Сейчас на борту: 
BergSkorpion,
Kapral,
Prinz Eugen,
Yosikava,
Бобо_Фетт,
Ольгерд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 13 14 15 16 17 … 34

#351 17.08.2014 08:37:30

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #859662
По "Летописи" в этот день в Новороссийске был атакован самолетом и "...поврежден танкер "Куйбышев".

Данные по атаке 17 марта в Новороссийске на "Куйбышев" приведено в моем сообщении. Уважаемый Федор1979 просто его уточнил!
С уважением,

Отредактированно aligvi (17.08.2014 08:38:48)

#352 17.08.2014 13:55:27

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 180




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Потёмкин конечно проходил Утриш за это время два раза, но по времени убытия/прибытия не мог быть атакован у Утриша  17 марта.
Я понимаю, что в ходе этой дискусии каждый останется при своём мнении, но лично в моём представлении если "Хроника..." за 1942 год (а это хочу вам сказать совсем не то-же само, что "Хроника..." за 1941 год) говорит, что "Потёмкин" не атаковался немецкой авиацией 17 марта, то я склонен верить скорее "Хронике", чем "Отчёту" капитана явно написанному гораздо позже произошедших событий и по памяти. Ктати в "Хронике..." нет упоминания об отражении атаки авиации противника в районе Утриша вечером 17 марта или утром 18 марта.

С уважением, Фёдор.

#353 17.08.2014 17:40:04

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Фёдор 1979 написал:

Оригинальное сообщение #860305
в "Хронике..." нет упоминания об отражении атаки авиации противника в районе Утриша вечером 17 марта или утром 18 марта.

Продолжайте верить официальным документам без детальной их проверки! И будет... Вам всех благ!
Таким образом Вы определите все тайны истории!  Это точно...
Чтоб не размениваться по мелочам, обещаю все свои замечания по этой ветке в дальнейшем отправлять Старому Судоремонтнику в личку. Устал бороться...
С уважением,

Отредактированно aligvi (18.08.2014 20:54:28)

#354 17.08.2014 18:43:08

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Фёдор 1979 - а может следует еще раз почитать и тут - http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=6612&p=4

Это не совсем прилично, но цитирую сам себя: «…Как можно верить архивам, если к примеру: в документах ЦАМО фонд 209 опись 1089 дело 14 - Отчет о десантной операции по захвату Керченского полуострова 1941 год, написано, что "Азов" отстал и прибыл в Феодосию только 30 декабря: "При форсировании хода транспортами тихоходный «Азов» стал отставать и из-за ухудшившейся видимости (сильный снегопад, парение моря), не имея точного места, вынужден был задержаться в море и отойти в Феодосию только утром 30.12.1941 г.". А в обнаруженном мной в Одессе отчете капитана п/х "Азов" написано: "«…27 декабря 1941 года в Новороссийске пароход «Азов» начал погрузку воинского имущества и людей. На следующий день в 21 час 30 минут снялись по приказанию командования. По выходе из порта, вскрыли пакет, в котором было указано направление - следовать в Феодосию. 29 декабря в 07 часов 30 минут, ошвартовавшись под вражеским огнем, с помощью бойцов начали разгрузку, которую закончили за 2 часа 30 минут. Не делая перерыва в работе, немедленно приступили к приемке раненых бойцов. Через полчаса получили приказание капитана второго ранга тов. Зарубы прекратить посадку раненых и следовать в залив к крейсеру «Красный Кавказ», с палубы которого надо снять военную технику. В море зыбь 4 балла. В 12 часов подошли к борту крейсера и начали перегрузку. С берега враг не прекращал сильный огонь на нас. В свою очередь крейсер вел непрерывный огонь по берегу. Вражеские самолеты кружили вокруг, отгоняемые огнем зениток - наших и крейсера. Перегрузив 15 орудий, 15 спецмашин и 40 тонн боезапаса, пошли в порт и в 23 часа ошвартовались у причала № 2. Вражеская авиация, освещая порт, вновь атаковала нас и сбросила 7 бомб, которые упали неподалеку в воду. 30 декабря в 2 часа ночи закончили выгрузку и начали прием 450 человек раненых. Когда выходили на рейд, вновь налетели фашистские стервятники. В результате бомбежки было ранено несколько краснофлотцев. В 9 часов 8 вражеских самолетов пошли на нас в пике. Было сброшено  30 бомб, но все мимо. Тогда же 30 декабря в 23 часа, подошли к Мысхако, а с рассветом 31 декабря вошли в Новороссийский порт и сдали 450 раненых».
Представляю, что сделали бы позже со всем командованием высадки, включая Басистого Н.Е., привези крейсер  "Красный Кавказ" в базовый порт технику, оставшуюся на борту, при высаженном на берег десанте?  А Басистый Н.Е., не зная еще об успешности завершения выгрузки техники с крейсера, поспешил перебраться на эсминец.  На всякий случай...
Вот товарищи офицеры при написании архивных документов и решили просто "потерять" подвиг моряков транспорта "Азов" на рейде Феодосии. Чтоб прикрыть собственную задницу!!!

Не забывайте, что в архивы попадают документы, написанные людьми, с их страхами и подлостью человеческой, неоднократно предварительно переписанные и отредактированные в угоду собственной алчности и стремления продвижения (часто любой ценой) вверх по карьерной лестнице. 
Я столько вранья начитался в архивных документах, что все привык проверять - в разных источниках.

