Сейчас на борту: 
Good,
Prinz Eugen,
Sergey,
veter
   [Подробнее...]

#1 16.11.2008 18:26:32

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Рижский Бостон

В июне 2008 года в Рижском заливе недалеко от Риги латвийскими дайверами был обнаружен самолет, бомбардировщик А-20G Бостон. Статья и фотогалерея есть на моем сайте www.melkon.lv. В результате совместных поисков удалось установить, что самолет принадлежал 1-му гв. минно-торпедному авиаполку КБФ и имя командира экипажа к-н Летуновский Петр Васильевич. Экипаж не вернулся с боевого задания 27.11.1943 года. Будем благодарны за любую информацию по 1ГМТАП этого периода. Где базировался полк в это время, характер операций и т.д.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#2 13.12.2008 10:47:56

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

С самолета подняли часть обгоревшего планшета летчика. Там кусочки полетных карт. После реставрации обнаружились пометки штурмана самолета  на маршруте полета. Хотел посоветоваться с кем-либо из специалистов авиаштурманов, что означают эти пометки.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#3 17.12.2008 09:29:12

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4387




Re: Рижский Бостон

Irben
Поздравляем приходом на форум уважаемого г-на Мелконова.


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#4 17.12.2008 14:23:19

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Приветствую, Алексей!
Аэродром вылета - Каменка под Ленинградом. В ноябре 1943 1ГМТАП был уже там. Карту пошлю вам, может кто из спецов посмотрит.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#5 17.12.2008 16:11:54

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4387




Re: Рижский Бостон

По просьбе уважаемого Irben выкладываю карту с маршрутом полета
http://s61.radikal.ru/i172/0812/05/e17c4401adbct.jpg


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#6 17.12.2008 16:54:20

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Карта поднята с бостона. Так что это его курс.
Вообще, они взлетали из Каменки, летели над ФЗ, входили на сушу в
районе Эстонии и шли прямым курсом на Ирбен. Там атака и на карте
проложен фактически обратный курс. Обозначения:
10, 11, 14, 15, 16 , 17 - номера участков полета (может штурманы
скажут как они называются)
332, 131 - километраж до поворота
80 гр, 10 гр, 257 гр - курс
59, ..6, ..5 - полетное время для участка
Это мои предположения. Вообще может штурмана глянут.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#7 17.12.2008 17:04:56

maxez
Гость




Re: Рижский Бостон

Из "Торпедоносцев" М.Э. Морозова:

"Другим болезненным для 1-го гмтап ударом стала потеря экипажа Петра Летуновского, не вернувшегося из полета 27-го. Лишь сейчас появилась возможность узнать причину потери. Как оказалось, неизвестный советский самолет в 11.22 по среднеевропейскому времени в районе м. Овизи атаковал тяжелую плавбатарею «Роберт Мюллер». По утверждению командира корабля, самолет сбросил две торпеды, одна из которых взорвалась в 20 м от борта, а другая прошла мимо по поверхности. Интенсивный зенитный огонь (плавбатарея израсходовала 4 105-мм, 19 37-мм, 60 20-мм и 40 15-мм снарядов) нанес самолету тяжелые повреждения. Около 12.00 его падение наблюдали в районе Вецаки, близ Усть-Двинска. Два офицера и один сержант попали в плен. Увы, дальнейшая судьба Летуновского нам не известна…"

 

#8 17.12.2008 17:30:49

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

От маяка Овиши до Вецаки по прямой 147 км, а через море - все 190 км. Правый двигатель был подбит. На РУДе, поднятом с Бостона, рычаги правого двигателя стоят в положении "выключено". См здесь  http://www.melkon.lv/ru/gal/boston/bost … otoID=3069 . То есть Летуновский перекрыл подачу топлива в поврежденный двигатель и тянул на одном моторе. Судя по обгоревшему планшету, двигатель снова разгорелся. Если их взяли в плен, то он приводнился ровно, "блинчиком". В кабине летчика дайверы нашли два ботинка.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#9 17.12.2008 18:43:26

maxez
Гость




Re: Рижский Бостон

Странно. SAT 5 не такая уж большая цель, чтобы спокойно пережить взрыв 200 кг тротила в 20 метрах от борта. Плюс "интенсивным" - этот огонь не назовёшь, при условии, что в самолет попадали, вероятно, только 20-мм снаряды и 15-мм пули, и коль скоро он пролетел потом еще довольно долго. Далее - скорость сваливания А-20G (вероятно, ДО - кабина штурмана в гринхаусе?) где-то 230 км/ч, значит самолет шел хотя бы несколько быстрее. И летел около 40 минут. Ну, 150-160 км. Значит, по прямой и летел, либо двигатель выключили позже.

