Сейчас на борту: 
Andrey152,
Боярин
   [Подробнее...]

#26 16.10.2014 19:39:36

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #880454
а пограничный катер типа "Кунгас-Кавасаки"

в пользу этого записей не встречал

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #880454
Судя по всему использовались именно рыбацкие суда

а здесь записи такие:

"... В состав ОВС были приданы ловецкие единицы (катера, кавасаки, шаланды) треста ДГРТ и Моторрыбцентра..."

"...Все кавасаки находились на своих промыслах и считались в 24-часовой готовности, по мере надобности Штаб ОВС  переводил требуемое количество в 1-часовую готовность, затем в нулевую..."

"... В каждой колонне головным ставился кавасак с мощным мотором (типа "Хан-Син"..."

С уважением

 

#27 17.10.2014 00:51:13

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

Странная деталь по биографиям Савелова, Лизарского: участие в Хасанских событиях не упомянуто. То же и у Скриганова М.П., даже в Личном деле ничего нет. От чего это могло происходить: по формальным признакам "сов. секретности" приказов; старались вовсе забыть это дело? Что-то здесь не стыкуется. 26 ГСС, их же не забывали. Или, например, дочь командира МООН вспоминает, что отец очень гордился и дорожил знаком за Хасан.

 

#28 18.10.2014 00:47:21

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 8872




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #880454
Судя по всему использовались именно рыбацкие суда

Вполне... а скорее всего так и было ибо погранцы действительно были мало пригодны для перевозки грузов - вместо трюма у них была каюта для экипажа.
Вот тут есть фото и промыслового варианта "кавасаки" - http://vnao.ru/news/pechorskaya-sudoverf

 

#29 18.10.2014 13:25:21

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

Санитарный отдел           
Тихоокеанского флота
Отделение 1
14. VIII. 1938.  № 001/891

Начальнику  Штаба  МООН

При  этом направляю  сводку  поступления  раненых с района Посьет, начиная  с 1 августа   по  13 августа  сего  года.    Приложение:   Сводка   на одном листе

Начальник Санотдела  ТОФ    Военврач  2 ранга    _________ /Бабкин       
Комиссар  Санотдела  Батальонный комиссар __________ /Овчинников/
**  **  **                       
Сводка
поступления  раненых
с  1 августа   по   13 августа  включительно

Год, месяц, число.  С какого корабля принято.  Количество.  Примечание.

1 августа 1938     С  катера  - 3 чел.
2 [августа 1938]  С  тральщика «Баклан»  - 108.
3 [августа 1938]  С  катера  - 7.  Один из них умерший.
3 [августа 1938]  С  тральщика «Баклан»  - 101.
3 [августа 1938]  С  э/м  «Зарница»  - 6.  Один из них умерший.
4 [августа 1938]  С  м/з  «Менжинский»  - 42. 
5 [августа 1938]  С  корабля  «Кулу»  - 41.
6 [августа 1938]  С  корабля  «Франц Меринг»  - 178.
7 [августа 1938]  С  корабля  «Лейтенант Шмидт»  - 51.
8 [августа 1938]  С  корабля  «Франц Меринг»  - 265.
8 [августа 1938]  С  корабля  «Большая Шантара»  - 30.
8 [августа 1938]  С  корабля  «Игарка»  - 61.
9 [августа 1938]  С  корабля  «Ильич»  - 485.
9 [августа 1938]  ст. Океанской  - 8.  Доставлены  авиацией.
10 [августа 1938]  С  корабля  «Франц Меринг»  - 199.  Из них  2 умерших.
10 [августа 1938]  2-й  речки  с  гидроаэродрома  - 7.  Доставлены  авиацией.
10 [августа 1938]  С  корабля  «А. Андреев»  - 50.
11 [августа 1938]  С  корабля  «Ильич»  - 823.
11 [августа 1938]  С  м/з  «Менжинский»  - 50. 
12 [августа 1938]  2-й  речки  с  гидроаэродрома  - 8.  Доставлены  авиацией.
12 [августа 1938]  С  корабля  «Франц Меринг»  - 132. 
13 [августа 1938]  С  корабля  «Ильич»  - 57.
Дата не установ.   С  корабля  «Кулу»  - 2.  Один  из них  умерший.
Дата не установ.   С  м/з «Менжинский»  - 51.

ВСЕГО:  2 755 чел.

Начальник Санотдела  ТОФ  Военврач  2 ранга  [подпись] /Бабкин/       
Комиссар  Санотдела  Батальонный комиссар [подпись] /Овчинников/
Начальник  Эвакоотряда СО ТОФ  2 ранга  _________ /Унжаков/

**  **  **
Источник:  РГА ВМФ.  Ф. р-1090, оп.1, д.470, л.11,12.
**  **  **
Примечания:
1.По Отчетному докладу Военному Совету ТОФ  от  29.08.1938  указано  количество  раненых: 2 848 человек.
**  **  **

С уважением

 

#30 18.10.2014 13:53:52

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

По родам войск - разделения раненых нет.

Частично по ТОФ здесь: http://imf.forum24.ru/?1-14-0-00000021-000-0-0

По безвозвратным потерям:
- статья И.М. Нагаева: http://voenoboz.ru/index.php?option=com … itstart=15
- статья А. Смирнова (4-й абзац): http://liewar.ru/knigi-o-vojne/261-krak … mp;start=2

 

#31 24.10.2014 23:05:53

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

1

vas63 написал:

#880454
Мож кто поделится инфой про действия ТОФа, а то как-то всё глуховато...

Добрый день!

Насколько я понял, недостаточность информации от 3-х причин:

1.Тема Хасанских событий в полном объеме не нашла еще своего заинтересованного исследователя.
Хотя документы открывались, начиная с 1994 года. Похоже,  пока  тема мало кому интересна.

