Сейчас на борту: 
Алекс,
Аскольд,
Юрген
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 27.05.2013 13:17:04

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




"Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

В продолжение темы на ветке «От парусов к пару» - «Статистика Крымской войны», пост № 35.
Данные по перестройке кораблей известны только для английского флота, поскольку книги по эволюции военных кораблей эпохи линейной тактики (1650-1850) были написаны только по английскому флоту; по остальным флотам имеются только описания отдельных кораблей без исследования их эволюции (исключение – недавняя книга по испанским фрегатам). 
В 17 веке перестройка означала то, что и должна означать. Корабль вводили в док, полностью разбирали и отбирали еще годные части. Чаще это были массивные килевые элементы. Кораблей тогда в королевском флоте было относительно немного,  средства были ограничены, и министры, парламентарии и лорды Адмиралтейства полагали, что таким образом можно сэкономить много материалов. Но фактически это не давало выигрыша, поскольку разборка корабля была трудоемкой, а сэкономленные средства незначительны.
Но к 1700-01 гг. положение изменилось. Еще в 1677-85 гг. было построено 30 ЛК (1-100, 9-90, 20-70), а вскоре после начала войны с Францией (1689-1697 гг.) началась спешная постройка серий ЛК: 17-80, 3-70, 10-60, 20-50, затем – еще 4-90 и 5-70 и т.д. Корабли строились наспех, из сырого и «несезонного» дерева (срубленного в несезонное время), особенно на частных верфях;  в результате к 1701 г. многие из недавно спущенных ЛК уже требовали «перестройки».  Между тем начиналась новая война с Францией – «За Испанское наследство», обещавшая быть долгой и дорогой, доки требовались для постройки новых (сверхштатных) кораблей. В этих условиях принципы «перестройки» были негласно изменены, хотя официально это не признавалось.
Внешне, как и прежде, когда корабль становился полностью негодным (сгнивал каркас – шпангоуты), Адмиралтейство выдавало ордер на его «перестройку». А на практике получалось следующее: какой-либо корабль заканчивал свою карьеру в качестве блокшива, скажем, в Плимуте, а перестраиваться он начинал в Чатеме. Маловероятно, чтобы его сохранившиеся части специально везли в Чатем, скорее всего они в Плимуте и реализовались (если их вообще удавалось найти), так что «перестроенный» корабль фактически был совершенно новый, к прежнему отношения не имевший, кроме названия.
Таким образом, английский флот состоял не из кораблей, а из их названий: корабли, назначенные в «перестройку», или вообще не существовали (у Адмиралтейства пока еще не было на нее денег, и они представляли из себя только груду относительно годных элементов, сваленных в углу верфи), или же находившихся в процессе постройки, будучи абсолютно новыми. Были даже случаи, когда корабль начинал перестраиваться, прежде чем был разобран тот, который предназначался для этой перестройки, так что сам этот термин «перестройка» стал полной профанацией.
Страны, имевшие мало опытных кораблестроителей и много дешевого леса (Россия, лиственница), предпочитали однозначно сдавать на слом старые корабли и не заморочиваться с их «перестройкой».
В популярных изданиях по парусному флоту и сейчас приводятся примеры будто бы очень долгой жизни некоторых кораблей, которые за свою карьеру неоднократно перестраивались; при этом не учитывается, что при каждой «перестройке» получался совершенно новый корабль, зачастую с новыми ТТХ.
В следующем посте я приведу примеры таких будто бы «долгожителей».

