Вы не зашли.
Botik Petra Velikogo написал:
#895310
Ну так как мы выяснили - не все есть (я снова об ОВР ОдВМБ).
Сойдемся на том, что на данный момент никто не смог даже достоверно указать не такой уж и большой судовой состав Одесской ВМБ. Все больше шаром. А также хоть как-то систематизировать боевую деятельность кораблей и катеров Одесской ВМБ.
Вот и получается на данный момент:
15 нюня 1941 года ее управление расформировали, а обязанности командира ОВР возложили на командира охраны рейда, подчинив ему два звена катеров МО в количестве 6 единиц
.
И все... На этом сведения о боевой деятельности Одесских моряков заканчиваются. И это спустя 70 лет после войны. Хотя про Маринеско Одесскими историками все изучено досконально
Скажем так - тема, к большому сожалению, все еще ждет своего исследователя...
Botik Petra Velikogo написал:
#895598
действиям ОВРа в период обороны Одессы
Botik Petra Velikogo написал:
#895627
До сентября (когда именно - вопрос) существовала система, при которой сквозных конвоев Севастополь - Одесса практически не было. Суда заводились в Ак-Мечеть, охранение из Севастополя уходило в свою базу, а суда ждали прибытия охранения из Одессы. Когда сделали сквозное движение, как я понимаю, МО из Одессы только усиливали охранение конвоев на подходах к своей базе.
Да, часто указывается просто количество кораблей охранения за термином "корабли/катера охранения".
Или вот общая фраза, но демонстрирующая часть деятельности:
Противовоздушную оборону порта осуществляли совместными усилиями зенитно-артиллерийский полк ВМБ и зенитно-артиллерийский дивизион 638-го зенитно-артиллерийского полка 15-й бригады ПВО. Пять катеров, обеспеченных радиостанциями, постоянно находились в море на удалении 30–40км от берега и оповещали о подходе самолётов противника со стороны моря.
А ниже имеются упоминания о конкретных МО:
15-16.10.41
Взяв на борт командующего Отдельной Приморской армией И.Е.Петрова, последним уходил из Одессы пограничный катер МО-062 (командир – Гладышев). В командирской рубке стояли командарм И.Е.Петров, контр-адмирал И.Д.Кулешов. В последний раз обошли гавань. -----
--- Многие катера выполняли задачи противолодочной борьбы, подавления вражеских дальнобойных батарей.
Одна из таких батарей, установленная на прибрежной высоте, контролировала обширную акваторию, причиняя ущерб нашим кораблям и судам. Командование приказало эсминцу «Бойкий» подавить её. Эсминец сопровождался пограничным катером МО-032.
vas63 написал:
#895643
Скажем так - тема, к большому сожалению, все еще ждет своего исследователя...
Так об этом и речь - выходит новая книга, организуется презентация, все поздравляют авторов, а в сухом остатке ничего или почти ничего нового и все еще ожидание "своих исследователей".
Буду рад, если с конкретно этим изданием я ошибаюсь.
Botik Petra Velikogo написал:
#895627
в оперсводках Главной ВМБ, которые у меня есть, одесские МО вообще не просматриваются
Из воспоминаний НШ ОдВМБ к3р К.И.Деревянко "На трудных дорогах войны" (Л., "Лениздат", 1985):
- к-р ОВР ОдВМБ - к2р П.П.Давыдов, комиссар - батальонный комиссар А.А.Ефимов, НШ - к3р М.А.Лепакин;
- ОВР имел в своём составе: отряд МО (к-р - к3р А.М.Кузнецов), тральщики, сторожевые корабли, вспомогательные корабли и суда; всего ок. 40 вымпелов;
- МО-125 (к-р - ст.л-т В.А.Тимошенко) с первого дня войны участвовал в боях на Дунае;
- МО-116 (к-р - ст.л-т М.И.Малахов);
- МО-119 (к-р - ст.л-т И.П.Михайлов);
- МО-128 (к-р - ст.л-т В.П.Щербинин);
- командиры "охотников": Г.А.Акимов, С.М.Гладышев, М.Ш.Кауфман, А.П.Скляр;
- "охотники" были сведены в два дивизиона, которыми командовали знаменитые пограничники, ставшие впоследствии ГСС - капитан-лейтенанты П.И.Державин и Г.И.Гнатенко.
Спасибо за данные.
Тема почищена
aligvi написал:
#894708
В Одессе презентовали военно-исторический сборник «Приказ адмирала»
Вот еще вариант изложения презентации без упоминания К.Я.Хачатурова.
http://moryakukrainy.livejournal.com/2072351.html
vovic написал:
Оригинальное сообщение #898008
Вот еще вариант изложения презентации без упоминания К.Я.Хачатурова.
Ну Хачатуров погиб два года назад..в киге много кто указан..в соавторстве.
А с главным автороя я лично нераз беседовал насчет этой книги поднятых в ней вопросов..
мы и тогда и сейчас,по некоторым вопросам согласны по другим имеем противоположные мнения.