2.Вопрос доступа к документам.  И именно к материалам, относящимся к Тихоокеанскому флоту.
В РГА ВМФ, в Фонде р-1090 хранятся 11 дел, дающих представление о действиях сил Флота в Хасанских событиях. Но Фонд имеет гриф "ОД"- ограниченный доступ.
Почитав документы, так и не понял - какой же в них секрет, требующий молчания... (То же, кстати, в архиве Гатчины; нахожу документ начала 1950-х годов - "Исторический журнал" части. Прошу посмотреть, не разрешают: секретно...).
Для сравнения,  здесь: http://voenoboz.ru/index.php?option=com … ;showall=1 , из статьи  Кузеленкова В.Н. в части документов РГВА: "... Документы по истории Хасана можно разделить на несколько комплексов. В основе этих комплексов будет находиться безусловно “Коллекция документов о боях в районе озера Хасан”, фонд № 35083. Дела “Коллекции” поступили на хранение в РГВА из Архива Министерства обороны СССР в 1956 году. Коллекция включает в себя 136 дел. Все они с 2001 года находятся на открытом хранении в архиве...".
Странно работает Росархив...

3.Утрата документов.
В 1940 году из Исторического отдела ГМШ ВМФ в адрес Ком.ТОФ выслан запрос на представление копий документов из частей Тихоокеанского флота, принимавших участие в Хасанских событиях.  Юмашев И.С. издает соответствующий приказ в адрес: -Командующего ВВС ТОФ, Начальника тыла, Коменданта БО ГВМБ, Командира ВО ВМБ, Командиров 1,2,3,4 БПЛ, ОВРа, БММ, Бригады ТК, ОДЭН, Начальника 3 Отдела Штаба ТОФ.
Ответы:
4-я БПЛ - документы не издавались
2-я БПЛ - документами не располагают
Сторожевые корабли - документы на 166 листах уничтожены по акту
Бригада заграждения - документов не имеется
Химический отдел - документов не имеется
ОВР - документы сожжены по акту.

Из существующих документов воинских частей наиболее полны сведения по 7 Морской бригаде, ВВС, ЭПРОН, МООН.
Остальные - по объему малы. В основном излагается - что сделано для повышения боевой готовности.
Отчет ТОФ; несколько странен: в духе наказа В.К. Блюхера: "...Вам следует быть начеку...".  Конкретные боевые действия флота не изложены. (наберу - выложу).

С уважением

 

#32 25.10.2014 15:07:47

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

Совершенно секретно  [1]*
Экз.  №  3
                                           
Военному  Совету  ТОФ

Доношу,     что    сего  29  Августа 1938 г.   согласно   Вашего   приказа    № Ш – 1/1/00313 [2]*   от  27 Августа   судовой и личный состав Морского Отряда Особого Назначения (МООН) –  расформирован  и  откомандирован  в  свои  части.
За время своей деятельности  с  5-го  по  27-ое  августа 1938 г.  МООН  с поставленными задачами в основном справился.

Перевезено  из  Владивостока  в  Посьет:
39 стрелковая дивизия   полностью
1-й    отдельный  артиллерийский полк
12-й  отдельный  батальон    и   2 отдельных  роты  из  резерва  Глав. Командования.

В численном  выражении  перевезено:
людей        27 315 чел.
лошадей        6 041 гол.
скота        152 гол.
боезапаса        9 960,7 т
орудий        154 шт.
станковых пулеметов        154 шт.  и  6 минометов   
танков и танкеток    65 шт.
автомашин        231 шт.
тракторов        91 шт.
специальных машин    66 шт.
повозок и кухонь    1543 шт.
зарядных ящиков    114 шт.
катеров        4 шт.,  39 яликов  и  10 резиновых лодок
систерн  [3]*    11 шт.
бочек        370 шт.
продуктов        2 558,2 т
фуража        795 т
разного груза    2 634 т
дров            1 860 куб. м

Перевезено  из  Посьета   во  Владивосток:
раненых                                                2 848 чел.
возвращающихся   и   едущих   в   командировки    352 чел.

Привлекались к совершению перевозок  23 транспорта,   273 кавасаки [4]*,  13 катеров,   5 сейнеров, 6 мореходных буксиров   и  15 барж.
Произведено  52 пароходо-рейса    и   369 кавасаки-рейса,  или   в  среднем  - 2,3 рейса   на  пароход  и   - 1,36 рейса   на  кавасаки.

Одновременно с перевозками  МООН  были организованы:
а/ разгрузка транспортов в  бухтах  Новгородская, Тройца [5]*   и  мыса Мраморного.  На разгрузке работали  в  среднем   36 кавасак,   5 катеров,   4 сейнера   и   около  10 барж    ежедневно;
б/ переброска грузов из  б. Новгородская   в различные пункты:
1) у  р. Ханси –  баржами,  кавасаками  и  шаландами
2) дер. Заречье –  шаландами,  резиновыми лодками,   яликами
3) бухта Сивучья (м. Фальшивый Остров) –  баржами   и   кавасаками.
в/ перевозка   раненых,   газет   и   продовольствия   на  самолетах гражданских организаций – перевезено 16 раненых  5-ю рейсами,   произведено  5 рейсов  с  газетами   и   2 рейса   с продуктами.

По встретившейся надобности МООНом   выполнялись специальные задания, связанные с обеспечением  запросов  1-й  Армии:
а)выделение автотранспорта из средств гражданских организаций
б)выделение рабочей силы из боевых частей флота для работ по погрузке транспортов.   

