Сейчас на борту: 
Алекс,
Заинька,
Ольгерд,
Пешеход,
Программист-любитель
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 28.02.2010 23:17:56

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43227




Re: Китайско-французская война

Русский флот в этих событиях не участвовал, но был непосредственным наблюдателем. Разрешите привести примеры оценки событий глазами наших моряков во время плавания клипера = Наездник=                                                                             


                                                                                                1  8  8  4  год.
Встретив Новый год, пятого января «Наездник» перешел в гавань Умата, в десяти милях от порта Сан-Луис. В гавани русские моряки обнаружили туземное поселение и не нашли ни одного европейца….
6 января клипер ушел к острову Батан. За восемь суток плавания корабль прошел 1410 миль. 14 января обогнув остров с севера, встал на якорь  у селения Айвана на западном берегу….
С пятнадцатого по восемнадцатое января «Наездник» пользуясь попутным умеренным NO ветром, дошел до Гонконга. Войдя на рейд «отсалютовал нации» и флагу английского контр-адмирала Виллеса на фрегате «Аудачиос», во главе отряда из восьми кораблей, как старшему на рейде. Здесь же стоял французский отряд из пяти кораблей. На флагмане отряда броненосца «Викториес» развевался флаг контр-адмирала Мейера. Рядом  с английским  и французским отрядом стояли германские суда. Флаг командующего германским отрядом контр-адмирала Фон дер Гольца был поднят на корвете «Стош».
  *  *  *
Политическая обстановка в регионе, за время плавания «Наездника», накалилась. Китай, недовольный установлением господства Франции  в Аннаме (Вьетнам), с декабря 1883 года начал активную помощь вьетнамским отрядам сопротивления, которые называли себя «Черные флаги». Французы ответили наращиванием военного присутствия в регионе и началом боевых действий против китайских войск. Когда «Наездник» пришел в Гонконг, здесь как раз собирался новый французский экспедиционный корпус.
В Гонконге на «Наезднике» провели мелкий ремонт. Корабль покрасили. Команда переоделась в новое обмундирование.  Были проведены рейдовые учения.
28 января в Гонконге внезапно загорелись керосиновые склады. Толи это был пожар по неосторожности, толи это был злой умысел неизвестно. Команда клипера по  пожарной тревоге была отправлена на тушение пожара. Туда же прибыли пожарные расчеты с других кораблей стоящих на рейде. Пожар бушевал двое суток. Благодаря решительным действиям интернациональной  морской пожарной команды  город от огня почти не пострадал.
14 февраля ночью на рейде, опять таки по неизвестной причине, загорелось судно морской полиции. Огонь грозился
перекинуться от горящего судна  на рядом стоящие корабли и джонки. С русского клипера спустили катер, и он взорвал горящее судно морской полиции шестовой миной. Судно развалилось и затонуло. Огонь погас.
22 февраля под парусами «Наездник» покинул Гонконг. Клипер, ловя ветер, шел галсами. Так он прошел за двое суток 104 мили. Потом ветер стих, командир приказал запустить машину.
26 февраля, «Наездник» в семнадцать часов встал на якорь в Тэкау-Кин (Макан-Кен) на острове Формоза, на внешнем рейде, в 4,5 кабельтовых от берега. Оказавшись первым русским кораблем, посетившим этот порт. Вначале на двух фортах охранявших вход в гавань была объявлена тревога. Китайцы, боявшиеся французского десанта, пока не рассмотрели российский флаг, находились, по словам Л.К. Кологераса - «в смятении и тревоге». К счастью все уладилось. На рейде стояло пять судов, в том
числе и русская шхуна. Гавань порта могла   
принимать и обрабатывать одновременно до трех – четырех крупных пароходов.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#27 28.02.2010 23:19:54

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43227




Re: Китайско-французская война

1

и клипера =Стрелок=

*  *  *
Работы в порту кипели днем и ночью, т.к. французы ежедневно отправляли в Тонкин войска, материалы, боеприпасы. В Индокитае французы вели колониальную войну  с целью завоевания части Аннамской Империи (Вьетнам). Правительство Жюля Ферри стремилось расширить колониальные владения Франции в Тихом океане за счет Вьетнама и Китая. В марте, после поражения французских войск под Тонкином, Ферри получит прозвище «тонкинский убийца» и его кабинет уйдет в отставку….

