, выброшенный на берег косы Тузла во время штома 21.11.1943 г.

Отредактированно Юг (12.01.2013 11:47:06)

#239 11.01.2013 20:12:38

Елкин А В
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Александр Васильевич !!! Эрликон лежал под кормой!! Это точно!! Мне звонил Шамрай и сильно возмущался что с Бота ПВО кто-то взял на память и 37-мм автомат , и Эрликон!!. И боезапас тоже видно на память!!!

#240 11.01.2013 21:58:58

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Значит, точно ПВО-22. А зенитные автоматы жалко...

#241 16.01.2013 22:00:37

ЗИС
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Предлагаю продолжить дискуссию по идентификации торпедного катера при помощи найденной щетки для одежды. До сих пор рассматривались ТКА-45 и ТКА-72. И события 1.11.43 г. Давайте предположим, что это ТК-35 (ранее ТК-134). И погиб он при событиях в ночь с 15 на 16.11.43 г.  Данных на Маевского Д.К. среди погибших нет.
Значит он выжил. Но, можно предположить, был награжден. Поэтому в данном случае помог замечательный ресурс "Подвиг народа".
МАЕВСКИЙ ДМИТРИЙ КУПРИЯНОВИЧ
год рождения - 1911, старшина 1 статьи
Служил на ТКА-35. Из прилагаемых документов следует : "в одну из операций 15.11.43 катер 35 подорвался на вражеской мине и затонул".

Теперь по катеру:
ТКА № 134, с 6.08.1942 г. № 56, с 29.07.1943 г. № 35
Построен в 1941 г. 5.08.1941 г. зачислен в состав ЧФ. С 3.07 по 10.09.1942 г. входил в состав АВФ ЧФ. 15.11.1943 г. ТКА обеспечивал высадку пополнения десанта, подорвался на мине и затонул, экипаж спасен.

Читаем еще раз рассказ Колесникова и получаем полную картину в связке с бортовыми номерами катеров-участников:
Тонул катер ТКА-35, с которого сняли уцелевших в т.ч. Маевского и командира капитана Тууля.
Спасал экипаж катер ТКА-75 на котором служил очевидец событий Колесников а также боцман Кухаренок и радист Каплунов (смотрите ресурс "Подвиг народа").
Практически сразу после этого ТКА-75 из-за столкновения с затонувшим судном выходит из строя. А в рассказе Колесникова описывается, что после этого (повреждены винты)малым ходом он пришел в Кротков.

Таким образом, предполагается, что ранее опознанный как ТКА-45 на самом деле ТКА-35.
Второй катер или 45-й или 72-й.
Ну и где-то находится затонувший третий катер, погибший 1.11.43 г.

Уважаемый А.Кузнецов, интересно Ваше мнение по этому поводу.

С уважением.

Отредактированно ЗИС (16.01.2013 22:08:54)

#242 16.01.2013 23:04:49

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Уважамый ЗИС!

"Официальное" место гибели ТКА-35 - 4513/3633,5, т.е. примерно подходит. Так что, наверное, это может быть и ТКА-35

С уважением,
А. Кузнецов

#243 17.01.2013 12:35:22

ЗИС
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Спасибо, Александр Ярославович.

#244 17.01.2013 13:19:16

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

1

ЗИС написал:

Оригинальное сообщение #652739
Спасибо, Александр Ярославович.

Андрей мое имя.
Александр Ярославович - это Невский :)

#245 17.01.2013 19:37:23

ЗИС
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

1

Исправляюсь. Спасибо, Андрей Ярославович.

#246 18.01.2013 01:51:49

Юг
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

ЗИС написал:

Оригинальное сообщение #652540
Таким образом, предполагается, что ранее опознанный как ТКА-45 на самом деле ТКА-35.
Второй катер или 45-й или 72-й.

