Сейчас на борту: 
Alex_12,
Ars_K,
John Smith,
Lembit,
shuricos,
Алекс,
Боярин,
ВладимирФ
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 11

#151 10.12.2014 01:43:16

amba
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Baltkrievija
Сообщений: 427




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

charlie написал:

#896483
Точно в 1853?

В 1852-м был на Неве, в навигацию следующего года появился на Дону.

#152 12.12.2014 20:24:17

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Интересно, а как назывался пароход, принадлежавший корпуса флотских штурманов поручику Алексею Ермолаеву? В документах его название не употребляется. Осенью 1854 г. он доставлял дубовый лес в Аксай для постройки канонерок АГФ. В мае - июне 1855 г. (вместе с "Надеждой") участвовал в работах по запружению Донских гирл.
Цитирую: Для буксировки судов и различных грузов (якоря, камни и т.д.), помимо лодок, стали использовать частные пароходы. Точно известно об участии в этих мероприятиях парохода А.Деревицкого «Надежда» и парохода поручика А.Ермолаева. К последнему с письмом обратился сам Андриянов: «… Ваше участие с состоящим в ведении Вашем пароходом может принести большую пользу; почему прошу Вас употребить пароход  Ваш на перевозку к гирлам необходимых принадлежностей, а также оказать Ваше собственное содействие по работам в сем случае предпринимаемым». Ермолаев объявил «цену за действие парохода» по 40 рублей в сутки, которые и выплачивались ему статским советником Н.В.Кукольником.(Известнейшая личность - писатель, поэт, драматург.)
С пароходом «Надежда» связан весьма курьезный случай. На нем служил механиком английский подданный Адам Лилле (так в русских источниках), который «управлял машиною, во время перевозки на пароходе тяжестей дня запружения Донских гирл…». Во избежание «несохранения верности к народу у которого служит» и «передавания соотечественникам своим» о предпринимаемых против них мерах, англичанина «удалили от парохода» и доставили сначала в Новочеркасск, а после, со всем семейством под конвоем урядника, препроводили в Воронеж. Впрочем, с Лилле «обходились самым снисходительным образом», а воронежскому гражданскому губернатору было указано «оказать ему … покровительство  буде он пожелает оставаться в Воронеже».


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#153 12.12.2014 23:59:32

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Может он?
Двенадцатого июля 1855 г. попытка противника прорваться канлодкой и двумя баркасами к запрудам на Дону была пресечена пароходом «Таганрог» и двумя канлодками Азовской флотилии. - http://www.razlib.ru/istorija/azovskii_ … lii/p7.php

#154 13.12.2014 19:23:40

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Юрген написал:

#897610
Двенадцатого июля 1855 г. попытка противника прорваться канлодкой и двумя баркасами к запрудам на Дону была пресечена пароходом «Таганрог» и двумя канлодками Азовской флотилии.

Было так: Утром 11 июля английская винтовая канонерская лодка «Beagle» подошла к Донским гирлам. С судна спустили шлюпку, которая вошла в Переволочное гирло, делая по пути промеры. Вопреки мнению некоторых исследователей, союзники вовсе не готовились к какой-либо серьезной операции в гирлах по причине нехватки сил и сильному обмелению устьев Дона, однако явно прощупывали местную оборону, о которой, впрочем, почти не имели сведений. Двадцать пять казаков-добровольцев на нескольких каюках «вызвались атаковать ее на своих мелких судах». Едва казачьи суденышки вышли в море и устремились наперерез неприятельской шлюпке, с канонерки дали сигнал отступить. Англичане стали быстро грести в сторону своей канонерки. Казаки якобы даже преследовали шлюпку противника уже в море и даже «обменялись с нею выстрелами». Командир канонерки «Beagle» лейтенант У.Хеветт, поняв, что гирла надежно охраняются и провести безнаказанно разведку проблематично, повернул к Таганрогу.
12 июля канонерская лодка «Beagle», отошедшая от Таганрога в связи с ухудшением погоды (по русской версии), вновь направилась к Донским гирлам. Командир судна лейтенант У.Хеветт, по собственной инициативе, или по приказу начальства, предпринял попытку еще раз прощупать оборону казаков в гирлах. Пустив вперед две шлюпки для промеров, «Beagle» вошла в Переволочное гирло и стала приближаться к главному заграждению из затопленных барок. Вскоре, однако, из-за мелководья и встречного восточного ветра канонерка была вынуждена остановиться и повернуть обратно. Именно в этот момент «показала зубы» Азовская гребная флотилия. Канонерские лодки №№1 и 2, в сопровождении парохода «Таганрог» и казачьих каюков вышли из устья Переволоки и двинулись к заграждению. «Beagle» произвела несколько выстрелов из пушек, «на весьма дальнем впрочем расстоянии». Две английские шлюпки, «с приближением наших баркасов должны были также удалиться». Наличие у русских военых судов (чего англичане никак не ожидали), вероятно, изрядно озадачило «просвещенных мореплавателей». «Beagle» поспешила убраться восвояси.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#155 13.12.2014 19:35:32