    
    Кроме вспомогательных транспортов флота, правительство отдало команду привлечь пароходы частных компаний. В порту довооружались и нагружались большие коммерческие суда «Франс», «Прованс», «Берн», «Кошар». Водоизмещение этих пароходов было солидным от 2500 до 3900 тонн. Они могли брать на борт от 900 до 1400 человек. Машины мощностью от 1800 до 2400 лошадиных сил  позволяли развивать скорость в 12 – 13 узлов. До Тонкина в полном грузу пароходы добегали за тридцать шесть суток. Три парохода компании «Борделиас и Кº» переделывались в крейсера. На них устанавливались 140 - мм орудия и они готовились принять десант в 1400 человек на каждый пароход.
*  *  *


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#28 01.03.2010 06:13:22

Kimsky
Гость




Re: Китайско-французская война

Strannik4465 написал:

Оригинальное сообщение #192689
после поражения французских войск под Тонкином

"Под Тонкином" это хорошо. Это практически пять.

#29 01.03.2010 21:21:55

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43227




Re: Китайско-французская война

http://s13.radikal.ru/i186/1003/b1/40f375d59848t.jpghttp://i023.radikal.ru/1003/8d/f0dbd4e1a480t.jpghttp://s60.radikal.ru/i167/1003/6b/9609f84afb17t.jpg   В 8 томе Истории 19 века Лависса и Рамбо (пер. с фр. ГСЭИ1939 год) события излагаются довольно сжато, но понятно.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#30 07.03.2010 13:20:28

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #192188
Неужели Китай выиграл эту войну?

Давайте действительно по фактам, а не по их подтасовкам, как любят делать некоторые.

В этом конфликте самым мудрым оказался Ли Хунчжан - поскольку еще весной 1884 Китай отказался от сюзеренитетеа над Вьетнамом, стало ясно, что война Китаю не нужна. Но она нужна была клану Цзэнов и Цзо Цзунтану. Ли удачно торпедировал их намерения, подписав с Францией соглашение, по которому Вьетнам делился на зоны влияния, а Китай получал вьетнамские медные рудники в Тулонге.  Однако исполнение соглашения было сорвано "инцидентом при Бакле" - непонятно, кто был виноват в этом (это могли быть и китайцы, исполнявшие волю Цзэнов и союзных им лянгуанских милитаристов, или французы, не пожелавшие ждать официального объявления результата соглашений). И началась война.

Что имел Китай?

В армию только стали поступать современные винтовки. Большая часть солдат была вооружена тем, что закупили еще в годы Тайпинской войны или еще хуже - старинными фитильными ружьями. Крупповские пушки были образца 1866 г., более новых поступило всего несколько штук. Так что с точки зрения вооружения армии китайцы были вооружены несравненно хуже французов. В боях участвовали даже отряды щитоносцев (кстати, французы их очень боялись - те, если удавалось навязать ближний бой, лютовали вовсю, и сопротивляться им было можно только при помощи револьверов).

Флот - на 1884 г. у Китая было всего 5 современных кораблей, разделенных между Бэйянской и Наньянской эскадрами:

Бэйянская эскадра:
1) "Чаоюн" - композитный армстронговский крейсер (улучшенный проект рэндэлловской канонерки), Англия, 1880

Длина 64 м.
Ширина 9,65 м.
Осадка 4,57 м.
Водоизмещение 1380 т.,
Скорость 16 узлов
Экипаж 137 человек

Обшивка железными плитами по дереву:
палуба 0,27”
башни – 1”
боевая рубка – 0,5”

Вооружение:
2 х 10” х 26 клб орудия Армстронга
4 х 40-фунтовых (120 мм.) х 22 клб орудия Армстронга
2 х 9-фунтовых шлюпочных орудия Армстронга
4 х 11 мм. 10-ствольных скорострелки Гатлинга
2 х 4-ствольных орудия Норденфельдта
1 катер с шестовой миной.