С уважением,
Игорь
Отредактированно aligvi (25.03.2012 10:24:13)

Отредактированно aligvi (18.08.2014 20:57:20)

#355 18.08.2014 11:45:11

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господа!
Большое спасибо за комментарии.
Название судна "Дмитров" было взято с отчета МПВО... Я его и повторил. Про танкер "Куйбышев" в отчёте не упоминается...

#356 19.08.2014 06:29:54

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 180




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #860636
Название судна "Дмитров"

Существовало два разных судна "Дмитров" и "Георгий Дмитров". Кстати "Дмитров" утром 17 марта находился в Новороссийске и покинул порт только вечером. Что правда ничего не меняет, повреждений он не получал.

С уважениеем, Фёдор.

#357 19.08.2014 11:56:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Фёдор 1979 написал:

Оригинальное сообщение #860942
Существовало два разных судна "Дмитров" и "Георгий Дмитров". Кстати "Дмитров" утром 17 марта находился в Новороссийске и покинул порт только вечером.

А вот этого я не знал. Спасибо за информацию!

#358 22.08.2014 11:26:40

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Но вернемся в Новороссийск.
В тот же день, 17 марте, через три часа после налёта, летевшие над морем от Озерейки на Геленджик и прошедшие над городом, четыре самолета МБР-2 были приняты за неприятельские. Воздушную тревогу в городе объявили, но во время разобрались и зенитчики огня не открывали.
18 марта 1942 года в 8 часов 20 минут четыре Ju-88 произвели, как отмечалось в документах: «…бомбометание с пикирования. Звездный налёт». Было сброшено 14 бомб: де по 1 тонне, из которых одна не взорвалась, 5 по 500 кг, 6 по 250 кг и одна весом в 50 кг. Разрушено машинное отделение нефтебазы, школа три жилых дома и дворец цементников. Погибло 36 человек, тяжело ранены – 26 и легко ранены – 8 человек.
Но Николай Тимофеевич Турчин, очевидец событий, вспоминал, что во время налёта во  дворце цементиков проводились занятия  курсов младших лейтенантов  для военнослужащих, прибывших с Керченского фронта. Во дворец попало 4 бомбы. Погибло 32 курсанта и 52 было ранено. Погибших похоронили в Турецком саду, что находился недалеко от Дворца.
( из воспоминаний Н.И. Турчина, коренного новороссийца, очевидца событий )
Вечером 20 марта наблюдатели МПВО заметили приближающиеся к городу 2 Ju-88 и 2 He-111. В 19.31 был подан сигнал «Воздушная тревога». Два самолёта бомбили окраину города улицу Кутузовскую и Анапское шоссе. Сейчас это центр, застроенный жилыми домами. Но в то время, кроме жилых домов здесь был бондарный завод и механический завод «Молот», до революции завод сельскохозяйственных машин Гегеловича.  Но на заводы бомбы не попали. Одной  250-килограммовой бомбой был поврежден жилой дом по ул. Кутузовской, а второй - разрушен дом по Анапскому шоссе. Погиб один и ранены два человека, один тяжело. И убиты 3 лошади. Еще 8 бомб было сброшено на каботажный  мол.
Вторая пара бомбила железнодорожный парк А, упали 11 бомб, где одна из них не взорвалась. И две 100 килограммовые бомбы попали в  дом №2 по ул. Пограничной. В районе Парка А Тяжело ранен один человек и легко ранены – двое. Повреждены два дома, убита лошадь.
28 марта началось с пролета одиночного Ju-88 через город в 8 часов 34 минуты. Зенитная артиллерия успела сделать шесть выстрелов, но безрезультатно. В 10 часов 30 минут пролетело один Ju-88 и два Не-111, но они не бомбили и зенитная артиллерия по ним не стреляла.
И только 13 часов 50 минут шестёрка Ju-88  сбросила 19 бомб. Была повреждена галерея элеватора, имелись разрушения в районе ЭПРОНа и в доме №14 по ул. К.Маркса. Убито 10 и ранено 17 человек.
Этот налёт был встречен не только зенитной артиллерией, но и истребительной авиацией, которая доложила о сбитии двух и ещё одного вражеского самолёта предположительно.

#359 22.08.2014 11:27:28

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господа!
Ухожу в отпуск и буду месяц "лечиться" от компьютерной зависимости!!!
До встречи.