Chief
Участник форума
Сообщений: 467




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

STEFAN написал:

#897750
12 июля канонерская лодка «Beagle», отошедшая от Таганрога в связи с ухудшением погоды (по русской версии), вновь направилась к Донским гирлам. Командир судна лейтенант У.Хеветт, по собственной инициативе, или по приказу начальства, предпринял попытку еще раз прощупать оборону казаков в гирлах. Пустив вперед две шлюпки для промеров, «Beagle» вошла в Переволочное гирло и стала приближаться к главному заграждению из затопленных барок. Вскоре, однако, из-за мелководья и встречного восточного ветра канонерка была вынуждена остановиться и повернуть обратно. Именно в этот момент «показала зубы» Азовская гребная флотилия. Канонерские лодки №№1 и 2, в сопровождении парохода «Таганрог» и казачьих каюков вышли из устья Переволоки и двинулись к заграждению. «Beagle» произвела несколько выстрелов из пушек, «на весьма дальнем впрочем расстоянии». Две английские шлюпки, «с приближением наших баркасов должны были также удалиться». Наличие у русских военых судов (чего англичане никак не ожидали), вероятно, изрядно озадачило «просвещенных мореплавателей». «Beagle» поспешила убраться восвояси.

Так, что перестрелки между HMS «Beagle» и азовскими канонерками не было? Наши вообще не стреляли?
И такой вопрос – а чем во время войны занимался пароход Войска Донского «Предприятие»?

#156 13.12.2014 19:59:30

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Chief написал:

#897751
а чем во время войны занимался пароход Войска Донского «Предприятие»?

Не попадалось никаких сведений. Собственно, мог буксировать какие-нибудь грузы. Вообще это был небольшой пароходик, невооруженный, с десятком человек экипажа. Может и ничем не занимался...

Chief написал:

#897751
Наши вообще не стреляли?

Хватило и демонстративной атаки казачьих каюков. Само же появление "Таганрога" с двумя канонерками, видимо, повергло англичан в легкий испуг - полтора месяца беспрепятственно плавали по Азовскому морю, не видя никаких русских военных судов, а тут - бац!
Про остальные русские канонерки англичане, видимо, так и не узнали никогда. Откройте Википедию (английскую версию) обороны Таганрога. Там в графе "соотношение сил" у русских указаны 1 пароход и 2 канонерские лодки (про остальные шесть - ничего).
Очередная потасовка в гирлах случилась через 12 дней - 24 июля.

Отредактированно STEFAN (13.12.2014 20:01:53)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#157 13.12.2014 20:30:43

amba
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Baltkrievija
Сообщений: 427




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

STEFAN написал:

#897547
Интересно, а как назывался пароход, принадлежавший корпуса флотских штурманов поручику Алексею Ермолаеву?

Среди донских судопромышленников такой фамилии не встречал, по морским не владею информацией. Ермолаев точно был судовладельцем? Есть прямое указание на это в источниках? Сложилось впечатление, поручик Ермолаев действовал по долгу службы. В качестве версии подброшу загадку: был п/х "Ласточка", будущий "Коцебу". По сведениям на 1869 г. построен в 1854, прошел ремонт в 1858, 60 сил, плавал на Дону в 1859, 1862, 1863 и 1865-69 гг., принадлежал Ростовскому гирловому Комитету. А по данным за 1862 г. деревянный п/х "Ласточка", 24 силы, в 1854 г. привлекался к расчистке гирл р. Дона.