2) "Янвэй" - однотипный с "Чаоюн".

Наньянская эскадра:
3) "Кайцзи" - композитный крейсер, Китай, 1883
Длина 265,8 футов
Ширина 36 футов
Осадка 18,3 фута
Водоизмещение 2153 т.
Скорость 15 узлов
Экипаж 183 человека

Вооружение:
2 х 210 мм. орудия Круппа
6 х 120 мм. орудия Круппа
2 х 14" ТА

4) "Наньжуй" - стальной крейсер, Германия, 1884
Длина 252,5 фута
Ширина 36 футов
Осадка 18
Скорость 13 узлов
Экипаж 184 человека

Вооружение:
2 х 8,2" орудия
7 х 4,7" орудия
10 малокалиберных орудий
1 ТА

5) "Наньчэнь" - однотипный с "Наньжуй"
Скорость 15 узлов

Вот и все. В Фуцзяньской эскадре самым мощным кораблем был деревянный корвет "Янъу" 1874 г. постройки, водоизмещение 1400 т., скорост ь14 узлов, вооружение 15 дульнозарядных орудий! У гуандунцев положение было еще хуже - у них не было ничего, даже напоминавшего отдаленно "Янъу"! При Шипу погиб относительно большой деревянный транспорт "Ююань" (2300 т.) и деревянная канонерка, прижатые несравненно более сильным французским отрядом. Кадров для флота тогда еще не хватало - китайские власти часто привлекали капитанов торговых судов, не имевших военно-морского образования (выпускники Мавэя были еще немногочисленны и Ли Хунчжан переманивал их к себе). Бэйянские крейсера на юг не пошли, а приняли участие в Корейском кризисе 1884 г., что для Ли Хунчжана (да и для Китая в целом) было важнее. Там они показали себя с лучшей стороны.

При всем этом китайцы активно сопротивлялись, конечно, терпели порой поражения, но и французов били, как только было можно. И против группы из "Кайцзи", "Наньжуй" и "Наньчэнь" французы побоялись биться в Чжэньхай! Знали, что они покусают - погибнут, но покусают.

Интерсно, какие должны были быть орудия на береговых батареях Чжэньхая, чтобы серьезно испугать "Байяр", если более современные батареи в Мавэе были им расстреляны без особого труда?

P.S. Мак-Джиффина наняли в июле 1885 г., когда война уже 3 месяца как окончилась.

#31 07.03.2010 13:44:01

Kimsky
Гость




Re: Китайско-французская война

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #196703
чтобы серьезно испугать "Байяр"

Довольно смешно просить не заниматься подтасовками - и при этом тут же утверждать что одна сторона не делала - или делала что-то из-за "страха". Впрочем, уровень здешних споров стремительно закатывается под плинтус, так что вы "следуете тренду".

#32 07.03.2010 16:43:37

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #196703
При всем этом китайцы активно сопротивлялись, конечно, терпели порой поражения, но и французов били, как только было можно.

Так все-таки кто выиграл войну? Франция или Китай?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#33 07.03.2010 18:50:28

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Историки спорят, кого считать победителем и есть ли там победитель вообще - после поражения французов у Чжэньнаня и перехода китайцев в контрнаступление ход войны изменился, но Ли Хунчжан предпочел оставить Вьетнам Франции в обмен на передачу ряда пограничных районов Вьетнама в непосредственное ведение империи Цин.

У него были на это веские причины - ситуация Корее была опаснее и размениваться на Вьетнам было не с руки.