#360 30.09.2014 12:05:03

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господа!
В отпуске мне удалось поработать в архиве с приказами по личному составу по Новороссийской швейной фабрике за 1941 год. Поэтому я несколько прерву свое повествование, так как документы оказались весьма интересными.
Начну с того, что почти в каждом приказе за первую половину 1941года отмечались люди, опоздавшие на работу. И наказывались вынесением выговора и строго выговора. Приказов о передачи опоздавших на 20 и более минут НКВД в этих документов нет.
21 июня был издан обычный приказ № 79: уволить по собственному желанию, числить в отпуске… И последний пункт:
«Начальника ПВВО тов. Чельник С.М. с 21-/VI-41 г. уволить ввиду призыва в ряды РККА».  (ПВВО – пожарная и военизированная охрана)
За 22 июня приказов нет, а 23 июня был издан приказ № 80, в котором ничего не говорит о войне: принять на работу, восстановить… Интересен § 2:
«Бывш. Шач. Штаба МПВО т. Клёпова А.А. по возвращении из РККА считать приступившим к своим обязанностям…»
Правда, как долго он выполнял обязанности мне проследить не удалось.
И последний § 6:
«Молотобойца мехцеха т. …… с 25/VI-41 года уволить за нарушение правил внутреннего распорядка…»
То же ни каких данных об этом человеке найти не удалось.
Вечером 24 июня в Новороссийске был объявлен сигнал «Воздушная тревога». За неявку по сигналу «Воздушная тревога» работникам фабрики объявлен выговор с предупреждением. И таких приказов за разные числа несколько. Надо понимать, что работники фабрики не покинули свои рабочие места и не явились в бомбоубежище.
А приказом № 87 от 3 июля 1941 года был объявлен строгий выговор «За допущенные демаскировки в 2 часа ночи» – строгий выговор.  В частности, «рабочему второй ленты т/№ 2114 тов. …. за открытую раскурку во дворе фабрики…»
Надо отметить, что подобных приказов больше не встречается. Видимо, хватило одно раза.

#361 07.10.2014 11:30:00

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

30 июня приказом № 84 отозвали всех отпускников из трудовых отпусков. И в этот же день был отдан Приказ № 85:
«На основании телефонного распоряжения от 29/VI-41 г. начальника главка о выполнении особого заказа П Р И К А З Ы В А Ю
    1/ Техноруку фабрики тов. Васюнину произвести запуск особого заказа по всем лентам фабрики с 30/VI-1941 г., для чего необходимо снять всю гражданскую продукцию и в аккуратном виде сложить её в отведенном месте…»
И всё. Что делать дальше – всем было ясно. Но какую военную продукцию выпускала швейная фабрика в документах не говориться. Или «военный заказ» или «ТВЗ». В отчёте о работе фабрики за 1941 год говориться:
http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/1007/78/9793b2b3cd68c056f2cc2f70f5966d78.jpeg
http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/1007/78/9793b2b3cd68c056f2cc2f70f5966d78.jpeg
Но в отчете о работе цеха Утильпошива, то есть из лоскутов говориться:
http://i68.fastpic.ru/thumb/2014/1007/ca/5ab09800a5cefb19158535557264e8ca.jpeg
Впрочем, юбки женские, трусы мужские, рукавицы, чехлы для матрацев, наволочки для подушек, можно так же посчитать военным заказом, если они шились их материи защитного цвета.

Отредактированно Старый Судоремонтник (07.10.2014 11:31:45)