#2 27.05.2013 21:22:39

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Итак, «долгожители». Возьмем 100-пуш. кораблик с характерным названием «Виктори». Он начинал карьеру в1675 г. под именем «Ройал Джеймс», в 1691 г. получил более подходяще название «Виктори», в 1694-95 гг. был перестроен, размеры почти не изменились, с 1705 г. поставлен на прикол, фактически использовался как блокшив, короткое время (1714-15 гг.) назывался «Ройал Джеймс». В 1716 г. срезан верхний дек, «для облегчения буксировки в гавани». В 1721 г. частично сгорел и тогда же разобран для «перестройки». В 1727 г. было приказано его «перестроить» по Штатам 1719 г., был даже заложен киль. Название «Виктори» продолжало присутствовать в официальных флотских списках, хотя он представлял кучу материалов  б/у, сваленных на краю верфи (не считая заложенного киля). Работы неспешно продолжались до 1733 г., когда было решено строить его по увеличенным размерам Штатов 1733 г., наконец, в 1737 г., простояв почти 11 лет на стапеле, он был спущен. Погиб со всем экипажем в Канале в 1744 г. в сильный шторм; имел 4 ряда галерей на корме, что, видимо, и послужило причиной его гибели.   
Разумеется, любителям хорошо известен супердолгожитель «Ройал Вильям», служивший во флоте с 1670 до 1813 г. (!) и разобранный в 1820 г. В 1670 г. он был спущен как 100-пуш. «Ройал Принс» (стоимость 23851 ф.ст.). 18.04.1691 был назначен на «перестройку», спущен год спустя, 21.04.1692, перед спуском переименован в «Ройал Вильям» в честь короля Вильгельма.  В боевом составе до 1702 г., после чего поставлен на прикол. В 1714 г. назначен на перестройку и разобран. Спущенный в 1719 г.  «Ройал Вильям» был совершенно новым кораблем по Штатам 1719 г. Стоимость – 30794 ф.ст. Ни разу не был в море. В 1757 г. перестроен в 84-пушечник (31507 ф.ст.). Участвовал в кампаниях 1757-62 гг. К 1778 г. уже старый корабль, вооружение было облегчено; с 1790 – ПКЗ до 1813 г. Реально был ни на что не годен, но, как говорят, король Георг его очень любил, и только после того, как король в 1811 г. окончательно спятил, от этого блокшива решили избавиться.

#3 27.05.2013 22:30:49

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5898




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #700526
Таким образом, английский флот состоял не из кораблей, а из их названий

А число пушек при этом сохранялось?
Кстати, в ряде флотов практиковали постройку корабля и потом десятилетиями его на воду не спускали. Как такое "хранение" сказывалось на дальнейшей службе?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#4 27.05.2013 22:48:07

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #700681
А число пушек при этом сохранялось?

Обычно - да, но размеры могли быть больше, т.к., хоть и редко, но Штаты меняли (1719, 1733, 1741, 1745, 1762, 1792).

Олег написал:

Оригинальное сообщение #700681
Как такое "хранение" сказывалось на дальнейшей службе?

Если над ним устраивали что-то вроде ангара от дождей и сырости, то проблем не было.

#5 27.05.2013 22:57:29

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5898




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #700684
то проблем не было.

А преимуществ, все же дерево дополнительно сохнет?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#6 28.05.2013 09:59:42

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #700689
преимуществ, все же дерево дополнительно сохнет?

Да, при правильном хранении. Скажем, "Виль де Пари" 120, заложен в 1807 г., почти готовый простоял до 1850 г., когда был спущен. Видел его фото уже 20 века.
По окончании войны в 1815 г., когда все на время помирились, гл. инспектор кораблестроения Франции Тюпинье предложил такой состав флота (1820): 20 ЛК на плаву, 20 ЛК на стапелях в готовности 22/24, еще 13 ЛК в готовности 13/24, примерно так же и по фрегатам. Но средства урезали, и с конца 1830-х у Франции было постоянно 23 ЛК на воде и 22 - в высокой степени готовности; Англия тоже подолгу держала многие корабли на стапелях. Постоянно держать под ружьем большой флот было и накладно, и без необходимости, но в случае нужды можно было быстро увеличить флот. Так, к 1850 г. у Франции были те же 23 ЛК+22в постройке, а в 1855 г. - уже 45 ЛК, в т.ч. 30 - паровые или в процессе превращения в них.

#7 29.05.2013 14:33:42

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #700663
Спущенный в 1719 г.  «Ройал Вильям» был совершенно новым кораблем по Штатам 1719 г. Стоимость – 30794 ф.ст. Ни разу не был в море.

Т.е. он за 30 лет вообще ни разу не вооружался? Почему, как Вы считаете?

#8 29.05.2013 14:59:03

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #701201
Т.е. он за 30 лет вообще ни разу не вооружался? Почему, как Вы считаете?