Chief написал:

#897751
И такой вопрос – а чем во время войны занимался пароход Войска Донского «Предприятие»?

Вероятно, чем и положено коммерческому буксирно-пассажирскому пароходу. Изначально Войско Донское приобретало пароход в первую очередь для транспортных нужд.

#158 13.12.2014 20:59:11

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

amba написал:

#897760
Ермолаев точно был судовладельцем? Есть прямое указание на это в источниках?

Уже цитировал источники:  «… Ваше участие с состоящим в ведении Вашем пароходом может принести большую пользу; почему прошу Вас употребить пароход  Ваш на перевозку к гирлам необходимых принадлежностей..."
Документы за 1854 г.  В конце ноября Певцов (строивший Азовскую гребную флотилию) жаловался Андриянову, что «…затрудняется в производстве работ по постройке канонирских лодок потому, что поручик Ермолаев, подрядившийся доставить от г. Ростова в Аксайскую станицу на своем пароходе дубовый лес исполняет свой договор в крайней медленности».
В.И.Андриянов в письме ростовскому городничему потребовал поторопить поручика Ермолаева, а самого А.Ермолаева предупредил об ответственности «за бездействие и упущение» в государственном деле, к которому обращено «все внимание Высшего Начальства».
Ермолаев находился на Дону, если не изменяет память, с 1847 г. - возглавлял экспедицию по обследованию рек Дон, Сев. Донец, Хопер и гирла Дона на предмет регулярных пароходных сообщений (в основном с военной целью - перевозками грушевского антрацита для военных пароходов ЧФ). В течение 6 лет провел всестороннее обследование (с картографированием) указанных рек, по его инициативе на С. Донце была создана казачьи лоцманские команды для помощи при проводке судов на опасных участках реки, ему первому принадлежит идея создания полицейско-лоцмейстерского поста в донских гирлах. Личность весьма интересная, сохранился (в копии) его отчет об экспедиции - в этом весьма объемном документе даны очень интересные сведения об истории, гидрографии, экономике Донского края. Многие донские авторы (например, Н.И.Краснов) позже успешно плагиатили с этого дукумента, причем без ссылок на автора. Ермолаеву принадлежат некоторые разумные идеи при создании системы обороны гирл в мае - июне 1855 г.
Я уже несколько лет собираю сведения об этом человеке, но пока преуспел не очень:(

Отредактированно STEFAN (13.12.2014 20:59:43)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#159 16.12.2014 20:10:32

amba
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Baltkrievija
Сообщений: 427




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

STEFAN написал:

#897777
«… Ваше участие с состоящим в ведении Вашем пароходом может принести большую пользу; почему прошу Вас употребить пароход  Ваш на перевозку к гирлам необходимых принадлежностей..."

Остаются сомнения. Не знаю толкование "в ведении" на то время, согласно современным словарям - "в управлении, в распоряжении" и т.п.  А. Ермолаев мог являться судовладельцем, капитаном судна по найму или командиром казенного парохода. Думаю, биография поручика подскажет направление поиска. В источниках и документах встречали определение "отставной" применительно к поручику Ермолаеву?   
Почти решилась загадка "Коцебу" (ех-"Ласточка") - бывший пароход "Компании нижегородской машинной фабрики и пароходства": "Хомутов" или "Опыт". Вероятно первый, точно не "Поспешный". "Опыт" по разным данным начал плавание на Дону на год позднее в 1855 г., но есть указание на 1854.

STEFAN написал:

#897777
Я уже несколько лет собираю сведения об этом человеке, но пока преуспел не очень:(

Рекомендую обратиться за помощью на форум "Кортик".

#160 16.12.2014 20:42:00

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

amba написал:

#898773
В источниках и документах встречали определение "отставной" применительно к поручику Ермолаеву? 

