Вы не зашли.
Страниц: 1
Недавно обсуждалось потопление парохода Capadose нашими ТКА по донесению зенитчиков немецкого 3-го бортового зенитного дивизиона (Bordflakabteilung).
Роман Иванович Ларинцев нашел еще два неизвестных ранее случая.
8.12.1943 норвежский теплоход "Stamsund" (864 брт) в охранении трех СКРов, шедший из Хаммерфеста в Берлевог, был атакован ПЛ. Торпеда попала и не взорвалась. Похоже, это последняя атака погибшей С-55.
25.9.1944 в 10:30 северо-восточнее Эккерё потоплен пароходик Inno II (150 брт). Зенитчики сидели на нем с 3 пулеметами MG13 и доложили об атаке 10 самолетов с торпедами. После 2 попаданий (получается, что торпедами) пароходик утоп, но не быстро, в 10:40, два пулемета из трех удалось спасти. Потери зенитчиков - 1 убитый и один легко раненый.
Насчет торпедоносцев немцы погорячились, но сам факт утопления имеет место.
Любопытно, норвежский мотобот Juno (95 брт), утопленный в этот день, и Inno II (150 брт) - это одна и та же посудина, записанная с ошибкой, или разные суда?
Что-то о существовании Inno II известно?
Кстати, о Capadose и несовпадении ее гибели со временем наших атак. Время указано в уточняющем сообщении 2,5 месяца после первого сообщения. С одной стороны, два разных упоминания об одном событии практически исключают опечатку. С другой - большое время между сообщениями дает некоторый шанс, что зенитчики время попутали за давностью события.
Андрей Ярославоич!
Огромное спасибо Вам и Роману Ивановичу за вашу работу и за эту тему. Очень интересуюсь Севером, конвоями, действиями нашей авиации и ТКА.
По Capadose - 200 брт это почти 500 тонн водоизмещением. На самом деле, не малый кораблик. Топеда могла попасть так, что он сразу же не затонул, а какое-то время держался на плаву. Может быть сам корабль был крепким, а кроме того, груз его мог быть плавучим. Сено или стройматериалы деревянные, например....
Отредактированно АСВ46 (22.05.2015 00:17:23)
Возможно, что JUNO и INNO II одно и тоже. В регистрах Ллойда эти суденышки не числятся, но на Варсейлорс JUNO есть. Он похоже был потоплен слегка, потому что после войны бегал аж до 1962 года.
А. Кузнецов написал:
#952842
8.12.1943 норвежский теплоход "Stamsund" (864 брт) в охранении трех СКРов, шедший из Хаммерфеста в Берлевог, был атакован ПЛ. Торпеда попала и не взорвалась. Похоже, это последняя атака погибшей С-55.
Атакован был конвой UJ.1209/1206, NKI.11, пароходы STAMSUND, VALOR, ALTA, буксир LEHMWEDER. Э. Скьельд ЕМНИП сообщал про этот случай год где-то назад. Там еще одна торпеда прошла перед носом NKI.11 и одна под VALOR.
АСВ46 написал:
#952874
Возможно, что JUNO и INNO II одно и тоже. В регистрах Ллойда эти суденышки не числятся, но на Варсейлорс JUNO есть. Он похоже был потоплен слегка, потому что после войны бегал аж до 1962 года.
Возможно, действительно одно и то же. Названия созвучные и пострадали в один день. На всякий случай на warsailors надо бы спросить. Поищу свой логин/пароль на тот форум, лет 10 не заходил.
Судя по времени атаки, это "Киттихауки" 78 иап постарались. Если это так, пароход получил 2 ФАБ-250 топмачтовых (поэтому бомбы и были приняты зенитчиками за торпеды). Странновато, что после таких попаданий древнюю посудину (1886 года) восстановили.
igor написал:
#952905
Атакован был конвой UJ.1209/1206, NKI.11, пароходы STAMSUND, VALOR, ALTA, буксир LEHMWEDER. Э. Скьельд ЕМНИП сообщал про этот случай год где-то назад.
Спасибо! Пропустил это сообщение.
Надо смотреть в КТВ AOK 20. Если не забуду, погляжу, вдруг есть.
А. Кузнецов написал:
#952842
8.12.1943 норвежский теплоход "Stamsund" (864 брт) в охранении трех СКРов, шедший из Хаммерфеста в Берлевог, был атакован ПЛ. Торпеда попала и не взорвалась. Похоже, это последняя атака погибшей С-55.
А разве не "Валер" был торпедирован таким образом? См. КТВ морского коменданта Киркенеса. А вообще об этом случае писалось еще в книге про "эски", вышедшей в 2008 г.
Botik Petra Velikogo написал:
#953138
А разве не "Валер" был торпедирован таким образом?
KSV Киркенеса пишет, что 2 торпеды прошли под Валёром, еще от 2 суда/корабли уклонились. И ничего не пишет о попадании в Стамсунд, бывший в том же конвое.
Если предположить, что зенитчики ничего не перепутали, то Стамсунд или не сразу донес о попадании невзорвавшейся торпеды, или следы попадания обнаружились позже. Или попадание было не в этой атаке, а в другой, вообще в незамеченной до обнаружения следов попадания, например.
К сожалению, зенитчики не привели подробностей.
Хе. На следующий день утром на рейде Берлевога у Stamsund порвалась якорная цепь в шторм. Пароход сдрейфовал кормой на камень и сломал руль. Но сошел с камня своим ходом.
М.б. это и есть то, что зенитчики назвали попаданием торпеды.