Никаких подробностей, почему он после спуска на воду в 1719 г. ни разу не выходил в море, я не нашел. В 1746 г. планировалось  срезать его в 2,5-дечник, но в 1748 г. от этого отказались. В 1755 г. было решено обратить его в 84-пуш. трехдечник (без орудий на квартер-деке), с 1757 г. переведен во 2-й ранг.
В 1734-35 гг. в море выходид Британния 100 (1715), в 1740 обращен в госпитальный. В 1741 г. вооружены три 100-пуш. – Виктори (1737), Ройал Соверен (1729) и Ройал Джордж (1715); последний имел только 88 орудий. Можно предположить, что сперва в «Ройал Вильяме» не было необходимости, а затем хромало его качество. Я постараюсь выяснить это у Рифа Винфилда, он как раз сейчас работает над книгой об англ. 100-пушечниках.

#9 02.06.2013 21:42:21

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #701206
Я постараюсь выяснить это

Выяснил. "Ройал Вильям" (1719) дефектов не имел. 100-пушечники были очень дороги при введении в боевой состав флота и в мирное время играли роль устрашающего фактора.  В общем, не было необходимости в том, чтобы их всех вооружать. В 1741 г. из 124 англ. ЛК годных к морской службе было 83, в т.ч. три уже упомянутых.

#10 02.06.2013 23:51:04

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #702651
Выяснил.

Спасибо!

#11 26.06.2013 17:44:29

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

В продолжение поста № 2:
После страшной гибели 100-пуш. «Виктори» (1737) со всем экипажем в 1000 чел., включая адм. Болчена,  в 1744 г. это название было вычеркнуто из списков королевского флота, т.е. замены с таким названием решили не строить. У англичан существовало негласное правило: названия кораблей, погибших по небоевым причинам с большими жертвами, более не использовать. Таким образом не использовались следующие названия:
Коронейшен 90п, разбился в шторм в 1691 г., погибла большая часть экипажа и капитан Скелтон, один из лучших в англ. флоте.
Сассекс 80п, разбился в сильнейший шторм у Гибралтара в 1694 г., из 550 чел. экипажа спаслось только «два мавра», утонул и адм. Уилер.
Эссошиэйшен 96п, разбился в Канале в шторм в 1707 г., погиб весь экипаж и главком флота адм. Шовелль.
Кэптен, бр-ц, перевернулся в шторм в 1870 г., почти весь экипаж погиб.
Построенный в 1749-56 гг. 100-пушечник для замены погибшего Виктори был назван Ройал Джордж, хотя такой ЛК уже имелся; прежний Ройал Джордж был переименован в Ройал Анна. В 1759 г. был заложен новый 100-пушечник; в 1760 г. по причине ряда громких побед в 1759 г. на суше (Минден) и на море (Лагос, Киберон) Адмиралтейство, после некоторых колебаний, решило все же дать этому новому 100-пушечнику «несчастливое» название Виктори – в честь этих побед.

#12 26.06.2013 18:34:30

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1276




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

А имелись ли корабли-долгожители в Российском флоте 18 в.? А то, в основном, больше 15 лет от спуска до разломки и не служили...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#13 26.06.2013 20:13:51

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

STEFAN написал:

Оригинальное сообщение #710953
имелись ли корабли-долгожители в Российском флоте 18 в.?

Можно кое-что найти в "Списке" Веселаго: скажем, "Победоносец" Катасанова (1780 г.), разобран в 1809 г., плавал в 1801 г. (плавбатарея), построен из обожженного леса, смазанного жидкой смолой с серой. "Св. Александр" (1717 г.) плавал еще в 1746 г., но в 1729-32 гг. он был практически перестроен.
Поскольку с 1730-х гг. основная часть кораблей БФ строилась из дешевой лиственницы в Архангельске (такие корабли были почти вчетверо дешевле дубовых), проще было построить новый корабль, чем тимберовать старые.