Не отставной. Последние сведения о Ермолаеве относятся к обустройству линии из затопленных якорей поперек русла Дона (в месте, где от основного русла отделяется рукав Мертвый Донец),  несколько ниже по течению от артиллерийских позиций и стоящих на якорях канонерских лодок. Автором этого «здравого проекта» – «употребить якоря на преграду под батареями в самом Дону», как явствует из письма Н.В.Кукольника, был поручик А.Ермолаев, который и стал претворять его в жизнь. Вероятно, именно за эту работу и за предоставление своего (?) парохода для перевозки грузов в гирла уже в начале июня Ермолаеву был присвоен очередной воинский чин – штабс-капитан. Первое время «работа эта» продвигалась медленно – не более 6 якорей в день, но позже дело пошло более быстрыми темпами. Основная нагрузка при этом лежала на шести добровольцах – пяти матросах и одном унтер-офицере, которые и занимались непосредственным погружением якорей. К 20 июня «кладка якорей» была «приведена к совершенному окончанию». В рапорте начальству А.Ермолаев подвел итог проведенных работ. Якоря были положены «…между местом отделения от Дона реки Мертвого Донца и бугром (островком), находящимся близ левого берега Дона. Между глубинами 4-х фут на расстоянии до 180 сажень, положено 45 двухлапых якорей, весом каждый от 70 до 200 пудов и 8 якорей четверолапых весом до 10 пудов. В месте положения якорей оставлено пространство в 16 сажень шириною для прохода пароходов и судов, а для запора сего пространства в случае надобности, приготовлена барка длиною в 15 сажень, на которую наложено 6-ть якорей…». По окончании работ, эта оборонительная позиция была принята в ведение гребной флотилии. Удобства этой позиции  очевидны – в случае нападения судов противника, канонерки Азовской гребной флотилии могли вести бой, имея возможность маневра на широком (до 415 саженей) участке реки, под прикрытием береговых батарей, в то время как вражеская флотилия оказалась бы скучена в районе препятствия из якорей, под сосредоточенным артиллерийским огнем. 8 июля штабс-капитану А.Ермолаеву была засвидетельствована личная благодарность Андриянова «за труды и усердное содействие».
После он как в воду канул. В одном из номеров Морского сборника (осень 1855 г.) в списках какого-то учебного заведения (завтра уточню) числится дочь штабс-капитана Ермолаева (кажетя, Елизавета).

Отредактированно STEFAN (16.12.2014 20:42:59)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#161 16.12.2014 21:50:33

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

amba написал:

#898773
капитаном судна по найму или командиром казенного парохода

А мог ли он в таком случае запрашивать с донского начальства 40 руб. в сутки за "работу парохода" во время работ (извиняюсь за тафтологию) по запружению гирл? Или подрядится доставлять строительный лес на верфь?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#162 16.12.2014 22:12:13

Chief
Участник форума
Сообщений: 467




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

amba написал:

#898773
Почти решилась загадка "Коцебу" (ех-"Ласточка") - бывший пароход "Компании нижегородской машинной фабрики и пароходства": "Хомутов" или "Опыт". Вероятно первый, точно не "Поспешный". "Опыт" по разным данным начал плавание на Дону на год позднее в 1855 г., но есть указание на 1854.

Как-то специально разбирался с этой самой гирловсколй «Ласточкой», по вопросу её возможной службы в время Крымской войны. В общем, в результате вышло, что это бывший завазной пароход Камско-Волжскаго общества. Корабль деревянный, длинна 84фут., ширина 10фут., машина мощностью 24 л.с.

STEFAN написал:

#897754
Очередная потасовка в гирлах случилась через 12 дней - 24 июля.

а что было 24?

#163 17.12.2014 18:57:04

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

1

Chief написал:

#898804
а что было 24?