Из опыта работы МООН  выявлено:

1. Привлечение транспортов и плавсредств гражданских организаций.
Штаб МООН  организован 5-го августа с.г.; не смог организовать привлечение всего наличия транспортов и плавсредств, т.к. работа по перевозке уже велась в полном объеме, и Штаб МООН смог только включиться в них и организовать их проведение с наличием уже выделенных плавсредств.
В дальнейшем выделение транспортов производилось распорядительным порядком, через Начальника Гос.Мор.Пароходства в зависимости от потребностей в перевозках 1-й Армии.
Выделение кавасак было произведено организованно через   Управляющего ДГРТ [6]*      и  Директора Мото-Рыб-Центра, которые своими специальными приказами определили состав привлеченных кавасак и по требованиям Штаба МООН предоставляли их для перевозок.  Выделение кавасак в большинстве случаев выдерживалось точно по времени.
Выделение   катеров,  сейнеров  и  барж  производилось только распорядительным порядком, т.к. еще  до  организации  Штаба МООН   различными  организациями  (ГВП,   Перевалочная база,   ОВД  [7]* и т.д.) было взято из средств гражданских организаций  неизвестное количество катеров. Выделение катеров,  сейнеров  и  барж,  из-за этих причин,  проходило всегда с большими трениями и требовало, вследствие  своей  неорганизованности,  затрат  массы  времени  и  усилий.

2. Использование  транспортов  и  плавсредств.
Все транспорта и все отряды малых судов имели назначенных Штабом МООН  Военных комендантов,  которые несли ответственность за порядок на судах и за правильность погрузки его. Назначение Военных комендантов вполне оправдало себя при перевозках военных частей, т.к.  перевозимые части 39 СД [8]*  и  других дивизий зачастую совершенно не представляли себе сложность перевозок и не были к ним подготовлены.
Плавание транспортов главным образом проводилось по одиночке, имевшие место групповые районы транспортов показали плохую сплаванность  транспортов, как не имеющих таблиц соответствия ходов и не имеющих необходимых навыков в совместном плавании и средств  эволюционной [9]* сигнализации.
Плавание кавасаками  совершалось главным образом совместно   отрядами  от  11  до  65 единиц. Опыт показал, что совместное плавание кавасак вполне возможно даже в тумане и ночью. В настоящее время  плавание кавасак  совместно проводилось и может проводиться  на фалинях [10]*,  т.е. от головного кавасака до последнего все  связаны поданными  друг другу фалинями.  При систематической тренировке вполне возможно следование кавасак совместно без фалиней и даже управление движением пиротехническими сигналами.  Применение кавасак как перевозочного средства много помогло МООНу, т.к. погрузка кавасак занимает короткое время, разгрузка может производиться почти в любом месте, а медленность хода компенсируется скоростью погрузки и выгрузки.  Первый эшелон кавасак 65 шт.  с  боезапасом    буквально выручил  1-ю Армию, т.к. подвезен боезапас в достаточном количестве (200 т) в ближайшие, от огневых позиций,  точки на берег.
Использование буксиров и барж, занятых в переброске продуктов, свежего мяса и также как перегрузочных средств  в Посьете.
Будучи широко применяемыми как в Посьете, так и во Владивостоке на всех погрузочно-разгрузочных работах буксиры и баржи естественно являлись наиболее дефицитным средством, а отсутствие какой-либо организации, их объединяющей,  создали известные трудности в удовлетворении заявок  1-й Армии на баржи и буксиры. Необходимо отметить, что в начале работы МООН  все плавсредства, работающие в Посьете для нужд  1-й Армии, не снабжались  продуктами и горючим  совершенно,  что вынуждало производить  смену  их   и   отправлять специальные баржи для пополнения горючего. Снабжение плавсредств продуктами и горючим только  началось.

3. Аварии  и  происшествия.
За время использования транспортов и других средств имели место следующие аварии:
1). 13 Августа  в  04-50  произошло столкновение парохода «Ильич»  с  кавасаком, стоявшим на неводе в районе о-ва Попова. Кавасак разрезан пополам,  люди сняты,  пересажены на другой кавасаки. Потерпевший кавасаки на буксире доставлен к себе на промысел. Столкновение произошло из-за отсутствия  огней  на  кавасаки.
2). 16 Августа  пароход «Франц Меринг»  при перемене  места в бухте Новгородской сел на мель. Был снят с мели 17 Августа  после разгрузки. Повреждений нет.
3). Во время шторма 17-18 Августа  2 кавасаки были выброшены на камни о-ва Делеврона [11]*.  Груз подмочен, люди и груз сняты, кавасаки разбиты, моторы сняты.
4). Во время разгрузки транспортов «Игарка»  и  «Б.Шантар»  [12]*  штормом  в  это  же  время  выброшены  на  берег  2 кавасаки. Люди и моторы сняты, корпуса кавасак разбиты.
5). 25/8  выброшен  на  косу Чурхадо  один  кавасак. Снят с мели, все благополучно.
6). При спаде воды   в протоке Тан Богатый  обмелело  1 кавасак, 4 баржи и несколько шаланд, которые в течение  25 и 26 Августа   сняты с мели. Требует переборки мотора  один  кавасак.
7). 18/8   у  мыса Мраморного  выброшена  штормом  и  разбита   одна баржа.
8). У мыса Назимова выбросило штормом в это же время один кавасак. Корпус разбит, кавасаки снят с камней и отбуксирован к себе на промысел.

4. Взаимоотношения  с  1-й  Армией,  гражданскими  и  партийными  организациями.
Хороших взаимоотношений  с 1-й Армией  на  протяжении  всей работы  Штаба МООН  достигнуто не было, т.к. Штабом 1-й Армии были присланы несколько представителей (майор Титов, майор Перов, майор Сивов, полковник Стариков и т.д.), которые руководили перевозочными операциями каждый по своей отрасли, этим самым создавались ряд неясностей, путаница и пр. Для уточнения приходилось разыскивать каждого представителя или вызывать в Штаб и совместно решать вопрос.
Отсутствие единого руководства со стороны Штаба Армии, в конечном счете, очень тормозило выполнение оперативных заданий по перевозкам и усложняло работу МООНа.
Связь с гражданскими организациями осуществлялась через председателя Гор. Совета т. Васильева, председателя  Обл. Исполкома  т. Новичкова и секретаря Обкома ВКП (б)  т. Фомичева, которые в работе Штаба МООН оказали очень большую помощь, выполняя все заявки МООНа с большим рвением и ответственностью.