Считайте, что французы взяли то, что и так Китаю не принадлежало, а Ли Хунчжан мудро решил не вести войну из-за того, что и так чужое.

#34 07.03.2010 19:00:49

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #196921
Считайте

Это так сказать "китайская" точка зрения. Французская видимо иная? Где истина?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#35 08.03.2010 13:43:49

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Нет, это точка зрения профессионального историка. Французы получили то, что хотели. Ли Хунчжан, возглавлявший политику Китая, тоже получил все, что хотел, хотя Цыси ему изрядно мешала в этом.

Если все остались при своих интересах - кто победил?

#36 08.03.2010 14:04:27

Герхард фон Цвишен
Капитанъ I ранга
k-admiral
Откуда: Москва
U-boоt U-131 Der Fliegende Hollander
Сообщений: 11007




Re: Китайско-французская война

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #197526
Если все остались при своих интересах - кто победил?

Победил разум.


"Послевоенный мир должен быть лучше довоенного, хотя бы с Вашей точки зрения!"

#37 08.03.2010 18:14:00

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Учитывая, что Ли Хунчжан волевым решением отменил переброску Хуайской армии на Юг, а французы не выполнили задачу максимум - войти в Юньнань и Гуанси и занять весь Тайвань, то, скорее всего, выражусь по-английски - stalemate. Причем его лучше всего действительно просто прекратить, что Ли Хунчжан и сделал в апреле 1885 г. (а до этого старался и не начинать).

Кстати, Франция официально Китаю войны так и не объявила.

#38 08.03.2010 18:54:55

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Если война - продолжене политики, то достигли ли французы своих политических целей?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#39 08.03.2010 19:21:21

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

В том-то и дело, что не всех. Хотя Вьетнам получили. Но ведь хотелось и Юньнань, и Тайвань...

А Ли Хунчжан получил то, что хотел, но тоже не до конца - он лишь сильно ослабил Цзэнов, но не подчинил их. После того, как во главе группировки встал Чжан Чжидун, Ли Хунчжан это прочувствовал в 1894 г. - Чжан Чжидун много говорил о помощи Бэйяну, но ничего не сделал реально.

#40 08.03.2010 21:01:06

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #197871
Но ведь хотелось и Юньнань

А разве она не стала зоной французского влияния?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#41 10.03.2010 11:40:43

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Через 10 лет, после японо-китайской войны.


Выход к границам Китая привел только к увеличению шансов именно Франции получить здесь наибольшее влияние.

P.S. Поищите книгу Фань Вэньланя "Новая история Китая. Том 1. 1840-1901", М., Издательство иностранной литературы, 1955 - вот там-то и будет "китайская версия" в неприкрытой красе.

#42 11.06.2010 21:00:59

Vedzmin
Гость




Re: Китайско-французская война

Geomorfolog написал:

Оригинальное сообщение #32316
Недавно скачал книгу "китайский флот в 1864-1945г"(на англ.)

Добрый день! А вы могли бы подсказать ссылку на эту книгу.
Был бы Вам очень благодарен

#43 25.08.2011 22:22:12

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Китайско-французская война

Французский манифест об объявлении войны
http://www.jacar.go.jp/DAS/meta/listPho … 0182734466


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#44 08.02.2013 13:25:06

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

А можно ли легкий обзор по французским кораблям, сражавшимся при Фучжоу, Шипу и Чжэньхае?

ИМХО, одного "Триумфана" хватило бы с избытком, чтобы перетопить всю сборную солянку в Фучжоу...

#45 10.02.2013 18:22:21

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Есть конкретные фото и рисунки. Например, подборки от доктора Хокварда:
http://thunder510.fotki.com/images_of_v … md=widgets

Там смотрите то, что было именно во Вьетнами со всех сторон.