Для начала приведу ржачную версию одного "краеведа"-журналюги по фамилии Котов. Печатано еще в советское время:
«Потерпев неудачу у Таганрога, противник решил прорваться к Ростову. В июле флотилия неприятеля появилась перед тремя гирлами Дона: Мереновым, Каланчой и Переволочным. Последнее считалось наиболее глубоким, а следовательно, проходимым для морских кораблей противника. … Понимая, что прорыв срывается, англо-французское командование решило сначала сбросить казаков с прибрежных высот ударом десанта, а затем охватом с флангов (?) вынудить моряков Азовской гребной флотилии отступить. После жестокой бомбардировки русских позиций (?) десятки набитых десантниками баркасов (?!) направились к берегу. Чтобы не дать врагу высадиться, Донецков выслал навстречу англичанам и французам (?) 13 лодок с казаками (и это против «десятков набитых десантниками» баркасов!). Моряки Азовской гребной флотилии решили на веслах идти на сближение с фрегатами (!?) противника. Мощные пушки врага не смогли остановить моряков (или все-таки казаков?), понимающих, что от их стойкости зависит судьба Ростова. Столкновения так и не произошло. Пораженное мужеством русских, союзное командование приказало десантникам вернуться на корабли».
А вот как было на самом деле:
Утром 24 июля от эскадры, стоящей под Таганрогом, отделилось три канонерки (одна 3-мачтовая и две 2-мачтовые), которые в сопровождении мелких судов направились к донским гирлам. (В одном из рапортов значился английский корвет, видимо, "повысили рангом" 3-мачтовую канонерку). Подойдя в 8 утра ко входу в Переволочное гирло, канонерки стали на якорь и  выслали вперед 8 баркасов (по другим данным 2 канонерских баркаса, вооруженных медными пушками, и 8 шлюпок), наполненных вооруженными матросами, которые, промеряя глубину, направились в сторону заграждения. Подполковник А.С.Донецков, выслал из Переволоки и Кутюрьмы навстречу противнику 13 каюков, наполненных стрелками, которые выстроившись в линию, стали по мелководью обходить отряд неприятеля с фланга. Завязалась ружейная перестрелка, противник даже выпустили по казачьим суденышкам три гранаты, «но никого не ранил». Даже из Таганрога «видны были выстрелы с судов и со стороны гирл». Вскоре гребные суда англичан отступили, присоединились к канонеркам и все вместе отошли в море. Вечером эти три канонерки атаковали Таганрог, но неудачно.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#164 18.12.2014 22:32:46

amba
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Baltkrievija
Сообщений: 427




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

1

STEFAN написал:

#898798
А мог ли он в таком случае запрашивать с донского начальства 40 руб. в сутки за "работу парохода" во время работ (извиняюсь за тафтологию) по запружению гирл? Или подрядится доставлять строительный лес на верфь?

Утверждать не берусь, в случае с "мобилизованным" пароходом частного судовладельца - не исключено. Косвенные признаки действий Ермолаева говорят в пользу этой версии. В случае привлечения казенным ведомством частного парохода его судовладельцу выплачивалась компенсация по соглашению сторон. Но какими законами руководствовались в подобной ситуации во время Крымской войны, сказать не могу. "Собрание постановлений Российского законодательства о судостроении, судоходстве и пароходстве..." эту тему обошло вниманием. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003543691#?page=1

Chief написал:

#898804
Как-то специально разбирался с этой самой гирловсколй «Ласточкой», по вопросу её возможной службы в время Крымской войны. В общем, в результате вышло, что это бывший завазной пароход Камско-Волжскаго общества. Корабль деревянный, длинна 84фут., ширина 10фут., машина мощностью 24 л.с.

Можно узнать о причинах подобного вывода? Для завозного парохода габариты великоваты применительно к Дону. По списку за 1858 г. "Опыт", Хомутов" и "Поспешный" имели "шкифную" машину низкого давления с кабестанным приводом в 24 силы, машину высокого давления с кабестанным приводом в 12 сил и машину высокого давления в 24 силы, соответственно. В 1859 г. для пароходов "Ласточка" и "Поспешный" общей графой указаны "машины шкифные высокого давления с кабестанным приводом в 24 силы", у последнего п/х с 1860 г. корпус почему-то стал железным.

Отредактированно amba (18.12.2014 22:44:29)

#165 23.12.2014 17:59:55

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

amba написал:

#898773
А. Ермолаев мог являться судовладельцем, капитаном судна по найму или командиром казенного парохода.

amba написал:

#899536
Утверждать не берусь, в случае с "мобилизованным" пароходом частного судовладельца - не исключено. Косвенные признаки действий Ермолаева говорят в пользу этой версии. В случае привлечения казенным ведомством частного парохода его судовладельцу выплачивалась компенсация по соглашению сторон.