+ Достойное расследование и убедительные выводы !  Вероятно, затонувший ТКА-35 не принимался во внимание при определении найденных катеров у Тузлы, т.к. считалось, что он погиб на мине у Эльтигена. Как оказалось, это произошло с другой стороны пролива при подходе катера к базе Кротково, причем его спасатель  ТКА-75 получил повреждение об одно из ранее затонувших здесь судов (там находятся БКА-73 и др.), высоко выступающих над уровнем дна даже сейчас. 
Обычная одежная щетка с именем владельца стала ключом к идентификации погибшего  катера !

#247 18.01.2013 19:35:32

ЗИС
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Спасибо!
Хочу сказать, что ресурс "Подвиг народа" - это замечательная возможность не только установить личность по фамилии, но и хроника событий, изложенная непосредственно командирами. Просто надо брать и читать. О каждом.
Раз человек указан в ОБД "Мемориал", то вроде как и все понятно. Но обязательно надо искать и в "Подвиг народа". Буквально несколько минут назад я набрал имя двоюродного брата отца - сержанта Жилина Михаила Ивановича, 1925 г.р . Был ранен и умер от ран 26.02.1944 г. Помимо описания его боев за г. Керчь, выяснилось, что он кавалер 2-х орденов. Именно за десант и бои за Керчь.
Согласно ОБД "Мемориал" похоронен в братской могиле у с. Опасное. Но на братской могиле в ст. Тамань высечено его имя. Вроде как тяжело раненого доставили в таманский госпиталь и здесь он умер. А у меня кроме сканов пары писем с фронта и извещения о гибели ничего нет. Здесь сканы http://neptunpro.forum24.ru/?1-12-0-000 … 1297961121
Все не узнаем, но будем стараться.
Может есть у кого-нибудь подробное описание дислокаций и боевого пути его 1135 с/п. в 1943-44 г? Буду очень благодарен.

Отредактированно ЗИС (18.01.2013 19:50:14)

#248 18.01.2013 22:34:45

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

ЗИС написал:

Оригинальное сообщение #653560
ресурс "Подвиг народа" - это замечательная возможность не только установить личность по фамилии, но и хроника событий, изложенная непосредственно командирами

Абсолютно согласен! Раньше и не мечтал увидеть такие подарки в свободном доступе в сети. Бесценный источник.
Возможности поиска, правда, сильно урезаны даже по сравнению с ОБД. Но это преодолимо. "Голь на выдумки хитра".

Единственный момент, который нужно учитывать - в наградных человеку иногда лишнего приписывали. Вероятно, чтобы представление легче проходило по инстанциям.

#249 19.01.2013 09:37:21

Елкин А В
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

А у меня просто какая то каша с торпедниками около мыса Тузла.
1. 33. ТК №45
Принадлежность СССР. Торпедный катер типа Г-5 IХ серии.
Вступил в строй в 1940 г.
Водоизмещение:               до 17,8 т
Длина:                                 19,1 м
Ширина:                                3,3 м
Осадка:                                 1,2 м
Мощность моторов: 2 х 800-850 л.с.
Скорость:                              50 уз.
Вооружение: 2  12,7-мм пулемета ДШК,
2  533-мм торпеды
Экипаж: 6-8 человек.

В ночь на 1 ноября 1943 года группа из шести торпедных катеров вышла из Тамани в район Эльтигена на поиски БДБ противника, а также для прикрытия высадки десанта дымовыми завесами. В 02 ч. 00 м. 1.11.43 г. торпедный катер ТК №45 (командир лейтенант Коновалов)  подорвался на мине. Катер на момент плдрыва был в дрейфе. Так как мина была небольшая, катеру лишь сильно разворотило корму, а не разнесло на куски. Но в течение нескольких минут катер пошел на дно. При этом погибло 2 человека, четверых спас ТК № 35. Архивные координаты гибели 45°45’N 36°34’Е (?).  ТК №45  в момент подрыва дрейфовал без хода.
На данный момент у катера разрушена кормовая часть. Вся рубка окутана обрывками рыболовных сетей. Никаких интересных находок на катере не обнаружено. В десяти метрах от корпуса лежит металлический понтон с двумя воздушными баллонами. По данным А.Шамрая в 1988-89 г. керченский подводный клуб «Поиск» предпринял попытку поднять на поверхность катер. Попытка окончилась неудачей. В 1985 году аквалангистами керченского клуба поиск снят носовой пулемет ДШК, и прибор торпедной стрельбы. Летом 1986 года с приборной доски  снята закладная доска(отдана в городской музей), поднята каска и останки командирской планшетки (переданы музей 2-й бригады торпедных катеров в школе №26).
Координаты 45°13.186’N 36°33.357’E.
Глубина на месте гибели 7 метров. Возвышение над грунтом 3 метра.
Мне досталась копия лоции 50-хх годов по обследованию пролива там стоит отметка на этом объекте ТК45