#14 26.06.2013 22:05:34

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1276




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Тут вспомнились пять прамов Донской флотилии Сенявина (№№ 1 - 5, позже получили в названия имена троянского царя Приама: "Гектор", "Парис", "Лефеб", "Елень" (правильнее Гелен), "Троил"). Вот уж действительно "долгожители"! Заложены и частично построены в 1738-39 г.г., затем вновь разобраны. Вновь отстроены в 1768 - 69 г.г. (почти через 30 лет!), три из них пару лет простояли под Азовом (зимой у крепости Св. Дмитрия Ростовского), а затем полтора десятка лет в виде дебаркадеров в устье Темерника (под той же крепостью). Полностью сгнили уже к концу 70-х г.г., но не разламывались, по крайней мере, до 1785 г. Два остальных ("Гектор" и "Троил"), севшие летом 1769 г. на мель на Дону, были возвращены в Новопавловск, подняты на стапеля и в довольно гнилом виде сохранялись неизвестное время еще и после 1785 года (непонятно зачем). Т. е. возраст их (если считать с момента закладки) получался около полувека!


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#15 26.06.2013 22:43:22

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

STEFAN написал:

Оригинальное сообщение #711027
возраст

Англ. 74-пуш. Корнуоллис спущен в 1813 г., много плавал, был в Америке и Китае, в 1855 г. получил машину, с 1865 г. блокшив, слом в 1957 г.
Нужно ведь, чтобы корабль не просто существовал, а был бы в боевом составе флота.
В 1820 г. инспектор франц. кораблестроения барон Тюпинье на основе накопленного опыта пришел к выводу, что если корабль построен по всем требованиям (лес срублен в надлежаий сезон и должным образом высушен), а конструкция корабля предусматривает вентиляцию всех его элементов, и он используется с соблюдением правил и т.д. и т.п., то такой корабль в среднем может служить 14 лет. Далее - тимберовки, которые пролевают его жизнь еще на 7 лет. При перестройке, когда заменяются 67-75% элементов, жизнь соответственно удлиняется. Можно и схалтурить, но такой корабль сможет выходить в море только на короткое время и в тихую погоду (как бол-во ЛК БФ в 1854 г.).

#16 16.12.2013 22:43:57

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Возвращаясь к теме перестройки кораблей в Англии: с начала 18 в. строительство новых кораблей прекратилось, одни и те же корабли долгие годы входят в состав королевского флота, правда, их время от времени «перестраивают». В чем тут дело? Начнем от печки. К  1677 г. в Англии вдруг выяснили, что если у нее, «владычицы морей» было 67 ЛК (1-4 рангов), еще было 10 кораблей 4 ранга, но с полукулевринами (9ф), негодными для линии баталии (и еще 12 кораблей 5 ранга от 28 до 32 пушек), то у Франции было таковых, сопоставимых с английскими, целых 90!, не считая 26 кораблей (28-38-пуш.) 5 ранга. Пипс при поддержке короля провел в Парламенте закон о срочной ассигновке 600 тыс. ф.ст. на постройку 30 ЛК (1-100, 9-90, 20-70). Денег не хватало, корабли получались слишком маленькие, но король сказал Пипсу: строй большие корабли, я доплачу разницу из своих средств (это на счет того, что король Карл будто бы все деньги тратил на своих б.ядей). К 1685 г. эта программа была завершена, затем до 1688 г. было построено еще 3 ЛК 4 ранга, и всех стало 100. С началом войны 1689-97 гг. началось быстрое пополнение флота: по пр. 1690 г. – 3-70-пуш., по пр. 1691 г. – 17-80-пуш. и 10-60-пуш., далее, 20-50-пуш. на частных верфях и по пр. 1695 г. – 4-90-пуш. и 4-70-пуш. За время войны 1689-97 гг. Англия потеряла по разным причинам 30 ЛК, но на конец 1697 г. она имела 120 ЛК 1-4 рангов, 39 кораблей 5 ранга и 27-6-го. Парламент, уставший без конца выделять деньги на новое строительство и получив в 1695 г. полную власть над финансами страны, заявил в 1695 г., что новые корабли в ближайшие 50(!) лет строиться не будут. По этой причине в дальнейшем шла только «перестройка» пришедших в негодность кораблей, о чем говорилось выше.

#17 23.04.2014 13:16:41

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #772666
По этой причине в дальнейшем шла только «перестройка» пришедших в негодность кораблей, о чем говорилось выше.