 

#10 17.12.2008 19:05:08

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Да, на левой плоскости, на законцовке, дырка мм 20 диаметром. Где была кабина штурмана трудно сказать, но вероятнее всего сзади у стрелка-радиста. Интересно, а отчего торпеда рванула "дистанционно" в 20 м от цели? Может немцы по ней стреляли? Вообще для А-20 режимполета на одном двигателе считается очень неустойчивым. Если пошел по прямой над Курляндией, значит в атаке уже был поврежден. Если немцы их с воды подняли, значит успели лодкой воспользоваться надувной. В ноябре долго в море не поплаваешь.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#11 17.12.2008 20:23:14

maxez
Гость




Re: Рижский Бостон

Irben написал:

Интересно, а отчего торпеда рванула "дистанционно" в 20 м от цели?

Трудно сказать. Во всех флотах и ВВС такие вещи периодически происходили и с контактными взрывателями. Я не специалист в торпедной технике того времени, но читал об одной из возможных причин - проблемы в механике последней ступени предохранения, когда раскрутка маховичка импеллера, вместо того, чтобы привести детонатор в боевое положение, приводила к его срабатыванию. Если так - то расчет дистанции сброса филигранен: в точке фактического подрыва торпеда должна была привестись в боевое положение, а это всего 20 метров до цели. В этой связи и не только - это очень интересно и в том случае, если штурман сидел впереди (А-20ДО), целился с помощью ПТН-5К и сбрасывал торпеды, и в том, если целился и сбрасывал торпеды "на глаз" пилот (А-20Ж). Хорошо бы всё же установить, где была кабина штурмана.

 

#12 18.12.2008 06:20:35

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5783




Вебсайт

Re: Рижский Бостон

Возможно, у немцев с глазомером были проблемы (плохая видимость?) и расстояния, в том числе взрыва торпеды, определены неправильно. Иначе чего бы они пролетевший в 50 м (по их утверждениям) хорошо знакомый бостон, который  в других случаях зачастую правильно опознавали, обозвали летающей лодкой? Плюс почудившийся след второй торпеды. Уж взрыв-то вряд ли мог почудиться.

 

#13 18.12.2008 09:27:24

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4387




Re: Рижский Бостон

Вчера из-за технических проблем моего компа на смог вовремя выполнить просьбу Irben
http://s44.radikal.ru/i103/0812/fc/cac4648f0b90t.jpg
http://i057.radikal.ru/0812/2c/01c6a47e9f23t.jpg

и пометки
http://s57.radikal.ru/i156/0812/73/2f9e4a5b0f24t.jpg

Быть честным господа что-то мне в этой карте не нравится.
На каждый полет  новую карту не выдавали а эта выглядит довольно новой (не одного затертого маршрута). Да и зачастую штурмана практиковали планшет где прокладку наносили по пленке а здесь вот тебе весь маршрут и неодной правки по ходу и определения истиных мест.

Отредактированно Гайдукъ (18.12.2008 09:50:46)


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#14 18.12.2008 10:08:10

maxez
Гость




Re: Рижский Бостон

igor написал:

Плюс почудившийся след второй торпеды.

По Морозову самолет тоже был вооружен одной торпедой.

 

#15 12.02.2009 00:17:30

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Получили новые данные. Экипаж Летуновский, Демченко, Кузьмин. Летуновский родился в Тамбовской области в селе Летуновка Никифорского района. Связались с районной газетой "Знамя", дали статью. Пошли звонки, нашлись родственники, близкие. Летуновский действительно с горящим двигателем прошел над Курляндией и приводнился около Риги. Забрал их немецкий сторожевой катер. Потом плен, допросы. У Летуновского четыре побега, после пятого его и Демченко растреляли. Это было уже в Польше. Стрелок-радист Кузьмин освобожден в марте 45г. Успел еще повоевать. Его воспоминания и открыли картину судьбы экипажа.
В Санкт-Петербурге был музей 1ГвМТАП в школе №259. Говорят, там на стенде была фотография экипажа Летуновский-Демченко-Кузьмин. Может кто-нибудь из питерцев подскажет, есть ли сейчас там этот музей, можно ли переснять это фото. Школа 259 Крюков канал 3.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#16 12.02.2009 10:16:19

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Можно ли где-нибудь найти фото тяжелой плавбатареи SAT 5 Роберт Мюллер?