Например, на вопрос "Что это нас так тряхнуло?" суровые полярные мореходы, не моргнув, ответили: "Торпеда попала, как обычно. Уже задолбались корпус рихтовать. Да ты не боись, они не каждый раз взрываются".
Зенитчики приняли всё всерьез и доложили о попадании по инстанции.
Впрочем, это только гипотеза.
Когда писал забыл добавить, что само по себе попадание в один ТР и проход торпед под другим при стрельбе с временным интервалом дело весьма сомнительное, хотя полностью исключить такого нельзя, например в том случае, если суда шли не в кильватер, а строем фронта.
В документах 20-й армии следов разгадки случая 25.9.44 не обнаружено. Сообщается о потоплении ОПЛ (это наши ТКА утопили V.6101) и о том, что один рыбачий катер посадили на мель. Однако даже общеизвестных потерь за тот день еще две: упоминавшийся JUNO и TERNEN в Конгс-фьорде. В другом донесение, что катер был в 50 брт, и усадили на мель его при авианалете в районе Варанегр-фьорда. Тут TERNEN вроде бы отпадает, он еще крупнее чем JUNO и потоплен севернее.
Кстати, по поводу кто все-таки потопил. В 10.45 Ил-2 атаковали конвой Lf.133.Ki, к которому мог запросто прислониться и мотобот, либо он шел сам по себе в том же районе и попал под раздачу. Это в том случае, если считать, что потопили штурмовики. Уж больно время совпадает хорошо.
Потом в 11.50-11.55 Р-40 снова в том районе, но цель для их атаки слишком хорошо попадает в немецкий отряд отколовшийся от конвоя - 2 СКР шли к плавмастерской на базе БДБ. Р-40 атаковали баржу и отдельно два небольших транспорта. Рассказы с обоих сторон довольно точно позволяют утверждать, что именно они были атакованы.
Была еще атака 6 Ил-2 в 11.00 в том же районе, и хотя пилоты не наблюдали результатов, может быть это они утопили INNO II, если такое вообще имело место быть?
А. Кузнецов написал:
#953214
само по себе попадание в один ТР и проход торпед под другим при стрельбе с временным интервалом дело весьма сомнительное
Я согласен, случай мутный, но теоретически С-55 могла добавить из кормовых аппаратов чуть позже/раньше. Время атаки зенитчики не указали, поэтому остается простор для домыслов.
Вообще донесения зенитчиков своеобразны. С одной стороны, они были непосредственными свидетелями и участниками, т.к. находились непосредственно на судах, упоминаемых ими в донесениях. С другой стороны, судя по запаздыванию донесений, связь со своим штабом у них была эпизодическая. М.б. донесения задним числом влияли на точность информации.
igor написал:
#953258
Рассказы с обоих сторон довольно точно позволяют утверждать, что именно они были атакованы.
Я атаки на этот конвой детально не разбирал, поэтому с моей стороны было бы смешно спорить.
Думаю, первым шагом к разгадке эпизода могло бы стать выяснение, существовал ли Inno II вообще, или это тот же Juno.
Вот кстати JUNO - http://www.sjohistorie.no/skip/j/1248679653.26
INNO, INNO II там никак не ищутся. Правда может быть это был не норвежский мотобот.
Однако, вот что выкопалось на Варсейлорс: http://warsailors.com/forum/read.php?1, … 3#msg-3763
Моторный катер Inno II потоплен в Финмарке 9.5.45(!), поднят и продан.
Так что существование его перестало вызывать сомнения. Мне вот в голову пришло - а может быть, наоборот дело было, и потопили Inno II, а в документах Адмирала Норвегии название исказилось и превратилось в JUNO, который не топили?
Отредактированно igor (23.05.2015 17:22:19)
igor написал:
#953258
Кстати, по поводу кто все-таки потопил. В 10.45 Ил-2 атаковали конвой Lf.133.Ki, к которому мог запросто прислониться и мотобот, либо он шел сам по себе в том же районе и попал под раздачу. Это в том случае, если считать, что потопили штурмовики. Уж больно время совпадает хорошо.Потом в 11.50-11.55 Р-40 снова в том районе, но цель для их атаки слишком хорошо попадает в немецкий отряд отколовшийся от конвоя - 2 СКР шли к плавмастерской на базе БДБ. Р-40 атаковали баржу и отдельно два небольших транспорта. Рассказы с обоих сторон довольно точно позволяют утверждать, что именно они были атакованы. Была еще атака 6 Ил-2 в 11.00 в том же районе, и хотя пилоты не наблюдали результатов, может быть это они утопили INNO II, если такое вообще имело место быть?
Остается дождаться очередной части "Без страха и упрека....". Может быть Скробач разберется в этом деле? Судя по всему, советские документы у него есть в изобилии. Может и прояснит ситуацию....
igor написал:
#953309
Однако, вот что выкопалось на Варсейлорс: http://warsailors.com/forum/read.php?1, … 3#msg-3763Моторный катер Inno II потоплен в Финмарке 9.5.45(!), поднят и продан.
Спасибо! А я сходу гуглем не нашел (искал по "Inno II" 1944).
igor написал:
#953309
а может быть, наоборот дело было, и потопили Inno II, а в документах Адмирала Норвегии название исказилось и превратилось в JUNO, который не топили?
Да, и такое возможно, действительно. Без дополнительной информации непонятно.
АСВ46 написал:
#953430
Может быть Скробач разберется в этом деле?
Посмотрим, может и что добавит.
Там было три группы штурмовиков. В 10.45 заявлено две цели. Видимо убивали его топ-мачтовики. Назвать фамилии ведущих или Скробача подождем? Назвать кто потопил или то же подождать Скробача?
Конечно подождем, зачем торопиться.
Страниц: 1