#362 10.10.2014 11:39:59

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

15 июля были издан весьма характерный приказ № 94:
§ 1
В связи с создавшейся обстановкой рабочим и служащим были выданы противогазы для индивидуальной защиты от отравляющих веществ, которые обязаны носить при себе круглые сутки и ни чем не загрязнять, так как при появлении посторонних предметов противогаз теряет боевую способность.
§ 2
14/7-42 г. Начальником штаба МПВО ф-ки тов. КЛЕПОВЫМ частично проверены противогазы наличие и содержание в чистоте их. Установлено, некоторые работницы ф-ки носят в противогазовой сумке вместе с противогазом фрукты, овощи/хлеб, гребешки, грязные носки и белье.
§ 3
За преступное отношение к социалистическому имуществу, которое направлено на сохранение жизни людей, об’являю СТРОГИЙ ВЫГОВОР с предупреждением следующим работницам ….»
Так что, ношение при Советской власти милиционерами в кобуре всего чего угодно, кроме пистолета, имеет давние исторические корни.
2 августа в Новороссийске прошли  общегородские учения по заполнению щелей и укрытий рабочими и служащими предприятий, в том числе и швейной фабрики.
В этом деле отсутствуют материалы о увольнении и приеме на работу по собственному желанию, в том числе и о мобилизации работников фабрики. Но получить такое дело в архиве практически не возможно, так как действующие законы то запрещают. Может быть, когда отметим 75-летие Великой Победы такие дела откроют для исследователей…
Вот только многие ли из нас доживут до того времени? 
Мобилизация нанесла большой урон работе фабрики. Почти все мужчины ушли на фронт. И самое главное, специалисты, которые обслуживали механизмы. Поэтому директор 20 сентября отдал приказ № 127:
«…Для подготовки механиков организовать краткосрочные курсы механиков для подростков в возрасте 15 – 16 лет. Занятия проводить с отрывом от производства в течении трёх месяцев...
Но работать было не кому, и ждать три месяца фабрика не могла. Поэтому через месяц  14 октября 1941 года появляется приказ № 134:
«Ввиду ухода значительного количества рабочих подсобно-обслуживащего персонала в ряды РККА и необходимости обеспечения деятельности производства по обслуживанию механизмов во всех пошивочных цехах
П Р И К А З Ы ВА Ю
Главному механику фабрики Попенко всех имеющих опыт работы на механизмах оборудования оформить перевод на более сложную специальность…»
В частности:
«Ременщика II-го полуцеха т. …. т/№ 1826 с 10 октября 1941 года перевести во II и III полуцеха в качестве слесаря со сдельной оплатой труда и одновременно вменяется в обязанность изучать спецмашины в сменах тт. Багдасаряна и Асатурова…»
Как видите, любого    мужчину, кто хоть что-то знал, переводили на обслуживание механизмов даже без обучения.
Специальность ременщик – надо понимать, как специалиста по ремонту приводных ремней к станкам. Что позволяет сделать вывод, что на фабрике швейные машины работали от одного общего привода. К сожалению, когда в 90-е годы фабрику банкротили и помещение продавали, ни кто не озаботился о сохранении музея фабрики, главное, воспоминания ветеранов… Сейчас уже это не восстановишь.
Кроме призыва работников фабрики в армии, армия, точнее горвоенкомат,  забрала у фабрики здание ФЗУ – фабрично-заводского училища и разместила в нём воинскую часть. Где находилось училище, предположительно на углу улиц Свободы и Профсоюзной,  и какая воинская часть разместилась в этом здании – не известно. При этом, согласно приказа директора «… рассмотреть весь руководящий состав, рабочих и служащих, а так же учащихся школы ФЗУ на предмет возможности использовать их для работы на фабрике. Не могущих быть использованными уволить с 2/VII-41 г…»
Забрал горовенкомат и легковую машину (марка не известна), которую фабрика приобрела в 1941году. На 1 января 1942 года на фабрике оставалось всего четыре автомобиля: полуторка ГАЗ-АА, г/п 1,5 т, ГРИФТ г/п 5 т (что это за зверь – я не знаю), работавшие на бензине, и две газогенераторных: ГАЗ-АА, г/п 1,5 т, и ЗИС-5, г/п 3 т. Кроме того, у фабрики был свой гужтранспорт, то есть лошади, которые то же забрали в армию. Но в отчётах количество лошадей на фабрике не указывается. Зато указываются расходы на закупку овса, сена, соломы, отрубей, комбикорма, на ковку лошадей, их профилактику и лечение. Оказывается, не такое простое дело лошадку содержать.
В начале 1942 года дирекция фабрики подготовила годовой отчет, который был рассмотрен краевыми финансовыми органами. Они вывили главный недостаток в работе фабрики:
Выявлен перерасход заработной платы на сумму 543,1 тысяча рублей:
    - выплата компенсаций за неиспользованный отпуск –   25,0 тыс. руб.;
    - выплата выходного пособия уволенным        -   15,4 тыс. руб.;
    - оплата сверхурочных часов работы            - 116,2 тыс. руб.;
    - изменение ассортимента вырабатываемых изделий     – 195,0 тыс. руб.
    - выплата зарплаты за вынужденные простои        -    47,6 тыс. руб.;
    - доплата до среднего заработка на сумму         -    18,8 тыс. руб.
Ими были выдвинуты предложения:
    …2. За допущенный перерасход фонда зарплаты почти по всем категориям работников привлечь к ответственности директора и главного бухгалтера фабрики.
    3… Ликвидировать текучесть рабсилы, изжить прогулы и опоздания…
А ведь перерасход фонда ушёл на оплату работы.
Некоторые сведения из годового отчета Новороссийской швейной фабрики за 1941 год:
На фабрике на 1 января 1941 года работало:
    - рабочих    1351 человек;
    - ИТР            106 человек;
    - служащих    49 человек;
    - МОП         8 человек;
    - Пожарной     охраны – 32 человека;
    - Непромышленного персонала – 40 человек;
    - детсад                - 13 человек;
    - пригородное хозяйство    - 23 человека;
    - здравпункт            -  1 человек;
    - подготовка кадров        -  1 человек;
    За год принято 519 человек, в том числе во 2-й половине 1941 года – 336 человек, уволено 676 человек, в том числе во 2-й половине 1941 года 486 человек, совершивших прогулы 91 человек, в том числе во 2-й половине 1941 года - 42.    
Из объяснения дирекции:
«…Из приведенных данных видно, что большая часть увольнений с фабрики произошло во 2-й половине года, что объясняется выездом из города жен военнослужащих к месту работы мужей, а так же сокращением рабсилы в целях приведения численности в соответствие с планом и загрузкой фабрики…»
Не совсем понятна формулировка: «что объясняется выездом из города жен военнослужащих к месту работы мужей», если мужья уходили на фронт.
На 1 января 1942 года на фабрике осталось 1215 рабочих.
Простои за 1941 год:
- из-за отсутствия сырья    - 44857 чел/час;
    - из-за отсутствия электроэнергии    -  2.956 чел/час;
    - аварии и ремонт оборудования  -   3.742 чел/час;
    - простои по ВТ            - 35.854 чел/час;
    - перерывы кормящих матерей    -   5.987 чел/час;
    - организационный простой    - 28.043 чел/час;
Организационный простой был связан с переходом на выпуск новых видов изделий, то есть военного заказа.
Убытки военного времени - 25.550 руб. 71 коп, в том числе:
- рытье траншей        - 16.300 руб.;
- выселение школы ФЗУ в связи с занятием здания воинской частью -7727 руб. 45 коп.
- ликвидация обувной мастерской        - 1525 руб. 26 коп.
- прочие убытки (сумма, уплаченная по труду за увечья, полученными служащими охраны на фабрике)        - 795 руб. 89 коп.
И ещё выяснилось, что 12 человек из охраны фабрики, мобилизованные в РККА, не сдали спецодежду. «Дело передано в суд, но судоисполнитель в связи с мобилизацией взыскание прекратил» - говориться в отчёте.
К сожалению, следующее, доступное для меня дело, относиться уже к 1944 году. Материалов за 1942 год не сохранилось.

