Вы не зашли.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #707353
Имеются в виду документы по обстоятельствам гибели катеров
Вернусь в пятницу и посмотрю, м.б. что-то дополнительное найдется
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #707955
Вернусь в пятницу и посмотрю, м.б. что-то дополнительное найдется
Спасибо.
Юг написал:
Оригинальное сообщение #707414
На первой картинке катер по характеру разрушений потоплен авиацией. Лежит носом на север, от мыса Тузла примерно 3.5 км к Ю-З, практически напротив Кроково. В 100 м по корме 2 сброшенные торпеды. Предполагаем ТК-114 (ТК-112?), но в списках потерь этот катер почему-о не встречается.
№114 в потерях числится, но с ним есть неясности. Видимо, это з/н 492, посмертно переведенный приказом ком.ЧФ на новые штаты 13.12.43. Похоже, его же призрак и в ТК-373 переименовали 23.2.44 (см. Бережного). По перечню №18 он числится участником войны 19-21.4.44, т.е. всего 3 дня. Видимо, нашли ошибку и исключили. По отчетам 2-й БТКА такого ТКА в 1944 вообще не было.
По месту гибели. По документам, его расстреляли 2 Ме-109 в 3 милях западнее Кроткова. Накануне ТКА-114 выходил на обеспечение минной постановки, вполне мог иметь при себе 2 торпеды.
Юг написал:
Оригинальное сообщение #707414
Предполагаем, что это АКА-96. Материалы, которыми располагаем : " 7.12.1943 г ...Высадив в Кроткове спасенных людей, АКА-96 пошел к мысу Такиль ...
В документах местом гибели указана точка 4508,0/3629,3 (ок. 2 миль северо-восточнее м. Такиль), но насколько это точно - трудно сказать
С уважением,
А. Кузнецов
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #709984
№114 в потерях числится, но с ним есть неясности. Видимо, это з/н 492, посмертно переведенный приказом ком.ЧФ на новые штаты 13.12.43.
Это точно зав. №492. Погиб 26.11.1943.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #709984
Похоже, его же призрак и в ТК-373 переименовали 23.2.44 (см. Бережного).
Боюсь, Сергей Сергеевич был не прав - в приказе КЧФ №00185 от 19.3.1944 никакого ТК-373 нет, а 23 февраля никакого приказа не было.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #710035
Это точно зав. №492. Погиб 26.11.1943.
Спасибо
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #710035
Боюсь, Сергей Сергеевич был не прав - в приказе КЧФ №00185 от 19.3.1944 никакого ТК-373 нет, а 23 февраля никакого приказа не было.
Да, похоже. Но всё же ТК-373 по бумагам где-то проходил, раз он попал в "Перечень №18". Аналог поручика Киже
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #710067
Но всё же ТК-373 по бумагам где-то проходил, раз он попал в "Перечень №18".
Вообще странно, поскольку в 8-м отряде 2-й БТКА 1-е звено ТК-371, 372, 2-е звено ТК-305, 306, 3-е звено - ТК-307, 308. В других отрядах префикс "37" также отсутствует.
Вообще-то приказ №00185 ссылается на циркуляр ГМШ от 23.2.1944, возможно там какой-то ТК-373 и был, но это все-таки не приказ по флоту и катера на его основании фактически не переименовывались.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #709984
№114 в потерях числится, но с ним есть неясности. Видимо, это з/н 492
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #710035
Это точно зав. №492. Погиб 26.11.1943.
Большое спасибо. Местоположение катера примерно соответствует указанному в документах. В воспоминаниях также удалось найти следующее : "...26.11.43. В ночь на 26 ноября Левищев вместе с бронекатером № 306 поставил минную банку на фарватере противника и включился в охранение мотоботов с северной стороны. После обычного боя при разгрузке судов и приеме раненых командир конвоя капитан-лейтенант Гнатенко дал сигнал всем взять курс в базу. Левищев отходил последним. Наступило утро, когда моряки подошли к своему берегу, надеясь отдохнуть после трудной ночи. Но поступило тревожное сообщение: у Эльтигена на подбитом мотоботе люди терпят бедствие.
Левищев немедленно приказал лечь на обратный курс.
Было совсем светло, когда катер прибыл в район поиска. С минуты на минуту должны были появиться истребители противника, но моряки думали не о себе, а лишь о том, как спасти товарищей, попавших в беду. Мотобота нигде не было видно. Донеся об этом и получив разрешение на возвращение в базу, Левищев повернул к таманскому берегу. До него оставалось 3–4 километра, когда напали вражеские истребители. Несколько прямых попаданий — катер загорелся и начал тонуть. Когда стало ясно, что бороться с огнем и водой бесполезно, Левишев приказал оставить корабль. Фашистские самолеты кружились над морем и расстреливали плававших в горящем бензине людей. Спастись удалось лишь тяжело раненному старшине мотористов Ивану Ткаченко. Он и поведал нам о подробностях трагической гибели Григория Владимировича Левищева и остальных моряков."