#46 15.03.2013 12:19:26

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Вопрос - у известного немецкого баснописца А. Штенцеля нашел следующее:

В самом узком месте лежит укрепленный остров Кудинг, а на левом берегу находится в броневом каземате одно 21-сантиметровое орудие, направленное вниз по реке. ... По правому берегу стояло сперва 5 крупных орудий, затем следовал броневой форт Кимпай. На высотах находились два укрепленных лагеря. Слева лежал Белый форт с 4 18-сантиметровыми и одной 21-сантиметровой пушкой, стоявшими в барбетах и стрелявшими в сторону рейда и пролива, и 5 легкими орудиями.

http://militera.lib.ru/h/stenzel/2_19.html

Т.н. "форт Бланк" (Fort Blanc) или "Белый форт" (aka батарея Чанмэнь 長門砲臺) - обычная батарея с открытой установкой 9 орудий Круппа и расчетом из 129 человек:
http://s56.radikal.ru/i152/1303/f5/b6198b50d669.jpg

Фото "форта Кимпай" не нашел, но нашел описание:

主炮台有两个炮位,均为露天、圆形、半地穴式,三合土结构,深1.43米,直径分别为12.4米和7.6米。操场在炮台后侧。营房建在操场边,面宽8米,进深4.2米,残墙高2.75米。... 光绪九年,又在其东侧100米处,修建烟台炮台。炮台露天,半地穴式,三合土结构,由两个炮位组成,炮位相隔10余米,深分别为1.41米和1.42米,直径分别为11.6米和12.6米。

http://baike.baidu.com/view/3316433.htm

Перевод с листа:

2 главные позиции имели 2 артустановки, обе открытого типа, круглой формы, наполовину заглубленные в землю, окружены 3 земляными валами, заглубление 1,43 м., диаметр варьировался от 12,4 до 7,6 м.. Плац располагался позади батареи. Помещения для гарнизона располагались у края плаца, ширина помещения 8 м., заглубление 4,2 м., остатки стены в высоту достигают 2,75 м. ... В 9 год эры правления под девизом Гуансюй (1883) также в 100 м. к востоку от этих позиций была построена батарея Яньтай (букв. Маяк), артустановки открытого типа, наполовину заглубленные в землю, окружены 3 земляными валами, также вооружена 2 орудиями, расположенными друг от друга на расстоянии более 10 м., заглубление варьировалось от 1,41 до 1,42 м., диаметр - от 11,6 до 12,6 м.

Откуда ноги растут у живописных рассказов Штенцеля?

#47 18.03.2013 11:51:01

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китайско-французская война

Кто сможет прояснить, что в ней говорится об обстоятельствах фотосъемки солдат армии "Черных Флагов" доктором Окуаром? (дело в том, что распространенная в фотоподборках аннотация к этой фотографии не соответствует подписи к ней же в его книге "Тонкинская экспедиция" 1892 г. издания). Фрагмент фото, воспроизведенный в книге:
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6 … f329.image

И что известно о характере его деятельности во Вьетнаме вообще? Правильно его имя по-французски пишут так: Charles Edward Hocquard (1853-1911). Был в Тонкине в 1884-1885 гг. Еще одна подборка его фото: http://artsearch.nga.gov.au/Search.cfm? … r_select=1

#48 23.08.2013 15:21:53

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Китайско-французская война

http://f4.s.qip.ru/~iJXXc5mw.jpg
карта одного с событий войны(тайвань?)
http://www.geocities.co.jp/SilkRoad-Des … ao104.html