#363 17.10.2014 11:46:48

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Другое дело, с которым мне удалось познакомиться, это воспоминания директора в годы войны завода «Красный двигатель» Орлова Николая Николаевича,  написанные к 15 годовщине освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков, в 1958 году. Он отработал директором завода семь лет, за что был снять – не ясно.
Много в воспоминаниях не договорено, о многом рассказано скупо, но в целом они весьма интересны.
Завод входил в систему Наркомата среднего машиностроения, но впускал запчасти, в основном, поршневую группу двигателей. Но на нём был участок, который точил корпуса мин, в тексте не сказано, но надо понимать миномётных, из стальных заготовок,  поставляемых из вне.
В 1940 году  на заводе начали проводить занятия по противовоздушной обороне: разъясняли коллективу завода возможности мероприятий МПВО, проводили тренировочные занятия, беседы и лекции, но всё это была теория. Главному вопросу –  маскировки завода в целом внимания не уделялось.
Приступить к осуществлению маскировки завода пришлось уже вечером 22 июня. И Николай Николаевич утверждает, что 22 июня был налёт на город вражеской авиации.
Особенно трудно было осуществить светомаскировку чугуно-литейного цеха  и его вагранок, ярко пылающих в момент плавки чугуна. «Коллектив завода беспощадно вёл борьбу с нарушителями светомаскировки, которые вольно или невольно помогали врагу». Строго наказывались  все, кто допускал нарушения. Был снят с работы начальник механического цеха № 1 Мирошниченко за демаскировку цеха. Это, как и военная обстановка, развило сообразительность и светомаскировка была проведена.
С началом войны завод перешёл на выпуск военной продукции. Объем выпуска боеприпасов должен был быть увеличен в 10-15 раз. Для этого крайком партии обязал горкомы и райкомы партии всех городов и районов передать заводу «Красный двигатель»  имеющиеся  на различных мелких предприятиях и мастерских металлорежущие станки. Надо понимать, что растаривали МТС и кустарные мастерские. Но вместе со станками на завод приходили и люди.
Поставки стальных заготовок корпусов мин прекратились. Уже в начале июля завод освоил отливку корпусов мин из чугуна. По воспоминаниям, завод выпускал мины калибром 82-мм, 50-мм и 37-мм. Но о боевом применении последних, мне ничего нее известно. Кроме того производились гранаты, малые авиабомбы, взрыватели, а так же многие виды боеприпасов (без расшифровки).
Читал, очень давно, рассуждения одного военного специалиста о применении стальных и чугунных корпусов снарядов. По его мнению, чугунный корпус дает меньше осколков, чем стальной, и они разлетаются на меньше расстояние. Это по памяти. Буду рад, если кто-то сможет мне разъяснить этот момент.
Надо отметить, что сталелитейного производства в Новороссийске в то время не было. Впрочем, надо отметить, что и сегодня его нет. Как и чугунолитейного и цветного литься. В непонятной борьбе за экологию закрыли «вредные производства» и ближайшее литейное производство сегодня в Краснодаре.

#364 24.10.2014 11:51:01

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Но я отвлекся.
Снаряжением боеприпасов занималась Новороссийская контору Взрывпрома, которая до войны вела взрывные работы для цементных заводов. Она сумела организовать на месте производство взрывчатки  и производить зарядку боеприпасов, мин и гранат. Управляющий конторой Демин активно участвовал во всех процессах и погиб при испытании ручных гранат.
Кроме боеприпасов завода, по своей инициативе, освоил производство миномётов разных калибров от 82 мм до миномёта - сапёрной лопатки, производство автоматов.
Партком, Завком и дирекция завода обратилась к каждому работающему на заводе с листовкой-обращением, чтобы они во имя обороны нашей родины и разгрома фашистских захватчиков, прочитав эту листовку-обращение и продумав свою работу, на обороте этого обращения написали предложения по рационализации и изобретательству.
В ответ на это обращение поступило много ценных предложений. Под руководством старшего мастера И.З. Бригадир был изготовлен каток для уничтожения противотанковых мин, который двигаясь впереди танка своим весом и щупальцами уничтожал мины и сохранял ходовую часть танка. Для испытания катка в боевых условиях И.З. Бригадир выезжал в Керчь. О результатах испытаний и серийном производстве катков сведений нет.
Главный механике т. Козуб Н.А. и начальник цеха т. Ульянов Е.Е. сконструировали  двухствольный миномёт. Как он выглядит и выпускался ли серийно – не знаю. Скорее всего, сделали увеличенную плиту и установили на неё два ствола, но двухствольный миномёт серийно не выпускался.
Главный технолог т. Хорош Б.Н. и ст. конструктор Гульченко сконструировали автомат. То же нет ни какой информации по его конструкции. Мне представляется, что была упрощена до предела конструкция автомата ППШ, в соответствии с производственными возможностями завода.
Хорош Б.Н. и начальник цеха Вандрашек Н.Н. сконструировали и изготовили много разнообразных упрощенных станков,  которых на заводе не хватало для обеспечения плана по производству боеприпасов. Группа электриков во главе с т.т. Шварц, Павелко и др. сконструировали и изготовили несколько электросварочных аппаратов для производства боеприпасов. Этих аппаратов для увеличенного плана не хватало заводу. Коллектив группы  главного механика и ремонтно-механического цеха во главе с т.т. Козуб Н.А., Бажанова Л.И. и Ульянова К.Е, за одни сутки переносили и вновь монтировали по несколько десятков станков, необходимых для производства вооружения и боеприпасов.
В январе месяце 1942 года Президиум Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству боеприпасов наградил группы работников завода орденами и медалями.
Среди  награжденный была комсомолка, пришедшая с Кубанской станицы на завод работать в цех боеприпасов, тов. Залозная. Она в работе показала образцы трудового героизма. Перед самой эвакуацией завода тов. Залозная погибла в результате налёта вражеской авиации на город.
Кроме основной работы на заводе, многие рабочие и служащие после 12 часовой смены шли нести дежурство в МПВО и службу в истребительном батальоне. На заводе, опять таки, во внерабочее время проводилось военное обучение всех работающих.