5. Работа  личного состава,  привлеченного  Штабом МООН  к  выполнению  оперативных  заданий.
Для обеспечения и руководства всех перевозок  Штабом МООН  был привлечен большой штат как военных, так и гражданских специалистов, т.е.  директора предприятий, учреждений, командиры, краснофлотцы и др.  Все товарищи, привлекавшиеся к выполнению оперативных заданий, к порученному делу относились добросовестно. 

Особенно Штаб МООН отмечает работу:

Капитана парохода «Андреев»  т. Артюк    и   Военного коменданта этого же парохода   т. [13]*
Капитана  парохода  «Молот»   т. Киселева   и   Военного коменданта  этого же  парохода  т. Телегина
Капитана парохода «Л-т Шмидт» т. Филипова и Военного коменданта этого же  парохода  т. Казимирского
Старшину буксирного катера «Коммунист»  -----  [14]*
Коменданта пункта высадки Посьет  кап. л-та   т. Попова И.
Комиссара   пункта высадки Посьет  политрука  т. Лизарского
Помощника  коменданта пункта высадки Посьет  л-та  т. Тарасенко
Краснофлотцев 1-й  Морской Бригады  тт. Болотова,  Сердобова,  Стерина,  Ермокина  и  Турицева
Уполномоченного  Штаба МООН  кап. л-та  т. Стасова   и  кап. л-та  т. Богданович
Комендантов  кавасаков   л-та  т. Рощина,  воентехника 2 ранга  т. Негодина   и   воентехника  т. Елизарова
Управляющего  ДГРТ   т. Захарова   и  его  заместителя  т. Куклаша
Командиров  дивизионов  кавасак   т. Климкова   и   т. Кулашко
Директора  Моторрыбцентра  т. Вакурова.

По Штабу МООН:
Врид начальника  1-го  Отдела   ст. л-т  Арсеньев
Пом. начальника  1-го  Отдела   л-т  Барановский
Начальник  3-го  Отдела  военинженера 3 ранга  т. Клюквин
Врид начальника  4-го  Отдела   ст. л-т  Макаров
Начальник связи МООН  ст. л-т  Гуляевский
Врид начальника  Штаба  отряда вспомогательных судов   ст. л-т  Фридман
Капитан парохода «Харьков»  т. -----  [15]*
 
6.Предложения  для  работы  МООН  в  дальнейшем.
Организацию МООН  сохранить для будущих операций, имея учет  в  3-м  Отделе  Штаба Флота (или Отделе  Командно-начальствующего состава Флота)  всех работающих  в  МООН  командиров, их место  пребывания  и  переводы  по  службе.

Впредь при создании МООН  иметь  нижеследующий  его  состав:
а/ Управление МООН:   
Командир МООН        - 1
Военком   МООН        - 1
Командир для поручений    - 1

б/Штаб МООН:       
Начальник Штаба МООН                        - 1
Военком    Штаба МООН                        - 1
Помощник начальника Штаба МООН                - 1
Начальник 1-го Отдела  (оперативный)                - 1
Помощник начальника 1-го Отдела                    - 1
Начальник 3-го Отдела  (перевозок)                    - 1   
Помощник начальника 3-го Отдела  по ж/д перевозкам    - 1
Помощник начальника 3-го Отдела  по водным перевозкам        - 1
Начальник 4-го Отдела  (организация и кадры)            - 1
Помощник начальника 4-го Отдела                      - 1
Начальник 5-го Отдела  (связь с гражданскими организациями)    - 1
Помощник начальника 5-го Отдела                      - 1
Начальник связи МООН                        - 1
Флагштурман                                 - 1

в/Отряд транспортов:       
Командир отряда        - 1
Комиссар отряда        - 1
Командир для поручений    - 1
Военные коменданты        - по  числу  пароходов

г/Отряд вспомогательных судов:   
Командир отряда        - 1
Комиссар отряда        - 1
Начальник штаба отряда    - 1
Помощник начальника штаба отряда:
- по кавасакам            - 1
- по катерам и буксирам    - 1
- по баржам            - 1
- по кранам и катерам    - 1

д/Комендатуры пунктов высадки:   
Комендант                - 1
Военком                 - 1
Помощник коменданта     - 1
Боцман                - 1
Краснофлотцев  строевых    - 3
Сигнальщик, он же  телефонист    - 1

е/Комендатура Владивостокского торгового порта:
Комендант                - 1
Военком                 - 1
Помощник коменданта по причалам    - 3
Диспетчеров            - 3

ж/Административно-хозяйственная часть Штаба МООН:
Начальник административно-хозяйственной части    - 1
Заведующий делопроизводством            - 1
Писарь, владеющий пишущей машинкой        - 1
Легковая машина  с шофером                - 1
Катер разъездной  с командой                - 1

Такая организация, на взгляд кажущаяся громоздкой, позволит охватить весь большой объем работы  полностью  и  обеспечит  привлечение  всех  необходимых  средств  гражданских  организаций.
   