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#49 23.08.2013 15:54:48

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

#50 06.11.2016 12:04:41

ринат гимадеев
Гость




Re: Китайско-французская война

Уважаемый Nie-junmen!"..13 февраля 1885 г. попытка китайской эскадры снять французскую блокаду с Формозы завершилась через считанные минуты после того, как китайский адмирал увидел противника. Попытка удрать, однако, удалась китайцам уже лучше: три самых быстроходных крейсера смогли оторваться от кораблей адмирала Курбе, а два более тихоходных – 2600-тонный фрегат «Ю-Юань» и 1200-тонный корвет «Тен-Чжин» укрылись на незащищенной береговыми батареями, но неизвестной французам стоянке в Шейпу. Вход на стоянку был возможен через несколько изобиловавших мелями узких проток между островами, и Курбе счел, что лезть наобум в незнакомые воды – несмотря на свое значительное превосходство в силах – преждевременно. Его корабли перекрыли выходы со стоянки, а три паровых катера отправились на разведку. Хотя им и удалось обнаружить китайцев между Шейпу и островом Туньун, остальные данные были неутешительны – для французской эскадры, главную силу которой представляли имевшие большую осадку «Баярд» и «Триомфан», попытка пробраться к противнику была слишком рискованной.Номерных миноносцев, один из которых столь успешно отработал при избиении китайской эскадры полугодом ранее, на сей раз у Курбе не было. Однако в том же бою паровому катеру с флагманской «Вольты» удалось шестовой миной сбить руль китайской канонерки, и адмирал решил повторить успешный опыт. В атаку, назначенную на ночь с 14 на 15 февраля, были снаряжены два 8,5-метровых паровых катера с «Баярда», вооруженные шестовыми минами №1 образца 1878 г. Отметим, что скорость этих катеров не превышала 7 узлов, а дальность плавания полным ходом – 35 миль. Командование было поручено уже успевшим отличиться (хотя и в боях на суше) офицерам «Баярда» – кавторангу Гурдону и капитан-лейтенанту Дюбоку. Сопровождение поручили катерам под командованием опытного гидрографа, капитан-лейтенанта Равеля. Под покровом ночи, выкрашенные в черный цвет катера четыре с лишним часа пробирались через лабиринт островов и искали успевших сменить место стоянки китайцев. Шум машин был чрезмерным, и непосредственно перед выходом в атаку скорость пришлось сбавить. В итоге, когда с «Ю-Юаня» заметили катер Гурдона, дистанция не превышала двухсот метров. Китайцы успели открыть огонь из картечниц и винтовок, убив одного матроса и повредив паровой котел. Гурдон счел пальбу неизбежным злом и, не обращая на повреждения внимания более необходимого, чем нужно для их исправления, взорвал 13-килограммовый заряд пироксилина о правый борт китайца. Дюбок задержался, но затем смог подойти к «Ю-Юаню» незамеченным и также подорвать свою мину. Пока запаниковавшие команды китайских кораблей начали палить друг в друга (результатом чего стало подводное – и оказавшееся фатальным – повреждение «Тен-Чжин»), французы, потерявшие в темноте сопровождавший их катер Равеля, решили уйти из лабиринта проток самостоятельно. К 10 утра оба катера добрались до транспорта «Саон».Гибель обоих китайских кораблей подтвердилась 16 февраля. Курбе получил свою победу, Гурдон и Дюбок – награды, китайцы – повод и дальше не ввязываться в морские сражения с французами, а сторонники «Молодой школы» – подтверждение способности даже самых малых и неуклюжих миноносок топить, хотя бы на стоянке, крупные корабли..." - Дмитрий ЯКИМОВИЧ ««Фудр» Часть 1: Кто угодно, только не крейсер» «Арсенал-Коллекция» № 7 за 2014 г.НО!Существует версия, в соответствии с которой Дюбок, промахнувшись мимо «Ю-Юаня» подорвал «Тен-Чжин», но в темноте сам этого не понял. В пользу этой версии говорит то, что потопление корвета в 1200 тонн случайным огнем с уже подорванного фрегата – с которого по катерам стреляли только из малокалиберного оружия – вещь вообще маловероятная, а береговые батареи китайцев не располагали пушками не то что крупного, но даже среднего калибра. К тому же служивший в китайском флоте американец Арлингтон упоминает именно подрыв корвета миной.Внесите,пожалуйста ясность.

Страниц: 1 2 3


Board footer