#365 31.10.2014 11:42:05

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

18 марта Управление ВВС Черноморского флота обратилось в крайком ВКП(б) и             крайисполком с требованием продолжить мобилизацию рабочей силы,              приостановленную горрайисполкомами, для строительства аэродромов в Новороссийске, Геленджике и Агое. Было принято решение о выделении до 1 июля Новороссийским горисполкомом по 50 человек и 10 подвод, Геленджикским – по 300 человек и 15 подвод и Туапсинским – по 400 человек ежедневно.
Какой аэродром строили в Новороссийске на этот раз, мне не известно. Наверное заканчивали работы по аэродрому в Гайдуке. Сейчас на месте этого аэродрома строиться очередной гипермаркет. Кто знает город, то это по дороге на Краснодар, поворот на Гайдук. Там были виноградники и их вырубали, землю утрамбовывали, размечали взлётные полосы. Ни каких капониров, ни других защитных укрытий на аэродроме не делалось…

#366 07.11.2014 11:36:41

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

27 марта командир Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга  Г.Н. Холостяков направил в штаб Черноморского флота доклад, в  котором отмечалось, что " ... для обороны базы с суши создается оборудованный сухопутный фронт, способный отразить как внезапные нападения, так и длительную осаду..." Отмечая значительные недостатки в организации  системы обороны, Г.Н. Холостяков указывал, в частности, что береговые батареи базы недостаточно обеспечены средствами связи, нет сети выносных постов для корректировки огня по наземным целям, не налажено взаимодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации, отсутствует целенаправленное руководство зенитным огнем, который ведется интенсивно, но беспорядочно, и т.д.
В мемуарах Георгий Никитович об этом докладе ничего не писал, но писал о другом:
«…За месяцы, прошедшие с тех пор как впервые возникла угроза прорыва врага на Кавказ и понадобилось готовиться к защите Новороссийска на суше, наша военно-морская база и город, все новороссийцы — военные и гражданские — стали как бы единым боевым коллективом. Чувствовалось это во всем.
Приведу лишь один пример. Среди грузов, перевозимых на Керченский полуостров, большое место занимали мука и фуражное зерно. Причем по условиям разгрузки в Керчи и Камыш-Буруне требовалось отправлять их обязательно в мешках. Насыпать же муку и зерно в мешки приходилось вручную: предназначенные для этого механизмы новороссийского элеватора были разбиты еще при осенних бомбежках. Заменить технику могли лишь сотни добавочных рук, и на элеватор стали приходить ученики городских школ — целыми классами во главе с педагогами. Когда отправлялись крупные партии зерна, они работали день и ночь, в три смены. Если не хватало мешков, ребята приносили из дома свои — только бы не задержались засыпка и погрузка, только бы отплыли в срок суда!...»

#367 13.11.2014 12:04:04

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

29 марта из Камыш-Буруна в Новороссийск вышел грузовой т/х "Ворошилов" в ранеными,    в охранении тральщиков Т-406 и Т-410 и 3 сторожевых катеров. В районе Южной Озерейки был атакован самолетами-торпедоносцами Не-111 противника. Бой длился два с половиной часа. Получив тяжелые повреждения от попадания торпеды в район второго трюма, теплоход выбросился на берег. До двухсот человек пассажиров и членов экипажа были убиты. На помощь судну прибыла аварийная группа под командованием командира Новороссийского аварийно-спасательного отряда Г.Л. Артюхова. В течении трёх дней был изготовлен и установлен деревянный пластырь, водолазами заделаны пробками и клиньями мелкие повреждения. После откачки воды судно отвели в Новороссийск и поставили в плавучий док на ремонт. Ремонт выполнялся силами нашего завода и т/х «Ворошилов» был введен в строй.
Ремонтировали боевые корабли и судоремонтники Новороссийской военно-морской базы. Вспоминает Г.Н. Холостяков:
«…С помощью города расширялось судоремонтное хозяйство нашего техотдела. Использовав оборудование, вывезенное из Одессы, и эвакуированных оттуда специалистов, Шахназаров пустил в ход новый цех в штольне у цементных заводов, защищенной от любых бомбежек. Ремонтные возможности базы увеличивал оставшийся у нас плавучий док — тот, в котором перевозили паровозы. Теперь уже не только малые суда, но и значительно более крупные, получившие боевые повреждения где-то вблизи Новороссийска, могли здесь же возвращаться в строй.
Наши инженеры по праву гордились спасением базового тральщика «Груз». Взрыв авиабомбы у борта едва не переломил его надвое. С трудом доведенный до порта корабль сумели поднять на слип, куда ставились раньше лишь плоскодонные баржи. Тут выяснилось, что корпус тральщика вдобавок еще и сильно изогнут взрывной волной. Неприспособленность слипа для устранения повреждений такого рода не смутила докмейстера Долгова, руководившею корпусными работами. Усилиями судоремонтной роты и собственного экипажа корабль был восстановлен...»
Мне не удалось найти хоть что-то о повреждениях тральщика «Груз» весной 1942 года.