2. 34. Торпедный катер №72
Принадлежность СССР. Торпедный катер типа Г-5 IХ серии. Заводской номер №514 серии 11бис. Встрою с 1939 года. Командир с сентября 1943 года ст.л-т Крылов А.Ф.
В ночь на 1 ноября 1943 года группа катеров вышла из Тамани в район Эльтигена на поиски БДБ противника. В 02 ч. 15 м. 1.11.1943 г. торпедный катер ТК №72  подорвался на мине. Кормовая часть катера сразу затонула, таранный отсек еще некоторое время возвышался над водой. За него держались спасшиеся члены экипажа. Топливо из пробитых баков загорелось и растеклось вокруг катера. Увидев пламя, немцы открыли шквальный огонь из артиллерии. На помощь подошел другой торпедный катер, который сумел спасти весь экипаж. Тяжело ранен радио-электрик Зайцев И.Я. Спасен экипажем , но умер в госпитале  в Тамани. Архивные координаты гибели 45°45’N 36°34’E .
Кормовая часть катера основательно покорежена, рядом с рубкой обнаружен пулемет ДШК с турелью. В рубке все сохранилось на момент затопления. Под сиденьем штурмана, в ящике — отлично сохранившийся прибор для наведения торпед, в арсенале лежат автоматы ППШ, гранаты, ящики с патронами. Впоследствии при осмотре дна вокруг катера были обнаружены две торпеды, лежащие в 8 метрах от кормы, а также фрагмент мины, по всей вероятности, той, на которой подорвался катер. В 2002 году была предпринята попытка подъема торпедного катера с помощью мягких судоподъемных понтонов, с целью установки его в музее, но некачественные карабины не дали закончить начатое дело. Удаленность от берега 2,2 км. Объект интересен для дайвинга.
Координаты 45°43’N 36°33.6’E
Глубина на месте гибели 7 метров. Возвышение над грунтом 2,5 метра.
Этот то на котором нашли щетку "Маевского"
Получается этот ТК №35?
Андрей Ярославович поправте? А то атлас на выходе, а тут такой ляп. Такое ощущение что я все перепутал?

#250 19.01.2013 16:21:57

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #653769
2. 34. Торпедный катер №72 ... Впоследствии при осмотре дна вокруг катера были обнаружены две торпеды, лежащие в 8 метрах от кормы

По наставлению на операцию 31 октября, 1-й, 2-й и 3-й отряды ТКА (ТКА-45 и ТКА-72 входили в 1-й отряд) вообще не должны были иметь торпед, катера 4-го отряда имели по 1 торпеде. Если найдены 2 торпеды - видимо, это не ТКА-72 (я еще посмотрю сегодня-завтра по записям, не зафиксированы ли какие-то отклонения от наставления в отношении торпед, но вряд ли).
ТКА-35 в ночь на 16.11 д.б. принять участие в морском бою, поэтому как раз он торпеды должен был иметь. Опять же, поищу, есть ли данные о числе торпед на нем. В ноябре 1943 ТКА часто выходили на операцию с одной торпедой, так что 2 торпеды на катере - это довольно хороший ориентир для идентификации.

С уважением,
А. Кузнецов

Отредактированно А. Кузнецов (19.01.2013 16:26:18)

Страниц: 1 … 8 9 10 11 12 … 47


Board footer