Сейчас на борту: 
boxer,
krysa,
Prinz Eugen,
shuricos
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 02.12.2014 13:46:45

Kosta
Гость




Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

1

Возник вопрос: а в чем, собственно говоря, причина довольно быстрого поражения русского отряда из двух канонерок в бою против немецкого легкого крейсера Аугсбург" и двух эсминцев? Судя по описанию боя в "Гангуте" ( http://keu-ocr.narod.ru/Gylyak/#chap5) немецкие линкоры прибыли на место к шапочному разбору и занимались уже добиванием "Сивуча". То есть основную работу сделал "Аугсбург", который мог стрелять на один борт 6-ю (максимум 7-ю?) 102 миллиметровками. Канлодки имели на двоих 4 120-мм орудия. У эсминцев 4 88-миллиметровки на двоих (V-100, как я понимаю, две дополнительные получил только ближе к 1916 году), что в принципе "бьется" с 12-ю 75-миллиметровками кононерок, из которых 6 они могли использовать на один бортом. То есть на непросвещенный мой взгляд, превосхосдтво не выглядит подавляющим. А между тем за 40 минут боя немцы добились двух попаданий в "Корейца" и фактически вывели из строя "Сивуч", на что наши корабли ответили одним попаданием в "Аугсбург".

В чем тут дело? Скоростреьность немецких 102-миллиметровок? Качество снарядов? Лучшая подготовка немецких комендоров? (Хотя канлодки перед этим много стреляли по сухопутным целям под Ригой). Что-то еще?

#2 04.12.2014 17:05:15

Jager
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

1

1. Немцы явно первыми обнаружили противника и открыли огонь. Наши корабли явно пытались уклониться от боя.
2. Немцы осветили наши корабли прожекторами и вели огонь по видимой цели. Наши же (как следует из описания боя) прожекторов не открывали. Значит стреляли, целясь по прожекторам и по вспышкам орудий. Метод стрельбы явно не самый лучший. 
3. Соотношение артиллерии не то, что вы написали. Наши лодки имели на один борт по 2 120-мм орудия и по 2 75-мм. Немцы - 6 105-мм на "Аугсбурге" и семь на миноносцах (V-29  - три 88-мм, V-100 - четыре). По огневой производительности немцы впереди процентов на 50% (навскидку, потому как неизвестно, какие типы снарядов использовались) В купе с вышеприведенными факторами немецкое превосходство было гораздо более значительным.
4. Но в целом, было бы странно ожидать от двух тихоходных канлодок, что они отбуцкают три современных маневренных корабля. Думаю, командиры к этому и не стремились, а хотели лишь спасти жизни своих моряков...

Отредактированно Jager (04.12.2014 17:06:25)

#3 04.12.2014 19:54:55

Kosta
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

3. Соотношение артиллерии не то, что вы написали. Наши лодки имели на один борт по 2 120-мм орудия и по 2 75-мм. Немцы - 6 105-мм на "Аугсбурге" и семь на миноносцах (V-29  - три 88-мм, V-100 - четыре).

"Кореец" был модернизирован и имел в сумме 8 75-мм орудий.  V-100, напротив, как я уже писал, две дополнительные 88-ки получил уже после этого боя (по разборам боя с "Новиком").

#4 05.12.2014 21:40:17

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Калининград-Камчатка-Кубань
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 20162




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Jager написал:

#894463
один борт по 2 120-мм орудия

На борт не по две а две всего у обоих  как мне помниться. Не так?


"Благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших, ввиду того что русское начальство, панически боясь потерь среди них, старается оберегает их от любых боевых столкновений, оставляя стоять в гаванях без пользы, зато свой москитный флот не жалеет и бросает его в огонь без всякой жалости" (с.) Эссен

#5 06.12.2014 06:18:30

Jager
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Cobra написал:

#895117
На борт не по две а две всего у обоих  как мне помниться. Не так?