#368 13.11.2014 15:23:54

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1845




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

У А. Платонова. *16 февраля 1942г на переходе из Феодосии в Новороссийск на меридиане м. Кыз-Аул подвергся удару авиации , получил тяжелые повреждения кормовой части, принял 160 т воды, но смог дойти до места назначения.Встал в ремонт до конца года.*
Плюс *Морская коллекция* №2 доп. 2005г.*БТЩ т. Фугас* Есть на *Вундервафе*.

Отредактированно boxer (13.11.2014 15:30:53)

#369 13.11.2014 20:19:17

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10101




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#888305
29 марта из Камыш-Буруна в Новороссийск вышел грузовой т/х "Ворошилов"

29.03.1942 г. в 12.30 транспорт "Ворошилов", имея на борту 2650 раненых , в охранении базовых (так в тексте, на самом деле - быстроходных) тральщиков "Искатель", "Взрыв" и трех сторожевых катеров. вышел из Камыш-Буруна в Новороссийск.
В 19.06 в районе м. Утришенок - м. Мысхако "Ворошилов" был атакован четырьмя торпедоносцами. Одна торпеда попала в район второго трюма, не повредив механизмы. Транспорт выбросился на берег в районе устья р. Озерейка. Люди с него были сняты, имелись жертвы. ЭПРОН начал работы по заделке пробоин на транспорте.
2.04 транспорт был снят с мели и приведен в Новороссийск

Старый Судоремонтник написал:

#888305
В районе Южной Озерейки был атакован самолетами-торпедоносцами Не-111 противника. Бой длился два с половиной часа.

Самолеты не могли бы атаковать корабль 2,5 часа. Топливо бы кончилось :)

Отредактированно vas63 (13.11.2014 20:21:13)


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#370 13.11.2014 22:01:03

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#886502
27 марта командир Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга  Г.Н. Холостяков направил в штаб Черноморского флота доклад, в  котором отмечалось

Как-то не понятно. Получается, что Холостяков сам на себя батон крошил, ведь половина перечисленных недостатков, например таких как

Старый Судоремонтник написал:

#886502
не налажено взаимодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации, отсутствует целенаправленное руководство зенитным огнем,

это его как командира базы зона ответственности.

Старый Судоремонтник написал:

#888305
В районе Южной Озерейки был атакован самолетами-торпедоносцами Не-111 противника. Бой длился два с половиной часа.

Реально была одна атака 4 самолетов с двух сторон, сброшено 4 торпеды. Данные из нашего отчета.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#371 21.11.2014 11:43:02

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

А в это время, далеко в Германии  в ставке Гитлера 28 марта проходило секретное совещание, на которое был приглашен лишь очень ограниченный круг лиц из высших штабов. Генерал Гальдер подробно доложил план развертывания войск для летнего наступления, исходя из отданных ему фюрером указаний.
Генерал-полковник Иодль поручил своему заместителю и ответственным офицерам штаба оперативного руководства вооруженных сил оформить в виде директивы ОКВ планы командования сухопутных войск, предложенные 28 марта и одобренные Гитлером. Штаб решил ограничить содержание директивы лишь формулированием «задач», не связывая главное командование сухопутных войск какими-либо деталями. Однако Гитлер во время доклада «проекта» 4 апреля генералом Иодлем заявил, что он сам переработает директиву. На следующий день его «историограф» писал: «Фюрер существенно переработал проект директивы № 41 и дополнил его важными, сформулированными им самим пунктами... В первую очередь им заново сформулирована та часть проекта, в которой говорится об основной операции». В результате этих усилий появился документ, датированный 5 апреля, который содержал «многократные повторения и длинноты, смешение оперативных директив с общеизвестными принципами вождения войск, неясные формулировки наиболее существенных вопросов и обстоятельное разъяснение второстепенных деталей». Это были планы наступательной компании на 1942 года,  утвержденные Директивой Германского генерального штаба № 41 от 5 апреля 1942 года: «Цель заключается в том, чтобы окончательно уничтожить оставшиеся еще в распоряжении Советов силы и лишить их по мере возможности важнейших военно-экономических центров». Стратегический замысел сводился к тому, чтобы «…сохраняя положение на центральном участке фронта, на севере взять Ленинград и осуществить связь с финнами на суше, а на южном фланге фронта осуществить прорыв на Кавказ». При чём, операция по захвату Ленинграда и установлению наземной связи с финнами ставилась в зависимость от решения основной задачи на южном участке фронта.
Условием окончательного разгрома Советского Союза, гитлеровское командование определяла как  захват Кавказ с его мощными источниками нефти и плодородные сельскохозяйственные районы Дона, Кубани и Северного Кавказа. Наступление на Сталинградском направлении должно было обеспечить успешное проведение главной операции по завоеванию Кавказа.
В этом стратегическом плане врага весьма сильно отразилась острая нужда фашистской Германии в горючем. Позднее, выступая 1 июня 1942 г. на совещании командного состава группы армий «Юг» в районе Полтавы,  Гитлер заявил, что если он не получит нефть Майкопа и Грозного, то должен будет покончить с этой войной. Вместе с тем Гитлер  рассчитывал, что потеря СССР нефтеносных районов Майкопа, Грозного и  Баку оставит Красную армию без горючего…
Для решения этой задачи намечалось провести ряд последовательных операций: в Крыму, южнее Харькова и уже после этого на воронежском, сталинградском и кавказском направлениях.