Сегодня по одному документу выяснил, что поручик (позже штабс-капитан) Ермолаев командовал пароходом Деревицкого "Надежда". Видимо, пароход действительно был мобилизован (морским ведомством?) во время войны, а Ермолаева (хорошо знающего Нижний Дон) назначили его командиром.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#166 27.12.2014 17:50:40

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Не совсем по теме, но раз уж речь зашла о пароходах на Азовском море... В литературе имеется информация, что Наказный атаман Войска Донского, генерал-адъютант М.Г.Хомутов с начала мая находился на Дону, прибыв из Тамани  в Таганрог на пароходе, а позже направился в Новочеркасск. Вкратце об этом упоминает участник будущей обороны Таганрога Х.И.Попов в письме родителям:«Третьего дня у нас здесь был Его Высокопревосходительство Михаил Григорьевич Хомутов; при проезде из города Тамани в Новочеркасск, на пароходе; встречею нашего полка остался доволен, но вскоре опять отправился, был недолго, между прочим обещался 11-го мая на возвратном пути опять посетить нас…».
Возвращался то он по суши - в Азовское море уже вошла эскадра союзников.
Интересно, а на каком пароходе прибыл Хомутов из Тамани в Таганрог? На военном, или частном? Ожидал ли его пароход в Таганроге для возвращения (что вряд ли)? Может быть кто-то имеет информацию по этому вопросу?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#167 10.02.2015 11:40:29

mirgorodski
Участник форума
Откуда: Таганрог
крейсер «Дюпюи-де-Лом»
Сообщений: 94




Вебсайт

Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Chief написал:

#897751
Так, что перестрелки между HMS «Beagle» и азовскими канонерками не было? Наши вообще не стреляли?

ни в одном английском рапорте 1855 года ничего о подобной перестрелке не было. я их все (по Керченской и Азовской экспедициям) до единого изучил.

93 документа впервые в переводе на русский язык были опубликованы в моей книге http://fudao.livejournal.com/tag/book%20project

"Оборона Таганрога и Приазовья во время Крымской войны. Иностранные документы и материалы по Азовской экспедиции 1855 года"./А.В. Миргородский. — Т.: ИП Кравцов В.А., 2014. — 264 с. — ISBN 978-5-904585-42-6

есть рапорт капитана Осборна от 10 августа о серьезной рекогносцировке и поиске прохода в устье Дона под его личным руководством. это было 5 августа 1855 года (по новому стилю).

PS: В моей книге опубликован полный перечень кораблей союзников, участвовавших в Керченской и Азовской экспедициях, в т.ч. подробный список снятых с линкоров и вооруженных шлюпок. В связи с чем у меня вопрос - а есть ли где-то полный перечень порядка 15 судов, вооруженных 62-мя орудиями, которые стояли у Еникале и охраняли проход в Азовское море? Есть ли по ним технические характеристики, кто командовал и т.п.?

По идее это: "Бердянск", "Донец", "Могучий", "Нырок", "Арагва", "Доб", "Мамай", "Кодос" - были сожжены в Керчи.

ушли и уничтожены в Бердянске "Аргонавт", "Боец", "Молодец", "Колхида".

у Таганрога уничтожены "Унылая", "Акерман", "Секстан" + катера.

на Дону остался пароход "Таганрог". Не знаю, полный это список или нет.

Отредактированно mirgorodski (10.02.2015 11:52:10)

#168 10.02.2015 12:08:44

mirgorodski
Участник форума
Откуда: Таганрог
крейсер «Дюпюи-де-Лом»
Сообщений: 94




Вебсайт

Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Warman написал:

#667486
"канонирской лодки" (видимо, ошибка - должно быть "канонерская лодка")?

Собственно говоря в 1854-1855 годах состоялся дебют нового класса кораблей - паровых канонерских лодок. Какое-то время наши разделяли старые канонерки, т.е. вооруженные шлюпки "канонирские лодки" и паровые - "пароходы". Позже уже вошло в обиход "канонерская лодка".

В английских рапортах 1855 г. вообще часто не делается разницы и местами не сразу понятно.

Вооруженные шлюпки, баркасы, полубаркасы, боты и гички с линейных кораблей или шлюпов как правило обобщенно именуются launches, launches of the fleet, а иногда просто "Boats". В то же время иногда для обозначения вооруженных шлюпок (видимо по-старинке) используется и "gunboat", и этот же термин применяется и для "канонерских лодок" (паровых).