До середины 18 в. все новые английские корабли именовались «перестроенными», но затем от этих абсурдных наименований отказались, старые корабли обычно просто продавали на слом, их заменяли «новопостроенные». Единственное исключение -  еловый (и слабый) 46-пуш. фрегат Clyde (1796), был официально «перестроен» (разобран и спущен на воду по новой в 1805 г.).  Но в ряде случаев «большие тимберовки» смахивали на перестройки, учитывая их высокую стоимость, при этом внешний вид кораблей существенно менялся. Несколько примеров:
Britannia 100 (1762) – первоначальная стоимость – 41729 ф.ст.
Тимберовки: в 1772 – 6371, в 1778-79 – 15597, в 1788-90 – 35573, в 1801-02 – 21739
В 1806 г. поставлен на прикол и портовый до 1825 г.
Victory 100 (1765) – 57748/
Тимберовки: 1778 – 13296, 1787-88 – 37523, 1789 – 6451, 1800-03 – 70533, 1806 – 9936, 1814-16 – 79772
Royal Sovereign 100 (1786) – 61254
Тимберовки: 1793 – 22181, 1806-07 – 63000
С 1815 г. – портовый до 1841 г.
Hibernia 116 (1804) – 71139
Тимберовки: 1819-25 (переделан в 120-пуш. с круглой кормой) – 74302, 1845 (переделан в 104-пуш.) – 29272
С 1855 – портовый на Мальте.
Caledonia 120 (1808) – 96381
Тимберовки:
1815 – 24205, 1826-31 – 113839+9511, 1838 – 8909, 1840 – 6129
В 1855-56 переделан в госпитальный.

#18 06.04.2018 15:54:16

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

В мирный 1817 г., когда Наполеон был побежден, Франция стала почти союзником, да и флот ее подсократился, а испанский вообще исчез, так вот, в течение этого мирного 1817 г. Англия выделила на постройку и тимберовку кораблей Королевского флота 1.139.277 ф.ст. В ту эпоху 1 ф.ст. (по содержанию золота)=6 руб. 32 коп. Так что, если желаете иметь флот, как у Англии, не прячьте ваши денежки.
Для интересующихся могу привести названия и средства, выделенные на постройку/тимберовку каждого корабля в 1817 г.

#19 21.10.2020 19:34:17

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1276




Re: "Перестройка" кораблей в 17-18 вв.

Хочется возобновить эту довольно интересную тему. В частности, по российским кораблям. В частности, по судам Черноморского флота и Азовской флотилии 2-й пол. 18 века.

Что точно:
Галиот "Осел" перестроен в транспорт "Таганрог" (с увеличением габаритов - фактически, другое судно), а после переделан в новоизобретенный фрегат "Иоанн Златоуст" (погиб зимой 1788-89 гг.).
Почти точно:
Пакетбот "Почтальон" (числился "фрегатцем") перестроен в 1782-83 гг. во вполне полноценный фрегат с тем же названием (с увеличением габаритов - фактически, другое судно), после переименован в "Никиту Мученика", предполагалась установка мортир, но, возможно, от этого отказались, потом - брандвахта до разломки в 1793-94 гг.

А вот дальше вопросы.
Фрегат "Седьмой" ("Херсон"). Дважды капитально тимберовался. По первой тимберовке - не ясно, вторая - переделан в новоизобретенный фрегат "Василий Великий". Погиб зимой 1788-89 гг.
До второй тимберовки какое-то время числился транспортом. Известны несколько вариантов его вооружения. Вот интересно - насколько глубокой была первая тимберовка - менялись ли габариты?

Новоизобретенные корабли "Хотин", "Азов", "Таганрог"... Все тимберовались, причем названные с довольно серьезным усилением (количественно) вооружения. Известно, что на судах надстраивались форкастли. Видимо, на "Хотине" и шкафут сделали. Опять таки, как у них с габаритами? И не полезно ли было на кораблях 2-го рода фок-мачты добавить?

Можно мелочь вспомнить - плавучие батареи. Явно, для переделки из "конюшен" и "водовозов" с "ресторанами", нужно было серьезно укрепить корпуса и т. д.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

Страниц: 1


Board footer