3. [16]* Впредь, до полной налаженности работы, иметь во Владивостоке в пунктах высадки по одному Уполномоченному от Армии. 3-му Отделу Штаба Флота составить на основе опыта работы МООН  инструкции для уполномоченных армии по морским перевозкам, установив штат его работников и обязательно численность комендантской команды. Инструкции согласовывать с ВАСО [17]* Фронта [18]*  и  утвердить Начальниками Штабов Фронта и Флота, как руководящий документ для работы Уполномоченного Армии.
4. [19]* 3-му  Отделу  Штаба Флота иметь подробную спецификацию всех пароходов Госморпароходства и  др. организаций, полный список имеемых на побережье   Приморья  катеров,  буксиров,  барж  и  кавасаки.
5. [20]* Через  1-й  Отдел  Штаба Флота обязать все гражданские организации, имеющие плавсредства, ввести в жизнь организацию этих плавсредств   в  отряды и дивизионы   для возможности планомерного и быстрого привлечения к спецперевозкам. Плавсредства держать  постоянно в определенной готовности, обусловленной:   возможностью выполнения плавсредствами своей основной работы,     нахождением  их  в  том  или  ином  районе    и   техническое состояние.
Организацию отряда создать по принципу:   
6 единиц  составляет    группу
3 группы  составляют  отряд
3 отряда   составляют   дивизион
Командиров дивизионов  и  отрядов        из директоров промыслов (предприятий)
Военкомы                                    из числа  помполитов

Организовать на промыслах и Владивостокском Торгпорту регулярные краткосрочные сборы капитанов,  шкиперов  и  старшин  плавсредств  для  приобретения  ими  знаний  и  правил,  и навыков  в совместном  плавании.

6. [21]* Через   начальника   5-го   Отдела   Штаба Флота   поставить   вопрос   перед   Горсоветом  г. Владивостока  об организации  автоколонн  (по 50 автомашин в колонне), иметь точный учет их и содержать в определенной степени готовности.

Приложение:   Отчеты  на      _____     листах,  только  к  экз. № 1

п/п    Командир МООН    Флагман 2 ранга        /Скриганов/
п/п    Военком МООН    Полковой комиссар            /Савелов/
Верно:    Начальник  Штаба МООН     капитан-лейтенант    [подпись]    Попов

Отп.  в  3-х  экз.:   
Экз. № 1    Военсовету ТОФ
Экз. № 2    в делах   Помощника Командующего Флота
Экз. № 3    в делах   Штаба МООН
----------------------------------------------------------------------------
Фам.  29.08.38

**  **  **
Примечания:

1. [1]*    - документ рассекречен.
2. [2]*    - запись  №  приказа   выполнена  карандашом   и  зачеркнута.
3. [3]*    - правописание  термина  «цистерна»   на  рассматриваемый  период.
4. [4]*    - кавасаки:  деревянное  моторно-парусное  судно  для морского прибрежного промысла, распространенное на Дальнем  Востоке. Особенности судна:  высоко  поднятый  нос,  плоская широкая  корма,  борта  с  наклоном наружу,  малая  осадка.    Длина: 10-15 м,  грузоподъемность: около 10 т. 
(Kawasaki Heavy Industries, Ltd  - японская корпорация, созданная  Кавасаки Сёдзо в 1896 году).
5. [5]*    - так  в  тексте.    Читать:  Троица.
6. [6]*    - ДГРТ:   Дальневосточный  Государственный  Рыболовный  Трест.
7. [7]*    - ГВП, Перевалочная база, ОВД:    структурные организации  города  Владивостока:   Главный Военный Порт; Перевалочная  база;   ОВД - ?
8. [8]*    - СД:  Стрелковая  Дивизия.
9. [9]*     - ?  Так в тексте.
10.[10]*    - фалинь:   трос,  закреплённый    за   носовой    или   кормовой   рым   судна.    Служит   для   привязывания   к  пристани,  судну  или  т. п.
11.[11]*    - так  в  тексте.   Читать:  Де-Ливрона.
12.[12]*    - «Б.Шантар»:   «Большой Шантар».
13.[13]*    - фамилия  не  указана.
14.[14]*    - фамилия  не  указана.
15.[15]*    - фамилия  не  указана.
16.[16]*,  [19]*,  [20]*,  [21]*:    нарушена   нумерация   пунктов   Отчетного  доклада;      возможно  –  при создании документа – техническая  ошибка  делопроизводителя.
17.[17]*    - ВАСО  - ?
18.[18]*    - Фронта… :       Дальневосточный фронт (ДВФ) – оперативно-стратегическое  объединение  советских  войск на  Дальнем Востоке.   Создан   по  приказу  НКО СССР  от  28.06.1938г.    на    базе    Особой Краснознаменной  Дальневосточной  армии  (ОКДВА)      и   именовался    Краснознаменным Дальневосточным  фронтом.      В  состав  фронта  вошли   1-я   и   2-я  армии,    а      также  Хабаровская  группа  войск.
19.Источник: РГА ВМФ, Фонд р-1090, оп.1, д.478, лл.50-54.

**  **  **
С уважением
Галеев М.Х.

Отредактированно Мавлюд (25.10.2014 15:15:33)

 

#33 26.10.2014 16:32:39

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

Добрый день. Еще один документ:


Совершенно секретно
                           
Народному комиссару Военно-Морского Флота Союза ССР
Командарму  1 ранга  т. Фриновскому
Копия:       
1-й Дальневосточной Краснознаменной Армии
Комкору  тов. Штерн


1 Отдел
Штаба ТОФ
Исх.  Ш 1/1/00434
29/X 1938 г.

Отчет
о  деятельности  Тихоокеанского флота  в  период  Хасанских  событий

1.Военный  Совет  Тихоокеанского Флота  в  своих   докладах   Народному  комиссару  ВМФ  Союза ССР (в декабре 1937 г., в марте и мае месяцах 1938 г.) о незащищенности  Посьетского района  и ставил вопрос о создании в Посьете  Укрепленного района, предназначаемого для обеспечения левого фланга армии и правого фланга главной базы – Владивосток, что Посьетский район является основным ключом для обороны Главной базы,  и обладание им противником даст последнему возможность держать ТОФ под непосредственным ударом и контролем всех его действий.