Не так. Вот фото Корейца
http://i66.fastpic.ru/thumb/2014/1206/22/4c1cf00b3e618f8bb6d592b11fd27c22.jpeg

И еще... Kosta прав - Кореец действительно был довооружен четырьмя 75-мм, то есть имел лишнюю пару этих скорострелок на один борт. Но вот по составу вооружения V-100 я с ним не соглашусь. Версия о том, что на момент боя он был вооружен парой 88-мм основана лишь на мемуарах лейтенанта Шмидта Шульца, который уверял, что для кораблей этого типа не хватало пушек. Документальных подтверждений о "недовооруженности" этих эсминцев никто не видел, зато имеется фото V-99, на котором он вполне с полным набором.

http://i65.fastpic.ru/thumb/2014/1206/87/ef9f73df153c15f56b78bb7c203edc87.jpeg

Не исключено, что доблестный лейтенант таким образом пытался оправдаться за позорный исход боя с "Новиком"))) В любом случае, немцы выстреливали в минуту порядка полутора тонн снарядов, наши - порядка тонны. А главное (повторюсь) - результат боя был обусловлен тем, что наши корабли, понимая превосходство противника, старались лишь уклониться от боя...

Отредактированно Jager (06.12.2014 06:30:07)

#6 06.12.2014 08:48:38

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Калининград-Камчатка-Кубань
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 20162




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Jager написал:

#895202
любом случае, немцы выстреливали в минуту порядка полутора тонн снарядов, наши - порядка тонны

Ну с учетом наличия там крейсера.... Главное то не в весе немцы достигли тактической внезапности и овладев инициативой навязали свою волю... А по пушкам я затупил феерически.


"Благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших, ввиду того что русское начальство, панически боясь потерь среди них, старается оберегает их от любых боевых столкновений, оставляя стоять в гаванях без пользы, зато свой москитный флот не жалеет и бросает его в огонь без всякой жалости" (с.) Эссен

#7 08.12.2014 15:22:51

Леонид
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

А случаем не в том же самом причина, что и у феерической неудачи "Рюрика" в бою с "Любеком" у Готланда за два месяца до того?

#8 12.01.2015 17:04:19

Irben
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Готовимся отметить 100-летие подвига "Сивуча" и "Корейца". Был бы очень признателен за помощь, если бы удалось найти список личного состава хотя бы "Сивуча" и кто погиб.

#9 13.01.2015 19:58:43

Arioch
Участник форума
Откуда: Третий Рим
Сообщений: 1656




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Готовимся отметить 100-летие подвига "Сивуча" и "Корейца". Был бы очень признателен за помощь, если бы удалось найти список личного состава хотя бы "Сивуча" и кто погиб.

Вроде в гангутовском "миделе" был список экипажа, но точно не помню, а книжки под рукой сейчас нет.

Отредактированно Arioch (13.01.2015 20:22:46)

#10 13.01.2015 21:42:43

Irben
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Arioch написал:

#908106
Вроде в гангутовском "миделе" был список экипажа

Прошу извинить за отсталость, а что такое "гангутовский мидель"?

#11 13.01.2015 22:09:52

No_Name
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Irben написал:

#908144
Прошу извинить за отсталость, а что такое "гангутовский мидель"?

По-видимому имеется ввиду
Мидель-шпангоут № 17
А. Скворцов - Канонерские лодки типа "Гиляк"

Гангут - издательство

#12 13.01.2015 23:20:17

aden13
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Arioch написал:

#908106
Вроде в гангутовском "миделе" был список экипажа, но точно не помню

Насколько я знаю специфику издания, персоналиями они особо никогда не увлекались, больше по железу. Так что очень сомневаюсь.
Хотя

Arioch написал:

#908106
книжки под рукой сейчас нет

точно утверждать не могу

#13 13.01.2015 23:50:19

aden13
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Для справки.