#372 21.11.2014 13:16:35

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #888305
После откачки воды судно отвели в Новороссийск и поставили в плавучий док на ремонт. Ремонт выполнялся силами нашего завода и т/х «Ворошилов» был введен в строй.

На самом деле: "...02.07.1942 г. во время налета на порт башня дока от попадания авиабомбы была разрушена, а судно получило дополнительные повреждения. Капитан М.И.Григор получил приказ спасти «Ворошилов». Теплоход силами экипажа судна и дока был выведен из затопленного дока и уведен в Поти на буксире...".
С уважением,

#373 24.11.2014 11:26:35

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо, Игорь
Как разниться информация. По нашим источникам - всё хорошо. Судно-то ушло. А на самом деле...

#374 28.11.2014 11:40:04

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В апреле береговая оборона Новороссийской военно-морской базы была неожиданно усилена.
3 апреля в Новороссийске стояла пасмурная погода с ветром. Под вечер вдруг повалил густой снег. Из Новороссийска вышел эсминец «Шаумян», отправляющийся в южные базы. Следом за ним должен был выйти лидер «Ташкент». Командир лидера В.Н, Ерошенко вспоминал:
  "… Наш выход назначен на 22 часа. Снег валит так, что Фрозе (старпом) и боцман решают сами стоять впередсмотрящими до выхода из Цемесской бухты. Идем самым малым. Чтобы не сбиться с фарватера, штурману приходится еще в бухте пользоваться эхолотом.
Миновав мыс Дооб, внезапно принимаем тревожный сигнал: "Шаумян" сел на камни и просит помощи. Поворачиваем к бухте Рыбачья, где произошла авария. Но подойти к сидящему на мели миноносцу не дает осадка "Ташкента". Спускаем барказ, чтобы подать на него буксирный конец. Однако никаких тросов не хватает - лидер слишком далеко от терпящего бедствие корабля.
Тем временем получаем радиограмму от командира Новороссийской базы капитана 1 ранга Г.Н. Холостякова: " Спасательные средства высланы. "Ташкенту" следовать по назначению." Оставляем для спасателей поданный на корму буксир. Больше, к сожалению, ничем не могу помочь кораблю, которым несколько лет назад командовал. Но жизни моряков опасность не угрожает…"
Причины аварии называют разные. С одной стороны плохие погодные условия, с другой – всякие, вплоть до… Но в любом случае, виноват командир корабля, который слишком близко шёл от берега.
Корабль снять с камней так и не удалось его разоружили, 102-мм орудия, снятые с «Шаумяна»,  использовались для вооружения 464-й стационарной батареи береговой обороны, командир лейтенант И. Белохвостиков, расположенной в 10 км от Анапы.
Плохое и хорошее ходит вместе.
В этот же день 3 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР эсминец «Беспощадный» награжден орденом Красного Знамени. Приказом наркома ВМФ № 72 экипаж крейсера «Красный Кавказ», командир капитан 2-го ранга А.М. Гущин, военком батальонный комиссар Г.И. Щербак, удостоен звания «Гвардейский», Приказом № 73 звания «Гвардейский» удостоены 2-й минно-торпедный авиаполк, командир подполковник Н.А. Токарев, военком батальонный комиссар Н.Е. Мещерин, ставший 5-с гвардейским минно-торпедным полком, 8-й истребительный полк, командир полковник К.И. Юмашев, военком батальонный комиссар И.Г. Шевченко – 6-й гвардейский ИАП.

#375 30.11.2014 17:09:30

Б.Г.Мот
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: г. Киев, Украина
Сообщений: 519




Вебсайт

Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Фёдор 1979 написал:

Оригинальное сообщение #860942
Существовало два разных судна "Дмитров" и "Георгий Дмитров"

Как-то раньше просмотрел. Действительно, существовало два судна, но одно называлось  "Димитров" (голландской постройки), а другое - "Георгий Димитров" (английской постройки). Оба были названы в честь одного и того же человека, болгарского коммуниста. 

С уважением -


Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.

Страниц: 1 … 13 14 15 16 17 … 34


Board footer