2.Начавшиеся еще с апреля с/г провокационные действия со стороны японцев имели целью подготовку захвата господствующих высот над Посьетским районом, которые обеспечивали возможность в дальнейшем непосредственный захват района Посьет и заставляли все время держать Тихоокеанский флот в повышенной боевой готовности, а временами и в немедленной.
Так, например:
а/ с  18 апреля  по  15 мая  с/г – Флот имел повышенную боевую готовность для отражения возможного внезапного нападения японцев на побережье Южного Приморья.
б/ с  24 июля с/г – в связи происходящими, в южной части Японского моря, маневрами японского флота и сосредоточением сухопутных сил Японии на различных пунктах государственной границы и возможными попытками вторжения японцев на нашу территорию – Тихоокеанский флот был приведен в повышенную боевую готовность.
в/ в начале августа  все эти события переросли в военные столкновения в районе озера Хасан.

3.В связи создавшимся положением и угрозой возможного нападения на Главную базу – Владивосток, Военный Совет Тихоокеанского флота поставил  перед флотом следующие задачи:
а/ Недопущение внезапного налета противника на Главную базу и побережье Южного Приморья с моря, воздуха и суши.
б/ Защита левого фланга Первой Армии в районе Посьет от нападения противника с моря.
Кроме того, на флот было возложено непосредственное выполнение перевозок морем   пополнения и снабжения Первой Армии и охрана этих перевозок.
Поставленные  задачи  Военным Советом  флоту  были  впоследствии  подтверждены  приказом  Народного Комиссара Обороны  Союза ССР  и  Народного Комиссара  Военно-Морского Флота Союза ССР  № 79сс  от 8.8.38 г.

4. Для разрешения поставленных задач все части флота были приведены в боевую готовность № 2,  а состав боевого ядра  в готовность № 1.
Все приведенные в готовность корабли были рассредоточены по дивизионно:
2-я  Морская Бригада:  з. Славянский,  б. Новик,  б. Золотой Рог
4-я  Морская Бригада:  б. Разбойник,  Малый Улисс,  Алексеева
5-я  Морская Бригада:  б.б. Находка,  Врангель,  Чадауджа
6-я  Морская Бригада:  б. Малый Улисс
3-я  Морская Бригада:  б.б. Улисс,  Витязь,  з. Славянский
7-я  Морская Бригада:  б. Патрокл
1-я  Морская Бригада:  б.б. Находка,  Парис

Надводные корабли имели готовность 2 часа.
Подводные лодки имели готовность 1 час.
Торпедные катера имели готовность  ночью и  в туман  15 мин.  по  одному звену от Отряда, а остальное время – нормальная.
Установлена периодическая воздушная разведка в районе Главной базы Флота  до  41град.
В постоянном дозоре на линии  м. Гамов – м. Поворотный  были  выставлены  3 подводных лодки,  по одной от 2, 4, 5 Морских Бригад.
На линии  м. Бутаков – м. Гамов  патрулировал 1 миноносец (или 1 СКР).
На линии остров Стенина – о. Аскольд  находился в дозоре один тральщик
В поддержке дозора находились 2 отряда торпедных катеров, базирующиеся на  б. Витязь  и  з. Славянский. Эти же торпедные катера выполняли задачи ближнего дозора по особым указаниям Штаба Флота.
В местах вероятных высадок десанта были выставлены сторожевые заставы сухопутных войск, вооруженных ручными пулеметами.
Береговые батареи днем и ночью имели готовность № 3. Входные батареи ночью и в тумане имели готовность № 2.
В ДОТах и ОРПК ночью и в туман устанавливалось усиленное наблюдение и дежурство.
ПВО Флота была в готовности по усиленному варианту. Зенитные дивизионы на мехтяге выведены на позиции. Все остальные зенитные батареи были переведены на запасные позиции.
Посты ВНОС были развернуты полностью по военному времени.
Военно-воздушные силы ТОФ были рассредоточены по оперативным аэродромам и площадкам, с установлением постоянного дежурства звеньев истребителей в полной готовности к немедленному взлету.
По заданиям командования Первой Армии ВВС ТОФ участвовали в боевых  действиях в совместных налетах с ВВС Первой Армии по боевым объектам противника в районе высоты Заозерная (Приложение – выписка из журнала боевых действий частей ВВС ТОФ).

5.Для обеспечения левого фланга Первой Армии и правого фланга Главной базы Владивосток с  6 августа с/г было приступлено к созданию Посьетского Укрепленного района (подчиненного ВУРу) в составе:
4-х  орудийной  130 м/м  батареи  на   м. Гамов
2-х  орудийной  130 м/м  батареи  на   м. Льва
2-х  орудийной  130 м/м  батареи  на   м. Гаккеля
4-х  орудийной  100 м/м  батареи  на   м. Брюс
Артиллерийский противодесантный дивизион и  12  3-х  орудийных  45 м/м  взводов, сведенных в 3 батареи в районе  реки Тумень-Ула – з. Славянский.
Пулеметный крепостной батальон  2-х  ротного состава, каждая рота – 7 взводов – 21 пулемет,  а всего 42 пулемета.
Отдельный  зенитный  артдивизион  3-х  батарейного состава   в  б. Троица,  каждая  батарея   по  2 – 76 м/м орудия.
Сооружения была сделаны полевым способом, а орудия поставлены на временные основания.

6.При  организации  морских  перевозок  для  нужд  Первой  Армии  в  район  боевых действий  возник  ряд трудностей.
а/.Отсутствие плана перевозок со стороны Первой Армии.
б/.Отсутствие специально подготовленных средств для перевозок.
в/.Отсутствие причальных линий в местах выгрузки.
Все это приводило к тому, что перевозки первых дней проходили не организованно, сроки отправки нарушались, пароходы подавались не подготовленными, а фронт по прежнему нуждался в боезапасе и бойцах.