6 Августа 1915 года

Канонерская лодка «СИВУЧ»
в бою с отрядом германских кораблей в Рижском заливе
командир
Капитан 2 ранга Петр Нилович Черкасов 2-й
штурманский офицер
Мичман Георгий Иванович Погожев 2-й
вахтенный начальник
Мичман Иван Иванович Тырин
вахтенный офицер
Мичман Борис Иванович Шредер
младший судовой механик
Инженер-механик Мичман Константин Павлович Огурешников
судовой врач
Надворный советник Иван Петрович Залесов
http://i67.fastpic.ru/thumb/2015/0113/b0/87d8feb3aba6d8704621f4aca82397b0.jpeghttp://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0113/9b/1f1ce8d08ea31ca015df11ec1a22be9b.jpeghttp://i65.fastpic.ru/thumb/2015/0113/04/c1df5b441ceeb8316747c465aae0ca04.jpeghttp://i67.fastpic.ru/thumb/2015/0113/de/bcd505d5eea0aae330669280ded490de.jpeg

Остались в живых и попали в плен:
Управляющий артиллерийским огнем
Мичман Михаил Алексеевич Мурзин
И.д. старшего судового механика
Инженер-механик Лейтенант Евгений Николаевич Герасимов

Отредактированно aden13 (15.01.2015 09:18:48)

#14 14.01.2015 17:54:58

Irben
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Большое спасибо за офицеров. А нижние чины?

#15 15.01.2015 09:15:24

aden13
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Увы, не моя тема...

#16 15.01.2015 18:08:45

Irben
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Интересно, хотя бы в цифрах. Сколько было команды, сколько погибло, сколько попало в плен....

#17 15.01.2015 18:14:35

Irben
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Отрывок из книги Ю. Мелконова "Церельская батарея":
"... Картину последнего боя «Сивуча» может дополнить рассказ матроса Александра Кирилловича Демянюка:
«Вечером 19 августа 1915 года наша канонерская лодка «Сивуч» вступила в бой с немецкими кораблями. Мы стали обстреливать большой крейсер, и несколько наших снарядов попали в него, сбили прожектор. Всего немецких кораблей было четырнадцать, они стали брать «Сивуч» с двух сторон в «клещи». Наш командир капитан 2-го ранга Черкасов решил вести бой до конца. Немецкие снаряды всё чаще и чаще стали попадать в русский корабль. «Сивуч» несколько раз сильно сотрясало.
Я был трюмным машинистом и находился у насосов в трюме. После очередного попадания в трюме начался пожар, за переборками гремели взрывы, нижнюю палубу заливала вода. Поступила команда спасаться. Пребывавшие в трюме матросы бросились наверх. Первым по трапу поднялся младший офицер, я за ним. Когда офицер вылезал из люка, грохнул взрыв, и ему буквально разнесло голову. Всё вокруг забрызгало кровавой массой, тело загромоздило проход. Изловчившись, я вытянул тело, освободил проход и выскочил на палубу. За мной выбрались другие матросы.
Вокруг всё грохотало, горело. Я увидел командира Черкасова, который стоял, упершись в поручни на мостике,  и кричал: «Всем – за борт!». Раздался взрыв, и меня ударило в спину, обожгло, я почувствовал резкую боль в спине. Несколько матросов бросились в воду, я тоже. Командир остался на корабле. Море вокруг бурлило. Я стал отплывать подальше от горящего корабля. В мыслях было одно: как бы не потерять бескозырку – немцы не подбирали на свои корабли русских моряков, потерявших бескозырки. Было сумрачно, но вспыхивали разрывы, выстрелы. Я видел прямо перед «Сивучем» большой немецкий корабль, который сильно дымил. Ещё по пять-шесть немецких кораблей окружали его с двух сторон. Вскоре сильно загрохотало и забурлило, «Сивуч» ушёл на дно. Я продолжал отплывать, потом просто держался на воде. Через некоторое время меня подняли на большой немецкий корабль.
После осмотра по приказу немецкого капитана мне была сделана операция – удалён осколок снаряда. На другой день немецкий врач пришёл в помещение, где лежали раненые русские матросы, осмотрел рану и дал мне осколок величиной с большую фасолину.  По прибытии на базу я был отправлен в какой-то лагерь, где в лазарете некоторое время лечился. Когда рана зажила, меня перевели на работу на ферму к вдове немецкого офицера. Там я находился три года, работая по сельскому хозяйству. После ноябрьской революции 1918 года в Германии возвратился домой, в местечко Тучин, что на Волыни, где женился, жил на хуторе, занимался сельским хозяйством». (8)
Рассказ матроса Демянюка автору передал внук Александра Кирилловича – Демянюк Иван Владимирович из города Ровно на Украине...." Интересно, кто из офицеров мог быть в трюме?