Самое главное..как бы я не любил свою Одессу..ветеранов и зная какой вклад она внесла в общую победу..
всеодно это было не центральное направление сил Вермахта...
Одесса по ране договоренности с Гитлером отдавалась Румынии..немецких войск тут было мало..
в основном Румыны...известные вояки..брали наших количеством..
да..задержали и их на 73 дня..ибо эти войска могли бывть использованы на других участках фронта..
но как было так было..
вклад ММФ одним словом моряков торгового фылота..да,переоценить трудно..
но все были мобилизованы,война...
в общем принимая Большой вклад Одессы в общую оборону Советско-Германского фронта
нельзя несказать..что это хоть и подвиг..а такой подвиг делали все на всех участках..
всеже не главный участок борьбы лета 1941г
имея Крым..мы могли и держать оборону города и до 1942г..
а вот ИМХО...поздно решили укрепить Крымский перешеек..практически Приморская армия даже не успела занять позиции,приняла встречные бои и начала отходить на Севастополь и Ялту..
Ошибки ставки,командования,отдельных личностей,давали возможность фашистам прорывать фронты в разных местах.
особенно в 41..какую уже роль играла Одесса..после разгрома Югозападного фронта и проыв немцев в Крым..разве что моральное
и опять таки Румыны. После оствления Одессы,теже Румынские войска быстро оказались в Крыму и на других участках фронта.
Всеже надеюсь на этой неделе если не заполучить то хоть полистать эту книгу.
Анатолий написал:
#898037
всеже не главный участок борьбы лета 1941г
Толя, а Черкасов утверждает, что Григорьевский десант был стратегическим и ставил целью
выход советских войск в тыл Манштейну. Может быть действительно оборона Одессы
планировалась не такой, какой она оказалась в реале? Т.е. не так сталося, як гадалося?
Анатолий написал:
#898037
Всеже надеюсь на этой неделе если не заполучить то хоть полистать эту книгу.
Она дефицит?
vovic написал:
Оригинальное сообщение #898042
Она дефицит?
сказали очень маленький тираж..
Анатолий написал:
#898037
как бы я не любил свою Одессу..ветеранов и зная какой вклад она внесла в общую победу..
всеодно это было не центральное направление сил Вермахта...
Вопрос в том, что при таком огромном количестве книг про оборону Одессы в них роль флота до сих пор так и не раскрыта, не описана. Все остается на уровне общих фраз - "подвиги", "защитники", "стоять насмерть". Историки так пишут, когда нет никакой реальной информации. Не так уж там было и много событий за 73 дня, а вот никто так и не написал про моряков ничего серьезного.
vovic написал:
Оригинальное сообщение #898041
Толя, а Черкасов утверждает, что Григорьевский десант был стратегическим и ставил целью
выход советских войск в тыл Манштейну. Может быть действительно оборона Одессы
планировалась не такой, какой она оказалась в реале? Т.е. не так сталося, як гадалося?
ну что поделать..приходится иногда читать и такое.../но Черкасов исключение...пардон,я его терпеть немогу..
Конкретно надо высасать из пальца...окуда он это взял ?
из Деревянко..там упоминается..когда в штабе уже шли разговоры об эвакуации..ктото предложил
эвакуацию машинами ??
ну как говорят..мало ли кто что сказал..Деревянко сразу пишут,эту идею отвергли и больше к ней не возращались.
Ибо глупо..технически и военно невозможно из Одессы пробится в Крым..через передовые и толовые части противника..
1.где взять столько автомашин ?
2.Где брать топливо по дороге для машин ?
3.Кто будет прикрывать всю эту колонну наверно на сотню км ??
4.только машины..ибо НИ и танки быстро непройдут..
5.тылы...??
7.Шикарная мишень как на полигоне...даже усилий больших ненадо..
авиация и орудия по всей дороге.. сделает месиво не доезжая Николаева..
вспомните наши котлы 41 года...
Вот морем и удалось..и считаю это лучшей эвакуацией большой группы войск с осажденного плацдарма.
Благодаря одной главной причине...ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ войск и техники была эвакуирована за одну ночь!
Предпологаю..что Румыны частично могли подозревать,догадыватся...но зачем им надо уже было лезть на рожон..если город оставляется.
Я недумаю..что в книге есть..ну Оччень особенные,новые,расекреченные документы.
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #898046
Вопрос в том, что при таком огромном количестве книг про оборону Одессы в них роль флота до сих пор так и не раскрыта, не описана. Все остается на уровне общих фраз - "подвиги", "защитники", "стоять насмерть". Историки так пишут, когда нет никакой реальной информации. Не так уж там было и много событий за 73 дня, а вот никто так и не написал про моряков ничего серьезного.
Совершенно с Вами согласен!!
Именно это и хотел Игорь Шубуков донести до читателей.
но..боюсь...попрежнему кроме *Хроники* мы мало что узнаем нового.
Анатолий написал:
#898048
Вот морем и удалось..и считаю это лучшей эвакуацией большой группы войск с осажденного плацдарма.