В силу этого, Военный Совет Флота  своим постановлением от 5-го  августа с/г организовал Морской отряд особого назначения (МООН) в составе 23 судов Госморпароходства и Дальвостокрыбы, 273 кавасак, 13 катеров, 5 сейнеров, 6 мореходных буксиров и 15 барж.
Непосредственное руководство МООН было возложено на Помощника Командующего Тихоокеанским флотом  по материальному обеспечению Флагману 2 ранга Скриганову. Для управления МООН был создан штаб МООН.
МООНу была поставлена задача – организация планового и бесперебойного питания частей Первой Армии в районе боевых действий  морским путем.
Для погрузки войск, боезапаса и прочего снабжения на транспорта, отправляемые в район Посьета использовались причальные линии Торгового порта, что не обеспечивало скрытности производимых перевозок. Местами выгрузки войск, боезапаса и прочего снабжения использовались б. Новгородская, б. Троица, м. Мраморный и з. Славянский. На разгрузке транспортов в местах выгрузки работало в среднем 36 кавасак, 5 катеров, 4 сейнера и около 10 барж ежедневно. В местах выгрузки были организованы специальные комендатуры мест выгрузки. Погрузкой войск, боезапаса и прочего снабжения во Владивостоке  руководил Штаб МООН.
Для обеспечения морских перевозок из состава Тихоокеанского флота был организован Патруль в составе:  2-х  отрядов торпедных катеров, 1 сторожевого корабля, 1 миноносца, которые обеспечивали безопасность перехода транспортов от мест погрузки до мест выгрузки.
Кроме того, МООН выполнял специальные задания, связанные с обеспечением Первой Армии:
а)Выделение автотранспорта из средств гражданских организаций.
б)Выделение рабочей силы из состава флота для работ по погрузке транспортов.

Привлеченными средствами МООН было перевезено из Владивостока в район Посьет:
39 стрелковая дивизия   полностью
1-й    Отдельный  артиллерийский полк
12-й  Отдельный  батальон    и   2 отдельных  роты  из  резерва  Глав. Командования.

В численном  выражении  перевозки  выражались:
людей  27 315 чел.
лошадей  6 041 гол.
скота  152 гол.
боезапаса  9 960,7 т
орудий  154 шт.
станковых пулеметов  154 шт. 
минометов  6 шт.
танков и танкеток  65 шт.
автомашин  231 шт.
тракторов  91 шт.
специальных машин  66 шт.
повозок и кухонь  1 543 шт.
зарядных ящиков  114 шт.
катеров  4 шт.
яликов  39 шт.
резиновых лодок  10 шт.
цистерн  11 шт.
бочек  370 шт.
продуктов  2 958,2 т 
фуража  795 т
разного груза  2 634 т
дров  1 860 куб. м

раненых  2 848 чел.
возвращающихся   и   едущих   в   командировки  352 чел.
Кроме того, для перевозки   раненых,   газет   и   продовольствия  привлекались  самолеты  гражданских организаций, которыми перевезено 16 раненых  5-ю рейсами,   произведено  5 рейсов  с  газетами   и   2 рейса   с продуктами.

7.Прибывающие во Владивосток  раненые полностью обслуживались медицинской помощью Санитарного Отдела Тихоокеанского флота.
Для этого Санитарный Отдел Флота по договоренности с представителями советских, партийных и профсоюзных организаций  развернул коечную сеть в городских и дачных местностях, используя гражданские больницы, санатории и дома отдыха. Через эту сеть было пропущено 1479 человек, в том числе:

через Владивостокский Морской Госпиталь  -406 чел.
Горбольницу  -142
Больницу Водздрава  -122
Дом отдыха Облпромстрахкассы  -88
Санаторий ВОК  -106
Санаторий ТОФ  -230
Детский санаторий КДФ  -109
Дом отдыха угольщиков  -96
Физиотерапевтический Институт  -180 человек.

Остальные раненые в количестве 1270 человек после оказания 1-й помощи во Владивостокском Морском Госпитале были направлены на стационарное лечение в Ворошиловск и Хабаровск.

8.Для пополнения частей Первой Армии из состава Владивостокского и 11 стрелковых полков был сформирован противотанковый дивизион, который был послан на фронт, где действовал совместно с 40 стрелковой дивизией. В боях за высоту Заозерная из состава дивизиона было убито: 2 человека, тяжелораненых – 4 человека (1 из них умер), ранено - 9 человек, контужен – 1 человек.

9.Действия Тихоокеанского флота во время Хасанских событий выдвинули следующие требования, которые необходимо разрешить немедленно:

а/. Необходимость для флота иметь до 20 быстроходных транспортов с небольшой осадкой для целей воинских перевозок, как в мирное, так и в военное время.
б/. Необходимость создания оперативного резерва материальной части  для 3-х дивизионов 130 м/м орудий,  3-х дивизионов 100 м/м орудий,  6 батарей 76 м/м орудий, 3-х дивизионов зенитной артиллерии на мехтяге.
в/. Необходимость регулярного привлечения судов Госморпароходства к учениям Тихоокеанского флота не менее трех раз в год, с целью тренировки и подготовки их на военное время.
г/. Необходимость организации оборудованных маневренных баз для торпедных катеров в заливе Посьет и в заливе Славянском, бухте Преображенья.
д/. Необходимость создания теперь же военизированных отрядов из местного населения по линии Осоавиахима  в отдельных бухтах для целей непосредственной охраны побережья и оповещения.
е/. Необходимость организации прямой телеграфно-телефонной связи Посьетского района – Главной базы.
ж/. Необходимость передачи Флоту зданий Военно-морского госпиталя на м. Эгершельд, занятых сейчас гражданскими организациями.
з/. Необходимость иметь на складах Санитарного отдела годовой запас  медикаментов. Склад перевести во второй разряд. Построить складские помещения.
и/. Необходимость выстроить в 1939 году терапевтический корпус при госпитале, приспособленный для обработки раненых и одновременно пораженных ОВ, с подземным газоубежищем и пунктами ПСО.
к/. Необходимость теперь же иметь госпитальное судно на 200 коек.
л/. Необходимость оборудования причальных линий в заливе Славянском, в заливе Посьет.