Что касается места гибели АКА-96, то, судя по координатам, оно находится примерно по линии Такиль-Тузла ближе к берегам Крыма. Получается, у мыса Панагия лежит другой катер. Может ли это быть "... Загадочный катер..." АКА-76, и в чем загадка ?
Юг написал:
Оригинальное сообщение #712530
Может ли это быть "... Загадочный катер..." АКА-76, и в чем загадка ?
Загадка в том, что он пропал без вести, место и точная причина гибели неизвестны. Судя по описанию последнего боя АКА-76, у Панагии он вряд ли мог погибнуть. Но мало ли, вдруг заплутал ночью, или сдрейфовал в неуправляемом состоянии.
Понятно. Будем смотреть на месте. А что касается перемещения неуправляемого судна поперек пролива, то это вполне реально по причине сталкивающихся в южной части Черноморских и Азовских вод с образованием гигантских водоворотов. Такое явление наблюдалось несколько лет назад у Панагии. Кстати, касательно Панагии возник вопрос по ТК-32. По документам погиб 15.10.1943 г. от подрыва на мине в р-не м. Железный Рог при проведении траления. Встречал информацию, что это произошло в районе Матросской балки ( это в стороне от Железного Рога, немного южнее Панагии). Есть ли по этому катеру подробности о месте гибели ?
Юг написал:
Оригинальное сообщение #712642
по ТК-32. По документам погиб 15.10.1943 г. от подрыва на мине в р-не м. Железный Рог при проведении траления. Встречал информацию, что это произошло в районе Матросской балки ( это в стороне от Железного Рога, немного южнее Панагии). Есть ли по этому катеру подробности о месте гибели ?
ТКА-32 и ТКА-102 легли в дрейф, не доходя до Панагии (с юго-востока) 2-2,5 мили, находились в 6-7 каб. от берега южнее Матросской балки. В 21:00 с ТКА-32 послышалось 2 глухих взрыва с интервалом 30-40 секунд, он разломился на 2 части и затонул через 20-30 секунд. Погибли 4 человека. На поверхности осталась плав.емкость с доп.запасом топлива, находившаяся в желобе ТКА-32. В 21:30 эта емкость также подорвалась на 2 минах и затонула.
Получается, что ТКА-32 лежит ближе к Панагии, чем к Ж.Рогу.
Отредактированно А. Кузнецов (01.07.2013 18:22:48)
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #712671
Получается, что ТКА-32 лежит ближе к Панагии, чем к Ж.Рогу.
Спасибо за важную информацию ! Интересует также судьба ТКА-103 - переход Анапа-Кротково (по нему идут разночтения по месту гибели от Эльтигена до Кроткова), и катера ТКА-112 (Тамань ?).
Юг написал:
Оригинальное сообщение #712710
Интересует также судьба ТКА-103 - переход Анапа-Кротково (по нему идут разночтения по месту гибели от Эльтигена до Кроткова), и катера ТКА-112 (Тамань ?).
ТКА-103 на переходе Анапа – Кротков "морским" фарватером в точке поворота на зеленый створ (ок.4 миль на юго-юго-восток от м.Такиль) подорвался на мине и через 10 минут затонул. Встречаются также координаты 4501,2/3627,8 - та самая точка поворота. Это примерно 1,5-2 мили к юго-западу от места "ок.4 миль на юго-юго-восток от м.Такиль". Непонятно, почему такая разница - то ли ТКА от точки поворота всё же сколько-то прошел в направлении м.Тузла (курс 32 градуса), то ли просто ошибка.
Скорее всего, ближе к истине 4501,2/3627,8, примерно там же его и на схемах рисовали - практически строго на юг от м.Такиль.
ТКА-112 - если это тот, который погиб 2.7.42, то он затонул прямо в порту, у причала. Иногда пишут, что потоплен "на подходах к Тамани", но по отчету 1-й БТКА он погиб от взрыва бомбы у края пристани. Ему разрушило рубку, начался пожар, он "сгорел и потонул".
Благодарю за интересные материалы !
В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ,ЗАПАДНЕЕ КРОТКОВ,ОБНАРУЖЕН НОВЫЙ ОБЪЕКТ- ТК-Г5 ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО №114 КАТЕР ИМЕЕТ РАЗРУШЕНИЕ КОРМОВОЙ ЧАСТИ И РУБКИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЗОРВАЛСЯ.НА КОРПУСЕ ИМЕЮТСЯ ПРОБОИНЫ.ТАКЖЕ ЗАКРЕПЛЕНЫ БУКСИРНЫЕ ТРОСЫ ,ПОХОЖЕ ЕГО БУКСИРОВАЛИ ИЛИ БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН К БУКСИРОВКЕ.РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ -В ПОЛОЖЕНИИ СТОП
Спасибо за информацию! По описанию, действительно похоже на ТКА-114
Не нашёл подходящей темы, если-что подправьте. Неделю назад вернулись из экспедиции (р-н Железного рога). У озера Солёное наконец то обнаружили немецкую БДБ. Подскажите её номер и где, кроме указанных у меня на сайте данных, есть упоминание о её гибели. Планируем дальнейшее её обследование. Хотелось бы знать где, и главное что, искать из перевозимого груза. Вот тут подробней про результаты экспедиции: http://www.neptun-pro.ru/e_27.html
Оговорюсь, что зарисовка схематическая, больше рисовалась со слов. Видимость практически нулевая была.