Благодаря одной главной причине...ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ войск и техники была эвакуирована за одну ночь!
Предпологаю..что Румыны частично могли подозревать,догадыватся...но зачем им надо уже было лезть на рожон..если город оставляется.
Почему Люфтваффе, мягко говоря, без интереса отнеслись к эвакуационному конвою
по сравнению, например, с атакой на "Безупречный" и "Беспощадный" 22 сентября 1941 г.
или уже позже с аналогичной атакой 6 октября 1943 г.? Нежели не догадывались и прозевали? Или конвой очень сильно охранялся?
vovic написал:
Оригинальное сообщение #898066
Нежели не догадывались и прозевали?
именно так..ибо если бы знали..бомбили бы уже с утра.
ПВО конвоя неплохо работало..наша авиация висела..
считай повезло.
/потери 1 т/р Большевик,шедший концевым и получивший авиаторпеду.
Анатолий написал:
#898069
именно так..
Понял. Но все равно трудно верится, что вот так, практически без атак, пропустили.
vovic написал:
Оригинальное сообщение #898072
практически без атак, пропустили.
почему без атак...атак было много..есть даже данные о количестве атак..сброшенных бомбах и торпедах...
бомбили почти до самого вечера..
пока радиус позволял...
считай что крупно повезло.
повторюсь ,эскорт был нехилый..пароходы и сами стреляли..
наша авиация баражировала..
все вместе и принесло результат.
тут гадать нечего.
кстати *Большевик* шел последним...а в конце ордера ПВО было слабое
вот немцы и нашли лазейку пусть удачно торпеду.
Анатолий написал:
#898080
почему без атак...
Ок. Это всё мои дурацкие вопросы "чайника".
Павел Васильевич Досич
(человек, который стоял у истоков одесского "Черноморца" - именно его стараниями команда была переведена в ДСО"Водник" и после этого стало её восхождение http://www.chernomorets.odessa.ua/club/news/1910/ )
воспоминания о событиях в Восточном секторе ООР: http://3a-rodinu.blogspot.com/p/23-1923-4.html
для тех, кто не знает о таких фактах в обороне Одессы:
Не только самодельными танками была интересна оборона Одессы. Пожалуй, не менее грозными были... трамваи! На грузовую платформу установили 47-мм морскую пушку. Трамвай с этой пушкой ходил на передний край — в район Пересыпи, полей орошения и Хаджибейского лимана. Надо сказать, что для тех танков, которыми тогда располагали румыны, эта пушка представляла реальную опасность, поэтому они не могли пробиться в том направлении. А трамвай возил бойцов. Весьма характерно для Одессы: на оборону ехать на трамвае, как на рынок или на работу…
Сейчас этот трамвай можно увидеть в музее на бывшей 411-й береговой батарее.
Фронтовой одесский узкоколейный трамвай. Такой доставлял во время обороны Одессы к передовой бойцов и снаряжение, а обратно отвозил раненых.
Это был волшебный мастер бритья и перманента, юный одесский Фигаро. Впервые я увидел его на одной из морских береговых батарей, куда он приезжал на трамвае (так в Одессе ездили на фронт). Он приезжал сюда три раза в неделю по наряду горсовета - живой подарок краснофлотцам, веселый праздник гигиены. (Л.Соболев. "Морская душа. Рассказы". ("Парикмахер Леонард") - Издательство "Высшая школа", Москва, 1983).
В фильме "Подвиг Одессы" (Одесская киностудия, 1985) краснофлотцы приезжают на передовую на трамвае (их там в секрете, ЕМНИП, встречает краснофлотец-балагур, которого играл актёр Сергей "Усатый нянь" Проханов).
Отредактированно seaberserk (27.12.2014 21:33:48)
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #902509
для тех, кто не знает о таких фактах в обороне Одессы
Трамваи ходили на фронт! Это факт! А вот о вооружении трамвайных платформ пушками, это, видимо, сказки. Представляете куда улетит эта платформа и этот "вагон" при первом же выстреле!
Но + однозначно.
С уважением,
Отредактированно aligvi (27.12.2014 23:06:59)
От 47-мм пушки никуда не улетит, на 30-тонных катерах стояли 45 мм, все нормально было
в конце странички одного блога ( http://time-spending.com/blog/post/1971/view ) прочитал такое:
Читал где-то воспоминания о съёмках в 50-60гг. художественного фильма про оборону Одессы. Там рассказывалось о том , что в съёмках участвовал личный автомобиль командующего Приморской армией генерал-майора И.Е.Петрова. При отступлении из города, его водитель закопал автомобиль. После войны , он , оставшись в живых, вернулся в город , откопал и в последствии пользовался автомобилем. Он же и предложил использовать в съёмках этот автомобиль.
Ведь доподлинно известно как вёл себя генерал И.Е.Петров, когда на своём пикапе они (водитель и генерал) проскакивали простреливаемые участки фронта, присев на подножке автомобиля (за что получал выговоры от Г.П.Софронова).