Командующий  ТОФ   Флагман  2 ранга  [подпись]  Кузнецов           
Член  Военного Совета ТОФ   Корпусный  комиссар  [подпись]  Лаухин   

**  **  **
Источник: РГА ВМФ. Фонд р-1090, оп.1, д.471, лл.334-340.
**  **  **

С уважением

 

#34 02.11.2014 16:03:59

Мавлюд
Участник форума
Откуда: Санкт-Петербург
К-182
Сообщений: 81




Re: Действия ТОФа в 1938 (Хасан) и в 1939 (Халхин-Гол)?

Добрый день!

Как штрих событий, любопытное письмо:

СССР                                           
НК ВМФ                                       
Тихоокеанский флот
Командир 7-МБ
№ …
… 1938 г.
б/х  Витязь

В Военный Совет Тихоокеанского флота

Доклад

В соответствии  с данным приказанием вступить в командование Посьетской морской группой  мною  с  2-го  августа была установлена связь с МПО-59, организована дозорная и разведывательная служба Посьетского  направления силами  торпедных катеров и сторожевых кораблей, охрана рейдов б/х Троицы и б/х Витязь и организация конвоирования военных транспортов.
Основной базой для торпедных катеров и сторожевых кораблей выбрана б/х Витязь, как удобная для стоянки, имеющая пресную воду и водокачку, меньшее гражданское население, менее просматриваемая с моря и имеющая телефонную связь с постом СНиС  Гамов. Запасной базой  - б/х Троица.
Поняв свою задачу как ответственность за морское Посьетское направление, получившее особенную важность при данной обстановке, строилась боевая деятельность и боевая готовность кораблей. Однако вся эта работа тормозилась, а подчас и срывалась плохим управлением Штаба флота и в первую очередь 1-м Отделом.
Как вывод из первых 10 дней работы Посьетской группы, который считаю необходимым доложить Военному Совету, следующий:
1.Для общей системы обороны Главбазы имеет безусловную необходимость создание Посьетской группы кораблей во главе с ответственным начальником, имеющим оперативную самостоятельность в пределах поставленных ему задач.
2.Для нормальной боевой деятельности необходимо обеспечение:
а/дооборудовать водокачку (отремонтировать пристань и т.п.)
б/иметь танкер с мазутом и горючим для торпедных катеров, в крайнем случае, баржу и периодическую ее заливку приходящим танкером
в/склад для запаса продовольствия, особенно для торпедных катеров, организация выпечки хлеба на зверосовхозе
г/2-3 рейдовых катера и кавасаки сообщения и буксировок торпедных катеров, барж и т.п.
3.В состав Посьетского отряда на сегодняшний день считаю необходимым включить:
Миноносцев    1
Сторожевых кораблей  3
Торпедных катеров  6
Катеров МПО  4-6
Самолетов Д 3 для разведки на себя и обеспечение атак  торпедных катеров и сторожевых кораблей  2-3 самолета
Подлодок «Щ»  - 1 дивизион.
4.Установить хорошую информацию об обстановке и изжить путаницу, которая вносится 1-м Отделом Штаба ТОФ и может привести к пагубным результатом. Если эта путаница не умышленная, то, во всяком случае, непростительная для оперативного работника. Факты:
1. По приходе с Маршалом в Посьет, через несколько часов получено радио от начальника 1-го Отдела: «Что делаете в Посьете?».
2. 3-го  августа на имя командира м. «Сталин» получено приказание - выйти немедленно в дозор и быть там до приказания об уходе. Одновременно в ту же точку дозора был Штабом ТОФ выслан СКР «Бурун». Они встретились ночью – непростительное легкомыслие, могущее привести к гибели своих же кораблей.
Все это сделано помимо командования Бригадой, находящегося на м. «Сталин».
3.Несмотря на 3 радиограммы об отсутствии топлива м. «Сталин» и СКР «Бурун» держались целый день при хорошей видимости в дозоре, а ночью, когда особенно нужен дозор – остались без топлива.
4. 4-го  апреля [августа]  м. «Сталин» и СКР «Бурун» Штабом ТОФ, помимо командования Бригады, высланы на разведку морского боя, кем-то замеченного в заливе Посьет. СКР «Бурун» выйти не смог, т.к. к этому времени топлива уже не имел. Посылка же самостоятельно отдельных кораблей исключает управление боем, если бы пришлось вступить в него. Командование Бригадой осталось в стороне.
6 [5]. В район Посьет выслана в дозор подлодка. Мне ничего неизвестно. Сторожевой корабль несет ночной дозор, оказывается по квадрату подлодки. Это тем более недопустимо, что, зная, что нет в этом районе наших подлодок, мною было отдано приказание обнаруженную подлодку в наших водах бомбить.
Все движение транспортов должно быть с ведома командира Посьетского отряда и идти организованно, караванами.
Примером полной не организации  может служить переход транспортов 7-го апреля [августа]. Транспорта приходили в залив Посьет от 19 часов  («Джурма»)  до  01 часа   8-го («Большой Шантар»).  Нашел туман – могли перетолкаться,  торпедные катера  шли произвольными курсами. В охранении, помимо меня, были в залив Посьет высланы из Главной базы торпедные катера. Не зная об них, встретив их ночью, я, только обменявшись опознавательными, установил, что это наши торпедные катера – мог их расстрелять.  Обеспечивать же движение транспортов в течение  6 часов, ночью, обнаруживая каждый танкер внезапно – нельзя.

Фактов еще много, они большие, нетерпимы. С  таким  управление  воевать  будет  трудно.

Командир 7-Морбригады   Капитан 3 ранга  /Горшков/
Военком 7-Морбригады     Батальонный комиссар  /Хоменко/

Копия верна:  Вр. Начальника Штаба бригады ММ
Капитан-лейтенант [подпись]  Фельдман
2.12.40
***
Источник:  РГА ВМФ. Ф. р-1090, оп.1, д.479, лл.67-68.
***
С уважением

 

Board footer