Надеюсь, что не слишком косноязычно объяснил ))

#169 10.02.2015 12:29:59

mirgorodski
Участник форума
Откуда: Таганрог
крейсер «Дюпюи-де-Лом»
Сообщений: 94




Вебсайт

Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

von Echenbach написал:

#162676
Какие КЛ применяли французы и англичане при бомбардировке Свеаборга? Как выглядел английский мортирный бот? Что за эксперименты проводили англичане с установкой 36" бомбовых орудий/мортир? на КЛ?

В ходе Азовской кампании 1855 года англичане осуществили 2 таких эксперимента. Все вооруженные шлюпки англичан и французов были оснащены либо 24-фунтовыми орудиями, либо ракетными станками. Однако, в связи с тем, что по мелководью к Таганрогу и далее к Ейску шлюпы и ряд других кораблей подойти не могли, 31 мая-1 июня 1855 (новый ст.) перед нападением на Таганрог на борту шлюпов "Стромболи" и "Ардент" были сконструированы:

1) вооруженный плот "Леди Нэнси". автор проекта капитан 2-го ранга Купер Кольз, будущий талантливый кораблестроитель. Об этом проекте в сети уже достаточно написано, поэтому не буду повторяться.

2) вооруженный полубаркас "Нонсач". автор проекта капитан 3-го ранга Уильям Хортон. Идея следующая - при помощи гамаков было сооружено т.н. "ложе" для размещения 32-фунтового орудия (снятого со шлюпа "Ардент"). пушка устанавливалась со стороны кормы. недостатком было то, что угол возвышения орудия можно было изменять только поднятием или понижением кормы лодки.

#170 10.02.2015 12:36:01

mirgorodski
Участник форума
Откуда: Таганрог
крейсер «Дюпюи-де-Лом»
Сообщений: 94




Вебсайт

Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

1

Warman написал:

#354093
Господа, есть вопросы, связанные с gunvessel Arrow class, участвующих с мая 1855 в походах на Керчь и порты Азовского моря.

Очень рекомендую вот эту книгу - Preston, A., Major J. Send a Gunboat: The Victorian Navy and Supremacy at Sea,
1854 —1904. — Naval Institute Press, London, 2007.

сейчас ее под рукой нет. вооружение канонерских лодок этих сильно менялось. периодически снимались орудия для осады Севастополя - в каких-то рапортах/депешах англичан попадалось. Но насколько я помню, во время Азовской экспедиции на них было только 2 орудия ГК.

#171 10.02.2015 12:46:47

mirgorodski
Участник форума
Откуда: Таганрог
крейсер «Дюпюи-де-Лом»
Сообщений: 94




Вебсайт

Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

STEFAN написал:

#665996
захват донскими казаками канонерки "Джаспер"(произошло это событие тоже 12 июля)

Ну захват - все-таки громко сказано )) она же горела и затонула, а водолазные работы до подхода других кораблей эскадры завершить не успели.

среди трофеев оказались две 24-фунтовые пушки, боеприпасы, отдельные части паровой машины, одномачтовый баркас, табличка с названием и 2 сигнальные книги со всеми кодами англичан и французов.

PS: это произошло 24 июля по новому стилю.

#172 10.02.2015 14:50:55

Chief
Участник форума
Сообщений: 467




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

mirgorodski написал:

#919726
PS: В моей книге опубликован полный перечень кораблей союзников, участвовавших в Керченской и Азовской экспедициях, в т.ч. подробный список снятых с линкоров и вооруженных шлюпок. В связи с чем у меня вопрос - а есть ли где-то полный перечень порядка 15 судов, вооруженных 62-мя орудиями, которые стояли у Еникале и охраняли проход в Азовское море? Есть ли по ним технические характеристики, кто командовал и т.п.?

Подробный список кораблей (с численностью экипажей и артиллерии) отряда адмирала Вульфа можно посмотреть например в «Описание обороны г. Севастополя. Часть II, отдел I» под редакцией Э. И. Тотлебенна. Книга не редкость и есть в сети.

mirgorodski написал:

#919726
По идее это: "Бердянск", "Донец", "Могучий", "Нырок", "Арагва", "Доб", "Мамай", "Кодос" - были сожжены в Керчи.