Отредактированно Станислав Долгов (08.08.2013 11:10:25)
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #725686
У озера Солёное
А поточнее место можно? Прямо у Соленого озера, или на сколько-то вправо-влево?
Отредактированно А. Кузнецов (08.08.2013 11:44:22)
Вот в этом месте у Янтаря. Ближе к левой оконечности озера.
Думается это про неё упоминание сводках 8 гшап:
"10 августа 1943г в 7.55 в районе оз. Соленое с высоты 900 м штурмовики атаковали 8 БДБ противника с грузом и живой силой, идущих на Анапу в двухкильватерной колонне под охраной четырех СКА в голове колонны. Атака БДБ произведена с крутого планирования под углом 25-30°. Первый заход выполнялся в боевом порядке "фронт" самолетов с правого борта. Обе атаки производились под углом 80-90° к курсу кораблей. После атаки штурмовики выполнили поворот "все вдруг" и атаковали конвой с левого борта с высоты 25-50 м. БДБ поражались бомбами ФАБ-50, АО-25, РОФС-132, РС-82, пулеметно-пушечным огнем и гранулированным фосфором. Конвой противника во время удара маневрировал, меняя курс и ход, перестраивался в шахматный порядок. В результате удара были потоплены одна БДБ и один СКА, две БДБ загорелись, и люди с них прыгали в воду. "
Отредактированно Станислав Долгов (08.08.2013 12:00:15)
Это F470C. Выброшена на мель штормом 23.5.43, немцы стащить ее не смогли, подорвали 15.9.43 при отступлении с Таманского полуострова. Фрицы сняли с нее, всё что можно. Любопытно, осталось ли что-нибудь, кроме корпуса.
Повреждения от бомб там наверняка должны быть. Наши ее, скорее всего, много раз бомбили с мая по сентябрь.
P.S. То, где на Вашей карте написано "Salt lake" - это лиманы. А оз.Соленое западнее, на этой карте почему-то не нарисовано. Я поэтому и призадумался сначала.
Отредактированно А. Кузнецов (08.08.2013 12:40:31)
Спасибо за информацию. Просто на лоции как Солёное указано именно это. Вы, разумеется правы, это Бугазский лиман. А Солёное на карте это небольшое озерцо западнее. В реале от моря его отделяет коса такая же, по ширине, как и Бугазская.
Выходит к потоплению этой БДБ наши не имели непосредственного отношения?
И ещё один вопрос, которым мы озадачены последнее время. Насколько координаты той поры отличаются от современных? По какой системе они переводятся в современные?
Отредактированно Станислав Долгов (08.08.2013 13:46:31)
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #725713
Выходит к потоплению этой БДБ наши не имели непосредственного отношения?
Да, тут немцы сами справились, без нас. У БДБ движки отказали, поэтому она со штормом не совладала.
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #725713
Насколько координаты той поры отличаются от современных?
Немцы дают координаты 4505,5/3656,5. Сравните с настоящими, и мы вместе узнаем разницу
Уж извините за поправку, но озеро Соленое и в 1943 таковым являлось и на том же месте находилось. Его за ориентир было проще принять, чем лиман, так как лиман протяженный.
С уважением.
Дело в том, что само озеро ни сейчас , ни в годы войны ориентиром быть не могло. Если находиться на траверзе озера и лиманов, то склон берега, возвышающийся от м. Железный рог, и уходящий вправо обрывается непосредственно перед этим озером. Вот его оконечность и была ориентиром. Потому все знали - справа от склона оз. Солёное. Да и озером его можно назвать условно. В паводок оно заполнено водой, в другие месяцы белое от соли и ни капли воды на нём нет. Песчаная коса, отделяющая озеро от моря не даёт возможности разглядеть ни лиманы ни само озеро с моря, особенно на удалении от него.
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #725974
Дело в том, что само озеро ни сейчас , ни в годы войны ориентиром быть не могло
Там пристани были с огнями, они и служили ориентиром. Сол.озеро для привязки событий к месту в документах встречается достаточно часто.
Добавлю, по-моему уже писал, что не так давно разговаривал со старожилами ст. Благовещенской. Мой вопрос, где у них находится озеро Соленое всех без исключения поставил в тупик. Про все окружающие лиманы знают, про Соленое озеро никто не слышал. Я долго объяснял, где это, вспомнили, что какое-то болото там есть.