#18 15.01.2015 21:38:49

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9162




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Irben написал:

#908860
Интересно, кто из офицеров мог быть в трюме?

В то время понятие "трюм" боевого корабля - это все, что ниже нижней палубы - отделения динамомашин, погреба и прочее-прочее-прочее. Скорее всего это был один из инженер-механиков корабля...

#19 17.01.2015 11:05:09

aden13
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Irben написал:

#908860
Интересно, кто из офицеров мог быть в трюме?

Ну я же уже указал список ВСЕХ офицеров, бывших на "Сивуче" в бою 6/19 августа: командир, 4 мичмана и 2 механика.
В данном случае речь скорее всего о младшем механике,

aden13 написал:

#908202
младший судовой механик
Инженер-механик Мичман Константин Павлович Огурешников

#20 17.01.2015 12:00:00

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Морской собор в Кронштадте табличка.
6 августа 1915 г.  На канонерской лодке "Сивуч", потопленной в бою в Рижском заливе, у о.Руно при возвращении с постановки мин, погибли командир капитан 2 р. Пётр Черкасов 2-й, мичманы Георгий Погожев 2-й, Иван Тырин, Борис Шредер, Константин Огурешников, судов. врач надв. советн. Иван Залесов и 92 нижних чина.

Мичманы канлодки - штурман мичман Георгий Иванович Погожев 2-й, вахтенный начальник мичман Иван Иванович Тырин, вахтенный офицер мичман Борис Иванович Шредер, мичман Анатолий Сергеевич Семенов, младший судовой механик инженер-механик мичман Константин Павлович Огурешников. Подробности - https://lib.rus.ec/b/479486/read

Отредактированно Юрген (17.01.2015 12:02:25)

#21 17.01.2015 21:11:28

aden13
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Юрген написал:

#909639
мичман Анатолий Сергеевич Семенов,

А.С. Семенова на борту не было

#22 18.01.2015 00:58:19

Irben
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Не подскажете, как найти фотографию этой таблички в Кронштадском Морском соборе

#23 18.09.2015 12:03:47

Irben
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

1

Провели акцию памяти 100-летия подвига "Сивуча". Вышли в Рижский залив, положили венок на волны. "Героическому экипажу канонерской лодки "Сивуч" от благодарных рижан 1915-2015". Кому интересно можно посмотреть здесь http://www.melkon.lv/flot/2015/09/17/ka … h-100-let/

#24 18.09.2015 13:23:41

han-solo
Гость




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Вечная память...

#25 18.09.2015 13:44:32

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Бой "Сивуча" и "Корейца" 19 августа 1915 года: почему в одни ворота?

Irben написал:

#990470
Провели акцию памяти 100-летия подвига "Сивуча". Вышли в Рижский залив, положили венок на волны. "Героическому экипажу канонерской лодки "Сивуч" от благодарных рижан 1915-2015". Кому интересно можно посмотреть здесь http://www.melkon.lv/flot/2015/09/17/ka … h-100-let/

!!!


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

Страниц: 1 2


Board footer