Из этого списка в Керчи сожжены и взорваны только ремонтирующийся в керченском адмиралтействе военный пароход Отдельного кавказского корпуса «Могучий» и буксиро-пассажирский пароход Керчь-Еникольского градоначалия «Донец». Последний уничтожен из-за невозможности прорваться из Керчи. Пакетботный пароход ЧФ «Бердянск» погиб не далеко от Керчи в бою с HMS «Snake». Парусные транспорты Отдельного кавказского корпуса «Доб», «Бзыбь», «Гостогай», транспорт ЧФ «Арагва»  и лоция ЧФ «Астролябия» затоплены у Еникале. Одновременно там же затопили тендеры-брандвахты «Нырок» и «Струя», но их к моменту появления флота союзников у Керченского пролива уже списали и итак планировали затопить для заграждения фарватера. Парусные транспорты Отдельного кавказского корпуса «Мамай» и «Кодос» затопили для заграждения внешнего керченского фарватера еще в 1854г., почти за год до вторжения союзников в Керчь.

mirgorodski написал:

#919737
Собственно говоря в 1854-1855 годах состоялся дебют нового класса кораблей - паровых канонерских лодок. Какое-то время наши разделяли старые канонерки, т.е. вооруженные шлюпки "канонирские лодки" и паровые - "пароходы".

Дебют паровых канонерских лодок состоялся всё же несколько ранее. См. например датско-прусские войны.
Гребные канонерские лодки и вооружённые артиллерией малые гребные суда в русском флоте суда чётко разделялись и не смешивались. Теи более, что черноморские гребные канонерские лодки постройки 1846-55г. были довольно крупными и сами несли на себе гребные суда, в ряде случаев даже вооруженные артиллерией.

#173 10.02.2015 16:03:47

mirgorodski
Участник форума
Откуда: Таганрог
крейсер «Дюпюи-де-Лом»
Сообщений: 94




Вебсайт

Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

Chief написал:

#919850
Э. И. Тотлебенна. Книга не редкость и есть в сети.

Спасибо, есть в электронном виде. Я внимательно читал только то, что было по Таганрогу и действиям в Азовском море.

PS: под "дебютом" я имел в виду дебют именно паровых канонерок.

Отредактированно mirgorodski (10.02.2015 16:04:43)

#174 10.02.2015 17:58:15

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

mirgorodski написал:

#919726
ни в одном английском рапорте 1855 года ничего о подобной перестрелке не было. я их все (по Керченской и Азовской экспедициям) до единого изучил

Видимо, все-таки перестрелка была. Я изучил несколько подлинных рапортов казачьих командиров (с разных мест) - не все же они врали? В конце концов англичане еще те ребята - о своих проколах старались замалчивать. Французы - те более объективны. Я давно сделал вывод - нужно по возможности сравнивать источники свои и чужие, проводить анализ и делать выводы - кто больше "приукрашивает".
P.S. О вашей книге слышал с осени - никак не доеду до Таганрога. С удовольствием бы приобрел, тем более, что сам давно занимаюсь этой темой. Имею мнооого наших документов (в эл. виде). Вопрос: вы изучали опубликованные источники или подлинники (ну мало ли?)?

Отредактированно STEFAN (10.02.2015 19:17:19)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#175 10.02.2015 18:05:24

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1277




Re: Канонерки времён Крымской войны и другие

mirgorodski написал:

#919763
Ну захват - все-таки громко сказано )) она же горела и затонула

Не совсем затонула - просто легла на бок при отливе. Англичане подожгли лодку при ее оставлении, казаки ее заняли, вытащили моток парусины из пробоины в корме, вода хлынула в трюм и потушила пожар.

mirgorodski написал:

#919763
две 24-фунтовые пушки

Медные карронады (иногда в документах их именовали единорогами). Одна с лафетом, у другой лафет сгорел. Имеется байка, что ту, что без лафета водрузили на отечественный колесный лафет и (вместе с двумя другими орудиями) поставили у памятника Платову в Новочеркасске.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 11


Board footer