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#17 12.02.2009 10:22:56

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Для другого дела мне надо. Где можно посмотреть погоны офицеров русского флота 1914-1917 год. И список званий.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#18 12.02.2009 22:33:32

Scif
Гость




Re: Рижский Бостон

Irben написал:

Можно ли где-нибудь найти фото тяжелой плавбатареи SAT 5 Роберт Мюллер?

http://tsushima4.borda.ru/?1-9-0-00000054-000-80-0

SAT - Schwere Artillerieträger - тяжелые плавбатареи. В отличие от легких - Leichte Artillerieträger (LAT).
Мобилизованные суда вместимостью 200-300 брт (LAT) и 400-600 брт (SAT), вооруженные 105..150-мм орудиями (SAT) или 75..88-мм орудиями (LAT). Плюс зенитки. Скорость 10-12 уз. Всего оборудовано 18 легких и 19 тяжелых батарей. Пара фото есть тут. В том числе - тот самый "Ост".
Данные собственно "Оста" и "Веста":
564 (573) брт, ~935 т, 57,1х9х3 м, 575 лс диз, 12,5 уз, 34 т топ, 3600 миль (10 уз), вооружение: 1-150/45, 2 (с 1943: 8)-20, 3 (с 1943: 4)-15. Экипаж: 56 чел (из них 2 офицера) + штаб 35 (7) чел. Построены 1939-40.
http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/ks … ln/evo.htm

пока только так.

 

#19 12.02.2009 23:26:36

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Scif
Благодарю. Теперь примерно ясно, что это были за суда. Интересно, все-таки, остался ли на плаву  этот Мюллер, после взрыва торпеды в 20 м от борта. Надо сказать, что экипаж торпедоносца взрыв торпеды наблюдал и даже сфотографировал.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#20 13.02.2009 05:31:36

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5783




Вебсайт

Re: Рижский Бостон

Р. Мюллер даже не поцарапался. Ни раненых, ни дырок в борту. Странно это - наверное, насчет 20 м немцы приврали от страху, также как о второй торпеде. Или может опечатка в КТВ - 20 вместо 200.

 

#21 14.02.2009 10:34:13

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Из рассказа стрелка радиста Кузьмина известно, что экипаж пробыл в ноябрьской воде в спасжилетах около 2-х часов. Такое возможно вообщем-то только при выполнении определенных рекомендаций по выживании в море. Существовали ли в советском ВМФ тех времен какие-либо инструкции для летчиков морской авиации о действиях при приводнении?


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#22 10.03.2009 00:18:50

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

igor написал:

Оригинальное сообщение #30887
Р. Мюллер даже не поцарапался. Ни раненых, ни дырок в борту.

Можно, пожалуйста, назвать источник информации про немца. Мне при публикации надо сослаться.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#23 10.03.2009 07:58:52

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5783




Вебсайт

Re: Рижский Бостон

KTB des Fuhrer der Minensuchverbande Ost, 16.11.43-30.11.43. Запись от 27.11.43, 15 ч 13 м

 

#24 12.03.2009 10:30:07

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Немного дилетанский вопрос. Разбираю подробно торпедную атаку. В авиационной торпеде гироскоп прибора курса запускается при нажатии кнопки "сброс" или запускается заранее еще под самолетом для выхода гироскопа на режим до сброса. Дело в нескольких секундах торпедной атаки. Торпеда сбрасывается за 600 метров от корабля. При скорости 30-39 узлов это растояние она пройдет за 4-5 секунд. Ну секунда на сброс, секунда на нырок и выход на рабочую глубину, а гироскоп уже работает?
Корабль за эти 6-7 секунд пройдет (при скорости 10-15 узлов) уже метров 40. То есть целится надо в нос при длине корабля скажем 70 м, аккурат под корму торпеда и ахнет. Правильно мыслю?


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#25 11.04.2009 11:55:51

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 148




Re: Рижский Бостон

Родственников Петра Летуновского нашел в Тамбовской области. Переписываюсь.
А вот по другим членам экипажа родственников пока нет. Может кто-нибудь поможет на форуме.
Летуновский и Демченко погибли в лагере в 44-м. В Лодзе в Польше.

штурман гвардии старший лейтенант Николай Иванович Демченко - мать, братья, после войны жили в Киеве.

стрелок-радист гвардии старший сержант Алексей Ананьевич Кузьмин - прошел плен, остался жив, после войны жил в Нижнем Новгороде. Адрес у меня есть 70-х годов. Можно ли по адресу узнать телефон в Нижнем Новгороде.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

Board footer